Ребенку 3 года медленно развивается

Ребенку 3 года медленно развивается thumbnail

Пишу это для всех мам, оказавшихся в такой же ситуации, как и я. Все мы в курсе, что темпы развития детей очень индивидуальны, что ребенок никому ничего не должен, что мальчики в среднем развиваются медленнее девочек. Но потом рождается малыш, который развивается медленнее, чем его сверстники, и начинается….

– А что, Алеша еще не встал на четвереньки?

– Ну что, Алеша сел? Как, нет еще??? Ой-ой-ой, что же это такое… Ну, наверное, рано еще…

– Как? Вы еще не встали? А мы уже во всю в кроватке стоим.

– Ой, а у меня дочка в полгода уже и стоит, и садится. В 5 села, а в 6 встала.

– В смысле, в девять месяцев только на четвереньки учится вставать???

– Ой, а мы во всю уже бегаем!

– Ну он хоть встает сам, без поддержки?

Как вы уже поняли, в нашем случае речь идет о более медленном развитии крупной моторики. Но, в каком бы плане малыш ни развивался медленнее, думаю, у мам, оказавшихся в такой ситуации, схожие чувства: полная фрустрация, постоянно обуревающие мысли о том, что с малышом что-то не так, и желание уничтожить всех, кто спросит еще хоть что-то о развитии ребенка. Еще и публикуемые повсеместно нормы развития ребенка подливают масла в огонь. Честно, сильно перепсиховала, когда в одном издании прочитала, что в 7 месяцев ребенок должен уметь катать машинку за веревочку, а в 10 – собирать пирамидку.

Так вот, в качестве морально-психологической поддержки всех мам, оказавшихся в схожей ситуации, предлагаю небольшой план действий:

1) Убедиться, что с малышом действительно все в порядке. Для этого есть план диспансеризации.

2) УСПОКОИТЬСЯ. Для меня это был самый сложный пункт, но он просто жизненно необходим.

3) Поверить в то, что прогресс не остановить. В нас генетически заложена программа развития, и сомнения в этом быть не должно! Просто сроки могут варьироваться, и порой значительно. Мы до 9 месяцев не садились, не ползали, только перекатывались. Это при том, что прошли 3 курса массажей. Невролог была в шоке, но, проверив сына, сказала, что он просто ленится, а мышцы все в норме. Посоветовала принудительно учиться сидеть, ползать и тд. Через 2 дня мы уверенно сели, а вот ползать учиться отказывались так, что слышно на первом этаже было! Еще мы попробовали поставить Алешу на ножки, и выяснилось, что он уверенно стоит. Врач сказал, что если он уже узнал, что можно стоять, он уже не поползет. Ан-нет! В 10 месяцев мы сами встали, а в 11 поползли! За день до дня рожденья сынуля стал стоять без поддержки. Сейчас, в год и два, бегает так, что не остановить, и все во дворе восхищаются, как он хорошо ходит. Так что, что бы мы ни пытались форсировать, из-за чего бы ни переживали, программа в ребенка заложена, и он все положенное сделает, но тогда, когда ЕМУ это будет нужно. И все столь часто встречающиеся волнения по поводу того, что точно ли он встанет-сядет-пойдет на самом деле безосновательны!

4) Послать мысленно далеко, надолго и от души всех знакомых с «детьми-акселератами»! Вы столько всего умеете? Что ж, мы очень за вас рады! А мы никуда не спешим!

5) Развивать умения и навыки, интересные ребенку на данный момент. Все дети разные! К примеру, моему сыночку глубоко безразличны пирамидки, да и вообще большинство игрушек. Ему уже сто раз показывали, как с ними играть, уверенна, что он про все уже знает, но вот интересны нам кастрюли! И еще, мы не машем пока-пока. Хоть показывали тоже сто раз, как это делать. Зато, когда стукаемся, сразу начинаем тереть головку, показываем, что больно (замечу, что этому ребенка никто не учил! Сам стал делать). А еще умеем ручки в разные стороны разводить и показывать, что нету ничего, морщить носик, когда что-то из еды не нравится, играть в прятки с занавеской. Этим жестам мы научились за один день. А вот махать не хочется нам, и все тут. И пусть все во дворе обхвастаются, как замечательно они машут!

Каждый ребенок – это уникальный мир с уникальными умениями и талантами. Всех под одну гребенку равнять нельзя. Мне очень импонируют издания, которые используют формулировку «может делать к такому-то возрасту». Может, но не должен, не обязан. А мы будем любить наших крох такими, какие они есть, и развивать в них те уникальные дары, которые были предназначены именно для них!

Источник

Любой родитель хочет, чтоб ребенок чисто и складно говорил. Но развитие речи – настоящий бич современности. Одни дети начинают поздно говорить, другие, если не заикаются, то говорят невнятно, шепелявят, картавят или попросту не могут подобрать нужных слов. Позже пишут коряво и с ошибками. Выход всегда находится – кабинет логопеда. Но бывало ли у вас так, что логопедические занятия не приносят желаемого результата? Не идет постановка звука, потому что язык не укреплен, плохой почерк, потому что моторика рук слабая. Получается, что у «дома» еще не достроен первый этаж, а мы уже строим третий.

Читайте также:  Корень солодки ребенку 3 года

На помощь приходят стремительно развивающиеся нейронауки: нейропсихология, нейродефектология, нейрологопедия, нейропедагогика, позволяющие выявить первопричину нарушения и работать над проблемой последовательно.

Как устроен мозг человека

Нейропсихология – наука, изучающая связи в головном мозге, функционирование тех или иных его участков и их влияние на психические процессы.

Человеческий мозг состоит из трех блоков, которые формируются в разном возрасте:

1-й блок – энергетический. Начинает формироваться еще во внутриутробном периоде и до 3 лет. У новорожденного 1-й блок мозга сформирован на 75%, с его помощью регулируется тонус человечка, переключаемость от сна к бодрствованию.

2-й блок – хранилище поступающей и перерабатываемой информации. В норме его формирование приходится на возрастной отрезок 3-8 лет. Этот блок отвечает за аналитико-синтетическую деятельность, технические возможности психики.

3-й блок – самый высокий этаж, где осуществляется программирование любой деятельности, регулировка и контроль поведения. Формируется с 7 лет до 15-16. В его состав входят лобные доли головного мозга, которые отвечают за целеполагание и адекватное поведение в целом. Полное созревание 3-го блока мозга происходит в 21 год.

Признаки недоразвития блоков мозга

Первый блок организует эмоциональные состояния ребенка такие, как страх, удовольствие, боль, раздражение, гнев, радость. Это фундамент для развития памяти, внимания и мотивации к любой деятельности.

Если 1-й блок мозга был сформирован не до конца, у ребенка наблюдается повышенная утомляемость, вялость, эмоциональные вспышки, неврастения. Такие дети не просто капризны, они болезненно реагируют на любой раздражитель: свет, звук, прикосновение. У них частые аллергии, понижен иммунитет, они часто болеют. Мышцы или слабые, или напряжены, что приводит к слабости пальчиков рук, плохому почерку, общей двигательной неловкости, подергиванию языка (синкинезии), пониженной подвижности глаз. Отсюда вытекают такие нарушения речи, как дизартрия, дисграфия, дислексия.

Недосформированность второго блока мозга, который отвечает за различные операции и действия, приводит к тому, что у ребенка нарушена координация движений, межполушарное взаимодействие, способность к восприятию на слух и различению звуков. Страдает зрительно-пространственное восприятие, соотношение форм и размеров предметов (позже высота и ширина букв на письме). Наблюдаются низкие способности к восприятию инструкции и ее выполнению, скудная речь или ее отсутствие. Ребенок с трудом может воспринимать ситуацию: одновременно слышать, видеть, думать, принимать решения. Соответственно, не умеет организовывать свою деятельность. Осведомленность об окружающем мире минимальная.

3-й блок мозга будет нормально функционировать при стабильных первых двух. Он отвечает за накопление информации: усвоение правил и алгоритмов, умение применять их на практике, планирование деятельности, произвольное внимание, контроль поведения, эмоций, развитие волевых усилий. Если 3-й блок мозга развивается плохо, ребенок часто отвлекается на уроках, безразличен к любым видам деятельности, имеет скудный словарный запас, допускает множество ошибок на письме, не умеет применять правила и решать смысловые задачи.

Причины мозговых нарушений

Недосформированность блоков мозга может возникать как в силу биологических, так и социальных причин. К биологическим отнесем патологии во время беременности, гипоксию плода, инфекционные заболевания. Также перинатальное повреждение нервной системы, родовые травмы и как следствие – минимальную мозговую дисфункцию (ММД), синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости (СПНРВ), внутричерепную гипертензию, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), задержку речевого развития (ЗРР), дизартрию, дискалькулию, дисграфию, задержку психического развития (ЗПР).

К социальным относится педагогическая запущенность и сенсорная депривация, стремительно набирающая обороты в последнее время. В первые три года жизни ребенку необходимо эмоциональное развитие. Как можно больше ласковых прикосновений, погружение в мир, наполненный разными на ощупь предметами, звуками, цветовыми стимулами, движениями.

Многие дети уже с двух лет погружаются в одномерное пространство экранов телевизоров, телефонов. Не доползал свое в раннем возрасте – нарушена ориентация в пространстве, логическое мышление, плохо переключается артикуляция. Отсюда и речь невнятная. Также в этом возрасте развивается мотивация, то есть интерес к окружающему миру и желание что-то делать. Почему современные дети в большинстве своем уже в 5 лет ничего не хотят делать, им неинтересно? Вывод очевиден: недоразвит 1-й блок мозга.

Нейродиагностика

Современных детей называют поколением Z. Специалистам очевидно, что это совершенно другие дети, и подход к их обучению должен носить нейропсихологический характер. Чтобы выявить особенности каждого zэтёнка, необходима хорошая нейродиагностика. Логопеды и дефектологи часто обследуют имеющуюся речь со всех сторон и высшие психические функции (ВПФ): память, внимание, мышление. При этом в стороне остаются предпосылки к развитию речи и ВПФ. Грамотную нейродиагностику может провести врач-нейропсихолог или нейропсихиатр в поликлинике.

Процедура обследования занимает много времени, но включает в себя такие параметры, как дифференциация цветов, проверка слуха, пространственного и временного восприятия, способность к переключению движений. Например, ребенок должен повторить за взрослым определенную позу рук (крест-накрест, правый кулак, сжатый в левую ладонь, и т.п.), далее быстро переключиться с правой руки на левую. Если дается с трудом, то и язык плохо переключается. Неизменными параметрами остаются обследование речи, памяти, внимания, мышления, графических навыков.

Нейропсихологические методы обучения

Итак, вы пришли к логопеду с искаженными звуками, а он сразу принялся за постановку. Подход не совсем верный, так как нужно сначала выяснить причину нарушения. Если это дизартрия, то есть смысл поработать комплексно, укрепляя мышцы не только языка (при слабом языке), но еще и посещая лечебную физкультуру. Иногда у ребенка такие слабые пальчики, что не может идти и речи о постановке звука [р]. Если же мышцы языка напряжены (гипертонус), в комплексе обязателен массаж воротниковой зоны, физиопроцедуры, направленные на расслабление.

Читайте также:  Боль в бедре у ребенка 3 года

При всех речевых нарушениях, особенно при моторной алалии, необходима работа с кончиками пальцев. Зоны головного мозга, отвечающие за тонкую моторику рук, находятся рядом с речевыми зонами. Активизируем их с помощью пальчиковых игр, нанизывания бусин, шнуровки, лепим, играем с крупами, вырезаем, рисуем пальчиками.

При фонетико-фонематическом нарушении речи (ФФНР) необходимо первоначально работать над фонематическим слухом и восприятием. Учить различать речевые и неречевые звуки с раннего возраста (в норме с 7 месяцев). Например, определять звучание музыкальных инструментов, шуршание бумаги. Даже крупы, насыпанные в баночку, по-разному гремят: гречка – тихо, перловка – громче. При дислалии и других нарушениях необходим еще и длительный выдох. Поэтому работаем над дыханием: задуваем свечи, дуем в дудочку, на ватку, на пенопластовый шарик.

Упражнения для 1-го блока мозга

Если ребенок в 5-6 лет не хочет ничего делать, развиваем 1-й блок мозга, а точнее, мотивацию. Нет ничего страшного, если логопед порекомендует вам ползать дома, выстраивая туннели из стульев, табуреток, пуфиков. Все занятия должны опираться на эмоциональный фактор: нравится ребенку или не нравится, захочет-не захочет выполнять игровое задание.

Как логопед на занятиях, так и родители дома могут использовать следующие упражнения, направленные на развитие 1-го блока мозга, без чего не будет нормальной речи.

1 упражнение. Телесно-подвижные игры: прыжки на месте на двух ногах, на одной ноге, перепрыгивание через «преграду», прыжки с хлопками над головой, за спиной, под ногой, перед собой, ползание, перекатывание по полу и т.п.

2 упражнение – глазодвигательное. Глазками повели налево, направо, вверх, вниз, по кругу, на кончик носа. Одновременные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие.

3 упражнение – дыхательное. Кроме вышеперечисленных, делаем четырехфазные: вдох, задержка, выдох, задержка. Сначала лежа, затем сидя и стоя.

4 упражнение. Растяжки рук, ног, вверх, вниз, в стороны. Хорошо расслабляет мышцы тела и развивает ловкость движений.

5 упражнение. Самомассаж – постукивание щек, лба, подбородка, шеи, рук, ног кончиками пальцев, поглаживание ушных раковин, мочек, щек и т.д.

6 упражнение. Релаксация в положении лежа или сидя под музыку.

Упражнения для 2-го блока мозга

Второй блок мозга развиваем при сформированном первом. Приведем лишь некоторые упражнения.

1 упражнение «Повтори позу». Повторение поз за взрослым, сначала одну, затем несколько. Участвует все тело.

2 упражнение «Хасты». Воспроизведение одной за другой ручных поз для двух рук (задерживаем каждую на 20-30 секунд).

3 упражнение. «Угадай часть тела и запомни ее название». Дотрагиваемся до какой-либо части тела ребенка, а он должен вслепую угадать, показать на себе и назвать ее (например, локоть).

4 упражнение «Телесные фигуры, буквы и цифры». Придумываем вместе с малышом, как можно с помощью рук и тела изобразить ту или иную букву. Проигрываем варианты перед зеркалом.

5 упражнение. «Рисунки и буквы на спине и на ладонях». Рисуем пальцем на спине малыша одну из знакомых ему фигур (квадрат, треугольник, круг, овал), он угадывает.

6 упражнение «Предметы с различной фактурой поверхности». Дайте ребенку потрогать предметы разной структуры (шершавые, гладкие, колючие, металлические, резиновые, мягкие и т.п.). Затем опускаем предметы в мешочек, ребенок на ощупь должен распознать предмет, сначала двумя руками, а потом одной.

7 упражнение на переключение «Хлопки». Взрослый хлопает в ладоши, ребенок, услышав один хлопок, приседает на корточки, два хлопка – делает «ласточку», три хлопка – встает с поднятыми вверх руками. Движения можно сопровождать словами, выбранными для автоматизации звуков.

Упражнения для 3-го блока мозга

Третий блок мозга следует развивать только у школьников. Прежде всего это задания на планирование деятельности. Например, составление плана и написание сочинения (изложения). Разработка алгоритма для решения задачи. Развитие саморегуляции и контроля через постановку учебных целей и задач. Составление презентаций, проектов.

Двигаясь от простого к сложному и последовательно развивая каждый блок мозга в игровых ситуациях, в 100 % случаев можно добиться успеха в развитии речи и психических функций независимо от причины нарушения. Нейропедагогика творит чудеса, даже без медикаментозного вмешательства.

Юлия Савельева

Источник

Причины отставания ребенка в физическом развитии

Когда у ребенка замедляется психическое развитие, это может быть вызвано неправильным педагогическим подходом, задержкой развития психики, нарушением функций центральной нервной системы, недоразвитием мозга, которое приводит к умственной отсталости.

[1], [2], [3], [4], [5]

Неправильный педагогический подход

При неправильном подходе к ребенку он может не знать и не усваивать многих вещей. Появляется отставание в развитии, и объясняется оно не просто нарушениями работы мозга – ребенок здоров – а запущенностью воспитания. Когда ребенок испытывает недостаток информации, и при этом его не поощряют к умственной деятельности, способности ребенка к усвоению и обработке информации резко снижается. Но если к ребенку применят правильный подход, эти пробелы постепенно устранятся. Если занятия будут проходить постоянно, будет все нормально, ребенок со временем догонит своих сверстников.

Задержка развития психики

Другими словами – задержка психического развития ребенка Она проявляется очень вариативно. Но всегда эту особенность можно различить по нюансам поведения, которые дают возможность отличить умственную отсталость, педагогическую запущенность и задержку в проявлении психических реакций. Дети, у которых наблюдается задержка развития психики, не страдают от нарушений в работе мозга, но у них совершенно не характерное для их возраста поведение, незрелое, более детское, бывает повышенная утомляемость, недостаточная работоспособность, такие дети быстро устают, не доделав свою работу.

Читайте также:  У ребенка 3 года в кале непереваренные кусочки

Эти симптомы могут объясняться тем, что роды мамы были патологическими, с нарушениями, которые повлекли за собой заболевания ребенка. Поэтому в раннем детском возрасте ребенок может часто болеть инфекционными заболеваниями, поражающими, в том числе, и нервную систему. Эти заболевания и проблемы с поведением базируются на органических отклонениях в работе нервной системе ребенка.

[6], [7], [8], [9], [10]

Биологические причины задержки в развитии ребенка

  • Нарушения в организме мамы при вынашивании
  • Заболевания мамы во время беременности
  • Алкоголизм и пристрастие к табакокурению беременной
  • Психологические, неврологические, психосоматические заболевания родственников больного ребенка
  • Роды с патологиями (кесарево, вытягивание ребенка щипцами и так далее)
  • Инфекции, которые ребенок перенес в раннем дошкольном возрасте

[11], [12], [13]

Социальные причины задержки в развитии ребенка

  • Сильный контроль (гиперопека) родителей
  • Агрессивное отношение по отношению к ребенку в семье
  • Травмы психики, перенесенные в раннем детстве

Чтобы можно было подобрать программу коррекции ребенка, который отстает в развитии, мало просто выявить причину (кстати, они могут быть комплексными). Нужно еще и поставить диагноз в клинике у психолога и у врача-педиатра, чтобы лечение было комплексным.

Задержку психического развития (ЗПР) у детей медики сегодня делят на четыре типа

Психический инфантилизм

Такие дети вспыльчивы, плаксивы, не самостоятельны, для них характерно бурно выражать свои эмоции. Настроение таких детей часто меняется: вот только что ребенок бегал и весело играл, а теперь он плачет и требует чего-то, стуча ногами. Такому ребенку при психическом инфантилизме крайне сложно принимать решения самому, он полностью зависит от папы или мамы, его эмоционально-волевая сфера нарушена. Диагностировать это состояние очень сложно, потому что родители и педагоги могут принимать его за баловство. Но если провести аналогию с тем, как ведут себя ровесники ребенка, очень четко просматривается задержка в его развитии.

Психическая задержка соматогенного происхождения

Эту группу составляют дети, которые постоянно страдают из-за частых простудных заболеваний. В эту группу также входят дети с постоянными заболеваниями хронической природы. И еще – малыши, которых с детства родители слишком тепло укутывали, слишком о них беспокоились, грели мороженое и воду, чтоб, не дай бог, малыш не простудился. Такое поведение – чрезмерная опека родителей – не дает ребенку познавать мир, поэтому его психическое развитие тормозится. Отсюда и неспособность быть самостоятельным, самому принимать решение.

Неврогенные причины задержки в развитии ребенка Ребенком никто не занимается или, наоборот, его чрезмерно опекают. Насилие со стороны родителей и перенесенные травмы в детстве тоже относят к неврогенным причинам задержки развития дошкольника. Этот тип харакетризуется тем, что моральные нормы и поведенческие реакции у ребенка не воспитаны, ребенок часто не знает, как проявить свое отношение к чему-либо.

Органически-церебральные задержки в развитии

Здесь уже действует природа. То есть отклонения в организме – органические отклонения в работе нервной системы, мозговая функция такого ребенка нарушена. Это – самый трудно поддающийся лечению тип задержки в развитии ребенка. И самый частый при этом.

Как выявить отклонения в развитии ребенка?

Как утверждают ученые, это можно сделать еще в первые месяцы, как только ребенок родился. Еще проще это сделать в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 – х до 4- х лет). Нужно только понаблюдать за ребенком внимательно. Если у него задерживается развитие, то некоторые безусловные рефлексы будут особенно развиты или, наоборот, их не будет вообще, хотя у здоровых детей эти реакции есть.

  1. Ребенок продолжает сосать что-либо после трех месяцев после своего рождения (пальчик, губку, край одежды)
  2. После двух месяцев ребенок все еще не может сосредоточиться на чем-либо – не может внимательно смотреть или слушать
  3. Ребенок слишком резко реагирует на звуки или вообще не реагирует на них
  4. Ребенок очень слабо может следить за предметом, который движется, или вообще не может сфокусировать взгляд
  5. До 2-3-х месяцев ребенок все еще не умеет улыбаться, хотя этот рефлекс у нормальных малышей проявляется уже в 1 месяц
  6. В 3 месяца и позже ребенок не «гулит» – это свидетельствует о нарушениях речи; ребенок лепечет вплоть до 3-х лет, хотя у здоровых детей раздельная речь начинает проявляться намного раньше – в 1,5-2 годика
  7. Когда ребенок подрастает, он не может четко выговаривать буквы, не запоминает их. Когда его учат читать, ребенок не может постичь основы грамоты, она ему просто не дается.
  8. В детском саду или школе у ребенка обнаруживают дисграфию (нарушаются навыки письма), не может посчитать элементарных цифр (присутствует заболевание под названием дискалькулия). Ребенок среднего и старшего дошкольного возраста невнимателен, не умеет сосредотачиваться на чем-то одном, быстро меняет виды деятельности.
  9. У ребенка дошкольного возраста нарушена речь

Источник