Ребенку 1 год не сидит не стоит не ползает

Ребенку 1 год не сидит не стоит не ползает thumbnail

385 просмотров

26 апреля 2020

Добрый день. Через 6 дней ребенку исполняется 8 месяцев. Родилась 8/8 апгар. Голову стала держать в 3,5 месяца уверенно. Переворачиваться со спины на живот поздно в 5,5 месяцев. С живота на спину в 6 месяцев. С игрушками играет, из руки в руку перекладывает уже давно. На родителей реагирует улыбкой, на не знакомых плач и испуганные глаза. НСГ делали 5 раз, всё в норме. Лежа на спине брыкается как лошадь, ногами отталкивается от кровати и ржет. Лежа на животе болтает ногами, напрягается, но не может оторвать попу от пола. Упор на локти, на руки (слегка вытянутые) опирается когда психует. Никакие игрушки лежа на животе не могут заинтересовать чтобы сделать попытку поползти. Такое чувство что она не понимает что надо сделать. Мы и так и этак и всё бестолку. На ноги когда ставишь, начинает прыгать, 30-40 секунд стоит на ногах держа под мышками.

Наша соседка в 6 месяцев уже ползает как электровеник. А мы читаем всякую дрянь про СМА и прочую херню. И не знаем что делать и куда обращаться с этим карантином. Успокойте пожалйста, из вашей практики когда самостоятельно сели и поползли ваши детки пациенты

Возраст: 29

На сервисе СпросиВрача доступна консультация педиатра онлайн по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!

Акушер, Гинеколог

Здравствуйте! Не переживайте вы так. Дети все разные. У кого-то ребёнок ползёт с 6-7 мес, а у кого-то не ползёт , и ближе к году просто встаёт и идёт -очень много таких случаев. У меня на практике была так ребёнок ни в какую не хотел ползти , а в год и месяц ребёнок пошёл и в год и 3 пополз. Не переживайте, все у вашего ребёнка хорошо. Можете массажи подделать, ноги разминать , как собачкой посадить на коленки и упор ручками и попробовать по очереди одной ногой , потом второй помогая ползти. Все хорошо у вашего малыша

Педиатр

Здравствуйте, не переживайте, дети могут вообще пропустить ползанье в своем физ развитии, а сразу начинают вставать у опоры, а потом ходить.

Ваш ребенок самостоятельно может сесть?

Иван, 26 апреля 2020

Клиент

Екатерина, нет, хочет из положения лежа сесть, естественно не получается, а если посадить сразу заваливается на бок

Педиатр

Иван, 26 апреля 2020

Клиент

Екатерина, доношенная 2970 родилась, сейчас 8300.

Педиатр

Массаж , ЛФК нужно поделать курсом , сядет к 8.5 мес.

Акушер, Гинеколог

Иван, добрый день! Каджый ребенок индивидуален. Мои дети не ползали вообще, сразу пошли. Вы ребенка в ходунки ставите?

Педиатр, Эндокринолог

Здравствуйте. Всё индивидуально. Старайтесь на ножках не прыгать, чтобы нагрузку большую на ступни не давать, ставьте вертикально на колени и пробуйте на коленях ходить и далее ставить на ручки, придерживая животик. Стимулирует игрушкой не на полу, а на уровне глаз или выше-так будет стараться выпрямляет руки. И главное: терпение и попытки, плюс массаж, занятия на фитболе

Педиатр

Учитывая ваш рассказ ребенок вполне развитый. Ползанье – вообще не обязательный навык.

В данных случаев обычно назначают массаж, хотя и без него дети начинают сидеть и ползать (а бывают что и сразу встают) в свои индивидуальные сроки

Педиатр

Здравствуйте. По описанию ребенок развивается хорошо. Все дети индивидуальны, ползанья они могут пропустить и сразу встать. Нужен массаж, гимнастика витамин д по 2 кап 1 раз до года.

Педиатр

Здравствуйте,малыш никому и ничего не должен,все дети индивидуальные ,не нужно равняться на других детей,есть дети ,которые вообще на ползуют,а сразу встают у опоры и идут.

Вам нужно отпустить эту ситуацию и не слушать никого.

Сами же можете сейчас заниматься с малышом на фитболе( есть видеоуроки в сети) для укрепления мышц,также хорошо плавание можно организовать дома в ванной.

Педиатр

Здравствуйте сдайте кровь на ттг т4 т3

Начните массаж

Детский невролог, Невролог

Здравствуйте. Думаю здесь нет серьезная патология, тем более НСГ в норме. Это связано задержкой этапов моторного развития. Можно тонизирующий массаж+ вит Д3+ элькар.

Педиатр, Терапевт

Здравствуйте. Попробуйте массаж стоп, по несколько раз в день. С уважением. Здоровья и удачи.

Анестезиолог-реаниматолог, Педиатр

Добрый день.

Самое плохое, что можно сделать вы уже сделали)))

Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми!!!

Никогда не читайте диагнозы и не примеряйте на ребенка.

Ваш ребенок развивается своими темпами.

У меня дочь в 8 мес не сидела и не стояла. Пошла в 1 год 1 мес.

Сейчас ей 11 лет. Сидит уверенно, ходит)))))

Сын в 10 месяцев ходил уже. У подруги с 8.5 мес ходил. И я не плакала. И вам не советую.

На счет СМА. Я несколько лет работала в детском хосписе с детьми со СМА. Обычно все выглядит так – ребенок развавается медленно, а потом перестает развиваться моторно, но при этом имеет хорошее эмоциональное развитие. Далее ребенок теряет навыки. Перестает садиться, переворачиваться, потом голову держать.

Тонус в руках и ногах у таких детей низкий всегда. Если вы были у невролога и вам не указывали на низкий тонус мышц, то переживать не о чем. СМА 1 типа в 4-6 месяцев уже почти полностью обездвижены, многие не дышат без аппарата. СМА 2 типа тоже уже себя проявил бы более грубой патологией. Так что не накручивайте себя. По описанию ничего общего со СМА

Оцените, насколько были полезны ответы врачей

Проголосовало 0 человек,

средняя оценка 0

Что делать, если я не нашел ответ на свой вопрос?

Если у Вас похожий или аналогичный вопрос, но Вы не нашли на него ответ – задайте свой вопрос врачу онлайн.

Если Вы хотите получить более подробную консультацию врача и решить проблему быстро и индивидуально – задайте платный вопрос в приватном личном сообщении. Будьте здоровы!

Источник

Здравствуйте подскажите нашему ребёнку 1,1 мы не ходим не сидим,не ползаем,что нам делать,массаж делаем,но ножки ставим

Тема закрыта Тема скрыта Пожаловаться

ОтписатьсяПодписаться

Комментарии

74

Айрини, 2 ребенка25 февраля 2016, 15:05

У невролога надо спрашивать, а не на форуме. Причем ещё вчера

Айрини25 февраля 2016, 15:05

У невролога надо спрашивать, а не на форуме. Причем ещё вчера

Блин, ведь нормы развития не просто так пишут!!!! Ещё 3-4 месяца назад надо было бить тревогу! Вы к врачам ходили? Если назначали лекарства – пили их? Массаж, надеюсь, профессионал делает?

Айрини25 февраля 2016, 15:09

Блин, ведь нормы развития не просто так пишут!!!! Ещё 3-4 месяца назад надо было бить тревогу! Вы к врачам ходили? Если назначали лекарства – пили их? Массаж, надеюсь, профессионал делает?

История переписки2

Блин, ведь нормы развития не просто так пишут!!!! Ещё 3-4 месяца назад надо было бить тревогу! Вы к врачам ходили? Если назначали лекарства – пили их? Массаж, надеюсь, профессионал делает?

Айрини25 февраля 2016, 15:09

Блин, ведь нормы развития не просто так пишут!!!! Ещё 3-4 месяца назад надо было бить тревогу! Вы к врачам ходили? Если назначали лекарства – пили их? Массаж, надеюсь, профессионал делает?

История переписки2

Согласна с вами!

А то частенько читаю на форуме в темах про развитие “ребенок никому не должен”, “время придет и сам сядет/пойдет/заговорит”. А неопытные мамы уши развешивают и упускают драгоценное время. У меня знакомая так сильно речь у сына запустила(((

Читайте также:  Сколько процентов от зарплаты алименты на 1 ребенка в 2017 году

Viva25 февраля 2016, 15:29

Согласна с вами!

А то частенько читаю на форуме в темах про развитие “ребенок никому не должен”, “время придет и сам сядет/пойдет/заговорит”. А неопытные мамы уши развешивают и упускают драгоценное время. У меня знакомая так сильно речь у сына запустила(((

История переписки3

Согласна с вами!

А то частенько читаю на форуме в темах про развитие “ребенок никому не должен”, “время придет и сам сядет/пойдет/заговорит”. А неопытные мамы уши развешивают и упускают драгоценное время. У меня знакомая так сильно речь у сына запустила(((

Ну не преувеличивайте, так говорят, когда в 1,5 стихов не читает и предложениями не говорит, что мол, всему своё время, или когда на горшок не просится в том же возрасте. Никогда здесь не встречала, что б на такую ситуация, так реагировали форумчанки.

Ksenia25 февраля 2016, 15:56

Согласна с вами!

А то частенько читаю на форуме в темах про развитие “ребенок никому не должен”, “время придет и сам сядет/пойдет/заговорит”. А неопытные мамы уши развешивают и упускают драгоценное время. У меня знакомая так сильно речь у сына запустила(((

Ну не преувеличивайте, так говорят, когда в 1,5 стихов не читает и предложениями не говорит, что мол, всему своё время, или когда на горшок не просится в том же возрасте. Никогда здесь не встречала, что б на такую ситуация, так реагировали форумчанки.

История переписки4

Было такое. У кого-то в 9 месяцев не сидел, у кого-то в 1,2 не ходил и т.д.

Айрини25 февраля 2016, 16:00

Было такое. У кого-то в 9 месяцев не сидел, у кого-то в 1,2 не ходил и т.д.

История переписки5

Ну, хз

У меня тоже поздно сел, месяцев в 9. Но он ползал и ходил, держась за опору, с 7 месяцев. И то, все было под контролем и невролога и педиатра.

А здесь явная безалаберность родителей.

Хотя, я думаю, вброс это.

Viva25 февраля 2016, 15:29

Согласна с вами!

А то частенько читаю на форуме в темах про развитие “ребенок никому не должен”, “время придет и сам сядет/пойдет/заговорит”. А неопытные мамы уши развешивают и упускают драгоценное время. У меня знакомая так сильно речь у сына запустила(((

История переписки3

Вот почему надо думать СВОЕЙ головой! У меня сейчас младшая не переворачивается, ну не хочется ей. Я с одной стороны спокойна, а с другой стороны – если к 5 не начнёт, то начну бить тревогу. А пока верчу-кручу ещё, зарядку делаем.

Айрини25 февраля 2016, 16:02

Вот почему надо думать СВОЕЙ головой! У меня сейчас младшая не переворачивается, ну не хочется ей. Я с одной стороны спокойна, а с другой стороны – если к 5 не начнёт, то начну бить тревогу. А пока верчу-кручу ещё, зарядку делаем.

История переписки4

Потому что ребенок по нормам должен начать переворачиватся в возрасте 3-5 месяцев. У меня старший перевернулся ровно в 5, младший ровно в 3.

еленаелена26 февраля 2016, 06:37

Потому что ребенок по нормам должен начать переворачиватся в возрасте 3-5 месяцев. У меня старший перевернулся ровно в 5, младший ровно в 3.

История переписки5

Вот и не пережиаваю особо. Старшая тоже поздно начала переворачиваться. Но и бить тревогу начну не в год, а гораздо раньше.

Viva25 февраля 2016, 15:29

Согласна с вами!

А то частенько читаю на форуме в темах про развитие “ребенок никому не должен”, “время придет и сам сядет/пойдет/заговорит”. А неопытные мамы уши развешивают и упускают драгоценное время. У меня знакомая так сильно речь у сына запустила(((

История переписки3

Айрини25 февраля 2016, 15:09

Блин, ведь нормы развития не просто так пишут!!!! Ещё 3-4 месяца назад надо было бить тревогу! Вы к врачам ходили? Если назначали лекарства – пили их? Массаж, надеюсь, профессионал делает?

История переписки2

Блин, ведь нормы развития не просто так пишут!!!! Ещё 3-4 месяца назад надо было бить тревогу! Вы к врачам ходили? Если назначали лекарства – пили их? Массаж, надеюсь, професси

по мнению форума, зря. Ибо каждый ребенок индивидуален и никому ничего не должен. Нормы для тупых, а яркие индивидуальности все делают в свои сроки

Гермиона Грейнджер25 февраля 2016, 15:30

Блин, ведь нормы развития не просто так пишут!!!! Ещё 3-4 месяца назад надо было бить тревогу! Вы к врачам ходили? Если назначали лекарства – пили их? Массаж, надеюсь, професси

по мнению форума, зря. Ибо каждый ребенок индивидуален и никому ничего не должен. Нормы для тупых, а яркие индивидуальности все делают в свои сроки

История переписки3

Вот точно! А то так любят умничать про “никому не должен” и все нормы развития-фигня

Гермиона Грейнджер25 февраля 2016, 15:30

Блин, ведь нормы развития не просто так пишут!!!! Ещё 3-4 месяца назад надо было бить тревогу! Вы к врачам ходили? Если назначали лекарства – пили их? Массаж, надеюсь, професси

по мнению форума, зря. Ибо каждый ребенок индивидуален и никому ничего не должен. Нормы для тупых, а яркие индивидуальности все делают в свои сроки

История переписки3

Ну двойные нормы форума никто не отменял )))) но и здравый смысл должен присутствовать.

Айрини25 февраля 2016, 15:09

Блин, ведь нормы развития не просто так пишут!!!! Ещё 3-4 месяца назад надо было бить тревогу! Вы к врачам ходили? Если назначали лекарства – пили их? Массаж, надеюсь, профессионал делает?

История переписки2

к врачам ходят каждый месяц до года. чувствую в авторе жирного и зеленого тролля =)

MopkoBka25 февраля 2016, 15:34

к врачам ходят каждый месяц до года. чувствую в авторе жирного и зеленого тролля =)

История переписки3

До полугода. А потом реже.

anna antonova26 февраля 2016, 09:42

До полугода. А потом реже.

История переписки4

стоило нам до года пропустить хоть 1 месяц – к нам сразу медсестра приходила через неделю или две и спрашивала – что-то нас давно не видно. так что реже – это уже по желанию родителей, видимо…

Айрини25 февраля 2016, 15:05

У невролога надо спрашивать, а не на форуме. Причем ещё вчера

Скорее позавчера

Посетить невролога, ортопеда и хирурга.

А что невролог думает по этому поводу?

Memarusjel, 2 ребенка25 февраля 2016, 15:06

А у врача то были? Что он говорит? Форум тут Вам вряд ли поможет.

_25 февраля 2016, 15:06

Вам невролог нужен хороший и очень срочно. “Массаж”, поди, сами делаете?

_25 февраля 2016, 15:06

Вам невролог нужен хороший и очень срочно. “Массаж”, поди, сами делаете?

Помню вашу тему: как у вашей дочки дела?

Viva25 февраля 2016, 15:34

Помню вашу тему: как у вашей дочки дела?

История переписки2

Ползает , садится сама. Шустрая стала, только тут была, уже уползла

на коленки встает, скоро встанет у опоры. Делали лфк, кололи кортексин, кавинтон, массажиста с будущей недели вызову. Пытается на четверенькаъ ползать, потом надоедает и снова по -пластунски ползет. К неврологу 3 марта повезу обоих. Дети ползают на пару, сын с ней ползет рядом, умора смотреть )

Читайте также:  Связать шарф для ребенка 1 год

_25 февраля 2016, 15:54

Ползает , садится сама. Шустрая стала, только тут была, уже уползла

на коленки встает, скоро встанет у опоры. Делали лфк, кололи кортексин, кавинтон, массажиста с будущей недели вызову. Пытается на четверенькаъ ползать, потом надоедает и снова по -пластунски ползет. К неврологу 3 марта повезу обоих. Дети ползают на пару, сын с ней ползет рядом, умора смотреть )

История переписки3

Ну вот и славно, что все налаживается)))

Источник

Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) (пери- + лат. natus – «рождение» + греч. encephalon – «головной мозг» + греч. patia – «нарушение») – термин, объединяющий большую группу различных по причине и не уточненных по происхождению поражений головного мозга, возникающих во время беременности и родов. ПЭП может проявляться по-разному, например синдромом гипервозбудимости, когда повышена раздражительность ребенка, снижен аппетит, малыш часто срыгивает во время кормления и отказывается от груди, меньше спит, труднее засыпает и т.д. Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы. У таких детей значительно снижена двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует. Часто проявления перинатальной энцефалопатии выражены незначительно, но детишки, перенесшие данное состояние, все же требуют к себе повышенного внимания, а иногда – и специального лечения.

Причины заболевания

К факторам риска возникновения перинатальной патологии головного мозга относятся:

Различные хронические заболевания матери.

Острые инфекционные заболевания или обострения хронических очагов инфекции в организме матери в период беременности.

Нарушения питания.

Слишком молодой возраст беременной.

Наследственные заболевания и нарушения обмена веществ.

Патологическое течение беременности (ранние и поздние токсикозы, угроза прерывания беременности и пр.).

Патологическое течение родов (стремительные роды, слабость родовой деятельности и пр.) и травмы при оказании помощи во время родов.

Вредные воздействия окружающей среды, неблагоприятная экологическая обстановка (ионизирующее излучение, токсические воздействия, в том числе при применении различных лекарственных веществ, загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов и промышленными отходами и пр.).

Недоношенность и незрелость плода с различными нарушениями его жизнедеятельности в первые дни жизни.

Следует отметить, что наиболее часто встречаются гипоксически-ишемические (их причина – недостаточность кислорода, возникающая во время внутриутробной жизни малыша) и смешанные поражения центральной нервной системы, что объясняется тем, что практически любое неблагополучие в период беременности и родов приводит к нарушению снабжения кислородом тканей плода и в первую очередь головного мозга. Во многих случаях причины возникновения ПЭП установить не удается.

Составить объективное представление о состоянии ребенка в момент рождения помогает 10-балльная шкала Апгар. При этом учитывается активность ребенка, цвет кожных покровов, выраженность физиологических рефлексов новорожденного, состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Каждый из показателей оценивается от 0 до 2 баллов. Шкала Апгар позволяет уже в родзале оценить адаптацию ребенка к внеутробным условиям существования в течение первых минут после рождения. Сумма баллов от 1 до 3 указывает на тяжелое состояние, от 4 до 6 – на состояние средней тяжести, от 7 до 10 – на удовлетворительное. Низкие баллы относят к факторам риска для жизни ребенка и развития неврологических нарушений и диктуют необходимость применения экстренной интенсивной терапии.

К сожалению, высокие баллы по шкале Апгар полностью не исключают риск возникновения неврологических нарушений, ряд симптомов возникает уже после 7-го дня жизни, и очень важно как можно раньше выявить возможные проявления ПЭП. Пластичность мозга ребенка необычайно велика, своевременно проводимые лечебные мероприятия помогают в большинстве случаев избежать развития неврологического дефицита, предупредить нарушения в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности.

Течение ПЭП и возможные прогнозы

В течение ПЭП выделяют три периода: острый (1-й месяц жизни), восстановительный (с 1 мес. до 1 года у доношенных, до 2 лет – у недоношенных) и исход заболевания. В каждом периоде ПЭП выделяют различные синдромы. Чаще наблюдается сочетание нескольких синдромов. Такая классификация целесообразна, так как она позволяет выделить синдромы в зависимости от возраста ребенка. Для каждого синдрома разработана соответствующая тактика лечения. Выраженность каждого синдрома и их сочетание позволяют определить тяжесть состояния, правильно назначить терапию, строить прогнозы. Хочется отметить, что даже минимальные проявления перинатальной энцефалопатии требуют соответствующего лечения для предотвращения неблагоприятных исходов.

Перечислим основные синдромы ПЭП.

Острый период:

Синдром угнетения ЦНС.

Коматозный синдром.

Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.

Судорожный синдром.

Гипертензионно-гидроцефальный синдром.

Восстановительный период:

Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.

Эпилептический синдром.

Гипертензионно-гидроцефальный синдром.

Синдром вегето-висцеральных дисфункций.

Синдром двигательных нарушений.

Синдром задержки психомоторного развития.

Исходы:

Полное выздоровление.

Задержка психического, моторного или речевого развития.

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания (минимальная мозговая дисфункция).

Невротические реакции.

Вегетативно-висцеральные дисфункции.

Эпилепсия.

Гидроцефалия.

Детский церебральный паралич.

Все больные с тяжелыми и среднетяжелыми поражениями мозга нуждаются в стационарном лечении. Дети с легкими нарушениями выписываются из роддома под амбулаторное наблюдение невролога.

Остановимся более подробно на клинических проявлениях отдельных синдромов ПЭП, которые наиболее часто встречаются в амбулаторных условиях.

Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости проявляется усилением спонтанной двигательной активности, беспокойным поверхностным сном, удлинением периода активного бодрствования, трудностью засыпания, частым немотивированным плачем, оживлением безусловных врожденных рефлексов, переменным мышечным тонусом, тремором (подергиванием) конечностей, подбородка. У недоношенных данный синдром в большинстве случаев отражает понижение порога судорожной готовности, то есть говорит о том, что у малыша легко могут развиться судороги, например, при повышении температуры или действии других раздражителей. При благоприятном течении выраженность симптомов постепенно уменьшается и исчезает в сроки от 4-6 месяцев до 1 года. При неблагоприятном течении заболевания и отсутствии своевременной терапии может развиться эпилептический синдром.

Судорожный (эпилептический) синдром может проявляться в любом возрасте. В младенчестве он характеризуется многообразием форм. Часто наблюдается имитация безусловных двигательных рефлексов в виде приступообразно возникающих сгибаний и наклонов головы с напряжением рук и ног, поворотом головы в сторону и разгибанием одноименных руки и ноги; эпизодов вздрагиваний, приступообразных подергиваний конечностей, имитаций сосательных движений и пр. Порой даже специалисту бывает сложно без дополнительных методов исследований определить природу возникающих судорожных состояний.

Гипертензионно-гидроцефальный синдром характеризуется избыточным количеством жидкости в пространствах головного мозга, содержащих ликвор (спинномозговую жидкость), что приводит к повышению внутричерепного давления. Врачи часто называют это нарушение родителям именно так – говорят, что у малыша повышенное внутричерепное давление. Механизм возникновения этого синдрома может быть различным: чрезмерная выработка ликвора, нарушение всасывания избытков ликвора в кровеносное русло, либо их сочетание. Основными симптомами при гипертензионно-гидроцефальном синдроме, на которые ориентируются врачи и которые могут контролировать и родители, являются темпы прироста окружности головы ребенка и размеры и состояние большого родничка. У большинства доношенных новорожденных в норме окружность головы при рождении составляет 34 – 35 см. В среднем в первое полугодие ежемесячный прирост окружности головы составляет 1,5 см (в первый месяц – до 2,5 см), достигая к 6 месяцам около 44 см. Во втором полугодии темпы прироста уменьшаются; к году окружность головы – 47-48 см. Беспокойный сон, частые обильные срыгивания, монотонный плач в сочетании с выбуханием, усиленной пульсацией большого родничка и запрокидыванием головы сзади – наиболее типичные проявления данного синдрома.

Однако большие размеры головы часто бывают и у абсолютно здоровых малышей и определяются конституциональными и семейными особенностями. Большой размер родничка и «задержка» его закрытия часто наблюдаются при рахите. Маленький размер родничка при рождении повышает риск возникновения внутричерепной гипертензии при различных неблагоприятных ситуациях (перегревание, повышение температуры тела и др.). Проведение нейросонографического исследования головного мозга позволяет правильно поставить диагноз таким пациентам и определиться с тактикой терапии. В подавляющем большинстве случаев к концу первого полугодия жизни ребенка отмечается нормализация роста окружности головы. У части больных детей к 8-12 месяцам сохраняется гидроцефальный синдром без признаков повышения внутричерепного давления. В тяжелых случаях отмечается развитие гидроцефалии.

Читайте также:  Ребенок 1 год стул жидкий зеленый с кровью

Коматозный синдром является проявлением тяжелого состояния новорожденного, которое оценивается 1-4 баллами по шкале Апгар. У больных детей проявляются выраженная вялость, снижение двигательной активности вплоть до полного ее отсутствия, угнетены все жизненно важные функции: дыхание, сердечная деятельность. Могут отмечаться приступы судорог. Тяжелое состояние сохраняется 10-15 дней, при этом отсутствуют рефлексы сосания и глотания.

Синдром вегето-висцеральных дисфункций, как правило, проявляется после первого месяца жизни на фоне повышенной нервной возбудимости и гипертензионно-гидроцефального синдрома. Отмечаются частые срыгивания, задержка прибавки массы тела, нарушения сердечного и дыхательного ритма, терморегуляции, изменение окраски и температуры кожных покровов, «мраморность» кожи, нарушение функций желудочно-кишечного тракта. Часто этот синдром может сочетаться с энтеритами, энтероколитами (воспаление тонкого, толстого кишечника, проявляющееся расстройством стула, нарушением прибавки массы тела), обусловленными патогенными микроорганизмами, с рахитом, утяжеляя их течение.

Синдром двигательных нарушений выявляется с первых недель жизни. С рождения может наблюдаться нарушение мышечного тонуса, как в сторону его снижения, так и повышения, может выявляться его асимметрия, отмечается снижение или чрезмерное усиление спонтанной двигательной активности. Часто синдром двигательных нарушений сочетается с задержкой психомоторного и речевого развития, т.к. нарушения мышечного тонуса и наличие патологической двигательной активности (гиперкинезы) препятствуют проведению целенаправленных движений, формированию нормальных двигательных функций, овладению речью.

При задержке психомоторного развития ребенок позднее начинает держать голову, сидеть, ползать, ходить. Преимущественное нарушение психического развития можно заподозрить при слабом монотонным крике, нарушении артикуляции, бедности мимики, позднем появлении улыбки, задержке зрительно-слуховых реакций.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – неврологическое заболевание, возникающее вследствие раннего поражения центральной нервной системы. При ДЦП нарушения развития носят, как правило, сложную структуру, сочетаются нарушения двигательные, нарушения речи, задержка психического развития. Двигательные нарушения при ДЦП выражаются в поражении верхних и нижних конечностей; страдает мелкая моторика, мышцы артикуляционного аппарата, мышцы-глазодвигатели. Нарушения речи выявляются у большинства больных: от легких (стертых) форм до совершенно неразборчивой речи. У 20 – 25% детей имеются характерные нарушения зрения: сходящееся и расходящееся косоглазие, нистагм, ограничение полей зрения. У большинства детей отмечается задержка психического развития. У части детей имеют место нарушения интеллекта (умственная отсталость).

Синдромом гиперактивности с дефицитом внимания – нарушение поведения, связанное с тем, что ребенок плохо владеет своим вниманием. Таким детям трудно сосредоточиться на каком-либо деле, особенно если оно не очень интересное: они вертятся и не могут спокойно усидеть на месте, постоянно отвлекаются даже по пустякам. Их активность зачастую слишком бурная и хаотичная.

Диагностика

Диагноз перинатального поражения головного мозга может быть поставлен на основании клинических данных и знаний особенностей течения беременности и родов.

Данные дополнительных методов исследований носят вспомогательный характер и помогают уточнить характер и степень поражения головного мозга, служат для наблюдения за течением заболевания, оценки эффективности проводимой терапии.

Нейросонография (НСГ) – безопасный метод осмотра головного мозга, позволяющий оценить состояние ткани мозга, ликворных пространств. Он выявляет внутричерепные поражения, характер поражений мозга.

Допплерография позволяет оценивать величину кровотока в сосудах головного мозга.

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) – метод исследования функциональной активности головного мозга, основанный на регистрации электрических потенциалов мозга. По данным ЭЭГ можно судить о степени задержки возрастного развития мозга, наличии межполушарных асимметрий, наличии эпилептической активности, ее очагов в различных отделах мозга.

Видеомониторинг – способ, позволяющий оценить спонтанную двигательную активность у ребенка с помощью видеозаписей. Сочетание видео- и ЭЭГ-мониторингов позволяет точно выявить характер приступов (пароксизмов) у детей раннего возраста.

Электронейромиография (ЭНМГ) – незаменимый метод в диагностике врожденных и приобретенных нервно-мышечных заболеваний.

Компьютерная томография (КТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ) – современные методы, позволяющие детально оценить структурные изменения головного мозга. Широкое использование этих методов в раннем детском возрасте затруднено из-за необходимости применения наркоза.

Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) позволяет определить интенсивность обмена веществ в тканях и интенсивность мозгового кровотока на различных уровнях и в различных структурах центральной нервной системы.

Наиболее широко при ПЭП используются нейросонография и электроэнцефалография.

При патологии ЦНС обязателен осмотр окулиста. Изменения, выявляемые на глазном дне, помогают диагностировать генетические заболевания, оценивать степень выраженности внутричерепной гипертензии, состояние зрительных нервов.

Лечение

Как уже говорилось выше, дети с тяжелыми и среднетяжелыми поражениями центральной нервной системы во время острого периода заболевания нуждаются в стационарном лечении. У большинства детей с легкими проявлениями синдромов повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и двигательных нарушений удается ограничиться подбором индивидуального режима, педагогической коррекцией, массажем, лечебной физкультурой, применением физиотерапевтических методов. Из медикаментозных методов для таких больных чаще используют фитотерапию (настои и отвары седативных и мочегонных трав) и гомеопатические препараты.

При гипертензионно-гидроцефальном синдроме учитывается степень выраженности гипертензии и выраженность гидроцефального синдрома. При повышенном внутричерепном давлении рекомендуется приподнять головной конец кроватки на 20-30°. Для этого можно подложить что-либо под ножки кроватки или под матрас. Медикаментозная терапия назначается только врачом, эффективность оценивается по клиническим проявлениям и данным НСГ. В легких случаях ограничиваются фитопрепаратами (отвары хвоща полевого, листа толокнянки и др.). При более тяжелых случаях используют диакарб, уменьшающий выработку ликвора и увеличивающий его отток. При неэффективности медикаментозного лечения в особо тяжелых случаях приходится прибегать к нейрохирургическим методам терапии.

При выраженных двигательных нарушениях основной акцент уделяется методам массажа, лечебной физкультуры, физиотерапии. Медикаментозная терапия зависит от ведущего синдрома: при мышечной гипотонии, периферических парезах назначают препараты, улучшающие нервно-мышечную передачу (дибазол, иногда галантамин), при повышенном тонусе применяют средства, способствующие его снижению – мидокалм или баклофен. Используются различные варианты введения препаратов внутрь и с помощью электрофореза.

Подбор препаратов детям с эпилептическим синдромом зависит от формы заболевания. Прием противосудорожных препаратов (антиконвульсантов), дозы, время приема определяются врачом. Смена препаратов осуществляется постепенно под контролем ЭЭГ. Резкая самопроизвольная отмена препаратов может спровоцировать учащение приступов. В настоящее время используют широкий арсенал противосудорожных средств. Прием антиконвульсантов не безразличен для организма и назначается только при установленном диагнозе эпилепсии или эпилептическом синдроме под контролем лабораторных показателей. Однако отсутствие своевременного лечения эпилептических пароксизмов приводит к нарушению психического развития. Массаж и физиотерапевтическое лечение детям с эпилептическим синдромом противопоказаны.

При синдроме задержки психомоторного развития наряду с немедикаментозными методами лечения и социально-педагогической коррекцией применяются препараты, активирующие мозговую деятельность, улучшающие мозговой кровоток, способствующие образованию новых связей между нервными клетками. Выбор препаратов большой (ноотропил, луцетам, пантогам, винпоцетин, актовегин, кортексин и пр.). В каждом случае схема медикаментозного лечения подбирается индивидуально в зависимости от выраженности симптоматики и индивидуальной переносимости.

Практически при всех синдромах ПЭП больным назначают препараты витаминов группы «В», которые могут применяться внутрь, внутримышечно и в электрофорезе.

К годовалому возрасту у большинства зрелых детей явления ПЭП исчезают либо выявляются незначительные проявления перинатальной энцефалопатии, не оказывающие существенного воздействия на дальнейшее развитие ребенка. Частыми последствиями перенесенной энцефалопатии являются минимальная мозговая дисфункция (легкие нарушения поведения и обучения), гидроцефальный синдром. Наиболее тяжелыми исходами являются детский церебральный паралич и эпилепсия.

Источник