Ребенку 1 год не глотает слюни

Дисфагия, нарушение акта глотания, встречается у пациентов разных возрастных групп. Она может развиваться при повреждении глотки и пищевода, мозговых нарушениях и даже быть физиологической. Дети с дисфагией — особенная категория пациентов, поскольку само по себе такое нарушение может сказываться на здоровье ребенка. Затрудненное глотание нередко отражается на процессе питания и питья настолько сильно, что может приводить к недоеданию и обезвоживанию организма. MedAboutMe разбирался, почему у детей развивается эта патология и по каким признакам ее распознать у самых маленьких.

Как развивается дисфагия

Как развивается дисфагия

В среднем человек глотает около 600 раз в сутки. Акт глотания делится на три фазы:

  • Пережевывание пищи, формирование пищевого комка или порции жидкости во рту.
  • Непроизвольное поднятие мягкого неба в глотке, сокращение мышц гортани.
  • Прохождение пищи или жидкости по пищеводу к желудку.

Сознательно контролировать можно только первую фазу, дальнейшие процессы в глотке и пищеводе происходят рефлекторно. Для того чтобы весь процесс был слаженным, мозг должен правильно контролировать каждый этап, посылать правильные импульсы, а органы должны эти импульсы распознавать и реагировать на них. Дисфагия развивается в том случае, если на бессознательных этапах глотания по тем или иным причинам возникают сбои.

Дети, особенно раннего возраста, подвержены такой патологии, поскольку механизм глотания у них может быть недостаточно отлажен. И все же чаще всего дисфагия — это не просто временное явление, а признак того или иного заболевания. Игнорировать ее нельзя ни в коем случае, ведь она может отразиться на питании ребенка и, поскольку речь идет о формирующемся растущем организме, привести к тяжелым последствиям для здоровья.

Симптомы: кашель у ребенка, затрудненное дыхание, срыгивания

Дети, которые уже могут говорить, при дисфагии описывают родителям свои неприятные ощущения. Чаще всего жалобы связаны именно с приемом пищи — во время еды ребенок жалуется на боль, на ком в горле, он ест маленькими порциями, отказывается от твердой пищи и долго с усилием жует. Взрослые отмечают, что малыш может легко поперхнуться, у него появляется кашель, а иногда и рвота. Такие нарушения приводят к тому, что фрагменты пищи попадают в дыхательные пути, могут вызвать застойные процессы и воспаления, поэтому дети с дисфагией часто болеют пневмониями и бронхитами, у некоторых пациентов может развиться даже астма.

Среди других сопутствующих симптомов врачи выделяют:

  • Охриплость, изменение голоса после еды.
  • Нарушения речи.
  • Одышка, затрудненное дыхание.
  • Обильное слюнотечение.
  • Выпадение пищи изо рта (при кашле или без него).

Определить дисфагию у грудничков и малышей, которые еще не могут описать свои ощущения, сложнее. Родителям стоит обратить внимание на следующие симптомы:

  • Плохой аппетит.
  • Длительное сосание.
  • Небольшой объем съедаемой пищи, ребенок устает и отказывается от груди или бутылочки.
  • Частые срыгивания в процессе кормления.
  • Молоко или смесь вытекают через нос.
  • Ребенок неестественно выгибает шею во время еды.
  • После еды ребенок часто красный, у него появляется кашель, хрипы, насморк.

У грудничков дисфагия очень быстро сказывается на здоровье — они начинают плохо набирать или даже терять вес, часто болеют заболеваниями дыхательных путей, у детей возникают проблемы с гигиеной рта.

Источник

Обновлено 7 августа 2017 г.

Содержание:

  • Криотерапия
  • Полоскания
  • Специальный логопедический массаж
  • Особая диета
  • Артикуляционные упражнения
  • Советы родителей

Гиперсаливация – это повышенное слюноотделение, которое достаточно часто возникает у детей, особенно в раннем возрасте. В детском возрасте оно чаще всего связано не с какими-то проблемами со здоровьем, а просто с недоразвитостью у ребенка необходимых мышц и с банальным неумением вовремя сглотнуть слюну.

Именно поэтому перед любым лечением гиперсаливации у детей важно научить ребенка правильно глотать слюну, сомкнув губы. Полезно будет также напоминать ребенку, чтобы он глотал слюну и закрывал рот, когда не говорит и не ест. А во время каких-то напряженных занятий полезно иногда останавливаться, чтобы ребенок мог спокойно проглотить скопившуюся жидкость.

ВАЖНО: Как-то особенно кормить ребенка не обязательно, главное следите, чтобы в его рационе было как можно больше жесткой пищи – морковки, яблок и сухарей.

Если этих мер недостаточно, то можно прибегнуть к другим, более радикальным способам лечения гиперсаливации.

Лечение гиперсаливации у детей

Криотерапия

Данное слово не подразумевает процедуру в клинике – достаточно будет в домашних условиях прикладывать по контуру губ небольшие кусочки льда, и держать их от пары секунд до минуты, в зависимости от того, сколько готов вытерпеть ребенок.

Лечение гиперсаливации у детей (лечение повышенного слюноотделения)

Полоскания

Если ваш малыш нормально реагирует на лекарственные травы, то можно делать полоскания, причем травы могут быть практически любыми – главное, чтобы они обладали успокаивающим эффектом. Также полезны полоскания простой минеральной водой, кефиром или даже киселем.

Положительный эффект оказывает полоскание полости рта

Специальный логопедический массаж

  • Найдите ямку под челюстью, и в течение пяти секунд делайте легкие вибрирующие движения указательным пальцем
  • После этого примерно в течение десяти секунд делайте точечный массаж двумя пальцами в двух точках под языком, двигаясь против часовой стрелки
  • Делайте круговые движения указательными пальцами по часовой стрелке за ушами, в точках смыкания челюстей. Рот ребенка сначала должен быть закрыт, а затем открыт
  • Завершите все массажем неба

Особая диета

Как-то особенно кормить ребенка не обязательно, главное следите, чтобы в его рационе было как можно больше жесткой пищи – морковки, яблок и сухарей. Это полезно не только для слюноотделения, но и для здоровья зубов.

Ребенку необходимо употреблять больше жестких продуктов, это улучшает развитие зубов и увеличивает слюноотделение

Читайте также:  Ребенку исполняется 1 год приметы

Артикуляционные упражнения

  • Имитирование глотания, зевания и жевания – все с запрокинутой головой
  • Открытие рта (как можно шире) и остановка в таком положении на несколько секунд
  • Удерживание губами полоски бумаги
  • Надувание и максимальное втягивание щек (поочередно)
  • Всасывание воздуха через язык, свернутый трубочкой
  • Вдувание воздуха через трубочку в стакан с водой

Все эти комплексные меры помогут эффективно избавиться от гиперсаливации у ребенка, если она не связана с какими-то серьезными проблемами со здоровьем. Если же это не поможет, то следует обратиться к врачу, который выявит причины симптома и назначит лечение, однако оно уже практически не будет отличаться от лечения гиперсаливации у взрослых.

Логопедические игры являются эффективным помощником против гиперсаливации

Советы родителей

С проблемой повышенного слюноотделения сталкивается почти каждый родитель. В основном слюни у детей активно текут при прорезывании зубов, и опытные мамы советуют в этом случае не беспокоится – слюноотделение при таком процессе совершенно естественно. Если вы верите в гомеопатические препараты, то некоторые советуют давать ребенку по горошине беладонны-3 трижды в день – это позволит зубам прорезаться легче и уменьшит слюноотделение.

ВАЖНО: Если ваш малыш нормально реагирует на лекарственные травы, то можно делать полоскания, причем травы могут быть практически любыми – главное, чтобы они обладали успокаивающим эффектом.

Также если у ребенка активно выделяется слюна, родители советуют побывать и у терапевта, и у стоматолога – возможно, гиперсаливация является признаком каких-то более серьезных нарушений, и в этом случае один из врачей сможет назначить нужные анализы и обследования.

Полезная статья?

Сохрани, чтобы не потерять!

Отказ от ответственности:
Этот материал не предназначен для обеспечения диагностики, лечения или медицинских советов. Информация предоставлена только в информационных целях. Пожалуйста, проконсультируйтесь с врачом о любых медицинских и связанных со здоровьем диагнозах и методах лечения. Данная информация не должна рассматриваться в качестве замены консультации с врачом.

Посмотрите стоматологии Москвы

Источник

Страницы: [1] 2 3  Все   Вниз

Автор
Тема: Как ребенка научить глотать  (Прочитано 41933 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Здравствуйте нам 1,2 у нас ДЦП надеюсь, что ЭПИ удалось купировать.
Малыш не глотает с ложки. Привык есть с соски, а каши с ложек глотать не хочет. Делаем логопедические массажи лица и подбородка но это не помогает. Есть какие-то другие способы? Может вообще прекратить кормить с бутылки?
Спасибо.

пипетка и по капелькам – постепенно увличивая..
дальше – чайная ложка

потом глотательный рефлекс и тонусмышц внутрених и внешн во рту взаимосвязаны – начните лёгкий артикуляционный массаж (я правда не знаю – можно ли при ЭПИ?)

зубной маленькой щеточкой ежедневно пунктирными нажатиями по языку и вокруг рта стимулируем мышцы…

Записан

Спасибо большое за ответ. Массаж делали пальцем, теперь начнем щеточкой.
Все таки, хочется уточнить один момент- он хорошо пьет с бутылки.  Причем , даже если на бутылку надет поильник , а  не  соска. Накидываю ему пару ложек каши затем даю бутылку и только так, сося молоко он глотает кашу. 
С уважением, Андрей

Здравствуйте!!!вопрос,если вы даете поильник,он из него пьет или сосет???
нашла советы для вас!!!может пригодится!!
Сначала расскажу вам немножко о рвотном рефлексе. Он у нас тоже был
повышенным, но убирается он именно посредством вызывания. Конечно же,
делается это желательно на пустой желудок и желательно несколько подходов в
день. Моете тщательно руки и надавливаете пальцем на основание языка 3-5
раз подряд, затем небольшой перерыв и опять тоже самое. Всего раз 5.
Сначала я делала по 2 раза, затем довела до 5. Главное не спешить в этом
деле. Такие же надавливания необходимы на мягкое нёбо (оно находится над
маленьким язычком). Конечно, сначала вы таким образом будете вызывать в
основном только рвотный рефлекс, но со временем он будет уменьшаться. Кроме
того, эти надавливания стимулируют и глотательный рефлекс. Если есть
возможность, хорошо бы найти логопеда, который знает пассивный массаж и
гимнастику и занимается ими с детками в доречевой период. Но даже, если не
найдете сразу, не отчаивайтесь. Мы нашли логопеда, когда Тошке уже был
почти год и занимались с ним для развития речевой сферы, а также для
укрепления глотательных и жевательных мыщц. Глотать же научили его, когда
ему было 2 месяца. Есть еще хорошее упражнение, которое вы можете делать
самостоятельно: берете за подбородок и как бы делаете жевательные движения
вверх-вниз. Я такое делаю в любое свободное время по несколько раз. В день
получается довольно много. Но у нас еще и слабые щёчные мышцы, ротик почти
всегда открыт, а этим упражением мы его укрепляем. Еще очень хорошо купить
детскую зубную силиконовую щеточку и водить ею под носиком над верхней
губой, под нижней губой, круговые движения по щечкам, над бровками от
центра лба. Затем можно заменить на что-то другое (шелковую ленточку,
льняное что-то) главное, чтобы были различные тактильные ощущения. Тоже
самое очень хорошо делать с ручками и ножками (ладошками и стопами)
поскольку пальчиковые игры стимулирую речевые функции, а значит и функции
жевания/глотания/сосания. Можно делать пассивные пальчиковые игры простые.
Я беру каждый пальчик на руке и соединяю с большим при этом рассказываю
каке-то прибаутки, либо просто здороваемся с пальчиками. Очень хорошо
растирать просто пальчики своими руками от основания к кончикам. Затем,
когда, рвотный рефлекс немного угаснет, очень хорошо намотать на палец
кусочек бинтика и проводить по язычку и по щечкам горизонтальные,
вертикальные и волнообразные движения.
Теперь расскажу как учили глотать. Вкладывали соску в ротик, нажимали на
соску так, чтобы из нее лилось молочко, вытаскивали соску и начинали
массировать шею, чтобы он проглотил. Таким образом животным дают лекарства
и гладят по шее, чтобы они их проглотили. Попробуйте сначала на себе,
помассируйте с дух сторон шею двумя пальцами и вверху шеи, я уверена, вы
поймете глее и что нужно делать, чтобы вызвать глотательный рефлекс.
Сначала около двух недель мы кормили Тошку сначала таким образом. Он
выпивал за час около 20 гр. Молока или смеси, а потом я докармливала его
через зонд. Затем, папа волевым решением вытащил зонд и мы стали кормиться
только из соски.. Очень важно
настроиться на позитивный результат изначально.

Читайте также:  Седативное средство для ребенка 1 год

Записан

ты всегда рядом,я знаю!!!спасибо тебе!!!

Глотание — сложный комплекс двигательных реакций, благодаря которым пища перемещается из полости рта через пищевод в желудок. Глотательный рефлекс относится к врожденным. Важно отметить, что при правильно протекающем акте глотания кончик языка в норме должен упираться в переднюю треть твердого нёба.

Ребёнок рождается с хорошо развитым механизмом глотания, которое в первые месяцы носит название инфантильного. Благодаря сокращению мышц губ, щёк, языка при сосании в полости рта младенца создаётся отрицательное давление и молоко поступает в рот, а язык, располагаясь между беззубыми деснами, направляет молоко в ротоглотку. До прорезывания первых зубов такой инфантильный тип глотания, при котором язык упирается в губы, является физиологической нормой. Но по мере прорезывания молочных зубов сосание заменяется жеванием, а тип глотания у ребёнка перестраивается на соматический. Язык при соматическом глотании расположен в передней трети твёрдого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань.

Если же ребенок постоянно потребляет жидкую или полужидкую пищу, несмотря на наличие у него зубов, то полноценный акт жевания не формируется, и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит. В момент глотания ребенок с инфантильным типом глотания прокладывает язык между верхним и нижним зубными рядами, что способствует формированию открытого прикуса. При этом в акте глотания участвуют околоротовые мышцы, т.е. заметно напрягаются нижняя часть круговой мышцы рта, подбородочная мышца и мышцы шеи, что легко обнаружить, попросив ребенка сглотнуть слюну.
Причины инфантильного глотания:

Сохранение инфантильного типа глотания может быть обусловлено:

– длительным сосанием соски,

– поздним включением в рацион твердой пищи,

– поздним прорезыванием временных зубов,

– короткой уздечкой языка,

– ротовым дыханием.

К неправильному типу глотания также может привести:

– Использование длинной соски, которая занимает весь рот младенца и касается мягкого неба, что препятствует правильной функции языка, мягкого неба и глотки.

-Нарушения возникают и при наличии большого отверстия в соске, через которое молоко и молочные смеси в большом количестве поступают в полость рта, ребенок захлебывается поступающей пищей и может ее проглотить лишь после удаления соски из полости рта и вытекания пищи через углы рта. При этом переднее положение языка регулирующего поток молока, может закрепиться и стать причиной неправильного глотания.

-Хронический тонзиллит, аденоидные разрастания, также способствуют смещению языка вперёд.

– Если же ребёнок постоянно употребляет жидкую или полужидкую пищу, несмотря на наличие у него зубов, то полноценный акт жевания у него не формируется, и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит.

При инфантильном типе глотания язык ребёнка привыкает только к простейшим движениям, поэтому язычная мышца развивается слабо (язык недостаточно развит и подвижен).

Лечение:

При нарушении функции глотания намечается определенный план лечения. Для начала необходимо научить ребенка правильно глотать.

Записан

ты всегда рядом,я знаю!!!спасибо тебе!!!

Упражнения для нормализации функции глотания.

Сидя перед зеркалом, голову держать прямо, плечи слегка отвести назад и чуть опустить, грудь развернуть, живот подтянуть, коленные суставы согнуть, ноги и пятки вместе. Упражнения выполняются в медленном темпе на счёт 1-2-3-4 с повторением от 10 до 15 раз ежедневно.

1. Жуём твёрдую пищу.

Грызём, жуём, глотаем – морковку, яблоки, мясо, сухари, баранки, сушки….

2. Оближем губки.

Полуоткрыть рот, облизывать верхнюю и нижнюю губу, проводя языком от одного угла рта к другому

3. Качели.

Попытаться достать языком перегородку носа, подбородок.

4. Маляр.

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

5. Чистим верхние зубы.

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

6. Посчитай верхние зубы.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

7. Лошадка.

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кон кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Выполнять 50-60 раз.

8. Мёд или хлебный шарик.

Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2 капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения. На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «часики» или делать движения языком вперёд-назад.

Читайте также:  Фитнес с ребенком 1 год вместе

9. Поэтапное полоскание.

Полоскание горла поэтапно: минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.

10. Зеваем, жуём, глотаем.

Запрокинув голову: имитировать жевательные движения, позёвывать, жевание и глотание с закрытым ртом.

11. Футбол.

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.

12. Карандаш.

Применяют упражнение с карандашом — располагают карандаш поперек зубного ряда, удерживают его сжатыми зубами. Кончик языка перемещают то выше, то ниже карандаша.

13. Учимся глотать.

а. На кончик языка накладываете резиновое кольцо (нарезанное из пипетки). Ребенок поднимает язык кверху и прижимает его к переднему участку твердого неба в области небных складок, зубы сжимает, губы смыкает (исходное положение). Вы просите его проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка и резинового кольца. Если язык находится между зубными рядами, то упражнение выполняется неправильно. Следует терпеливо объяснить цель упражнения. Упражнение повторяют в первый день 5-6 раз, во второй — 2 раза (утром и вечером) по 5-6 раз. в последующие дни — 3 раза в день по 10-12 раз.

б. Исходное положение то же. Только теперь Ваш ребенок должен удерживать кольцо в таком положении в течение 5 мин. В последующие дни время выполнения упражнения увеличивают до 10 мин.

в. Исходное положение то же. Теперь Вы научите своего ребенка правильно глотать, не отрывая языка от неба просите его проглатывать слюну с сомкнутыми губами. Упражнение повторяют 3 раза в день по 10 раз. При этом необходимо следить за тем, чтобы губы были расслаблены.

Уважаемые родители помните, что от регулярного выполнения Вашим ребенком предложенных упражнений, зависит благоприятный исход лечения.

Для коррекции инфантильного типа глотания очень эффективен трейнер. Язычок аппарата при каждом глотательном движении рефлекторно напоминает ребёнку о правильном положении кончика языка, что закрепляется во время ночного ношения и способствует перестройке инфантильного типа глотания в соматическое (проконсультироваться у логопедов детских поликлиник).

Предложенные методы достаточно эффективны для лечения нарушений глотания.

Для коррекции инфантильного типа глотания очень эффективен трейнер.

Записан

ты всегда рядом,я знаю!!!спасибо тебе!!!

здравствуйте. Спасибо за ответ.

-Здравствуйте!!!вопрос, если вы даете поильник, он из него пьет или сосет???-
-Сосет. Глотать не может совсем.

Упражнения описанные ниже пока еще не для нас. Да и я честно не понимаю- для кого они- если ребятенок научится по команде  водить языком или делать другие осознанные движения, то глотать я думаю он научиться должен и так. Хотя конечно не мне не профессионалу   делать выводы.

Что касается причин Сохранение инфантильного типа – то вроде не одно из них нам не подходит. Ну соска конечно есть до сих пор- хотя твердую пищу стали включать по расписанию, да и все стараемся делать по расписанию как для не больных деток.

На вооружение возьму 2 ваших упражнения- Надавливания на  основания языка и массирования шеи.

Еще раз Спасибо большое. Удачных весенних праздников.

Добрый день! Девочки может кто знает логопеда который занимается детками с проблемами глотательного и сосательного рефлексов, нам год и месяц мы не умеем  не глотать не сосать толком, сосать стараемся но у нас ротик постоянно открыт, делаем упражнение щеточкой но пока нет результатов, пытаюсь кормить пипеткой но жидкость накапливается где-то в горле смешивается со слюнили и приходится отсасываться начинает поперхиватся. Может мы что то не так делаем. Если кто знает есть ли такие специалисты в Москве напишите буду очень благодарна.

Отправлено с моего iPhone используя Tapatalk

Записан

Всем привет! А у нас такая ситуация. Глотать умеет только густую пищу. Стоит кормить чуть пожиже, просто беда, всё течёт назад. Поэтому кушаем всё густое. Йогурт сейчас учимся есть, сначала долго его держит во рту, только потом проглотит. Пьёт только из бутылки. А нам уже 3г.4м.! Может слабые мышцы рта?  Проблема с пониманием речи, поэтому и упражнениям его не научишь. Дайте совет!!! Может заодно и слюни научиться глотать. А то прям беда. На улице то холодно, а слюни рекой! Девочки, посоветуйте, что можно делать.

Записан

У нас тоже проблемам с глотанием,после логопедического массажа получше стало,давиться ребёнок стал реже.

Записан

НЕВОЗМОЖНОЕ-ВОЗМОЖНО)))

Девочки, подскажите у кого детки вообще не глатают, есть может у кого врачь логопед дефектолог кто возмется за ребенком с нарушениям глотания и сосанию у которого эпи. Спасибо

Отправлено с моего iPhone используя Tapatalk

Записан

В москве

Отправлено с моего iPhone используя Tapatalk

Записан

центр солнце мое. Здесь есть ветка. Там есть доктора именно по глотанию

Ничего себе. Так эту тему я открывал сто лет назад. Жили еще в другом городе и с другими надеждами. Мда…. За 4 года глотать так толком и не научились :(((((

gutanu2011,
Оглядываясь назад могу сделать предположение.
Раньше он у нас с соской был. Отобрали в 4,5. Когда пил из бутылки то глотать получалось. А с ложечки не хочет.
Значит само глотание работает. Не работают мышцы рта и не толкает языком. Следовательно нужны логопедические масажи внутри рта. Эти рефлексы нужно отрабатывать.
Но это у нас.

Страницы: [1] 2 3  Все   Вверх

Источник