Ребенку 2 года он практически не говорит
Здравствуйте .Сыну 2.2.Не то что ужасно разговаривает, я бы даже сказала не говорит.Его слова-отчетливо мама и да ,не отчетливо (могу понять только я) чай,дай,нет.Остальное или мычание или ппппппп.Я очень переживаю.Врачи прописывают уже не первый курс пантогама, но толку ноль.Диагноз не ставят,никуда не направляют .НСГ и ЭЭГ в норме.Типо до 3х лет ждать.Я в интернете начиналась, что как раз до 3х лет нужно начинать заниматься плотно,а после 3х уже зрр ставят и шансы на нормальную речь и развитие падают.Родственники орут мол “скоро заговорит ,не заткнешь “.Меня эта фраза успокаивала до 2х лет,но ему уже 2 и 2 и все мы мычим. Подскажите ,у кого были похожие проблемы, какой алгоритм действий? Какие препараты?К каким врачам идти кроме невролога?Логопед? Дефектолог ?Может какие центры есть для таких детей ? (Спб)Спасибо!
[1082002730] – 11 февраля 2018, 23:09
[1535843375] – 11 февраля 2018, 23:27
Мой отец до трёх лет молчал,а потом как открыл рот,что заткнуть до сих пор никто не может
[3390909917] – 11 февраля 2018, 23:28
Заниматься надо с ребёнком, играть, разговаривать постоянно, рассказывать, читать.
[2860782712] – 11 февраля 2018, 23:32
Не паникуйте. Занимайтесь с ребенком. Развивайте мелкую моторику. И ждите до 3 лет. Если тогда не заговорит, то ребенка в охапку и к хорошему неврологу
[201230225] – 11 февраля 2018, 23:40
А до трёх лет сидеть и время упускать? когда уже точно пойдут необратимые процессы? я знаю одну бабку,которая точно также говорила,мол,заговорит,когда время придёт,хотя врачи выписывали много чего,а она,зачем его травить таблетками.Не заговорил,сейчас бабку близко на порог не пускают,угробила ребёнка,говорит отец. со своей стороны скажу ,лечили и не ждали ничего,пантогам -это только что-то поверхностное было,типа витамин. а так уколы,кортексин,церебролизин,актовегин,витамины В, массажи,рефлексотерапия,очень хороший логопед, да много всего,я счас уже не всё помню,так как мы уже в институте.вот в то время я и то бегала,а чего сейчас матери сидят и выжидают,не пойму. знаю много детей,в два года говорят очень хорошо,стихи читают .
[3390909917] – 11 февраля 2018, 23:45
Гость
А до трёх лет сидеть и время упускать? когда уже точно пойдут необратимые процессы? я знаю одну бабку,которая точно также говорила,мол,заговорит,когда время придёт,хотя врачи выписывали много чего,а она,зачем его травить таблетками.Не заговорил,сейчас бабку близко на порог не пускают,угробила ребёнка,говорит отец. со своей стороны скажу ,лечили и не ждали ничего,пантогам -это только что-то поверхностное было,типа витамин. а так уколы,кортексин,церебролизин,актовегин,витамины В, массажи,рефлексотерапия,очень хороший логопед, да много всего,я счас уже не всё помню,так как мы уже в институте.вот в то время я и то бегала,а чего сейчас матери сидят и выжидают,не пойму. знаю много детей,в два года говорят очень хорошо,стихи читают .
[2931645526] – 11 февраля 2018, 23:58
У меня племянник до 4 почти не говорил. Уже и к логопеду водили, и занимались с ним как могли. Но пошел в садик и разговорился. Но вы не ждите, все доступные методы пробуйте. А вообще, будет ваш ребенок отлично говорить, не паникуйте)
[1539856763] – 12 февраля 2018, 00:08
Мой младший заговорил в 2,4, как старшие дети уехали отдыхать летом, прям предложениями стал говорить. до этого даже “мама” не всегда. сейчас трех еще нет-такой скачок произошел-рассуждает, спорит, сочиняет сам что-то. и болтун ужасный, просто без умолку дома, в шутку ему говорим”молчии!” естественно, даже и не думала никуда водить. Старший у меня заговорил в 3г 2 месяца, до этого стал что-то пытаться около трех, в основном гласными, а как средний родился-пошел прогресс(учится сейчас в 3 кл на 4 и 5, память отменная, моторика очень развита, увлекается сложным конструированием).
а со средним долго ждать не пришлось- с 9-10 мес-дай, часы, мама-папа и каждый день что-то новое, рано стал говорить предложениями и задавать вопросы, еще и рифмы смешные придумывает, четверостишья сочиняет, сказки небольшие, описаться можно от смеха)) . Мы из мед среды, поэтому даже в мыслях не было детей кому-то показывать. “залечить” не трудно. развивать надо, разговаривать, петь, объяснять, читать. до 3-х лет оставить ребенка в покое
[648402659] – 12 февраля 2018, 00:18
я мама двоих прекрасных деток,разница в 2 года. старший к сожалению болен. И если вам так охота пичкать ребенка таблетками,убедитесь что он полностью здоров. и про гены не забудьте. от поломки появляется эпилепсия к примеру. А всеми этими ноотропами можно и подкачать ребенку здоровье. Пусть меня закидают камнями,но я достаточно знаю случаев. И так же советую ждать. У меня младший в 3 года заговорил,целыми предложениями.
[2176524855] – 12 февраля 2018, 00:39
Ужас! Вы зачем ребенка таблетками пичкаете? Возраст ещё маленький. У меня дочь до 3,5 лет говорила кое-как, не говорила даже “мама, дай пить”. Потом прорвало. Сейчас ей 9, не заткнешь, очень общительная, коммуникабельная. Из личного примера: моя сестра начала рано говорить, в 2 года стихи четко читала, воспитатели в пример ее ставили. Я заговорила после 3-х. Спустя годы (мне 35): У меня диплом юриста с отличием, с людьми легко общаюсь. Сестра – чуть замкнута, поговорить с ней иногда не о чем.
Причина в том, что у ребенка вперёд развивается – механическая память или логическая? Если механическая, то слова опережают язык, ребенок начинает рано говорить, но подчас будет нести всякую ахинею, не подумав. Если логическая, то у ребенка сначала выстраивается логическая цепочка, а потом это будет озвучиваться. Все в порядке у вашего ребенка, и не мучайте его лекарствами, врачами и т.д. Больше говорите, направляйте в среду сверстников, и будет вам счастье
[3844332769] – 12 февраля 2018, 01:34
Оля
Мой отец до трёх лет молчал,а потом как открыл рот,что заткнуть до сих пор никто не может
[3844332769] – 12 февраля 2018, 01:36
А теперь представьте – если б я сидела и надеялась на чудо? Да, возможно, произошло бы, а если нет? Сколько бы времени я упустила? Сужу по ребенку – если он заговорил только спустя год интенсивных занятий, то что было бы, если б мы вообще ничего не делали? Ответ очевиден…
[3844332769] – 12 февраля 2018, 01:48
Далее. Люди, которые советую оставить ребенка в покое и развивать в самой, вы зачем ерунду говорите? Вы ребенка видели, чтобы отправлять его домой? ЭЭГ его смотрели? КТ видели? Конечно, пусть лучше с мамкой сидит, мычит! Все дети разные! У мальчиков процесс становления идет сложнее и позже. С ними труднее работать. Я сама врач, но я никогда не смогу заниматься с ребенком так, как это делает наш логопед (иногда сижу на занятиях). У нее специальное образование, куча пособий, свои упражнения, четкие объяснения для каждого действия – вы уверены, что мамочка, у которой еще куча домашних дел, так сможет? К тому же ребенок более собран с ней, нежели со мной. Насчет лекарств – никто просто так ничего не назначает. Препараты идут комплексом, чтобы уменьшать побочки. Возьмите любой аспирин – найдете кучу побочек. В аннотации перечисляют все возможные последствия, это не значит, что они возникнут. По крайней мере, польза от лечения намного больше, чем страх “залечить” ребенка. 21 век, можно пойти еще к 1-2 врачам, обсудить назначение, в конце концов. Что-то не подойдет – назначат другое.
[3801201395] – 12 февраля 2018, 09:05
если точно нет диагноза, то 2,2 нормально, тем более мальчик. Знаю много примеров когда речь открывалась к трем, четырем. Все очень индивидуально.
[3804400675] – 12 февраля 2018, 11:21
Ребенку ставили ЗРР, когда в сад оформлялись, потом наступилило лето и в один прекрасный день он проснулся и заговорил, вот честно-резко и много заговорил, осенью пришли к невропатологу-она говорит вс ок, летом всегда бывает подъем.Но я болтала как заведенная, к вечеру язык опухал, говорила всё- куду идём, зачем, кто, где и проч.пантогам назначали-я не давала. У вас вероятномальчик, уних так бывает:)
[2471324407] – 12 февраля 2018, 11:25
А я посоветую развивающий детский клуб, они там делают поделки, общаются, занимаются, ребенку это пойдет на пользу.
[3355422477] – 12 февраля 2018, 11:26
к врачу нужно, конечно, и лучше к нескольким. но мальчики и правда, притормаживают. дочка в 2 года у меня уже болтала вовсю, а сын только к 3,5 разговорился.
[2419500734] – 12 февраля 2018, 11:27
я
А теперь представьте – если б я сидела и надеялась на чудо? Да, возможно, произошло бы, а если нет? Сколько бы времени я упустила? Сужу по ребенку – если он заговорил только спустя год интенсивных занятий, то что было бы, если б мы вообще ничего не делали? Ответ очевиден…
[2419500734] – 12 февраля 2018, 11:29
обвился пуповиной, гипоксия, это же смешно, за уши притянули и нагрели вас хорошо. у моего была действительно гипоксия со сложным генезом, но речь с 9 месяцев.
[1448738123] – 12 февраля 2018, 21:22
Ой, теток послушать – так до 5 лет не говорил, а щас профессор. Развитие речи – не та область развития, в которой надо сидеть на опе ровно. Гость с ником Я все правильно пишет. Вот и действуйте по ее инструкции. У ребенка в конечном итоге скорей всего окажется алалия. Хоть логопедические диагнозы до 4 лет не выставляют, но очень на неё похоже. С пониманием речи как дела?
[1855224445] – 13 февраля 2018, 09:52
Гость
ответ очевиден- вы заездили ребенка и не будь интенсивных занятий и сверхдавления -он прекрасно бы заговорил годам к трем. не дай бог такую мамашу иметь, спуску не даст всю жизнь
[1082002730] – 13 февраля 2018, 16:55
Обезьяна
Ой, теток послушать – так до 5 лет не говорил, а щас профессор. Развитие речи – не та область развития, в которой надо сидеть на опе ровно. Гость с ником Я все правильно пишет. Вот и действуйте по ее инструкции. У ребенка в конечном итоге скорей всего окажется алалия. Хоть логопедические диагнозы до 4 лет не выставляют, но очень на неё похоже. С пониманием речи как дела?
[2942086148] – 13 февраля 2018, 18:37
Не хочу пугать, но обязательно исключите аутизм. Вот тут по ссылке можно подробнее прочитать, если что-то замечаете у ребенка из перечисленного – бегом к неврологу, к двум, к трем. В нашей стране аутизм еще в диковинку, не все врачи разбираются и вообще в курсе, что это такое и с чем едят.
аутизм-тест.рф/
Почему говорю – бегом. У меня брат в аутичном спектре, тоже все говорили – “заговорит-заговорит, ждите до 3х, мальчики позже” и бла бла бла. В итоге мы затянули, а нифига не заговорил. Чем раньше начнете заниматься – тем лучше!!!
[555926695] – 13 февраля 2018, 19:48
Мой в 2,3 начал разговаривать. Много букв не выговаривал, лет с 5 с ним логопед в саду занимался. К окончанию детского сада все нормализовалось, правда на выпускной комиссии специалисты услышали, что он “л” чуть нетвердо говорит, но без спец образования этого никогда не понять…
[5560928] – 16 февраля 2018, 07:07
я
А теперь представьте – если б я сидела и надеялась на чудо? Да, возможно, произошло бы, а если нет? Сколько бы времени я упустила? Сужу по ребенку – если он заговорил только спустя год интенсивных занятий, то что было бы, если б мы вообще ничего не делали? Ответ очевиден…
[2282453229] – 05 августа 2018, 21:23
Моему мальчику 2,5 говорит только да,ди-ди,иногда говорит папа,но почему то шепотом. В полтора говорил мама’папа,баба,аво,но потом вообще перестал говорить.Ребенок очень активный все понимает выполняет просьбы
[193976656] – 19 августа 2018, 23:16
Как у вас дела сейчас?
[3826753016] – 25 сентября 2018, 19:45
Мы занимаемся с ребенком с такими же проблемами в Центре Стимуляции мозга. ездим туда с лета.есть уже отличные результаты. Рекомендую этот центр, там сперва консультирует невролог, психолог и логопед а потом составляют план лечения,каждому свой , методики там все немедикаментозные. мы очень довольны результатами, лучше чем в государственном речевом центре.намного лучше и там больше разного предлагают…
[718425457] – 14 декабря 2018, 23:41
Дд! Тоже хотела бы поделиться…. доче ровна 2 года, наблюдаемся у невропатолога пьём пантакальцин…. третий месяц… ребёнок говорит только: мама, папа, баба, на вопрос как тебя зовут отвечает.. но четко произнести своё имя не может ее зовут Зара, а отвечает Зязя, сестру называет какау..)) ( сестру зовут Кама), говорит дау (дай), на ( когда что то отдаёт), кака, ням ням, кап кап, попа)), звуки животных знает, показывает числа от 1до 10, называет почти все гласные в Алфавите и несколько согласных букв …. повторяет по слогам легкие слова… но вместе не может их повторить. Все понимает, ну что конечно знает, НО не говорит… стоит ли беспокоиться?????? Спасибо
[1263313433] – 22 марта 2019, 01:40
Наталья
Дд! Тоже хотела бы поделиться…. доче ровна 2 года, наблюдаемся у невропатолога пьём пантакальцин…. третий месяц… ребёнок говорит только: мама, папа, баба, на вопрос как тебя зовут отвечает.. но четко произнести своё имя не может ее зовут Зара, а отвечает Зязя, сестру называет какау..)) ( сестру зовут Кама), говорит дау (дай), на ( когда что то отдаёт), кака, ням ням, кап кап, попа)), звуки животных знает, показывает числа от 1до 10, называет почти все гласные в Алфавите и несколько согласных букв …. повторяет по слогам легкие слова… но вместе не может их повторить. Все понимает, ну что конечно знает, НО не говорит… стоит ли беспокоиться?????? Спасибо
[4221541745] – 23 апреля 2019, 01:05
Я считаю, что тянуть нельзя. Не говорит, идите к неврологу. Про занятия и так всем известно, не не всем достаточно одних занятий. Сыну пришлось проколоть 2 курса кортексина проколоть, тогда появилась хорошая речь.
[2541933382] – 10 мая 2019, 12:42
Надо идти к неврологу и логопеду. Причём невролога найти хорошего а не участкового. Наш участковый невролог на все вопросы отвечал ребёнок не чего не должен он у вас нормально развивается. Сейчас мы прошли уже несколько курсов госпитализации нам поставили ЗПР. Сейчас участковый невролог согласился с диагнозом. На курсах по развитию ребенка , мы пришли туда в год и 11 месяцев. Нам сказали а где вы раньше были, чем раньше начинать тем проще поправить дефекты развития. На ответ что нам все говорят ждите 3х лет, нам ответил психолог что у нас такая медецина они в 3 года поставят вам диагноз и скажут лечитесь. А родственников не слушайте.
[2977781676] – 15 сентября 2019, 02:12
[1335070737] – 25 сентября 2019, 22:01
[162674762] – 19 октября 2019, 01:22
Никогда не ждите 3,5,10 лет и т.д. Это очень опасно, можно закрепить нарушения психических процессов ребёнка на всю жизнь. Для тех родителей, кому актуально: приглашаю на консультацию в СПб. Современный логопед-дефектолог с нейропсихологическим подходом. От постановки звуков и подготовки к школе до тяжелых нарушений развития любой тяжести. Частный кабинет. Ищите в Инстаграм defectolog_razvivaet
[2085672384] – 23 декабря 2019, 17:50
Скажите пожалуйста,как ваши дела сейчас обстоят?У меня ребенок на сегодняшний день в вашем возрасте,та же история,каких только диагнозов нет…аллалия,ЗРР,ЗПР,ММД,аутизм и прочее…что лелали?помогло или нет.Буду благодарна за ответ.
[3549273165] – 14 октября 2020, 15:38
мы водили от специалиста к специалисту, кто-то говорил, все прекрасно, что вы ребенка мучаете, перерастет, кто-то наоборот – что вы так затянули, тут вообще кошмар. Устали от этой некомпетентности, пока нам не посоветовали Денисову Ирину Петровну. Вот, кстати, ее статья отличная https://istskype.com/i-defektologi//rechevye_narusheniya/1-pochemu-rebenok-ne-govorit-v-2-3-4-goda-5-6-let-prichiny-otsutstviya-i-zaderzhki-rechi-u-detej/ После занятий с Ириной Петровной, наши хождения по мукам закончились! Прогресс налицо!
Источник
Хочу поделиться c мамочками своим опытом о том, как за 5 месяцев мы сумели «разговорить» нашего молчуна.
Сейчас все чаще встречаются детишки, которые в 2-3 года не говорят, но при этом они здоровы и не имеют отклонений в умственном развитии. Вот и нас эта проблема не обошла стороной. Когда Максим в 1 год не произносил положенные 10 слов, я еще ни о чем не переживала – до двух лет молчат многие. Но когда в 2и5 его речевое развитие осталось на уровне нескольких звукоподражаний, и он не говорил даже «мама», я начала понемногу паниковать.
Считается, если ребенок до трех лет не заговорит, появятся отклонения в психическом развитии. Поэтому стоит ли писать о том, как я волновалась за сына и хотела ему помочь.
1) Первым делом мы по рекомендации знакомых пошли к очень хорошему неврологу. Врач направил на обследование и назначил лекарства.
В течение месяца мы принимали Пантогам с Кавинтоном, но положительной динамики не последовало.Тогда врач назначил 10 уколов с Церебролизином + Пантогам и Когитум. Хотелось, конечно, избежать такого вмешательства в организм, но наше отчаяние и страх, что ребенок будет не таким как все, были намного сильнее. Мы все-таки проставили уколы и пропили лекарства. После чего начался прогресс – ребенок стал повторять за мной слоги! Но два слога вместе еще не мог произнести…
Все остальные действия предпринимались практически единовременно, поэтому неясно, что именно повлияло, однако результат не заставил себя долго ждать – через 5 месяцев ребенок уже во всю говорил предложениями и цитировал любимые книжки.
2) Мы пошли на занятия в школу развития по системе М. Монтессори (изначально методика была разработана как коррекционная – для детей с отклонениями в развитии).
Макс с удовольствием посещал занятия 4 раза в неделю и спокойно оставался там без меня на 3 часа (ему было на тот момент 2и6). Это был первый опыт социального общения без маминого присутствия. Ребенок впервые столкнулся с тем, что его мычание никто не понимает, а уже через месяц занятий он пытался что-то говорить окружающим.
Во времена моего детства малышей отдавали в садик очень рано – примерно с 10 месяцев. Я считаю,что это, конечно, крайность, однако тогда детки были более социально адаптированы, чем сейчас, и в полтора года они уже во всю стихи рассказывали! Поэтому, на мой взгляд, очень важно ребенка, который не говорит, ввести в социальную среду. Только делать это нужно мягко и постепенно, чтобы не возникло страха или каких-либо психологических проблем.
3) Потом мы сходили к остеопату.
За два сеанса врач устранил последствия родовой травмы (они есть у 99% людей в том или ином виде): тонус мышц в грудном отделе позвоночника, несимметрично напряженные мышцы в шейном отделе и напряжение в голове с левой стороны (там же, к слову, находится и речевой центр). Результат заметили даже педагоги в школе развития – малыш стал какой-то другой, более общительный.
Помимо лекарств, врачей и занятий, которые лишь создают благоприятную базу для дальнейшего развития, я проделала огромную работу с ребенком самостоятельно:
1. Стимулирование речевой активности. Мы пели!
Важно понимать, что речь формируется поэтапно, шаг за шагом:
ЗВУКИ – ОТДЕЛЬНЫЕ СЛОГИ – ЦЕПОЧКИ СЛОГОВ – ЛЕПЕТНЫЕ СЛОВА – СЛОВА – ФРАЗЫ – ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Большой ошибкой является мнение о том, что ребенок СРАЗУ ЗАГОВОРИТ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ, если на данный момент он не произносит даже слов.
Когда я поняла, что малыш находится на этапе звуков, я перестала ждать от него слов и уж тем более предложений, а начала стимулировать произношение слогов, сначала одинаковых – ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д. Причем делала это пропевая. Т.е. в любой совместной игре я начинала монотонно напевать цепочку из одинаковых слогов, и через какое-то время ребенок начал за мной повторять! Это был нереальный восторг! Оказывается, петь песенки – заразительно! 🙂
Затем я пропевала другой слог, пока ребенок не начинал его за мной повторять, потом цепочки из нескольких слогов – ма-мо-му и так далее, постепенно усложняя. Это было нелегко, новые слоги давались с трудом. Главное, не отчаиваться, ведь речь развивается по принципу качелей, сначала “раскачивается” потихоньку, а потом все сильнее и сильнее, пока, наконец, не пойдет само собой…
2. Развитие моторики.
Практически на каждом шагу мне встречалась информация о значимости мелкой моторики для развития речи. Поэтому мелкую моторику мы развивали практически с самого рождения – играли в пальчиковые игры, перебирали мелкие предметы, пересыпали крупу, рисовали пальчиковыми красками, лепили из пластилина, чистили вареные яйца, играли со шнуровками, пуговицами, замочками и т.д., но ребенок не говорил:(
И только на одном ресурсе я нашла информацию, что на развитие головного мозга и, в частности, речи влияет крупная моторика. И тут я поняла, что все это время мы не тем занимались… В свои 2,5 года Максим не умел самостоятельно спускаться и подниматься по ступенькам двумя ногами, только приставным шагом, не умел прыгать, ловить мяч, спотыкался, когда бегал, не говорю уже об умении кататься на самокате, велосипеде и т.д. Тогда мы, конечно же, начали активно заниматься физическим развитием – делали зарядку, прыгали на кровати, кувыркались, учились ходить по лестницам вверх-вниз обеими ногами, играли в мяч, бегали, много ходили пешком, установили дома спорткомплекс.
Вывод такой: без крупной моторики бесполезно развивать мелкую, и наоборот. Все взаимосвязано и должно развиваться вместе.
3. Различные упражнения на артикуляцию, дыхание и чувство ритма.
Для развития речевого аппарата важно делать артикуляционную гимнастику. Казалось бы, нет ничего проще и веселее, чем погримасничать с малышом перед зеркалом! Но мой ребенок в упор не хотел высовывать язык и строить рожицы, более того, даже злился, когда я начинала показывать эти упражнения. Зато он очень любил есть макароны! Поэтому я варила длинные спагетти и любовалась всей этой «артикуляционной гимнастикой».
Из упражнений на дыхание мы любили дуть на одуванчики, выдувать мыльные пузыри, задувать свечки, а также дуть через трубочку в мыльную воду и делать большую пену!
Для развития чувства ритма я, при чтении стихов, в ритм слегка похлопывала Макса по руке, ноге и т.д. То же самое делала и под музыку.
4. Полезные пособия для развития речи:
1) Книжки-ступеньки.
2) Плакат Лены Даниловой “Где? Куда? Откуда?”. Задавая вопросы по картинке, стимулируем ребенка произносить слова (вопросы, кстати, на нем же написаны). Попутно запоминаем предлоги и учимся правильно склонять слова.
Также мой сын очень любил рассматривать фотографии с самим собой. Я задавала по ним вопросы: что это? кто это? что делает? где? Поначалу сама же на них и отвечала, но потом и малыш начал их комментировать.
3) Очень крутой альбом! В нем поэтапно собрано все, что необходимо для развития речи – слова от простых к сложным, пальчиковые игры, упражнения на дыхание и артикуляцию, чистоговорки и многое другое.
Когда Максим начал произносить слова, он практически сразу стал складывать их во фразы и предложения. Сейчас нам три года, а малыш болтает не хуже свои ровесников – рассказывает стихи, цитирует книжки, поет песенки, активно интересуется окружающим миром и даже выдает смешные перлы. Если бы мы ничего не предпринимали, неизвестно сколько бы еще пришлось ждать и нервничать. Намного приятнее замечать положительные изменения, которые происходят ежедневно благодаря нашим совместным усилиям! Желаю и вашим деткам поскорее научиться говорить! Главное, не ждите, а вовремя начните действовать!
Источник