Ребенку 3 года на вопрос отвечает вопросом на вопрос
Отсутствие вопросов в речи – одна из “фишечек” аутичных детей. Наша нейротипичная соседка уже в два годика постоянно волновалась: “Мама где?”, а трехлетка этажом выше умучал родителей своими “почему”.
Мой ребенок только в 4 годика начал что-то спрашивать у родителей. Причем вопрос “Что это” заменялся суррогатом “Это…”, без вопросительной интонации. Я не сразу догадалась, что ребенок меня именно спрашивает. Еще недавно он начал говорить: “Мама-папа, идем куда?”.
Наши попытки это исправить потерпели фиаско. Если я говорила сыну: “Скажи: Что это?” Сын автоматически отвечал на вопрос. Если предмет ему был незнаком, то придумывал ему название/назначение. Креативно, но бесполезно.
На днях логопед подогнала нам интересную игру: “Спроси у мамы/папы?”
В игру играют ребенок и двое взрослых (можно одного взрослого, но так обучение пойдет медленнее). Мама и папа берут незнакомые ребенку предметы. У нас это были подсвечник, ледовый крюк, штопор, фибула, значок, сережка и штангенциркуль…
Один родитель демонстрирует предметы ребенку, спрашивая: “Что это?” Если ребенок не может ответить/отвечает неправильно, ему говорят: “Спроси у мамы/у папы…” и дают подсказку: “Папа/мама, что это?” Второй родитель немедленно отвечает на вопрос. В конце игры можно оставить ребенку вещи на поиграть. Это будет поощрением.
Периодически, можно побрасывать ребенку в игру знакомые предметы. Так мы щадим самооценку ребенка и страхуемся от закрепления нежелательного поведения: “на каждый вопрос: “что это?” требовать помощи у папы/мамы”.
Наш ребенок пытался хитрить. По его словам, слева – молоток, а справа – духи.
В игру “Кто это?” мы играли вдвоем с ребенком при помощи такой книжки из Фикспрайса:
Книга с окошками. 199 рублей
Книга с окошками. 199 рублей
Книжка с окошками, за окошками – разные морские гады. Я не открывала окошко, пока ребенок не спросит: “Кто это?”
Эффект от занятий потрясающий. На третий день игрищ папа наступил на какую-то деталь на ковре. Деталь сказала предсмертный : “кряк”- папа завопил от боли.
– Что сломал? – спросил сын у отца.
Аутичные дети:
– могут вообще не задавать вопросов;
– делать это грамматически неправильно;
– не выделять вопрос вопросительной интонацией.
Причин несколько:
– дети не догадываются, что можно просить не только игрушку, но и информацию, предпочитают добывать ее сами, окольным путями;
– круг интересов сужен, некоторые вещи, волнующие других детей, им безразличны;
– речь не развита на надлежащем уровне;
– есть просодические нарушения.
Когда учить ребенка задавать вопросы?
– во-первых, у ребенка должно быть базовое понимание речи и связанная речь, т.е. предложения хотя бы из двух слов. Если речь односложна, с вопросами вы поторопились;
– ребенок должен уметь отвечать на вопросы, т.е. сначала учим ребенка отвечать на вопрос:”Что это” и только потом его задавать;
– лучше начинать с вопросов в соответствии с онтогенезом речи.
Онтогенез вопросительных слов
до 1 года – Что? Кто? (без вопроса, ребенок показывает пальцем)
до 2,5 года – Где? Куда?
около 3-х лет – Как?
старше 3-х лет Почему? Когда?
Как учить ребенка задавать вопросы?
1. Мы искусственно моделируем ситуации, в которых ребенок вынужден задать вопрос.
2. Даем полную речевую подсказку: “Мама/папа что/кто/где/куда/как/почему/когда …
3. Ребенок задает вопрос.
4. Ребенок получает ответ на вопрос и поощрение, которое возникает как бы само собой, в результате его вопроса, например, спросив, “Где ложка?” / “Где стул?”/ “Где мой мишка?” ребенок получает и ответ, и предмет. Здесь особенно дорогой будет ложка, которой едят десерт, стул, на котором голодный ребенок сядет обедать и т.п.
5. После такой тренировки мы улавливаем естественную мотивацию ребенка, заставляя его задавать вопросы там, где это уместно. постепенно этот навык закрепится в речи.
В следующем посте я расскажу, какие именно ситуации вы можете смоделировать, чтобы ваш ребенок действительно захотел получить ответ и поощрение.
Поговорим о вопросах: что? кто ? где? почему? как? какой? когда?
Продолжение темы: вопросы: что? где? почему?
Материал по теме: Учим ребенка говорить: с чего начать?
Источник
Приблизительно с трех лет дети задают вопросы тоннами, пачками, буквально оптом, и каждый ответ лишь становится основой для составления нового вопроса. Единственная причина – дети просто хотят знать, даже если не понимают, зачем это им. Но есть и другие разгадки многочисленных детских вопросов. Например:
– родители – главные авторитеты, и дети верят, что те знают ответы на все вопросы о мире и жизни, а ритуал «спрошу у мамы» – своеобразная просьба подтвердить, что вы любите малыша, что он дорог вам;
– дети задают вопросы просто из потребности пообщаться (тогда они слушают ответы), от желания поговорить или привлечь внимание (тогда в ответах не особо нуждаются);
– некоторые вопросы «вырастают» из страха («почему лает собака?» – спрашивает малыш, который побаивается собак, даже если не признается в этом);
– многие вопросы повторяются, так как ребенок не сразу усваивает ответы;
– дети ищут место новому, с которым сталкиваются, в существующей картине мира и системе знаний;
– иногда новые знания вступают в противоречие с прежними, и детям приходится искать уточнения;
– по мере накопления знаний и опыта дети приобретают крепкую уверенность в том, что все имеет причину, нужно только до нее «докопаться»;
– если раньше ребенок неосознанно решал поставленные перед ним вопросы и задачи прикладным способом, методом «научного тыка», то в возрасте 3-5 лет он учится осознавать внутреннюю природу вещей и возможность находить ответы абстрактно; ну и – ему приходится много спрашивать;
– из-за скачка в развитии: поставленные вопросы подразумевают, что ребенок осознает вероятность более чем одного ответа, кроме того малыш может сформулировать вопрос так, чтобы взрослый понял, о чем речь.
Если мы еще вас не убедили, что нескончаемым детским вопросам нужно радоваться, то вспомним мнение ученых, которые (в частности, исследователи из Вашингтонского университета) считают, что формулировка вопросов и обдумывание ответов на них ускоряют процесс развития детского мозга. Во время «родительских пыток» в голове ребенка формируются нейронные связи, а там недалеко и до хороших оценок в школе и хвалебной характеристики «умница».
Вероятно, тема детских вопросов действительно болезненная, ведь ею заняты многие научные умы. Так, несколько групп исследователей разное время пытались оценить количественно нагрузку на родительскую психику. Оказалось, что в день дети задают до 300 вопросов. Вероятно, ученым попались очень любопытные испытуемые. Согласно данным других ученых, все не так страшно: в среднем до 8 вопросов в день, правда, не менее половины ставят родителей в тупик. Наконец, третья группа исследователей сосчитала, что за период от двух до пяти лет среднестатистический ребенок задает примерно 40 тысяч вопросов, то есть в среднем 35-36 в день.
И на эти бесконечные «что? где? когда?» – а гораздо чаще «почему» – мамам и папам нужно отвечать. Более того, как бы пугающе для родителей, уставших от детских вопросов, это ни звучало – они должны побуждать детей спрашивать, то есть фактически создавать тем самым способствующую интеллектуальному развитию среду. Нужно регулярно хвалить ребенка за умение спрашивать – за хорошие, интересные вопросы.
По мнению психологов и педиатров, полное отсутствие вопросов в возрасте от 3 до 5 лет должно насторожить. Среди причин могут быть задержка речи, отставание в когнитивном развитии (то есть в развитии всех мыслительных процессов, в том числе памяти, логики, воображения, восприятия и др.) или же эмоциональные проблемы.
Главная задача взрослого на «вопросительном» этапе развития ребенка – сохранить интерес к знаниям, любознательность, удовольствие от анализа нового, от процесса познания. Единственный способ – отвечать, и делать это так, чтобы ответы детей устраивали. Помните, что, не отмахиваясь от детских вопросов и не отвечая на них формально, вы тем самым вы развиваете своего ребенка, а заодно выражаете уважение к нему, принимаете его всерьез.
Все ответы родителей на детские вопросы можно условно классифицировать.
Ответ-«пустышка»
Примеры: «Подрастешь – узнаешь», «Потому что!», «Вот научишься Интернетом пользоваться – и сам выяснишь».
Достоинства: экономия времени и сил.
Недостатки: мы неосознанно говорим ребенку, что он задал глупый вопрос (читайте: он сам глупый); мы не оправдываем надежд и теряем авторитет.
Вердикт: плохой ответ.
Ответ со ссылкой на мироздание
Примеры: «Так устроен мир» или «Так Бог решил»
Достоинства: экономия времени и сил; в некоторой степени правда; ответ, направленный на религиозное воспитание (если это цель).
Недостатки: для ребенка такой ответ – та же «пустышка», в зависимости от характера и упорства ответ либо не даст ребенку пищу для размышления, либо спровоцирует новые вопросы («Что такое мир / Бог / Вселенная?»)
Вердикт: условно плохой ответ.
Ответ «по науке»
Пример: «Солнце не падает на Землю, потому что находится на расстоянии 149 600 000 километров от Земли, весит в 332 940 раз больше Земли, и гравитационное поле Земли не способно притянуть к себе Солнце».
Достоинства: весьма познавательный и подробный ответ.
Недостатки: ребенок едва ли его поймет – в этом случае невелик шанс на додумывание и домысливание; такой ответ «гасит» детскую любознательность.
Вердикт: условно плохой ответ.
Ответ-«сказочка»
Пример: «Солнце не падает, потому что на самом деле оно – ярко светящийся волшебник, летающий по небу».
Достоинства: любая выдумка – универсальный ответ, когда нет времени или желания разобраться в вопросе.
Недостатки: это неправда, так что в дальнейшем придется вносить исправления в знания ребенка, да и другие дети могут высмеять, если малыш осмелится поделиться «тайными знаниями».
Вердикт: плохой ответ.
Ответ с вариациями
Пример: «Некоторые думают так [пояснение], а некоторые иначе [пояснение]».
Достоинства: предлагая несколько вариантов ответов, мы расширяем кругозор ребенка, поощряем его размышлять.
Недостатки: а кто же прав?
Вердикт: хороший ответ – при различных условиях (например, при наличии вашего собственного аргументированного мнения).
Ответ-вопрос
Пример: «А сам ты как думаешь?»
Достоинства: развитие логики, аналитических способностей, речевых навыков ребенка; дает время «погуглить» и найти ответ, не потеряв «лицо».
Недостатки: иногда вариантов ответа у ребенка просто нет – уж слишком сложный или абстрактный вопрос; провоцирует волну новых вопросов.
Вердикт: хороший ответ – при различных условиях (например, если мы готовы продолжать разговор, обсуждать, дискутировать)
* Хороший ответ – тот, в котором вы ответите доходчиво, понятно и по существу, а не уйдете от темы или блеснете знаниями.
Ответы о вопросах
Некоторые детские вопросы могут казаться бессмысленными, но если они настойчиво повторяются по несколько раз – это просьба о помощи, указание на внутреннюю тревогу малыша. Придется расшифровать закодированные послания и предложить помощь. Иногда для этого нужно просто отвлечься от дел и «докопаться» до причины вопроса либо выяснить его истинный смысл.
Некоторые вопросы дети задают, заведомо зная ответы. Зачастую это просьба подтвердить, что мир стоит на месте, а представления ребенка о нем еще актуальны. Если же повторяющиеся вопросы приобретают раздражающий характер, вроде «Мама, а тебе 20 лет было? А 22 года было? А 80 лет?», то подобные вопросы – указание на то, что ребенок просит обратить на него внимание, пообщаться, поговорить с ним (и совсем необязательно о возрасте или ваших «приключениях» в 20 лет).
Некоторые детские вопросы могут смущать, так как касаются секса и продолжения рода (классика) или общественного порядка, поведения других людей (суровая реальность).
– Почему дедушка курит, если это вредно?
– Почему нельзя писать в парке?
– Почему нельзя ругаться матом, но папа иногда так делает?
– Почему обзываться плохо?
– Почему я не должен обсуждать чужих людей вслух?
– Почему у Васи много игрушек, а у меня мало?
– Почему у тети усы? (естественно, в присутствии тети – и громко)…
Эти вопросы не менее важные, чем привычные нам вопросы об устройстве окружающего мира. Они отражают ситуацию, переживаемую в данный момент ребенком, указывают на внутренний конфликт. Поэтому вдумчиво отвечайте, чтобы не внушить ребенку представления, за которые позднее сами будете его критиковать.
Кстати, отвечать слишком подробно или даже заранее пытаться предугадать вопросы – вредно для детского развития. По мнению психологов, это губит любознательность, и доказательством служит то, что в школах, где дети в обязательном порядке узнают что-то, им не очень интересное, они задают гораздо меньше вопросов (в разы!), чем дома в раннем возрасте.
Источник
После 3-х лет дети начинают задавать очень много вопросов. Среди них есть неудобные, на некоторые трудно ответить. Родители оказываются в «тупике» и не знают насколько откровенно говорить и надо ли это делать.
Если ребенок задал вопрос, значит, у него сформировалась потребность получить ответ. Для малыша это важно. Когда родители отмахиваются, выдумывают истории или рассказывают не все, у детей формируется неправильное восприятия мира и себя в нем. Всегда нужно правдиво отвечать на любой вопрос ребенка, только предоставлять информацию в соответствии с его возрастом.
Как правильно отвечать на неудобные вопросы ребенка
Маленький ребенок — это будущий взрослый человек. Какой бы неудобный вопрос он не задал, отвечать стоит обязательно. При этом нужно помнить, что сказанное влияет на формирование у малыша взгляда на жизнь, учит его понимать людей и выстраивать с ними отношения, а самое главное — закладывает основы личности.
Психологи советуют придерживаться базовых правил во время ответов на неудобные вопросы:
Сохранять спокойствие. Когда ребенок спрашивает, он не понимает, что задал вопрос, который ставит в тупик взрослого. Родителю не нужно показывать свое волнение, вызванное смущением. Говорить стоит спокойным и уверенным тоном.
Отвечать согласно возрасту ребенка. До 5 лет дети в основном задают вопросы, касающиеся устройства мира. Они не поймут, если им объяснять мотивы поведения человека или вдаваться в долгие размышления. Достаточно просто и понятно описать то, что он видит.
Говорить правду. Ложная информация, даже если она преподносится из благих побуждений, формирует неправильную и искаженную картину мира у малыша. Если через некоторое время он выяснит, что самые дорогие ему люди обманывали, то пострадает не только авторитет взрослого, но возникнет обида на него. Очень трудно будет восстановить доверительные отношения.
Признавать свою некомпетентность. Человек не может знать все на свете. Не стоит бояться об этом сказать ребенку. Не будут потеряны авторитет и уважение взрослого. Малышу только за радость вместе с родителем поискать информацию на свой вопрос в книге или интернете. Такая ситуация сблизит.
Не раздражаться. Ежедневный поток вопросов часто происходит в неудобный для взрослого момент, когда он сильно занят и не может отвлечься. Не нужно показывать злость и раздражение маленькому человеку. Частое подобное поведение отбивает врожденную любознательность и стремление к знаниям. Стоит объяснить малышу, что в данный момент вы заняты и как только вы освободитесь, то все расскажите.
Стоит помнить, что с детьми на серьезные темы лучше разговаривать присаживаясь, чтобы глаза взрослого были на уровне ребенка.
ТОП самых неудобных детских вопросов, на которые приходится отвечать родителям
Откуда я взялся?
Это один их самых «щепетильных» вопросов, на которые решается ответить не каждый взрослый. Если общение происходит с ребенком до 5-6 лет, стоит ограничиться простым объяснением.
Рассказать, что мама и папа встретились, полюбили друг друга и поженились. Потом у мамы в животике появился ты. Там было тепло, уютно и хорошо. Сначала ты был маленьким, как рыбка, а потом стал расти. Когда в животике уже не хватало места, ты родился.
Приведите пример с животными. Вот есть котики. Они влюбляются и у мамы-кошки в животе растут котятки. Когда он становится большой, они рождаются. Здесь главное для ребенка — раскрыть тайну рождения. Для него важно знать, как он появился на свет. Не нужно лишних подробностей.
Для деток постарше пригодятся специализированные книги-энциклопедии, написанные ведущими психологами и педагогами. Почитайте их вместе с ребенком, чтобы суметь объяснить непонятные моменты.
Почему вы говорите, что я хороший/красивый/талантливый, а другие — что нет?
Любящие родители всегда хвалят ребенка, говорят какой он красивый и милый. Малыш, когда посещает детский сад или школу, часто сталкивается с критикой. Особенно, это характерно в возрасте от 10 лет и старше. В это время начинается предподростковый период с критическим взглядом на собственную внешность и способности.
Если просто отмахнуться и сказать: «Да не обращай внимания, всё это ерунда», то проблема останется. Ребенка будут продолжать критиковать, он начнет еще больше сомневаться в себе и решит, что его чувства не важны.
Чтобы не развить комплекс, нужно объяснить, что все люди разные, у каждого свой идеал. Если бы папа девочки или мама мальчика были в его возрасте, то он бы обязательно им понравился. И раз дети делают замечание, то, скорее всего, сами недовольны своей внешностью или у них есть какие-то другие проблемы.
Кого вы больше любите: меня или брата/сестру?
Соперничество между детьми частое явление. Иногда одному из малышей уделяют больше внимания. Особенно, когда ребенок младший, болеет или более активный.
Объясните, что все члены семьи любят друг друга одинаково. Просто каждого любят немного по-своему.
А взрослому стоит следить за равномерным распределением внимания между всеми детьми.
Папа, а ты пьяница?
Такой вопрос возникает, когда ребенок увидел отца сильно выпившим. Поведение родителя стало другим, не похожим на обычное. Может, он громко разговаривал, пел песни и поздно лег спать.
В такой ситуации расскажите всю правду о самочувствие человека. Папа слишком много выпил и ему стало плохо. Яд из алкоголя поступил в организм и вызвал отравление. Утром у родителя заболела голова и состояние стало похожим на болезнь. Извинитесь перед ребенком, если он был напуган или пребывал в непонятном для него удивлении из-за необычного поведения и состояния отца. Скажите, что папа не хотел его расстраивать и больше так делать не станет.
Так ребенок не будет оторван от реальности. Поймет, что алкоголь приносит вред организму.
Почему вы ссоритесь?
Ситуация, когда родители ругаются, вызывает страх у ребенка. Он бессознательно сразу начинает винить себя и чувствовать ответственность за происходящее.
Скажите, что ссоры часто случаются между близкими людьми. Поведение другого человека не всегда нравится. Оно иногда вызывает злость и раздражение. Но, когда все успокоятся, то снова мирятся и продолжают любить друг друга. Родителям не стоит выяснять личные отношения в присутствии ребенка.
Почему папа с нами не живет?
Когда отец уходит из семьи, то ребенок в любом возрасте испытывает стресс и тревожится о будущем. Он берет вину на себя и переживает, что родители развелись из-за него.
Объясните, что раньше мама с папой любили друг друга. Но сейчас перестали понимать и начали часто ссорится. Но каждый из родителей по-прежнему продолжает любить ребенка. И он может, когда захочет, приходит в гости к папе, встречаться и общаться с ним. Если возникнут проблемы или ребенок захочет с кем-то поговорить об этом, то родители всегда рядом. А папа будет давать деньги маме, чтобы никто ни в чем не нуждался.
Почему нельзя разговаривать с незнакомыми на улице?
С началом школы ребенок взрослеет и возникают ситуации, когда он остается один. Этот период важен. Он формирует чувство ответственности и знакомит с правилами безопасности.
Рассказать, что на улице к тебе может подойти незнакомый дядя. Обратиться с вопросом, предложить конфету или пообещать подарить щенка. Хороший человек так не поступит, потому что знает — к маленьким детям подходить не стоит. А плохой хочет причинить вред, поэтому обманывает обещаниями. Если ты развернешься и уйдешь от дяди, то хороший человек не обидится.
А я умру?
Подобный вопрос ребенок задает с 3 лет. В это время его волнует сам факт смерти в ее образном понимании. Стоит объяснить, что все живые существа на планете: растения, животные и люди умирают. Людей хоронят в землю. Этой информации будет достаточно.
С 5-6 лет смерть воспринимается, как потеря. Иногда ребенок ее глубоко переживает. Особенно, если умер близкий человек. Возникает чувство скорби, опустошения и даже обида и злость. Нужно быть рядом с ребенком и помочь ему справиться с чувствами, пережить их, но не отвергать. Сказать, что родители очень любят своего ребенка. Хотят, чтобы он жил долго-долго, был счастлив и умер в старости.
Почему папа возвращается поздно, если в гости приезжает бабушка?
Нередко между тещей и зятем присутствует некое напряжение. Это не проходит незаметно для ребенка. Не стоит скрывать, что все в порядке и малышу только все кажется.
Скажите, что бабушка для ребенка самая хорошая. Она воспитала и вырастила прекрасную маму, а сейчас заботится о нем. Когда бабушка приходит в гости, то все стараются ей сделать хорошо и часто выполняют все ее просьбы. Привычная жизнь в семье немного меняется и это не всегда нравится папе. Поэтому он задерживается на работе.
Откровенные разговоры с детьми только сближают, делают отношения доверительными и формируют в ребенке чувство любви к себе.
Больше интересного https://econet.ru/category/psihologiya
Источник