Ребенку 3 года боится детей
Случаи, когда ребёнок боится других детей — совсем не редкое явление. Причина, как правило, кроется в том, что родители вовремя не научили ребёнка взаимодействию с детьми, не подсказали ему способы выхода из конфликтных ситуаций. Учить детей общаться нужно начинать как можно раньше.
Придя с ребёнком в песочницу, обязательно поздоровайтесь, обратите его внимание на знакомых малышей, назовите их по именам. Привлеките внимание малыша, пусть даже ещё совсем несмышлёныша, к будущим друзьям: «Посмотри, какое у Ани нарядное платье». Когда малыши играют в песочнице рядом, будьте начеку — помогите ребёнку отстоять свои игрушки, совершить обмен. Покажите, как можно разрешить конфликт миром: «Давай ты будешь копать, а Вове дадим грузовик, и он будет отвозить песок». Не позволяйте другим детям обижать кроху— он должен получать максимум положительных эмоций от совместной игры.
Научите ребёнка таким важным вещам, как умению меняться, делиться и ждать своей очереди.
Почаще приглашайте друзей с детьми домой и ходите в гости сами. Подчёркивайте, как весело играть вместе.
Запишитесь в студию раннего развития, где дети с самого раннего возраста учатся играть и взаимодействовать в группе.
Бывают случаи, когда малыши лишены возможности учиться общаться и налаживать отношения. Например, когда родители долго возят их на прогулку в коляске, избегая игр на площадке.
Но что делать, если ребёнок уже наотрез отказывается подходить к весело играющим сверстникам?
Не тащите малыша силой — если страх уже сформировался, действовать следует постепенно. Известны случаи, когда малыши отказывались даже выходит на улицу, помня о произошедшей там травмирующей ситуации и чувствуя себя в безопасности только дома.
НАЧНИТЕ С МАЛОГО.
Увлеките малыша новой игрушкой для улицы. Не заставляйте сразу же идти на площадку к детям. Если эту новую игрушку там тут же отнимут, страх подкрепится многократно. Поначалу играйте в сторонке, будьте всегда рядом.
Наблюдайте за игрой других детей, не принуждая малыша участвовать в них. Посещайте места, где он мог бы находиться рядом с Вами среди детей: ходите в театр, цирк, зоопарк.
Приглашайте домой спокойного знакомого малыша. Осторожно предлагайте играть рядом — дайте по машинке, собирайте конструктор, смотрите книжку. Своевременно оказывайте помощь малышу в затруднительных ситуациях — помогите попросить понравившуюся игрушку, предложите вариант совместной игры. Научившись, ребёнок в дальнейшем сможет действовать самостоятельно.
Если ребёнок уже спокойно общается с хорошо знакомыми детьми, но по-прежнему опасается играть с новыми для него малышами, запишитесь в группу кратковременного пребывания. Позаботьтесь о том, чтобы она была небольшой (оптимально пять-десять малышей). Поговорите с воспитателем, опишите трудности, с которыми сталкивается ребёнок при общении с другими детьми. Попросите помощи в налаживании взаимоотношений – опытному педагогу будет проще помочь ребёнку. Первое время будьте все время рядом. Постепенно малыш привыкнет и будет чувствовать себя уверенно.
В сложных случаях, обязательно обращайтесь за помощью к психологу. Умение налаживать контакт, свободно общаться со сверстниками является важнейшим аспектом успешности малыша в школе, поэтому нельзя оставлять проблему нерешённой. Не жалейте времени, чтобы помочь ребёнку, и он обязательно сможет обзавестись множеством новых друзей.
Источник
Частенько родители приходят к психологу с вопросом, почему их ребенок боится других детей. На пустом месте эта проблема не возникает. Изначально любой здоровый ребенок с удовольствием общается со сверстниками. Однако отличие в мире детском и взрослом существенное. Причины страха ребенка надо искать в негативном опыте общения.
Все дело в том, что система ценностей у детей в маленьком возрасте не достаточно развита. Поэтому при общении со сверстниками он твердо уверен, что все его будут любить, и не задумывается при этом о своем собственном поведении. То, что малыш боится других детей, говорит о том, что его обидели. Скорее всего, ребенок не знает, как действовать. Его пугает неизвестность, поскольку с ним такое происходит впервые. Ваш малыш может начать прятаться при виде сверстников, устраивать истерики, плакать. У родителей сразу вопрос: почему ребенок закатывает истерики? Потому что боится.
Как одолеть страх?
Для того чтобы побороть детский страх, родители должны с большой ответственностью подойти к делу. Дети в таком возрасте крайне чувствительны. Для них очень важно отношение к ним других людей. Последствия страха перед общением у детей могут вылиться в закомплексованность, неуверенность в себе. Родители должны показать ребенку, что они всегда готовы прийти на помощь. Например, в тех случаях, если ребенка ударили или отняли игрушку. Потому что для малыша это является шоком, ведь в семье он не наблюдал такого поведения. Однако самой большой ошибкой родителей является то, что они начинают решать конфликты вместо ребенка. Не стоит все время ходить к родителям других малышей с жалобами, иначе ребенок никогда не сможет научиться разбираться самостоятельно со своими проблемами. Он будет подсознательно чувствовать, что не может решить самостоятельно возникший конфликт.
Самое правильное в ситуации, когда ребенок боится других детей, показать малышу варианты решения проблемы. Только в крайнем случае родители могут принять в решении конфликта непосредственное участие.
Например, если кто-то хочет взять игрушку вашего малыша, можно обратиться к этому ребенку: «А ты спросил разрешения?» В таком случае, либо дети находят общий язык, либо расходятся. Если ваш малыш не хочет отдавать игрушку – не нужно настаивать. Это его право выбора — разрешать или нет. Понимать это должны не только вы, но и другие дети. Однако, не лишним будет спросить, почему ребенок не отдает игрушку и в зависимости от его доводов, убедить поделиться с детьми игрушкой или же одобрить мнение своего малыша. Не забывайте, что отстаивать собственные интересы и быть жадным – это не одно и то же.
Нужно поддерживать своих детей!
Ребенок всегда должен чувствовать, что родители его поддержат. Особенно, когда его бьют другие дети. Многие родители в замешательстве стоит ли учить «давать сдачу». С одной стороны, если малыш окажется слабее своего обидчика, в итоге все равно окажется проигравшим. А с другой, ничего не предпринимать тоже не выход. Поэтому если ребенок еще не достиг трех лет, родители должны сразу предотвращать драку и объяснить другим малышам, что так делать не следует. Детей постарше можно записать в разные спортивные секции. Особенно это актуально для мальчиков. В этом случае велики шансы, что ребенок постоит сам за себя. Однако, ваш ребенок, будь он сыном или дочерью, должен понимать, что конфликты нужно решать конструктивно, с помощью слов, а не доводить дело до рукоприкладства. Таким образом, если ребенок боится других детей, главное показать, что вы всегда поддержите и поймете его.
Если родители смогут довести до ума ребенка, что всегда смогут помощь ему, то он вырастет без каких-либо комплексов и ощущения своей неполноценности.
Источник
Малыши 3-4 лет чаще всего подвержены страхам. В этом возрасте у ребёнка формируется своя осознанная внутренняя жизнь. Он уже понимает, что окружающий мир наполнен опасностями. Также в этом возрасте формируются такие чувства, как любовь, нежность, сочувствие.
Страх – это реакция человека на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Это чувство свойственно каждому человеку и вполне нормально. Страх – это составляющая инстинкта самосохранения.
Чувство страха для малыша 3-4 лет является очень негативным и травмирующим. Поэтому родителям и педагогам необходимо вовремя распознать и искоренить это чувство.
Откуда берутся страхи
Существует множество причин возникновения страхов у детей.
– Большое количество запретов.
– Предоставление полной свободы.
– Гиперопека, изоляция от общения с другими детьми, чрезмерная защита от опасностей.
– Страхи родителей могут передаться ребёнку, это может произойти даже неосознанно.
– Одиночество, нехватка общения с родителями.
– Угрозы в семье, авторитарное и запугивающее воспитание («Быстро спать, а то сейчас баба-яга заберет!», «Не убегай, а то дядя тебя посадит в мешок и унесет с собой!», «Деток, которые плохо едят, забирает медведь в темный лес!»), гнев взрослых по отношению к ребенку.
– Боль.
– Ссоры родителей и негативные отношения в семье друг к другу.
– Черты характера: впечатлительность, ранимость, тревожность, пессимизм, мнительность, неуверенность в себе.
– Детские фантазии. В этом случае чаще всего страх возникает из-за страшной сказки, разговоры при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах, а также ребёнок может и сам придумать себе страх.
– Плохие взаимоотношения со сверстниками.
– Сравнение ребёнка с другими.
Возникновение того или иного страха зависит, в первую очередь, от характера ребёнка. Но чаще всего мы сами учим детей бояться одним неосторожным словом, запугиванием, даже самым безобидным на первый взгляд. Ребёнка может сильно испугать излишне эмоциональное предупреждение об опасности или же реакция на неё взрослого.
Виды страхов
Выделяют два основных вида детских страхов это «немые» и «невидимки».
«Немые» – это когда родители замечают у ребёнка тот или иной страх, а ребёнок его отрицает. Например: страх громкого звука, чужих людей и т.д.
«Невидимки» – это совсем противоположный «немому» страху, т.е. ребенок признаёт страх, а родители не замечают. Такой вид страхов наиболее распространён, это, например, страх перед наказанием, вида крови.
Некоторые из страхов сопровождают определённый возрастной период. Для детей 3-4 лет характерны следующие: страхи, связанные с фантазированием, а также страх темноты, одиночества, замкнутого пространства, перед сказочными и мифическими персонажами (Баба Яга, Кощей, Бармалей, «бабайка»). Также довольно часто встречаются страх боли, врачей, смерти.
Страх замкнутого пространства без определённой коррекции может перерасти в болезнь – клаустрофобию.
Диагностика страхов
Если ребёнок не говорит о страхе, это ещё не значит, что его вовсе и нет. Детский страх может протекать и бессимптомно, негативных последствий для психики будет больше, т.к. ребёнку вовремя не помогли его преодолеть. Но всё же, как правило, определить, что ребёнок чего-то боится очень легко, это видно родителям. В поведении появляется настороженность, беспокойство, ребёнок пытается избежать то, чего боится.
Для выявления страха детей 3-4 лет в домашних условиях можно воспользоваться следующими методиками:
1. «Страхи в домиках». Данная методика подходит, если ребёнок плохо рисует или вовсе не любит рисовать. Взрослый рисует контуры двух домов: чёрный и красный. Потом просит ребёнка расселить в домики страхи, в чёрном – живут страшные страхи, а в красном – не страшные. Взрослый называет страхи и записывает себе те, которые малыш поселил в чёрный домик. Это значит, что он их боится. После выполнения задания ребенку предлагают закрыть на замок чёрный дом, а ключ выбросить.
Ты боишься:
1. Когда остаешься один;
2. Нападения;
3. Заболеть, заразиться;
4. Умереть;
5. Того, что умрут твои родители;
6. Каких-то детей;
7. Каких-то людей;
8. Мамы или папы;
9. Того, что они тебя накажут;
10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы – вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);
11. Перед тем как заснуть;
12. Страшных снов (каких именно);
13. Темноты;
14. Волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
15. Машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
16. Бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
17. Когда очень высоко (страх высоты);
18. Когда очень глубоко (страх глубины);
19. В тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
20. Воды;
21. Огня;
22. Пожара;
23. Войны;
24. Больших улиц, площадей;
25. Врачей (кроме зубных);
26. Крови (когда идет кровь);
27. Уколов;
28. Боли (когда больно);
29. Неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);
30. Сделать что-либо не так, неправильно (плохо – у дошкольников);
31. Опоздать в сад (школу);
2. Рисование. Попросить нарисовать малыша то, что тревожит его.
3. Лепка. Смысл данной методики такой же, но только рисование заменяется лепкой.
4. Беседа. Разговор должен быть спокойным, непринуждённым и, если малыш не идёт на контакт, принуждать ни в коем случае нельзя.
Для выбора методики необходимо учитывать возраст малыша и индивидуальные особенности.
Как преодолеть страхи
Почти все детские страхи временные и поддаются коррекции. Но, несмотря на это, родители должны серьезно относиться к страхам детей, ни в коем случае не игнорировать их, иначе детская психика сильно пострадает.
Способы преодоления страха.
– Часто для преодоления страха родителям нужно лишь больше проводить времени с ребенком, например, поиграть вместе.
– Разговор с малышом, чем больше говорить о страхе, тем быстрее он перестанет бояться.
– Сочинить сказку о страхе, который беспокоит малыша, а в конце победить его.
– Нарисовать страх. Тут есть два пути: нарисовать и сжечь и при этом объяснить, что его больше нет, или нарисовать его смешным, страх уже не будет казаться таким пугающим. Но данная методика недопустима, если причиной страха служит событие, произошедшее совсем недавно (например, укус собаки).
– Общение со сверстниками на тему общего страха.
– Поделиться страхом, который был в детстве и обязательно рассказать о том, как перестали бояться.
– Если малыш боится темноты, оставляйте открытой дверь, включайте ночник. Детская игра «прятки» зачастую помогает избавить от страха темноты и замкнутого пространства. При появлении признаков страха прекратить играть, если ребёнок не хочет играть принуждать нельзя.
– Коррекция посредством куклотерапии методика А.И.Захарова.
Малышу предлагается возможность выбрать игрушки и материалы, предварительно подготовленные. Они должны быть похожи на то, чего боится ребёнок. Далее необходимо разыграть сюжет, в котором он побеждает свой страх. Разыгрывание страха помогает отреагировать напряжение, снять его, перенести на куклу.
Ни одна методика не поможет, если воспользоваться ими один раз, проводить их нужно регулярно.
Родители должны помнить, что во многом всё зависит от Вас, умением вовремя успокоить, адекватно отреагировать на возникший страх, сказать теплое слово. В тех случаях, если в домашних условиях страх преодолеть не получилось, необходимо обратиться к детскому психологу.
Автор: Иванова Юлия Дмитриевна, воспитатель МБДОУ «ЦРР- №50» (г. Воронеж).
Источник
Каждый ребенок переживает в своей жизни определенные страхи, которые появляются у него по мере взросления. Среди естественной боязни наказания, смерти, потери мамы, не последнее место занимает страх перед незнакомыми людьми и другими детьми. Малыши в 3-4 месяца благоволят только к тем, кого хорошо знают и к кому привыкли, к 8 месяцам ребенка начинает пугать чужая обстановка. Усиливается и недоверие к чужакам. Постепенно страхи отступают, в 14-18 месяцев они социально адаптируются и спокойно воспринимают незнакомцев, прекрасно ладят с другими детьми. Почему же в определенное время ребенок боится чужих людей, в чем причины его страха?
В период младенчества страх ребенка к другим людям – нормальное явление, но, чтобы это не продолжалось длительный период, родителям необходимо помочь малышу научиться общаться
Когда проявляется боязнь чужих людей?
Первые признаки страха перед незнакомыми людьми проявляются у малышей в 6-7 месяцев. Психологи называют этот период «тревогой 7-месячных». Развитие маленького человечка достигает уровня, когда он начинает отличать «своих» от «чужих», что приводит к различным реакциям. Большинство младенцев, увидев постороннего, выказывают негативные эмоции: плачут, кричат, сопротивляются, если чужак хочет взять их на ручки.
Специалисты считают такую реакцию закономерным этапом психологического, социального и интеллектуального становления маленькой личности. Наступает момент, когда ребенок осознанно понимает, что только в присутствии близких и дорогих ему людей он чувствует себя в полной безопасности. Естественно выплескивающееся из него недовольство вторжением незнакомца в его жизнь свидетельствует о правильном развитии малыша.
Как научить ребенка не бояться чужих взрослых?
Несмотря на то, что с точки зрения психологии боязнь чужих людей у ребенка в 6 месяцев относится к нормальным реакциям, родителям необходимо приучать кроху к спокойному общению с другими людьми. Начатая с раннего возраста работа, поможет вам адаптировать малыша к посещению детского сада и школы.
Как же правильно приучить сына или дочку к встрече и общению с незнакомцами? Действовать надо так:
- Ходите с малышом в общественные места, посещайте различные выставки, зайдите с ним к себе на работу, если это можно, берите кроху с собой в магазин (отложите выход в люди в дни инфекционных эпидемий гриппа и ОРВИ).
- Если ваш малыш уже ходит, отправляйтесь с ним на детскую площадку. Игры с другими малышами помогут ему избежать страхов перед не знакомыми сверстниками.
- Ходите в гости к знакомым и друзья, у которых есть 1 или 2 ребенка похожего возраста. Приглашайте к себе в дом знакомых и родственников, у которых тоже есть ребятишки.
- При встрече со знакомыми молодыми или пожилыми людьми, которых ваш малыш не знает, проявляйте положительные эмоции, создавайте позитивную для ребенка атмосферу знакомства с новыми людьми.
- Дайте крохе время на то, чтобы он привык к незнакомцу. Пусть их общение проходит поэтапно, маленькими шажками, не разрешайте вашему знакомому сразу брать ребенка на руки, сокращайте дистанцию между ними постепенно.
- Проявляйте уважение, встречая пожилых людей или знакомых, ненавязчиво приучая к такому же поведению и ребенка.
Начинать общаться со сверстниками малышу необходимо как можно раньше
Проблемы общения с другими детьми
Одной из проблем, которая возникает у крохотного человека при первой встрече со сверстниками, становится его агрессия по отношению к ним. Относить ее к тревожным признакам было бы неправильно, поскольку таков своеобразный способ детской психики, помогающий крохе изучать окружающий его мир. Ребенок боится других детей и инстинктивно действует на примитивном уровне, заложенном в него природой.
Детская чувствительность намного острее и тоньше взрослого восприятия, крохи мгновенно улавливают отношение к себе и незамедлительно на него реагируют. Конечно, им необходима помощь и поддержка мамы, чтобы справиться с боязнью и агрессией. Ваша задача состоит в том, чтобы вовремя гасить конфликты, водить чадо на различные детские праздники, где собирается много ребятишек, учить его общению с ними.
Как помочь ребенку перестать боятся детей?
Если ребенок в 2 года боится детей, решение проблемы следует начинать с выяснения причин возникшего страха. Ваше желание видеть растущего человека активным, общительным, может не совпадать с его психологическим «я». Ведь совсем необязательно, что ваш ребенок именно боится других детей, возможно, он по своему характеру застенчив или предпочитает дружить с одним ровесником. Некоторым крохам не присуще такое поведение априори. Проведите анализ своего общения с отпрыском и ответьте на следующие вопросы:
- чувствует ли ребенок себя дома отдельной личностью;
- проявляет ли малыш свою индивидуальность или делает то, что велят ему взрослые;
- позволяете ли вы сыну или дочке высказывать собственное мнение о событии, ситуации, или только ваше мнение важно и правильно;
- сам ли малыш отвечает на вопросы, задаваемые ему на улице людьми, или вы делаете это за него;
- позволяете ли вы ребенку играть на площадке свободно, или постоянно опекаете и ограждаете его.
Постоянная опека родителей только мешает общению детей, нужно знать меру, чтобы ребенок понимал, что он под защитой мамы, но и сам мог решать, как защитить себя
Если же вы столкнулись с реальным страхом годовалого малыша, который он испытывает, встречаясь с другими крохами на чужой территории, то вам следует понаблюдать за ним и научить не боятся новых знакомств. Возьмите себе в помощники сказки, игры, где проявляются или описываются подобные ситуации, проследите за реакцией малыша. Обозначив момент, приводящий к страху, вы сможете выстроить правильную тактику борьбы с ним, и постепенно добьетесь того, чтобы ваш карапуз стал общительным.
Какие причины провоцируют страхи?
Если в 2 года ваш ребенок проявляет боязнь к другим детям, не спешите ставить ему диагноз аутизм или считать его ненормальным. Причиной страха может быть ситуация, когда его обидели сверстники, и он, запомнив неприятные ощущения, не хочет повторения печального опыта сближения с другими детьми.
Кроме того, ваше чадо может настолько сильно быть привязано к вам, что ему не хочется выходить в общество. Эксперты полагают, что большинство страхов возникает у детей по причинам неумения и незнания. Ребенок просто не понимает:
- что можно делать с другими детками;
- как с ними играть;
- как взять или попросить чужую игрушку;
- как не отдавать свою игрушку;
- как правильно и комфортно для него играть с ровесниками.
Естественно, что мама должна включиться в процесс общения карапузов и помочь своему сокровищу найти правильное решение. Например, если у вашего сына кто-то из детей отнял игрушку, дайте ему полезный совет. Скажите, что если он не хочет отдавать свою машинку, то пусть держит ее крепче, не отдает игрушку и тогда, когда ее пытаются взять без его разрешения. Кроме того, обратитесь к тому ребенку, который забрал игрушку и попросите его отдать ее, объяснив, что он взял вещь без спроса. Таким образом, вы наглядно покажите своему отпрыску, как себя следует вести в подобных ситуациях.
Как помочь ребенку преодолеть страх общения с другими детьми?
Приглашайте в гости друзей с детьми
Доктор Комаровский считает, что преодолеть страх перед посторонними людьми сложнее, чем его предупредить. Согласны с ним и детские психологи, и опытные родители. Советы Комаровского сводятся к трем важным шагам, которые способны помочь родителям убрать страхи ребенка уже в год, чтобы в 5 лет он был полноценным участником товарищеских игр. Следуя советам известного педиатра, вы можете предупредить формирование проблемы и облегчить вашему сокровищу жизнь.
Три мудрых шага:
- Воспитываем в ребенке здоровую самоуверенность. Любовь и доверие помогут вам в этом. Если ваше сокровище проявляет инициативу, совершает что-то самостоятельно, малыш чувствует себя нужным и важным. Откликнитесь на его усилия любовью, покажите ему, что вы любите его всегда, даже если у него что-то не получается. Скажите, что вы верите в него, что все у него получится. Старайтесь не выявлять явно свой страх за малыша, когда он забирается на высокую горку или пытается налить себе компот в стакан. Покажите крохе, что вы ему доверяете, не растите в нем неуверенность в собственных силах, иначе после, когда он будет общаться с другими детьми, его неуверенность проявится сильнее.
- Развиваем самостоятельность. Выстраивайте опеку над малышом в разумном количестве. Если ваш отпрыск избегает игр с другими ребятишками, поиграйте с ним немного сами, но заметив, что кроха пошел на контакт, отойдите в сторону. Решайте конфликты между детьми мудро и спокойно, подавая карапузу правильный пример. Набираясь опыта, он быстро научиться вести себя грамотно, и перестанет бояться, понимая, что у него есть два защитника: мама и он сам.
- Убираем страх перед другими детьми. Расширяйте круг общения сына или дочки. Приглашайте знакомых с детьми к себе домой, устраивайте общие праздники и игры. Запишитесь на спортивные или интеллектуальные курсы для детей и родителей, будьте сами общительны и активны. Если ребенок выделил кого-то из детей и с удовольствием с ним общается, поощряйте их дружбу. Посещайте зоопарк и детские площадки, где всегда много детей, чтобы кроха смог привыкнуть к тому, что он не один во вселенной, что есть еще детки, и они совсем не страшные, с ними можно общаться и играть.
Важные выводы
Главное, не отчаиваться, если ваше чадо не сразу идет на контакт. Наберитесь терпения, будьте рядом, объясняйте, поддерживайте, хвалите ребенка за любую, даже самую крохотную попытку сближения с другими малышами. Никогда не подталкивайте и не заставляйте вашего малыша общаться и играть с незнакомыми ему детьми, подождите немного, пусть его природное любопытство и тяга к общению возьмут верх над страхом, мудро поддерживайте ваше сокровище.
Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »
Источник