Ребенку 2 года не реагирует на просьбы

Ребенку 2 года не реагирует на просьбы thumbnail

esli_rebenok_ne_reagiruet

На прошлой неделе в рассылке я задала вопрос: “Что вас беспокоит больше всего в ребенке, себе, семье?”

После этого на меня обрушилась лавина писем с ответами на этот вопрос. И они продолжают поступать :).

Чтобы ответить всем – мне понадобится время, поэтому большая просьба набраться терпения. Сейчас я структурирую ваши письма, чтобы подготовить ряд статей. У нас получится нечто в форме письменного марафона :).

И сейчас вы уже можете прочитать ответ на первый вопрос от мамы Юлианы:

“Больше всего меня сейчас беспокоит развитие моей дочки. Ей 1,5 года. Дело в том, что она практически не реагирует, когда ее зовут, на свое имя, просьбы что то дать, подойти, посмотреть. Мне это кажется странным, особенно когда я вижу, как отличаются в этом плане ее сверстники. Когда ей что-то объясняешь, она вообще не смотрит в сторону говорящего, ну может в 80-90 % случаев. Но со слухом у нее все в порядке и говорит она уже несколько слов, как мама папа, кать, пить, кака, около 10 слов наверно. И если например, сказать ей что-то, что я как понимаю, она хочет делать – пойдем смотреть мультики, например, то она быстро туда направляется… А одеваться на улицу или кушать, одевать памперс – ее приходиться тащить буквально. На запреты реагирует, но часто выражает недовольство криком или плачем, если куда-то не пускаю ее или что то не даю делать. Рвать цветы на клумбе, например. Это вообще нормальное поведение ребенка или стоит что-то делать по этому поводу??”

Добрый день, Юлиана!

Спасибо за ваш вопрос и описание ситуации!

Для 1,5 годовалого малыша вполне нормально явление протеста во время переодевания или сопротивления предстоящим событиям (еда, сон, прогулки, лечение, путешествия и т.д.). Этот период нужно просто спокойно переждать, параллельно корректируя свой подход к ребенку.

В этом возрасте впервые начинает проявляться понимание причинно-следственных связей, т.е. ребенок видит, что на его протесты родители ведут себя странно: прежде милые и ласковые, они вдруг злятся и кричат. И малыш как бы думает: «Интересно… А что будет, если я…?» «А что потом?» «А вот это что такое?»

Здесь на первый план выступает осознание у малыша своего психологического отделения от вас, мамы (физическое отделение совершилось еще в роддоме )).

Итак, если раньше он был вашей частью, и вам было легко с ним общаться. А теперь что ни каждое действие – сразу трение: «Не-е-т!» и неизбежная ломка прежнего поведения.

Итак, вам по этому поводу волноваться не стоит. Нужно просто приглядеться к крохе и немного изменить свой стиль общения: где-то предоставить свободу больше, чем было, где-то схитрить, вовлечь в увлекательную игру, а где-то просто переключить.

Чем меньше получает кроха запретов (они должны быть продуманными) в этот активный период исследования окружающего мира – тем реже возникают ситуации «стычек» и капризов.

Чем чаще ребенок получает возможность что-то делать руками, ногами и всем телом (пересыпать, перебрать, поставить, потянуть, бросить, поднять, подползти, схватить и т.д.) – тем лучше восполняется его жажда к исследованию и легче направляется общее поведение в нужное русло.

И наоборот, малыш, получающий слишком мало сенсорных впечатлений, будет беспокойным и капризным, чаще ныть т.к. базовые потребности в связи с его возрастом – не удовлетворяются.

Очень хорошо помогает в этом плане:

  • владение собой (персонально каждому родителю предписание иметь мешок терпения и колодец любви))
  • преобразование окружающего пространства и его адаптация под подрастающего малыша (все опасное, нежелательное убираем, а все, что способствует физическому и психическому развитию – даем продуманно и дозировано).
  • стабильный режим и предсказуемость в течение всего дня (бессистемность и хаос – частый спутник капризам).
  • разбор промахов и выстраивание оптимальной стратегии (анализ помогает учитывать ошибки и достижения).

По каждому пункту можно очень много говорить, так или иначе, эта тема бездонна ????

На тренинге «Как преодолеть капризы у ребенка» мы разбираем этот период, начиная с 1-1,5 года. Анализируем себя, поведение ребенка, его соответствие общим нормам психического развития и ищем пути, чтобы смягчить и преодолеть возникающие сложности в поведении и капризы. Наши мамы выполняют домашки и получают обратную связь от меня индивидуально. Очень рекомендую этот материал для изучения.

Что касается вашего второго вопроса о дочери («не реагирует, когда ее зовут, на свое имя, просьбы что то дать, подойти, посмотреть; не смотрит в сторону говорящего»).

Без дополнительного анализа ситуации ответить на этот вопрос невозможно. Пока навскидку что могу предположить – по какой-то причине у вашего ребенка недостаточно сформирован тесный эмоциональный контакт с близким и значимым Взрослым (мамой, папой).

Ребенок может:

  • или уходить от зрительного контакта, проявлять аутистические черты характера, погружаться в предметный мир больше, чем нацеливаться на вербальное общение.
  • или просто упрямиться и делать вид, что не слышит, хотя все прекрасно понимает и чувствует, и с общением все в порядке.
  • или же это особенности характера и темперамента (любит игру с самим собой, малообщителен, интровертирован по отношению к окружающим).

Чтобы получить полный ответ и, тем самым, исключить все тревоги касательно общего поведения и сенсорного развития соответственно текущему возрасту, проще всего обратиться к психологу, чтобы провести несколько диагностических заданий по этим сферам и определить, где и что «проседает»:

  • зрительное восприятие
  • слуховое восприятие (не в плане слышит-не слышит, а в плане понимания обращенной речи и соответствующей реакции)
  • тактильное восприятие, чувство равновесия, телесный контакт
  • эмоционально-волевая сфера
  • мелкая, крупная моторика
  • речевое развитие
  • уровень мышления
  • характер игровой деятельности
Читайте также:  Ромашковый чай для ребенка в 2 года

Также следует проанализировать анамнез жизни ребенка (как прошли роды, были ли осложнения, заболевания, реакции на прививки и т.п.). И семейный срез (семейный климат, стиль воспитания, внутренние отношения между родителями и ребенком).

Вы можете самостоятельно найти хорошую литературу по диагностике, например, отличный вариант: “Стимульный материал для диагностического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста” под ред. Н.В. Серебряковой, почитать книги по эмоциональному развитию детей, например: Баенская Е.Р. “Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием. Младший дошкольный возраст”, поиграть в эмоциональные игры (тактильные объятия, потешки, пальчиковые игры, массаж со смешными стишками) и т.д.

Если нет возможности все это находить самой – можем провести данную диагностику и, если понадобится, наметить путь к коррекции на нашей индивидуальной консультации.

Формат: общение в скайпе или по е-мейлу, на этапе диагностики я подготавливаю чек-листы и даю обратную связь по каждому пункту. Вы получите ряд заданий, чтобы в естественных условиях дома протестировали малышку и определили ее текущий уровень.

Понадобится около недели в среднем: на проведение диагностики, чтобы не перегружать ребенка.

После консультации вы увидите общую картину развития по ключевым пунктам. Вы поймете, куда нужно двигаться дальше в плане коррекции, на что сделать акцент, если выявится несоответствие, чтобы помочь ребенку развиваться правильно.

Источник

Кто из нас не считает себя мудрым родителем? Но и нам порой отказывает терпение, когда это повторяется изо дня в день.

20 августа 2020Текст: Екатерина Рижская

В один прекрасный момент у ребенка наступает «возраст-неть». То есть, на любую просьбу или предложение он отвечает лаконично и без запинки: «Неть». А бывает еще стадия «глухоты». Это когда мама просит-просит, уговаривает-уговаривает, а малыш будто не слышит. И, пока не рявкнешь, не реагирует ни на какие просьбы. А рявкать-то не хочется, мы же любящие мамы. Так и множатся истории на форумах:

«Сыну три с половиной года. По идее, это возраст, когда ребенок начинает все делать сам. У меня же все наоборот. Ему надо, чтобы его одевали, хотя знаю, что умеет это делать, кормили, сам есть отказывается. Еще его обязательно надо усыплять, иначе будут жуткие истерики. Что делать?»

«Моему почти 5 лет. Когда прошу что-то сделать, сынок двигается, как сонная муха, отвлекается. Дала штанишки, футболку прошу надеть, через минуту обернулась – лежит ногами вверх, штаны в стороне. Еще раз попросила, привстал, вернулась минут через пять, опять та же картина: штаны где-то, а сам играет. Я кричу – он вскакивает и быстро одевается. Разве это нормально – постоянно кричать?»

«Прежде всего, надо выяснить причины такого поведения ребенка, – считает психолог. – Основные – это недостаток внимания; отсутствие четких требований со стороны родителей; незрелость психики малыша; недостаток его ресурсов для выполнения действия. А возможно, он не выспался, плохо себя чувствует или просто не любит ходить в сад. Ну неспособен ребенок вдруг решить маму выбесить».

1. Три года – это возраст кризиса, который называется «Я сам». Именно в этот период мамам и папам, а также бабушкам и дедушкам нужно четко выстраивать поведенческие границы. Это определенные правила и внутрисемейные законы, по которым ребенок начинает считывать реальность конкретной семьи. К примеру, подъем в 7:00, отбой – в 21:00. В определенное время идем пить молочко, есть печенье, чистить зубки, читать сказку и спать. Важно, чтобы ритуал изо дня в день повторялся.

2. Надо понимать особенности психического развития малыша и делать соответствующие выводы. До трех лет предфронтальная кора в головном мозге еще не до конца развита, там практически нет извилин и бороздок. К 5-7 годам мозг ребенка меняется, в том числе благодаря отрицанию маминых просьб. Следите за цепочкой: малыш сталкивается с фрустрацией (неудовлетворением потребностей), а требование или запрет – это всегда фрустрация; он испытывает небольшой стресс, но тем самым дает психике опыт переживания необходимых психоэмоциональных реакций. Так что отрицание всего и вся – это естественный процесс.

Фантазии о том, что у детей не должно быть запретов – это только фантазии. Если ребенку все разрешено, это вызывает у него беспокойство, тревожность, отсутствие почвы под ногами и, как следствие, агрессию.

3. В три года начинается процесс отделения от родителей, и этот процесс не одномоментный. Малыш хочет быть взрослым, делать все сам, но ему не всегда для этого хватает ресурса – и физического, и психического. Пройдет кроха десять шагов и на ручки просится. Мудрые родители помогут, не очень мудрые скажут обиженно: «Ты же теперь самостоятельный, вот и иди». Лучше похвалите за достижения!

4. Возможно, ребенок научился самостоятельно справляться с ситуацией, но все еще просит маму покормить, одеть и полежать рядом. О чем это говорит? О том, что ему еще нужна эмоциональная поддержка. И хорошо, что рядом есть взрослый человек, к которому у малыша есть доверие, к которому можно обратиться за помощью, поплакаться, опереться. Чаще это мама.

Читайте также:  Бассейн для ребенка 2 года в чертаново

5. Не торопите взросление ребенка, посмотрите на себя. Как часто вы вместе играете? Разговариваете ли по душам? Объясняете ли ситуацию и ее последствия? На это нужно время, которого у родителей часто нет. Вы спокойная и улыбчивая мама, которая любит ребенка безусловно и говорит ему об этом, или мама, всем недовольная, вечно уставшая и торопящаяся? Тогда не удивляйтесь тому, что малыш будет притягивать к себе внимание в самый неподходящий момент. Вы, пусть и с нахмуренными бровями, нужны ему здесь и сейчас, а не завтра, когда наступит выходной.

6. Любой каприз нехочухи нужно разворачивать в игру. Не давить на ребенка со словами «Нет, ты будешь есть кашу, я так сказала». Негативные эмоции и желание вступить с малышом в лобовое столкновение надо учиться подавлять – ни к чему позитивному они не приведут. Не хочет одеваться? Заставлять его не имеет смысла, лучше пошутите и поиграйте две минуты. Предложите поискать по комнате потеряшек – носки, майку. Или надеть наперегонки брюки. Можно участвовать в процессе параллельно. Скажите ему: «Я ищу майку, а ты надеваешь шорты, я дую на кашу, а ты сам ешь». Постепенно сводите свое участие к минимуму и радуйтесь вместе его новым умениям.

7. Важно не поддаваться истерикам, а научиться спокойно говорить «нет». Так ребенок получает истинную, а не искаженную картину мира, где всего можно добиться, стоит только поплакать. Родители должны быть готовы прожить обиду крохи и его агрессию («Я не люблю тебя, не хочу, чтобы ты была моей мамой»). Чаще все он говорит гадости после так называемых слез тщетности, которые не приводят ни к чему. На самом деле он так не думает, просто для него в этот момент весь мир рухнул, а незрелая психика иначе отреагировать на ситуацию не способна. И очень желательно, чтобы, несмотря на этот негатив, некрасивое поведение и беспричинные (на ваш взгляд) слезы, вы нашли в себе силы обнять малыша, прижать к себе и прошептать ему на ушко, как вы счастливы от того, что он у вас есть.

Больше полезных и интересных материалов о воспитании детей – в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Источник

анонимно, Женщина, 34 года

Здравствуйте! Ариель Аркадьевич помогите! Не знаю что думать. Устала искать информацию. Смотрела ваше видео на ютубе об аутизме и совсем запуталась.У меня сын ему сейчас 2 года. Он у меня крепыш заболели за 2 года всего один раз орви (есть старший ребенок учится в школе, ходим в общественные места). С желудком вообще не было проблем. К еде изберателен. Кушает каши с пачек он их очень любит, все супы, хлеб, картошку в любом виде. Свежие овощи не ест из фруктов только яблоки. Любит наринэ молоко не пьет. Любит шоколад, но даю крайне редко. Спит хорошо днем 2-3 часа. И ночью 9-10часов. Ночью не просыпается. Спит со мной. Когда утром просыпается сам встает и идет искать взрослых. Он не говорит вообще. Нет указательного жеста. Если ему что то надо берет мою руку и делает все ей. Если хочет кушать залазеет на стол где стоит хлеб и ест его. Если хочет пить несет бутылку и начинает кричать требовать. Картошку кушает сам ложкой. Грудью кормила до 1г и 11мес.На имя не откликается если только в другой комнате то бежит когда позовешь. Когда обращаюсь игнорирует. Если что то хочет подходит и забирает ( у любого человека). Знает слово нельзя. На бабушку реагирует всегда радуется. Хотя видит ее 1, 2 раза в месяц. С 8 месяцев был привязан к планшету. Последние 2 месяца как отучила вообще стал зависим. Тогда я и запаниковала. Он мог целый день его смотреть а мне это было удобно. Виновата до ужаса. На данный момент планшета в его жизне больше нет. Я исправляюсь. Постоянно играю с ним учу показывать вещи в книге. Прям пальчиком его вожу. Иногда показывает на животного а я его называю. В глаза практически не смотрет. На секунды 3 его можно поймать. Если человек не знакомый и ему интересно он может смотреть ему глаза но не долго. С сестрой любит играть. Бегает она кидает мячик он ей приносит. Строит пирамидки. Башни из конструктора. Книги листает. Возит машинки может возить и по стенам. Очень любит модельки. Любит в грузовики загружать кубиками. Часто играет лежа на боку. Когда бегает ручки делает назад. Когда радуется хлопает в ладоши или хлопает по животику. Иногда ходит на носочках. Сейчас стала замечать что иногда как будто задумывается. Любит играть в рыбалку.бусики на ниточку одевает. Кормит меня мозайкой или еще чем нибудь. Раньше если ему продукт не нравится кормил меня. Приносит расческу и пытается меня расчесать. В последнее время посетила очень много врачей практически везде он кричал. Хотя раньше спокойно на все реагировал. У нас внутричерепное давление и скопление жидкости пьем диакарб и аспаркам. Нам поставили зрр. Окулист тоже подтвердил внутричерепное давление. Сдали анализы на цмв cmv igg положительный, герпес отрицательный, энштейн барр отрицательный. Еще когда дома открывается дверь бежит смотрит кто а потом убегает. Проверяет пакеты. В принципе на улице гуляет за ручку. Очень любит магазины. Дома есть собака к ней никакого интереса не проявляет.. родился он с двойным обвитием с узлом была желтугка до 2х месяцев ( врачи не лечили говорили само пройдет, пока я не обратилась к частным врачам). Да, он очень ласковый когда радуется подбегает обнимает. Любит прятаться под халат. Очень настырный если не получает что хочет будет через крик добиваться. Будет лезть снтва и снова. Любит купаться на улицу ходит с удовольствием. Да и когда истерики на пол не ложится истерит стря. Очень прошу вас помочь и подсказать похоже ли это на аутизм? Наши врачи таких диагнозов до 3 лет не ставят и время им нужно. А я схожу с ума ночами не сплю.

Читайте также:  Забрус ребенку 2 года

детский и подростковый психиатр

Здравствуйте! Надуюсь, эту ночь Вы будете спать спокойно. Аутизма у Вашего дитяти нет. Есть абстинентный синдром от планшета и дефекты воспитания и установления руководящего контроля. Возможно ЗПРР. Но не аутизм. Заниматься надо и с Вами и с ребенком. В конечном итоге все будет хорошо )

анонимно

Спасибо огромное! Плачу от радости!

Источник

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, может кто знает куда обратиться и к кому в Москве.

Ребёнку 2.4 года.

Не всегда отзывается на имя и просьбы. Складывается впечатление, что не понимает обращённую к нему речь.

Все началось с того, что заметили, что ребёнок в 2.2 года не отзывается на имя и не выполняет просьбы. Побежали к сурдологу. Сурдолог сделала тимпанометрию и сказала, что в среднем ухе скапливается жидкость из-за растущих аденоидов. В заключении написала: 2-х сторонний экссудативный отит и 2-х сторонняя кондуктивная тугоухость. Назначили лечение. Я тогда успокоилась. Но прошёл месяц и мы поехали в Москву проверить слух, там нам сказали что он нас слышит. Я не знаю был ли период что он нас плохо слышал ( хотя график показывал что плохо слышит).

Мы пошли к неврологу. Нам поставили: сенсорную дезинтеграцию и зпрр. Назначили массаж и занятия с психологом-дефектологом. Началась не жизнь а мучение, когда я пришла и начиталась про аутизм.

Ребёнок развивался нормально гулил, сел в 7 месяцев пошёл с опорой в 10. Дальше я переживала что упадёт и разобьёт нос и не выпускала на улице. Сам хорошо пошёл в 16 месяцев.

Беременность протекала тяжело. До 14 недель все отлично. Потом тонус матки. В 18 недель зашило шейку матки под общим наркозом и 5 дней пила антибиотики. В 24 недели одели пессарий, кололи генипрал. Потом лежала из-за тонуса всегда. В 38 недель родила. Родила спустя 3 часа после прокола, но долгие потуги ( головка большая).

Потом развод с мужем, пол года в слезах.

Мой грех что включала ребёнку мультики и он постоянно за ними сидел с года и до двух. Сейчас не включаю.

Что меня настораживает в ребёнке:

1. Плохой зрительный контакт. Он есть, но когда ребёнку интересна моя реакция. Когда ребёнок что-то просит, то он смотрит не в глаза а на предмет.

2. Избирательно выполняет просьбы.

3. За 3 месяцев, что мы отключили мультики, стал чаще отзываться на имя. Но все равно не всегда отзывается.

4. Плохо кушает.

Если ему нравится, то ест сам. А иначе бегаешь по всей квартире с ложкой.

Твёрдую пищу ест только: баранки, сушки, вафли, все сладкое ( вафли жесткие).

Другую пищу в баночках. Любит бананы ещё, сыр творог, фрикадельки в баночках, сосиску чуть пожевал. Все растворимые каши.

5. Когда поезд с рельсов сходит похныкивает и меня зовёт.

А теперь о хорошем:

1) Спустя 3 месяца занятий и совместных игр научился говорить: открыть ( когда открывает дверцы у машинок, когда у холодильника дверь надо, когда просто надо открыть дверь да и вообще что-то открыть). Говорит: на, когда что то даёт. Би-би когда слышит, когда на улице машина сигналит, или когда катает машину. Гав-гав когда видит на картинки собаку или собака гавкает. Арбуз когда видит арбуз. Ав- это у него автобус. Ава- это авария. Бай- спать. Ой- когда темно или упало что-то. Так- когда что-то правильно делает. Один, два- когда видит ступеньки. Очень редко – пока, мяу, бух.

2) он идёт на контакт с детьми, даже бежит к ним на качели. Имитирует детей.

3) Помогает мне разбирать посудомойку.

4) Пытается сам одеваться. Ботиночки снимает, носки снимает, куртку снимает.

5) снимает с меня очки и на себя одевает как бы воображает.

6) если я язык ему показывает, то и он мне. Рожицы строит.

7) имитирует ( но не всегда) мишку косолапого.

8) по музыку танцует

9) любит рисовать

10) любит собирать что-то

11) стереотипии нет

12) не боится ни пылесоса, ни фена, ни темноты, ничего.

13) раньше играл сам с собой теперь всегда берет за руку и ведёт.

14) раньше на улице за руку не ходил, а теперь ходит.

15) указательный жест усилился.

16) подпивает музыку

17) с интересом смотрит на голубей

18) в зоопарке смотрит с интересом на животных

19) собирает сортеры

20) когда идём гулять выносит мусор

21) подносит телефон к уху, типо звонит

22) пьёт типовых из игрушечной чашечки

Источник