Ребенку 2 года не говорит о себе я
Появление в речи ребёнка своего “Я” означает то, что малыш добрался до важного этапа – он идентифицировал себя как отдельную личность. Но в некоторых ситуациях родители замечают, что ребёнок упорно говорит о себе же в третьем лице: “Саша уже помыл руки“, “Маша смотрит мультики“. У некоторых это вызовет лишь пожатие плечами из серии: “Ну говорит и говорит – что здесь такого?” А вот те, кто полезут в интернет, рискуют нарваться на слова о том, что оказывается подобное поведение у ребёнка является симптомом аутизма или даже умственной отсталости.
Да, речь о себе в третьем лице нередко действительно нехороший знак. Однако наблюдать этот момент можно не только в случае с аутизмом, но и при других нарушениях развития, а иногда и при полной норме.
Ребёнок говорит о себе в третьем лице при нарушениях развития. Почему?
Здесь причиной считается общая задержка развития социализации.
Развитие самоидентификации, в следствии которой в речи ребёнка и появляется “Я”, приводит к тому, что ребёнок начинает осознавать себя как отдельную личность внутри общества и своего микросоциума (семьи). Осознание своего “Я” ведет к тому, что малыш начинает методом проб ошибок прощупывать где и что можно делать, как себя следует вести, какая реакция к его “Я”, как к источнику каких-то явлений, будет у взрослых.
При аутизме социализация и коммуникация развиваются с задержкой и нередко искажённо. Этап самоидентификации отсрочивается, что и приводит к тому, что ребёнок говорит о себе, как о постороннем человеке.
Самоидентификация может пострадать и в следствие других нарушений развития – например, тяжёлые нарушения речи по типу алалии часто влекут за собой торможение развитии коммуникации и социализации, так как ребёнок попросту лишен возможности общаться с другими людьми.
При ЗПР и особенно при УО нередко тормозится развитие всех психических процессов. Самоидентификация, будучи компонентом эмоционально-волевой сферы, тоже не исключение.
А почему бывает так, что с ребёнком всё в порядке, а он всё равно говорит о себе в третьем лице?
Прежде всего, хочу отметить, что для детей ДО 3 лет такое поведение считается нормальным. Ребенок в этом возрасте ещё может не осознавать себя как отдельную личность и часто воспринимает себя как единое целое с близким взрослым (обычно с мамой).
С наступлением трёх лет на многих родителей обрушивается возрастной кризис с истериками и неожиданным непослушанием, однако вместе с тем у ребенка приходит и своё “Я”, которое начинает тестировать границы социальных устоев и самостоятельности.
Однако если ребенку перевалило за три года, а он о себе упорно говорит как о постороннем мальчике/девочке, то здесь уже есть повод задуматься.
фото из открытых источников
Не об аутизме или ещё чем-то таком, а о том, почему малыш не может преодолеть этот этап. Вообще для этого есть несколько причин, никак не связанных с болезнями:
- Взрослые любят определенным образом разговаривать с ребенком
Многие из них, общаясь с ребенком, говорят и о себе, и о ребенке в третьем лице. Например, мама говорит: “Сейчас мама оденется, а Машенька покушает и пойдем гулять!” Такой стиль речи уместен для годовалых младенцев, но не для 3-4 лет.
Признаюсь честно, эта причина не всегда заметна для самого взрослого – кажется, что ничего такого криминального в подобном стиле общения нет. Я тоже попалась в эту ловушку. У меня сын долго не говорил из-за алалии и я сама не замечала, что постоянно говорю и о себе, и о Лёве в третьем лице. Собственно, совсем неудивительно, что когда он наконец-то начал говорить, я стала слушать перлы типа: “Лёва не хочет спать“, “А Лёве купят булочку?“.
РЕШЕНИЕ: менять в первую очередь себя, приучая своим примером к правильной речи. Это работает. Не сразу, – у меня ушло 3 или 4 месяца, – но ребенок переучился говорить правильно.
- Гиперопека – она искусственно притормаживает развитие ребёнка на уровне более раннего возраста
Из-за этого развитие самоидентификации тоже задерживается и получается так, что даже без каких-либо отклонений по здоровью, развитию и с правильной речью в окружении, ребенок все равно долго не использует “Я”, так как психологически все ещё не отделился от мамы или другого опекающего взрослого.
РЕШЕНИЕ: дать больше самостоятельности, свободы выбора и обязанностей. В безопасных ситуациях меньше переживать, что ребенок что-то не то наворотит – в конце концов, малыш ценнее любых разбитых стаканов, рассыпанного мусора и не так нарисованных цветочков.
- Мало внимания от взрослого
Дети в таких ситуациях пытаются его получить, возвращаясь на более ранний этап развития – они могут “разучиться” ходить на горшок, начать чаще проситься на ручки, необычно прилипчиво вести себя.
Самоидентификация в таком случае отходит как бы на второй план. Чаще всего такой феномен наблюдается при появлении в семье “конкурента” за внимание – младшего брата или сестры.
РЕШЕНИЕ: простое и очевидное – стараться распределять свое время так, чтобы и ребенку его хватило.
Спасибо тем, кто дочитал до конца!
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Ролевая игра как способ развития коммуникации у детей с нарушениями развития (аутизм, алалия, ЗПР)
“Избирательный контакт” – про элективный мутизм и его отличия от алалии, аутизма и шизофрении.
“Ребёнок-пылесос” – как отучить ребёнка с особенностями развития тянуть всё в рот
Источник
15.05.2015
Ребенок не говорит о себе в первом лице – что делать?
Маму Викторию волнует следующая проблема: «У меня сыну 3 года 2 месяца. Я читала, что дети с 3 лет должны себя называть «я», как его этому научить? Он у меня говорит: «Саша хочет кушать, Саша хочет гулять, дай Саше…» Частичку «я» совсем не произносит по отношению к себе». Отвечает Ольга Николаевна Теплякова, психолог, главный методист Галки-Игралки.
Давайте уточним, какие основные причины есть у такого поведения:
1. Не всегда это наименование себя – «Я» – продиктовано возрастом ребёнка.
Часто этот переход «запаздывает» по другим причинам. К примеру, не достаточно сформирована персонализация ребенка – то есть он не отрывает себя от матери, ощущая себя и мать единым целым.
2. Другая причина – довольно распространенная – малышу сами взрослые в семье часто говорят: «САША будет одеваться, Саша ест кашу». То есть, говорят о ребёнке в третьем лице, не замечая того, навязывают ребёнку такое отношение к самому себе.
3. С трудом меняют эту позицию дети аутисты. Даже говорящие, часто очень долго сохраняют отраженную речь, повторяя за взрослым «Саша не хочет…»
Как помочь ребенку персонализировать себя:
1. Помочь малышу может твердая мамина позиция в употреблении местоимений в быту: «Саша, иди ко мне! Ты съешь яблоко или грушу?», «Я мою руки!» – это мама о себе. «Ты будешь мыть руки сам?»
2. Помните, что центром обучения в этом возрасте является игровая ситуация. Касательно данной проблемы игра позволяет моделировать ситуации с «Я» еще проще, чем в быту: «Мишка, садись в машину, Я тебя повезу!» (часто мама говорит «МАМА тебя повезёт» или «САША тебя повезет»).
В данном случае, даже употребляя местоимение «МЫ» – «Мы тебя повезём» – мы рискуем не добиться нужного результата, т. к. не выделяя СЕБЯ из ситуации, малыш не может дифференцированно сказать о себе «Я», а о маме – «ТЫ».
Есть отдельная группа игр, направленных на формирование персонализации. К примеру, игры с мячом. Когда катим или кидаем мяч, мы предварительно говорим малышу:
– Раз, два, три! Саша, лови!
И радуемся: «Ты поймал мяч!»
Отлично помогают игры, в которых мы произносим имя участника, даже если этот участник – мама или папа, бабушка или дедушка. Часто при этом не произносятся местоимения, но сам факт наличия отдельного имени у каждого из окружающих взрослых очень сильно влияет на осознание ребенком себя как отдельной единицы, то есть личности.
Любимые всеми малышами прятки будут весьма полезны для персонализации себя ребенком: «Кто там?» – «Это я – мама!», «А где Саша? Вот ты где!».
Не менее обожаемые догонялки также помогут отделить себя от мамы (ведь, если вы одно целое, далеко не убежишь)). В бесплатной подборке Галки-Игралки есть замечательная игра про рыбку, где как раз можно маме-рыбаку половить крошку-рыбку: «Я тебя сейчас поймаю!».
На сайте Галки-Игралки есть и другие замечательные игры, которые помогут ребенку говорить о себе «Я»:
Старайтесь следить за своей речью и правильно употреблять первое, второе и третье лицо в своих диалогах с ребенком!
Надеемся, наши рекомендации помогут многим мамам избежать такой проблемы и правильно разговаривать со своим ребенком. Пусть у наших деток все будет хорошо!
Ваш малыш уже называет себя «Я»? Вы сталкивались с такой проблемой? Какой выход нашли для себя?
Также рекомендуем прочитать:
Введите Ваш комментарий и нажмите “Отправить”:
Источник
Сначала родители мечтают о том моменте, когда их ребенок начнет разговаривать, а затем ждут, когда он научится делать это правильно. Путаница в лицах и поле — частая проблема малышей. Вместо «я хочу гулять», кроха заявляет вам: «Рома хочет гулять» или «Рома хороший мальчик». Причин у данного явления может быть несколько, к тому же, существуют возрастные критерии. Итак, когда подобное поведение ребенка не должно вызывать беспокойства, а когда стоит обратиться за помощью?
Возможные причины
Одной из основных причин того, что малыш говорит о себе в третьем лице, является возраст. Психологи объясняют это тем, что сепарация (отделение) «Я» ребенка от эмоционально значимого лица (матери) происходит примерно в 3 года. Именно в это время малыш начинает проявлять самостоятельность и пытается контролировать свое поведение: «я сам возьму» или «я сам надену». До этого он воспринимает себя фактически слитым с матерью. Она за него все делает и говорит о нем в третьем лице или первом лице множественном числе, например: «Сейчас МЫ покушаем и искупаемся».
Поэтому второй причиной как раз является речь родителей. Замечали ли вы сами, как разговариваете с ребенком? Такие предложения, как «Ваня наелся?», «Катюша хочет спать?» малыш может просто копировать. Многие мамы так общаются с детьми, когда те еще совсем крохи. Ведь мама носила ребенка в себе целых 9 месяцев, поэтому процесс психологической сепарации идет и у матерей тоже. Но если вы продолжаете так общаться и с 3-, и с 4-летним ребенком (а бывает, и старше), то это уже проблема, которую нужно незамедлительно устранять, потому что это может повредить малышу.
Третья причина — задержка психического развития и аутизм. Такие диагнозы ставит только врач. И если вас сильно беспокоит то, что ребенок говорит о себе в третьем лице, а первые две причины исключены, то обязательно обратитесь к специалисту.
До какого возраста это норма?
Как вы уже поняли, до 3 лет у детей еще продолжается процесс самоидентификации, поэтому бить тревогу не нужно. Максимум – понаблюдайте за своей речью. Заметьте, что в семьях, где к ребенку как можно раньше начинают обращаться на «ты» и поощряют самостоятельность, идентификация своего «Я» и кризис 3 лет проходят быстрее и проще.
Если малышу уже четвертый год или он старше, но продолжает говорить о себе в третьем лице, проанализируйте свое общение с ребенком и общение с ним бабушек и дедушек. Если вы заметили, что продолжаете обращаться к малышу неправильно, то, скорее всего, дело в вас, а не в проблемах со здоровьем. Включите в свою речь следующие фразы: «Я готовлю ужин, чтобы ты мог покушать», «Когда я соберу вещи, ты и я пойдем на улицу, мы будем гулять вместе».
Обратите внимание, что концентрироваться нужно не только на обращении к малышу на «ты», но и на обозначении себя как «Я». Т. е. не «Мама сейчас закончит дела», а именно «Я закончу дела». Также чаще задавайте ему вопросы следующей конструкции: «Это ТЫ разбросал игрушки?». Не путайте с вопросом «Кто это разбросал игрушки?», малыш вам ответит: «Коля разбросал». А ваша задача: добиться ответа «Я разбросал игрушки».
Если результата за месяц не наблюдается вообще никакого, необходимо сообщить о проблеме педиатру или обратиться напрямую к неврологу и психологу. Так же стоит поступить и во всех остальных тревожных случаях, особенно когда раньше вы не замечали такого явления.
Заключение
Родители часто забывают, что дети копируют их поведение и речь, поэтому многие проблемы у ребенка созданы ошибками в воспитании и общении с малышом. Будьте внимательны не только по отношению к детям, но и к себе тоже. Чтобы речевое и психологическое развитие ребенка шли нормально, уделяйте больше времени изучению норм и аномалий развития, а также методов воспитания. И ни в коем случае не пускайте все на самотек, ведь проблема может усугубиться.
Источник
Проблема именно правильного употребления местоимений у моего сына продолжается уже больше года, с тех пор, как он заговорил. В самом начале я не передавала этому значения, я просто радовалась тому, что он хотя бы называет себя по имени и что речь у сына стала развиваться.
Примечание: местоимения мы, они, она, он – сын употребляет правильно.
Но спустя полгода, когда ребёнок уже говорил предложениями, эта проблема местоимений стала нарастать. Говорил он так:
“Коля будет кушать, играть, спать…”, “Тебе надо купить машинку ( имея ввиду себя)”, “Отдай твою машинку (опять же имея ввиду себя) и т.д.”
Меня это забеспокоило и стала думать как помочь своему ребёнку. Сегодня поделюсь с Вами нашими с сыном занятиями по местоимениям.
Как научить ребёнка правильно применять местоимения?
Первый вывод, который я сделала для себя, исходя из своей речи, я перестала говорить о сыне Сама в третьем лице, потому что ребёнок повторяет за мной, эхолалит, и учится не правильно говорить, например:
Кто тут пришёл? Коля. А Коля будет кушать, а Коля пойдёт гулять?
Обращение Коля я заменила на Ты и перестала разговаривать с ним как с маленьким, больше передо мной не стояла задача, чтобы он выучил своё имя.
Поэтому совет для Вас, родители, если у Вашего ребёнка есть такая же проблема, то прежде всего обратите внимание на свою речь и то как Вы обращаетесь к ребёнку.
А теперь перейдём к упражнениям, которые я проводила и до сих пор провожу с сыном.
“Кто в зеркале?”
Подводим ребёнка к зеркалу и спрашиваем у него:
Это кто? Указывая, на отражения ребёнка в зеркале.
Ребёнок называет себя по имени, а Вы поправляет его и говорите “Я”.
Такое упражнение можно делать несколько раз в день, а чтобы разнообразить, можно взять ещё игрушки и показывать их и Вашего сына поочерёдно в зеркале, пускай ребёнок называет свои игрушки, а потом и себя.
Упражнение на местоимения Тебе/Мне.
Эти местоимения мой сын путает постоянно, а как научить ребёнка правильно их применять и объяснить ему, что если я говорю про него “тебе”, то он должен наоборот применять в отношении себя местоимения меня/мне, я не могла сообразить. Устные разговоры не помогали, ребёнок просто не понимал, что я от него хочу.
И здесь мне на помощь пришли настольные игры, такие как лото или домино. Я их череду, чтобы не надоели.
Берём домино, даём ребёнку фишки и просим его раздать их, чтобы начать игру. При этом ребёнок каждый раз, когда раздаёт фишку произносит:
ТЕБЕ/Мне.
Вот пример раздачи фишек в домино:
Так же для тренировки этих местоимений, я использую ещё детское лото.
Наше лото
Все же знают правила этой игры? Нужно закрыть все поля фишками и у кого быстрее получиться это сделать, тот и выиграл. Так вот, мой ребёнок очень азартно играет в эту игру и когда я достаю фишки из мешочка, то он смотрит у кого есть такая картинка и говорит:
Коля/мама – это было раньше, а теперь у тебя/у меня.
Учебный процесс именно в игровой и не навязчивой форме отлично подходит всем детям, вне зависимости, есть у ребёнка какие-то особенности в развитии или нет.
Конечно, всё пришло не сразу и я постоянно его учила правильно говорить, да и сейчас ещё и поправляю его, и занимаюсь с ним. Но стало значительно лучше.
———–
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, если статья была Вам полезна. Спасибо, что читаете.
Источник
Нужно ли переучивать и поправть его, когда он про себя говорит в третьем лице,
Обычно у нас звучит так: Саша хочет, дай Саше и т.д
Мне кацца, переучивать точно не надо :))) Скажет, когда созреет :)))
Не помню, когда начали так грить… кажется, года в 3 %)
это нормальный период!!! осознание себя позже чуть будет . у нас было годам к 2 только)
далеко, далеко, на лугу пасутся ко… Правильно, коалы! (С)
как-то само собой случилось, сначала он все время грил – Марик, Марик, потом пиисят на пиисят с “я, мне, мой”, щас ооочень редко услышишь “Марик чивонить там”:)
к двум с половиной точно станет грить%) ну или к трем:)
Боишься – не делай, делаешь – не бойся (с)
и мой где-то в 2 и 10 начал
Хм, а мой говорит о себе “я” довольно давно, кажется, ещё двух не было, когда начал, а вот имя своё не хочет сказать ни в какую. Задаём вопрос: “Ты кто?”. Отвечает: “Я”, – или хитро улыбается. Всех остальных челнов семьи по имени зовёт, говорит, что мама “Мася”, папа “Сяся”, бабу, деду и тётю тоже называет. Почему себя не хочет?
Проблема современного мира в том, что дураки уверены в себе, а интеллигентные люди полны сомнений (Бертран Рассел)
ну вот, у кого что! мой последний месяц на вопрос – как тебя зовут, хитро отвечате – РЫБА! хоть заспрашивайся и заисправляйся, рыба и все тут
Ой .а у меня дак вообще только и слышно Я, Леня ЛОЛО(Это пингвин из мультика), прикольно так
Детки только с трех лет начинают говорить о себе “Я”, насколько я знаю. А до этого времени только в третьем лице, по имени. Ну или как у меня – то коровка она, то киска. Два дня назад начала говорить что она “Тятя” – то есть Настя. Так что не стоит волноваться, если вам еще не три годика.
Алиска у меня в два полностью перешла на “я”. А так вроде до трех лет примерно (плюс-минус) в третьем лице говорят %).
Я думаю, надо не то чтобы переучивать, просто не забывать самим говорить нормально :). А так само пройдет.
У нас как-то рано стал себя отражать. То есть я вообще третьего лица не помню. Как говорить начал, так сразу “я”. А вот брательник мой вообще себя “он” называл – “он не хочет”, “он не пойдёт”, “он играет”%) И так лет до 3-х%)
Гармония мира не знает границ, а сейчас мы будем пить чай(с)
Мой – аналогично. Говорить имя начал гораздо позже, чем “Я”. “Я” – гдето года в полтора, имя – ближе к двум
Вот-вот,мои обе про себя в третьем лице не говорили практически.
Чё это означает?Может плохо?
Мой где-то в возрасте около 1,10-2 года говорил “я”, “мне”, пока не научился хоть как-то произносить свое непростое имя (Сережа:)). Теперь только Сережа, Сереже и т.д., про “Я” и “Мне” забыли.
Клюква
не забывать самим говорить нормально
Т.е. нельзя говорить “мама устала” о себе, например? И к нему обращаться во втором лице, а не в третем? да?
некоторые ошибочно полагают, что белое вино нужно пить с рыбой. это неверно. люди не должны пить с рыбами
нам 2.9 и до сих пор про себя в 3-м лице говорим, причем даже не по имени, а “ляля” %) . она почему-то упорно считает себя лялей 🙂 “я” несколоко раз проскальзывало, но это скорее редкое исключение пока
Все женщины ангелы, но когда отрывают крылья, приходиться летать на метле
Ну по идее да, хотя б иногда %). Иначе как он узнает, что нужно говорить во первом и втором лице ;).
мы вроде давненько говорим я и мне, несколько месяцев уже точно..
У нас Тим (1,9) на вопрос “ты кто?” отвечает мальчик, на вопрос “как тебя зовут” грит Ибга-че ет такое никто не знает. Ну и вообще, если спрашиваешь его “а это кто сделал…” отвечает -мальчик. Пока даже по имени себя не называет.
Спасибо всем, кто откликнулся и написал. Поняла , что у нас не всё так плохо, постепенно научимся 🙂
По имени мы себя называли уже в год, сейчас знает когда нужно сказать “моё”, а вот про себя “мне” пока никак
так мы звук “з” не выговариваем:) Сережа- Дидежа.
Клюква
Иначе как он узнает, что нужно говорить во первом и втором лице
У меня как-то напополам получается. Потому что иногда, когда я говорю о себе “я”, не уверена, что он понимает, о ком речь %) Тогда добавляю “мама сделает…”
некоторые ошибочно полагают, что белое вино нужно пить с рыбой. это неверно. люди не должны пить с рыбами
Ну вот лично я до сих пор реулярно про себя “мама” говорю, а про Алису – “Алиса” :). Сама поражаюсь, как ей при этом удалось в столь юном возрасте разобраться во всех тонкостях русского языка :D.
А к примеру у Anyone Полинка почти в 2,5 говорила исключительно “Ты хочешь сока?” (с вопросительной интонацией %)), имея в виду “Я хочу сока”, и все остальное в таком же духе. Очень забавно :).
Источник