Ребенку 1 год пугается всего

Ребенку 1 год пугается всего

В этом возрасте интенсивно развиваются сознание и речь, координируются движения, совершенствуются исследовательские формы поведения, появляется настойчивость в преодолении трудностей. К 2 годам происходит осознание своего “я”, понимание различий между девочками и мальчиками, отношений “взрослый – ребенок – родитель”.

Возникающие таким образом отношения являются необходимой предпосылкой для развития чувства семьи, соотносимого, в свою очередь, с чувством рода и, более широко, с чувством человеческой общности.

Формирование подобных психологических понятий возможно только в благоприятных семейных условиях, при эмоциональном контакте и взаимопонимании с обоими родителями, при отсутствии постоянных семейных конфликтов. Тогда семья становится для малыша надежной защитой и позволяет в полной мере развить и реализовать свои способности и умения.

В эмоционально спокойной и жизнерадостной семье у детей к концу первого года жизни заметно уменьшаются, если они были, нерезко выраженные признаки невропатии – следствие тех или иных нарушений во время беременности и родов. Ребенок меньше беспокоится по ночам, крепче спит, не так реагирует на шум, яркий свет, перемену обстановки.

Всего этого не происходит в тех семьях, где родители конфликтуют между собой, считая, что ребенок слишком мал, чтобы осознать их отношения. Безусловно, дети не понимают, но эмоционально воспринимают конфликт, испытывая острое чувство беспокойства всякий раз, когда неожиданно меняется поведение взрослых. Нужно помнить, что эмоциональное напряжение матери в конфликтной ситуации сразу передается ребенку, неблагоприятно отражаясь на его самочувствии.

Если мать годовалого ребенка очень расстроена, находится в подавленном настроении, не улыбается и почти не разговаривает с ним, но часто приходит в возбужденное состояние и тоскливое настроение, то не удивительно, что малыш капризничает, отказывается от пищи, беспокойно спит днем и ночью, становится вялым, менее жизнерадостным. Как только улучшается настроение матери, он заметно успокаивается и начинает жить своей эмоциональной жизнью.

До 2 лет интересы ребенка целиком сосредоточены на близких людях, на семье, и пока нет особой потребности в общении со сверстниками. При стабильности семейных отношений эмоциональное развитие ребенка находится в безопасности, уменьшая вероятность появления беспокойства и способствуя более адекватному формированию его “я”. В немалой степени это позволяет понять известную педантичность детей от 1 до 2 лет, выполняющую одновременно роль стабилизирующего фактора в процессе формирования “я” и своеобразного ритуала, предохраняющего от чувства беспокойства (тревоги), которое возникает, как мы знаем, в ситуациях неопределенности, непредсказуемого изменения отношений с близкими людьми.

Изменение сложившихся эмоциональных отношений происходит при рождении второго ребенка. Тогда старший, привыкший к постоянной заботе, может беспокойством и обидой ответить на переключение внимания матери. Чтобы привлечь внимание взрослых, он идет на всякие ухищрения. Одно “срабатывает” лучше всего – стоит заболеть, чего-то испугаться, и мать опять принадлежит ему, ласкает, заботится, уговаривает.

Пример. Когда мальчик испугался, оставшись один при родившейся сестре, мать сразу заволновалась, окружила повышенным вниманием, и он все чаще стал бояться оставаться один, чтобы опять не оказаться в новой, травмирующей для него ситуации эмоционального забвения.

Уже к двум годам дети довольно чутко различают симпатии родителей, плачут от обиды и вмешиваются в разговор взрослых, не в силах перенести отсутствие внимания, “прилипают” к родителям, следуют по пятам, не позволяя долго разговаривать с кем-либо. Налицо ревность – желание безраздельно обладать объектом любви и привязанности, в качестве которого первично выступает мать.

Беспокойство из-за недостатка ее чувств в полной мере отражается во сне, наполняя ужасами исчезновения матери и отсутствия помощи при опасности. Таким образом, ночное беспокойство выступает в качестве тонкого диктатора дневного неблагополучия ребенка, отсутствия уверенности в прочности и незыблемости семейного эмоционального окружения.

Когда нервно и соматически ослабленного ребенка отдают в ясли, часто нарушается его эмоциональный контакт с матерью. Более выражено беспокойство при помещении в ясли у единственных и чрезмерно опекаемых детей, матери которых сами раньше испытывали страх одиночества.

Беспокойство ребенка еще больше усиливается, если в семье конфликтные отношения, и сама мать находится в состоянии длительного эмоционального стресса, как и произошло с мальчиком 2 лет и 10 месяцев, помещенным в ясли. Он скучал без матери, молча сидел в углу, отказывался от пищи и не мог заснуть. Дома, наоборот, становился возбудимым, капризным, нетерпеливым, чересчур обидчивым и боязливым, то есть требовал к себе повышенного внимания.

В 2 года стал бояться темноты и сказочных персонажей, не отпускал мать от себя, плакал и требовал ее постоянного присутствия. В итоге непереносимого эмоционального перенапряжения ухудшилась речь и появилось заикание.

Осознавая свое “я”, отделяя себя от окружающих, ребенок 2 лет уже не так односторонне фиксирован на матери. Он все больше нуждается в общении с другими членами семьи. Вот почему дети этого возраста становятся заметно общительнее и легче вступают в контакт с незнакомыми людьми, однако в семье договориться становится все труднее. Недаром возраст 2-4 лет называют возрастом упрямства.

Читайте также:  Ребенок орет как резаный 1 год что делать

Фактически же речь идет о развитии волевых качеств, противостоящих неуверенности в себе и нерешительности в действиях и поступках. Те родители, которые беспощадно воюют с ребенком, все время ограничивают его самостоятельность или оберегают от любых, даже “неопасных опасностей”, рискуют помешать развитию активности на самых ранних этапах, что в дальнейшем способствует появлению страхов.

Если пропустить время для стыковки эмоциональной и волевой сторон развивающейся психики ребенка, то они будут существовать независимо друг от друга. Поведение такого ребенка: тих, “забит” дома и агрессивен со сверстниками или дома “тиран”, а вне пугается любых контактов с посторонними людьми, а потому играет всегда один.

Естественно, что предоставлять самостоятельность надо как можно раньше, когда малыш только начинает ползать. Убрав все опасные предметы, родители должны разрешать ему свободно передвигаться по квартире. Самостоятельность всячески поощряется, “нет” произносится только в самых необходимых случаях, но зато соблюдается неукоснительно.

И у самих родителей нет испуганного выражения лица, тревожных возгласов, панических криков, драматических реакций и беспрерывных запретов. Они спокойны, потому что знают: все мелкие предметы, которые ребенок может проглотить, уже убраны (потребность все “пробовать на язык” естественна в этом возрасте). Жизнерадостное восприятие жизни родителями, теплое эмоциональное общение с детьми, уважение растущей потребности в независимости и своевременная похвала укрепляют волевую сферу детей, что, в свою очередь, уменьшает вероятность появления страхов.

В рассматриваемом возрасте, тем не менее, созревают новые страхи. Главным персонажем страшных сновидений чаще всего оказывается Волк. Его зловещий образ часто появляется после слушания сказок, в том числе о Красной Шапочке. Волк снится чаще детям, боящимся наказания со стороны отца. Кроме того, Волк ассоциируется с физической болью, которая возникает при воображаемом укусе острыми зубами. Последнее весьма существенно, если учесть характерный для детей данного возраста страх перед уколами и болью.

Ближе к 4 годам в кошмарных снах начинает фигурировать и Баба Яга, отражающая проблемы ребенка во взаимоотношениях со строгой матерью, которая недостаточно ласкова, часто грозит наказаниями. Уносящая к себе “плохих” детей и расправляющаяся с ними Баба Яга, приходит из мира, где царят насилие, несправедливость и бессердечие.

Вот почему двухлетние и трехлетние дети всерьез просят иногда родителей убить Бабу Ягу и Волка, чтобы защитить от ночных кошмаров. Обычно роль защитника поручается отцу, если он достаточно сильный в представлении ребенка. Подобные просьбы нельзя считать пустым капризом и игнорировать, так как Волк и Баба Яга, живущие в подсознании ребенка, всегда свидетельствуют о каких-то тревожащих обстоятельствах его жизни, связанных, как правило, с отношениями со взрослыми в семье.

Перенесенный и не осознаваемый ребенком днем ужас или страдание превращают ночь в борьбу с воображаемыми чудовищами, порождаемыми фактически родителями. Если ребенок просыпается ночью от страха и его удается успокоить, убаюкать, то травмирующее влияние кошмарных сновидений выражено меньше.

Заметим, что уже со второго полугодия жизни некоторые эмоционально чувствительные и беспокойные дети нуждаются в том, чтобы их иногда перед сном укачивали, убаюкивали, нежно пели песни, ласково гладили и обнимали. В этом и состоит умение матери создавать малышу эмоциональный комфорт и безопасность, когда он нуждается в этом больше, чем когда-либо.

Если нельзя проснуться во время кошмарного сна и позвать на помощь, то острое чувство беспомощности, ужас перед неотвратимо надвигающейся опасностью наносит психическую травму у повышенно эмоциональных, впечатлительных, а также нервно и физически ослабленных детей. Если они не могут закричать, парализованные страхом, то возникший спазм голосовых связок может проявиться и днем – голос при сильном беспокойстве и в новой обстановке прерывается от волнения, трудно начать говорить. Дополнительным источником такого заикания может быть любое внезапное воздействие, ассоциируемое с типичными для этого возраста страхами перед неожиданными звуками, будь то сигнал машины или лай собаки.

Волк и Баба Яга символизируют угрозу для жизни, физическое уничтожение, прекращение жизни. Вместе с сильной, внезапно возникающей болью при физических травмах, заболеваниях образы Волка и Бабы Яги предваряют появление психологически мотивированного страха смерти у детей в 6 и 7 лет. Оба этих образа аккумулируют страх перед чем-то совершенно чуждым, отвратительным, агрессивно-бездушным и безжизненным в противоположность близости, нежности, ласковости и сердечности.

Чтобы ночью ребенок спал спокойно, без страшных сновидений, он должен знать, что ему ничто не угрожает, что его любят и всегда защитят. День его должен быть наполнен движениями, играми, радостью, смехом, новыми, но не чрезмерными впечатлениями. В таком случае и сон будет легкий, светлый.

Не надо укладывать малыша слишком рано или слишком поздно. Иначе он перевозбудится и у него нарушится естественный биоритм сна. Время засыпания должно быть всегда одно и то же, но продолжительность самого сна меняется с возрастом в сторону укорочения.

Читайте также:  Сопли у ребенка 1 год после прививки

Представляет интерес и проведенный нами опрос 200 матерей детей 1-3 лет по списку из 29 видов страха. Наиболее частым у детей 2-го года жизни является страх неожиданных звуков (52 % мальчиков и 52 % девочек). На втором месте находится страх одиночества (44 % мальчиков и 34 % девочек), затем идут страхи боли, уколов и связанная с этим боязнь медицинских работников.

В 2 года страхи боли и уколов выдвигаются на первый план (каждый второй мальчик или девочка), затем следуют страхи одиночества (у девочек 48 %, у мальчиков 36 %). По сравнению с 1-ым годом уменьшается страх неожиданных звуков (каждый третий мальчик и девочка). Это указывает на уменьшение безусловно-рефлекторных, инстинктивно обусловленных страхов, и нарастание страхов, имеющих главным образом условно-рефлекторную природу происхождения (боль, уколы, медработники).

К 2 годам существенно увеличиваются, особенно у мальчиков, страхи перед засыпанием, что связано с более частыми у них кошмарными сновидениями.

Полученные данные показывают повышенную чувствительность детей преддошкольного возраста к внезапным и болевым воздействиям, одиночеству и отсутствию поддержки взрослых. Соответственно все, что связано с семейными конфликтами, медицинскими манипуляциями, нахождением в больнице или помещением в ясли, может быть существенным источником эмоционального стресса, беспокойства и страхов.

Проблемы страхов у детей не существует у тех родителей, которые уверенно и в то же время гибко ведут себя по отношению к детям, учитывают особенности их темперамента, зарождающиеся склонности и интересы, считаются с их “я”.

Страхов в первые годы всегда меньше и они быстрее сходят на нет, если мать рядом с ребенком, в семье доминирует отец, родители не ведут “войну” с упрямством, развивают, а не подавляют или заглушают тревогой формирующееся “я” ребенка, сами родители уверены в себе и способны помочь детям в преодолении воображаемых и реальных опасностей.

Источник

::
Vesta43

17.06.09

: 2154

: 2

: –

: 08, 2010 22:39 :
. . 1 . : , , . : , , .. – . – – . , . . , , . , .. . , . . , – ? . , – . . . , , , . , . , , . , – . ?

15.10.04

: 21560

: 10

: ,

: 10, 2010 19:38
!

? ?

– ? ? ? ? ?

. , – . , . , – .

_________________

skype- . +7-913-905-0940

” “-

Vesta43

17.06.09

: 2154

: 2

: –

: 11, 2010 19:25
. 2 . . . , . . . – . , . , . . . .

15.10.04

: 21560

: 10

: ,

: 13, 2010 12:37
!

. . . .

_________________

skype- . +7-913-905-0940

” “-

Vesta43

17.06.09

: 2154

: 2

: –

: 13, 2010 14:48
. . , =

15.10.04

: 21560

: 10

: ,

: 14, 2010 8:32

_________________

skype- . +7-913-905-0940

” “-

4

06.01.10

: 97

: ,

: 14, 2010 13:43
! , . 1 . , , , , . . – , . -. . , , . , . , ?

22 24 :

, – . , , , , . , , . , . 10 , . (, , ) . ? .

_________________

15.10.04

: 21560

: 10

: ,

: 15, 2010 11:25
!

– . , . ( , ), – !

:
.

. . – . , – . .

.

_________________

skype- . +7-913-905-0940

” “-

4

06.01.10

: 97

: ,

: 15, 2010 13:03
! , , , , . . .

_________________

marichkapautova

15.03.10

: 1754

: 2

: .

: 16, 2010 0:08
!!!

.

, , , , … – , , , .

, . .

, ? ?

_________________

Macumi

23.09.09

: 1474

: 118

:

004453

: 16, 2010 3:00

. , , ( , ), ( , ), , , . . – 7 . 1,8. , , .

_________________

15.10.04

: 21560

: 10

: ,

: 18, 2010 11:25
!

marichkapautova

:
.

– ?

?

?

Macumi

:
– 7 .

? ?

:
,

?

? ?

_________________

skype- . +7-913-905-0940

” “-

Macumi

23.09.09

: 1474

: 118

:

004453

: 18, 2010 13:46

, .. – , 10, ( , , , ” “) . , . , , , . , ( ).

.

_________________

15.10.04

: 21560

: 10

: ,

: 20, 2010 11:19
!

. . .

. , :

– -, – -. – , , , . – – : , , .

– -:

– .

– ? – .

– , .

– , ? – . , -.

, , , :

– , ?

( : ” , – -?”)

– , , . . ? , , ,

– – .

– : , , – : ” !” : “!” , . ?

( : ” – -?”)

– – , .

:

– !

-. – – , : ” !”. : “!” ( – )

, – !

, :

1. , ?

2. ?

3. , ?

, . , , , .

_________________

skype- . +7-913-905-0940

” “-

Macumi

23.09.09

: 1474

: 118

:

004453

: 20, 2010 15:16

, .

_________________

:

Источник

Здравствуйте, молодые родители! Поведение родителей и страхи годовичков мы сегодня обсудим. Годовалый ребенок боится всего на свете: чужих людей, врачей, купаться… Дети обращаются к родителям за помощью, чтобы выяснить, что опасно, а что нет. Страхи могут развиться на пустом месте. В то же время некоторые из них обусловлены поведением родителей.

Не преумножайте страх годовичка. Если годовалый ребенок боится чего-то, просто признайте его опасения, утешая малыша: «Я знаю, что ты боишься». Годовичку этого будет достаточно, чтобы успокоиться и разобраться со своими чувствами.

Если не вынуждать малыша к действиям, к которым он пока не готов, у него будет время морально подготовиться и избавиться от боязливости.

Ваша поддержка и понимание помогают ребенку вооружиться необходимыми средствами, без которых он не сможет доверять окружающему миру.

Если будете слишком часто говорить о безопасности, то чадо вырастет чересчур пугливым. Не стоит без конца напоминать малышам об опасностях, притаившихся за каждым углом.

Поощрять страхи можно и чрезмерным сочувствием. Старайтесь сохранить спокойствие и нейтральность интонации. Если годовалый ребенок боится собаку, обнимите его и дайте понять, что знаете о его чувствах.

Наверное, любой родитель чувствует себя беспомощным, когда любимое чадо плачет и дрожит от испуга. Многие испытывают чувство вины, поскольку не сумели предотвратить проблему и защитить ребенка.

Но только сталкиваясь со страхом лицом к лицу, кроха может научиться понимать и принимать непредсказуемую природу жизни.

Если вы начнете паниковать, то годовичок придет к выводу, что и ему в данной ситуации нужно бояться. Некоторых вещей ему, разумеется, стоит бояться ради собственной безопасности.

Читайте также:  Комплексное развитие ребенка 1 2 года

Если непоседа убежал от вас, то, вернувшись, увидит на вашем лице смесь панической тревоги и облегчения. Заразившись страхом при виде вашей реакции, чадо начнет судорожно рыдать. Однако чрезмерная демонстрация испуга может навредить годовичку.

Если вы нервничаете каждый раз, когда непоседа отходит от вас на несколько метров, то он либо перестанет обращать внимание на ваши окрики, либо начнет принимать их слишком близко к сердцу и будет постоянно за вас цепляться.

Годовалый ребенок боится Если вы боитесь собак и, увидев их, стараетесь увести карапуза подальше или хватаете его на руки, чадо, естественно, заразится вашим страхом, в данном случае совершенно неоправданным.

Более того, будет вдвойне бояться, поскольку чувствует, что вы не в состоянии защитить его.

Если же вы продемонстрируете выдержку и хладнокровие, трусишка будет чувствовать себя в безопасности. На вашем примере он учится вести себя, когда ему страшно. Видя ваше спокойствие и уверенность, карапуз приободрится.

Если вам пришлось пережить по-настоящему странное событие, пожар или аварию, фраза «Это было действительно страшно, но теперь мы в безопасности» поможет малышу забыть о происшествии.

Как научить ребенка преодолевать страх

Постепенно годовички забывают о многих прошлых испугах. Однако не стоит полагать, будто это происходит без помощи взрослых. В жизни годовичка начался очень важный период, и если сейчас несмышленыш научится справляться со страхом, в будущем подобных проблем у него не возникнет.

Познакомьтесь с рекомендациями специалистов.

Жизненный опыт годовалого несмышленыша пока еще крайне ограничен, поэтому некоторые объекты окружающего мира его пугают.

Если годовалый ребенок боится незнакомого предмета, спросите у него: «Хочешь, я тебе это покажу?» Если, предположим, трусишка боится пылесоса, потому что тот может его засосать, наглядно продемонстрируйте, что пылесос не может засосать такие крупные игрушки, ботинок…

Возьмите малыша на руки, пока супруг будет пылесосить. Так несмышленышу будет спокойнее. Подобные демонстрации следует устраивать только с разрешения самого ребенка, поскольку в противном случае такое состояние может только ухужшиться.

Такое полезное и увлекательное занятие, как чтение, помогает крохе преодолеть боязнь. Если ваш трусишка боится пожарных машин, почитайте ему книгу с картинками о борцах с огнем.

Позвольте малышу предпринять некоторые действия. Как правило, испуг основан на чувстве беспомощности. Если кроха узнает, что пылесос можно включать и выключать при помощи кнопки, он поймет, что в состоянии подчинить себе устрашающий агрегат.

Проводите с малышом время в спокойной обстановке. Ежедневно находите время, чтобы подержать малыша на коленях, совершить неторопливую прогулку по парку, послушать спокойную музыку – все это действует успокаивающе и устраняет тревожность.

Если ребенок ведет слишком активную жизнь и на него постоянно обрушиваются новые события, такой груз может оказаться для него слишком тяжелым.

Помогайте другим детям общаться с вашим трусишкой. Старшим братьям и сестрам порой нужно напомнить, что их игры пугают малыша.

Чересчур восторженные взрослые люди могут испугать ребенка пылкими объятиями и поцелуями.

Попросите друзей и родственников, особенно бабушек и дедушек, держать себя в руках и дать малышу время привыкнуть к ним прежде, чем они примутся рьяно тискать и обнимать. Объясните, что не следует обижаться на холодность или боязливость малыша, поскольку такое поведение естественно для детей этого возраста.

На некоторое время устраните источник страха. Если карапуз ни с того ни с сего начинает чего-то бояться, постарайтесь, чтобы пару недель он не сталкивался с источником страха.

Не сравнивайте любимого трусишку с другими детьми. Одни дети более общительны и активны, чем другие.

Годовалый ребенок боится купаться?

Если вы ходите с малышом в бассейн и он единственный из всей группы, кто не желает заходить в воду, просто сидите с ним на бортике. Главное, чтобы ему было комфортно. Никогда не высмеивайте его и не приводите в пример других детей. Не ставьте под сомнение его индивидуальность.

Смиритесь с тем, что не можете уберечь годовичка от всех страхов. Некоторых моментов испуга избежать невозможно. Если кроха плачет, подходя к кабинету врача, примите к сведению его страх и пообещайте, что все время будете рядом.

Не суетитесь и не сюсюкайте с малышом, сохраняйте спокойствие и деловитость. Захватите к врачу любимую игрушку, это поможет ребенку отвлечься и почувствовать себя увереннее. Если кроха предпочитает, чтобы вы поставили его на весы или держали во время осмотра, договоритесь об этом с врачом.

Удачи всем и крепкого здоровья.

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:

Источник