Ребенку 3 года не отвечает на вопросы а повторяет

Ребенку 3 года не отвечает на вопросы а повторяет thumbnail

260 просмотров

3 мая 2020

Здравствуйте. Моему сыну 3 года 7 месяцев. Повторяет все слова. Собирает пазлы, конструктор, знает цифры и буквы, умеет считать. Гиперактивности нет. Может спокойно сидеть и рисовать, раскрашивать. Знает много песенок, всех животных, героев мультиков. Вроде все нормально. Но не говорит диалогом. Он не отвечает, когда его спрашиваешь, а просто повторяет мои слова. Например “Ты хочешь кушать?” Он радостно кричит “кушать”. Значит хочет. Может сам позвать “пойдём на улицу, пойдём к бабе, кашу с мясом, давай играть в игрушки”. А если я его спрашиваю например “ты кушал”. Ответ кушал. Что ты кушал. Ответ кушал. Ты кашу кушал. Ответ кашу. Или супчик. Ответ супчик. Вот как то так. Хотя когда я его прошу что то сделать – убрать игрушки, выбросить мусор, что-то принести, он все выполняет. В его возрасте ребёнок должен уже хорошо общаться. А у нас проблема. Подскажите, пожалуйста, почему так может происходить? И к каким специалистам показаться?

На сервисе СпросиВрача доступна консультация педиатра онлайн по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!

фотография пользователя

Акушер, Гинеколог

Добрый день.
Ничего патологического я не вижу.
Почему вы решили что в этом возрасте ребенок должен строить какие то сложные предложения.
Все очень индивидуально.
Вам необходимо набраться немного терпения.

Евгения, 2 мая

Клиент

Алексей, дело не в сложных предложениях. А в том что он не отвечает. Например: тебе холодно, ответ холодно или не холодно, ответ не холодно. На мой вопрос он повторяет мои слова

фотография пользователя

Акушер, Гинеколог

Ничего патологического в этом я не вижу.
Это норма для ребенка данного возраста.

фотография пользователя

Педиатр

Здравствуйте! Попробуйте изменить форму обучения. Посмотрите в сети программку ” игры для тигры”. Ему понравится играть с его героем , думаю, он научите но многим полезным навыкам

фотография пользователя

Офтальмолог, Окулист

Здравствуйте.
Для вашего спокойствия обратитесь к дефектологу.
Хотя я считаю, что все дети развиваются индивидуально и может он так привык сразу отвечать, а вы его не поправляли до поры, до времени пока был совсем маленький.
Тут много нюансов, ребенок слышит взрослую речь и речь, обращенную к нему и подражает.
Старайтесь ему объяснять как отвечать и говорить и сами отвечайте или говорите с ним полными предложениями

фотография пользователя

Акушер, Гинеколог, Детский гинеколог

Здравствуйте. Вы сами написали, что он может сам попросить, сказать о чем-то. Значит проблемы как таковой и нет. Возможно, что вы задаёте вопросы, когда ребёнок чем-то увлечён. Здесь он может вообще не отреагировать никак.

фотография пользователя

Анестезиолог-реаниматолог, Педиатр

Доброй ночи. Возраст небольшой. Пока ничего страшного. Но любую проблему лучше выявлять на ранних стадиях. Раз вас беспокоит это, сходите по окончании карантина к психиатру или психологу. В разных поликлиниках разные специалисты. У нас это психиатр. Он оценивает психоречевое развитие ребенка. Вам подскажут норма ли это и нужно ли что-то делать. Обычный педиатр вам тут не подскажет точно.
Также можно посетить логопеда – он тоже проводит диагностику проблем речи и устранение этих проблем.
И вот если эти доктора сочтут нужным – коррекцию может проводить дефектолог. Порядок обращения к врачам скорее такой.

фотография пользователя

Анестезиолог-реаниматолог, Педиатр

То, что ребенок все понимает, может сам сказать или спросить это хорошо. Диалог может выстроиться позже. Но я бы тоже предпочла не сидеть и ждать, когда заговорит, а показать специалистам, чтобы понять – ждать или действовать

Евгения, 3 мая

Клиент

Зоя, дело в том, что когда его спрашиваешь, он просто повторяет слова. Долго учила его отвечать на вопрос как тебя зовут. Спрашиваешь как тебя зовут? Ответ как тебя зовут. Объясняю я мама, это папа, ты Миша. Повторяет. Спрашиваешь кто ты? Миша. А как тебя зовут? Не говорит. Довольно долго учились. Сейчас привык. А на другие вопросы просто повторяет. Как дела? Ответ как дела. Скажи хорошо. Ответ хорошо. Опять как дела? Ответ как дела. Ты кушал? Кушал. Или не кушал? Не кушал. А что ты кушал? Кушал. Ты кашу кушал? Кашу. Или супчик? Супчик. Вот так у нас диалог встраивается. В его возрасте дети отвечают на элементарные вопросы. В целом он очень много знает. Смотрит видео для детей. И от туда учит сам буквы, цифры, животных и многое другое. Мы даже иногда удивляемся сколько он знает. Цвета знает на русском и на английском. Да много чего. А диалогом не говорит.
.

фотография пользователя

Анестезиолог-реаниматолог, Педиатр

Посетите психиатра и логопеда. Она помогут вам понять причину

фотография пользователя

Педиатр

Здравствуйте сдайте кровь на ттг т4 т3
Нейроинфекции
Узи щитовидной железы

фотография пользователя

Педиатр, Терапевт, Массажист

Как он начинает диалог? Тоже односложными предложениями?

Евгения, 3 мая

Клиент

Наталья, дело в том, что когда его спрашиваешь, он просто повторяет слова. Долго учила его отвечать на вопрос как тебя зовут. Спрашиваешь как тебя зовут? Ответ как тебя зовут. Объясняю я мама, это папа, ты Миша. Повторяет. Спрашиваешь кто ты? Миша. А как тебя зовут? Не говорит. Довольно долго учились. Сейчас привык. А на другие вопросы просто повторяет. Как дела? Ответ как дела. Скажи хорошо. Ответ хорошо. Опять как дела? Ответ как дела. Ты кушал? Кушал. Или не кушал? Не кушал. А что ты кушал? Кушал. Ты кашу кушал? Кашу. Или супчик? Супчик. Вот так у нас диалог встраивается. В его возрасте дети отвечают на элементарные вопросы. В целом он очень много знает. Смотрит видео для детей. И от туда учит сам буквы, цифры, животных и многое другое. Мы даже иногда удивляемся сколько он знает. Цвета знает на русском и на английском. Да много чего. А диалогом не говорит. Хотя если спросить кто это, какой это цвет, посчитай, где глазки, ушки и тд, он все отвечает. Сам начинает: мама, папа привет, когда мы приходим, пойдём на улицу, давай играть в игрушки, давай порисуем и тд

фотография пользователя

Педиатр, Терапевт, Массажист

Ну на самом деле, у него есть простые предложения при адресации вопросы к вам. Я могу предположить, что отвечая на ваши вопросы он пытается свести общение к минимуму. То есть ребёнок в принципе не очень любит общаться. Я могу только предположить что это указывает на легкую степень аутистичности. Учитывая что вы описали, нормальное развитие интеллекта, это может быть совсем легкий вариант. Но обязательно и логопед и дефектолог. Просто, чем раньше начато лечение, тем лучше у него эффект. Это на самом деле так.

фотография пользователя

Педиатр

По вашему рассказу нарушения в развитии речи не вижу.
Можете конечно для своего успокоения показаться неврологу и логопеду.

фотография пользователя

Педиатр, Терапевт

Здравствуйте. Пока в пределах нормы, после снятия самоизоляции посетите врача ОЧНО. С уважением. Здоровья и удачи.

фотография пользователя

Окулист, Офтальмолог

Здравствуйте Евгения, по вашему рассказу, ребёнок развитый, и глубокой патологии нет. Головной мозг с центром речи развивается у каждого ребёнка в своём ритме. Для запуска речи, есть огромное количество дидактик и специализированных игр. Например Кузятут, слушать интересно и.т.д. Дети все познают через игру и это наиболее комфортный способ, чем ходить в поликлинике и посещать всех подряд специалистов.

фотография пользователя

Педиатр

Здравствуйте. У вашего ребенка развиты память и воспроизведение навыков. Центры абстрактного и ассоциативного мышления практически не развиваются. Рекомендую консультации психолога и психиатра. Еще последите за его дыханием, Нарушение носового дыхания приводит к спазму сосудов лобных долей головного мозга, где и находятся эти центры. И если ребенок в основном дышит ртом, особенно длительное время, и (или) храпит во сне, рекомендую еще консультацию ЛОР- врача.

Евгения, 4 мая

Клиент

Сергей, здравствуйте. Проблем с носовым дыханием нету. Дышит носом хорошо. В 10 месяцев он у нас упал и ударался сильно. После этого заметила изменения в поведении. Голову постоянно мне на плечо ложил, на имя не реагировал как будто не слышит. Потом все прошло. Не лечили. Могло ли это повлиять? И к какому врачу обращаться?

фотография пользователя

Педиатр

Здравствуйте, Травма с такими последствиями вполне могла повлиять. Возможно было небольшое кровоизлияние. Рекомендую начать с консультации невролога. И вопрос: в течение этого времени какое то обследование в плане неврологии делали? М-Эхо, ЭЭГ (хотя бы).

Евгения, 4 мая

Клиент

Сергей, нет, никах обследований не проводили. Обращались к неврологу в 2 года с тем, что он не говорит. Нам прописали массаж, электрофорез и глицин. Сказали наблюдать. Вскоре начал говорить. К неврологу больше не обращались. Сейчас повторяет все. Смотрит обучающие видео. Много оттуда знает. Сам выучил буквы и цифры, причём на русском и на английском. Сами удивляемся тому сколько он знает, причём довольно сложные слова. Но выговаривает плохо. А с диалогом проблемы. При чем если я его спрашиваю, покажи что то на картинке или кто это, какой это цвет, как зовут героев мультфильмов и тд. Он все отвечает. Принеси, унеси, собери игрушки. Все делает или говорит не хочу игрушки собирать. А на такие вопросы Как дела, что ты кушал, куда ты ходил. Он повторяет мои слова.

фотография пользователя

Педиатр

Он должен видеть движение ваших губ и вашего лица во время живой речи. Мультики и развивающие программы (тем более дублированные) этого не дают. Читайте ему сказки, а особенно детские стихи ( начните с Барто или других детских поэтов). И займитесь ритмикой (например танцами). Простыми, без фанатизма. Для развития речевых центров -занятия мелкой моторикой (лепить, рисовать, собирать мозаику-не пазлы и т.д.).

фотография пользователя

Педиатр

И еще консультацию невролога.

фотография пользователя

Окулист, Офтальмолог

Здравствуйте. Для данного детского возраста все очень индивидуально. Сейчас поводов для паники и волнения нет.
1) Нужно больше разговаривать с ребенком, играть в развивающие игры. Думаю, что Вы сами это знаете.
2) Конечно, если Вам неспокойно, посетите логопеда (дефектолога).
Ребёночек доношенный? Неврологических патологий нет?

фотография пользователя

ЛОР

Здравствуйте. Нарушения речи не видно. Обратитесь непосредственно к логопеду.

Оцените, насколько были полезны ответы врачей

Проголосовало 0 человек,

средняя оценка 0

Что делать, если я не нашел ответ на свой вопрос?

Если у Вас похожий или аналогичный вопрос, но Вы не нашли на него ответ – задайте свой вопрос врачу онлайн.

Если Вы хотите получить более подробную консультацию врача и решить проблему быстро и индивидуально – задайте платный вопрос в приватном личном сообщении. Будьте здоровы!

Источник

Ребенок не отвечает на вопросы. Нет диалога. Говорит фразами из мультиков.

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, понять масштаб проблемы.
Дочке 3,5 года. Говорит хорошо, звуки вроде все произносит, все понимает, знает алфавит, считает до 20, всех животных, кто как говорит, формы, цвета-даже самые сложные, стихи, выполняет все просьбы. Но у нас нет диалога.Говорить начала относительно недавно.Нет, конечно, и в год и в 2 были отдельные слова и словосочетания, и цвета с буквами еще до 2 лет выучила, но активные словосочетания,фразы появились ближе к 3, в 3.А вот диалога нет, на вопросы не отвечает.Не на все.Кто это? Что это? Какого цвета? Сколько? Где? И т.п. отвечает охотно. Но на вопросы типа: что ты делала? Что ты кушаешь? Что папа делает? Что ты видела? -не отвечает и как будто не понимает. Просьбы все выполняет.Ну условно:Стой, иди сюда, принеси это, найди то-то, залезай сюда, подними, не трогай, нарисуй это, дай мне карандаш такого-то цвета..Давай поиграем в мяч, пойдем гулять т.п.-все понимает и выполняет.
Книжки читать любит.Просит почитать:Читай книжку.Слушает внимательно.Сама может потом взять книжку и имитирует чтение-наизусть пересказывает.Что-то коряво, что-то пропускает, но все помнит.Иногда читаю и останавливаюсь.Она может продолжить. А если я нарочно ошибусь в словах-не так прочитаю как в оригинале или песенку спою и слова перепутаю-проявляет недовольство.
Но что очень беспокоит:говорит вот этими заученными фразами.Что-то где-то от меня услышит, что-то по телевизору.Из мультиков фразы.Из сказок, из стихов..Иногда не к месту.Иногда к месту.Например, услышала, что ребёнок плачет, прибежала и говорит:Малыш, ты почему плачешь?Но ответ ей не нужен, мне кажется,на этот вопрос.Просто заученная некогда фраза и понимание, что ребёнок плачет. Сама предложений не строит особо, иногда на мой вопрос-говорит какую-то левую фразу , что в голове всплывет из мультика.Или игнорирует.
Иногда просит жестами, например, вместо того, чтоб сказать: «я хочу есть» или «дай пить» приносит чашку или тарелку, или если что-то нужно достать хнычет и тянет руку к этому предмету.Когда стараюсь игнорировать ее такую «просьбу», чтоб она сказала словами, говорит:Достать.Спрашиваю что достать? Может не ответить.Иногда называет предмет, который хочет получить.Например:Достать мяч. Или просто «мяч»
Любит рисовать-хорошо раскрашивает, аккуратно.Просит рисовать ей.Любит наблюдать как я рисую и потом раскрашивает мои рисунки.Говорит:Нарисуй мишку.Нарисуй кошку и т.д. Если чем-то усердно занята, если попросить ее что-то сделать-встает и делает.Но если что-то спросить, (ну кроме тех вопросов которые она хорошо знает)либо игнорирует, либо что-то о своем не по теме начинает болтать.Вроде как знает, что нужно ответить-а что не знает, поэтому говорит то, что в голову придет. И по теме и нет.С игрушками играет-присутствуют ролевые игры.Например засунет игрушку-персонажа куда-нибудь и говорит:Я застрял.Помогите!(опять фраза из мультика) И т.д.То есть вроде к месту все.Но такое чувство, что она разыгрывает сценки увиденные в мультике где-то.Мультики, кстати, не часто смотрит.
Недовольства проявляет либо криком.Не крик даже и не хныканье, а что-то среднее.Такой недовольный возглас-нытье.Не знаю как объяснить. Ну или убегает просто.
Ответы на вопросы типа «Да» и «нет» тоже отсутствуют.
Задаю ей вопросы, она не отвечает.Тогда я отвечаю сама на поставленный вопрос, но бестолку.
В общем, беспокоит отсутсвие диалога нормального и эти заученные фразы к месту и не к месту-стихи, фразы из мультиков и т.д. Сама себя как будто развлекает этим-прокручивает в голове понравившиеся сюжеты и выдает.Эхолалии это или что?За мной не всегда повторяет.Игнорирует.Иногда повторит фразу, иногда последнее слово из фразы, иногда слово из середины фразы. Какое понравится-то и скажет. Говорит все звуки чисто, слова чисто.Пассивный словарный запас большой очень..Иногда может и белиберду какую-то наговорить.Как бы интонацией только без букв может что-то мычать.Иногда может сказать неправильно, но исправляет сама себя.Например, показываю ей картинку с ежиком.Спрашиваю:Это кто? Отвечает:Жорик.Потом сама себя исправляет:Ежик.
Родилась преждевременно-36,6, но сказали ребенок доношен.По апгар 8/9.Был гестоз в 26 недель.Но легкая форма, прокапали и домой отпустили,потом все в порядке.У меня и первые роды преждевременные были-там все тяжелее, но проблем с развитием у старшего сына не было никогда.Да и дочь вроде нормально развивалась-гулила,повторяла звуки, лепетала и т.д.
По отношению к другим детям-без агрессии, наблюдает, играет рядом, не стремается и не стремится уйти, подходит, берет из рук игрушки.Вообще сложно сказать на самом деле-у нас на площадках и детей особо нет. В садик мы не ходим.Точнее осенью пошли, но потом мы вынуждены были переехать и я забрала документы.Отходили неделю где-то.Там не знаю как она общалась с другими детьми, но там все новое для нее было. Воспитатели говорили, что вся пока в новых игрушках. Но это нормально для первых дней в садике.Истерик не было.А там уж не знаю.Со старшим братом так же.Рисует с ним,если предложит.играет, любит когда он ее щекотит и т.д.Если он что-то делает, подходит, смотрит с интересом. Смеется, когда он ее как-то пытается развеселить. С нами так же.Любит всякие контактные игры, когда папа например ее там подбрасывает по всякому и т.д.Всякие «по кочкам» всегда очень любила и т.п., танцует если ей петь.Но и может спокойно сама заниматься, не требуя участия взрослого или кого-то.Но быстро начинает скучать, приходит, сует карандаши или книгу, то есть требует какого-то участия.С братом в диалог не вступает так же как с нами.Если спросит что-то, ну привычные для нее вопросы,ответит как и нам.Но прям чтоб тянуться к нему не тянется.В однообразное что-то не играет.Играет в игрушки, потом переключается на книжки,на рисование, аппликации делаем.Игры разные.Нет такого, чтоб часами во что-то уткнулась и сидела.Легко переключается с одного занятия на другое.Например, если она сидит и играет и я предложу ей в мячик поиграть-с удовольствием поддержит.Если сидит раскрашивает и я вдруг говорю:Лера, принеси мне зайчика! Встанет и принесет. Или если зову покушать, а она занята-прибежит.И на зов в принципе всегда придет из другой комнаты даже когда занята.Круги не нарезает, из угла в угол не ходит. Чтоб нельзя было расшевелить-такого нет. Усидчивость есть, если занятие интересное.Но и легко можно на другое занятие переключить.Не носится по дому.
В целом и истерик нет от нее никаких.Наоборот, любит и посмеяться и на смешные звуки реагирует смехом. Улыбчивая.С чужими людьми осторожничает скорее всего, но не пугается, не истерит.С врачами на контакт идет, не дёргается от прикосновений.
Вообще истерик нет.Только если что-то запретить или отнять-недовольный возглас будет делать-не знаю как описать.Ну типа захнычет, но без слез. Ну и нормально запреты тоже воспринимает.
Вот когда не понимаю ее-проявляет тоже недовольство.Когда требую от нее чтоб словами сказала.Но если я продолжаю «не понимать»-успокаивается и уходит другим чем-то заниматься.Потом может снова подойти с той же «просьбой», когда вспомнит.
Или вот если я неправильно назову цвет который она показывает,тоже может возмущаться пока я не исправлюсь.Так же если я понимаю, что она просит попить, я спрашиваю: а что тебе налить? Чай или сок? Она не отвечает.Просто требует чтоб налила.Тогда я спрашиваю:тебе налить чай? Она хнычет недовольно(точнее возмущается как бы. Тебе налить сок? И тогда она бежит на кухню-типа я угадала.Хотя прекрасно может сказать «Сок».Но не понимаю почему не говорит…

К какому специалисту лучше обратиться? И насколько все серьезно, учитывая наш возраст и то, что она сравнительно недавно стала активно говорить?
Начиталась про аутизм-вообще дурно стало(Как мне правильно выстраивать с ней диалог? Мне кажется, это моя вина( Когда учила ее говорить-радовалась каждому слову, каждой фразочке, читала книги и радовалась что она запоминает и повторяет. И видимо совсем не выстраивала с ней диалог, понимала ее с полувзгляда. Что же это? Моя вина? Или отклонение в развитии?
Как мне помочь ей? Как все исправить?((((

Спасибо большое.

Источник

Переводчик: Марина Лелюхина
Редактор: Марина Лелюхина
Оригинал: https://www.speechandlanguagekids.com/echolalia-when-children-repeat-what-you-say/
Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь:https://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста

Что такое эхолалия?

Эхолалия — это термин который используют для того чтобы описать ситуацию, когда ребенок повторяет или имитирует речь другого человека. Например, если вы спрашиваете его «Хочешь печенье?» он говорит «печенье» а не «да, хочу». Также существует так называемая «отсроченная эхолалия», когда ребенок повторяет что-то, что слышал когда-то, не обязательно только что. Например он может повторять реплики из любимого фильма, даже если он сейчас не идет по телевизору.

Эхолалия — это нормально?

Если кратко: иногда

Эхолалия — повторение услышанного — нормальная часть речевого развития. Дети, которые учатся говорить, постоянно повторяют за другими. Если я спрошу своего годовалого сына, хочет ли он купаться, он сразу отреагирует — «купаааа» ( ему не до конца даются окончания). Он пока не может сказать «да», а просто повторяет последнее слово в вопросе.  Дети учатся говорить, повторяя то, что слышат вокруг. Со временем они учатся выстраивать свои собственные высказывания и можно увидеть как эхо-реакции возникают все реже и потребность в них снижается.

Однако, некоторые дети не перерастают эхолалии. Они продолжают в основном повторять слова других людей и крайне редко говорят что-то самостоятельно. Многие дети совсем ничего не говорят, кроме строчек из фильмов или телепередач, которые смотрели ранее. Такая форма эхолалии говорит о том, что развитие речи у ребенка нарушено и по каким-то причинам ему трудно учиться говорить.

Когда эхолалия должна прекратиться?
Дети в возрасте 1-2 лет должны много и часто повторять за окружающими. Это часть процесса обучения. Однако к  двум годам они также должны начинать говорить самостоятельно. Дети  могут продолжать повторять за вами  и использовать эхолалии, когда им задают  сложный вопрос или дают инструкции, но также они должны много говорить самостоятельно. Двухлетний ребенок не должен общаться только путем повторяя за взрослыми.

К трем годам эхолалия должна появляться только изредка. 3-летки должны самостоятельно выстраивать простые предложения в процессе коммуникации. Эхолалии могут периодически возникать тут и там, но основная часть речи должна состоять из самостоятельных высказываний.

Отсроченная эхолалия (например цитирование фильмов и передач) характерна для речи многих детей, но ситуация, когда ребенок общается преимущественно при помощи цитат, может стать проблемой. Ваш малыш может цитировать фильмы и мультики, отыгрывая понравившиеся эпизоды. Это нормально! Однако, если он «застрял» на одном эпизоде и без конца повторяет одну и ту же фразу — это проблема.

Нет ничего плохого если ребенок ЧРЕЗВЫЧАЙНО впечатлился новым фильмом или передачей, и какое-то время может говорить только  о нем, но с течением времени, когда новизна ощущений проходит, эта тема должна появляться все реже. Например многие маленькие девочки сейчас с ума сходят по песне «Let it go» из мультика «Frozen» и все время повторяют слова, но это не говорит о том что у них есть какие-то проблемы с речью.  Однако если ребенок постоянно что-то цитирует, а в остальном его речь остается очень бедной, с его языковым развитием явно что-то не так.

Как работать с эхолалией

Работать с эхолалией не так легко как кажется. Главным образом потому что у нее есть множество разных функций. И для того чтобы понять как решить эту проблему, прежде всего нужно понять для чего ребенок использует эхолалию.  В ситуации, когда он повторяет за вами, потому что не знает как сказать правильно, вы будете работать иначе, нежели в ситуации когда ему просто нравится раз за разом цитировать знакомый фильм. По этой причине я очень настаиваю на том чтобы с эхолалией работал лицензированный логопед, который точно сможет понять для чего она используется. Как уже было сказано, ниже вы найдете несколько стратегий, которые помогут снизить эхолалии как в процессе, так и  в сочетании с терапевтическим вмешательством.
Когда эхолалия является следствием задержки речевого развития

Чаще всего я вижу у ребенка эхолалии в ситуациях, когда у него есть задержка речевого развития и он просто не знает что и как сказать. Мой годовалый малыш повторяет за мной по той же причине — речь недостаточно развита. Для годовалого ребенка это не проблема, но если ребенок старше, ему очевидно нужна помощь логопеда.

В такой ситуации я обычно не работаю конкретно с эхолалией, а стараюсь улучшить речевое развитие в целом. Я анализирую, в каких областях развития речи у ребенка наблюдается задержка и стараюсь улучшить ситуацию. Например, если ребенок не обладает нужными навыками, чтобы попросить, ответить на вопрос и т.д. моя работа будет направлена прежде всего на построение этих навыков. Если ребенок отвечает на вопросы при помощи эхолалии — буду учить его отвечать на вопросы. Короче говоря, я буду работать над всеми областями, в которых ребенок чувствует себя не уверенно, и надеяться что это поможет уменьшить эхолалии. Если нет, после того как все «отстающие» навыки будут проработаны, будем работать над эхолалией более «точечно».

Если ребенок использует эхолалию в качестве просьбы

Ребенок когда-нибудь говорил вам «обнять» или «хочешь на  ручки»? Вероятно в этом случае он хотел, чтобы вы его обняли, или взяли на руки, но вместо просьбы повторял то, что слышал в подходящей ситуации от других («Тебя обнять?», «Хочешь на ручки?»)

Если вы работаете с ребенком с отсроченной эхолалией , который повторяет за вами предложения или целые фразы, вы можете смоделировать для него правильную форму ответа для повтора. Например, если ребенок подходит к вам и говорит «тебя обнять», вы можете сказать «обними» и помочь ему повторить сказанное вами.

После того как вы несколько раз подряд проделаете данную процедуру, можно начать реагировать на сказанное ребенком буквально, чтобы он понял истинное значение того, что говорит. Например, если он просит вас «хочешь печенье», можно ответить «я не хочу печенье, а вот ты наверное хочешь, попроси». Это поможет ребенку понять что то, что он говорит, не всегда несет тот же смысл, который он вкладывает в произнесенную фразу.

Когда ребенок отвечает на вопросы при помощи эхолалии

Наиболее распространенной является ситуация когда ребенок использует эхолалию когда отвечает на вопросы. Эта проблема возникает обычно по причине того, что ребенок действительно не знает что ответить, но очень трудно научить его отвечать на вопросы, если все что он делает — повторяет последние слова в вашей фразу. Вот что я делаю ( помните что каждый шаг может потребовать долгих недель обучения, за одно занятие решить проблему не получится).

  • Выберите один вид вопроса ( например «ты хочешь это?» или «что это»), над которым начнете работать сначала.
  • Задайте вопрос и немедленно произнесите ответ из одного слова ( не делая паузы). Должно звучать примерно как «Тыхочешьэтода». Идеально, если ребенок повторит только последнее слово (да). Если нет — помогите ему повторить за вами ответ. Продолжайте тренировки пока ребенок не научится отвечать на подобные вопросы на постоянной основе.
  • Задайте вопрос снова, но теперь произнесите только первый звук нужного ответа, примерно так: «Хочешь? ха…» Помогите ребенку ответить «хочу», продолжив за вами. Если на то чтобы ответить вам потребуется пара минут — это нормально, но тяните первый звук до тех пор, пока ребенок не начнет его повторять. Продолжайте до тех пор, пока ребенок не начнет отвечать, подхватив за вами первый звук ответа.
  • Снова задайте вопрос, но в этот раз просто артикулируйте первый звук ответа, не произносите его вслух. Вы должны только двигать губами так, будто хотите его произнести. Привлеките внимание ребенка к вашему рту при помощи указательного жеста так чтобы он заметил, что вы начинаете говорить. Помогите ребенку сказать нужно слово, после того как вы артикулируете его первый звук. Продолжайте делать то же самое, но постепенно уменьшайте артикуляцию, пока ребенок не научится самостоятельно отвечать.

Освоив самостоятельный ответ на один тип вопросов, переключайтесь к следующему и продолжайте до тех пор пока не освоите достаточное количество вопросов и ответов, чтобы они возникали спонтанно, без помощи эхолалии.

Когда ребенок повторяет вашу похвалу

Мое любимое, потому что это так мило. Звучит такая эхолалия примерно так:

Терапевт: Кевин, как говорит собачка?

Кевин: Гав-гав … умница Кевин!

И в этот момент вы понимаете «Черт, я ведь говорю «умница Кевин» каждый раз как он дает верный ответ». Но как бы это ни было мило, такой ответ не слишком функционален и его надо поскорее убрать. Первое что нужно сделать — прекратить говорить что бы то ни было, что ребенок мог бы ассоциировать с последствиями правильного ответа. Вместо этого повторите правильный ответ, сделайте паузу, и только потом похвалите. Это может выглядеть так,

Терапевт: Кевин, как говорит собачка?

Кевин: Гав-гав … умница Кевин!

Терапевт: Гав-гав! Собачка говорит «Гав-гав» ….  ты прав.

Если это не решит проблему спустя некоторое время, вернитесь на несколько шагов назад к ответам на вопросы и используйте аналогичную систему подсказок. Например после вопроса «как говорит собачка — гав-гав»  постарайтесь «ввернуть» гав-гав снова после того как он ответит, но до того как скажет «умница кевин». Может потребоваться некоторое время, пока ребенок привыкнет не говорить всю фразу, но продолжайте пытаться и рано или поздно ненужный «хвост» исчезнет.

Когда эхолалия является самостимуляцией

Некоторые дети используют эхолалию, потому что им это нравится. При помощи повторения они дают себе нужную стимуляцию, которая приятна. Некоторые дети раскачиваются или взмахивают руками с той же целью. Коротко такое поведение называют стиммингом. Эхолалия тоже может быть одной из форм стимминга.

Я часто вижу такое поведение у детей которые находятся в состоянии стресса, знакомые и привычные фразы помогают им успокоиться. Если мир вокруг становится непредсказуемым и опасным, ребенок цепляется за что-то постоянное — например вспоминает сценарий любимого мультика и повторяет его. Это помогает прийти в себя, потому что мультик — это нечто неизменное, независимо от ситуации он будет звучать одинаково.

Дети могут обращаться к эхолалии, если им скучно или то, что происходит, не вызывает их внимание. В этом случае они окунаются в свой внутренний мир, где куплеты Frozen звучат без остановки и они могут бесконечно «нажимать» кнопку повтора, чтобы развлечься.

Помните, что такое занятие доставляет ребенку много удовольствия и в этом нет ничего плохого. У ребенка должно быть немного времени в течении дня чтобы развлечься при помощи эхолалии, точно так же как вы наверняка позволите ребенку, которому нравятся активные игры, поиграть в свободное время в баскетбол во дворе.

Тем не менее, безусловно есть моменты когда такая эхолалия будет неуместна: в классе во время урока, в библиотеке или в церкви. Будет несправедливо закрыть ребенку доступ в эти места из-за эхолалии, поэтому нужно поработать над тем, чтобы она находилась под контролем.

Ключ к тому, чтобы остановить эхолалию, которую используют в качестве самостимуляции — понять, почему она возникла. Если ребенок находится в стрессе — посмотрите, возможно есть другой способ, который поможет ему успокоиться. Можно почитать ему социальную историю о том, что происходит вокруг, или обучить его более тихим способам успокоить себя.

Если ребенку скучно или он не включен в происходящее можно помочь ему включиться. Например, если в классе он без конца твердит цитаты из мультиков, сидящий рядом тьютор может н