Ребенку 3 года не понимает обращенную речь

Ребенку 3 года не понимает обращенную речь thumbnail

Большинство родителей внимательно относятся к тому, как их ребенок разговаривает. Если малыш начинает рано разговаривать, при этом слова произносит чисто и внятно, это является гордостью и радостью для родителей. Это неудивительно, так как своевременное речевое развитие является гарантией того, что интеллект малыша развивается в соответствии с нормами.

А вот задержка речи, наоборот, вызывает беспокойство и относительную озабоченность. Это оправдано, так как нарушения эффективно исправляются только в возрасте от 2,5 до 7 лет. В старшем возрасте устранить проблему будет практически невозможно.

Задержка речевого развития

Задержка развития речи ребенка: первые признаки, тревожные симптомы

Ежегодно количество детей с задержкой речевого развития увеличивается. Если ребенок не понимает обращенную речь, то это является поводом для посещения специалиста. При выявлении нарушений сроков появления речи, скудного словарного запаса, дефектов произношения, в результате которых страдает образование звуков, и грамматическое оформление речи, ставится диагноз ЗРР.

Признаки ЗРР

Первые проявления задержки речи у ребенка могут проявляться еще в младенчестве. Они характеризуются тем, что малыш не начинает проявлять эмоциональных реакций в 4-месячном возрасте. Следующим тревожным симптомом считается отсутствие первых слов. Если малыш с 9-месячного возраста не пытается произносить элементарные слова, то это является признаком ЗРР.

Симптомы ЗРР

В возрасте 18 месяцев настораживающим сигналом считаются трудности с пережевыванием пищи. В двухлетнем возрасте чаще всего признаки отклонения стертые. Но при этом обязательно надо обратить внимание на развитие малыша, если его речь значительно выделяется по сравнению со сверстниками.

На заметку! Основными признаками ЗРР в двухлетнем возрасте считается отсутствие первых слов или использование малого количества слов без увеличения их численности.

Основным симптомом, свидетельствующим о проблемах с речевым развитием в 3 года, является неумение выстраивать простые предложения, состоящие из нескольких и более слов. Также об отклонениях могут говорить следующие признаки:

  • появление сложностей с пониманием элементарных просьб и указаний;
  • затруднения с пониманием небольших литературных произведений;
  • непонимание детской речи;
  • неразборчивость произношения и сочетания звуков;
  • плохое выговаривание окончаний слов;
  • нарушение речевых темпов.

Кроме перечисленных выше признаков, свидетельствовать о проблемах речевого развития может неумение выражать собственные мысли простыми предложениями.

К четырем годам дети с симптомами ЗРР значительно отличаются от своих сверстников, а признаки, свидетельствующие о развитии отставаний, становятся комплексными:

  • заметны нарушения в звуковой стороне речи;
  • во время разговора ребенок использует небольшое количество слов;
  • используются одни и те же слова и сочетания;
  • заметны трудности в построении связного высказывания;
  • наблюдается неумение образовывать грамматические формы.

Дополнительная информация! Чаще всего задержка в речевом развитии диагностируется у детей мужского пола.

Если речь ребенка старше 4 лет отличается плавностью и неуверенностью, то необходимо обязательно показать его логопеду или дефектологу для выяснения причин.

Причины задержки речи

ЗРР может быть спровоцирована как биологическими, так и психологическими факторами. Часто к проблеме приводит неправильное воспитание, которое лишает детей старания говорить. Спровоцировать развитие может недостаточное внимание, неподходящая окружающая обстановка в которой он не может получать все необходимое для правильного развития, гиперопека, а также завышенные требования со стороны родителей. Часто патологии выявляются у детей, воспитывающихся в двуязычных семьях.

Факторы ЗРР

К задержке развития речи могут привести следующие физиологические факторы:

  • нарушения слуха и зрения;
  • неврологические заболевания;
  • недоразвитость органов артикуляции;
  • поражения головного мозга и травмы;
  • гипоксия;
  • преждевременные и трудные роды;
  • травмы психологического характера;
  • алкоголизм родителей;
  • врожденные патологии, такие как синдром Дауна, аутизм, ДЦП и синдром гиперактивности.

На заметку! Когда речевые отклонения связаны с физиологическими причинами, то лечения должно быть более сложным и продолжительным, проводится разными специалистами.

Когда стоит обращаться к логопеду

Речь характеризуется как высшая психическая функция. Поэтому период внутриутробного развития является важным этапом. Часто отклонения диагностируются слишком поздно, что приводит к трудностям в получении и усвоении лечения. Чтобы этого избежать, нужно с самого рождения пристально наблюдать за малышом и понимать, что при появлении первых признаков, нужно обращать на них внимание и незамедлительно сделать все, чтобы их устранить.

Обращение к логопеду

К логопеду обязательно следует обратиться в следующих ситуациях:

  • если во время беременности диагностировалась задержка внутриутробного развития;
  • после длительного нахождения в реанимации или гипоксии;
  • при питании в первые дни или месяцы жизни через зонд;
  • при нарушениях слуха и зрения;
  • генетических синдромах;
  • повышенном внутричерепном давлении;
  • после перенесенной родовой травмы.

На заметку! Что касается непосредственно речи, то ее развитие имеет весьма размытые границы. Не следует постоянно сравнивать своего малыша со сверстниками, так как речевое становление является сугубо индивидуальным процессом.

Когда у дитя страдает только речь, то причиной часто бывают индивидуальные особенности. Если же малыш совершенно не разговаривает или произносит всего лишь несколько слов после трех лет, при этом его речь непонятна, то это повод для немедленного обращения к специалисту.

ЗРР или аутизм

Когда ребенок резко отличается от сверстников речью, поведением, выражением эмоций в безречевой форме, то это вызывает тревогу у его родителей. Часто таким детям ставится диагноз ЗРР, но в отдельных случаях подобные проявления могут свидетельствовать об аутизме. На самом деле эти два диагноза отличаются разными отклонениями и требуют своеобразного лечения.

Как отличить аутизм от ЗРР

Если наблюдается расстройство, характеризующееся нарушениями связи с внешним миром, то в таком случае диагностируется аутизм. Первые проявления у аутиста могут стать заметны уже в 2 года. Диагноз, как правило, подтверждается только к 3-5 годам.

Характеристики развития речи при раннем детском аутизме

При раннем детском аутизме наблюдаются следующие речевые нарушения:

  • речь полностью отсутствует;
  • ребенок не может выражать свои желания и потребности;
  • отсутствует реакция на речь окружающих;
  • возникают сложности с осмыслением слов, фраз;
  • отсутствует реакция на вербальные инструкции;
  • не способен строить и правильно оформлять предложения;
  • на поставленный вопрос отвечает этим же вопросом;
  • речь слишком громкая или тихая;
  • наблюдается буквальное понимание речи.

Важно! Дети с ранним аутизмом плохо понимают шутки и не могут воспринимать правильно намеки.

Что делать, если ребенок не понимает речь в 3 года

Если ребенок не понимает обращенной речи в 3 года, то самое главное — как можно раньше обратиться за помощью к специалистам. Если после проведенных исследований будет поставлен диагноз ЗРР, следует набраться терпения и проявить настойчивость.

Действия родителей при ЗРР

При диагностировании глобальных речевых расстройств назначается лекарственная терапия, магнитотерапия, дельфинотерапия, иппотерапия, электрорефлексотерапия, а также занятия с педагогом-корректором.

Ну и, конечно же, особую настойчивость и терпение должны проявлять родители. От их неспешных и последовательных действий будет во многом зависеть удачный исход лечения. О том, как дома заниматься с ребенком с задержкой речевого развития, объяснит дефектолог или логопед. Также стоит воспользоваться советами и рекомендациями специалистов, которые можно получить в интернете. Самое главное — разобраться в ситуации и понять, в результате чего произошли отклонения.

На заметку! Что касается задержки речевого развития у детей 2 лет, лечение практически ничем не отличается. Единственное, корректируется дозировка лекарственных препаратов.

Лариса Нуриева: «Развитие речи у аутичных детей» – книга в помощь родителю

Большой популярностью среди специалистов пользуется книга Нуриевой Л. Г. «Развитие речи у аутичных детей», методические разработки которой также с успехом используются для корректировки речи у детей с сенсорной и моторной алалией.

В своей книге Нуриева изложила авторскую методику, которая дает возможность на профессиональном уровне развивать как импрессивную, так и экспрессивную речь.

Книга Ларисы Геннадьевны Нуриевой

Проблемы становления речи у детей с нарушением слуха

У детей с нарушением слуха становление речи происходит не так, как у всех остальных. Процесс зависит от следующих факторов:

  • степени нарушения слуха;
  • времени возникновения дефекта;
  • педагогических усилий;
  • индивидуальных особенностей ребенка.

Важно! Как показывает практика, чем больше у ребенка снижен слух, тем сильнее страдает речь.

Если потеря слуха случилась до двухлетнего возраста, то состояние ведет к полному отсутствию речи и малыш признается инвалидом. В такой ситуации показана инвалидность по речи у детей, как оформить ее рассказывает врач. При потере слуха в возрасте от 3 до 3,5 лет наблюдается утрата сформированной речи, и малыш становится неговорящим.

Практически полностью речь распадается у детей, которые потеряли слух в период с 4 до 5 лет. В этих случаях также может оформляться инвалидность.

Сильно искажается речь при потере слуха в 6-7 лет. Сохранный результат, даже при профессиональном лечении невозможен. Если потеря слуха происходит после 7 лет, то речь может быть сохранена, если будут проводиться систематические коррекционные работы.

Коррекционно-развивающие методики обучения речи неслышащих детей

Реализовать воспитательный, образовательный, развивающий и коррекционный процесс для глухих детей можно лишь при условии специальной методики. Это объясняется тем, что неслышащие дети обладают специфическими физиологическими и психическими особенностями. Им необходимы специальные материалы и особенный подход.

Для достижения результатов должны использоваться различные по характеру приемы, формы и методы обучения. Подробно с методиками обучения речи неслышащих детей наглядно знакомит Комаровский.

Коррекционно-развивающие занятия

Особенности формирования речи у детей с умственной отсталостью

Развитие особенностей речи умственно отсталых детей характеризуется существенной задержкой речевого становления и недоразвития всех компонентов. Формирование речевых навыков совершается у таких детей с большим опозданием и аномалиями. У них страдают все стороны, а наиболее нарушенной является семантика.

Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью

Умственная отсталость не классифицируется как особое состояние или отдельное заболевание. Такие дети характеризуются существенными отклонениями в развитии моторики. Они гораздо позже начинают ходить, сидеть, стоять, снижается возможность ребенка знакомиться с окружающими предметами и ориентироваться в пространстве, а также они очень поздно начинают реагировать на слова и просьбы.

На заметку! Память, мышление, речевые навыки развиваются с большими отклонениями. В действиях заметны нерешимость и малоэмоциональность.

Особенности речи

Речевое становление умственно отсталых детей происходит своеобразно и с большими запозданиями. Они поздно и не так активно, как обычные дети, вступают в эмоциональный контакт с родственниками. Многие умственно отсталые дети произносят свои первые слова в возрасте 3 лет. В результате отставания дети плохо взаимодействуют с взрослыми и сверстниками.

Фонетическая и интонационно-выразительная сторона речи

Распространенным речевым нарушением среди малышей с умственной отсталостью является стертая дизартрия. Это отклонение проявляется в расстройствах фонетического и интонационно-выразительного компонента. При этом у детей наблюдается неразборчивость, невнятность и отсутствие эмоционального рисунка.

Совершенствование интонационной выразительности

Особенности словаря и речевая регуляция деятельности детей

У умственно отсталых детей речь рассматривается как особый вид деятельности и познавательный процесс. Недостатки речи у таких ребят встречаются очень часто, поэтому развивать ее необходимо систематически.

Эндогенные и экзогенные причины отсталости

К нарушениям психического или физического развития детей приводят эндогенные или экзогенные факторы.

К эндогенным относятся определенные заболевания, как наследственные, так и приобретенные. К экзогенным причинам причисляются травмы, отравления и инфекционные заболевания матери во время беременности, а также неполноценное питание и резус-конфликт.г

При появлении признаков, свидетельствующих о задержке речевого развития, необходимо незамедлительно обращаться за помощью. Только в таком случае можно максимально быстро компенсировать отклонение.

После постановки диагноза и назначении лечения, надо следовать всем рекомендациям м обязательно дополнять работу дефектолога медикаментозным и физиотерапевтическим лечением. В сочетании все перечисленные мероприятия помогут исправить ситуацию и позволят ребенку в полной мере использовать собственные возможности.

Источник

  • 07.11.18

    Во-первых – запишитесь на ПМПК, очередь там большая, будете долго ждать, а инвалидность без их рекомендаций могут и не дать, во-вторых сходите к завотделением поликлиники с рекомендациями от Вашего невролога и встаньте в очередь на реабилитацию в центр на каландаришвили или МЦ, потом снова к Вашему неврологу, он даст список врачей, которых нужно пройти для МСЭК и да, пройдите обязательно психиатра, чтобы исключить РАС.

    • 07.11.18

      julietta1234, спасибо большое а пмпк куда записаться мы находимся в улусе

    • 07.11.18

      мамама, это Вам нужно узнавать у себя, я только по якутску могу посоветовать(

    • 07.11.18

      мамама, улуус центрыгар баара боло Мсэк бараргытыгар этиэхтэхэ,холобур биьи Мэнэ-Ханаласпыт ПМПК ааьарбытыгар 1 ыйынан тубэспиппит ол кэннэ Мсэк очерадтаан эмиэ 1 ыйынан ынырбыттара

    • 25.11.18

      мамама, Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения

      Ломоносова, 35/5
      тел. +7 (4112) 507-110 (приемная)
      тел. +7 (4112) 507-111 (приемная)
      тел. +7 (4112) 507-112
      тел. +7 (4112) 507-113
      тел. +7 (4112) 507-114

    • 25.11.18

      только для улусов

  • 07.11.18

    в нерюнгри есть хороший реабилитационный центр. Очень хвалят

  • 07.11.18

    Не надо так за это переживать! Все будет хорошо! У меня племянница начала разговаривать в 4,5 года. Сейчас она отличница и победительница российских танцевальных конкурсов. Все будет хорошо! Делайте, что врачи говорят, сходите в церковь и продолжайте развивать ребенка. Для поднятия духа и силы пройдите Тест Воликова на сайте Мир прогнозов! Вам сейчас особенно нужен сильный характер и терпение! Все будет хорошо!

    • 13.05.19

      2018_Ася, а племянница отзывалась и понимала обращенную речь? У нас ребенок на имя не отвлекается и не понимает обращенную речь + еще гипер активен. Прошли психиатра и сурдолога( у этих врачей он здоров). ходим на занятия к дифектологу. Прошли элциефограмму. Сейчас начали ездить к остеопату. Самое страшное мы не знаем ребенок дагонит всех или нет? Чего ждать ? У кого такая же ситуация была напишите что делали и какой результат! Нам 2.6 года.

    • 20.09.19

      2018_Ася, ЭТО НЕ ПРОЙДЕТ. У НИХ ДРУГОЙ СЛУЧАЙ ИМ СРОЧНОМ ПОРЯКЕ НУЖНО ОБРАЩАТЬСЯ К СПЕЦИАЛИСТАМ

    • 12.03.20

      07031989, можно ваш вотсап. У нас точь-в-точь

    • 25.03.20

      07031989, А что вам сказали на ЭЭГ?

  • 07.11.18

    Ладно разговаривать,но речь не понимать,это же .конечно что то не так.Может аутизм.

    • 11.11.18

      Буша_, да все симптомы очень похожи

    • 12.11.18

      Пишут что от прививки АКДС,может это правда?Я вот сколько помню.таких детей раньше не было,но и была ли эта прививка в 60-70 года не знаю.

  • 07.11.18

    У моего сына точно такой диагноз.
    Первым делом не спешите с инвалидностью.
    Сходите к неврологу, требуйте, прямо требуйте !!! направление в реабилитационный центр. Нам сейчас 5 лет.
    Говорит не хуже сверстников и даже счету уже научились! Все ваших руках. Не запускайте! Ещё есть время нагнать без последствий.
    Осталась небольшая проблема с восприятием и запоминанием. Но это ничего, мы обязательно нагоним и догоним.
    И вы поторопитесь.

    • 11.11.18

      Маматоля, ваш сын понимал обращенную речь

    • 11.11.18

      Маматоля, почему это не спешить с инвалидностью? Вот с ней то как раз тянуть и не стоит при таких симптомах, сейчас ни в один реацентр без инвалидности не попадешь – это раз, во-вторых чтобы вытащить ребенка с ЗПР и сенсо-моторной алалией – это куча денег на специалистов, процедур, без инвалидности не попадешь по квоте через ВК в другой регион на обследование. Невролог направлений на реабилитацию не дает – это делает завотделением и то у них сколько-то талончиков в месяц (допустим 2) и в первую очередь эти талончики как раз-таки получают дети с инвалидностью. Дай Бог, инвалидность со временем снимут и воспоминания о ней останется только в старых архивах и голове родителей, понятно, что это “страшное” слово, но нужно понимать, что в нашем бюрократическом государстве даже такая минимальная помощь – уже подспорье.

  • 20.11.18

    Здравствуйте, очень похоже на нашу ситуацию. Нашему ребенку 3 года 7 месяцев уже и также словарный запас 0. Диагноз нам поставили цнс зпр. Вчера бюро МСЭК не признал нашего ребенка инвалидом, сказали занимайтесь сами нанимайте логопеда если вас не устраивает решение комиссии подавайте на обжалование либо в суд. Несмотря на все рекомендации и заключения врачей. Мы ходили в реабилитационный центр по каландарашвили и в медцентр, но к сожалению совсем без результатов. В плане мы расчитывали пройти реабилитацию в Нерюнгри но теперь даже назнаем что делать.

    • 20.11.18

      Игорь, добрый день! https://www.mseykt.ru вот сайт нашего мсэка, там в документах есть заявление на обжалование, Вы можете попросить другой состав комиссии или обжаловать в Центральный МСЭК. Почти в 4 года с Вашими показаниями отсутствия речи и понимания инвалидность должны дать. У Вас выписка от психиатра есть? Были у психолога из Котенко?

    • 20.11.18

      Игорь, вам необходимо обратиться к педагогу дефектологу для занятий с ребёнком . Основной задачей работы учителя – дефектолога является повышение уровня психического развития детей : интеллектуального, эмоционального и социального.
      Педагог обеспечивает коррекцию (исправление и ослабление) негативных тенденций развития; предупреждает появление вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе. В работе учитель – дефектолог использует наглядные, практические, технические средства реабилитации и проводит коррекционные занятия в игровой форме по индивидуальному плану. Нет общей методики, которая помогает абсолютно всем, необходим индивидуальный подход.
      Очень важно, чтобы родители, заметив у малыша признаки задержки речевого развития, не просто уповали на помощь специалистов, но и сами активно занимались с ребенком. Дефектолог помогает выбрать направление той работы, которую ежедневно и ежечасно придётся проводить родным ребёнка. 89142953314

    • 23.11.18

      julietta1234, Да сразу написал на обжалование. Выписка от психиатра есть, на Котенко не были.

    • 23.11.18

      Игорь, нам тоже в марте отказали нам было тогда 3г 8 полное отсуствие речи, не понимал обращенную речь( сказали что по речи с 4 лет только дают инвалидность). в нюрбу сьездили сами в реаб центр потом приехали обжаловали и в 3 г 11м( в мае) ТОЖЕ отказали сказали роп цнс онр 1 уровня эхолалия это не диагноз, и что нет заключение ВК ЯРПНД( после этого в реаб центре по каландаришвили были) . после этого мы пошли психиатру, психиатр направил ВК ЯРПНД, прошли комиссию. повторно подали на этот раз через психиатра подали заявление на мсэ. в сентябре нам одобрили

    • 23.11.18

      Игорь, через психиатра сразу идите

  • 22.11.18

    Здравствуйте, нашему сыну 3 с половиной года диагноз: Резидуально-органическое поражение ЦНС, Задержка психо-речевого развития грубая форма с аутоподобным поведением, системное недоразвитие речи 1 уровня. Проходим Мсэк, в эти дни должны вылететь Якутск и пройти. У кого нибудь есть группа в ватсапе родителей с детьми с таким или похожим диагнозом добавьте плизз 89841061486

  • 24.11.18

    Нам тоже поставили роп цнс зпрр, мы весной в медцентре обследование проходили (3 года было)и нам сразу психитар и невролог сказали до осени не заговорит оформляй инвалидность не тяните. Мы не заговорили и на реабилитацию так и не попали, с весной встали в очередь. Месяц назад я зашла к своему неврологу на прием и сказала нам что в Мц сказали оформлять инвалидность, она не хотя сказала ну давайте. За две недели прошли всех специалистов и пмпк. В мсэк тётенька тоже намекнула что типа у вас ребёнок избалованный, гиперопека, психиатр ваш ничего особенного не написала. Я ей ответила что есть выписка из мц там психиатр написала зпрр, она попросила выписку и карточку привезти. Привезли все и нас отправили к сурдологу, я быстро побежала в поликлинику нашу 3 они как всегда ждите две недели(пока это бюрократия направление И так далее)
    Но я решила на прямую в мц пойти и поговорить, нас приняли сурдолог, диефтолог, психитр, логопед. Через три дня я выписку привезла и нам через день дали розовую бумажку. ( зелёный свет).
    Вот сегодня даже с поликлиники позвонили и сказали что для нас место есть в реабилитационный центр в хатассах.
    Дорогие мамы только от нас зависит здоровье наших детей, иногда нужно где то быть настырными и требовать. Чем раньше реабилитация тем раньше ребенок выздоровеет.

  • 25.11.18

    89142336930 детский сад для детей с проблемами, очень довольны, у нас те же проблемы, роп цнс, зпрр, аутизм пока не ставят

  • 17.09.19

    Здравствуйте. Скажите пожалуйста, есть ли у вас какие-то изменения?

  • 17.09.19

    мой сын тоже в 3 года не говорил,но понимал. Помогло медикаментозное лечение на мой взгляд,хотя логопед,реабилитация тоже была.

    • 19.03.20

      Кнут, уточните пожалуйста, что за лечение помогло? Куда обращаться?

  • 17.09.19

    у нас тоже так было, сейчас 5 лет. сейчас говорит без умолку. В детскую площадку пускали с детьми больше играть летом, вот лучшее лекарство от ЗПР. Побольше игр со сверстниками и все будет ок.

  • 17.09.19

    Здравствуйте. У нас такая же проблема. Скажите пожалуйста, у вас на данный момент все так же или есть сдвиги?

  • 19.03.20

    здравствуйте у меня внучка тоже не говорит , вернее пытается но не может . Жили до осени в Москве. Нам летом будет пять лет.

    • 19.03.20

      NikolayTsypandin, сколько лет? не теряйте времени.К неврологу по м/ж идите ,скажет инвалидность оформлять или нет, назначит лечение и на реабилитацию вочередь поставят на каландаришвили, Пно или в Хатассах

  • 20.03.20

    У меня у родственников мальчики двойняшки и только почти в три года врачи обнаружили что второй ребенок не слышит, потому что он повторял все поступки за своим братом, а то что когда то не реагировал на зов родителей, не обращали внимания.

  • 20.03.20

    Автору:кажется одно из наихудших:аутизм.Это ппц, говорить вряд ли будет, не слышит как будто и не сосредотачивает внимание, плюс издает ультразвуки кричит, гиперактивен, забирается на верхотуры, глаз да глаз за ним, еще не спят по 3 суток.И так всю жизнь

  • 02.06.20

    У меня соседи сверху… Бабушка, мама и ребенок мальчик, сейчас ему 3,5 года… Это просто ужас! Он не говорит, вместо этого издает, простите, животные звуки, слушать это невыносимо… Ничего не понимает, к нему обращаешься, он в глаза не смотрит, постоянно рвется куда-то… Ужас! Дома находится невыносимо, стук, бег, бросание предметов, животные звуки и плач… И это целыми днями до глубокой ночи! Лечить его они не собираются, для них он полностью здоров!

    • 05.06.20

      Просто так, а вы откуда знаете что они не лечат. Может у ребенка аутизм, будьте терпеливее)

Авторизуйтесь, чтобы комментировать

Ваши данные будут надежно защищены и не будут переданы третьим лицам

Источник