Ребенку 2 года спит руки за голову

Ребенку 2 года спит руки за голову thumbnail

Несомненно, хороший сон – это самое важное условие для здорового и гармоничного развития ребенка. Маленькие детки поводят во сне большую часть времени, чтобы восстановиться, быть здоровыми и активным во время бодрствования днем. Оттого так важно уделять должное внимание условиям сна и позе во время отдыха. Правильно выбранная поза во время сна обеспечивает лучшее кровообращение, процесс дыхания, приток крови к головному мозгу и, соответственно, более качественный отдых и восстановление организма.

Мы уже обсуждали, можно ли спать на боку. Писали про сон на животе. И уделили много внимания безопасной позе во время сна, особенно, для самых маленьких, пока детки еще не освоили навык переворачиваться самостоятельно. И пришли в итоге к тому, что безопасной позой для сна является сон на спине, в кроватке без лишних предметов и игрушек.

Но иногда родители замечают, что их чадо спит с поднятыми руками или одной рукой, и задаются вопросами «Нормально ли это?» и «Почему малыш поднимает руки, когда спит?»

Если дети часто спят на спине и при этом у них подняты ручки, то тут важно оценить его общее состояние здоровья, а потом делать выводы – хорошо это или не очень. Наша статья в большей степени касается ребенка первых нескольких месяцев жизни.

У более старших детей такая поза – это проявление темперамента и поиск удобной позы.

Поза для сна

Начнем с того, что движения ребенка в раннем возрасте еще несовершенны, он не умеет управлять своими ручками и ножками, координация движений еще непроизвольная и не поддается контролю. В большинстве случаев позы младенцев во время сна как раз этим и обусловлены. Но все же лучше проконсультироваться с врачом, какая поза для сна в зависимости от состояния и здоровья ребенка подходит вашему малышу.

Примерно к 7 месячному возрасту в норме ребенок должен совершать свободно движения, характерные для данного возраста: перевороты, сгибание и разгибание конечностей, активное ползание, сидение.

Важно отметить, что у деток в первые месяцы еще слабая мышечная система и часто встречается гипертонус. Это также приводит к тому, что непроизвольно ребенок оказывается во сне с поднятыми руками. Малыш также может сгибать ладошки в кулачки. Повышенный тонус также выражается в импульсивных толчкообразных движениях чаще в ногах. Все движения координируются центральной нервной системой, которая еще недостаточно сформирована в первые месяцы жизни.

Если малыш спит, подняв руки, лучше проверить у врача тонус мышц. С одной стороны, часто сон с поднятыми ручками говорит о максимальной расслабленности. Если так спят новорожденные, то, скорее всего, у него отсутствуют проблемы с гипертонусом. С другой стороны, наоборот, если ручки напряжены и сжаты в кулачки, то тут может быть риск гипертонуса – лучше обратиться к врачу и пройти курс лечебного массажа.

Некоторые позы обусловлены рефлексами, соответствующими определенному возрасту. Например, хорошо известна поза «фехтовальщика», когда малыш поднимает одну ручку в зависимости от поворота головы и вытягивает ножку (согнул левую ножку и поднял правую ручку, или наоборот). Это происходит рефлекторно и это нормально. Обычно этот рефлекс исчезает к 4-6 месяцам. Пеленание и расслабляющий массаж помогают успокоиться малышу и крепче спать.

Cон с поднятой рукой может быть обусловлен рефлексами в определенном возрасте. Например, самая распространенная «поза фехтовальщика» исчезает к возрасту 4-6 месяцев.

Если постоянно и стойко зафиксирована определенная поза, иногда это может говорить о наличии двигательных нарушений. При осмотре невролога поза является лишь одним из показателей. В самом раннем детстве многое поддается коррекции, но двигательные навыки требуют более длительного времени для терапевтического результата. И кстати, рекомендуется посетить нескольких врачей, прежде чем переживать за поставленный диагноз одного из них.

Часто спящий ребенок поднимает руки лишь потому, что ему жарко. Почему? В такой позе он помогает «остывать» телу. В такой ситуации важно проанализировать условия сна.

Что делать родителям?

  • Массаж и гимнастика для лучшей координации и для расслабления мышц.
  • Пеленание может помочь успокоиться, т.к. младенцам комфортно состояние небольшой компрессии, чтобы ослабить непроизвольные вздрагивания (рефлекс Моро) и успокоить при еще недостаточно сформированной координации движений. Но пеленание должно быть нетугое и безопасное.Ребенок еще учится управлять своими конечностями. Помогайте ему днем осваивать новые двигательные навыки: стимулируйте движения, выкладывайте на животик.
  • Обратите внимание на условия сна и проветривание перед сном. Уберите все лишние предметы из детской кроватки.

Таким образом, если дети спят, подняв ручки, то чаще это говорит о еще не угасших рефлексах новорожденного, несовершенной координации движений для данного возраста или о повышенном мышечном тонусе новорожденного. И это вариант нормы, если всё хорошо в плане здоровья и общего самочувствия малыша. В целом ничего опасного в такой позе нет.

ВебинарыВебинары

Источник

Среда, 12 Апреля 2017

Как правило, родители начинают волноваться по поводу развития своего ребенка, когда его возраст приближается к двум годам. До этого любые отставания и отклонения можно объяснить индивидуальными особенностями малыша, и можно надеяться, что они постепенно сгладятся. К двухлетнему же возрасту обычный ребенок, как правило, овладевает простейшими навыками, но даже когда этого не происходит, он все-таки понимает, чего от него хотят взрослые. То же самое и с языком: если и не говорит еще сам, то понимает обращенную к нему речь вполне прилично, о чем можно судить по его реакциям.

Читайте также:  Убрать корочки на голове у ребенка 2 года

Попытаемся перечислить странности в развитии и поведении ребенка, вызывающие у родителей опасения:

  • ребенок не смотрит в глаза;
  • говорит о себе в третьем (он) или во втором (ты) лице;
  • все время повторяет слова, фразы;
  • ребенок начинал говорить первые слова, но речь пропала;
  • не произносит слова, мычит;
  • не интересуется игрушками;
  • не интересуется ровесниками, не играет с другими детьми;
  • ребенок отстранен, игнорирует маму, не реагирует на просьбы, не откликается на свое имя;
  • трясет головой, руками, раскачивается;
  • ходит на носочках;
  • грызет пальцы, руки;
  • бьет себя по лицу;
  • у ребенка истерики, приступы агрессии;
  • боится незнакомых/ чужих;
  • пугается звуков, вздрагивает.

Если какие-то из этих черт присущи вашему ребенку, это совсем не обязательно аутизм. Однако озаботиться стоит. Пройдите скрининговый тест на аутизм M-CHAT. Также вы можете посмотреть видеозаписи признаков аутизма в поведении детей – Видео – Признаки аутизма.

Есть такой короткий диагностический тест, состоящий из трех вопросов:

  • Смотрит ли ваш ребенок в ту же сторону, что и вы, когда вы пытаетесь привлечь его внимание к чему-то интересному?
  • Указывает ли ребенок на что-то, чтобы привлечь ваше внимание, но не с целью получить желаемое, а для того, чтобы разделить с вами интерес к предмету?
  • Играет ли он с игрушками, имитируя действия взрослых? (Наливает чай в игрушечную чашечку, укладывает куклу спать, не просто катает машинку туда-сюда, а везет в грузовике кубики на стройку).

Если на все три вопроса ответ отрицательный, у родителей 2-3-летнего ребенка есть основания показать его специалисту. Если же наоборот, положительный, то, скорее всего, задержка в развитии речи и освоении навыков имеет другую причину, не аутизм.

Поведение маленького аутиста

Аутизм – это прежде всего нарушение коммуникативной функции, контакта ребенка с окружающими его людьми. Ребенок живет в мире зрительных образов, звуков, тактильных ощущений, но при этом впечатления для него самоценны, он не стремится поделиться ими с мамой или папой, которые выполняют для него исключительно инструментальную функцию, являясь источниками пищи, тепла, комфорта. Для таких детей характерны повторяющиеся, навязчивые действия: кто-то часами крутит все попадающиеся под руку вертящиеся предметы, от маленького мячика до крышки большой кастрюли, наблюдает за льющейся из крана водой, кто-то выстраивает в ряд машинки или кубики, кто-то играет с ниточкой, накручивая ее на палец или тряся ею перед глазами. Они могут долго кружиться на одном месте или кругами ходить по комнате на цыпочках.

Часто маленькие аутисты чрезвычайно музыкальны: они получают явное наслаждение от любимых музыкальных произведений, мелодий и даже отдельных звуков. Трехлетний ребенок может совершенно равнодушно пройти мимо ровесника с дистанционно управляемой машинкой, но прийти в неописуемый восторг при звуке боя часов на соборе.

Маленький аутист выглядит уверенным и независимым. Гуляя, он идет один, сопротивляется попытке взять его за руку, и только испугавшись чего-то, например, большой собаки, прячется за взрослого. Но и страхи его не всегда объяснимы с точки зрения обычной логики: он боится пылесоса, его пугают шумные, людные места, но, как правило, он не осознает опасности, связанной с высотой или с движением транспорта, может выскочить на проезжую часть и даже улечься поперек.

Как правило, он пресекает попытки матери успокоить его, приласкать, обнять, отпихивая ее от себя. Что и говорить о физических контактах с посторонними людьми, врачом или парикмахером, например. Медицинский осмотр или стрижка становятся стрессом для всех участников процесса из-за бурного сопротивления. Накормить – тоже проблема. Ребенок настолько избирателен в еде, что порой его рацион состоит всего из трех-четырех блюд (например, творог, каша, банан), все остальное безоговорочно отвергается.

Маленького аутиста очень сложно уговорить прервать занятие, если он чем-то увлечен, убедить попробовать что-то новое, а родительские волевые действия (снять с качелей, увести домой с прогулки, накормить, усадить на горшок) вызывают бурную истерику, а порой и агрессию.

Нейротипичные (то есть не имеющие отклонений в развитии) дети с удовольствием имитируют действия взрослых. Девочка берет расческу и проводит ею по голове; глядя на маму, после еды вытирает рот салфеткой, снимает трубку телефона и что-то говорит. Трехлетний мальчик крутится возле делающего уроки брата-первоклассника, и если дать ему карандаш и бумагу, с удовольствием начнет чиркать. Вслед за мамой годовалый ребенок гладит упавшего с дивана плюшевого мишку, жалея его сначала лишь формально, но постепенно проникаясь эмоциональным содержанием действия. Имитация – это эволюционный механизм, лежащий в основе обучения социально-необходимым навыкам и социальной поддержке. Имитируя, ребенок подает нам сигнал готовности к усвоению навыков, формальных действий, которые постепенно наполняются социально-значимым содержанием.

Аутичные дети и их родители оказываются в замкнутом круге: ребенок не имитирует порой даже самых простых, обычных действий, мама не получает сигнала готовности, навык не развивается. Когда родители спохватываются и начинают срочно учить ребенка тому, что его ровесники уже давно освоили (есть ложкой, пользоваться горшком, надевать носки), их волевые действия, как правило, вызывают у ребенка активное неприятие: во-первых, у него отсутствует мотив (стандартная система поощрений/наказаний с таким ребенком не работает); во-вторых, он хочет как можно скорее вернуться к занятию, приносящему ему глубокое удовлетворение – например, открывать и закрывать ящики письменного стола или шкафа, хлопать дверьми, в сотый раз рассматривать картинки в любимой книжке.

Читайте также:  Какую подушку лучше выбрать для ребенка 2 года

Речь и общение

Речь у аутистов появляется, как правило, позже обычных сроков, но дело даже не столько в сроках, сколько в ее специфике. Первым словом аутичного ребенка, как правило, бывает не «мама», «папа», или «дай» (традиционная триада нейротипичного ребенка), а, например, «газонокосилка», то есть название объекта, который по каким-то причинам произвел особенное впечатление, и чаще всего это предмет неживой (в скобках заметим, что различать живое и неживое аутисты учатся позже нейротипиков). Когда маленький аутист переходит от отдельных слов к предложениям, они тоже носят скорее назывной характер. Ребенку нравится повторять названия, куски текста из стихов или рекламы, часто он не понимает смысла произносимых предложений. Зная нужные слова, он не может обратиться с просьбой и не всегда понимает просьбы, обращенные к нему. Встречая нового человека, он долго рассматривает его внешность и в это время совершенно не воспринимает обращенные к нему слова.

Маленький аутист не умеет общаться в диалоге. Не задает вопросов сам, не может ответить на вопрос, повторяя его за собеседником. «Как тебя зовут?» – «Как тебя зовут?» – «Ты не повторяй, ты отвечай!» – «Ты не повторяй, ты отвечай!» и так далее. Такое явление называется эхолалией. Ребенок не употребляет местоимение «я», говоря о себе «не хочешь ехать на трамвае» или «он будет смотреть мультик». Речь, как правило, развивается, и эхолалия может пройти к 4-5, иногда к 7-8 годам, но может задержаться всерьез и надолго.

Если вас что-то беспокоит в поведении вашего ребенка:

– Пройдите скрининговый тест на риск развития аутизма M-CHAT;

– Обратитесь к участковому педиатру, неврологу;

– Обратитесь к психологу, психиатру.

Источник

Многие дети, когда спят, принимают позы, которые шокируют родителей. Пугаться не стоит, понаблюдайте за малышом и вы узнаете много интересного о его душевном состоянии. Позы спящего ребенка не случайны, они отражают его отношение к себе и к окружающей действительности, его внутренние конфликты и противоречия.

Если малыши не умеют объяснить родителям, что их тревожит, то дети постарше часто скрывают свои проблемы от родителей, переживают их в одиночестве, что может повлиять на характер и психику.

Тест в конце статьи поможет проанализировать детские позы и понять их психологическую причину. Внимания и анализа заслуживают положения тела, принимаемые ребенком в течение длительного периода: недели, месяца.

Почему сонные позы полны смысла

Каждый из нас имеет две преобладающие позы сна. В первой мы засыпаем, ее мы можем выбирать и контролировать. Вторую, основную, позу мы принимаем, погрузившись полностью в сон, когда сознание отключается. Она не подвластна нашему сознательному контролю и отражает самую суть нашей индивидуальности. В основной позе нам наиболее безопасно и комфортно, мы проводим в ней большую часть ночного сна и просыпаемся утром. Вот эта основная поза и заслуживает анализа.

С какого возраста формируются позы сна

Свою индивидуальную позу сна человек начинает определять приблизительно к 3-ех месячному возрасту, когда стадии сна сформированы, и малыш овладел своим телом, может свободно и самостоятельно двигаться и переворачиваться.

В первые годы, выбирая свое любимое положение тела во сне, дети экспериментируют. На этом этапе у них могут встречаться весьма экзотичные позы, к примеру «сфинкс» – стоя на коленках, голова лежит на подушке, спина поднята кверху. «Сфинкс» – это протест ребенка миру сна, он не любит укладываться в постель по принуждению.

К семи годам формируются основы характера маленького человечка и определенное положение тела во сне.

Этапы взросления отражаются в позах.

Очень часто сонные позы меняются во время полового созревания, что объясняется сложнейшей перестройкой в психике и организме подростка. Так, в практике Самюэла Данкелла, психоаналитика и психиатра, был характерный случай.

В 12 лет девочка подверглась незначительному сексуальному инциденту, который повлиял на положение во сне: от позы «полузародыша» девочка перешла к позе «простертой», причем стала занимать центр постели. Подробнее об указанных позах здесь.

Эта смена поз ярко отражает отношение к жизни в данный период: подросток, ощущая себя в опасности, отказывается от комфортной позы и переходит к защитной, желая контролировать свои эмоции и события не только в бодрствовании, но и во время сна.

Когда сложный этап полового созревания (или какой-либо другой, сопровождаемый психической нагрузкой) проходит, ребенок может вновь изменить свою позу и вернуться в прежнюю. Или найти новую, отражающую его нынешнее состояние.

Позы сна фиксируются окончательно после 18-19 лет, когда происходит окончательный отказ от детской несамостоятельности.

О чем расскажут позы сна ребенка. Тест

Выпишете буквы, которые вы выбираете.

1. Ребенок спит:

a) Лежа на боку или спине, руки под щечкой;

b) Свернувшись в тугой калачик;

c) Вытянувшись на животе;

d) Непонятно как.

2. Голова:

a) На подушке;

b) Зарыта в подушку;

c) Около подушки;

d) Под подушкой.

3. Руки:

a) На подушке, лежат симметрично друг другу или согнуты немного в локтях;

b) Одна свободна, а другая упруго сжимается;

Читайте также:  Чем занять ребенка на прогулке в 2 года

c) Крепко держат игрушку, подушку, одеяло или простыню;

d) Ребенок обхватил себя ручками.

4. Кисти:

a) Разжаты, свободны и открыты;

b) Одна сжимается, а вторая – открыта;

c) Сжаты в кулаки;

d) Прикрывают лицо.

5. Ноги:

a) Раскинуты свободно;

b) Одна нога согнута, а другая лежит свободно;

c) Зацеплены за края постели;

d) Переплетены или поджимаются к телу.

6. Расположение в постели:

a) По самому центру;

b) По диагонали;

c) Поперек матраса или вдоль;

d) Забившись в угол кроватки.

7. Одеяло:

a) На малыше, как положено;

b) Скинуто или под ребенком;

c) Закручено вокруг тела;

d) На туловище или голове, ноги торчат наружу.

8. Поза:

a) Спит словно принцесса или принц, раскинувшись свободно и комфортно;

b) «Сфинкс» – попа поднята вверх, а голова внизу;

c) Свернулся калачиком;

d) Куколка, завернутая в одеяло.

9. Держится за что-либо, когда спит?

a) Нет, выронил даже любимую игрушку;

b) Да, руками ухватился за кровать;

c) Да, ногами цепляется за кровать;

d) Обхватывает сам себя.

10. В детской кроватке:

a) Легкий беспорядок;

b) Относительный беспорядок;

c) Куча мала;

d) Полнейший беспредел.

11. Ваш сын (дочь) не спит:

a) Свернувшись в узел;

b) Лежа на спине и раскинув ножки и ручки;

c) На боку, ручонки под щечкой;

d) Свободно распластавшись на животе.

12. Утром:

a) Вы видите в кровати легкий беспорядок из ребенка, одеяла, подушки;

b) Малыш обнимает подушку и плотно закутан одеялом и простыней;

c) Чадо прибегает к вам в постель;

d) Вы понимаете, что поспать еще чуток не получится.

Проанализируйте, какая буква чаще всего вами выбиралась.

a) Душевный комфорт, уверенность. Ребенок чувствует поддержку и одобрение родных людей, знает, что его любят. Он полон уважения к себе, растет свободным и счастливым. Малышу уютно и безопасно в окружающем мире, страхи ему не ведомы.

b) Готов к обороне. Ребенок ощущает опасность, от которой пытается скрыться или защититься. Что-то его тревожит в дневной жизни. Источником переживаний могут быть собственные родители, ровесники (во дворе, саду или школе), другие взрослые (учитель, воспитательница, тренер), какая-то вещь (мальчика заставили носить шапку, как у девочки, и над ним смеются).

Окружающий мир воспринимается, как враждебный. Маленький человечек не готов поделиться своими страхами с родными, а пытается их скрыть. Он боится, что его переживания не будут поняты, но самостоятельно уладить ситуацию не умеет.

c) Неуверенность. Ребенок испытывает тревогу и растерянность, что лишает его уверенности. Он не доверяет окружающему миру, пытается избегать неожиданностей, а потому не позволяет себе расслабиться даже, когда спит. Напряжение психики вызывают любые перемены. Малыш пытается находить поддержку у близких людей, не рассчитывая на свою самостоятельность. Однако, он желает быть независимым. Это противоречие делает его уязвимым.

d) Беспокойство. Ребенок борется с чем-то, может с вами или с собой. Видимо, ситуации, не устраивающие его, случаются все чаще. Он вынужден смириться с тем, что не по нраву ему. Почему? Какие причины заставляют его скрывать свои истинные эмоции и желания? Только его тело открыто заявляет во сне об этом протесте: «Я не желаю ничего видеть, слышать и знать!» Малыш испытывает беспокойство, ему не хватает безопасности и стабильности.

Резюме

Анализируя позы спящего ребенка, помните: они отражают душевное состояние малыша в настоящий момент, и могут указывать на начало серьезных проблем.

Чем ровнее туловище во сне, симметричнее ножки и ручки, тем комфортнее малышу в жизни, тем он более к ней приспособлен. И наоборот: закрученная, завязанное в узел тело говорит о внутренних конфликтах, что мир воспринимается агрессивным.

Вы, конечно, можете переложить сонное чадо в более удобное положение, но решит ли это его проблемы? Помогите своей дочери или сыну разобраться с их переживаниями.

Как помочь? Выслушать, поддержать, согреть своей любовью. Попробуйте посмотреть глазами ребенка на окружающий мир, что его тревожит, чего он боится? Растущему человеку очень важно ощущать одобрение и поддержку, чтобы он рос свободным, творческим, мечтающим. Даже грудные дети отлично воспринимают ласковые слова: «Спи, мой любимый, спокойно. Мама рядом, мама тебя защитит».

Если ребенок не может или стесняется объяснить, что именно его тревожит, предложите ему поиграть в игру: по очереди с вами рассказывать или рисовать то, что снится. Сюжет сновидения может указать на источник переживаний и страхов.

Как только проблема разрешится, ваш малыш примет во сне удобную позу.

Желаю вашим детям и вам самых комфортных поз во сне и душевного равновесия.

Авторы теста: Нина и Заряна Некрасовы.

Елена Вальве для проекта Сонная кантата

Статья защищена законом об авторских и смежных правах.

Полное копирование статьи запрещено!

При любом использовании материала активная ссылка на сайт

Sna-kantata.ru обязательна!

По теме:

  • Основные позы человека во сне.
  • Экзотические позы во время сна расскажут о внутренних проблемах.
  • Положения рук и ног во сне несут важную информацию.
  • Позы во время сна вдвоем поведают о проблемах в отношениях.
  • Как позы меняются из-за болезни.
  • Ночные страхи у детей: отличие от кошмаров, как проявляются, причины, как помочь ребенку.
  • Почему дети скрипят зубами, насколько это опасно.

Источник