Ребенку 3 года мальчик
Существуют общепринятые в социуме нормы того, что должен уметь ребенок в 3 года, перечень этого – своеобразная памятка для родителей, по которой можно определить готовность малыша к посещению садика и развитию других, более сложных, навыков.
Конечно же, не стоит относиться к такому перечню фанатично, ведь все дети разные. Развитие одного ребенка в 3 года (мальчик) и его возможности и способности отличаются от другого ребенка (девочки), что вполне нормально и признано наукой и медициной. Следует воспринимать эти критерии, как ориентиры, цель, к которой нужно стремиться.
Памятка родителям, что должен знать малыш в 3 года
Мамы и папы имеют свое личное мнение о том, что должен знать ребенок в 3 года, но также в государственных законах прописаны стандарты наличия определенных навыков у ребенка в конкретном возрасте, которые сокращенно называются ФГОС и входят в общую образовательную систему государства.
Умение малыша в 3 года – Речь
И так, давайте разберемся, что умеет ребенок в 3 года? Не зря детей такого возраста называют «почемучками», ведь их интерес к окружающему миру возрастает с каждым днем, они уже могут воспользоваться своим словарным запасом, чтобы задать интересующие вопросы. Характерными параметрами речи для трехлеток являются:
- наличие словарного запаса в пределах 1500 слов и больше;
- умение выражать свои мысли короткими предложениями;
- способность называть и описывать знакомые предметы;
- использование определенных знаний в речи, например имя папы, мамы, домашнего питомца;
- усовершенствование построения предложений и увеличение их длины.
Особенности развития речи в 3 года
Также они могут замечать и пытаться исправить ошибки в речи своих сверстников, что является хорошим показателем.
Память и мышление
Именно в этом возрасте логическое мышление начинает активно действовать и позволяет исследовать мир и получать нужную информацию. Закладываются основы будущего в определенной профессии путем развития его памяти и мышления. Малыши уже умеют:
- различать предметы и выявлять отличия в подобных;
- запоминать маленькие стишки и песенки;
- рассказывать о событиях, произошедших пару дней назад;
- пересказывать небольшие сказки, прочитанные мамой или папой;
- строить различные пирамиды, собирать небольшие пазлы, дома из «Лего»;
- считать до 5 – 10;
- строить простые логические цепочки.
Совет!
Для родителей очень важно сосредоточить свое внимание на ответах, в которых нуждаются дети, и дать им максимум информации об окружающем мире.
Бытовые навыки
Трехлетние дети хотят быть самостоятельными и многое делать сами, а задача родителей позволить им это и научить выполнять бытовые действия правильно. Малыши такого возраста уже могут:
- самостоятельно одеваться и раздеваться;
- застегивать пуговицы и замочки на одежде;
- умываться, мыть ручки и чистить зубки;
- вытирать ноги и понимать, когда запачкал одежду;
- знать и использовать слова благодарности, просьбы;
- собрать свои игрушки и расставить их по местам;
- использовать столовые приборы.
Большинство малышей с радостью помогают маме на кухне, а папе с ремонтом, и не следует лишать их такого удовольствия.
Двигательная активность
Бегать, прыгать – естественная необходимость детей, она ярко выражена в 3 года и малыши очень любят играть с другими детьми в подвижные игры, их навыки выражены в:
- ходьбе назад и вперед;
- игре с мячом;
- езде на трехколесном велосипеде и/или самокате;
- стоянии на одной ноге и удержании равновесия;
- преодолении ступенек.
Дети 3 лет нуждаются в постоянной подвижности для нормального развития опорно – двигательного аппарата и других органов, для них обязательные частые и длительные прогулки на свежем воздухе, где они могут потратить свою энергию.
Родителям важно понимать, что каждый малыш развивается индивидуально и перечень его возможностей и умений в 3 года может отличаться от общепринятых параметров.
Психофизиологические особенности развития мальчика в 3 года
Важно учитывать пол при оценке умений и навыков детей в определенном возрасте, поскольку данный фактор является важным и оказывает влияние на адаптацию малыша. Все знают, что при рождении вес мальчика обычно больше и в возрасте 3 лет он, как правило, достигает 12 – 18 кг. Стандартный вес у девочек того же возраста примерно на килограмм меньше.
Наглядно-действенное и образное мышление является доминантным у малыша мужского пола, и он познает мир через действие, не опираясь на речь. Поскольку у мальчишек более развито правое полушарие мозга, то уже к 3 годам они хорошо ориентируются в пространстве. Мальчик физически более вынослив и его двигательная активность зачастую превышает возможности бегать и прыгать у девочек того же возраста.
Психологические особенности детей 3 лет
При утомлении ребенка первым признаком будет его вялость и отсутствие подвижности, а также снижение концентрации внимания. Для полноценного формирования мальчику необходимо больше пространства для игры, что обусловлено его физическими особенностями. Не следует огорчаться, если малыш не знает так много стихов, как соседская подружка его возраста, ведь память мальчика 3 лет развивается медленнее, чем у девочек и это будет продолжаться еще пару лет.
Особенности развития девочки
Поскольку для девочек характерно быстрое развитие левого полушария головного мозга, то их речевой аппарат и количество употребляемых слов будет постоянно расти, поскольку характерной особенностью данного возраста является познание мира через вопросы и ответы. Память девочек развивается очень быстро и это способствует тому, что они могут быстро выучивать стихи, песни и новые слова, понятия. В процессе игры они пытаются описать все свои игрушки и то, что с ними происходит.
Для девочек характерна быстрая социальная адаптация и желание общения со всеми окружающими в таком возрасте.
Они проявляют свои эмоции открыто и понять, что происходит с ребенком, не составляет труда. В физическом развитии девочки и мальчики 3 лет не имеют особых отличий, кроме того, что вес и рост девочек обычно чуть меньше.
Родители должны понимать, что независимо от того, какие игрушки будут у малышки, она будет давать им особые роли – маленьких детей, поскольку это заложено природой. На данном этапе жизни девочки более послушны, чем их сверстники мальчики, но данный факт может меняться в зависимости от индивидуальных особенностей характера и воспитания детей.
Требования к умениям трехлетнего ребенка в детском саду, согласно ФГОС
В законодательстве РФ существуют стандарты дошкольного образования, которые указывают на использование учебных программ в детском саду и определяют объемы их выполнения. По сути ФГОС – это перечень требований к навыкам детей, посещающих учебные заведения разного типа, прописанный в законодательных актах.
Программа указывает, что независимо от форм и методов, которые используются при обучении детей дошкольного возраста, должны развиваться их следующие навыки:
- социально – коммуникативные;
- речевые;
- познавательные;
- художественно-эстетические;
- физические.
Также в нормативном акте прописана подробная расшифровка вышеуказанных навыков и предполагаемых уровней их владения детьми разного возраста.
Указано, что программа обучения состоит из обязательной части и дополнительной, которая составляется на усмотрение педагогов сада. В документе описаны и дополнительные варианты применения его для детей с особыми потребностями и инклюзивного образования.
Отдельным пунктом в документе выделены целевые ориентиры для детей раннего возраста, в которые входит:
- развитие интереса детей к окружающей среде и ее познанию;
- овладение простыми бытовыми умениями;
- активное развитие речи с применением ситуативных упражнений;
- коммуникация со сверстниками и взрослыми;
- изучение культуры и искусства с последующим использованием знаний;
- физические упражнения для формирования крупной моторики.
Все детские сады на территории России руководствуются данным нормативным документом для составления своих программ обучения и развития малышей.
Что касается навыков, то желательно, чтобы ребенок при поступлении в детский сад умел:
- самостоятельно есть при помощи ложки и пить из чашки;
- пользоваться горшком;
- говорить простыми фразами;
- снимать/надевать хотя бы простые предметы одежды.
Как распознать отклонения в развитии и что делать
Конечно же, не следует паниковать, если малыш не умеет делать чего-то из этого большого списка по достижении им 3 лет, ведь медицинская наука и психология всегда учитывают индивидуальные особенности. Но все же наличие некоторых сигналов может служить маячком о том, что ребенок отстает в развитии. В таких случаях для родителей важно не упустить момент и не пустить дело на самотек, а помочь малышу.
Памятка родителям
Консультация со специалистом не помешает, если:
- речь совсем не сформировалась и малыш не может внятно произносить слова, словосочетания, короткие предложения;
- наблюдается постоянное слюновыделение, независимо от времени года и рода занятий;
- ребенок не умеет ходить на горшок и не понимает его назначения;
- отсутствуют навыки самостоятельного использования ложки, вилки, чашки;
- малыш не может сам справиться с хотя бы несколькими предметами одежды;
- в играх ребенок апатичен, не проявляет активность;
- нет навыков использования игрушек – пирамидки, кубиков, мяча;
- постоянные истерики и плач не прекращаются, даже когда рядом близкие люди;
- не узнает дедушек, бабушек и других людей, которые постоянно бывают в доме;
- не умеет стоить логические цепочки и не понимает, почему и что с ним происходит в разных бытовых ситуациях;
- отсутствует интерес к общению с другими детьми.
Обратите внимание!
Даже если у детей наблюдается один из вышеперечисленных признаков, не нужно паниковать. Стоит отнестись с пониманием и терпением к возможным особенностям малыша, посетить специалиста-психолога, невролога и вместе определить дальнейшие необходимые действия.
Пожалуй, самое важное в такой ситуации сохранять спокойствие и быть готовым работать с ребенком, развивать его навыки и умения, изучать информацию об особенностях возраста и возможных трудностях, а также любить своего малыша, что является неотъемлемой частью его воспитания.
Несмотря на общепринятые понятия о том, какими навыками обладают дети 3 лет, нужно учитывать особенности характера, пол и среду, в которой они воспитываются. Желательно своевременно водить малыша к педиатру, чтобы определить и выявить возможные нарушения в формировании детского организма или психики на ранних этапах.
Родители должны быть готовы, что при поступлении в детский сад к малышу будут предъявлены некоторые требования в плане его возможностей и умений. От того, насколько они развиты, зависит и адаптация ребенка в незнакомой среде.
Источник
Во многих странах мира мамочки имеют право на декретный отпуск, но после его окончания трехлетние малыши должны отправляться в сад, а женщина на работу. Почему же именно этот возраст считается переломным и что должен уметь ребенок в 3 года (мальчик)? Именно этой теме и будет посвящена наша сегодняшняя статья.
Физиологическое развитие
Дети растут и развиваются по сугубо индивидуальной схеме. Вряд ли удастся найти двух одинаковых малышей одного возраста во всем мире. Объясняется это генетическими особенностями, питанием ребенка, его двигательной активностью, режимом дня, наличием тех или иных заболеваний и прочим. Несмотря на это, в педиатрической практике принято использовать определенные параметры, помогающие определить, нормально ли, с физической точки зрения, развивается тот или иной карапуз.
Итак, средний рост мальчиков в 3 года должен приблизительно составлять от 88 до 100 см. Это своеобразные нижние и верхние границы, которые не считаются патологией. Вес мальчиков при этом должен колебаться в пределах 12 – 17 кг. Более низкие показатели указывают на рахит, а более высокие на ожирение. При недоборе или переборе веса следует обязательно консультироваться с педиатром и диетологом. Чаще всего проблема заключается в неправильном питании.
Речь
Детей трехлетнего возраста нередко называют «почемучками» и это неудивительно. Сейчас малышей интересует в буквальном смысле все и от них часто можно услышать вопрос: «Почему?». Большинство мальчиков на этом этапе развития уже умеют говорить целыми предложениями и делают это довольно внятно. Что же еще характеризует речь маленького непоседы в этом возрасте:
- Словарный запас составляет приблизительно 700-1500 слов.
- Свои мысли кроха выражает короткими предложениями.
- Мальчик может назвать и описать интересующий его предмет. Например, кошка пушистая, мягкая, машинка красная с колесиками.
- Малютка уже орудует определенными знаниями в речи, например, может назвать имя домашнего питомца или имя взрослого (мамы, папы, бабушки).
С каждым днем ребенок совершенствует свою речь, учит новые слова и запоминает их. При этом предложения становятся длинными, но сложноподчиненные предложения освоить пока не удается. Довольно большой интерес дети проявляют к различным сказкам, стихам, скороговоркам, песенкам.
Хорошим показателем является то, что кроха замечает ошибки в речи своих сверстников и пытается исправлять их.
Умения в быту
Многие вещи, касающиеся быта, дети в трехлетнем возрасте уже умеют делать самостоятельно. Сейчас главной задачей родителей является поощрение тяги ребенка к самостоятельности. В 3 года мальчики уже умеют делать следующие вещи:
- Кушать самостоятельно, используя столовые приборы.
- Пить из чашки.
- Собирать разбросанные игрушки.
- Умываться, мыть ручки, чистить зубки с помощью родителей.
- Снимать и надевать верхнюю одежду, обувь.
- Самостоятельно застегивать крупные пуговички или липучки.
- Снимать и надевать головной убор.
- Многие дети с удовольствием помогают маме мыть посуду.
- Собирать разбросанные игрушки.
Чем больше времени взрослые посвящают своему чаду, тем самостоятельнее будет мальчик на данном этапе развития.
[expert_bq id=5876]Если вы что-то делаете по дому, а кроха старается помочь вам, ни в коем случае не лишайте его этой возможности. Любые совместные занятия с мамой и папой пойдут маленькому непоседе на пользу.[/expert_bq]
Мышление и память
В возрасте трех лет логическое мышление у ребенка начинает стремительно развиваться и позволяет карапузу лучше познавать окружающий мир. Удивительно, но уже сейчас у многих детей закладываются предпосылки для будущей профессии. Кто-то тянется к рисованию, кому-то нравится петь, а кто-то с удовольствием орудует строительными инструментами, как папа. Итак, что же умеет малютка в этом возрасте:
- Четко видит различия между предметами и может установить в чем заключается схожесть между ними.
- Запоминает небольшие стихи, поговорки и песни.
- Может рассказать о случившемся событии, которое произошло несколько дней назад. Но многие малыши на этом этапе все еще путают понятия «сегодня», «завтра», «вчера».
- Пересказать рассказ, прочитанный взрослыми.
- Собирать крупные пазлы и пирамиды по цветам и размеру.
- Вести счет от 1 до 5, реже 10.
Кроме этого, кроха может выстраивать несложные логические цепочки, например, кошечка пошла на кухню, значит, она будет кушать.
Родители должны помнить о том, что, если карапуз о чем-то их спрашивает, необходимо дать малютке четкий ответ на его вопрос. Удовлетворение этой потребности считается крайне важным на данном жизненном этапе ребенка.
Физическое развитие
Мальчики в возрасте 3 лет практически не сидят на месте. Двигательная активность – это физиологическая потребность, которая должна быть обязательно удовлетворена. Именно хорошее физическое развитие является залогом нормального формирования психического аспекта. Что же умеет мальчик в 3 года:
- Самостоятельно ходить и бегать довольно быстро.
- Ходить прямо и переставным шагом назад, вперед и в сторону.
- Играть с мячом – быть по нему ногой, бросать. Ловить мяч получается пока плохо, но карапуз с удовольствием осваивает этот навык.
- Крутить педали и едут на трехколесном велосипеде.
- Удерживать равновесие около 5-10 секунд, стоя на одной ноге.
- Подниматься и спускаться по ступенькам без помощи взрослого, держась за перила.
- Преодолевать препятствия высотой около 30 см на полу.
Ребенок также должен уметь залезать на небольшие горки, спускаться с горки на детской площадке.
Очень важно ежедневно гулять с мальчиком на свежем воздухе при любой погоде. Это положительно сказывается на здоровье опорно-двигательного аппарата и всего организма в целом.
Особенности социального общения
Освоение навыков общения с другими людьми – это важнейший аспект для нормального развития трехлетнего малыша. До этого возраста карапузу было вполне достаточно общения с родными людьми – мамой, папой, сестрой, братом, дедушкой бабушкой, но сейчас маленького непоседу привлекают и сверстники на детской площадке, в саду. Рассмотрим особенности социального общения детей на этом жизненном этапе:
- Малыш легко знакомится с другими детьми, но некоторые мальчики все же предпочитают играть самостоятельно, а не в коллективе.
- Кроха старается понять и подчиниться правилам ролевой игры со сверстниками.
- Ребенок подражает своим сверстникам.
При общении с окружающими малютка старается употребить слова вежливости: «Спасибо», «Пожалуйста» и другие.
Если мальчик отказывается вступать в социальный контакт со сверстниками или делает это с осторожностью, не стоит настаивать, так как это может травмировать несформировавшуюся психику.
Психоэмоциональное развитие
Психическое состояние ребенка – это один из важнейших аспектов здоровья малыша. От этого зависит его адаптация и взаимодействие с окружающими людьми. Сейчас у карапуза преобладает наглядно-действенное мышление. У мальчиков лучше развито правое полушарие головного мозга, в связи с чем они лучше ориентируются в пространстве, чем девочки. Двигательная активность их также выше.
В 3 года дети переживают такой переломный период, как «Кризис 3 лет». Сейчас маленький непоседа старается делать все самостоятельно, но это не всегда получается.
Мелкая моторика
Специалисты всего мира советуют уделять как можно больше времени развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Уже сейчас можно уделять много времени таким занятиям, как рисование, лепка, вырезание. Рассмотрим, что должен уметь мальчик в возрасте 3 лет:
- Легко брать в руки мелкие предметы, такие как бусинки, прищепки и другие.
- Надевать бусины на леску без помощи родителей.
- Собирать мозаику.
- Складывать пазлы.
- Резать бумагу ножницами.
- Лепить из пластилина небольшие шарики.
- Рисовать ручкой, карандашом или фломастером.
- Наклеивать наклейки.
Очень полезными для малышей на данном этапе развития будут пальчиковые игры. Ежедневно также рекомендуется выполнять пальчиковую гимнастику. Как ее делать, можно найти в видеоролике, расположенном ниже в статье.
Что должен уметь мальчик, отправляясь в детский сад?
Нет каких-то четких требований к ребенку, который готовится к посещению детского сада. Родители должны позаботиться о том, чтобы их малютка освоил элементарные бытовые навыки, что поможет ему легче освоится в новом коллективе.
В этот список следует отнести такие умения:
- Самостоятельное использование столовых приборов по назначению.
- Умение пользоваться горком или проситься в туалет.
- Малыш должен уметь надевать и снимать верхнюю одежду, обувь, головной убор.
- Мальчик также должен уметь взаимодействовать со сверстниками.
- Очень важно, чтобы карапуз умел сообщить взрослому о том, что у него что-то болит.
Как показывает практика, дети в саду быстро осваивают новые навыки и учатся самостоятельности. Родителям не стоит бояться отправлять свое чадо в дошкольное учреждение, ведь это принесет для него только пользу.
Как распознать физиологические или психические отклонения?
Развитие ребенка не всегда проходит гармонично. Иногда наблюдаются различные проблемы, которые очень важно выявить своевременно. При этом родители должны обязательно обратить внимание на такие отклонения:
- Речь сформирована очень плохо или вовсе отсутствует. Малыш не произносит элементарных слов и не пытается составлять предложения.
- У ребенка отмечается повышенное слюноотделение, независимо от рода его занятий.
- Кроха отказывается ходить на горшок, не контролирует дефекацию и мочеиспускание.
- Карапуз не сморит в глаза, избегает зрительного контакта даже с родными людьми.
- Мальчик не пьет из чашки, не использует столовые приборы по назначению.
- Наблюдаются стереотипные, то есть повторяющиеся движения.
- Проявляется агрессия по отношению к сверстникам, взрослым и животном.
- Навыки использования таких игрушек, как пирамидки, кубики, мячик, отсутствуют.
- Отсутствует умение выстраивать логические цепочки.
- Кроха не узнает родных (бабушек, дедушек, братьев, сестер).
Особое внимание следует уделить психическому здоровью мальчика, если наблюдается отсутствие желания взаимодействовать с другими детьми и даже их боязнь. Такие расстройства нередко указывают на такое заболевание, как аутизм.
Если вы заметили у своего чада одно из отклонений, не стоит паниковать и преждевременно ставить какие-либо диагнозы. Первое, что нужно сделать родителям – показать кроху педиатру.
Подводим итоги
Мальчики в три годика нуждаются в постоянной защите и поддержке родителей несмотря на то, что сейчас они переживают кризис трехлетнего возраста и стараются делать все самостоятельно. Уделяйте больше времени своим карапузам, играйте вместе, читайте книги, смотрите мультфильмы, занимайтесь вместе повседневными делами. Это поможет сформировать доверительные отношения и вырастить полноценную личность.
Видео
Очень важно на данном жизненном этапе играть с ребенком в разнообразные развивающие игры. В этом видео вы найдете занятия, которые позволят провести время с пользой и весело.
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Источник