Ребенку 3 года говорит мало слов
Некоторые родители мечтают о том, чтобы ребенок помолчал хотя бы пять минут, но непоседа все время что-то комментирует. А некоторые мамы и папы мечтают о том, чтобы чадо хоть что-то сказало. Но чадо упорно молчит.
В 1 год, как правило, они только начинают беспокоиться по поводу детского молчания, в 2 года уже готовы бежать с ребенком-молчуном по врачам и психологам. Если малыш не говорит в 3 года, это повод для серьезной тревоги.
Помочь родителям разобраться со сроками становления детской речи помогает известный педиатр Евгений Комаровский.
Развитие речи
Если у ребенка не развивать речь, то он не заговорит. Сроки начала осмысленного говорения — понятие довольно индивидуальное. Одни дети переходят от слогов к попыткам произнести слова еще до года, другие только пытаются сделать это к 2 годам.
Есть среднестатистические сроки, при сильном отставании от которых можно заподозрить у ребенка задержку речевого развития:
- В 3 месяца малыши начинают гулить;
- В 6-8 месяцев они могут лепетать;
- Девочки к 10 месяцам обычно произносят свое первое слово. Мальчики делают это ближе к 12 месяцам.
- В 1,5 года ребенок вполне способен произносить около десятка слов.
- К 2 годам он обычно знает местоимения, количество слов в лексиконе в норме нарастает стремительно.
- К 3 годам здоровый развитый малыш может без проблем произносить около 350 слов, свободно оперировать ими, склонять, выражать свои эмоции.
- В 4 года словарный запас малыша уже более полутора тысяч слов;
- В пять лет лексикон возрастает вдвое, ребенок знает и произносит более 3000 слов.
Способность говорить без способности слушать существовать не может, а потому для развития речевых данных при ребенке и с ним нужно много разговаривать.
Начинать специалисты советуют с внутриутробного периода — разговор мамы с будущим ребенком идет на пользу обоим. На поздних сроках беременности плод уже прекрасно воспринимает звуковые колебания.
После рождения общение с малышом должно быть непрерывным. Пусть он не понимает ни слова из того, что вы говорите, но он обязательно должен много и часто слушать человеческую речь.
Малышам до полугода очень важно наблюдать артикуляционный аппарат мамы и папы, к этому возрасту он начинает улавливать связь между звуком и движением губами. Кроха и сам пытает имитировать то, что слышит. Сначала это гуление, а затем лепет.
При должном терпении родителей и регулярных занятиях, основанных на повторении новых слов, на связи слов с образами, малыши осваивают речь с удовольствием, их словарных запас увеличивается практически ежедневно.
Даже если малыш не торопится говорит самостоятельно, у него при правильном развитии должна к 2 годам быть развита пассивная речь. Такого карапуза можно попросить совершить два последовательных действия — взять предмет и передать его кому-то из членов семьи.
К трем годам обычно даже плохо разговаривающие дети должны уметь выстаивать цепочку из трех последовательных действий на основании понимания пассивной речи.
Однако это теория. На практике все бывает не так радужно, и порой родители начинают волноваться и расспрашивать доктора о причинах задержки речевого развития.
Задержка речи
Если не говорит ребенок 1-2 лет, волноваться рано, говорит Евгений Комаровский.
Возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи — это 3 года. При этом родители должны четко сформулировать сами для себя и для своего врача, как именно малыш молчит: он не понимает взрослых или не разговаривает, но все понимает.
Часто кроха говорит, но его не понимают взрослые, потому что он мычит что-то непонятное, не заучивает названия предметов, называя их по-своему на своем, недоступном для взрослых, языке.
О том, что делать если ребенок не говорит можно найти ответ в следующем видео от доктора Комаровского.
Порой трехлетние дети говорят, но ограничиваются только отдельными словами, которые никак не могут увязать в предложения или даже словосочетания.
После того, как мама и папа как можно более полно обрисуют суть проблемы, можно начинать искать причины крохиного молчания.
Задержкой речевого развития у медиков считается такое состояние, при котором в трехлетнем возрасте отсутствует связная речь. При этом наличие фразовой речи в этом возрасте тоже считается отклонением от нормы, но не таким значительным.
По медицинской статистике, речевое отставание фиксируется у 7-10% малышей в возрасте 3 лет, причем мальчики значительно чаще молчат, чем девочки — на одну неговорящую девочку приходится 4 мальчика-молчуна.
Причины молчания
Самая основная и наиболее частая причина, которая мешает трехлетнему ребенку разговаривать, – проблемы со слухом. Они могут быть как врожденными, так и приобретенными.
Слух может быть снижен незначительно или существенно, вплоть до глухоты. Малыша следует показать отоларингологу. Он проведет визуальное исследование органов слуха, проверит способность малыша воспринимать звуки.
При необходимости будет назначена процедура тональной аудиометрии, которая с большой точностью показывает, насколько хорош слух.
Если проблем со слухом не обнаружится, родителям придется нанести визит детскому неврологу. При некоторых неврологических расстройствах страдает речевой центр, поэтому доктор должен будет выяснить, нет ли у малыша таких патологий. Вероятно, придется сделать МРТ, чтобы исключить возможность новообразований или дефектов строения головного мозга.
Комаровский утверждает, что аномалии и болезни мозга очень редко бывают причиной речевого отставания, но исключить такую вероятность полностью тоже нельзя.
Врожденная немота — явление чрезвычайно редкое при нормальном слухе, в ее основе лежат поражения речевого аппарата.
Если малыш обследован специалистами, и все из них как один утверждают, что ребенок совершенно здоров, молчание может иметь педагогические и психологические причины.
Иногда кроха может отказываться говорить после сильного пережитого стресса, страха, сильного испуга. Гораздо чаще причина молчания кроется в неправильном воспитательном подходе мамы и папы: если родители по вечерам больше общаются с виртуальными друзьями в интернете, чем со своим ребенком, который крутится рядом, то малышу просто негде получить достаточные навыки речевого общения. В этих вопросах можно обратиться к детскому психологу, психиатру.
Часто проблемы с говорением в трехлетнем возрасте есть у билингвальных детей, в семьях которых говорят сразу на двух языках.
Иногда причиной отсутствия речи могут быть психические заболевания, обычно врожденного характера (аутизм и т. д.). В 10% случаев задержки речевого развития в 3 года истинную причину установить не удается.
Если ребенок в 3 года говорит отдельные слоги, но не умеет складывать из них слова, или говорит отдельные слова, но никак не соберет их в словосочетания и предложения, Евгений Комаровский советует посетить невролога и логопеда.
А если малыш все понимает, но отвечает совершенно непонятными наборами звуков с сохранением интонаций, свойственных нормальной речи, ему требуется обязательная консультация логопеда.
Опасный возраст
Существует несколько возрастных периодов, когда формирование речи идет наиболее интенсивно, и любые негативные факторы могут сказаться на скорости этих процессов (как ускорить, так и замедлить):
- 6 месяцев. Если в этом возрасте у ребенка мало общения, то у него не формируется потребности говорить, имитировать звуки, лепетать.
- 1-2 года. В этом возрасте идет активное развитие корковых речевых зон. Сильный стресс, частые заболевания, отсутствие общения, травмы могут привести к замедлению корковых метаморфоз.
- 3 года. В этом возрасте формируется связная речь. Экзогенные факторы могут затормозить этот процесс.
- 6-7 лет. При воздействии негативных фактором в этом возрасте ребенок уже вряд ли замолчит совсем, но вполне возможны нарушения речевых функций (заикание).
Как научить говорить
Если причина задержки речевого развития — органическая (заболевания слуха, неврологические отклонения, патологии речевого аппарата или речевого центра головного мозга), то Комаровский советует начать с устранения этой причины.
Ребенку должно быть назначено адекватное лечение в зависимости от диагноза. Параллельно с этим доктор обязательно даст рекомендации по проведению занятий для развития речи.
Если причина молчания ребенка кроется в социальных, педагогических или психологических проблемах, также следует устранить факторы, мешающие малышу выражать свои мысли при помощи речи.
О том, как помочь ребенку научиться разговаривать расскажет доктор Комаровский в следующем видео.
Евгений Комаровский утверждает, что иногда вполне достаточно отдать трехлетку с острым дефицитом общения в семье в детский сад. В детском коллективе многие мальчики и девочки учатся говорить куда быстрее, чем в компании взрослых.
Родители, которые решили развивать речь трехлетнего чада при отсутствии заболеваний, вызвавших молчание, самостоятельно должны приготовиться к небыстрому и трудоемкому процессу. Помочь им в этом может детский психолог или детский психотерапевт, если такой специалист есть в вашем городе. Залог успеха на 70% кроется именно в усилиях и стараниях родителей.
Советы психолога
Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье. Говорите с ним, обсуждайте важные вопросы и ежедневные, бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.). Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка — общаться. Параллельно с ней начнется развитие внутренней речи, лучшее понимание пассивной речи.
Гиперопека родителей может стать причиной отсутствия мотивации говорить. Если мама спрашивает, какое яблоко хочет малыш — зеленое или красное, и сама же за него отвечает (красное, ведь оно вкуснее), то у ребенка просто нет возможности подобрать слова и ответить.
Если такие ситуации повторяются регулярно, то у крохи входит в привычку молчать. Если эта ситуация повторяет вашу, измените свое отношение к ребенку и освободите его от чрезмерной опеки.
Не стоит поощрять сюсюканье и лепет. Если мама вслед за малышом будет называть предметы вокруг его же языком, употреблять довольно много уменьшительно-ласкательных суффиксов (машиночка, кашка, папочка, сыночек и т. д.), то у ребенка не будет формироваться правильной речевой функции.
Слова с такими суффиксами произносить значительно сложнее. Говорите с малышом как со взрослым человеком. Ему это будет приятно и полезно.
Включайте ребенку музыку. Песенки, звукоподражательные припевки, классическая музыка — все это благоприятно сказывается на способности воспринимать мир, звуки, речь.
Занятиями могут стать любые свободные минутки. Используйте каждый час, проведенный вместе с ребенком. По дороге в магазин или аптеку описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице: едет машина – она красная, она большая, идет собака – она маленькая, добрая, красивая.
Во время приготовления пищи мама может показывать ребенку кухонную утварь и называть ее вслух (ложка, кастрюля), а также продукты (яблоко, морковь, капуста, орех).
Если в семье несколько детей, то, как правило, проблемы с речевым развитием наблюдаются именно у младших. Психологи считают, что таким образом сказывается частое общение с другими детьми, поскольку оптимальным для развития речи считается все-таки общение со взрослыми.
Младшие детки из многодетных семей часто просто ленятся говорить как надо и в нужном объеме.
Чаще задавайте ребенку вопросы. Даже если он не может ответить на них, не переставайте спрашивать. Рано или поздно, сын или дочка обязательно отзовутся.
Советы доктора
- Доктор Комаровский делает акцент на том, что если ребенок не говорит более-менее связно в 3 года, это однозначный повод для обращения к врачу.
- Оценивая речевые способности своего ребенка, родители должны брать в расчет не только то, сколько и что он говорит на данный момент, но и следить за динамикой речи: если малыш говорит определенное количество слов и в 2, и в 3 года, и его словарный запас практически не увеличивается, Комаровский называет это опасной тенденцией.
- Если в три года ребенок отстает от нормативов и знает только десяток-другой слов, через пару месяцев лексикон увеличивается еще на десяток новых слов, это нормально. Хоть малыш по нормам и отстает, но в своем личном развитии у него наблюдается положительная динамика.
- Ребенку с задержкой речи не стоит давать на длительное время гаджеты.
- Вместо компьютерных игр и длительного просмотра мультиков устройте совместную прогулку, поиграйте с ребенком, почитайте ему книгу.
- Не нужно сравнивать ребенка с другими детьми. Ваш – уникальная личность, другой такой нет, поэтому любые сравнения неуместны.
Прогноз
Если родители бросили все силы на то, чтобы начать развивать речевые функции трехлетнего ребенка, привлекли к этому специалистов, ребенок при необходимости получил лечение, то прогнозы довольно благоприятные. 85-90% детей полностью «догоняют» своих сверстников к 6-7 годам.
Источник
вот ждали до трех лет, и слов очень мало может слов 15-20 да и то половина просто слогами…. Тут пришли к логопеду он нам говорит наверное у вас алалия… Так то доча все понимает остальное то все вроде по возрасту а вот речь.. У кого так же что вам врачи говорят сколько ждать то еще?
ох…у меня около 3 начал говорить…прошло полгода – болтает без умолку…не идиально, но понятно, предложениеми, все как пологается 😉
не партесь! 🙂
Не заморачивайтесь раньше времени!У вас хоть что-то а у меня сын к 3 годам ни гу-гу,начал разговаривать в три с половиной года,теперь всё супер.Паниковать будете,когда вашему дитенку будет ровно 4 года и ситуация не поменяется.
как не паниковать? некоторые уже читают к 3 годам. Думаю, что надо обратиться к хорошему врачу.
Lusha
надо обратиться к хорошему врачу.
мы вроде и лечимся у хороших, в платных центрах но тут недавно невропатолог говорит подождем еще полгода, ходим к логопеду с сентября… но вот три исполнилось и у меня прямо как бзик, надо чтобы заговорила 🙂 🙂
golubka1988
у меня сын к 3 годам
Вот прямо совсем ни гугу? а то некоторые говорят ни гугу а оказывается у них говорят хотя бы первыми слогами… И знаете , 🙁 она совсем ни гулила, как маленькие- вот просто либо орала ( плакала) либо молчала…
А вы хотите чтобы войну и мир ребенок читал. отстаньте от нее со своим бзиком,больше играйте речевыми играми.
в садик ходит? нужно общение со сверстниками или другими людьми. вы уже её знаки понимаете – а там придется выражать свои мысли
племянник до 2,5 говорил 5 слов – папа, мама и тд, и все кругом называл ка (машинКА, собачКА – вот он только ка), пошел в садик и стал говорить через пол года
Разговаривайте больше с ребенком, задавайте вопросы ему и ждите ответа. Общение-и все получится. Из мультиков и в тишине ребенок не узнает новых слов, так и до 10т лет молчать будет.
Lusha
некоторые уже читают к 3 годам
%)
самое драгоценное ожерелье на шее женщины – это объятия ее ребенка
Lusha
некоторые уже читают к 3 годам
:gy: :gy: :gy:
зашли тут с дочкой в магазин 2,9 , подошли к отделу молочному и там плакат рекламный и на нем нарисован молочник, пакет молока и написано большими буквами – МОЛОКО такое-то. и вот дочка на этот плакат смотрит и указательным пальцем ведет по буквам и как будто читает – МО-ЛО-КО, очередь в полнейшем шоке, а потом наверное своим говорят – вот, ребенок-то – уже и читает :gy: –
– должен ли я сожалеть об этом? да. – буду ли я делать так снова? разумеется.
Считаю, что надо сходить к неврологу – запускать нельзя. Нам выписали лекарство – ночью кричать начал, я 3 дня всего давала, отменила из-за ночных криков, но это был толчок…чего и не хватало как раз
мы наблюдаемся у невролога, нам 3,1 год. 3 курса пропили и прокололи (кортексин, церебрализин). Неделю назад заболел и в садик не пошли, а пошли к бабушке т.к. мне работать надо. И там моя мама его достала. Начали говорить: собака, машина и т.п. Все слова говорю по слогам по 10 раз, начал только сейчас повторять и то через раз. На след неделе к логопеду и неврологу снова идем. Посмотрим чего скажет
У знакомых к 5 годам так и не заговорил, поэтому считаю лучше показаться ко врачу, чем ждать 3 года + еще полгода, а потом в спец садик (и уже поздно).
У меня сын заговорил в 3,2 года. Я как и вы все ждала чего-то. Невролога особо слушать не хотела. Никакие лекарства не давала. Я ведь его немногочисленные слова и знаки понимала. В итоге во дворе дети стали его дразнить и смеяться. А у ребенка агрессия – как ответная реакция. И когда я поняла, что ждать чуда не стоит, то стала заниматься своим сыном. Мы ходили к остеопату, неврологу, логопеду. Плюс съездили в санаторий на бромные ванны. Соответственно исключив телевизор и комп. Лечение должно быть комплексное!!! Через 4 месяца ребенок после трехкратного прочтения мог полностью рассказать любую сказку Чуковского. Сейчас ходим в логопедический садик. И мы одни из лучших)))
такая же проблема была в 3 года.Сейчас сынуле 4 года-есть прогресс, но уже пожалела, что ждала 3-х лет и стимуляции речи садиком.Сейчас ходим в речевой садик – не нарадуюсь.
Nadira
, очередь в полнейшем шоке, а потом наверное своим говорят – вот, ребенок-то – уже и читает
моя дочь начала читать в 2,10, в 3,5 уже сама себе книги читала, сыновья позже, младшему сейчас 3,8, не рвется читать, но слова из 3-4 букв может прочесть
Но разговор не об этом, не надо утешаться, что потом заговорит, чем раньше начато лечение, тем лучше. Сообщение выше было написано именно, на успокоительные фразы форумчанок.
Племянница все позже делала, я сестре говорила, что это плохо, но она все считала, что девочка догонит и обижалась, результат очень плохой. Тоже в 3 года не говорила почти, если бы начали лечить с 1 года, а не ждали, что само пройдет, то может и лучше бы было. Я это написала не в качестве негатива, а в качестве примера, что надо обращать внимание.
Я поняла, что автор и не запускают.
К дефектологу сходите. В Бонуме хорошие специалисты.
[cit]
Lusha
дефектологу [/c
а почему к дефекктоглогу? а не к логопеду?
лисенок25
почему к дефекктоглогу? а не к логопеду?
потому что логопед исправляет речь, а у автору надо чтобы эта речь появилась, потом уже к логопеду. ну и к неврологу тоже надо.
нам 3г, говорит не очень хорошо, но с каждым днем все больше. лечить начала в 2,5г. уколы, капли, таблетки, витамины группы В, все по рекомендации невролога. считаю, что помогло.
Это я к тому, что не надо ждать 3, 4, 5 лет. надо сразу успевать и не запустить.
автору удачи)
golubka1988
Не заморачивайтесь раньше времени!
Опомнитесь, что вы советуете? Раньше какого времени? Все время уже давно вышло, уже отставание в развитии пошло, в 4 года уже и ЗПР могут поставить на фоне такой конкретной задержки речи. К тому же я много раз слышала от врачей и 3 дефектологов, что речевые проблемы у мальчиков и девочек имеют разное течение: у мальчиков это может быть просто особенностью развития, само по себе проходит и не имеет тяжелых последствий, у девочек же ЗРР практически всегда свидетельство именно серьезных проблем.
РЕБЕНОК — это вечный двигатель, а еще дрыгатель, прыгатель, скакатель, кусатель, обниматель и крепко целователь…
Мы лечение у невролога получали постоянно, она сразу сказала,что просто так не заговорит.С 3.3-х лет начали заниматься с дефектологом, а в 4года пошли в речевой садик.Не ждите!!!В сентябре прошли курс физиолечения в “бонуме”-отличная стимуляция и гипертонус уменьшился-ушло бесконечное “ФЫ-ФА-Ф-ФФ”
AnnaCh
Считаю, что надо сходить к неврологу – запускать нельзя
а еще не плохо было бы обратиться к дефектологу, в 3 года детки уже должны рассказ по картинке составлять или сказку знакомую рассказывать, стихи запоминать. Я много видела примеров “ожидания чуда”, родители потом волосы на себе рвали, чем дольше будете тянуть, тем сложнее будет исправлять.
ну я вот не тянула. пили все лекарства. и ни капли эффекта…. вот нисколько. я вижу, что новое слово дается с помощью других факторов, а не лекарств. ходила и к платным врачам и бесплатным, говорят как будто отсебятину, одна травму придумала родовую, другая другое, третья третье. и к психотерапевту ходили. выписала тоже, что и неврологи, по развитию ребенок в норме, речь отстает.
вот че делать? затюкать ребенка в край этими больничками? :eerm:
Я шла по городу,приковывая к себе взгляды прохожих.Популярность?Нет. Красота?Вряд ли.Желтая бензопила в руках?Возможно.
найти одного своего специалиста – врача
и регулярные занятия (включая домашние), курсы физиотерапии. Обязательное внимание физическому развитию.
Короче сложный, но интересный труд).
Я на своего смотрю, иногда кажется, выправится к школе, а иногда руки опускаются… Тогда настраиваюсь на речевую школу. Надеюсь, у нас на уралмаше она откроется
Гризликова
найти одного своего специалиста – врача
дак они все одинаковые. я честно искала. но у меня денег столько нет, всех пробовать 🙁
Гризликова
и регулярные занятия (включая домашние)
все уже переделали. ну реально. рисовать научились(понятно, что нет предела совершенству, но разговаривать то не научились с помощью этих занятий), лепим, собираем, складываем. короче много чего. физически очень активна, висит, прыгает и т.д. :boom: правда нам до трех лет еще 4 месяца. может “о!чудо” произойдет все же :gy: :crazy:
Гризликова
Я на своего смотрю, иногда кажется, выправится к школе, а иногда руки опускаются… Тогда настраиваюсь на речевую школу. Надеюсь, у нас на уралмаше она откроется
а в лого садик не ходите?
Я шла по городу,приковывая к себе взгляды прохожих.Популярность?Нет. Красота?Вряд ли.Желтая бензопила в руках?Возможно.
слушайте, так вы еще малявки) выправитесь
Гризликова
так вы еще малявки) выправитесь
дак вот у меня голова кругом, то ждите, то не ждите. иной раз думаю, ай норм все будет. а иной аж волосы шевелятся, от мысли, что сижу на попе, а очень важное время уходит :wizard:
Я шла по городу,приковывая к себе взгляды прохожих.Популярность?Нет. Красота?Вряд ли.Желтая бензопила в руках?Возможно.
как оно может уходить, в сутках часы не раздвинешь)
Источник