Ребенку 2 года не реагирует когда его зовут

Ребенку 2 года не реагирует когда его зовут thumbnail

esli_rebenok_ne_reagiruet

На прошлой неделе в рассылке я задала вопрос: “Что вас беспокоит больше всего в ребенке, себе, семье?”

После этого на меня обрушилась лавина писем с ответами на этот вопрос. И они продолжают поступать :).

Чтобы ответить всем – мне понадобится время, поэтому большая просьба набраться терпения. Сейчас я структурирую ваши письма, чтобы подготовить ряд статей. У нас получится нечто в форме письменного марафона :).

И сейчас вы уже можете прочитать ответ на первый вопрос от мамы Юлианы:

“Больше всего меня сейчас беспокоит развитие моей дочки. Ей 1,5 года. Дело в том, что она практически не реагирует, когда ее зовут, на свое имя, просьбы что то дать, подойти, посмотреть. Мне это кажется странным, особенно когда я вижу, как отличаются в этом плане ее сверстники. Когда ей что-то объясняешь, она вообще не смотрит в сторону говорящего, ну может в 80-90 % случаев. Но со слухом у нее все в порядке и говорит она уже несколько слов, как мама папа, кать, пить, кака, около 10 слов наверно. И если например, сказать ей что-то, что я как понимаю, она хочет делать – пойдем смотреть мультики, например, то она быстро туда направляется… А одеваться на улицу или кушать, одевать памперс – ее приходиться тащить буквально. На запреты реагирует, но часто выражает недовольство криком или плачем, если куда-то не пускаю ее или что то не даю делать. Рвать цветы на клумбе, например. Это вообще нормальное поведение ребенка или стоит что-то делать по этому поводу??”

Добрый день, Юлиана!

Спасибо за ваш вопрос и описание ситуации!

Для 1,5 годовалого малыша вполне нормально явление протеста во время переодевания или сопротивления предстоящим событиям (еда, сон, прогулки, лечение, путешествия и т.д.). Этот период нужно просто спокойно переждать, параллельно корректируя свой подход к ребенку.

В этом возрасте впервые начинает проявляться понимание причинно-следственных связей, т.е. ребенок видит, что на его протесты родители ведут себя странно: прежде милые и ласковые, они вдруг злятся и кричат. И малыш как бы думает: «Интересно… А что будет, если я…?» «А что потом?» «А вот это что такое?»

Здесь на первый план выступает осознание у малыша своего психологического отделения от вас, мамы (физическое отделение совершилось еще в роддоме )).

Итак, если раньше он был вашей частью, и вам было легко с ним общаться. А теперь что ни каждое действие – сразу трение: «Не-е-т!» и неизбежная ломка прежнего поведения.

Итак, вам по этому поводу волноваться не стоит. Нужно просто приглядеться к крохе и немного изменить свой стиль общения: где-то предоставить свободу больше, чем было, где-то схитрить, вовлечь в увлекательную игру, а где-то просто переключить.

Чем меньше получает кроха запретов (они должны быть продуманными) в этот активный период исследования окружающего мира – тем реже возникают ситуации «стычек» и капризов.

Чем чаще ребенок получает возможность что-то делать руками, ногами и всем телом (пересыпать, перебрать, поставить, потянуть, бросить, поднять, подползти, схватить и т.д.) – тем лучше восполняется его жажда к исследованию и легче направляется общее поведение в нужное русло.

И наоборот, малыш, получающий слишком мало сенсорных впечатлений, будет беспокойным и капризным, чаще ныть т.к. базовые потребности в связи с его возрастом – не удовлетворяются.

Очень хорошо помогает в этом плане:

  • владение собой (персонально каждому родителю предписание иметь мешок терпения и колодец любви))
  • преобразование окружающего пространства и его адаптация под подрастающего малыша (все опасное, нежелательное убираем, а все, что способствует физическому и психическому развитию – даем продуманно и дозировано).
  • стабильный режим и предсказуемость в течение всего дня (бессистемность и хаос – частый спутник капризам).
  • разбор промахов и выстраивание оптимальной стратегии (анализ помогает учитывать ошибки и достижения).

По каждому пункту можно очень много говорить, так или иначе, эта тема бездонна ????

На тренинге «Как преодолеть капризы у ребенка» мы разбираем этот период, начиная с 1-1,5 года. Анализируем себя, поведение ребенка, его соответствие общим нормам психического развития и ищем пути, чтобы смягчить и преодолеть возникающие сложности в поведении и капризы. Наши мамы выполняют домашки и получают обратную связь от меня индивидуально. Очень рекомендую этот материал для изучения.

Что касается вашего второго вопроса о дочери («не реагирует, когда ее зовут, на свое имя, просьбы что то дать, подойти, посмотреть; не смотрит в сторону говорящего»).

Без дополнительного анализа ситуации ответить на этот вопрос невозможно. Пока навскидку что могу предположить – по какой-то причине у вашего ребенка недостаточно сформирован тесный эмоциональный контакт с близким и значимым Взрослым (мамой, папой).

Ребенок может:

  • или уходить от зрительного контакта, проявлять аутистические черты характера, погружаться в предметный мир больше, чем нацеливаться на вербальное общение.
  • или просто упрямиться и делать вид, что не слышит, хотя все прекрасно понимает и чувствует, и с общением все в порядке.
  • или же это особенности характера и темперамента (любит игру с самим собой, малообщителен, интровертирован по отношению к окружающим).

Чтобы получить полный ответ и, тем самым, исключить все тревоги касательно общего поведения и сенсорного развития соответственно текущему возрасту, проще всего обратиться к психологу, чтобы провести несколько диагностических заданий по этим сферам и определить, где и что «проседает»:

  • зрительное восприятие
  • слуховое восприятие (не в плане слышит-не слышит, а в плане понимания обращенной речи и соответствующей реакции)
  • тактильное восприятие, чувство равновесия, телесный контакт
  • эмоционально-волевая сфера
  • мелкая, крупная моторика
  • речевое развитие
  • уровень мышления
  • характер игровой деятельности

Также следует проанализировать анамнез жизни ребенка (как прошли роды, были ли осложнения, заболевания, реакции на прививки и т.п.). И семейный срез (семейный климат, стиль воспитания, внутренние отношения между родителями и ребенком).

Вы можете самостоятельно найти хорошую литературу по диагностике, например, отличный вариант: “Стимульный материал для диагностического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста” под ред. Н.В. Серебряковой, почитать книги по эмоциональному развитию детей, например: Баенская Е.Р. “Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием. Младший дошкольный возраст”, поиграть в эмоциональные игры (тактильные объятия, потешки, пальчиковые игры, массаж со смешными стишками) и т.д.

Если нет возможности все это находить самой – можем провести данную диагностику и, если понадобится, наметить путь к коррекции на нашей индивидуальной консультации.

Формат: общение в скайпе или по е-мейлу, на этапе диагностики я подготавливаю чек-листы и даю обратную связь по каждому пункту. Вы получите ряд заданий, чтобы в естественных условиях дома протестировали малышку и определили ее текущий уровень.

Понадобится около недели в среднем: на проведение диагностики, чтобы не перегружать ребенка.

После консультации вы увидите общую картину развития по ключевым пунктам. Вы поймете, куда нужно двигаться дальше в плане коррекции, на что сделать акцент, если выявится несоответствие, чтобы помочь ребенку развиваться правильно.

Источник

Здравствуйте. Честно? Не знаю. Вы просто описываете поведение девочки. Ничего про развитие, про беременность, заключения врачей. Вы знаете нормы развития детей, понимаете, что ребенок им не соответствует. Обращались к неврологу? какие-то обследования проводили? Это может быть и характер, и наследственность, и отклонения в развитии – но без заключения врача о состоянии ребенка никто Вам не скажет, есть проблема или нет. Давайте, Вы сначала обратитесь к неврологу, а потом, по результатам, выработаем педагогический путь развития ребенка, с учетом отсутствия нарушений или наличия оных.

анонимно

Обращались к неврологу,прописывал уколы(названия не помню)для стимуляции речи.роды были 2,родила сама без патологии.слух проверяли у сурдолого.сказали что все хорошо.

анонимно

Дочка села в 6 мес.ползать начала рано.пошла в 10 мес.откланений врачи не наблюдали.да и я не переживала.просто началась разный статей про аутизм и задумалась.

Все-таки, мне кажется, это поведенческие отклонения. А как Вы занимаетесь с девочкой, в какие игры играете, просто сажаете и просите показать кошку, собачку и спрашиваете, как они “разговаривают”? Прежде чем перечислять симптомы аутизма у детей (а это значит – прежде, чем вы схватитесь за голову в сомнениях – не аутист ли ваш собственный ребенок), следует предупредить: у большинства малышей при внимательном наблюдении за их поведением можно обнаружить один-два-три признака из нижеприведенного списка. Однако, во-первых – они могут носить временный характер (и тогда их нельзя рассматривать как симптомы), а во-вторых – они могут быть просто отличительной чертой личности ребенка, которая отнюдь не помешает вырасти малышу общительным и «похожим» на других. Другими словами – некоторые или даже все скопом признаки аутизма, которые вы найдете в следующем списке, еще не являются основанием для диагностики. Однако, если вы заключите, что девочке свойственны большинство из приведенных поведенческих симптомов – ее необходимо показать квалифицированным специалистам. Косвенные признаки аутизма можно разделить на три основных группы: •Социальные симптомы; •Проблемы коммуникации; •Монотонность (стереотипность) поведения. 1: Социальные симптомы аутизма у детей Малыш предпочитает одиночество обществу других детей или взрослых; Малыш избегает смотреть в глаза (то есть при обращении к нему он смотрит на то, как шевелятся губы или на жестикуляцию рук, но не смотрит прямо в глаза); Обычно дети-аутисты не выносят прикосновений к себе; Ребенок «неадекватно» реагирует на присутствие/ отсутствие мамы (или других родных людей) – либо проявляет чрезмерную «холодность» и незаинтересованность ею, либо наоборот – не может выдержать даже кратковременного расставания; Малыш не копирует поведение взрослых (хотя после года должен бы вести себя как «обезьянка»); Ребенок непредсказуем в своих реакциях на различные раздражители; В качестве игрушек ребенок нередко выбирает «необычные» вещи – например, предметы мебели. 2: Симптомы аутизма у детей: трудности коммуникации Ребенок демонстрирует задержку речевого развития (мало и неохотно говорит), либо регресс речевых навыков (говорит все меньше и меньше); Малыш не интересуется окружающим миром (обычно в возрасте около 2,5-3 лет у детей наступает «возраст вопросов», когда они превращаются в любопытных «почемучек», однако у большинства ребятишек-аутистов такого периода не наступает никогда); Ребенок редко улыбается вообще и никогда не улыбается в ответ; Ребенок не реагирует на просьбы, не вступает в диалог (либо вступает с большим трудом); Малышу явно не нравится играть с другими детьми или со взрослыми – никакие коллективные игры его не интересуют; Нередко в речи ребенка присутствуют несуществующие слова или он повторяет то, что только что услышал от взрослого (такое явление называется эхолалия); Кроме того, дети-аутисты часто говорят о себе в третьем лице. 3: Признаки аутизма у детей: монотонность поведения Малыш безостановочно повторяет одни и те же простые движения; Ребенок либо не способен вовсе к адаптации, либо с огромным трудом приспосабливается к новым условиям жизни (даже появление новых предметов в комнате, или же новой одежды, новой посуды может его пугать и нервировать); Также малыш с трудом «терпит» присутствия в его обществе незнакомых ему людей; Как правило, дети-аутисты демонстрируют строгую приверженность распорядку дня; Малыш крайне избирателен в еде (ест только строго ограниченный набор продуктов или блюд и отказывается от чего-то нового); Что-то кажется похожим, согласна. Но основные признаки не совпадают, из чего я и сделала вывод, что это поведение. Но ребенка надо видеть, наблюдать! Может быть, какие-то аутистические черты есть, но тут все равно обращаться надо к квалифицированным неврологам, работающим с аутистами.

Источник

анонимно, Женщина, 2 года

Добрый день! Дочке ровно 2 года, родилась на 41 неделе, никаких отклонений не было, кроме сниженного тонуса в 1 месяц. Сейчас беспокоят несколько проблем: 1. не говорит ничего кроме папа, лепечет на своем, при этом показывает на какие-то игрушки/предметы пальцем, но ничего непонятно. Иногда говорит дай, но в основном или просто показывает пальцем и что-то произносит непонятное или говорит ай-ай. Мама говорит крайне редко. Еще на куклу говорит кака, тоже на коляску, на игрушку панда говорит папа, также когда машет вместо пока говорит па-па. Слух проверяли по графику до года,в год, в 1,5 – проблем не обнаружили. Обращенную речь понимает, просьбы выполняет (пойдем кушать,идем мыть руки, отнеси папе и тд) 2. не всегда реагирует на свое имя. Если зову я или папа поворачивается (если только не смотрит мультик или чем-то очень увлечена, тогда только раза с 5 поворачивается). А вот если зовут чужие люди, на площадке, соседи или воспитатель в детском саду – не откликается вообще, делает вид что не слышит. 3. с 1 г 9 м стала проявлять агрессию по отношению ко мне: если ей не нравится что я делаю в игре (не так строю дом как ей нравится и тд), если после долгой просьбы я так и не понимаю что она хочет, если ей кто-то (не я) что-то не дает она может подбежать и меня ударить или ущипнуть. Если отругать при этом сразу залезает на ручки и обнимет или закрывает лицо руками и плачет. Агрессию проявляет только ко мне (папу,бабушку, чужих не бьет) В целом:она любит рисовать, рисует карандашами,ручками, красками (рисует по просьбе кружочки,палочки, точки), может лепить колобка (с глазками и ротиком), играет в конструктор лего (с сюжетными играми типа укладывания в кровать,катания с горки ), на детской кухне может варить, потом кормить игрушки, укладывает кукол спать, катает в коляске, собирает легкие пазлы, строит башни из кубиков, может сортировать по цветам. Пирамидку собирает неправильно (не по величине колец). Катает машинки, может что-то попытаться открутить игрушечной отверткой. Книжки рассматривает, показывает на картинки, мне нужно называть что нарисовано/происходит, но вот текст/стихи читать не дает. Любит слушать песенки, но мне петь запрещает. Может иногда расставлять игрушки в ряд (животных например)- но в разном порядке и потом начинает играть с ними нормально. На площадке с детьми почти не играет, очень редко и то с более взрослыми детьми. Если же дети приходят в гости играет хорошо. Взрослых стесняется/боится,старается закрыться или спрятаться за маму (вне дома), но после 5 минут уже успокаивается и ведет себя нормально. Когда гости домой приходят – тогда не стесняется. Показывает глазки/ушки/носик у себя и у других (у кукол,на картинках, у животных, у родителей). Указательный жест есть, в глаза смотрит. Ходим в садик 2 раза в неделю на 1 час (вместе со мной) – вот там все дети (возраст до 2 лет, мы почти самые старшие) могут сидеть на стульчиках и слушать воспитателя, что-то долго клеить/собирать, а моя дочка больше 5 минут ничего делать не хочет, если пытаться заставить посидеть или что-то сделать может упасть на пол и капризничать. 1. Похоже ли это на аутизм? или на другие проблемы с неврологией? или это особенности характера или неправильное воспитание? 2. Нормальна ли такая агрессия по отношению к маме и как с ней справляться? Заранее спасибо

Источник

анонимно, Женщина, 30 лет

Здравствуйте. Моему сыну 2,5 года. Он очень активный и подвижный ребенок. Даже слишком. Но, в последнее время начали замечать, он не реагирует, когда его зовут по имени, и даже не смотрит в сторону зовущего. С рождения он был нормальным ребенком. Родился здоровым и без осложнений. Рано начал ходить, еще 10 месяцев не было. Сейчас бегает, прыгает, пытается прыгать на одной ноге. Танцует. С детьми играет хорошо, особенно в подвижные игры. Если видит, дети бегают или играют в мяч, он к ним старается присоединится. У меня дочка старшая, у них 1 год 9 мес. разница. То они могут обниматься, брать за ручки, кружиться. Но воюют за игрушки, в основном младший пытается забрать все, что она возьмет. По имени он ее тоже не называет. Никак не называет. В песочнице пытается забрать все себе, даже у не знакомых деток. Со взрослыми смотря когда и с кем. Если незнакомый с ним заговорит, может расплакаться или опускает голову, как-будто стесняется. К соседям и знакомым и на руки вылазит, и улыбается. На улице, увидев меня из далека, бежит на встречу и кричит мамии. Когда прихожу домой, он точно также радостно выбегает и кричит мами, и даже помогает мне снять верхнюю одежду. Вообще от меня ни на шаг, обнимаемся, целуемся. Прошу дай цем, или иди к маме на ручки, тут же прибегает. Если ударится или обидится, ищет меня, чтобы пожаловаться. На звуки громкие реагирует. Если я включаю миксер или фен, прибегает посмотреть, что это гудит, а потом убегает. В туалет по большому просимся, берет меня или папу за руку и ведет в туалет. По маленькому подает сигнал, иногда сам бежит в туалет, но штаны забывает снимать. Если заиграется, может пописять в штаны. Но это бывает редко. Сам чистит зубки. Сразу смотрел как мы это делаем и улыбался, после начал это делать сам. Строит из кубиков башню вверх, старается построить как можно выше. Хорошо играет с конструктором. Кушает сам, пьет из чашки сам. Часто бежит на кухню и старается взять сам, что хочет. Если что не может достать, берет за руку, ведет и тянет мою руку показывая, что он хочет. Или тянется, чтоб взяли его на руки, и он сам показывает, что он хочет. Говорить, мы не говорим вообще. Раньше повторяли слова. Сейчас вообще не хочет. У нас семья двуязычная. Папа говорит только на английском, ребенок часто смотрит английские мультики, а точнее песни. Теперь он повторяет все эти песенки и подражает мультикам. Особенно песню с пальчиками – пальчиковая семья. Теперь он все свои игрушки пытается посадить на пальчики и поет эту песенку. Когда он играется, к нему достучаться вообще нереально. Хоть кричи, он не реагирует. Сидит что-то себе поет под нос, лепечет и играет. Но подолгу на одном месте и одним и тем же не играет, ему все быстро надоедает. Только когда к нему подойдешь близко и тронешь его, тогда он повернется к тебе и посмотрит. А так ноль на массу. Это и пугает больше всего. Но, если его позвать кушать или предложить конфету, тут же бежит. Или если услышит интересный ему мультик или рекламу, то тут же бежит и садится на диван. Если ему что-то нравится, смотрит и улыбается. Иногда очень смеется, например, если смотрит Машу и Медведь определенные серии. Речь понимает. Когда я говорю, иди кушать, или идем спать, давай собирать игрушки. Если ему показать, он собирает. Иногда крутит головой нет. Даже если я говорю не ему, что вот надо Мише нос закапать, он тут же реагирует криком и визгом. На животных реагирует хорошо на улице. Дома на вопрос где то или это, показывать отказывается. Книжки листает, и мурлыкает песенки на английском в зависимости от картинки. Чтоб ему читали, не особо хочет, не хватает терпения, переворачивает страницы. Может особо и не прислушиваться к тому, что читают. Еще когда ему что-то пытаешься рассказать, такое впечатление, он себе на уме, и вообще не слушает, пытаешься его удержать, он вырывается и старается не смотреть в нашу сторону и протестует. Хотя я знаю, что со слухом у него все в порядке. Два месяца назад, он показывал в книжечках все что спрашивали, сейчас не хочет. Если говорю на английском прыгай, маршируй, в игровой форме, он делает и повторяет. Пою песенку, он может петь тоже. Если ему что-то дам, прошу сказать спасибо, он говорит на английском. Но не всегда. Иногда такое впечатления, что он просто игнорирует то, что ему кто-то что-то говорит. Особенно когда смотрит телевизор, я пытаюсь обратить на себя его внимание, ноль на массу, даже если приседаю на его уровень, он старается смотреть телевизор. За два последних месяца я была в учебе, подготовка к IELTS, ребенок был предоставлен сам себе, и смотрел только мультики, притом одни и те же, так как он имеет предпочтения и требует то, что ему нравится. Старшая дочка в садике. Так он сам с собой играл. Может это из-за этого? Я прочитала про аутизм, что как раз в таком возрасте у ребенка, особенно у мальчиков, он проявляется. Что дети не обзываются на имя и не реагируют на просьбы. Также у нас бывает, что мы смеемся в пустоту, это меня тоже пугает, раньше он и во сне смеялся, или как засыпал. Раньше это было чаще, сейчас реже. Машинки или животных мы иногда любим выстраивать в ряд, а потом ломать этот ряд. Еще он бывает агрессивным, когда у него допустим заберу то, что ему нельзя, он может за мной гоняться и пытаться ударить головой. Может просто бегать и кричать. Энергии много, некуда девать. В ролевые игры мы с ним не играли. Вот только на днях показала ему приготовить чай и покормить игрушку, повторил. Рисовать – рисует мелом по доске, а карандаши любит держать в руке или перебирать , или опять ставить на пальчики и петь песенку про фингер фемели. Я ему перестала ставить мультики вообще, надеюсь, что он забудет про это. Но все равно, очень переживаю, а вдруг это аутическое поведение? Собираюсь записываться на прием к психотерапевту. Но у нас в городе хороших специалистов нет, город маленький. Поэтому хотела получить предварительную консультацию. Скажите пожалуйста, похоже это на аутизм, или это просто наше упущение в развитии ребенка? Спасибо.

Источник