Ребенку 2 года у меня депрессия

Ребенку 2 года у меня депрессия thumbnail

Депрессия – это психическое расстройство, при котором у человека наблюдаются подавленное, разбитое настроение и снижение или даже полная утрата способности получать удовольствие. Депрессия бывает не только у взрослых, как многие привыкли думать.

Данное заболевание стали диагностировать и у детей. Причем этот недуг может проявляться практически с самого рождения. Заболевание включено в Международную классификацию болезней (МКБ-10) под кодом F32 и имеет три степени: легкую, среднюю и тяжелую.

В некоторых случаях детскую депрессию могут ошибочно принять за РАС, особенно в раннем возрасте. Это происходит из-за схожих симптомов обоих расстройств. При расстройстве аутистического спектра дети также испытывают проблемы с общением, коммуникацией, поведением, как и при детской депрессии.

Депрессивное состояние у ребенка тормозит когнитивное развитие, поэтому нуждается в обязательной коррекции. Можно предотвратить негативные последствия, если вовремя выявить признаки начинающегося заболевания.

Причины детской депрессии

Депрессия у ребенка может появиться лишь тогда, когда у него имеется определенная почва для этого состояния. Это биохимические, неврологические, наследственные и психосоциальные факторы. Уже на это накладываются формальные поводы, провоцирующие депрессию, такие как проблемы в школе, дома, чувство одиночества и т.д.

Возможные причины детской депрессии:

  • Поражения центральной нервной системы. Могут быть вызваны внутриутробными инфекциями, внутриматочной гипоксией плода, энцефалопатией новорожденных, асфиксией. Все это приводит к повреждениям головного мозга;
  • Наследственная предрасположенность. Дети, родители которых часто страдали от депрессий, и сами подвержены данному недомоганию;
  • Проблемы психологического и эмоционального характера. Например, ребенок постоянно наблюдает конфликты между родителями, испытывает чрезмерную заботу и внимание от родителей или их недостаток (гипер- и гипоопека, воспитание по типу «кумир семьи»), растет только с одним родителем, встречает регулярное непонимание при общении со значимыми взрослыми;
  • При переживании сильной душевной травмы. Например, развод родителей, болезнь близких или чья-то смерть;
  • Непостоянное место проживания. При частых переездах ребенок испытывает стресс и не успевает завести близких друзей, с которыми мог бы поделиться своими переживаниями, рассказать о секретах;
  • Ребенок много времени проводит за уроками и занятиями в секциях, не высыпается. В период умственного и физического перенапряжения он наиболее подвержен депрессивным состояниям;
  • Проблемы с учебой. Ребенок начинает отставать от своих сверстников, вследствие чего может быть подвержен насмешкам и издевательствам с их стороны, у него начинает снижаться самооценка;
  • Подростковый период. Во время переходного возраста происходит перестройка организма (появление менструаций у девочек и ночных поллюций у мальчиков), изменение формы тела, появление прыщей. От выработки определенных гормонов дети могут стать более агрессивными. В их кругу общения начинают выделяться лидеры и аутсайдеры. Подросток, непринятый в группы общения, чувствует себя одиноким и ненужным, что приводит к депрессии.

Поводом к появлению болезни зачастую становятся проблемы со здоровьем. К ним относятся частые головные боли, аллергия, заболевания желудка, щитовидной железы, неправильное питание и чрезмерное потребление сахаров. Но сами по себе эти проблемы могут вызвать депрессию только в том случае, если имеют хронический характер и ухудшают качество жизни, тем самым вызывая переживания ребенка по этому поводу.

Симптомы и признаки детской депрессии

Очень сложно определить развитие заболевания на начальном этапе, особенно в раннем возрасте, когда малыш не предъявляет никаких жалоб. Также сложности доставляет схожесть с другими болезнями.

При депрессивных реакциях часто наблюдают:

  • Общую вялость и слабость. Ребенок быстро устает даже при минимальных физических нагрузках, у него замедляется реакция, ухудшается координация движений;
  • Нарушения сна. Малыш просыпается и плачет во сне, у него может развиться бессонница;
  • Заторможенность;
  • Частая смена настроения, неумение радоваться и получать удовольствие от жизни;
  • Снижение интереса к жизни. Дети становятся замкнутыми, безынициативными, не хотят учиться, общаться, играть;
  • Неконтролируемый аппетит или его отсутствие, а также нарушения пищевого поведения. Родителей должно насторожить то, что ребенок отказывается от еды или, наоборот, ест слишком часто и большими порциями;
  • Тревожность;
  • Дистимию. Ребенок начинает быть угрюмым, мрачным, капризным, озлобленным, постоянно жалуется, высказывает упреки и обвинения;
  • Речевые дефекты. Может развиваться специфика речи, похожая на алалию, ЗРР;
  • Снижение самооценки, уверенности в своих силах;
  • Психосоматические нарушения (рвота без причины, боли в животе неясного происхождения, нейродермит, бронхиальная астма, учащение сезонных простуд, аллергии и другие).
  • Энурез, энкопрез;
  • Отказ от выполнения повседневных дел (чистка зубов, расчесывание волос, посещение школы и т.д.);
  • При тяжелой степени детской депрессии – мысли о суициде;

Лечение детской депрессии

Лечение обычно производится несколькими специалистами: врач-психиатр проводит медикаментозную терапию, психотерапевт или детский психолог применяет психотерапевтические методы. Применение одних лекарств считается неэффективным, так как они могут снять симптомы или устранить обострение, но не устранят причину заболевания. Тем не менее, прежде чем приступить к психотерапии, важно снять острую форму депрессии, чтобы не усугубить состояние ребенка, избежать попыток суицида, если речь идет о тяжелой форме депрессии.

После этого проводится работа с психотерапевтом или с психологом. Если причины депрессии связаны с обстановкой в семье, в психотерапии обязательно должны принять участие родители ребенка.

Вместе с психологом ребенок учится решать свои проблемы, которые его беспокоят. Восстанавливается здоровый эмоциональный фон и настроение в целом. Специалист применяет такие методики, как арт-терапия, песочная терапия и др.

Отдельно стоит сказать о семейных занятиях, во время которых психолог будет взаимодействовать одновременно с ребенком и его родителями. Очень важно, чтобы родители не противились посещению сессий с психологом и приняли участие в психотерапии. Они должны создать благоприятную обстановку дома для выздоровления своего ребенка. Нужно наладить климат в семье, а для этого нужно разрешить собственные проблемы. Но слишком сильно вмешиваться в личную жизнь ребенка тоже не стоит, а в некоторых случаях это вмешательство наоборот необходимо урезать. Например, когда родители и так постоянно заботятся о нем и мешают ему принимать самостоятельные решения.

Читайте также:  Ребенок в 2 года кроме каши ничего не кушает

Вот некоторые общие рекомендации:

  • Нужно принимать нужды и мнения ребенка;
  • Следить за тем, чтобы ребенок достаточно спал и правильно питался;
  • Обратить внимание на самооценку ребенка. Она должна быть стабильной и адекватной;
  • Учить самостоятельно разрешать трудные проблемы;
  • Правильно распределять учебную нагрузку;
  • Позволять отдыхать. Важно чередование видов деятельности, труда и отдыха;
  • Не запрещать ему гулять и проводить время с друзьями;
  • Следить за тем, чтобы его не обижали в школе/детском саду.

Только при совместной работе специалистов и родителей можно добиться полного выздоровления ребенка.

Детский и подростковый психолог Болховитина Ю.А.

Источник

Про послеродовую депрессию знают все. А вот про депрессию мамы к концу первого года жизни ребенка стали говорить только совсем недавно. Интересно, что в классификации видов депрессии «депрессия первого года» отсутствует – ее относят к послеродовой. Но на самом деле она вызывается другими причинами.

Про послеродовую депрессию знают все. А вот про депрессию мамы к концу первого года жизни ребенка стали говорить только совсем недавно. Интересно, что в классификации видов депрессии «депрессия первого года» отсутствует – ее относят к послеродовой. Но на самом деле она вызывается другими причинами.

Причина депрессивного расстройства после родов – гормональные изменения в организме матери. Обычно на эти изменения накладывается перенесенное эмоциональное и физическое напряжение, плохое самочувствие и недосыпание, а также чувство тревоги за ребенка.

У депрессии первого года жизни ребенка причины другие. Гормональные бури и перестройки уже позади, быт налажен, со здоровьем ребенка ситуация тоже прояснилась, и вроде бы можно потихоньку начинать радоваться жизни? Но нет, множество мам отмечают, что к первому дню рожденья малыша депрессивное состояние возвращается. И в некоторых случаях психологическое состояние матери может быть даже хуже, чем сразу после родов.

Эксперты отмечают, что у депрессии первого года жизни (или continued postpartum distress) может быть несколько факторов риска.

  • Депрессия или любое другое тревожное расстройство до наступления беременности;
  • незапланированная либо нежеланная беременность;
  • сложные роды или травма, полученная во время родов;
  • проблемы с грудным вскармливанием, с которыми мама справлялась самостоятельно, без помощи консультантов по грудному вскармливанию;
  • рождение ребенка «не того» пола;
  • рождение ребенка с особенностями развития или проблемами со здоровьем;
  • травмирующие события в ближайшем окружении женщины (смерть или тяжелая болезнь близкого человека, уход отца ребенка);
  • тяжелые финансовые проблемы, наступившие после рождения ребенка;
  • ранняя детская травма матери, обострившаяся с появлением ребенка;
  • отсутствие поддержки или осуждение близких – друзей и родных;
  • проблемы со сном у ребенка в течение длительного времени;
  • отсутствие помощи со стороны отца ребенка;
  • беременность наступила после длительного лечения бесплодия;
  • наступил кризис первого года жизни ребенка;
  • мама просто очень устала.

Сразу после родов и некоторое время спустя женщина может чувствовать эмоциональный подъем от ощущения себя матерью и оттого, что все трудности, связанные с беременностью и родами, казалось бы, остались позади. Иногда матери испытывают даже что-то вроде эйфории. Которая рано или поздно заканчивается. Симптомы тревоги или депрессии развиваются так постепенно и незаметно, что многие женщины не замечают тот момент, когда заканчивается их благополучный послеродовый период. Стресс может быть кумулятивным: усталость от недосыпа, проблемы с близкими, финансовые проблемы, скрытое эмоциональное напряжение накапливаются постепенно, и в конце концов превращаются в одну большую проблему, на решение которой у женщины просто нет сил.

Почему все это очень важно? Слишком часто женщины считают, что формально у них все благополучно, поэтому они не имеют права обращаться за поддержкой. И поэтому они продолжают свой бег в колесе, каждый день чувствуя себя все более тревожно и подавленно. О послеродовых психических расстройства вообще не принято говорить, а СМИ и масс-медиа транслируют прекрасную картинку свежей и красивой молодой матери у колыбели сладко спящего карапуза, хотя на самом деле в подавляющем большинстве семей с годовалым ребенком картина совершенно другая. Эти нереалистичные картины счастливого материнства – бомба замедленного действия, заложенная под самооценку и психическое равновесие женщины.

Как вы можете сделать вывод о том, что у вас – депрессия первого года жизни ребенка?

  • Обычно ему сопутствуют следующие симптомы:
  • ухудшение сна и аппетита;
  • нарушение сна (даже в то время, когда ребенок спит);
  • снижение активности, упадок сил, невозможность встать утром;
  • плаксивость без серьезных причин;
  • заниженная самооценка, нежелание ухаживать за собой;
  • раздражение от ребенка и необходимости им заниматься;
  • нежелание общаться;
  • агрессия по отношению к ребенку, родственникам, знакомым и даже посторонним людям;
  • снижение сексуального влечения.

Что делать?

К сожалению, если у вас действительно депрессия первого года жизни, она не пройдет без помощи врача, как это иногда бывает с послеродовой депрессией в легкой степени после нормализации гормонального фона. Поэтому, если вы подозреваете у себя это депрессивное расстройство, вам необходимо обратиться к психологу или психотерапевту.

Безусловно, лечение депрессии может потребовать решения проблем, которые могли стать ее причиной. И если с болезнью или смертью родственников, как и уходом отца ребенка из семьи, поделать ничего нельзя, то можно хотя бы проработать эти болезненные вопросы с психотерапевтом.

Что вам посоветует врач?

Это зависит от тяжести вашего состояния. Но в первую очередь, независимо от того, насколько тяжело протекает депрессивное расстройство, нужно постараться наладить режим дня, правильное питание, полноценный сон. Привлеките к помощи родственников и подруг. Если есть возможность – воспользуйтесь услугами няни. Иногда значительно улучшить психическое (и финансовое) состояние матери помогает выход на работу. Если такой возможности нет – надо постараться хотя бы на некоторое время сменить обстановку.

Читайте также:  Ребенок 2 года истерики бьется головой что делать

Вам может понадобиться медикаментозная поддержка. Возможно, врач назначит транквилизаторы или антидепрессанты, которые помогут стабилизировать ваше состояние. Как ни странно, многие мамы, испытывающие депрессию первого года жизни ребенка, испытывают большое облегчение, узнав, что они не одни находятся в таком состоянии. Поддержку может оказать даже общение на форумах.

И, конечно, нужно помнить, что «и это пройдет». Да, первый год жизни ребенка – не самое простое время в жизни мамы. Но рано или поздно становится легче – так говорят абсолютно все матери, прошедшие через такие же сложности.

Источник

Как это ни странно звучит, но и у детей, включая младенцев, тоже бывает депрессия. Правда, проявляется у детей она несколько иначе, чем у взрослого человека. Поэтому многие родители, воспитатели и учителя часто даже и не догадываются, в каком состоянии находится ребенок. Странности в его поведении списываются на трудности характера, неправильное воспитание и капризность. Причинных факторов возникновения депрессивной динамики у ребенка может быть несколько. Рассмотрим самые основные из них. Значительная для ребенка потеря в возрасте примерно от года до двух лет фактически гарантирует некоторую депрессивную динамику. Ребенок, чей родитель вдруг внезапно исчезает, в силу своего понимания мира всегда разовьет предположение, что плохим является он сам. Причиной детской депрессивности может быть семейная атмосфера, где существует негативное отношение к плачу или трауру. Многие родители моделируют отрицание горя и настаивают на том, чтобы ребенок присоединился к семейному мифу о том, что будет лучше без потерянного объекта, вынуждают ребенка подтвердить, что он не чувствует боли. В итоге переживание горя ребенком становится скрытым. Оно уходит вглубь и постепенно принимает форму убеждения, что в собственном Я что-то неправильно. В нашей субкультуре не принято брать детей на похороны, рассказывать правду о смерти. Дети переживают интенсивное не выражаемое словами давление, которое исходит от эмоционально отягощенного родителя. Во многих семьях не принято, открыто переживать горе, а забота о себе считается эгоизмом. Многие родители на протяжении всего детства увещевают ребенка «не хныкать и взять себя в руки», не смотря на то, что естественные регрессивные реакции (возвращение к своим более ранним формам поведения) ребенка в ответ на семейные проблемы не должны подвергаться контролю со стороны родителей. Впоследствии, во взрослой жизни, такой ребенок испытывает острую необходимость скрывать от других любые травматичные аспекты своей жизни. Сильнейшим причинным фактором возникновения депрессии у ребенка, является характерологическая депрессия у родителей, особенно в его ранние годы развития. Дети всегда переживают глубокое беспокойство в связи с депрессией родителей. Они чувствуют вину за естественные для их возраста требования и приходят к убеждению, что их потребности истощают других. Депрессивная мать может обеспечить ребенку только надзорный уход, но эмоционально она для ребенка недоступна. Чистый, ухоженный, красиво одетый ребенок всегда воспринимается окружающими позитивно. Но при этом он может быть лишен эмоционального тепла собственных родителей. Любой ребенок развивается нормально только в тех отношениях, где его удовлетворяют. Всегда необходимо удовлетворять не прямой, а скрытый запрос ребенка. Если ребенок просит маму с ним поиграть, это не значит, что ему не хватает партнера для игры, у детей всегда есть воображаемый собеседник. Это значит, что ребенок нуждается в данный момент именно в мамином присутствии.

Детские эмоциональные расстройства

Детские эмоциональные расстройства относятся к расстройствам аффективной сферы. Хотя раньше считалось, что дети не склонны к подобным расстройствам. Распознать детскую депрессию не сложно. При депрессии у детей сниженное либо повышенное настроение, наблюдается заметное снижение активности в речевой или моторной сфере.При депрессии обычно нарушается сон и аппетит. Для детей в депрессии характерны боли разной локализации. У ребенка часто болят голова и живот – это основные точки соматической уязвимости у детей. Распознать такие боли у ребенка просто – боль не купируется анальгетиками. К проявлениям депрессии относятся энурез, запоры, тики, навязчивости и любое нетипичное поведение у ребенка. После трех лет у депрессивных детей могут быть галлюцинаторные явления. После 3-4 лет депрессивные состояния становятся более явными. Преобладают соматовегетативные нарушения. Родители обследуют детей на наличие нарушений систем и органов, которые у них страдают, но врачи не находят там патологии. В ряде случаев у депрессивного ребёнка наблюдается регресс: сосание пальцев, расчесывание болячек, элективный мутизм (избирательное неговорение). Моносимптомы у детей всегда свидетельствуют об аффективном расстройстве, таким образом выражается депрессия. До 10 лет аффективные расстройства обычно маскируются соматовегетативными и поведенческими нарушениями. У школьников в состоянии депрессии обычно наблюдается снижение успеваемости.

Поведение и внешность депрессивного ребенка

Поведение детей с депрессией всегда стереотипное. Депрессивный ребенок не испытывает абсолютно никакого интереса к жизни. Для обычного здорового ребенка это состояние неестественно и ненормально. Детскую депрессию распознать совсем несложно. Она выражается в нарастающей моторной вялости, у ребенка снижаются эмоциональные проявления, появляется беспричинное длительное нытье, немотивированный плач. При этом удовлетворение его желания не приводит к прекращению нытья. Лицо депрессивного ребенка обычно неподвижно, на нем как – бы застывшая маска, выражение на лице практически отсутствует. У него неживое лицо манекена. У детей более старшего возраста, латентного (от 6 до 11 лет) и предпубертатного (12-13 лет) возрастов на лице приклеенная улыбка. Этакая полуулыбка, за которой скрываются боль, страх и стыд. Такая улыбка может быть попыткой вызвать расположение взрослого. Если депрессия усиливается, то у ребенка наблюдается изменение осанки и походки. Он начинает сутулиться и волочь ноги. Родители обычно при этом ругаются, а у ребенка просто вялая моторика. При депрессии дети отказываются идти гулять, прогулки их не интересуют. У депрессивных детей отсутствует всякое желание выходить на улицу, и одному и с родителями. Ночью у ребенка с депрессией наблюдается бессонница, он просто лежит без сна с открытыми глазами, но при этом обычно не зовет никого из родителей. Депрессивный ребенок часто жалуется на скуку, выражая её словами: «Я ничего не хочу, мне скучно, мне нечем заняться». Дети постарше говорят: «Со мной никто не играет». Дети предподросткового возраста (12-13 лет) обычно заводят разговоры о собственной несостоятельности и вине. Подросток при усиливающейся депрессии, наоборот, проявляет двигательную активность, беспокойство, вертит что-то в руках, постоянно двигает или трясет ногами. Двигательная заторможенность обычно наблюдается с утра, к вечеру бывает некоторое оживление. Иногда длительное время при депрессии ребенок просто демонстрирует равнодушие и безразличие в поведении.

Читайте также:  Что давать ребенку для улучшения аппетита 2 года

Другие проявления депрессии

У депрессивных детей, как правило, наблюдается зябкость, потливость, колебание давления, снижение массы тела, дискинезия, нарушение пищеварения, дизбактериоз. Детей родители усиленно лечат у врачей, а на самом деле ребенка следует отправить на психотерапевтический курс к детскому психотерапевту. Снижения у ребенка интереса к окружающему, как правило, никто не замечает: депрессивный ребенок обычно тихий, спокойный, не бегает, не кричит, и это воспринимается родителями как норма. У ребенка с депрессией присутствует гиперестезия – повышенная чувствительность к раздражителям или повышенная тактильная чувствительность. Ребенок не выносит громкого шума и резких звуков, ему постоянно мешается воротник, свитер или шапка. В тяжелых случаях ребенок утрачивает ранее приобретенные знания, умения, навыки, снижается его интеллектуальное функционирование. Часто таким детям выставляется ложный диагноз “задержка психического развития” (ЗПР), под которым скрывается депрессивный синдром. Ребёнку в депрессии свойственна повышенная истощаемость, усталость, капризность. При выполнении уроков многочасовое сидение за столом не приносит результатов. Умение самостоятельно готовить уроки чаще всего исчезает. Нарушается способность переживать неудачу, ребенок отказывается от достижений, чтобы не почувствовать беспомощность. Жалуется на скуку, ему «нечем заняться». Дети дошкольного возраста очень обидчивыи ранимы, со сверстниками не играют, им снятся печальные сновидения, их фантазии тоже очень печальные.

Фон депрессивного расстройства

После 5-6 лет на фоне депрессивного расстройства у ребенка часто появляются самоуничижительные высказывания, немотивированная агрессия. Во время латентного (6-11 лет) и предпубертатного возраста (12-13 лет), если есть пусковая травматическая ситуация (смерть, развод, болезнь родителей), у ребенка присутствует вина и жажда самонаказания (он постоянно бьется обо что-нибудь, травмируется, наносит себе якобы случайные повреждения). Хотя сама реакция на значимое событие у ребенка отсутствует, но так быть не должно. Завуалированно реакция проявляется в появлении травматичного поведения, тиков, навязчивостей, фобий или каких-то других симптомов. При депрессии у детей нарушается восприятие частей тела (“это моя рука виновата”). Нарушается осознание деятельности (характерны частые вопросы типа “мама, а я уже ел?”, “папа, а мы сегодня гуляли?”), а также осознание пола и возраста (дети не могут ответить на элементарные вопросы о своем поле и возрасте). Депрессивным детям свойственно постоянно и беспричинно, ненасытно просить у родителей прощения: “Папочка, прости меня, пожалуйста”, и искать вербального подтверждения любви: “Мама, а ты меня точно любишь?”. Речь у ребенка при этом обычно невнятная, больше похожая на шепот, его сновидения мрачные. У ребенка при депрессии могут наблюдаться двигательные навязчивости (он постоянно дергает руками, двигает ногами), различные фобии (“боюсь волка”, “у меня в комнате чудовище”), вербальные тики. В депрессии у ребенка нарушено чувство идентичности. Он требует от родителей называть его другим именем. Или просит называть его, например, котенком, цыпленком. То есть ребенок заменяет свою идентичность просьбами называть себя каким-либо животным. В тяжелых случаях ребенок может ходить на четвереньках, мяукать, лаять, отказываться от нормального человеческого поведения. Часто сами родители бессознательно провоцируют ребенка на такое поведение, давая ему домашние прозвища и клички (“котенок”, “цыпленок” и т.д.).

Ребенок и его симптом – это всегда свидетельство ненормальной обстановки в семье.

Маниакальные симптомы и синдромы у детей

Детей с подобными симптомами можно назвать гиперактивными детьми с синдромом двигательной расторможенности. Им свойственно двигательное беспокойство с чертами веселости. Такой ребенок гримасничает, корчит рожицы, кривляется. Его речь обычно ускоренная,он постоянно меняет темы разговора. Чувство стыдливости утрачено. Общение со сверстниками при маниакальных симптомах нарушается. Дети просто не хотят общаться с таким ребенком. Поведение таких детей обычно квалифицируется педагогами как «плохое поведение». Дети бесцеремонны, дурашливы, некритичны, у них отсутствуют границы между собой и взрослыми. Они не способны к длительной деятельности. В тяжелых случаях демонстрируют психопатоподобное поведение: неряшливость, разбрасывание вещей, могут быть агрессивны с опасностью для окружающих. Для психопатоподобного поведения характерны неадекватные реакции на события. Например, при показе сюжета об авиакатастрофе, такой ребенок может злорадно комментировать новость словами: “Так им и надо!”.

Факторы возникновения депрессии у детей

Какие же факторы приводят к возникновению депрессии у детей? Их может быть несколько. Вот основные из них:

  • Материнская депривация, либо длительное отсутствие матери.
  • Серьезная социальная депривация плюс педагогическая аффективность (несправедливость, неадекватные наказания).
  • Острые психосоматические заболевания.
  • Смерть значимого для ребенка человека или домашнего животного.
  • Под влиянием депрессии одного из родителей, который инфицирует ребенка своей депрессией.

Присмотритесь внимательно к своему ребенку. Возможно то, что вы принимаете за странности в поведении, может быть именно проявлениями депрессии. Избавить ребенка от депрессии можно с помощью специалистов. В детском психоанализе при работе с детьми используется детская игровая терапия, в процессе которой ребенок избавляется от своих симптомов.

Источник