Ребенку 3 года мало
Здравствуйте, читатели! Любящая мать и песенки поет, и гримасы корчит, и легенды занятные рассказывает, чтобы только ее трехлетний малыш хорошо поел. Но большинство детей в этом возрасте отказываются нормально питаться, налегая только на макароны с сыром или жареную картошку. Родители же хотят, чтобы рацион включал мясо, белки, молочные и другие продукты.
Увидев, что ненаглядный трехлетний карапуз отказывается кушать, ест из ряда вон плохо и капризничает каждый раз, когда видит перед собой новое блюдо, не впадайте в панику. Это пройдет, едва ему исполнится восемь лет.
А пока нужно разобраться, почему ваш ребенок плохо ест в 3 года. Затем стоит проявить немыслимое терпение к организации его питания.
Плохой аппетит у трехлетнего ребенка: причины
Прежде, чем вы начнете корректировать кормление ребенка, определите, чем вызван его отказ кушать. Общую группу причин условно можно поделить на две подгруппы: первую составляют причины, вызванные состоянием здоровья, вторую – черты характера. Если малютка не хочет обедать или ужинать, проследите за его поведением, самочувствием. Может быть, утрата аппетита – симптом какого-то недомогания. Конечно, что привередливость в еде может быть спровоцирована простым нежеланием есть то, что дают. Три года – это кризисный этап для ребенка и он в этот период делает все и всем наперекор.
Здесь подразумевается выборочный отказ от питания, когда ребенок ест, но не все подряд либо пропускает одно кормление и с охотой соглашается на другое.
Если он ничего не ест в течение целого дня, то посоветуйтесь с доктором, так как может подозреваться протекание какого-то заболевания.
Выясним главные причины, способные содействовать плохому аппетиту у ребенка в возрасте трех лет. Среди них обозначают:
- индивидуальную непереносимость того или другого блюда. Часто малышу готовят, например, молочные блюда, а он отказывается их употреблять. Позже выясняется, что организм малютки не переносит лактозу и, не желая кушать манную кашу или макароны с молоком, ребенок себя будто бы защищает от того, что может ему навредить;
- реакцию малыша на появление новых блюд в меню. В три годика детки проявляют крайнюю осторожность и недоверчивость. Они бессознательно опасаются всего нового и незнакомого. И чем настоятельнее родители уговаривают его попробовать кашу, которой раньше он в глаза не видел, тем большее сопротивление он будет проявлять. Лучше проявить терпеливость и ни в коем случае не заставлять зайчика кушать через силу;
- ребенок может не захотеть есть, если блюдо очень холодное или горячее, оно обладает не подходящей консистенцией;
- слишком большие порции. Часто ребенок может протестовать против еды просто по тому, что уже не голоден. Взрослые должны выяснить, какая разовая норма еды у чада, чтобы не предлагать ему больше, чем нужно. Если он съел только пол тарелки супа, то наверняка уже наелся, а не капризничает;
- отсутствие конкретного распорядка дня. Если между приемами еды проходит мало времени и ребенок просто не успевает проголодаться, то не исключено, что он будет капризничать, если ему будут предлагать покушать;
- сладкие перекусы. Если подкармливать чадо печеньем или шоколадом, то он действительно будет упрямиться, когда подойдет время обеда или ужина.
Во многих случаях ребенок не желает есть, поскольку мало двигается. Он не успевает расходовать энергию и не пополняет. Иногда малыш плохо кушает, так как у него упавшее настроение, он ощущает тревогу, пребывает в нервной ситуации. Может быть родители постоянно ругаются и такая обстановка давит на него, угнетает.
Еще кое-что важное
Зачастую изменение аппетита связано с периодом года либо временем суток. Есть дети, которые начинают больше есть с наступлением лета или вечера, иные малыши лучше кушают зимой или утром.
Если малыш с охотой принимается за еду, но резко бросает ложку, то наверняка его донимают органы, участвующие в пищеварительном процессе. К примеру, у малютки может начинаться ангина или стоматит, его может мучить гастрит, иная патология.
Помните и о развитии инфекционных и вирусных заболеваний. Если карапуз заболевает, у него начинается грипп, то понятно, что аппетит снизится.
Плохой аппетит у ребенка не редко является симптомом присутствия в организме паразитов. Однако случается и так, что если у ребенка есть глисты, то его аппетит, наоборот, становится непомерным.
При подозрении, что любимейший на свете маленький человечек, плохо кушает из-за того, что его тревожит то или иное недомогание, срочно обратитесь к педиатру.
Не паникуйте, если вам кажется, что чадо съедает порции меньшие, чем ребенок соседки. Может быть, оно слишком возбудимо, из-за чего у него продуцируется меньшее количество слюны, что делает употребление плотных продуктов более трудным.
Если в семье есть младший ребенок, то трехлетка путем отказа от кормления может пытаться заставить родителей обращать на него больше внимания.
А может быть, лапочка любит одни продукты больше, чем другие, например, он предпочитает гречку рису или картофель супу.
Родителям лучше не затягивать с установлением причин плохого аппетита у малыша и принять рекомендованные меры, так как неполноценный рацион может привести к анемии и авитаминозу.
Актуальность принудительного кормления
Трехлетний малыш иногда не хочет кушать не из-за болезни, а потому, что проявляет свой характер, ему хватает того, что он съел или место имеют иные причины, о которых я уже рассказывала.
Основная причина упрямства скрывается за тем, что он хочет показать, что он самостоятельная личность, с мнением которой важно считаться. Поэтому, если родители будут излишне настойчивы в попытках накормить малютку, то тот будет противостоять еще активнее.
В принудительном кормлении скрывается еще одна угроза. Заставляя малютку кушать, вы сформируете у сына или дочки негативные ассоциации с употреблением еды. Если ребенок не голоден, то он испытает нехорошие ощущения, поддавшись на уговоры родителей.
Наладить питание карапуза способно терпение, забота и понимание со стороны взрослых.
Что сделать, чтобы трехлетний малыш начал хорошо питаться
Главное – проявить максимум терпения. Трехлетке иногда требуется многократная «демонстрация» нового блюда, чтобы он рискнул его съесть. А чтобы полюбить предложенный вкус, необходимо, как минимум 15 дегустаций. Поэтому поставьте перед юным критиком блюдо и позвольте ему самостоятельно принять решение по поводу того, стоит ли есть.
Предлагайте сыночку или доченьке на выбор два-три лакомства. Вам вовсе не нужно готовить разносолы. Просто вместо того, что приготовили для семьи, предложите малышу булочку с молоком, отварные овощи или творог со сметаной. Приняв с десяток попыток привлечь карапуза к дегустации нового блюда, и все равно получив отказ, отложите приготовление сладкого на пару месяцев. Вместо этого попробуйте приготовить что-нибудь другое и заинтересовать лапатульку.
Не вынуждайте малыша кушать. Вас может лишить равновесия то, что дитя не хочет пробовать ничего нового. Однако не превращайте обед в войну. Установите за столом дружелюбную атмосферу. Не сосредотачивайте внимание на том, что малыш кушает или не кушает. Лучше расскажите ему что-то занимательное, поиграйте в лесных жителей, которым нравится лакомиться грибочками, яблочками и капусткой.
Проявите творчество. Если чадо не хорошо кушает, попробуйте креативно подать блюдо, например, сочините веселую историю про выкраденный пиратами суп, или рагу, овощи для которого собирали волчата и бельчата.
Сделайте порции меньшими. Размер желудка трехлетнего малыша, примерно, как и его кулачок. Растет малютка тоже уже не так быстро, как это происходило на протяжении первых двух лет его жизни. Не исключено, что зайке еды необходимо вдвое меньше, чем вы думаете. Малыш охотнее попробует блюдо, если на тарелке его будет только пять ложек, а не два черпака.
Пускай ребенок и сам сделает что-нибудь для создания блюда. Так вы вызовете большую заинтересованность крошки в итоговом продукте. Трехлетний карапуз запросто может засыпать блюдо сыром, или декорировать его листиками петрушки.
Не награждайте «масика» сладостями. Раз пять-шесть это даст необходимый результат. Однако в итоге ребенок базовую пищу начнет воспринимать с ненавистью и будет видеть в ней только кару. Лучше побаловать дочку (сына) сладеньким, независимо от того хорошо или плохо она покушала. В итоге он поймет, что десерты составляют здоровый рацион.
Как заставить ребенка покушать
Чтобы малыш начал хорошо питаться, попробуйте прибегнуть еще и к таким рекомендациям:
- составьте правильный распорядок дня. В нем должны быть пассивные и активные развлечения, прием ванны и прогулка на улице. Это выработает нормальный аппетит;
- тщательно распланируйте время кормления. Сделайте так, чтобы ребенок кушал каждый день в одно и то время, через равные отрезки часов;
- измените привычный состав блюд, украсьте их, спрячьте на дне тарелочки сюрприз, нарежьте овощи фигурками или выложите салат смешной мордочкой;
- дайте возможность малышу быть самостоятельным. Если он хочет кушать сам, пускай так и будет;
- ешьте тоже, что приготовили чаду. Если он увидит, как папа с мамой с аппетитом едят котлеты, то, возможно, это станет для него примером и ему тоже захочется их попробовать;
- проследите, чтобы во время кормления ничего не отвлекало чадо. Свое внимание он может переключить на работающий телевизор и забыть о еде;
- повысить аппетит можно путем яблочного фреша, сока из черной смородины. Напитки лучше давать за 30 минут до еды.
Чтобы заставить ребенка покушать, пробуйте каждый раз новый подход. Что-нибудь обязательно сработает.
Заключение
Проявленные терпение и внимательность будут вознаграждены, главное – не кричать на малыша, не ругать его и не запугивать. Тогда он непременно полюбит еду и будет кушать с наслаждением.
Источник
Некоторые родители мечтают о том, чтобы ребенок помолчал хотя бы пять минут, но непоседа все время что-то комментирует. А некоторые мамы и папы мечтают о том, чтобы чадо хоть что-то сказало. Но чадо упорно молчит.
В 1 год, как правило, они только начинают беспокоиться по поводу детского молчания, в 2 года уже готовы бежать с ребенком-молчуном по врачам и психологам. Если малыш не говорит в 3 года, это повод для серьезной тревоги.
Помочь родителям разобраться со сроками становления детской речи помогает известный педиатр Евгений Комаровский.
Развитие речи
Если у ребенка не развивать речь, то он не заговорит. Сроки начала осмысленного говорения — понятие довольно индивидуальное. Одни дети переходят от слогов к попыткам произнести слова еще до года, другие только пытаются сделать это к 2 годам.
Есть среднестатистические сроки, при сильном отставании от которых можно заподозрить у ребенка задержку речевого развития:
- В 3 месяца малыши начинают гулить;
- В 6-8 месяцев они могут лепетать;
- Девочки к 10 месяцам обычно произносят свое первое слово. Мальчики делают это ближе к 12 месяцам.
- В 1,5 года ребенок вполне способен произносить около десятка слов.
- К 2 годам он обычно знает местоимения, количество слов в лексиконе в норме нарастает стремительно.
- К 3 годам здоровый развитый малыш может без проблем произносить около 350 слов, свободно оперировать ими, склонять, выражать свои эмоции.
- В 4 года словарный запас малыша уже более полутора тысяч слов;
- В пять лет лексикон возрастает вдвое, ребенок знает и произносит более 3000 слов.
Способность говорить без способности слушать существовать не может, а потому для развития речевых данных при ребенке и с ним нужно много разговаривать.
Начинать специалисты советуют с внутриутробного периода — разговор мамы с будущим ребенком идет на пользу обоим. На поздних сроках беременности плод уже прекрасно воспринимает звуковые колебания.
После рождения общение с малышом должно быть непрерывным. Пусть он не понимает ни слова из того, что вы говорите, но он обязательно должен много и часто слушать человеческую речь.
Малышам до полугода очень важно наблюдать артикуляционный аппарат мамы и папы, к этому возрасту он начинает улавливать связь между звуком и движением губами. Кроха и сам пытает имитировать то, что слышит. Сначала это гуление, а затем лепет.
При должном терпении родителей и регулярных занятиях, основанных на повторении новых слов, на связи слов с образами, малыши осваивают речь с удовольствием, их словарных запас увеличивается практически ежедневно.
Даже если малыш не торопится говорит самостоятельно, у него при правильном развитии должна к 2 годам быть развита пассивная речь. Такого карапуза можно попросить совершить два последовательных действия — взять предмет и передать его кому-то из членов семьи.
К трем годам обычно даже плохо разговаривающие дети должны уметь выстаивать цепочку из трех последовательных действий на основании понимания пассивной речи.
Однако это теория. На практике все бывает не так радужно, и порой родители начинают волноваться и расспрашивать доктора о причинах задержки речевого развития.
Задержка речи
Если не говорит ребенок 1-2 лет, волноваться рано, говорит Евгений Комаровский.
Возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи — это 3 года. При этом родители должны четко сформулировать сами для себя и для своего врача, как именно малыш молчит: он не понимает взрослых или не разговаривает, но все понимает.
Часто кроха говорит, но его не понимают взрослые, потому что он мычит что-то непонятное, не заучивает названия предметов, называя их по-своему на своем, недоступном для взрослых, языке.
О том, что делать если ребенок не говорит можно найти ответ в следующем видео от доктора Комаровского.
Порой трехлетние дети говорят, но ограничиваются только отдельными словами, которые никак не могут увязать в предложения или даже словосочетания.
После того, как мама и папа как можно более полно обрисуют суть проблемы, можно начинать искать причины крохиного молчания.
Задержкой речевого развития у медиков считается такое состояние, при котором в трехлетнем возрасте отсутствует связная речь. При этом наличие фразовой речи в этом возрасте тоже считается отклонением от нормы, но не таким значительным.
По медицинской статистике, речевое отставание фиксируется у 7-10% малышей в возрасте 3 лет, причем мальчики значительно чаще молчат, чем девочки — на одну неговорящую девочку приходится 4 мальчика-молчуна.
Причины молчания
Самая основная и наиболее частая причина, которая мешает трехлетнему ребенку разговаривать, – проблемы со слухом. Они могут быть как врожденными, так и приобретенными.
Слух может быть снижен незначительно или существенно, вплоть до глухоты. Малыша следует показать отоларингологу. Он проведет визуальное исследование органов слуха, проверит способность малыша воспринимать звуки.
При необходимости будет назначена процедура тональной аудиометрии, которая с большой точностью показывает, насколько хорош слух.
Если проблем со слухом не обнаружится, родителям придется нанести визит детскому неврологу. При некоторых неврологических расстройствах страдает речевой центр, поэтому доктор должен будет выяснить, нет ли у малыша таких патологий. Вероятно, придется сделать МРТ, чтобы исключить возможность новообразований или дефектов строения головного мозга.
Комаровский утверждает, что аномалии и болезни мозга очень редко бывают причиной речевого отставания, но исключить такую вероятность полностью тоже нельзя.
Врожденная немота — явление чрезвычайно редкое при нормальном слухе, в ее основе лежат поражения речевого аппарата.
Если малыш обследован специалистами, и все из них как один утверждают, что ребенок совершенно здоров, молчание может иметь педагогические и психологические причины.
Иногда кроха может отказываться говорить после сильного пережитого стресса, страха, сильного испуга. Гораздо чаще причина молчания кроется в неправильном воспитательном подходе мамы и папы: если родители по вечерам больше общаются с виртуальными друзьями в интернете, чем со своим ребенком, который крутится рядом, то малышу просто негде получить достаточные навыки речевого общения. В этих вопросах можно обратиться к детскому психологу, психиатру.
Часто проблемы с говорением в трехлетнем возрасте есть у билингвальных детей, в семьях которых говорят сразу на двух языках.
Иногда причиной отсутствия речи могут быть психические заболевания, обычно врожденного характера (аутизм и т. д.). В 10% случаев задержки речевого развития в 3 года истинную причину установить не удается.
Если ребенок в 3 года говорит отдельные слоги, но не умеет складывать из них слова, или говорит отдельные слова, но никак не соберет их в словосочетания и предложения, Евгений Комаровский советует посетить невролога и логопеда.
А если малыш все понимает, но отвечает совершенно непонятными наборами звуков с сохранением интонаций, свойственных нормальной речи, ему требуется обязательная консультация логопеда.
Опасный возраст
Существует несколько возрастных периодов, когда формирование речи идет наиболее интенсивно, и любые негативные факторы могут сказаться на скорости этих процессов (как ускорить, так и замедлить):
- 6 месяцев. Если в этом возрасте у ребенка мало общения, то у него не формируется потребности говорить, имитировать звуки, лепетать.
- 1-2 года. В этом возрасте идет активное развитие корковых речевых зон. Сильный стресс, частые заболевания, отсутствие общения, травмы могут привести к замедлению корковых метаморфоз.
- 3 года. В этом возрасте формируется связная речь. Экзогенные факторы могут затормозить этот процесс.
- 6-7 лет. При воздействии негативных фактором в этом возрасте ребенок уже вряд ли замолчит совсем, но вполне возможны нарушения речевых функций (заикание).
Как научить говорить
Если причина задержки речевого развития — органическая (заболевания слуха, неврологические отклонения, патологии речевого аппарата или речевого центра головного мозга), то Комаровский советует начать с устранения этой причины.
Ребенку должно быть назначено адекватное лечение в зависимости от диагноза. Параллельно с этим доктор обязательно даст рекомендации по проведению занятий для развития речи.
Если причина молчания ребенка кроется в социальных, педагогических или психологических проблемах, также следует устранить факторы, мешающие малышу выражать свои мысли при помощи речи.
О том, как помочь ребенку научиться разговаривать расскажет доктор Комаровский в следующем видео.
Евгений Комаровский утверждает, что иногда вполне достаточно отдать трехлетку с острым дефицитом общения в семье в детский сад. В детском коллективе многие мальчики и девочки учатся говорить куда быстрее, чем в компании взрослых.
Родители, которые решили развивать речь трехлетнего чада при отсутствии заболеваний, вызвавших молчание, самостоятельно должны приготовиться к небыстрому и трудоемкому процессу. Помочь им в этом может детский психолог или детский психотерапевт, если такой специалист есть в вашем городе. Залог успеха на 70% кроется именно в усилиях и стараниях родителей.
Советы психолога
Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье. Говорите с ним, обсуждайте важные вопросы и ежедневные, бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.). Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка — общаться. Параллельно с ней начнется развитие внутренней речи, лучшее понимание пассивной речи.
Гиперопека родителей может стать причиной отсутствия мотивации говорить. Если мама спрашивает, какое яблоко хочет малыш — зеленое или красное, и сама же за него отвечает (красное, ведь оно вкуснее), то у ребенка просто нет возможности подобрать слова и ответить.
Если такие ситуации повторяются регулярно, то у крохи входит в привычку молчать. Если эта ситуация повторяет вашу, измените свое отношение к ребенку и освободите его от чрезмерной опеки.
Не стоит поощрять сюсюканье и лепет. Если мама вслед за малышом будет называть предметы вокруг его же языком, употреблять довольно много уменьшительно-ласкательных суффиксов (машиночка, кашка, папочка, сыночек и т. д.), то у ребенка не будет формироваться правильной речевой функции.
Слова с такими суффиксами произносить значительно сложнее. Говорите с малышом как со взрослым человеком. Ему это будет приятно и полезно.
Включайте ребенку музыку. Песенки, звукоподражательные припевки, классическая музыка — все это благоприятно сказывается на способности воспринимать мир, звуки, речь.
Занятиями могут стать любые свободные минутки. Используйте каждый час, проведенный вместе с ребенком. По дороге в магазин или аптеку описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице: едет машина – она красная, она большая, идет собака – она маленькая, добрая, красивая.
Во время приготовления пищи мама может показывать ребенку кухонную утварь и называть ее вслух (ложка, кастрюля), а также продукты (яблоко, морковь, капуста, орех).
Если в семье несколько детей, то, как правило, проблемы с речевым развитием наблюдаются именно у младших. Психологи считают, что таким образом сказывается частое общение с другими детьми, поскольку оптимальным для развития речи считается все-таки общение со взрослыми.
Младшие детки из многодетных семей часто просто ленятся говорить как надо и в нужном объеме.
Чаще задавайте ребенку вопросы. Даже если он не может ответить на них, не переставайте спрашивать. Рано или поздно, сын или дочка обязательно отзовутся.
Советы доктора
- Доктор Комаровский делает акцент на том, что если ребенок не говорит более-менее связно в 3 года, это однозначный повод для обращения к врачу.
- Оценивая речевые способности своего ребенка, родители должны брать в расчет не только то, сколько и что он говорит на данный момент, но и следить за динамикой речи: если малыш говорит определенное количество слов и в 2, и в 3 года, и его словарный запас практически не увеличивается, Комаровский называет это опасной тенденцией.
- Если в три года ребенок отстает от нормативов и знает только десяток-другой слов, через пару месяцев лексикон увеличивается еще на десяток новых слов, это нормально. Хоть малыш по нормам и отстает, но в своем личном развитии у него наблюдается положительная динамика.
- Ребенку с задержкой речи не стоит давать на длительное время гаджеты.
- Вместо компьютерных игр и длительного просмотра мультиков устройте совместную прогулку, поиграйте с ребенком, почитайте ему книгу.
- Не нужно сравнивать ребенка с другими детьми. Ваш – уникальная личность, другой такой нет, поэтому любые сравнения неуместны.
Прогноз
Если родители бросили все силы на то, чтобы начать развивать речевые функции трехлетнего ребенка, привлекли к этому специалистов, ребенок при необходимости получил лечение, то прогнозы довольно благоприятные. 85-90% детей полностью «догоняют» своих сверстников к 6-7 годам.
Источник