Ребенку 2 года идем в садик что делать
1) Проблема: отрыв от мамы.
Потребность общения со сверстниками начинает формироваться у ребенка лишь к 3 годам. До этого возраста взрослый является для малыша и партнером для игр, и образцом для подражания, а также удовлетворяет потребность ребенка в общении и внимании. Сверстники же сами нуждаются в этом, поэтому в полной мере заменить взрослого не могут. Отделение ребенка от взрослого происходит к концу раннего возраста (именно к 3 годам). Вот почему адаптация к яслям – длительный процесс. Просто двухлетний малыш очень привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест с его стороны, особенно если он эмоционально чувствительный.
Эмоционально неразвитые дети период адаптации переносят легко, так как у них не сформирована привязанность к матери. Многие мамы, сравнивая детей, посещающих детский сад с 2 и 3 лет, отмечают, что чем раньше ребенок был отдан в дошкольное учреждение, тем более он общителен. Да, это так, но психологи отмечают возможную опасность: первичный эмоциональный контакт ребенок установил со сверстниками, а не с матерью, что может отрицательно повлиять на развитие его эмоциональной сферы (в будущем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания).
Что делать?
– окружите ребенка заботой и вниманием, чаще ласкайте и обнимайте, говорите, как сильно вы его любите;
– как можно больше играйте и общайтесь с малышом;
– оставляя ребенка в садике, говорите, что вы за ним обязательно вернетесь.
2) Проблема: страх перед воспитателем или новой ситуацией в целом.
Дети 2 лет испытывают страх перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что также ярко проявляется в яслях (этот страх может привести к тому, что ребенок становится возбудимым, обидчивым, плаксивым, чаще болеет, т.к. защитные силы организма истощаются стрессом).
Что делать?
– в первые дни не надо оставлять ребенка в садике надолго: достаточно 1 часа (по мере адаптации это время увеличивается);
– если возможно, подберите для ребенка группу, куда уже ходят его друзья;
– еще до посещения садика займитесь расширением круга общения вашего малыша;
– объясните ребенку, кто такая воспитательница, и зачем она нужна.
3) Проблема: ребенок не умеет общаться со сверстниками.
При посещении детского сада в раннем возрасте могут создаться условия, когда среда негативно влияет на развитие личности, поскольку ущемляет его. Подобная ситуация случилась с сыном моей знакомой, когда возникло противоречие между требованиями сверстников и возможностями ребенка в игре, которые оказались ниже требуемых.
Что делать?
– предоставьте ребенку возможность взаимодействовать с другими детьми вне детского сада;
– понаблюдайте, что вызывает у малыша затруднения в общении, и проработайте выявленные трудности с помощью сказок и игр;
– учите ребенка играть и общаться.
4) Проблема: трудности с соблюдением режима.
В детском саду для всех детей установлен единый режим, и чтобы привыкнуть к нему, ребенку требуется определенная самодисциплина. Не каждый малыш на это способен.
Что делать?
– за 3-6 месяцев до первого посещения детского сада начните готовить ребенка к «садовскому» режиму;
– в выходные дни также создавайте для малыша режим, похожий на режим дня в саду;
– научите вашего ребенка навыкам самообслуживания: мытье рук, одевание, еда и т.д.
***
И все же, несмотря на то, что наблюдаются некоторые общие закономерности адаптации к детскому саду, каждый ребенок привыкает к нему по-своему. Все потому, что процесс адаптации включает разнообразные индивидуальные реакции, которые зависят от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от воспитания в семье и условий пребывания в дошкольном учреждении. Так что, если есть необходимость отдать ребенка в ясли-сад раньше 3 лет, не бойтесь -отдавайте, но обязательно окружите кроху большей заботой и любовью дома, это позволит ему преодолеть трудности социализации в новой обстановке.
Источник
Август – месяц подготовки детей к школе. Учебники, тетради, форма спортивная, форма ученическая… В магазинах толкучка. Школьники догуливают последние вольные деньки. Будущие первоклассники и их родители – в ожидании начала новой жизни.
В детский сад со слезами
Есть, однако, еще одна категория ребятишек, которых осенью ждут большие перемены. В июле-августе проходит комплектование групп в дошкольных учреждениях, и 1 сентября многие малыши впервые переступят порог детского сада.
Среди них будут и совсем маленькие дети – двухлетки. Раньше их принимали в ясли, потом в связи с демографическим спадом в большинстве дошкольных учреждений ясельные группы закрылись. Сегодня, спасибо материнскому капиталу, детишек народилось много, и тенденция такова, что их матери хотят выйти на работу пораньше.
Причем далеко не всегда по причинам материальным. Многие молодые женщины жалуются на однообразие домашней работы, усталость от ухода за ребенком, страх потерять профессиональную идентичность, отстать от коллег.
Своих детей они стремятся определить в дошкольное учреждение к двум годам. Новые современные здания детских садов теперь сдаются в эксплуатацию непременно с помещениями для ясельных групп, но дефицита мест для двухлеток они пока не покрывают. Так что первая проблема для семьи – это место получить.
Но вот она решена, направление в детсад на руках. И тут счастливые родители осознают, что их кровиночку придется вырвать из привычной домашней обстановки, а ребенок совсем еще маленький, даже не говорит толком…
Как считает заместитель директора психологического центра г. Михайловска, педагог-психолог Виталия Березуева, чем раньше семья задумается над тем, готов ли ребенок посещать детское учреждение, тем лучше. Причем готовность эта определяется не умением малыша держать ложку в руке – в конце концов, в саду покормят (и пуговицу застегнут). Важнее другое. Многие дети в два года еще находятся в неразрывной связи с матерью, процесс сепарации (эмоционального отделения) от нее у них еще не завершился. Если мать уходит из дому и ребенок, ее поискав и даже, может быть, немного покапризничав, успокаивается и проводит время с другими членами семьи, это говорит о том, что, скорее всего, опыт посещения детского учреждения будет для него позитивным. Если же любая разлука с матерью вызывает у малыша стресс, он кричит, его нельзя успокоить до ее прихода, отдавать его в дошкольное учреждение рано. То, что многих таких ( «несепарированных», как говорят психологи) ребятишек все равно волокут в детский сад, может быть чревато для них травмой, которая будет сказываться в дальнейшей жизни. Малыш ведь не понимает, что мама хочет выйти на работу, чаще всего он думает, что детсадом его за что-то наказали, ощущает себя брошенным, испытывает и чувство вины, и отчаяние. Рассказы о том, что «в садике много деток» и он будет с ними играть, вряд ли его заинтересуют. Кстати, умеет ли малыш общаться со сверстниками, тоже определяет степень его готовности посещать детский коллектив. Хорошо, когда в гости к родителям приходят друзья с детьми или у малыша есть какие-то навыки общения во дворе, на детской площадке.
Вообще-то, говорит В. Березуева, хорошо бы, чтобы ребенок до трех лет мог находиться дома с мамой. Трехлетний декретный отпуск обеспечен матери российским законодательством (правда, оплачивается он только первые полтора года).
Что все-таки заставляет молодых мам отрывать от себя детей раньше? Большинство выходит на работу. А некоторые и не идут – просто сбрасывают с себя заботы о маленьком ребенке, которые кажутся им рутинными.
По мнению психолога, не все причины такого поведения на поверхности, есть и более глубокие. Например, неумение женщины получать удовольствие от общения со своим ребенком, от того, как он на ее глазах растет, развивается. Нынешним матерям чаще всего неоткуда взять подобный опыт. Рожденные в восьмидесятые-девяностые, они сами были отправлены в ясли в полтора-два года – семьи выживали как могли. Их собственное общение с матерями не дало им такого примера, когда женщина и ее ребенок счастливы вместе.
Если копнуть глубже, то и сегодняшние бабушки подобного опыта лишены: они родились в эпоху, когда отпуск по уходу за ребенком составлял полгода. Этот самый уход ни в советские, ни в постсоветские времена не считался у нас значимым делом.
Есть и другая сторона вопроса: рядом с матерью и ребенком должен находиться его отец, другие члены семьи. Вечно недосыпающей, не имеющей времени на себя толком в зеркало посмотреть усталой женщине трудно излучать любовь. Далеко не всегда мужчина это понимает: она же дома сидит, на работу не ходит – какая, мол, ей нужна помощь! Получается, что на работе лучше…
Итак, советы от психолога Виталии Березуевой тем родителям, кто все-таки решился отдать своего двухлетнего малыша в детское учреждение.
1. Посетите детский сад до того, как ребенок туда пойдет. Посмотрите на обстановку, узнайте, как организован день. А главное, познакомьтесь с будущей воспитательницей вашей дочки или сына. От нее будет зависеть жизнь, здоровье, настроение ребенка несколько лет. Очень важно, чтобы она была доброжелательной, отзывчивой. Постарайтесь наладить с ней контакт. Многие родители считают, что все решают подарки или «конверты». Увы, гарантий нет. Если воспитательница детей и работу свою не любит, то «за подарки» она разве что на вашего малыша будет кричать меньше, чем на других. Если вы увидите, что ребенку с ней плохо, не миритесь с этим. В крайнем случае, поменяйте группу.
2. Разговаривайте с ребенком о том, что он будет посещать детское учреждение. Обязательно объясняйте ему, что любите его, что все члены семьи будут продолжать о нем заботиться, в свободное время гулять, играть. Говорите с ним спокойно, уверенно – если вы встревожены, напуганы грядущими переменами, то и малышу эти чувства передадутся.
3. Поначалу забирайте ребенка из дошкольного учреждения пораньше, двух часов пребывания на первых порах достаточно.
4. Если вы видите, что малыш не готов посещать детсад, каждый поход туда сопровождается криком, бурным сопротивлением, подумайте, стоит ли платить такую цену. Возможно, у семьи имеются ресурсы, чтобы он мог в домашней обстановке созреть для сепарации. Кстати, если он не кричит, но идет в группу с покорным, обреченным видом и проводит день ни с кем не общаясь и не играя, – это для него еще хуже.
И удачи вам и вашему ребенку!
Лариса ПРАЙСМАН
В детский сад – в два года / Газета «Ставропольская правда» / 12 августа 2015 г.
Источник
Отдавать ли ребенка в сад в 2 года, или не торопиться и отдать малыша в сад ближе к 3 годам? Надеюсь, моя статья поможет вам сделать выбор. Плюсы и минусы садика для детей 2 лет я опишу исходя из личного опыта. При правильной организации посещения детского сада ребенком 2 лет плюсов будет значительно больше, чем минусов.
Учитывая, что все карапузы отличаются темпераментом и привычками каждая семья должна сама принимать это решение, без влияния бабушек и дедушек. Часто можно услышать позицию старшего поколения, что отдавать ребенка в ясли в 2 года, а мама при этом не выходит на работу настоящее издевательство над ним. Думаю, никакая мама не станет пытаться отправить малыша в сад, если он к этому не готов.
Плюсы от посещения сада для ребенка 2 лет:
- Ребенок с раннего возраста обучается взаимодействию с другими детками (держаться за руки, жалеть)
- Меняться игрушками,
- Отстаивать своё право собственности (если не хочет делиться любимой игрушкой он вовсе не обязан это делать),
- Формируется понятие « моё – чужое»,
- В этом возрасте легче, чем в 3 года происходит привыкание к садику,
- Вырабатывается график питания (многие мамы жалуются на плохой аппетит у деток, но в садике многие малыши начинают вес набирать),
- Если карапуз все еще не ел всегда сам, в садике навык самостоятельного приёма пищи постепенно осваивается,
- Малыши учатся складывать после себя игрушки (дома это делают родители, или бабушки),
- Отдавая 2 годовалого ребенка в сад, который все еще носит подгузник, вы довольно быстро заметите, что перешли на обычные х/б трусики. Вот тут статья о приучении ребенка к горшку. Учитывая, что малышей высаживают на горшок по часам, через месяц-другой ваше сокровище осилит такое понятие, как « проситься на горшок»),
- Ваше сокровище вырабатывает стойкую привычку не просто спать днем, а САМОСТОЯТЕЛЬНО ЗАСЫПАТЬ, а проснувшись лежать тихонько, пока не проснуться другие детки,
- Всё время проведенное малышом 2 лет в садике продуктивно (хоть это 3 часа, хоть 6 часов), ведь карапузам читают сказки, они играют на свежем воздухе, рисуют, лепят. Даже катая куклу в коляске, или стуча игрушечным молоточком, малыши развивают как логику, так и моторику,
- Те детки, которые плохо разговаривали, довольно быстро начинают наверстывать упущенные навыки,
- Карапузы помаленьку учатся сами обуваться и одеваться.
Это далеко не все перечисленные плюсы, но нужно признать, что для некоторых малышей могут быть и минусы.
развитие ребенка при посещении садика пойдет быстрее
Какие минусы посещения садика 2 летним ребенком:
- Если кроха привык поздно ложиться и поздно вставать, то предстоит «ломать» данный режим. Моя принцесса, например, усыпала ближе к 22.00,но и просыпалась примерно к половине 10 утра. Сейчас я укладываю её спать ближе к 21.00,а бужу в начале 8 утра. Всё заранее наглажено. Остаётся только умыть, почистить зубки, высадить на сидушку унитаза и одеть. Это занимает у нас минут 20, и минут 5 мы идем до нашей группы,
- Предстоит период « отлучения от мамы».
- Адаптация к микроклимату данного детского коллектива у всех малышей проходит по – разному. Одни малыши практически не болеют, другие крайне болезненны и посещают дошкольное заведение редко и с большими интервалами. В предыдущей статье я писала, когда лучше отдавать малыша в сад и как подготовить ребенка к садику.
- Если воспитатель не имеет достаточного опыта и в группе большая разница между детками ребенка могут обижать более старшие – толкать, забирать игрушки.
Минусов как видите немного, плюсов больше.
Не стоит забывать, что мамы за 2 года накапливают усталость, особенно если нет бабушек и дедушек. Давайте проанализируем, что получит мама, отдавая своё сокровище в сад пусть даже на несколько часов. Море свободного времени вы можете тратить по своему усмотрению.
Плюсы для мамы посещения садика 2 летным ребенком:
- В первые дни это непередаваемое удовольствие от того, что пусть и несколько часов, но в доме порядок и тишина,
- Можно спокойно поесть, а не давиться,
- Наконец-то принят ванну, а не душ за 7 минут,
- Открыть окна не на проветривание и не волноваться, что ребенок влезет на окно и выпадет через москитную сетку,
- Всё перестирать и перегладить (не воюя на обладание утюгом и только наглаженными вещами)
- Спокойно не только надеть белое, но и остаться в белом (а не сером после того, как взяли сокровище на ручки).
- Трезво оценить какие вещи и игрушки вы можете отнести в церковь или дом малютки.
После первых дней время вы начинаете тратить рациональнее
- Сходить на море, почитать, записаться на массаж или в фитнесс-клуб,
- приготовить какое-то сложное блюдо не ночью, когда уложили карапуза, а днем,
- Наконец-то критично взглянуть на себя в зеркало и основательно собой заняться. Всегда найдется решение, если выпадают волосы, для проблемной кожи лица также есть очень много масок.
- Многие мамочки, похудев, замечают, что стала плоской попа и эти несколько часов можно заниматься фигурой,
- Перебрать свой гардероб и продумать, как его обновить. Меня посещает множество идей. Так одна из них – своими руками связать кружево для вставки на спину в новую белую льняную кофточку.
- Связать, сшить что-то себе, либо ребенку,
- Зачастую на рубеже, когда крохе исполняется 2 года, женщина вновь беременна. Отдав ребенка в сад можно полноценно пару часов отдохнуть и даже вздремнуть.
Выводы автора о том, стоит ли отдавать ребенка в сад в 2 года
Как видите плюсов намного-намного больше в том, чтоб малыш посетил детский сад в 2 года. Есть еще один момент, о котором может и не принято говорить. Лично меня всегда мучила совесть, что сегодня из-за уборки, готовки я не порисовала с дочуркой – отделавшись мультиками, или аудиосказкой. Укладывание на дневной сон у нас занимает от 30 минут до 2 часов. Все сказки по нескольку раз перечитываем. Готовка на кухне с моей принцессой гарантирует, что все будет в муке, все будет проверено на прочность, и мамина нервная система также.
Порою, в самый, казалось бы, неподходящий момент, дочка берет за руку: «Строить» и тянет к игрушкам. Тогда я бросаю все, чем занималась до этого и сажусь с ней на пол – строить башни. Еще она очень любит взять меня за руку, усадить в кресло и носить мне игрушки, вещи называя их (чтоб я их складывала возле себя, а потом отдавала ей, чтоб она их обратно складывала в коробку). Она знает название каждой мелочи и отлично разговаривает в свои 2 года, я этим конечно горжусь. Каждая мама знает, что если полноценно играть днем и заниматься ребенком, то большую часть домашних дел приходится делать ночью.
Лично для меня садик спасение. Там моя дочурка без длительных уговоров кушает, засыпает и развивается, получая новые навыки. Вот и всё я, используя личный опыт, показала вам, стоит ли идти в детский сад в 2 года, плюсы и минусы.
Автор текста Наталья Чалая.
Источник
В жизни каждой семьи наступает момент, когда приходится малыша отдавать в детский садик. Тогда, особенно у молодых родителей, сразу возникает много вопросов. В каком возрасте это сделать? Какое дошкольное учреждение лучше выбрать? Как обеспечить крохе комфортный адаптационный период? Постараемся ответить на все эти вопросы.
Рано или поздно каждый ребенок вынужден будет сталкиваться с адаптацией в детском коллективе
Первый этап адаптации
К данному этапу необходимо начать подготавливаться заранее, примерно за два месяца до начала зачисления в детский сад. Задачей подготовительного этапа является формирование умений и навыков в поведении ребенка, благодаря которым процесс адаптации у него к неизвестным условиям будет проходить проще и быстрее.
Собираем информацию
Во-первых, необходимо попытаться собрать как можно больше сведений о дошкольных учреждениях, расположенных в вашем районе. Для полноты информации старайтесь использовать несколько источников. Воспользовавшись интернетом, можете зайти на сайт каждого из дошкольных учреждений.
Стоит наведаться в понравившийся вам садик: можете посетить с ребенком детский праздник, сходить на консультацию к психологу, побывать на дне открытых дверей, посоветоваться с другими родителями, воспитателями и заведующей. В первую очередь от них и будет зависеть, насколько вашему крохе понравится ходить в детсад.
Определяемся с оптимальным возрастом
По мнению психологов, лучше всего отдавать кроху в детский садик, когда ему исполнится 3-4 года. В таком возрасте дети намного проще приспосабливаются к неизвестной обстановке в отличие от двухлетних малышей. Это происходит благодаря тому, что они уже научились разговаривать, умеют немного сами себя обслуживать, набрались опыта общения со взрослыми. Также в этом возрасте у малышей появляется потребность общения со сверстниками, они ведут себя спокойнее когда мама отсутствует достаточно долгое время.
Возраст 3 года отлично подходит для начала посещения дошкольного учреждения
Оцениваем степень готовности всех членов семьи
Конечно, нельзя точно сказать, в каком возрасте лучше всего отдать вашего малыша в детский сад – сначала решите для себя, действительно ли в настоящий момент вы не можете обойтись без детского сада. Дети хорошо чувствуют сомнение взрослых в необходимости данного воспитания. Процесс привыкания проходит легче у тех детей, семья которых не имеет другого выбора. Помните, что после первого посещения ребенком детского сада, ближайшие 2-3 месяца у вас должен быть большой запас свободного времени, так как необходимо будет подстраиваться под комфортный для него режим посещения. Есть дети, которые с самого начала хорошо себя ощущают в дошкольном учреждении, а некоторые не могут привыкнуть длительное время – в таком случае не стоит торопить события, необходимо дать возможность ребенку постепенно привыкнуть к неизвестной обстановке.
Часто в садах создаются группы кратковременного пребывания, чтобы малыш мог постепенно привыкнуть к группе полного дня. Если такая возможность есть, не упускайте ее. Дети, посещающие подобные группы, намного проще приспосабливаются к неизвестным условиям.
В том случае, если вы планируете в ближайшее время взять отпуск и поехать отдыхать всей семьей на 2-3 недели, лучше отложить посещение детского сада. Нервная система ребенка подвергнется серьезному испытанию, так как ему снова придется приспосабливаться к неизвестной обстановке.
Чтобы ребенок не успел сильно затосковать, в первые недели лучше оставлять его в садике не на целый день
Проходим физподготовку
Перед тем как кроха проведет свой первый день в детском саду, ему необходимо пройти медицинскую комиссию и сдать все анализы. Не стоит думать, что если вы получили от педиатра заключение о готовности вашего чада к посещению детсада, болезни ему не страшны. Тем не менее, вашего кроху смогут обойти стороной большинство простудных заболеваний, если правильно закалять его. Данные процедуры необходимо начать проводить заранее, хотя бы за 3 месяца до зачисления в дошкольное учреждение. Воспитатели детских садов уже достаточно давно прибегают к такой методике во время летней оздоровительной работы.
Отличное настроение – постоянный спутник процедуры закаливания. Процедура не должна продолжаться больше 5 минут. Неплохо будет, если ваш малыш сможет регулярно ходить в бассейн или лучше всего отдадите предпочтение детскому садику с бассейном.
Начинаем жить по расписанию
Предварительно уточните, какой распорядок дня действует в дошкольном учреждении, которое вы выбрали: время прихода детей, кормления, дневной сон. Придется пересмотреть режим и дома. Корректировкой нужно заниматься за 2-3 месяца до того, как дитя пойдет в садик. Вам потребуется большое терпение и выдержка: одного желания не достаточно, чтобы кроха поменял свое расписание, так как он подвержен динамическому стереотипу. Этот вопрос требует серьезного, последовательного и систематического решения.
Необходимо разработать определенный режим и придерживаться его каждый день (каждый член семьи должен его соблюдать). Для начала надо организовать ранний подъем для крохи таким образом, чтобы он ощущал в этом необходимость: «Идем скорее гулять в парк, иначе твои любимые качели будут заняты» и т. п.
Чем раньше ребенок привыкнет к “садиковскому” расписанию, тем проще ему будет адаптироваться
Только не подавайте виду, что эти меры направлены на подготовку к детсаду, иначе у ребенка раньше времени выработается неприязнь к этому заведению. В процессе укладывания нужно использовать действия, которые нравятся карапузу: почитать книгу, послушать спокойную музыку. Дети отдают предпочтение постоянству: так они ощущают себя более комфортно и быстрее засыпают. Когда кроха пропускает дневной сон, старайтесь после обеда его просто уложить и почитать ему книжку. Если карапуз привык спать больше 3-х часов после обеда, пытайтесь сократить время сна до 2 часов.
Все сам!
Старайтесь обучать чадо самостоятельности в самообслуживании, игре, общении со взрослыми и сверстниками. Если к моменту зачисления в детский садик ребенок научится сам пить из кружки, пользоваться ложкой, ходить в горшок, одеваться, завязывать шнурки, он будет ощущать себя в группе более комфортно.
Старайтесь приучать кроху к горшку. Можете дать ему в руки ложку и объяснить, для чего она предназначена. Давайте крохе возможность одеться самому. Покажите ему, как надо правильно надевать одежду и обувь. Как только малыш проявит самостоятельность, обязательно поощрите его. Помогайте лишь в случае, если это действительно необходимо. Развитие происходит благодаря преодолению трудностей. Разделите вместе с чадом радость за его успехи. Старайтесь научить кроху играть самостоятельно: кормить куклу, строить домик, управлять машинкой и т. д. Сначала примите участие в игре вместе с ним, покажите, как правильно это делать, а потом наблюдайте за игрой чада со стороны. В первое время как раз благодаря игрушке может быть налажен контакт крохи с педагогами. Игрушка станет хорошим поводом для общения с ребенком и поможет заполучить его доверие.
Самостоятельным детям в садике проще, ведь они меньше зависят от воспитателей
Чтобы у крохи появилось желание ходить в садик, нужно настроить его на правильный лад. Дайте ему понять, что он уже достаточно вырос для посещения сада. Пусть кроха думает, что это вознаграждение за его старания. Расскажите ему о своем положительном опыте. Пусть он посмотрит ваши фотографии в детском саду со сверстниками. Объясните, насколько интересно в детском саду: можно играть с друзьями, гулять, вместе кушать. Ни в коем случае не надо преувеличивать и лгать ребенку, он должен получить достоверную информацию. Выдумайте сказку, где герои вместе ходят в детский сад. Если в семье есть старший ребенок, которому нравится посещать садик, попросите, чтобы он рассказал малышу, как там хорошо.
Проводим время с другими детьми
До зачисления в детский сад кроха должен усвоить, как правильно вести себя в обществе. Его нужно научить понимать запреты, слушаться взрослых, общаться со сверстниками, не обижать других детей. Этому способствует частое времяпрепровождение на детской площадке, походы в гости к друзьям с маленькими детьми. Зовите их тоже в гости как можно чаще. Предоставьте крохе возможность общения! Опыт «песочницы» безусловно важен для всех детей – благодаря общению с другими малыш выделяет себя и раскрывает свои индивидуальные особенности.
Играя на детской площадке, расскажите ему, как правильно попросить игрушку, поменяться или предложить вместе поиграть со сверстниками. Чтобы малыш освоил навыки знакомства, сначала вы должны сами спросить, как зовут других деток, представить им своего кроху. Чадо будет подражать вам и со временем научится делать это сам.
Опыт взаимодействия с другими детьми нарабатывается еще в песочнице, поэтому мамочка должна своевременно объяснять малышу тонкости общения
Мама, не уходи!
По мнению многих психологов, то, как долго и насколько болезненно ваша кровинка будет приспосабливаться к детскому саду, зависит от отношений между детьми и родителями. Крохе будет намного проще, если до зачисления в садик он уже имел опыт расставания с мамой. Карапузу важно знать, что мама за ним обязательно вернется. Практикуйте иногда расставание с крохой, со временем увеличивая расстояние между вами. На начальном этапе можете постоять с ним песочнице, потом удалиться от него на метр, затем еще подальше, но чтобы он вас видел. Не стоит ругать дитя и торопить события, так вы можете спровоцировать еще большую тревогу.
Если есть возможность, оставляйте карапуза с родственниками или близкой подругой (кому вы полностью доверяете): вначале ненадолго, потом постепенно увеличивайте время расставания с ним на 2-3 часа, затем до восьми-девяти. До момента посещения крохой садика вам нужно постараться, чтобы он чувствовал необходимость общения с другими и активных самостоятельных действий.
Каждый раз говорите своей кровинке, во сколько вы его заберете – приходите вовремя. Если ребенок усвоит этот момент, он не станет волноваться в саду, что вы не заберете его.
Второй этап адаптации
Если на этапе подготовки вы сделали все правильно, то к моменту зачисления в детский сад кроха будет уже знать, для чего туда идет. Тем не менее, периода адаптации не избежать. Чтобы свести к минимуму возможные проблемы в это время, постарайтесь сделать следующее:
- Подумайте, действительно ли вы не можете обойтись без детского сада? Если у вас есть сомнения, вероятнее всего, процесс адаптации будет протекать трудно.
- Наберитесь терпения! В этот непростой период крохе свойственно плакать.
- Постарайтесь наладить контакт с воспитателями и другими родителями в группе.
- При входе в раздевалку всегда здоровайтесь со всеми, кто там присутствует: другими детьми, их родителями, воспитателями. Малыш почувствует, что здесь безопасно.
Мама должна всячески подчеркивать, что воспитатель и другие детки – это друзья, с которыми крохе будет интересно и безопасно
- Некоторые считают, что первый день в детском саду целесообразно провести вместе с крохой, однако делать этого не стоит: расставания все равно не избежать, а другим детям может показаться обидным, что их мамы рядом нет.
- Не стоит долго прощаться – уходя, лишний раз обнимите и приласкайте свое чадо, помашите ему в окошко рукой. Если карапузу тяжело с вами расставаться, кроху может отправить в садик папа или бабушка. На первых порах не оставляйте дитя надолго и оговорите с воспитателями время, в которое будете его забирать.
- Не забывайте похвалить ребенка за успехи в саду. Пусть он вам расскажет, как провел день. Не ленитесь как можно чаще обнять и приласкать свою кровинку.
- Можете вместе с крохой нарисовать на бумаге дом, детский сад, работу, магазин и т. д. С помощью стрелок нарисуйте маршрут и расскажите малышу, как вы отведете его в садик, сходите на работу, зайдете в магазин, а потом обязательно заберете его домой.
- Никогда не лгите крохе, говорите лишь правду. Проявляйте дома терпение к поведению своего чада в период акклиматизации, так как сначала в дошкольном учреждении он будет себя чувствовать неуверенно.
Рекомендации доктора Комаровского
Детский сад безусловно необходим для полноценного воспитания и развития ребенка, так как для человека очень важно находиться в коллективе. Через процесс адаптации предстоит пройти каждому малышу, достигшему 2-х или 3-х лет. Комаровский дает несколько рекомендаций, чтобы этот процесс прошел менее болезненно:
- Начать посещать дошкольное учреждение лучше в то время, когда у мамы еще не закончился декретный отпуск. Как только кроха заболеет, мама сразу же его сможет забрать и посидеть с ним дома некоторое время.
- Нужно определиться со временем года, когда вы планируете отдать малыша в сад. Оптимальным вариантом является лето или зима. Весна и осень – не лучшее время, так как в этот период велика вероятность подхватить простудные заболевания.
- Заранее уточните, какую политику пропагандируют в дошкольном учреждении: не заставляют ли детей кушать насильно, не слишком ли тепло одевают на прогулки – это может серьезно препятствовать процессу адаптации.
По словам Комаровского, можно также попытаться ускорить адаптационный процесс, придерживаясь следующих советов:
- На начальном этапе посещения детсада проявляйте к своему чаду благосклонность, не ругайте его, поскольку он и так испытывает большой стресс.
- Еще на этапе подготовки следует подготовить малыша к большему общению: чаще выходить на детские площадки или заводите новые знакомства.
- Предварительно необходимо заняться укреплением иммунитета. В таком случае кроха меньше будет болеть, а следовательно и адаптация для него пройдет намного проще.
Комаровский не отрицает, что в процессе адаптации к дошкольному учреждению есть много трудностей, но это не повод от него отказываться. Просто семье необходимо подготовиться к процессу со всей ответственностью, тогда малышу будет намного легче пройти через этот трудный период в его жизни.
Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »
Источник