Ребенку 2 года песочная терапия

Ребенку 2 года песочная терапия thumbnail

Что такое песочная терапия и как она помогает детям?

Многие родители слышали об удивительных результатах, которые дает песочная терапия для здоровья и развития детей. Но не многие знают, что собой представляет этот метод и как его применять. В этом материале мы расскажем о сути и принципах, о показаниях и противопоказаниях, а также научим мам и пап проводить сеансы пескотерапии самостоятельно.

Ребенку 2 года песочная терапия

О методе

Песочная терапия является методом воздействия на психику и поведение ребенка посредством визуализации его внутреннего мира. Метод представляет собой несложные произвольные манипуляции с очищенным и мелким песком, различными фигурками, небольшими предметами. В специальном лотке можно располагать фигурки, ракушки и любые мелочи как угодно, в любой последовательности, в любом месте подноса с песком. Можно строить из песка горки и замки с применением воды, а потом рушить построенную песочную реальность и начинать строить новую.

Создавая и разрушая иллюзорные и непрочные песочные миры, ребенок задействует свое глубинное внутреннее «Я». По мнению психологов и психотерапевтов, создавая произвольный фантастический пейзаж, который выглядит вполне трехмерным, ребенок выражает свои подсознательные страхи, обиды, гнев и раздражительность, а именно эти чувства обычно действуют разрушительно на психику и здоровье детей всех возрастных категорий. Негативные чувства и эмоции выходят наружу вместе с узорами и башенками из песка.

Метод входит в число самых популярных видов арт-терапии наряду с музыкотерапией, сказкотерапией и изотерапией. Конечно, он применяется не в каждом детсаду или в школе, как рисование или лепка, но от этого не становится менее эффективным и интересным.

Ребенку 2 года песочная терапия

Ребенку 2 года песочная терапия

Метод получил широкое распространение в детской психологии и психотерапии, с помощью этого метода можно:

  • диагностировать нарушения состояния личности, стрессовые и травмирующие психику факторы, а также причины необычного или странного поведения ребенка или подростка;
  • снимать напряжение, стресс, повышенную тревожность, эмоциональную нестабильность;
  • помогать ребенку более гармонично развиваться;
  • способствовать установлению контакта, если ребенок не идет на общение в силу особенностей характера или заболевания (при аутизме);
  • помогать общему развитию, социализации детей-инвалидов.

Метод, который считается методом логической психотерапии, применяют и в психиатрии, поскольку он способствует более точной диагностике некоторых психических расстройств, а также процессу адаптации ребенка в ходе лечения.

Ребенку 2 года песочная терапия

Ребенку 2 года песочная терапия

История

Первые песочные зоны для медитации и расслабления упоминаются в литературе и истории Древнего Китая, но выводить круги на песке и расставлять на них камни могли только знатные люди, монахи и именитые воины. Широким массам такие развлечения были недоступны. Основателем метода пескотерапии считается Карл Юнг, именно он создал теоретическую базу, которая объясняет перенос внутреннего вовне. Это было в начале XX века и тогда только ленивые не увлекались психологией и психоанализом. Нет ничего удивительного в том, что эстафету быстро подхватили многочисленные последователи, ученики и поклонники Юнга.

Ребенку 2 года песочная терапия

В 1930 году в Лондоне Маргарет Ловенфельд придумывает метод, при котором небольшие игрушки и фигурки помещаются в определенное вещество – воду, песок, глину и т. д. Игра получает название «Мир» и становится невероятно популярна и у обывателей, и у психиатров, которые внимательно наблюдают за тем, как создают миры их пациенты и делают выводы.

В середине прошлого столетия эстафетную «палочку» у Маргарет Ловенфельд принимает Дора Кальфф. Она составила методику довольно внятного объяснения картин из песка, которые создают взрослые и дети. Именно она первой напрямую связала подсознание и глубинные слои сознания ребенка с тем, что он изображает из песка.

Ребенку 2 года песочная терапия

Ребенку 2 года песочная терапия

В советское время песочницы были в каждом дворе, и в них ежедневно играли сотни и тысячи ребят. Сегодня игры с песком также нравятся детям самого разного возраста.

Понаблюдайте, если будет возможность, за взрослыми, которые с удовольствием пересыпают песок в ладонях на пляже, которые, задумавшись, собирают песок горкой. Все это – проявления глубоко спрятанного «внутреннего ребенка» с его страхами и переживаниями, радостями и мечтами.

Ребенку 2 года песочная терапия

Ребенку 2 года песочная терапия

Показания и противопоказания

Заниматься песочной терапией можно в любом возрасте, как только ребенок начинает получать удовольствие от игры в песок. Понятно, что до года малыш не сможет моделировать свои миры в песочнице или лоточке с песком, но вот уже в 2-3 года он будет делать это с удовольствием. Поверьте, даже трудный подросток в свои 14-16 лет не откажется на досуге повозиться с мягким и приятным песком, в который так интересно погружать руки.

Ребенку 2 года песочная терапия

Ребенку 2 года песочная терапия

Первостепенно метод рекомендуется следующим категориям детей:

  • детям, переживающим возрастные кризисы (3 года, 6-7 лет, 13-15 лет);
  • детям, пережившим тяжелые утраты, психологические или физические травмы, насилие, агрессию, унижение, стихийные бедствия, смерть близких;
  • детям с затрудненным выражением эмоций (замкнутым и скрытным, необщительным);
  • ребятам с врожденными заболеваниями и приобретенными нарушениями зрения, с аутизмом, некоторыми формами шизофрении, детям с нарушениями слуха, речи;
  • малышам, страдающим задержкой развития речи, психомоторного или психофизического развития, ЗПР – задержкой психического развития;
  • детям с заболеваниями нервной системы;
  • ребятам с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • слишком активным и впечатлительным детям, неврастеникам, страдающим истерией;
  • всем ребятам, попавшим в сложные жизненные ситуации, в состояние стресса.

Ребенку 2 года песочная терапия

Есть состояния и заболевания, при которых с применением песочной терапии рекомендуется повременить до особых распоряжений лечащего доктора. К таким противопоказаниям относятся:

  • синдром дефицита внимания;
  • эпилепсия, сопровождающаяся частыми приступами с потерей сознания и судорогами;
  • синдром навязчивых движений, при котором ребенок не может творить свободно, повторяющиеся непроизвольные движения будут мешать и злить малыша;
  • аллергия на пыль и песок, бронхиальная астма в тяжелой форме;
  • туберкулез;
  • тяжелые психические расстройства, сопровождающиеся полной идиотией, глубокой дебильностью, неспособностью и нежеланием контактировать с окружающими людьми и предметами;
  • детский возраст до 1,5-2 лет.

Ребенку 2 года песочная терапия

Ребенку 2 года песочная терапия

Эффективность и результаты

Действие песочной терапии комплексное.

Во-первых, ребенок трогает песок руками. Это приятно и полезно, ведь мелкие песчинки стимулируют нервные окончания ладоней, подушечек пальцев. Развивается моторика, головной мозг получает устойчивые сигналы нервных рецепторов в зонах, отвечающих за познание, воспоминания, анализ.

Читайте также:  Ребенок 2 года понос что дать

Во-вторых, песок – сыпучий материал, а потому ребенок творит из него практически подсознательно, рассыпая и собирая его именно так, как «берет рука». Этот факт считается важным для диагностики внутреннего состояния малыша или подростка.

Доказано, что систематические занятия песочной терапией позволяют ребенку поверить в себя, избавиться от негативных переживаний и воспоминаний, яснее осознать собственную личность, стать более спокойным и уравновешенным, более самостоятельным.

Наиболее ярко эффект от пескотерапии проявляется у детей, которым занятия совмещали с другими методами арт-терапии, например, включали во время занятия классическую музыку, рассказывали одновременно сказку или басню, читали стихи.

Наиболее успешным признано использование песочной терапии в логопедии, в комплексном развитии дошкольников, в занятиях, направленных на укрепление памяти, внимания, развитие речи и интеллектуальных способностей ребенка, в диагностике психологических проблем дошкольного, школьного и подросткового возрастов, в реабилитации и обучении детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

Ребенку 2 года песочная терапия

Оборудование для занятий

Психотерапевты в своей работе стараются использовать готовые наборы. Они состоят из ящика размером 50Х70Х8 см. Песочница обычно сделана из экологического пластика, внутренние бортики окрашены по периметру в голубой цвет, дно в синий. Песок выбирает желтый или белый, специально предварительно очищенный, мелкой фракции.

В наборе есть небольшая емкость для воды, ведь некоторые игры требуют смачивания песка. Также имеются наборы миниатюрных фигурок в виде людей (взрослых, младенцев, стариков), зданий и сооружений, автомобилей, кораблей, животных (как домашних, так и диких). В наборе всегда сочетаются миниатюры, которые вызывают у ребенка симпатию, и фигурки, которые ему неприятны, которых он боится.

Важно, чтобы в наборе присутствовали предметы, которые могут в детском понимании представлять «ценность», символизировать найденные клады и богатства, мечты и цели – маленькие шкатулки, сундучки, ракушки, стеклянные «драгоценные» камни. Набор профессионалов дополняется пластиковыми буквами и цифрами, флажками, религиозными символами, камешками и шишками, а также предметами техногенными – болтами и гайками.

Стоимость готового набора может быть довольно внушительной, все зависит от того, насколько укомплектованным он получится. Обычно фигурки и миниатюры продаются отдельно, по тематике. Но покупать дорогой профессиональный набор вовсе не обязательно. Ниже мы расскажем, как создать его своими руками.

Ребенку 2 года песочная терапия

Ребенку 2 года песочная терапия

Программы игр

Чтобы ребенок мог творить трехмерные миры, взрослые для начала объясняют, что голубой бортик сбоку – это небо, песок – земля, а синее покрытие дна песочницы – вода. Теперь у малыша есть все основные стихии и измерения для создания удивительных композиций, сказок, целых вселенных и планет.

В начале любого занятия ребенок должен сам выбрать себе миниатюрные фигурки, предметы, «клады» и т. д. Чем разнообразнее будет ваша коллекция, тем больше выбора будет у ребенка. Попросите его обосновать выбор, почему он предпочел не фигуры людей, а маленьких динозавров или котят, почему он взял больше цифр, зачем ему ракушки или пуговицы. Это будет первое задание. Психологи считают, что выбранные предметы символизируют психологическое состояние маленького человечка или подростка на текущий момент жизни.

Уточняйте, что и зачем он создает или рушит в своем песчаном мире – это поможет наладить контакт и откроет немало интересного о мировоззрении, переживаниях и стрессовых факторах. Бережное отношение к песку и фигуркам – третье задание, которое нужно привить ребенку с самого начала. Он не должен их разбрасывать, терять.

После окончания лечебного сеанса нужно будет вернуть фигурки на их места, расставить в первоначальном порядке.

Ребенку 2 года песочная терапия

Игры могут быть:

  • фонематическими – сопровождающимися произнесением отдельных звуков для закрепления их произношения;
  • развивающими и обучающими (чтение, счет);
  • проекционными (ребенок ассоциирует с одной фигуркой себя и строит свой собственный мир);
  • коррекционными (нужно создать мир, который будет наполнен страшными и пугающими существами, жуткими ситуациями, ребенок должен проиллюстрировать свои страхи);
  • семейными (когда одновременно мир строят и чадо, и члены его семьи).

Ребенку 2 года песочная терапия

Ребенку 2 года песочная терапия

Для детей с нарушениями речи и задержкой речевого развития больше подходят игры фонематического направления – тигры («р-р-р»), петушок («ку-ка-ре-ку») и т. д. Ребенок должен строить мир с фигурками, в названии которых есть проблемные звуки и постоянно практиковать их.

Для детей-аутистов и ребят с трудностями в общении подойдут семейные игры и проекционные. Проекция на себя необходима и ребятам, которые стали жертвами насилия, пережили серьезную утрату, тяжелый стресс. На этапе лечения от проекционных заданий постепенно переходят к коррекционным, чтобы выявить глубинные страхи и проблемы.

Детям с задержкой психического развития пойдут на пользу обучающие и развивающие игры. Эта же категория заданий подходит для всех дошкольников и школьников начальных классов.

Ребенку 2 года песочная терапия

Занятия и упражнения бывают индивидуальными и групповыми. Для домашнего практикования песочной терапии родителям понадобится сделать ящик, который будет соответствовать заданным размерам по ширине, высоте (размеры указаны выше). Песок промойте в нескольких водах и хорошо просушите. Если нет желания или возможности покупать наборы фигурок, соберите все миниатюрные предметы, которые, на ваш взгляд, могут представлять интерес для строительства нового мира – пуговицы, заколки, гайки, пробки, металлические крышки, косточки от персиков и детских счет, большие бусины, шишки и семечки, маленькие игрушки (из шоколадных яиц, например).

Перед началом занятий маме нужно определиться, в каком направлении строить лечебные сеансы, для этого нужно провести диагностическую проекционную игру. Ребенок должен нарисовать пальчиками на песке любые знаки и фигуры, это поможет хотя бы приблизительно понимать суть его проблем. Как их расшифровать, расскажем ниже.

Если самостоятельно диагностировать психологические проблемы чада не удается, обратитесь к психологу. Немало полезных знаний даст маме книга Т. Зинкевич-Евстигнеевой «Чудеса на песке».

Ребенку 2 года песочная терапия

Ребенку 2 года песочная терапия

Расшифровка знаков

Некоторые распространенные детские постройки из песка и знаки на песке помогут родителям лучше понимать, что чувствует чадо и в чем оно нуждается:

  • замки или дома из песка, заборы и валы с толстыми стенами – недостаточно защищенности, неуверенность, боязнь и потребность в защите;
  • хаотичный мир, беспорядок в символах и знаках – хаос и смятение внутри самого ребенка;
  • отсутствие человеческих фигур при возможности их выбора – желание отгородиться от людей, обида на них, страх и боль;
  • круги, нарисованные на песке – желание перемен, нехватка любви и заботы;
  • спирали – нехватка общения, усталость, ночные кошмары;
  • острые углы и рваные линии – внутренний конфликт, ревность, гнев.
Читайте также:  Почему ребенок еще не говорит в 2 года

Отзывы

По отзывам родителей, от песчаной терапии уже через пару недель становится заметна польза – у ребенка улучшается сон и аппетит, реже случаются вспышки гнева или истерики. Систематические занятия с песком хотя бы дважды в неделю способствуют повышению успеваемости в школе.

Методика простая и понятная всем, а поэтому отзывы о ней в основном только положительные.

Ребенку 2 года песочная терапия

Подробнее о песочной терапии и ее преимуществах вы узнаете в следующем видео.

Источник

Матакова Светлана Александровна
Песочная терапия в работе с детьми раннего возраста

Консультация

«Песочная терапия в работе с детьми раннего возраста»

К. Д.Ушинский писал:

«Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!».

Песочная терапия – это просто кладезь новых знаний для

педагогов, работающих с детьми, возможность узнать лучше своих

воспитанников, занять их интересной и познавательной игрой в песочнице.

Взаимодействуя с песком, повышаются адаптивные возможности

ребенка, он быстрее и менее болезненно адаптируется к детскому саду. И это

естественно, ведь дети 1, 5-3 лет особенно нуждаются в песочнице, так как в

ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им пока сложно

выражать в силу возрастных особенностей. Создавая «песочные страны»,

ребёнок входит в диалог с окружающим миром, и взрослый получает

уникальную возможность увидеть мир глазами ребёнка и научиться

взаимодействовать с этим миром. Все это ведет к сокращению сроков

психофизической адаптации.

Необходимым условием повышения адаптационных возможностей

детей является использование метода песочной терапии.

Терапия (синоним лечение) — это процесс, желаемой (но не всегда

достигаемой) целью которого является облегчение, снятие или устранение

симптомов и проявлений того или иного заболевания, патологического

состояния или иного нарушения жизнедеятельности, нормализация

нарушенных процессов жизнедеятельности и выздоровление, восстановление

здоровья. Терапия используется в разных интерпретациях в области

медицины, психологии, психиатрии и других сферах связанных с

нормализацией жизненных и социальных процессов. Например, существуют

следующие виды терапии: акватерапия; ароматерапия; логотерапия;

магнитотерапия; цветотерапия; песочная терапия.

Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в

рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим

собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на

бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и

открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность

прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую

целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

Автор метода песочной терапии, швейцарский аналитик Дора Кальфф,

считает что «картина на песке может быть понята как трехмерное

изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная

«СУНДУЧОК» для воспитателей, родителей и детей https://vk.com/club_sunduk_ru

Заходите к нам, у нас много интересного материала для воспитания, обучения

и развития детей!

проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится

из внутреннего мира во внешний и делается зримым».

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка.

Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные,

развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая

различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются

знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира.

Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка,

улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию

прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство

доверия, принятия и успешности,а также решаются следующие задачи:

1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения

между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль педагога становится

понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к

миру.

2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня

психического напряжения как ребенка, так и педагога, тоже испытывающего

в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков

психофизической адаптации, укреплению адаптивных возможностей.

3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок

более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и

общения в группе.

4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью

взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с

родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы

поведения.

5. Педагог становится для ребенка проводником в освоении умений,

навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

Игры с песком используются педагогами младших групп в качестве

групповой или подгрупповой работы во время прогулки на игровой

площадке 1-2 раза в неделю по 20-30 мин. и в качестве индивидуальных

занятий по усмотрению педагога.

Чтобы вместе с детьми отправиться в увлекательное путешествие в

волшебную Песочную страну, необходима песочница. Это может быть либо

стационарная песочница на игровой площадке, либо специально

организованная «минипесочница» в групповой комнате.

Оборудование «мини-песочницы»:

1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и

борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду,

а борта — небо). Для индивидуальных занятий можно использовать

несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц

Читайте также:  Как украсить дом ребенку на 2 года

были съемные крышки.

«СУНДУЧОК» для воспитателей, родителей и детей https://vk.com/club_sunduk_ru

Заходите к нам, у нас много интересного материала для воспитания, обучения

и развития детей!

2. Чистый просеянный песок, создающий в песочнице линию

горизонта.

3.Набор игрового материала: лопатки, широкие кисточки, сита,

воронки; разнообразные пластиковые формочки разной величины и формы;

миниатюрные игрушки для обыгрывания заданий в песочнице; бросовый

материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы,

одноразовые соломки для коктейля. «Коллекция» миниатюрных фигурок,

желательно, не более 8 см высотой.В набор могут входить: человечки,

здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые,

различные геометрические фигуры, природный материал – камешки, веточки,

шишки, орехи, желуди, каштаны, – словом, все, что может быть использовано

в песочных играх.

НОД с использованием метода песочной терапии имеет свою

структурную особенность:

1. Разминка (или разогревающие игры). Этап прикосновений и игр на

поверхности сухого песка.

Цель: снижение психофизического напряжения, регуляция мышечного

напряжения, расслабление, развитие тактильной чувствительности,

воображения, закрепление знаний о сенсорных эталонах.

2. Непосредственно обучающая часть.

Цель: развитие сенсорных способностей, предметно-практических

манипуляций, тонкой моторики, познавательной и речевой активности.

3. Завершающий этап. Этап прикосновений и игр на поверхности

мокрого песка.

Цель: приобретение нового сенсорного опыта, благодаря которому

дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, а так же о

свойствах вещей, которые их окружают.

Педагог в ходе НОД обращает внимание детей на изменение

тактильной чувствительности при работе с сухим и мокрым песком. Если

ребенок испытывает неприятные ощущения, нельзя настаивать на

продолжении игр с песком.

Все игры, упражнения в песке осуществляются с помощью игрушкипосредника, например – Песочного зайчика. Данную игрушку мы используем

только в песочнице или в некоторых исключительных случаях в НОД в

группе, так как через эту игрушку объявляются все правила поведения,

запреты и поощрения.

Памятка по организации безопасного поведения детей в играх с

песком.

При каждой организации игр с песком необходимо:

проверить прочность песочного ящика, любые мелкие неисправности

должны быть немедленно устранены.

перекопать песок, полить его горячей водой, немедленно убрать с

поверхности песка мусор, инородные предметы.

«СУНДУЧОК» для воспитателей, родителей и детей https://vk.com/club_sunduk_ru

Заходите к нам, у нас много интересного материала для воспитания, обучения

и развития детей!

обеспечить содержание песка в условиях, исключающих запыление

воздушной среды;

проверить на прочность игрушки.

При организации игр с песком запрещается:

использовать игрушки со сколами, трещинами, острыми краями;

использовать булавки, иголки, гвозди, другие колющие, режущие

предметы;

сдувать песчаную пыль ртом (исключить образование пыли) ;

играть с подбрасыванием песка вверх, с бросанием его друг в друга;

насыпать песок за ворот рубашки, в штаны, в волосы, в обувь;

ходить в обуви, наполненной песком;

закапывать в песок тело ребенка;

лежать на песке вниз лицом;

жевать песок, либо имитировать употребление его в пищу;

нюхать песок;

переносить песок весом до 2-х кг – мальчикам, до 1, 5 кг – девочкам.

Взрослый должен внимательно наблюдать за играющими детьми и их

отношениями;

не оставлять ребенка без присмотра.

Нельзя организовывать игры с песком в ветреную погоду!

Во время проведения НОД с использованием пескотерапии

применяются такие формы работы с детьми,как:

1. Сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик)», «Норки для

мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием

бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т. д.) .

2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а

я буду искать», «Необыкновенные следы».

3. Дидактические игры-упражнения – «Узоры на песке», «Мы создаем

мир».

4. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой

сказку и сопровождаем рассказом.

5.Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки».

6. Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или

предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из

цикла А. Барто «Игрушки».

7. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок

набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем

по готовому контуру картинку.

8. Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок

выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка») .

Все игры и упражнения необходимо объединить общим сказочноигровым сюжетом: «Знакомство с Песочной страной», «День рождения в

Песочной стране», «В гостях у Мишки-Топтыжки».

«СУНДУЧОК» для воспитателей, родителей и детей https://vk.com/club_sunduk_ru

Заходите к нам, у нас много интересного материала для воспитания, обучения

и развития детей!

Можно выделить группы методов и приемов песочной терапии,

используемых в работе:

1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя

работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки, элементы

экспериментирования, наблюдения;

2. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря»,

«проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации) ;

3. Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений

литературы (стихи, сказки, использование фольклорного жанра (потешки,

прибаутки) ;

4. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и

иллюстраций, моделирование) .

В результате использования песочной терапии наблюдаются

положительные изменения у детей:

значительно повышается общий эмоциональный фон;

снижается уровень тревожности;

быстрее происходит восстановление всех нарушенных навыков;

повышается познавательная и игровая активность, уровень

взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

усиливается самостоятельность ребенка;

развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика;

более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные

функции (восприятие, внимание, память и мышление, а так же речь и

моторика.

Работать с песком могут дети с различными нарушениями и

заболеваниями, кроме некоторых соматических. У ребенка не должно быть

аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Итак, игра с песком, особенно для детей раннего возраста, является,

пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии.

Источник