Ребенку 3 года говорит невнятно

Ваш ребенок говорит так быстро, что его речь с трудом понимаете даже вы? Если это если происходит время от время от времени, например, в момент волнения, то тревожиться не нужно. Но когда быстрая невнятная речь приобретает постоянный характер, то необходимо обратиться за помощью к специалистам. В этой статье логопеды центра развития «Каркуша» объясняют, почему ребенок так говорит и можно ли это предотвратить.

Тахилалия

При тахилалии наблюдается патологическое ускорение темпа, при этом у ребенка нормальный слух и нет патологий речевых органов. Речь быстрая, непонятная, малыш нередко проглатывает окончания, искажает и повторяет слова, артикуляция изменена. Тахилалия часто бывает связана неврологическими расстройствами и может проявляться не только ускоренным темпом речи, а именно:

  • ребенок запинается, глотает слова;
  • ему не хватает воздуха, чтобы произнести следующее слова;
  • суетливо и быстро двигается;
  • плохо засыпает, часто просыпается;
  • есть проблемы с памятью, чтением, письмом;
  • часто раздражается, ведет себя агрессивно;
  • с трудом концентрируется на задании;
  • внимание рассеянное.

Дети с тахилалией говорят без остановки, они не слушают и перебивают собеседника, а потому у них возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.

В ряде случае тахилалия вызвана наследственной предрасположенностью, но часто это нарушение объясняется поражениями ЦНС вследствие перенесенных тяжелых инфекций, травм, некоторых заболеваний.

Диагностика и лечение тахилалии происходят при участии логопеда, невролога и психолога. Если время не упущено, то в целом прогноз благоприятный. Тахилалия может возвратиться в течение года после коррекции. Наиболее устойчивый результат дают групповые занятия с опытным логопедом.

Читайте также: Признаки отставания развития ребенка в 2 года

Дислалия

При функциональной дислалии речь также неразборчива из-за слишком быстрого темпа, но при этом у ребенка нормальный слух и нет патологий речевых органов. Обычно ребенок неправильно произносит всего несколько звуков. Дети с функциональной дислалией не могут усвоить полностью признаки отдельных звуков, не различают их, смешивают и неправильно произносят.

При механической дислалии искажение группы звуков и увеличение скорости речи происходит из-за особенностей строения органов, участвующих в артикуляции звуков – челюстей, нёба, зубов, языка. Эта форма часто диагностируется и у взрослых.

Логопеды центра развития «Каркуша» отмечают, что малыш с дислалией овладевает звуковым строем родного языка в той же последовательности, что ребенок с нормальным произношением, но задерживается на каком-либо этапе.

Каждая группа звуков формируется в определенном возрасте, по мере развития артикуляционных органов:

  • в три года – гласные, [п], [м], [б], [в], [ф], [к], [г], [х], [т], [д], [н];
  • в четыре года – [c], [з], [ц];
  • в пяти лет – [ш], [щ], [ж], [ч];
  • в шесть лет – [р], [л], [й].

Если до «своего» возраста звуки не появились, то это считается нормой и проходит без вмешательства логопеда.

Для дислалии характерны следующее:

  • Звуки искажаются, то их ребенок их может и пропустить, и произнести неправильно, и заменить проблемные звуки более простыми.
  • На слух ребенок правильно воспринимает звуки, отличает их.
  • Он понимает, что говорит неправильно, и знает эталон слова.

Например, вместо «колбаса» он говорит «ковбаса», вместо «корова» – «колова». Если передразнить ребенка, он обязательно поправит взрослого: «Не ковбаса, а ковбаса».

По внешним признакам дислалия сходна с дизартрическими нарушениями, поэтому при постановке диагноза важно проводить функциональные пробы и исследования, оценивать состояние фонематического слуха. Внимание, дислалия не проходит самостоятельно, с возрастом, поэтому все занятия необходимо проводить под контролем специалиста.

Можно ли предотвратить развитие дислалии?

Логопеды центра развития «Каркуша» дают следующие советы.

  • Ребенок при освоении языка подражает окружающим. Постарайтесь, чтобы он слышал только правильную четкую речь. Если среди близких есть кто-то с «фефектом фикции», то объясните малышу, почему необходимо говорить так, как человек, который четко выговаривает все звуки. Не сюсюкайте, не используйте искаженные слова типа «комалика» вместо «комарика».
  • Сделайте все, чтобы у ребенка сформировался правильный прикус. Чрезмерное употребление мягкой пищи, соска, длительное кормление грудью – все это вредно для правильного развития зубов и челюсти, мышц речевого аппарата.
  • Развивайте мелкую моторику. Как известно, моторный и речевой центры находятся рядом, и мелкие движения пальцами, стимуляция нервных окончаний на внутренней стороне ладони способствует лучшему кровоснабжению нужных отделов головного мозга.

    Читайте также: Игры для развития мелкой моторики рук

  • Не давите на ребенка и ориентируйтесь на примерные сроки появления звуков. Не пытайтесь объяснить плохое произношение наследственностью. Это может сделать только логопед на основании результатов исследований и заключений других специалистов.

Одни из распространенных причин дислалии – это подражание плохоговорящему взрослому, мультяшному герою (логопедических проблем у героев современных мультфильмов немало), отсутствие мотивации, желание казаться маленьким ребенком и таким образом привлечь внимание родителей (например, если в семье родился еще один малыш), сильное волнение.

Когда нужно срочно идти к логопеду?

  1. Быстрый темп и неразборчивость речи приобрели постоянный характер.
  2. Количество сформированных звуков не соответствует возрастной норме.
  3. Нарушения появились после перенесенной инфекции, травмы, тяжелого поражения ЦНС.
  4. Речь ребенка разбирает только мама и другие близкие родственники.

При своевременной диагностике дислалия хорошо поддается коррекции и проходит, как правило, бесследно. Чем младше ребенок, тем больше шансов на полную нормализацию речи.

Остались вопросы? Приходите на консультацию в центр развития «Каркуша». Наши специалисты окажут вашему ребенку всестороннюю помощь.

Дата публикации: 06.11.2018. Последнее изменение: 13.01.2020.

Источник

Статья даст определение такому понятию как задержка речевого развития и подскажет методы устранения данной проблемы.

Задержка речевого развития у детей 3 лет: причины

Прежде, чем вы начнете беспокоиться и искать симптомы задержки речевого развития (ЗРР) у своего малыша, примите во внимание следующее: речевое развитие ребенка достаточно индивидуальный процесс.

Если трехлетний ребенок вашей приятельницы рассказывает на память стихи, а ваш малыш молчит – это не повод бить тревогу. Это повод внимательнее присмотреться к своему малышу и его поведению. Кроме того, малышу придется пройти медицинское обследование и, скорее всего, изменить привычный досуг.

Не забывайте, понятие «речи» у специалистов и среднестатистических родителей разное! Специалисты различают пассивную и активную фазу речи, тогда как для родителей речь – это навык говорения. Если с пассивной фазой речи у ребенка все хорошо, значит, нужно набраться терпения и немного подождать.

А теперь о причинах ЗЗР. Они носят биологический и социальный характер.

Биологические:

  • Наличие минимальной мозговой дисфункции (ММД). Это весьма популярный нынче диагноз, который не входит в Международный классификатор болезней. В переводе на обычный язык диагноз означает, что существует определенное сочетание симптомов, свидетельствующих о том, что головной мозг выполняет свою работу немножко не так, как написано в умных медицинских книгах. Причинами ММД могут быть: проблемная беременность и тяжелые роды, частые болезни в младенческом возрасте с их тяжелым течением, осложнения после прививок, черепно-мозговые травмы.
  • Тугоухость.
  • Генетическая предрасположенность.
  • Наличие ДЦП, раннего аутизма, синдрома Дауна, синдрома гиперактивности.

Важно: Доказано, что современные дети начинают говорить позже, чем их сверстники 20 лет тому назад. Объяснение достаточно банальное: современные дети слишком поздно переходят на твердую пищу. Помните: жевание самая лучшая зарядка для мышц речевого аппарата!

Социальные/педагогические:

  • Неблагоприятная социальная среда. Увы, но в данном случае речь идет о дефиците общения, которое наблюдается, в том числе, и у детей из благополучных семей.
  • Эмоциональные стрессы.
  • Билингвизм.
  • Гиперопека.
  • Чрезмерно информированная среда.

Задержка речевого развития у детей 3-3,5 лет: медикаментозное лечение

Важно: любое самолечение опасно! Заниматься медикаментозным лечением ребенка без предписаний специалиста – преступление!

Если ваш малыш не разговаривает, и нет положительной динамики в его развитии, значит стоит обратиться к группе специалистов. Обязательно проконсультируйтесь с

  • педиатром, наблюдающим ребенка с рождения,
  • детским неврологом,
  • детским отоларингологом,
  • логопедом,
  • иногда нужна консультация детского психолога и психиатра.

Только после консультации может быть назначен общий комплекс методов по преодолению ЗРР, в который входит и медикаментозное лечение.

Как правило, для медикаментозного лечения используются препараты, активно питающие нейроны головного мозга и участвующие в создании новых нейронных связей. Кроме того, в этот комплекс может входить препарат, активирующий работу речевых центров головного мозга человека. В некоторых назначениях могут присутствовать йодосодержащие лекарственные средства.

Чаще всего используются следующие препараты:

  • глицин,
  • когитум,
  • кортексин,
  • мильгамма,
  • пантогам,
  • семакс,
  • тонотен,
  • фенибут,
  • церебролизин,
  • церепро,
  • энцефабол.

Важно: Дозировку и длительность курса назначает лечащий врач!

Кроме медикаментозного лечения обязательно назначается комплекс коррекционно-развивающих занятий, включающий

  • расширение понятийного аппарата,
  • разработку крупной и мелкой моторики,
  • предметно-сенсорную терапию,
  • музыкотерапию,
  • массаж, в т.ч. пальчиковый,
  • зарядка, в т.ч. пальчиковая,
  • логоритмику,
  • арттерапию,
  • артикуляционную гимнастику.

Как научить разговаривать ребенка в 3 года: упражнения

Вы будете удивлены, но даже обычную прогулку можно превратить в занимательное упражнение, поскольку развивают речь не карточка Домана или модная игрушка, а общение со взрослым человеком.

1. Выразительно комментируйте все, что делает ребенок. Например, ребенок открывает дверь. Взрослый внятно говорит: «(Имя ребенка), открывает дверь!» и т.д. Особенно хорошо это делать во время прогулки. Ведь так можно не только называть предмет, но и озвучивать его. Например: «Смотри, это кошка. Кошка рыжего цвета. Кошка говорит «мяу»!» и т.д.

2. По возможности, озвучивайте все действия малыша: упал – «бу-бух», идет – «топ-топ», хлопает в ладоши – «хлоп-хлоп», ложиться спать – «баю-бай».

Оба упражнения нужно начинать делать как можно раньше.

3. Замечательный вариант веселого занятия: утренняя зарядка в сопровождении веселых стишков.

Стишки для утренней зарядки малыша

4. Обязательно выучите и проговаривайте веселые песенки-потешки с повторяющимся окончанием. Например,

Малышечек вяки-вяки,

Поросенок хрюки-хрюки,

А теленок муки-муки,

Индюшок курлы-курлы.

5. Занимайтесь развитием фонематического слуха. Пример упражнений для развития фонематического слуха вы найдете ниже.

Игры для развития фонематического слуха

6. Дыхательные упражнения, которые вы вполне можете делать с ребенком самостоятельно: задувать свечи, надувать воздушный шарик, задувать ватный шарик в ворота, дуть через соломку в стакан с водой. Главная задача таких упражнений: научить ребенка вырабатывать воздушную струю необходимой силы и продолжительности.

Примеры упражнений для развития речевого дыхания

7. Артикуляционная гимнастика призвана укрепить мышцы речевого аппарата ребенка. В качестве методического материала можно использовать специальный плакат со всем комплексом артикуляционных упражнений. Упражнения для такой гимнастики представлены в видео «Логопед. Артикуляционная гимнастика. Показ упражнений ».

Видео: Логопед. Артикуляционная гимнастика. Показ упражнений

Как научить разговаривать ребенка в 3 года: игры

Не забывайте о пластилине, рисовании ладошками и пальчиками, мозаике, тактильном лото и т.д. Кроме того, замечательно влияет на развитие речи пальчиковый кукольный театр, главными актерами в котором являются животные.

Игрушки для пальчикового кукольного театра

Совершенно не повредят крохе и сеансы пальчиковой гимнастики.

Пример пальчиковой гимнастики для развития речи

Как научить разговаривать ребенка в 3 года: развивающие занятия

Высокую оценку специалистов, работающих с различными дефектами речи, получили разработки отца и дочери Железновых. Музыкальные материалы Железновых часто используются на занятиях логоритмикой. Множество материалов для проведения занятий находится в свободном доступе на тематических сайтах.

Категории детей, которым занятия по логоритмике необходимы

Ребенок в 3, 3,5 года не разговаривает – что делать: Комаровский

В конце статьи вы можете ознакомится с видеоуроком Школы доктора Комаровского, отвечающим на основные вопросы родителей относительно задержки речевого развития ребенка.

Видео: ШДК: Как помочь ребенку научиться разговаривать? Энтеросорбенты – Доктор Комаровский

Источник

Большинство родителей настораживает, что ребёнок в 3 года не разговаривает или общается хуже сверстников. Чтобы поднять уровень развития речи необходимо заниматься с детьми и при необходимости подключать специалистов.

Нормы развития речи в 3 года

Для ориентирования в степени развития речи родителям можно ориентироваться на примерные таблицы нормального развития речи ребенка.

Таблица нормального развития речи

ВозрастФорма речи
1 – 2 месКрик, с помощью которого выражает радость либо раздражение
2 – 3 месПоявляется гуление, попытки произносить первые простые слоги
4 – 5 месПопытки повторения слов за взрослым
6 мес – 1,2 годаПроизношение первых слов, состоящих из простых слогов (ма-ма, ба-ба, ки-са…)
1,6 – 2,2 годаОбъединяет по 2-4 слова в предложения
1,9 – 2,6 годаНачинается период вопроса: «что это?»
2,4 – 3,6 годаПытается строить предложения с использованием чисел
2,6 – 4 годаАктивно разговаривает, общается с игрушками и может рассказать о себе (чем занимается…)

Таблица необходимого словарного запаса

ВозрастКоличество слов
1 год9 слов
1,5 года39-100 слов
2 года200-400 слов
3 года1000-1100 слов
4 года1600-1926 слов

Так в возрасте трех с половиной лет ребёнок часто знает и умеет следующее:

  • Говорит своё имя, фамилию и отчество.
  • Знает имена родственников и друзей.
  • Воспринимает образы и описывает любую увиденную ситуацию
  • Говорит простыми предложениями и постепенно переходит в более сложные.
  • Определяет предметы по группам: сковорода, тарелка, чашка – это посуда; куртка, штаны, футболка – это одежда и т. д.
  • Находит признак предмета: окно белое, стол деревянный, стакан стеклянный и др.
  • Знает действия человека или животного: дядя идёт, кошка сидит, мальчик бежит.
  • Повторяет услышанное.
  • Пересказывает мультфильм или сказку.
  • Говорит не только громко, но и тихо.

В этом возрасте нечёткое произношение, замена шипящих звуков на свистящие («ж» на «з», «ш» на «с»), а также неумение произносить «л» или «р», считаются допустимыми, и не требуют корректировки.

Развитие речи у детей особенное и индивидуальное. Одни дети знают меньше слов, другие – больше. Так что это только ориентиры. Если регулярно заниматься с ребёнком, можно получить хорошие результаты.

Возможные проблемы

Безречевые дети в возрасте 3,5 лет, на первый взгляд выглядят одинаково – они не могут произнести не только фразы, но и слова, или делают это с трудом.

Однако неговорящие дети имеют совершенно разные дефекты:

  • Моторная алалия. При этой патологии ребёнок понимает обращённые к нему слова, но сам ничего сказать не может. Дефект связан с тем, что клетки головного мозга, отвечающие за речевое развитие, еще не созрели или были поражены в раннем возрасте, в течение внутриутробного периода.
  • Сенсорная алалия. Здесь нарушено понимание речи, и это обстоятельство влияет на формирование собственных высказываний.
  • Дизартрия. При дизартрии речь сохраняется, но из-за дефектов центральной нервной системы или нарушенного артикуляционного аппарата (волчья пасть, заячья губа, нарушение иннервации губ и языка) слова произносятся смазано и нечётко.
  • Афазия. Тяжёлое нарушение, ведущее к нарушению интеллектуального развития, когда речь была, но из-за поражения головного мозга начался её распад. При этом и язык, и губы, и слух ребёнка развиты нормально.
  • Задержка развития речи (ЗРР) или темповая задержка. До 4-5 лет можно надеяться, что у ребёнка разовьются структуры головного мозга, ответственные за формирование речи. У детей с ЗРР речь развивается в той же последовательности, что и у сверстников, но гораздо медленнее.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). У детей с ФФНР нарушено различение звуков (фонем), близких по звучанию, из-за этого, в дальнейшем могут возникнуть трудности освоения чтения и письма.
  • Нарушение слуха в раннем возрасте затрудняют восприятие речи окружающих, из-за чего ребёнок не может анализировать смысл сказанного и правильно воспроизводить слова. Обширность проблемы зависит от слабости слуха, а также от того, в каком возрасте произошли нарушения:- врождённая форма или приобретённая в период сформировавшихся навыков речи в 2-3 года.

Причины задержки речевого развития в этом возрасте

В основе большинства случаев проблемы лежит недоразвитие или повреждение центральной нервной системы. Нарушения могут возникнуть во время беременности матери, во время родов, в период новорожденности или в раннем детстве.

Основные причины недоразвития речи:

  • токсическое поражение или инфицирование женщины в период ожидания ребёнка; несовместимость с матерью по резус-фактору, генетические заболевания;
  • родовая травма;
  • асфиксия в родах;
  • имеются нарушения или отсутствие слуха;
  • нейроинфекции и черепно-мозговые травмы, перенесённые в раннем детстве;
  • наследственная предрасположенность;
  • органическое недоразвитие ЦНС;
  • педагогическая запущенность, жизнь в социально неблагополучной среде;
  • неблагоприятные условия воспитания, когда малышом никто не занимается, с ним мало разговаривают.

Что делать и к кому обращаться

Если к трём годам речь развита на недостаточном уровне, следует посетить педиатра для выявления возможных проблем медицинского и психологического характера. Как правило, он не ставит диагноз, но выслушав жалобы, понаблюдав за ребёнком и изучив медицинскую историю малыша, может дать направление к специалистам различного профиля:

  • логопед – проводит занятия для постановки правильного произношения;
  • отоларинголог – занимается заболеваниями уха, горла и носа и может диагностировать патологии строения речевого аппарата (короткая уздечка под языком, тонус мышц языка и мягкого нёба);
  • невролог – определяет причины задержки речевого развития, связанные с патологиями отделов головного мозга;
  • психолог – выявляет немедицинские факторы, такие как детские страхи, нежелание общаться, неврозы, педагогическая запущенность.

Как научить ребёнка разговаривать в 3 года

При серьёзных патологиях коррекцией речи занимаются узкие специалисты: логопеды, дефектологи. Возможно медикаментозное решение неврологических проблем. Если же ребёнок просто не торопится разговаривать или живёт в неблагоприятной речевой среде, помочь ему справится с проблемой необходимо самим родителям.

Основные рекомендации:

  • Развитие понимания речи – малыша просят выполнить просьбу (покажи ушки, дай ручку).
  • Побуждение к высказываниям во время ситуаций, богатых на проявление эмоций – прячут игрушку, приговаривая «Где же она? Поищи!» Можно спрятаться самому или поискать ребёнка, приговаривая потешки, считалочки. Таким же действием обладает рассматривание фото близких людей с комментариями и вопросами.
  • Выполнение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики – здесь отлично подойдёт какой-нибудь игровой сюжет, например, «сказка про Язычка», где приключения Язычка сопровождаются артикуляционными позами. Можно вырабатывать выдох при помощи мыльных пузырей, вертушек, закатывания бумажного мячика в ворота на столе, сдувания снежинок, одуванчика, включения в работу всевозможных дудочек, свистулек.
  • Формирование умения различать и воспроизводить простые ритмы – отбиваем ритм рукой, детским молоточком по столу, хлопаньем в ладоши.
  • Развитие сенсорных умений – здесь используются игры с кубиками, пирамидками, элементами мозаики и специально для этого приобретёнными геометрическими фигурками на различение цвета, размера, формы предметов.
  • Развитие словаря – показывание и называние предметов и явлений окружающего мира, проговаривание своих действий и действий ребёнка, вкладыши и лото.
  • Чтение произведений классической детской литературы (А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой, В. Берестова, С. Михалкова, С. Маршака), народных сказок, потешек, с рассматриванием и комментированием иллюстраций.

Ребёнок 3,5 лет с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и предложениями взрослых.

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные особенности речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Источник