Ребенку 1 год как узнать что у него не так

Ребенку 1 год как узнать что у него не так thumbnail

Как заметить неврологические нарушения у малышей до года, чтобы своевременно обратиться к врачу? Если новорожденный все время кричит и плохо спит – надо ли это лечить? Какие новые методы появились в лечении детей и подростков с эпилепсией и детским церебральным параличом (ДЦП)? На вопросы отвечает Леонид Шалькевич, главный внештатный детский невролог Министерства здравоохранения, заведующий кафедрой детской неврологии БелМАПО, доцент, к.м.н.

Ребенку 1 год как узнать что у него не так

У дочки при полном секвенировании генома выявили неврологическое генетическое заболевание – синдром лопес-марсьель-роден. Как его лечить?

Это редкое генетическое заболевание проявляется нарушением психического и моторного развития у детей. Лечение носит симптоматический характер. Таких детей наблюдают психиатры, педиатры, неврологи и реабилитологи.

Ребенку 1,7 года, ДЦП, синдром Денди-Уокера и микроцефалия. Ребенок постоянно вздрагивает после крепкого сна. Энцефалограмма дневная и ночная без эпи. Что это может быть? Нужна ли противосудорожная терапия?

Вздрагивания после крепкого сна могут относиться к неэпилептическим миоклониям, при отсутствии судорог и нормальной электроэнцефалограмме лечения не требуют.

Мальчику 3 года, трогает половые органы. Пока отвлекаем и переключаем внимание. Нужно ли обратиться к врачу?

В этом возрасте происходит пик интереса к собственному телу, поэтому малыш исследует себя. Если это не носит навязчивого характера, лечение не требуется. Если он делает это все свое свободное время, имеет смысл обратиться к детскому психологу.

Ребенку 1 год как узнать что у него не так

Ребенку 4,5 года. В год поставили диагноз «эпилепсия генерализованная криптогенная с миоклоническими припадками». Приступы начались примерно в 10 месяцев. До этого момента нареканий к здоровью не было. До года выполняли все плановые прививки (с года прививки не делаем). На сегодняшний день ремиссия 3 года 4 месяца (препараты не принимаем 7 месяцев). Может ли данное заболевание быть вызвано действием прививок (АКДС)? Как безопасно начать делать прививки с таким диагнозом?

Эпилепсия относится к многофакторным заболеваниям с генетической предрасположенностью при провоцирующих воздействиях внешней среды. Прививки сами по себе не являются причиной заболевания, но могут спровоцировать болезнь, как и любой другой фактор. Если у ребенка ремиссия по приступам, то прививки ему не противопоказаны.

Девочке 2 года и 10 месяцев. Не хочет одевать колготы, гольфы, кофты. Выйти погулять – целая проблема. Надеваем куртку на майку, сапожки на голую ножку и штаны без колготок. Варежки тоже не надеть. Перерастет или надо обращаться к специалистам?

Это могут быть возрастные особенности ребенка. Но также это может говорить о начальных проявлениях заболеваний, связанных с нарушением психики и поведения. Поэтому для уточнения этих особенностей имеет смысл показаться детскому психиатру, психотерапевту или психологу.

Ребенку 4 года. С рождения делает вращательные движения кистями рук и часто прыгает. Что это может быть? Невролог аутизма не выявил, в плане обучения все нормально. Движения повторяет часто, особенно когда рад чему-то. Если этому поведению есть научное объяснение?

У детей при повышенной возбудимости нервной системы многие эмоциональные реакции сопровождаются повышенной двигательной активностью. Эти дополнительные движения помогают ребенку справиться с избытком эмоций, особенно положительных. Поэтому при нормальном психическом развитии лечения это не требует.

Ребенку 1 год как узнать что у него не так

Мальчику 1 год и 10 месяцев. С рождения нормально не проспал ни одной ночи. Каждые 40 минут крик, плач, истерика. Сначала списывали на колики, режущиеся зубы. Пробовали укладывать позже/раньше, качать/не качать, ванны/душ перед сном, активное/спокойное времяпровождение. Дневной сон сейчас 1,5-2 часа, тоже прерывистый. ЭЭГ в норме, УЗИ головного мозга без патологии, анализы в норме. Невролог выписывал ноофен, магний В6, дормикинд. Ничего не помогает!

Нарушение сна у детей может указывать на ряд серьезных неврологических заболеваний, однако если развитие ребенка соответствует возрастным нормам, плохой сон в большей степени доставляет дискомфорт родителям, чем ребенку. Нарушение сна, как правило, связано с перевозбуждением нервной системы и переизбытком информации. Беспокойный сон часто помогает малышу справиться с лишней информацией, которую он получил днем. Внезапный плач во время ночного сна, когда малыш кричит и не может успокоиться, может быть этапом взросления. Лечение требуется только тогда, когда ночные кошмары носят постоянный, спереотипный характер и сопровождаются нарушением самочувствия ребенка на следующий день.

Сыну 2 месяца. Он спит всего 1 раз в день в течение двух часов. И то только на улице в коляске (дома в дневное время не удается уложить). Он засыпает, спит 30 минут и просыпается. Во время сна активно машет ручками и дергает ножками. Сон удается продлить, если дать ему грудь сразу, как он проснулся.

У многих детей двигательная активность (вздрагивание, подергивание ножками, ручками) часто сопровождает сон, и это нормальное явление, так же как и крик и плач. Беспокоиться не стоит.

Ребенок родился в 38 недель, роды были тяжелыми, в три месяца УЗИ показало наличие арханоидальной кисты, расширение желудочков. До двух лет развивался в пределах нормы с небольшим отставанием (курсы лечения ноотропами), ближе к двум стал просыпаться ночью и орать с выгибанием в дугу, начали проявляться аутичные черты, затем крики стали учащаться, поведенческих нарушений стало больше. Сейчас ребенку 5 лет, и врачи не знают, что с нами делать: он не разговаривает, продолжает просыпаться по ночам и кричать, выгибаться. На фенибут, кортексин, ноофен, пантокальцин, рисперидон, валерьянку реагирует возбуждением, появляются проблемы с туалетом. Также назначали карбамазепин для исключения эпилепсии. Что нам делать?

Ситуация серьезная. Ночные пробуждения не основная проблема. Необходима консультация психиатра.

Дочери 11,5 месяца. Периодами плохо спит по ночам, часто просыпается с плачем. Последний прием пищи в 10 вечера, а засыпает в лучшем случае в полночь. Похоже, что она недосыпает, и я не могу понять причину. Может, есть какие-то неврологические нарушения или это просто зубки и нужно подождать?

Нарушения сна бывают разные. Самые опасные те, которые связаны с нарушением развития ребенка, при этом он может спать без внезапных пробуждений. Диагноз в этой ситуации ставится по факту клинических нарушений (задержка развития) и записи ЭЭГ во время сна. Когда же ребенок часто просыпается и кричит ночью, но днем чувствует себя хорошо и его развитие соответствует норме, лечение не требуется. Это нормально. Если же ребенок пытается днем доспать, это может быть вызвано не неврологическими причинами, имеет смысл обратиться к педиатру или гастроэнтерологу.

Ребенку 9 лет. С 6 лет болит голова (висок), иногда сопровождается рвотой, МРТ с сосудами, энцефалограмма в норме. По назначению врача принимали ноофен и витамины группы В – улучшений нет, с ноября голова болит раз в неделю. Что делать?

Все головные боли делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся головная боль напряжения и мигрень. Головная боль напряжения часто связана с завышенными требованиями родителей к успехам ребенка и повышенной нагрузкой. Здесь часто требуется привлечение психотерапевта и пересмотра отношения родителя к своему ребенку. Мигрень больше относится к наследственно обусловленным заболеваниям. Для нее характерны тошнота, рвота и сон, приносящие облегчение. Подбор медикаментозной терапии осуществляет невролог, и это не всегда легко. ЭЭГ, МРТ головного мозга, оценка глазного дна проводятся для исключения вторичных головных болей, которые могут быть вызваны многими причинами: объемные процессы, аневризмы, повышенное артериальное давление и др. В случае выявления вторичных головных болей лечение направлено на устранение основной причины.

Существует ли какая-то статистика о количестве детей, которые перенесли гипоксию по время родов и имеют из-за этого задержку развития речи? Какие методы используют неврологи и педиатры при диагностике задержки речи у детей двух лет? Как распознать данную задержку? Ребенок в 2 года говорит только простые слова из двух слогов, не соединяя их в простые предложения.

Количество детей, которые переносят гипоксию, невелико. Если гипоксия является причиной задержки речи, то при этом она вызывает и другие выраженные неврологические нарушения. Диагностика проводится логопедом, психологом, детским психиатром. Методов диагностики много. Сейчас дети позже начинают говорить, но при этом понимание речи находится у них на достаточном уровне. Отсутствие активной речи в первую очередь должно заставить обратиться к специалисту, если нарушено понимание речи. В вашей ситуации имеет смысл в первую очередь обратиться к логопеду.

Ребенку 1 год и 11 месяцев, очень капризный, частые истерики. Живет с мамой. Когда остается с бабушкой, ведет себя гораздо спокойнее. Отмечается боязнь новых помещений, новых людей. В 1 год и 8 месяцев говорил около 10 слов, но когда отучали от соски на ночь, перестал говорить вообще. Спустя 1,5 месяца вновь появились слова МАМА, БАХ, БИ-БИ, АМ. Любит читать книжки, но не показывает пальчиком, где собачка, например. Цвета, цифры, буквы его не интересуют совсем, а вот лепить и рисовать может недолго. Хотя явно понимает, что от него хотят. В развивающем центре групповые детские занятия игнорирует. Ночью просыпается 10-15 раз, просит пить. Невролог в поликлинике назначала курс ноофена (1,5 месяца), во время его приема спал лучше. Собирает пирамидку, башни из кубиков, игрушки в основном разбрасывает, но может поиграть с ними 5 минут. Умеет сам кушать ложкой, но не хочет. Могут ли вышеперечисленные симптомы быть признаками аутизма? Какие будут рекомендации по коррекции поведения ребенка?

В данной ситуации имеет смысл обратиться в Центр раннего вмешательства, чтобы ребенка посмотрели детский психиатр, психолог и логопед. Или в центр коррекционного развития.

Ребенку 1 год как узнать что у него не так

Мальчику 6 лет, очень активный, на месте не сидит, периодически случаются тики (моргание), спокойно постоять не может ни минутки, руки, ноги – все в движении. Это плохо или особенности возраста? Можно ли обойтись без успокоительных или надо пропить курс?

Часто тики помогают ребенку справиться с перевозбуждением нервной системы, так же как и активные движения. Если это не нарушает социализации ребенка и ему не мешает, попытки лечения тиков малоэффективны и часто бесполезны. К подростковому возрасту порядка 70 % тиков проходят без лечения.

Ребенку 10 месяцев. С пяти месяцев регулярно мотает головой вправо-влево, когда засыпает, и иногда днем лежа на спине (вероятно, когда хочет спать или скучно). Есть ли повод для беспокойства?

Мотание головой влево-вправо обладает легким успокаивающим действием, в ряде случаев помогает ребенку уснуть. Это нормально, беспокоиться не нужно.

У ребенка (8 месяцев) при засыпании немного вздрагивают пальчики, ручки, ножки. У папы наблюдается точно такая же реакция при засыпании. Что это такое?

Это миоклония во время сна, которая не сопровождается неврологическими нарушениями, не требует лечения и часто носит наследственный характер.

У ребенка с раннего возраста движение рук будто котенок массирует кошку – при виде чего-то интересного и захватывающего. Если сидит, то может подергивать ногами, как будто бежит, когда стоит, то подпрыгивает, скачет. Сейчас ребенку почти 5 лет. Неврологи, психолог говорят, что все в порядке. Мы не можем отучить ребенка от этих движений. А может, и не нужно?

Это может наблюдаться у детей с повышенной возбудимостью нервной системы. Относится к синдрому навязчивых движений. Отучать не нужно. Но в случае появления новых навязчивых движений или увеличения этих имеет смысл еще раз показаться специалисту.

Двойняшки после ЭКО, плановое кесарево, 38 недель, беременность без осложнений. До 1,9 года проблем не было. Потом у девочки появился плоско-вальгус стоп, затем коленок, снизился тонус ног. До этого бегали, приседали, поднимались по ступенькам. Все произошло за 3 месяца. Легли на обследование в детскую областную больницу. МРТ спины, КТ головного мозга в норме, исключили болезнь Шарко-Мари, наследственные нарушения обмена веществ. КФК-168, отклонения есть по ЭЭМГ (электронейромиография), интеллект и речь в норме. Больше года не можем определить диагноз, ездим каждые 2,5 месяца в детскую областную больницу, проходим курсы лечения. Подскажите, куда обратиться дальше?

В данной ситуации имеет смысл обратиться в Республиканский центр наследственных нервно-мышечных заболеваний. Записаться на прием можно по телефону: 327-55-06 (Минск). Там будет проведена углубленная диагностика.

Нужно ли лечить новорожденному повышенную возбудимость? Насколько безопасны ноофен и пантокальцин?

Повышенная возбудимость нервной системы у новорожденного часто является условием нормального развития и в случае отсутствия отставания в развитии и лечения не требует. Ноотропные препараты новорожденным детям, с моей точки зрения, в любом случае не показаны.

Ответы на оставшиеся вопросы будут опубликованы 21 января.

Фотографии – Евгений Креч

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, группы в Facebook, VK, OK, и будьте в курсе свежих новостей! Только интересные видео на нашем канале YouTube, присоединяйтесь

Материалы на сайте 24health.by носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Информация не должна использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Ставит диагноз и назначает лечение только ваш лечащий врач. Редакция сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте 24health.by.

Читайте нас на Яндекс-дзен

Источник

 

Фото: Евгения ГУСЕВА

Он начинает больше капризничать, обычно это проявляется в том, что ребенок отказывается спать, пытается есть сам и начинает кричать и вырывать ложку, если мама хочет помочь, часто плачет, вопит, кусается, упрямится по мелочам.

Если все это вам знакомо – у вашего ребенка кризис первого года! Почему возникает кризис? Как помочь ребенку справится с трудностями переходного момента? Стоит ли родителям волноваться о наступлении кризиса первого года в жизни малыша?

К одному году ребенок уже начинает понимать, что он и взрослые – это разные существа. Психофизическая связь между ним и родителем ослабевает. У него начинает формироваться собственное «Я». Малыш в этот период интенсивно развивается – учится говорить, ходить, приобретает новые умения. Он проявляет определенную долю самостоятельности и свое «Я». Это выражается в формировании навыков ходьбы, взаимодействии с различными предметами, желании все брать в руки и пробовать на вкус. Однако ребенок еще мал, и родителям приходится постоянно за ним присматривать, ограничивать его действия, забирать и прятать многие предметы, ранее находившиеся на виду. Естественное любопытство и стремление приобрести новый опыт у маленького человека не реализуются в полной мере, а многочисленные запреты вызывают бурный протест. Особенно они выражены, если ребенок замечает, что другие могут брать в руки интересующие их предметы, а ему почему-то это делать не разрешают. В таком случае лучше сразу убрать все острые, режущие, хрупкие и ценные предметы из досягаемой для ребенка зоны. Если родители что-то решили запретить, то нужно придерживаться этой позиции и не поддаваться на провокационные капризы. В понятной для малыша форме следует объяснять отказ. Если уделять детям достаточно внимания и играть с ними, учить заниматься с соответствующими возрасту игрушками, то обычно они меньше тянутся к посторонним предметам.

Дети начинают ходить в разном возрасте – от 9 месяцев до 1 года 2-х месяцев. По мере приобретения уверенности в ходьбе они осваивают новое пространство, а значит, необходимо заранее позаботиться об их безопасности. Уберите во всех комнатах все потенциально опасные предметы, закрепите дверцы шкафов, спрячьте электропровода и закройте розетки, проверьте, насколько надежно закреплены карнизы с занавесками, и т.п. Чем лучше организовано пространство в доме, тем с меньшим числом травм, запретов и ограничений столкнется ваш ребенок, соответственно, и поводов для капризов будет меньше. В допустимых случаях поощряйте детское любопытство и приобретение нового опыта.

Ребенок в этом возрасте еще не может самостоятельно себя обслуживать, не может понятно объяснить свои желания, однако он проявляет свое «Я» и пытается действовать. По этой причине возникает множество капризов. Порой проще накормить ребенка, чем ждать, пока он сам управится, и помогать ему при этом. Однако нужно понимать, что только так он сможет обрести новые навыки и постепенно стать более самостоятельным и независимым от взрослых. Родители не всегда сразу перестраиваются, так как привыкли заботиться о ребенке и опекать его во всем, но настало время учитывать его желания и считаться с его личностью. Если малыш капризничает, то нельзя кричать на него и требовать полного послушания, стоит разобраться в ситуации и действовать по обстоятельствам. Существуют разные методы, позволяющие успокоить ребенка, научить его понимать слово «нельзя» и меньше капризничать. Если для подавления детских капризов используется крик, то это только усиливает плач и учит ребенка в дальнейшем прибегать к такому же поведению.

В год малышу необходимо больше общения, чем в первые месяцы жизни. Он учится разговаривать, пополняет словарный запас, у него появляются новые желания, но он не может выразить свои ощущения и эмоции, рассказать о своих потребностях, поэтому часто капризничает. Попробуйте в такой ситуации успокоить ребенка и понять его состояние, выяснить, чего же он хочет.

Кризис, проявляющийся капризами, свидетельствует о том, что родителям пора менять отношение к своему чаду, а значит, и свое поведение. Если во время кормления ребенок тянется к ложке, то дайте ему в руку, пусть он учится есть сам. Возьмите другую, чтобы продолжить кормление, и не бойтесь, что ребенок перепачкается кашей, вы его потом просто умоете. Наберитесь терпения, если ребенок захочет сам надеть что-либо из одежды, и только помогайте. Настало время многому учиться, следует поощрять его стремление к обретению новых умений и самостоятельности. Теперь все чаще надо делать что-то не за ребенка, а вместе с ним, тогда у него сформируются интерес к самостоятельной деятельности, положительная самооценка, а в характере будут заложены уверенность и жизнерадостность.

В этот период формируется основная модель взаимоотношений детей и родителей, которая повлияет на детский характер и последующие отношения. Хорошо, если любящие родители с первых месяцев жизни считают ребенка полноценной личностью, у которой имеются свои чувства, эмоции и потребности, а свои обязанности по воспитанию они видят в том, чтобы помогать ему расти и развиваться. Тогда они легче перестраиваются и развиваются вместе с ребенком.

Кризис первого года проявляется практически у всех малышей повышенной активностью, резким изменением настроения, вспышками недовольства и даже гнева, упрямством, а также нарушением сна, снижением аппетита. Негативные эмоции ребенок может выражать не только плачем и криком, но и топаньем ногами, кусанием. Под влиянием эмоций слова у него становятся многозначными, а их смысл зависит от конкретной ситуации. У девочек кризис обычно завершается к полутора годам, а у мальчиков продолжается до 2-х лет.

За это время они усваивают огромное количество информации, многое узнают о мире, становятся более крепкими физически, свободно передвигаются, пользуются осязанием и многое определяют на ощупь, говорят и в состоянии более понятно выражать свои эмоции. Родителям нужно уже не ограждать ребенка полностью от внешнего мира, а напротив, помогать учиться с ним взаимодействовать. Ребенок в период кризиса оказывается в двойной ситуации. С одной стороны, он уже много знает о мире, проявляет любознательность и инициативу, а с другой – он еще не может со всем справиться без помощи родителей, поэтому проявляет возмущение против излишней заботы и в то же время боится оказаться без мамы, все время держится рядом с ней. В таком положении капризы у детей неизбежны, а постичь их причину могут не все взрослые.

В классическом варианте кризис первого года проявляется у детей в обычных делах. Ребенок упрямится во время приема пищи, одевания, на прогулке. Если он еще не может что-то сделать сам, то он хотя бы будет сопротивляться и не позволит это выполнить другим. Если он еще не умеет держать ложку и есть самостоятельно, то и из ваших рук есть не станет и выплюнет пищу. Накормить его удастся, только когда он сильно проголодается. В этом возрасте справиться с негативным поведением ребенка помогает наглядный пример. Покажите картинку, где мальчик кушает, и ваш малыш тоже съест пару ложек каши, покажите медвежонка в штанишках, и он позволит себя одеть, ну а купаться лучше, конечно, вместе с любимой игрушкой.

У ребенка еще не сложилась собственная система ценностей, он не понимает мотивов своего поведения, а его внутренний мир только начинает формироваться. В этот период малыш учится понимать свои ощущения и желания, и важно учить соотносить их с интересами других людей. Он не может сам давать оценку себе и своему поведению, поэтому для него большое значение имеет реакция взрослых. Одобрение и похвала с их стороны помогают ребенку ориентироваться в том, что можно, а что нельзя. Получая их, ребенок добивается признания у взрослых. Он смело демонстрирует свои умения и, получая подкрепление (положительную оценку), вырабатывает в себе инициативность, уверенность, манеру поведения в обществе. В случае неодобрения он понимает, что так поступать плохо, хотя управлять своими поступками сознательно еще не может и порой проявляет настойчивость и упрямство.

Если на этом этапе развития ребенку не предоставить возможность проявлять самостоятельность, подавлять инициативу и не поощрять интерес к новому, то уже к 3-5-ти годам он окажется пассивным. В дальнейшем будет очень трудно приучить его к самообслуживанию, домашнему труду, найти занятие по душе. Если за ребенка все делает мама или бабушка, то ему уже не хочется проявлять инициативу, а затем пассивность распространяется на все сферы жизни (игру, учебу и др.). Именно поэтому для родителей важно вовремя заметить перемены в поведении сына или дочки и понять, что капризы – это не признак плохого воспитания или характера, а сигнал для изменения поведения.

Если взаимоотношения ребенка и родителей постоянно изменяются с учетом развития малыша, то кризисы протекают почти незаметно. Если же родители не успевают адекватно реагировать на его самостоятельность и взросление, то кризисы протекают тяжело и заставляют их меняться.

Чем более наблюдательными и понимающими оказываются родители, тем легче им выработать новую тактику поведения, а значит, кризис первого года пройдет для них и ребенка менее болезненно. Справиться с капризами помогут также разумные приемы. Запрещая ребенку что-то делать, предоставьте ему другой вариант – отвлеките внимание, дайте в руки игрушку, придумайте новое занятие. Находите для малыша альтернативные возможности, например нельзя рисовать на стенах, но можно на ватмане, прикрепленном к двери детской комнаты. Пусть дозволенного будет значительно больше, чем отказов и запретов, выражающихся в форме «нет» и «нельзя». Стоить заметить, что если ребенку достаточно много разрешают, чаще говорят «да», чем «нет», то он спокойнее воспринимает запреты и отказы. Он быстро запоминает, что если мама или папа сказали «нельзя», то это действительно так, и не пытаться капризом добиться своего.

Терпение и понимание взрослых помогают уменьшить проявление негативных эмоций у маленьких детей и выйти на новый этап своего развития. При благоприятном течении кризис первого года в жизни ребенка вскоре заканчивается, и наступает относительно спокойное время. До 3-х лет малыши вполне послушны и редко капризничают. За это время они многому успевают научиться – и, что наиболее важно, разговаривать.

Материал подготовлен по данным: М.П. Луганская, Е.Ю. Ярославцева «Кризисы детского возраста: воспитываем без крика»

Еще больше полезной информации и советов по воспитанию ребенка вы можете узнать на нашем сайте.

Материалы предоставлены Первым семейным клубом «Абахаба».

«Абахаба» – это семейный клуб, в котором дети и родители весело и с пользой проводят время. Творчество, общение, увлекательные занятия и семейные выходные, здесь каждый найдет то, что ему нравится. Мы предлагаем широкие возможности для развития и обучения детей, самые маленькие крохи могут посетить программы раннего развития, а ребята постарше – развивающие занятия и творческие студии. Каждая встреча – это возможность проявить себя, раскрыть свои возможности и обогатить внутренний мир, а приятная атмосфера и профессиональные педагоги сделают пребывание в клубе ярким и незабываемым.

Источник