Ребенку 2 года 2012

На чтение 7 мин.
Вот уже позади второй день рождения. Как быстро растет малыш! К двум годам он стал совсем взрослым и приобрел множество новых навыков, которые с радостью демонстрирует. В этот период воспитание ребенка потребует от родителей еще большего терпения, спокойствия и умения.
Кризис в 2 года проявляется агрессией и истериками
Физические изменения
Развитие роста двухлетнего ребенка начинает замедляться и в среднем составляет около 10 см в год. Вес увеличивается на 2,5—3 кг.
- Изменяются пропорции тела: рост головы приостанавливается, зато начинается развитие и вытягивание нижних конечностей.
- Снижается процент жировой ткани, в результате чего исчезает припухлость щечек и животика.
- Личико в два года теряет свою округлость, ножки становятся длинными и стройными.
- Исчезают «подушечки» с внутренней стороны стопы.
- Благодаря нарастанию упругости в мышцах тело ребенка становится схоже со взрослым.
Навыки и умения
Достигнув двух лет, ребенок умеет самостоятельно ходить и постепенно овладевает речью. Эти два навыка являются его главными достижениями. Освоение новых территорий вызывают огромные перемены в физическом и умственном состоянии маленького человека, кроме того, меняется его психология. Энергия движения вперед не дает покоя малышу. Ему надо все увидеть и потрогать.
Ребенок в два года уже достаточно самостоятельный
Развитие подвижности будет наблюдаться еще на протяжении нескольких лет, и обеспечение возможности движения — одна из первых задач для родителей.
Умения, полученные в раннем возрасте, запомнятся навсегда. В два года мальчики и девочки уже способны:
- бессмысленно чертить карандашом по листу бумаги;
- пользоваться словарным запасом, состоящим менее чем из ста слов;
- играть в кубики или собирать конструктор из трех деталей;
В два года малыш может собрать простой конструктор
- много раз слушать полюбившуюся песенку или сказку;
- общаться с ровесниками, пока еще без слов.
Становление речи
В возрасте двух лет наблюдается активное развитие речи малыша. За год его словарный запас увеличивается в 10 раз. Теперь ребенок способен не только задавать вопросы, воспользовавшись единственным словом, но и выстраивать небольшие предложения. В этот период очень важно больше разговаривать со своим непоседой, рассказывать истории и сказки. И ни в коем случае не следует коверкать слова, считая, что такой язык понятнее и проще.
Ребенок в два года не всегда может ясно выразить свои желания словами. Надо набраться терпения, постараться выслушать его до конца и понять, чего кроха хочет.
Игры
Игры занимают одно из первых мест в воспитание. В два года у многих детей формируются навыки обращения с карандашами, пластилином и акварельными красками.
Чтобы ускорить развитие у детей мелкой моторики пальцев, можно научить свое чадо рисовать кисточкой или просто пальчиком, макая его в краску и оставляя отпечатки своих маленьких ладошек на листе ватмана, прикрепленном на стену комнаты.
В два года с малышом можно играть ролевые игры
В песочнице, девочки и мальчики двух лет уже способны не только копать ямку. Они смогут слепить куличики, если их этому научить, или проложить дорогу для машинки. Дома можно попробовать игру с куклой — купать ее, кормить, укладывать спать. Девочки особенно любят такие игры. В процессе игры происходит воспитание таких качеств, как любовь и забота. Попутно изучаются обычные повседневные предметы: мыло, мочалка, полотенце.
В возрасте двух лет и мальчики, и девочки уже способны самостоятельно найти выход из сложной ситуации. Например, им нравится вытаскивать из-под стула закатившийся мячик, или играть в прятки. Можно попробовать вместе отгадывать несложные загадки. Чтобы заинтересовать детей этим полезным занятием и помочь им с ответом, хорошо сделать большие рисунки, изображающие предмет или животное, которое требуется отгадать и в случае затруднения показывать. Здесь происходит развитие памяти и смекалки.
Но, занимаясь с ребенком двух лет, всегда нужно помнить, что в два года дети не могут выполнять одни и те же действия длительное время. Им трудно усидеть на одном месте более получаса, поэтому все занятия должны быть ограничены по времени.
Кризис двухлетнего возраста
Часто мамы детей, достигших двух лет, замечают, что в поведении ребенка вдруг начали происходить перемены, и не в лучшую сторону. Если всего три месяца назад он был послушным и выполнял любые просьбы, то теперь малыша как подменили. Капризы, переходящие в истерики, возникают совершенно необоснованно и по несколько раз в день. Отвлечь орущее дитя, переключить его внимание на другой предмет, как это было раньше, удается все труднее.
Истерики в два года – обычное явление
Психология такого поведения ребенка определяется, как кризис двухлетнего возраста.
Характер поведения в переходный период
Истерики могут проявляться в самых разнообразных формах. Решив удовлетворить свое желание, ребенок громко кричит, падает в рыданиях на пол или начинает бить всех окружающих, ломать и раскидывать игрушки. Развитие ситуации выходит из-под контроля. Причины, вызывающие такое неадекватное поведение различны. Родителям они кажутся абсурдными и недостойными внимания, а требования бывают подчас просто невыполнимы.
Истерика в магазине за игрушкой
Например, заходя в магазин, малыш начинает хватать все игрушки подряд. Любые уговоры, положить все на место и взять только мишку или машинку, кончаются плачем, переходящим в истерику.
Родители хватаются за голову, с ужасом вспоминают, когда и где повели себя не так, как следовало, что упустили в воспитание детей. И не находят ответа.
Причины изменения поведения ребенка
Объясняется такая психология поведения детей в два года несложно. В этом возрасте ребенок начинает чувствовать свою самостоятельность и ему нужно освоить новые отношения с внешним миром. Если раньше он был одним единым со взрослыми, то теперь крохе кажется, что он со всеми задачами справится сам, а родительское воспитание ущемляет его личность. Конечно, желание быть самостоятельным надо приветствовать и поощрять, но только в тех пределах, когда нет опасности для здоровья малыша. Истерики и непослушание детей являются издержками переходного периода.
Проверка границы дозволенного
В возрасте от двух лет дети начинают исследовать границы того, что им будет дозволено. Многие родители замечали, что стоит отказать малышу в каком-то его желании, например, не включить мультфильм, так как пора ложиться спать, он начинает плакать и биться в истерике. Это моментально проходит, если включить телевизор.
Негативизм в два года
Младенец в два года начинает взаимодействовать с окружающим миром и наблюдает за результатом.
Если реакция на его действия каждый раз одна и та же, то память фиксирует ее как нормальную. И следующий раз, пытаясь добиться желаемого, ребенок дергает за привычные веревочки в ожидании привычного результата.
Истерика – это требование внимания
Со временем малыш должен ощущать сопротивление окружающего мира. Если нет сопротивления и ему все дозволено, значит, что-то не так, где-то притаилась опасность.
Устраивая истерику, ребенок вовсе не ждет получения требуемого. Он ждет сопротивления окружающих, которое уверит его в безопасности.
Разрешение кризисной ситуации
Столкнувшись с таким поведением ребенка, родители начинают искать решение проблемы. Одни закрывают чадо в отдельной комнате с наставлениями поразмыслить над своим поведением, другие дают понять, что утешать его никто не собирается, и на этом заканчивают свое воспитание.
Советы родителям
Многим родителям не приходит в голову ничего лучше, как уступить ребенку, только бы он успокоился. Это неправильный и опасный путь. Привыкнув добиваться криком, дитя станет неуправляемым.
Родителям надо установить, что разрешено и чего, напротив, делать нельзя, и всегда следовать принятым правилам.
Если возникла кризисная ситуация, и малыш не хочет выполнять просьбы старших, надо успокоиться и твердо пояснить, почему требования не будут выполнены. Если истерика не прекратится, не стоит продолжать спор, а просто надо выйти из комнаты. Оставшись один, ребенок быстро успокоится и снова начнет общение.
https://youtu.be/hBqgIO0If-s
Источник
Ваш ребенок
Питание и уход за малышом
Сон и безопасность
Развивающие игры
Развиваем зрительную и смысловую память
Игра 1. «По местам!»
Запоминание расположения предметов – прекрасная тренировка зрительной и смысловой памяти. Кроме памяти, в игре развивается внимание малыша, развивается словарный запас, связанный с предметами одежды и её деталями.
Вам понадобятся:
- Лист картона;
- набор фломастеров;
- простой карандаш;
- ластик;
- ножницы;
- 5 пуговиц разного цвета и размера.
Как сделать игрушку:
Нарисуйте на листе картона силуэт человека высотой 20-25 см. Раскрасьте его разными цветами таким образом, чтобы на рисунке можно было легко различить брюки, рубашку и карманы на них. Вырежьте получившегося человечка и вместе с ребёнком придумайте для него имя.
План игры:
- Положите картонного человечка на ровную поверхность. Обратите внимание малыша на то, как одет человечек, сколько карманов на его одежде. Выразите сожаление из-за того, что на одежде нет ни одной пуговицы
- Достаньте пуговицы и предложите ребёнку разложить их на одежде человечка. Расскажите, как удобно будет теперь застёгивать карманы и рубашку.
- Изобразите ветер, сильно подув на пуговицы, чтобы они покинули свои места.
- Предложите малышу исправить то, что нарушил вредный ветер.
Родителям на заметку:
- Если ребёнок легко запоминает расположение 5 пуговиц, можно постепенно увеличивать их количество.
- Во время каждой новой игры меняйте расположение пуговиц, чтобы малыш тренировался запоминать разные варианты.
- Не оставляйте ребёнка без присмотра рядом с пуговицами. Он может их проглотить!
Развитие: рост и вес
Чтобы приблизительно узнать будущий рост взрослого человека, умножьте на два его рост в двухлетнем возрасте. А диаметр головы двухлетнего ребенка со временем увеличится всего лишь на 10%. Масса тела мальчиков составляет 10,8-13,6 кг при росте 84,1-90,2 см, соответствующие показатели для девочек: 10,2-13,1 кг и 83,2-89,6 см*.
Не стоит впадать в панику, если показатели малыша не совпадают с табличными. Активный, любопытный и стабильно развивающийся ребенок обычно не должен вызывать беспокойства у родителей.
Родителям теперь трудно угнаться за активным малышом. Многие дети в этом возрасте учатся бегать и с удовольствием посвящают этому занятию каждую свободную минутку. Способность отрывать от земли обе ноги одновременно, а именно это и происходит во время бега, – важный шаг на пути физического развития ребенка. Следующий знаменательный этап – умение прыгать.
Речь
Словарный запас малышей пополняется новыми словами. В этом возрасте многие дети могут использовать в разговоре от 50 до 200 слов, с их помощью они умеют выражать самые разнообразные эмоции, от радости и счастья, до ревности и беспокойства. Теперь большинство детей могут использовать в разговоре не только существительные, но и глаголы и местоимения. Ребенок может формулировать простые фразы и предложения: «Я хочу!», «Пойти гулять» и т.д.
Но что если ребенок в 2 года не говорит читайте на форуме
Двухлетний малыш способен не только поставить перед собой цель, но и придумать четкую стратегию для ее осуществления. Например, перенести кубики из одного конца комнаты в другой, чтобы построить там башню. Для этого ребенок может использовать подручные средства (например, игрушечный грузовик) и обходить препятствия в виде стола или кресла.
В этот период каждый день – это новое приключение для ребенка, он постоянно узнает что-нибудь новое и интересное об окружающем мире. Постепенно малыш осваивает новые навыки и умения, становясь все более самостоятельным. Если он может удержать равновесие, стоя на одной ноге, – пора учить его надевать брюки самому. Скоро он сможет снимать и одевать одежду, чистить зубы, мыть руки после прогулки и вытирать их полотенцем. Многие малыши уже освоили простой транспорт и рассекают по комнате или по улице на трехколесном велосипеде.
На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).
В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, — например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР — это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.
Поведение: понимаем малыша
Ваш ребенок может неожиданно выбрать себе любимчика среди родителей, причем предпочтения могут резко меняться. Сегодня только мама достойна причесать своего ребенка, а на следующий день малыш отказывается засыпать без папы. Возможно, таким образом ребенок реагирует на какие-нибудь события (папа ездил в командировку, мамы долго не было дома). Лучший выход из положения – не заострять на этом внимания и продолжать жить в обычном режиме.
Даже самые послушные и жизнерадостные дети могут ныть, стонать и плакать без видимых причин. Возможно, дело в том, что психика ребенка перегружена обилием новых впечатлений. Переждите эмоциональный шторм, обнимите малыша, покажите ему, что вы понимаете, что ему было нелегко, но не заостряйте на этом внимания. Со временем ребенок научится лучше управлять своими эмоциями.
Малыш, который обычно прыгает и бегает целый день без остановки, вдруг начинает ныть и проситься на ручки. Возможно, он действительно устал или переполнен впечатлениями. Тогда маме и папе пригодится легкая прогулочная коляска. Или, малыш провел много времени в незнакомой обстановке, например, на воскресной прогулке в большом парке, и теперь ему необходимо внимание родителей. Скорее всего, ребенок будет чувствовать себя гораздо спокойнее, держа за руки маму или папу.
Маленькие дети часто толкают, бьют рукой, кусают друг друга, чтобы почувствовать свое превосходство или просто из любопытства. Пока они вряд ли смогут понять длинные объяснения, поэтому спокойно и настойчиво говорите, что так поступать нельзя. Скорее всего, вам придется повторять свои слова несколько раз, но никогда не теряйте спокойствия.
Пока ребенок еще не понимает смысла понятия «делиться» и отстаивает свое право собственности на игрушки и любимые вещи. Во-первых, он боится, что больше не увидит любимую игрушку, во-вторых, еще не понимает, что другие дети могут поделиться своими вещами в ответ. Мама может попросить у своего малыша игрушку, которой он играет, или спросить у него: «А когда будет моя очередь поиграть этой игрушкой?». Постепенно, играя с мамой и другими детьми по очереди разными игрушками, малыш поймет, что значит «делиться».
«Я сам!» и «Я сделаю это!» – любимые фразы многих детей. В этом возрасте дети любят помогать по дому, ведь они еще не видят разницы между игрой и работой. Обязательно дайте малышу возможность внести свой вклад: поручите ему полить напольный цветок или положить на стол салфетки, обязательно похвалите за приложенные усилия.
Питание
Некоторые дети очень привередливы в выборе еды, не заостряйте на этом внимания. Постарайтесь почаще садиться за стол всей семьей и сервируйте блюда как обычно. Возможно, ваш ребенок съест из своей тарелки только кусочки желтого или белого цвета (макароны, хлеб, сыр и т.п.) и проигнорирует все остальное. Не переживайте, ребенок не остался голодным и скоро перерастет эту привычку.
Суточная норма сахаров для детей от 1,5 до 3 лет составляет всего 40-50 г. Необходимое количество сахара можно получить из фруктов и ягод. А вот от шоколада, мороженного, пирожных и тортов пока лучше воздержаться.
Детям старше полутора лет можно употреблять творог жирностью 5-10%. Угостите своего малыша творожным муссом или пудингом, испеките творожную запеканку, которую оценит вся семья.
До двух лет детям нельзя давать маргарин, используйте при готовке сливочное и растительное масло. В этом возрасте дети лучше усваивают соевое и рапсовое масла. Пока лучше воздержатся от использования оливкового и кукурузного масла, которые содержат много жирных кислот класса Омега-6 и Омега-3.
Детям в возрасте до 3 лет можно съедать по одному яйцу 2-3 раза в неделю и 70-80 г рыбы 2 раза в неделю.
ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые шесть месяцев. Грудное вскармливание является наилучшим способом предоставления идеального питания для здорового роста и развития детей грудного возраста; оно также является составной частью репродуктивного процесса с важными последствиями для здоровья матерей.
Уход за ребенком
Пора приучать ребенка к горшку (некоторые мамы начинают этот процесс сразу, как малыш научился сидеть). Понаблюдайте за своим малышом, скорее всего, он уже начал интересоваться гигиеническими привычками других членов семьи и с интересом выслушает ваши объяснения и инструкции. В этом возрасте лучше использовать переносной горшок, чтобы ноги ребенка касались пола. Обратите внимание, горшки могут быть как универсальными, так и предназначенными для мальчиков или для девочек. Иногда, дети охотно пользуются взрослым унитазом со специальным детским сиденьем. Сначала лучше приучить ребенка к мысли, что горшок – это такая же неотъемлемая часть ежедневной рутины, как еда или сон. Сажайте малыша на горшок каждый раз после сна и прогулки. Сначала можно даже не раздевать ребенка, чтобы ему было легче привыкнуть к самому факту существования нового предмета обихода. Со временем, сидя на горшке без штанишек, он обязательно использует его по назначению. Похвалите малыша, обязательно расскажите об этом событии всем членам семьи. Бурное поощрение родителей – лучший стимул и дальше продолжать стараться. Не торопите малыша, все дети осваивают новые навыки с разной скоростью. Некоторые малыши начинают проситься на горшок через несколько дней «тренировок», у других на это уходят месяцы.
Приучите своего ребенка мыть руки перед едой и после прогулки. Поставьте стул-подставку перед раковиной, чтобы малыш чувствовал, что он контролирует ситуацию, но не оставляйте его одного.
Обучение и общение: занимаемся с малышом
Кукольный театр с пальчиковыми или перчаточными самодельными куклами обязательно понравится ребенку. Ведь кукла может отвечать на вопросы, петь песенки, обниматься и манипулировать предметами – возможности для обучения безграничны.
Разнообразные игрушки на колесах – настоящая находка для детей в возрасте от полутора лет. Ребенок развивает координацию движений и учиться лучше определять расстояния между предметами, катаясь на них самостоятельно. А ролевые игры с помощью разнообразных машинок помогают развития навыков критического мышления у малыша.
Давайте малышу небольшие задания, например, отвести кубики из одного места в другое и выгрузить их там. Не забудьте похвалить его за отлично проделанную работу, это укрепит его уверенность в своих силах.
В дождливый день можно поиграть в домашний баскетбол. Возьмите тряпичный мяч (или набейте чем-нибудь мягким старый носок) и корзину или коробку. Сначала просто покажите ребенку, как мяч падает у вас из руки в корзину. Постепенно, правила игры можно усложнить. Отодвиньте корзину подальше и забрасывайте мяч по очереди с малышом. Заодно, изучите с ним правила этикета командной игры. Обязательно аплодируйте каждому удачному броску соперника и подскажите ему, что ваши удачные броски тоже достойны похвалы. По очереди вынимайте мяч из корзины, готовясь к следующему броску.
Помогите малышу покормить его любимого мишку, так ребенок научится увереннее держать ложку и чашку. Не забудьте говорить “спасибо” и “пожалуйста” во время “кормления”. Непослушной кукле надо каждый вечер помогать почистить зубки и причесать волосы, а также снять с нее платье и туфли и надеть пижаму.
Читайте с малышом книги о предметах, в которые он сейчас играет, обсуждайте прочитанное во время игры. Это поможет развитию навыков речевого восприятия у ребенка.
Сон
Подготовка ко сну может стать настоящим испытанием для родителей и детей, а ведь малышам в этом возрасте необходимо спать 10-11 часов ночью и около 3 часов днем*. Активный ребенок не хочет даже закрывать глаза из страха, что пропустит все самое интересное. Малыш уверен, что пока он теряет драгоценные минуты и часы в кроватке, родители отлично проводят время без него и веселятся, особенно если он слышит голоса или звук работающего телевизора.
Старайтесь придерживаться определенного режима. Двухлетние дети прекрасно знают свой распорядок дня и предпочитают, чтобы все делалось «как надо». Часто, малыши отказываются есть суп «неправильной» ложкой и чистить зубы «неправильной» щеткой. Они чувствуют себя спокойнее, когда родители соблюдают все ритуалы, сложившиеся в семье.
Ребенок легко перевозбуждается, поэтому постарайтесь снизить степень активности перед сном. Проговаривайте вслух запланированные действия, чтобы малыш знал, чего ждать: «Сейчас ты почистишь зубы, умоешься, я почитаю тебе сказку и мы выключим свет».
Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.
Безопасность
Теперь, когда юный альпинист стремится покорить все новые вершины, пора всерьез озаботиться устойчивостью мебели и бытовой техники во всем доме. По возможности, прикрепите к стенам или потолку мебель и технику. А также позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок утолил свою страсть к скалолазанию на детских площадках, где покорять вершины гораздо интереснее.
Ребенок теперь вполне понимает запреты родителей и гораздо лучше помнит, что некоторые действия могут привести к опасной ситуации. Теперь мамам и папам надо не просто отвлечь внимание малыша от электрической розетки, но и четко дать ему понять, что дергать шнур за вилку нельзя и опасно.
Объясните малышу, что нельзя подходить к любым водоемам без родителей, и что не все животные на улице отличаются дружелюбным нравом.
Во время прогулок следите за тем, чтобы малыш не перегрелся или не переохладился. В случае необходимости, используйте средства от насекомых, подходящие по возрасту малышу. Не допускайте воздействия прямых солнечных лучей на нежную кожу ребенка.
Источник