Ребенку 2 года не может самостоятельно есть
Родители малышей прекрасно знают, что все этапы развития малыша современной педиатрией помещены в некие возрастные рамки, на которые мамам и папам будет удобнее ориентироваться в процессе выращивания чада. Так, называются сроки введения прикорма, примерные сроки появления первых зубов. Есть свои сроки и для таких навыков, как самостоятельное владение ложкой во время еды, а также умение жевать и глотать твердую пищу.
По медицинским меркам, ребенок в 7-8 месяцев вполне может есть с ложки при помощи мамы, а к году держать ее самостоятельно. Уверенно владеть ложкой, по мнению официальных учебников по педиатрии, малыш должен к полутора годам. Твердую пищу кроха должен кусать и жевать уже ближе к году, если количество зубов позволяет.
В теории все выглядит ровно и гладко. На практике же родители часто сталкиваются с проблемами. Ребенок не хочет есть твердое, даже при наличии зубов, малыш отказывается брать ложку в руки, быстро теряет интерес к приему пищи ложечкой, бросает есть или давится кусочками. О том, что делать в этой ситуации, родителям рассказывает авторитетный детский врач Евгений Комаровский.
Все правила кормления расскажет доктор Комаровский в следующем видео.
Комаровский о проблеме
Не жует
Детей, которые не научились бы к 5-6 годам жевать и глотать, на свете не существует, говорит Евгений Комаровский. Жевательный рефлекс (а это не навык, а именно рефлекс!) есть у всех людей, только активируется он в разное время. У одних раньше, у других — позже. На вопрос, что же мешает рефлексу развиваться пораньше, доктор отвечает одно — родители!
Чрезмерно заботливые родители, которые не спешат ребенку давать твердую пищу, все боятся, что малыш подавится. В результате кроха в 2 года, когда он уже физиологически в состоянии самостоятельно есть кусочками, продолжает получать от мамы с папой протертую в кашицу еду.
Не ест с ложки
Участковые педиатры, особенно старшего поколения, очень часто напоминают мамам, что ребенок к 8-9 месяцам должен нормально кушать с ложки, а в год держать ее самостоятельно и при этом попадать ею в рот. Якобы по этому навыку можно судить о нервно-психическом развитии ребенка.
Евгений Комаровский категорически несогласен с такой формулировкой.
Ложка — это скорее психотерапевтический прием для мамы и папы, а не крайне необходимая вещь для самого ребенка.
Иными словами, если кроха ест с ложки, да еще сам, родители начинают безмерно себя уважать, гордиться своим воспитанием малыша и всячески чувствуют себя «как все» и даже лучше. А вот если он не берет ложку или, хуже того, вообще ее отрицает, то это для многих мама сигнал бедствия, говорящий о том, что где-то она, мама, допустила ошибку — поленилась приучить, не настояла, не потребовала, не заинтересовала.
На самом деле, потребность самостоятельно кушать именно ложкой у ребенка рано или поздно сформируется и самостоятельно. И тогда кроха довольно быстро (потому что есть мотивация-интерес!) научится держать ложку и доносить ее до рта. Поэтому если малыш предпочитает в 9-11 месяцев кушать жидкую кашу из бутылочки, не стоит заставлять его делать это ложкой. Всему свое время.
Не хочет есть пищу кусочками
Евгений Комаровский предупреждает, что эта проблема довольно распространена среди деток, которые долго были на грудном вскармливании, и их родители не спешили приучить к прикорму. Но если такие вопросы возникли, то искать причины уже поздно, нужно думать, что делать.
Комаровский призывает родителей разумно и объективно оценить возможности своего ребенка жевать. Для этого нужно посчитать, сколько у него зубов имеется, и как они расположены. Давать крохе погрызть яблоко или бублик, если у него всего два зуба — настоящее родительское преступление, особенно учитывая, что родители, в подавляющем большинстве, совершенно не умеют оказывать первую помощь. Двух зубов вполне хватит, чтобы отгрызть кусочек, но не хватит для рефлекторного жевания.
Поэтому лучше придерживаться в рационе того же подхода к консистенции пищи, которого придерживаются производители готового детского питания, а они меняют ее постепенно — сначала пюре, потом пюре с небольшими кусочками, потом — густая однородная пища и, наконец, густая пища с твердыми фрагментами. Но тут сложно обозначать возрастные рамки, говорит Евгений Олегович, поскольку все дети индивидуальны, и один в год с целым ртом зубов жует яблоко, а другой в полтора с тремя-четырьмя или чуть более зубками продолжает питаться пюре.
Не хочет есть, пока не включат мультики
Это еще одна распространенная проблема. Ребенок смотрит на родителей, копирует их, а 90% населения привыкло кушать, глядя в телевизор. К тому же некоторые, особо «догадливые» мамочки специально включают мультики, что ребенок отвлекся от яростного сопротивления приему пищи, пока она, заботливая мать, будет запихивать в него пару лишних ложек каши или пюре.
Комаровский рекомендует не формировать такой привычки у ребенка, а заодно избавиться от своей взрослой зависимости от телевизора.
Да, малыш, глядя в телевизор, съест больше. Но именно это и является главной опасностью. Когда ребенок во время приема пищи смотрит в тарелку, у него вырабатывается желудочный сок, столько необходимый для нормального пищеварения. А если он смотрит на героев мультфильма, то сок не вырабатывается, и такая еда пользы не принесет, и грозит заболеваниями желудка. Уже даже по этой веской причине нельзя есть, смотря мультики.
Советы
- Если ребенок не жует, а пытается лизать или сосать яблоко или печенье, не нужно ему спешить протереть это самое яблоко на терке или размочить печенье в молоке. Чащей давайте именно твердую пищу, если количество зубов позволяет, пусть тренируется. Получается у всех без исключения. Ни один ребенок еще не пошел в школу, не умея жевать пищу.
- Давать прикорм лучше всего специальной детской ложечкой, а не обычной чайной. Такой столовый прибор сделан из пластика, которым малыш не поранится, он имеет меньший объем, что не затруднит глотания. Если ребенок не принимает и такую ложку, не стоит кормить его так насильно. Пусть пока ест из бутылочки.
- Если ребенок отказывается жевать, глотать и брать ложку в руки, Комаровский советует пересмотреть режим питания. Вполне вероятно, что малыш просто не успевает проголодаться по-настоящему. Такое бывает в семьях, где крохе дают есть «когда пора», а не когда он сам просит есть. Перекармливание является не только причиной нежелания малыша принимать участие в самом процессе, это может запустить механизмы самых разных заболеваний. А потому перекармливать вреднее, чем не докармливать.
- Приучить ребенка кушать самостоятельно нетрудно, говорит Комаровский, главное «поймать момент» и помочь ребенку, ненавязчиво поддержать его в стремлении взять ложку, чашку в руки. Но приучать насильно, тем более, если ребенок еще не готов в самостоятельным действиям за столом, и уж тем более «давить» на кроху, — не самое лучшее родительское решение.
- Если ребенок избирателен в еде (он есть только что-то определенное), то это однозначно не голодный ребенок, считает доктор Комаровский. Настоящий голод полностью ликвидирует избирательность. А потому не стоит потакать такой избирательности, ребенок должен кушать то, что перед ним поставила мама. Если не ест — значит не хочет есть. Лучше подождать, когда он проголодается по-настоящему.
- Не нужно делать за ребенка то, что он уже способен делать сам. Если речь идет о том, что ложку не берет малыш в годовалом возрасте и чуть старше, это одно. Но все меняется, если ребенок в 3-4 года не хочет есть сам и требует у мамы, чтобы она его покормила. После двух лет Комаровский советует ставить тарелку, давать ложку и выходить из кухни на некоторое время, с каждым днем все более увеличивая время отсутствия.
Возвращаясь, маме не стоит интересоваться, сколько кроха съел ложкой, нужно делать вид, что ничего удивительного не произошло. Обычно через несколько дней ребенок начинает сам съедать как минимум половину положенной порции. Не забывайте проявлять максимум терпения и такта.
Источник
Многие родители не могут приучить ребенка кушать самостоятельно. Малыш отказывается принимать пищу, пока ему не включат телевизор, просит кормить его с ложечки.
Причины, по которым дети не желают, есть самостоятельно
Существует несколько причины, в силу которых дети не хотят есть сами, и самые распространенные среди них:
- некомфортная обстановка за столом;
- привычка кушать с развлечениями;
- невкусная еда;
- манипуляции родителями;
- отсутствие чувства голода.
Некоторые родители постоянно корят малышей за то, что те кушают неаккуратно, заставляют пользоваться ножом и вилкой. Или мать с отцом во время еды выясняют отношения. В таких условиях ребенку некомфортно, вполне естественно, что он не желает кушать.
Отложите споры и не ругайте малыша, хвалите его за то, как он держит ложку и вилку. Не корите, если испачкается, заранее наденьте на ребенка фартук, положите на коленки салфетку. Предоставьте возможность в полной мере насладиться вкусом еды, не переживая за этикет.
В некоторых семьях дети привыкли, чтобы их развлекали во время приема пищи, в противном случае не берут в рот ни кусочка. Не потворствуйте этой привычке. Родителям легче, когда их чадо, засмотревшись на героев мультфильма, поглощает все подряд, но это неправильная тактика.
Подавайте ребенку личный пример – не смотрите телевизор, сидя за столом. За обедом или ужином лучше пообщаться. Но самое правильное – это сконцентрировать на еде, чтобы она лучше усваивалась.
Если ребенок не желает есть самостоятельно, возможно, дело в невротической реакции. Его могло что-то напугать во время приема пищи, например, однажды он подавился косточкой с рыбы. Малыш уже не помнит, что его испугало, но «осадок» присутствует.
Не заставляйте его, не ругайте и не позорьте. Важно найти причину и с помощью психолога преодолеть страх.
Есть дети, которых сложно заставить кушать непривычную для них пищу. Допустим, дома им подают макароны с сосисками или картофель с курицей, а в гостях отказываются от новой еды. С другой стороны, если крох увидит, что все с аппетитом едят незнакомое ему блюдо, он согласится его попробовать.
Регулярно знакомьте ребенка с новыми продуктами, чтобы избежать такой ситуации. Предлагайте малышу заглянуть в холодильник и выбрать себе еду. Если сын или дочка категорически отказывается от овощей, готовьте супы-пюре или вырезайте фигурки из моркови и огурцов. Превращайте фрукты в смузи, давайте блюдам необычные названия, чтобы заинтересовать кроху, привлекайте его к процессу приготовления. Избирательность в еде легко ликвидировать голодом.
Иногда встречаются дети, не желающие кушать, чтобы угодить маме. К примеру, мама должны выйти на работу, но не хочет и говорит: «Как я отдам Колю в садик, он же ничего не есть, придется оставаться с ним дома». И Коля ведет себя так, как «запрограммировала» его мама. Другие родители стремятся таким способом продемонстрировать, что их ребенок особенный. Тут нужно разбираться с индивидуальными страхами.
Ни к чему хорошему не приводит и культ еды в семье. Не придавайте приемам пищи чересчур большое значение. Ребенок не покушал? Катастрофа! Согласился поесть? Радость. Кроха быстро осознает, что еда столь важна, что с ее помощью начнет манипулировать родителями. Не превращайте обеды с ужинами в особое событие. В перекусах в дороге и редких пропусках приемов пищи нет ничего страшного.
Если ребенок не желает есть, возможно, он не голоден. Когда родители постоянно запихивают в него еду, малыш просто не успевает проголодаться и осознать, что еда – это радость. Спокойно воспринимайте отказы принимать пищу. Подождите, пока кроха сам попросить покушать. Можно создать непредвиденную ситуацию с опустевшим холодильником. Сказать, что есть только макароны. Малышу захочется кушать, и он станет ценить даже простые блюда.
Полезные рекомендации
Создайте ребенку комфортную обстановку для приема пищи, не нужно никуда при этом торопиться. Воспитание детей требует времени – это относится и к обучению самостоятельной еде.
Если малыш не истощен и у него отсутствуют другие медицинские проблемы, предоставьте ему возможность получений обратной связи, он должен почувствовать голод.
Усадите ребенка за столом так, чтобы он мог спокойно покинуть свое место, и дайте ему еду. С большой долей вероятности первое время он будет уходить и возвращаться. Пару раз позвольте ему это.
Затем уберите со стола, сказав «Если ты наелся, я убираю еду до обеда». Если малыш соглашается, поверьте ему, даже если знаете, что он не наелся. К обеду ребенок проголодается и обязательно что-нибудь съест.
Включайте в меню блюда, которые малыш кушает лучше, не настраивайте на больших порциях. Выбирайте продукты, которые можно с легкостью съесть даже рукой, например, картофель, пирожки, а на десерт – фрукты. В качестве ужина можно приложить обогащенный калориями напиток: кисель или кефир с фруктовыми кусочками. Ребенок выпьет его, приложив минимум усилий и насытится.
На завтрак можно подать залитые молоком хлопья.
Отдавайте предпочтение калорийной пище, чтобы ребенок насыщался даже маленькой порцией.
Когда малыш есть, не вмешивайтесь в процесс, даже если он делает это очень медленно и вызывает раздражение. Запаситесь терпением.
Приучить малыша есть самостоятельно несложно, главное – «поймать момент», поддержать в ребенке это стремление. Не принуждать его и не упрекать, если он пока не готов самостоятельно действовать за столом. Но это касается только малышей, которые еще неуверенно держат ложку. Если ребенок может кушать сам, не делайте это за него. Поставьте перед крохой тарелку, дайте ложку и покиньте кухню ненадолго, постепенно увеличивая время своего отсутствия.
Проявляйте терпение, и скоро ребенок будет кушать самостоятельно.
Благодарим за внимание!
Источник
Автор Катя Куцкая На чтение 8 мин. Просмотров 724 Опубликовано 2 февраля, 2020
Независимо от того, происходит ли это естественно или нет, рано или поздно дети захотят научиться кушать самостоятельно. Некоторые проявят интерес в раннем возрасте. Они начнут с того, что положат маленькие кусочки еды со стульчика для кормления себе в рот. У других это желание может не появиться в течение достаточно долгого времени. Тогда возникает вопрос, как научить ребенка есть ложкой самостоятельно.
Как и во всех сферах развития, важно развивать самостоятельность детей. Большинство деток дошкольного возраста уже умеют кушать сами без помощи родителей. К тому времени, когда дети начнут ходить в школу, они должны быть в состоянии прокормить себя самостоятельно. Даже когда малыши еще очень маленькие, существуют меры, которые могут помочь подготовить их к тому, чтобы в конечном итоге они могли начать есть самостоятельно.
Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно: советы
Младенцы питаются инстинктивно, сосут грудь или бутылочку. По мере того, как они растут, дети потребляют гораздо более широкий ассортимент продуктов и захотят съесть их самостоятельно. Однако самокормление требует определенных навыков. Вы можете сыграть важную роль, помогая Вашему малышу учиться.
Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно
Теперь, когда Вы знаете, какой возраст является «нормальным» для самостоятельного кормления, важно упомянуть, что Вам иногда придется создавать ситуации, побуждающие детей прокормить себя. Если Вы автоматически накормите ребенка, он не будет склонен выражать свои потребности и развивать свою самостоятельность.
Чтобы помочь своему чаду, Вы должны начать с выполнения задания для них, затем вместе с ними, и, наконец, позволить им выполнить его самостоятельно. Благодаря этому процессу дети будут постепенно учиться кормить себя, уважая при этом свои потребности и ограничения.
Рекомендации, как научить ребенка есть ложкой самостоятельно
Кроме того, вот несколько простых приемов, которые помогут вам научить детей кормить себя.
- Создайте приятную атмосферу во время еды, включая спокойную музыку.
- Выступать в качестве собеседника для ребенка. Сядьте за стол с ребенком и не пожалейте времени, чтобы поесть с ним. Подготовьте все заранее и поставьте рядом все, что, по вашему мнению, ему может понадобиться, чтобы употреблять пищу самому.
- Предоставьте привлекательную посуду и столовые приборы, адаптированные для детей. Пластиковые предметы лучше всего подходят для самых маленьких.
- Адаптируйте свои ожидания. Рекомендации, приведенные выше, указывают, что дети должны делать в соответствии с их возрастом. Обязательно адаптируйте ваши запросы к их возможностям.
Чтобы помочь детям научиться пользоваться ложкой, положите руку на их ладонь и поднесите ложку ко рту. Их мозг зарегистрирует движение «Я ем с ложки». Конечно, Вы можете использовать игры и занятия, чтобы научить детей, как научиться пользоваться ложкой, нарезать продукты или наливать из кувшина.
Например, пусть они используют пластиковый нож, чтобы разрезать лепное тесто, наполняют стаканы водой, используя кувшин на улице в жаркий летний день, или приглашают родных «кормить» кукол. Благодаря игре у детей будут развиваться различные способности, которые могут быть весьма полезны во время еды.
Начало кормления
Обратите внимание на желание Вашего ребенка самостоятельно кушать. Еда пальцами — это первый способ, которым дети учатся кормить себя, и Вы должны следить за признаками того, что Ваш сын или дочь готов стать самостоятельным. Это может фактически начаться задолго до периода взросления, в возрасте около восьми или девяти месяцев. Вы можете заметить, что старший ребенок будет пытаться схватить пищу (или другие предметы) сначала всей рукой, а затем пальцами. Это признаки того, что он или она готовы начать учиться питаться самостоятельно.
«Клещевой захват» (способность захватывать мелкие предметы большим и указательным пальцами) особенно важен для эффективного самостоятельного кормления. Большинство детей развивает этот навык в возрасте от семи до одиннадцати месяцев.
Предложите ребенку безопасные продукты, чтобы есть его пальцами. Начните с того, что вы дадите кусочкам пищи Вашего малыша кусочки, которые легко жевать и глотать. Сначала придерживайтесь продуктов, которые легко растворяются во рту. С каждой неделей Вы можете начать предлагать гораздо больше продуктов питания. Педиатры рекомендуют включить в детский рацион следующие продукты:
- зерновые с низким содержанием сахара, особенно воздушные сорта;
- маленькие кусочки спелых, мягких фруктов, таких как бананы, манго, персики или арбуз;
- маленькие кусочки мягких, приготовленных овощей, таких как морковь, горох или сладкий картофель;
- тофу в кубиках;
- приготовленная паста;
- маленькие кусочки хлеба, рогалики или маффины;
- небольшие кусочки сыра;
Желательно учить ребенка кушать с помощью полезных продуктов, а не конфет или других сладостей.
Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно: рекомендации педиатра
Педиатры выделяют следующие советы, которые помогут Вашему малышу быстрее научиться есть самостоятельно:
Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно: советы
Практикуйтесь с Вашим ребенком
Питание — это возможность пообщаться и помочь Вашему ребенку учиться, поэтому не просто ставьте еду перед малышом и уходите. Посидите с ребенком, поговорите о новых продуктах и держите отдельные кусочки, чтобы обхватить их рукой. Возьмите руку своего ребенка в свою и продемонстрируйте.
Следите за удушьем
Всегда контролируйте своего ребенка, когда он или она учится есть пищу. Вы можете минимизировать риск удушья, сохраняя прикусы маленькими (но не такими маленькими, чтобы он или она могли проглотить, не жуя вообще).
Приготовьтесь к беспорядку
Младенцы и дети от двух лет становятся грязными, когда учатся есть. Используйте слюнявчик и постарайтесь свести к минимуму ущерб, сняв коврик с пола или поместив защитную крышку под стульчик вашего ребенка.
Хвалите усилия Вашего ребенка
Убедитесь, что ребенок знает, что кормление — это хорошо, и что он или она заставили Вас гордиться.
Следите за признаками того, что ребенок готов
Когда маленький ребенок может есть определенную пищу и начал брать у Вас ложку во время еды, он, вероятно, готов научиться есть самостоятельно с помощью ложки.
Выберите правильную ложку
Большие ложки будут слишком большими для рта малыша; лучше всего использовать чайную ложку. Подумайте о покупке специальных детских ложек, которые легче, закруглены сверху и обычно сделаны из пластика.
Начните с двух ложек. Для начала используйте две ложки: одну для себя и одну для ребенка. Вы можете кормить своего ребенка, как обычно, и он или она также может начать опробовать ложку.
Не беспокойтесь, если поначалу Ваш младенец использует ложку, прежде всего, чтобы стучать по тарелке или подносу для стульчика и обмазывать пищу вокруг. Самостоятельное кормление требует времени; он или она поймет это. Научите своего ребенка пользоваться ложкой. Покажите своему малышу, как держать ложку, а затем помогите, положив руку на его или ее руку для демонстрации. Медленно направьте ложку в рот малыша.
Итоги
По мере того как малыш учится, родитель также может начать использовать две миски. Вы можете кормить своего ребенка от одного. Малыш будет параллельно кушать из другой миски, в которой должно быть небольшое количество пищи.
Начните с более толстой, плотной пищи; они останутся на ложке, в то время как больше жидких продуктов будет капать, прежде чем ребенку удастся поднести ложку ко рту. Йогурт, творог и пудинг подходят хорошо. По мере развития ребенка переходите на более жидкие пюре и супы.
Ешьте, когда ест Ваш ребенок; семейное питание важно для обучения навыкам самостоятельного питания, общения и поведения.
В обязательном порядке хвалите усилия Вашего ребенка. Пусть малыш знает, что Вы гордитесь его или ее растущей независимостью.
Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно в 2-3 года
Дополнительные советы, как научить ребенка есть ложкой самостоятельно
- Не разогревайте бутылочку или еду ребенка в микроволновой печи, так как это может обжечь горло или рот ребенка. Вместо этого разогрейте бутылки в кастрюле с теплой водой или под струей теплой водопроводной воды. Встряхните бутылку после разогрева, чтобы молоко или пища разогревались равномерно.
- Всегда кормите своего ребенка в вертикальном положении ложкой. Для детей с особыми потребностями поговорите с врачом или терапевтами о сидении / адаптивном питании.
- Не позволяйте ребенку уснуть при кормлении. Молоко или другая пища накапливается во рту малыша и может вызвать разрушение зубов и удушье.
- Вы не должны давать ребенку твердую пищу в бутылочке. Это может вызвать удушье или переедание и замедлить развитие навыков кормления Вашего малыша.
- К таким продуктам (молочные продукты, яйца, соя, пшеница, рыба, моллюски, арахис и лесные орехи) раньше педиатры советовали относиться с опасением, так как они вызывают пищевую аллергию. Теперь рекомендуются именно эти составляющие для начала самостоятельного кормления в возрасте от двух лет. Поговорите с врачом, если у вас есть опасения или проблемы.
- Будьте терпеливы, предлагая новые продукты. Поскольку это можно седлать в несколько приемов пищи, пока чадо привыкнет к тому или иному ингредиенту.
Продукты, которых следует избегать:
- Острая, соленая и сладкая пища.
- Продукты, которые могут вызвать удушье, такие, как: орехи, семена, попкорн; чипсы, крендели.
- Сырые фрукты и овощи, такие, как морковь и яблоки; изюм, цельный виноград; кусочки булки;
- Липкие продукты, такие как ложка арахисового масла или зефир.
- Не давайте ребенку мед.
Любой продукт, который малыш пробует впервые, следует давать в небольшом количестве, чтобы избежать аллергии.
Источник