Ребенку 1 год и три месяца не говорит

Ребенку 1 год и три месяца не говорит thumbnail

Оля

Не сравнивайте детей и не накручивайте себя. Главное, чтобы у него был пассивный словарный запас в этом возрасте, чтобы понимал что Вы говорите и откликался на просьбы.Мне мама уже всю плешь проела, что я в 1,5 года болтала вовсю, а внучка в два только отдельные слова произносит. Зато она у меня очень подвижная, а я была медлительная в детстве.

TanyaPoli

У меня ребёнок только 4 слова говорит. Немножко переживаю, но считаю, что раз в целом он всё понимает, на просьбы реагирует и выполняет, на картинках что просишь показывает, да и вообще медленно но верно какой то прогресс идёт, в общем, до полутора лет дала себе установку даже не переживать, а там проконсультируемся у нормального невролога и будем действовать по ситуации. Пока просто стараюсь всячески стимулировать развитие речи.

Южик

Да что вы ерунду себе придумываете? Вот если в 3 так бы дите разговаривало,то стоило бы паниковать,а в 1,3 все нормально. У меня дочь тоже слогами и ляляканьем полгода назад общалась,но просьбы понимала,называемые предметы несла,и это главное. Сейчас тоже слов совсем немного,не больше десятка,и те на человеческую речь не особо еще похожи,звукоподражаний оооочень много,из фраз “той то” (кто это или что это),но опять же нашу речь,просьбы,объяснегия понимает отлично,поэтому и не парюсь,я сама в 2,5 только заговорила,да так,что не заткнуть было)

Ольга

Моему сыну 1,2 тоже ничего не говорит, правда на своем что-то лапочет непонятное, но я не переживаю, т.к. мой племянник заговорил и сразу целыми предложениями как в садик пошел, у него еще хотя 2 старших брата есть

Ольга

нам 1,2 тоже только мама говорит, а остальное на своемнам врач сказал что к 1,5 годам ребенок должен говорить 15 слов, к 2 годам простые предложенияно все детки разные, и не думаю что если в 1,3 почти не говорит это ничего страшного

Анастасия

мой тоже начал рано гулить, а вот до сих пор (нам 1 год и почти 3 мес) кроме мама толком ничего не говорит, иногда папа или баба, но это скорее, вникуда, чем обращение к кому-то…тоже слегка переживаю)

Маруля

Здравствуйте!Как ваши успехи?)

Александра

Здравствуйте! Скажите, а как у вас дела сейчас у младшего с речью? Помню тоже старшая болтала без остановки. А младшей уже год и месяц почти молчит, по-своему что-то лепечет, и то немного, хотя понимает то, о чем ее просят. Переживаю.

Виктория

Здравствуйте! Нам 1 и 3 . Через 2 недели Я не зацикливаюсь . Вчера малышка принесла мне салфетки попу вытирать, пачку, я немного подумала … а зачем?! Покакала чтоль? Лаааадно я сказала ей молодец, умница и говорю пошли купаться и через минуту Иии правда. Ребёнок просила её вытереть. Странно это в первые. Поэтому не зацикливаемся Мы не говорим и я не переживаю Только по тому что она делает всё что делаю я , включает машинку , несёт и находит всё о чём я её прошу, ложку, пульт, и т.д. Но она говорит по своему, когда сидим в кафе она подходит к людям и так смешно : раставляет руки типо объясняет и говорит бубубя бябу бу бя и т.д. Главное развивается и прекрасно.

Gulnoza Xushnudovna

А я и очень сильно переживаю сама не очень занималась раньше с ним и вот результат , нам скоро год и 2 Игрушки умеет только разбрасывать , ложку берём пытаемся кушать самостоятельно , но не очень хорошо получается хотя машет рукой на ответ прощается . Говорить вообще ни одного слова кроме папа и еще показывает на фото папы и говорит папа и больше ничего кроме баба , дада и т.д.

Читать все 62 комментария

Источник

Суть темы в названии….Предыстория такая: ребенок родился здоровым, все у нас хорошо, только ВЧД было до 4-х месяцев, ну т.е. водичка в голове, невролог прописала диакарб+аспаркам (это еще в месяц), пропили, в 4 месяца сделали НСГ- все хорошо. На этом я и успокоилась. В 6 месяцев сел, в годик пошел,только гиперактивный, не заостряет внимание ни на чем, то одну игрушку схватит, то другую… Главное, что с 7 месяцев начал говорить и мама и папа и га-га, баба..а потом очень редко стал что-то говорить, даже мама. К тому же он не понимает, когда ему говоришь принести что-либо, не знает, что нельзя и т.д. В год были у невролога в поликлиннике-здоров написала, но я тогда еще не переживала и думала, что все нормально у нас. Потом в год мы оставили его маме моей на 10 дней и после этого он очень мало стал говорить. В 1 г и 3 мес мы были у другого невролога, нам прописали пантогам и танакан. Танакан от закатываний при плаче, я даже и не подозоевала, что это надо лечить, а в больнице у меня не спросили(((( Вот пьем уже почти месяц, а результата нет((( Я с ним стараюсь побольше книжки рассматривать, говорить кто есть кто, кто как лает и мяукает, но пока все без толку((( Купили мячики массажные для ручек, вот массажируем. Врач сказала, что если не будет результата через 2 месяца, то будем ставить кортексин. Может быть кто-то сталкивался с таким, посоветуйте что еще можно предпринять. Спасибо.

Если вас волнует именно отсутствие речи, то мой старший сын молчал до 2,4. Сын подруги – до 3. Никуда не ходили – не кипешили, но то что ребёнок -адекватно всё воспринимает – сомнений не было. Удачи!

Ничего не могу сказать про ВЧД и закатывания, но мой ребенок заговорил в 2,2. Таблетки/ уколы не ставила. Но водила к мануальщику в 2,1 года, считаю что помогло.

В 2,2 заговорил осознанно предложениями. До 2 лет только мычал, никаких муму, гав, мяу не было и в помине(. Но правда пассивный запас был хороший, понимал все просьбы и разговоры.

Мне кажется рано вы беспокоиться начали, маленький еще он для разговоров

Племянник до 2х лет только мычал и пальцем на все показывал. Ничего не делали, потом сам заговорил. Сыну 1,2 тоже мычит))) Даже мысли нет волноваться. Понимает же все)

мы были в 1,3 с дочкой у Денисовой в КПО на плановом приеме. тоже ей говорю, вот дочка мало говорит. она спрашивает, ну что говорит. я давай перечислять, мама, папа, нана, ав-ав, что то еще ( причем за слово считали и обозначение слогом) в общем слов 8 насчитали. она говорит – и нормально.., она считает, что до двух лет ребенок имеет право не говорить, ни про какие уколы речи вообще не шло.

у знакомых ребенку скоро 2, а он кроме мама и папа ничего не говорит мычит и все, мальчишки познее начинают развитие и речи в том числе, не все конечно, но большинство. у меня дочь и в год и три мы говорили не сложноподчиненными предложениями а простыми дай, на мама папа и т.д. не переживайте, рано панику то бить.

А что вы хотите,чтоб ребенок вам в 1,3 уже стихи наизусть рассказывал?Подождите немного,дайте подрости.Нам 1,8 говорим немного,а девочка на площадке такого же возраста говорит предложениями,вслух рассуждает,как взрослая.У всех свое развитие,я не парюсь,и моя начнет так говорить.Всему свое время.А насчет кортексина,я бы 100 раз подумала надо ли его колоть!Нам в 8 мес.его назначили,т.к. доча на ножки не становилась,стали колоть,ребенок нервный,орет,не спит.Прекратила уколы.доча в 10 мес пошла.Не пичкайте ребенка этими жуткими уколами и таблетками и все будет ГУД!

анастаська

мальчишки познее начинают развитие и р

++++

королевская устрица

вот дочка мало говорит. она с

АГА-У НАС ТАК ЖЕ-мама, папа, баба, ням-ням, пока-пока, на, ня-ня,кап-кап, Аня(сестра), тетя, дядя.но я вообще-то не считаю что мало. нормально для 1 и 3 😉

мои мальчишки в 10 мес говорили мама, папа, потом ближе к году замолчали. Иногда ма вырывалось и все. В панике понеслась к неврологу в центр, где занимаются детками с отставанием в развитии. Врач сказала, что должны говорить 8-10 слов по обобщенной норме. Но то что не вписываются в какую-то там норму не страшно, что это считается динамическим отставанием в речи, которое может в любой момент исчезнуть. Никаких лекарств не стали назначать, но при этом учитывались еще другие поведенческие параметры. Рекомендация – побольше пальчиковых игр. Скоро полтора года, возобновились папа, мама, появились гав, мяу, ба (собака 🙂 ), бух и т.п.

А кортексин нам ставили в возрасте до 3 мес.

Не теряйте достойных ради доступных

нет, ну если б ребенку хотя бы 2,3 было, может быть и нужно было говорить об отставании речи. А тут… нам 1,8. Слов наверно 10 в обиходе.

Читайте также:  Книги для развития речи у ребенка от 1 года до 8 лет

Невролог предложила простимулировать речь. Я отказалась. делаем массаж и много-много читаем

Елена83

девочка на площадке такого же возраста говорит предложениями,вслух рассуждает,как взрослая

мы наверно про одну и ту же девочку говорим 🙂

Рано вы конечно переживать начали)))) А такое количество лекарств не стоит употреблять, мне кажется. Моей дочке, когда в месяц были у неонатолога, тоже выпиывали диакарб и аспаркам. Но мы ничего не давали, т.к знающие люди сказали, что это и для взрослых очень сильные лекарства. Заговорили рано, в 1,4 говорили уже постые предложения, вроде “мама сидит на диванчике”. Все детки разные!!!

Счастлив не тот у кого много, а тот, кому хвататет!

скоро переживать будут мамы, что их ребенку уже 5 месяцев, а он-представьте себе только-НЕ ГОВОРИТ!!

По теме-почитала, посмеялась.

  • Раннее развитие
  • Школьники
  • Студенты

Источник

327 просмотров

4 июня 2019

Добрый день!

Ребенку 1 год 1 месяц. Не ходит (только вдоль опоры), начинает понемногу стоять без опоры, активно ползает на четвереньках, залезает на ступеньки, невысокие предметы мебели. Слов нет, слоги говорит активно, в основном да-да-да, нет жестов, не машет ручкой, хлопает в ладоши, когда сам хочет, не по просьбе. Просьбы выполняет редко, на имя отзывается, но не всегда, когда чем то сосредоточен надо несколько раз звать, действия взрослых не повторяет. Пирамидки, кубики не собирает, только рушит. Любит все катать, бросать, кидать с высоты. Детские книги не очень любит, пытается схватить ручкой рисунок или поцеловать, не получается – уходит, но может долго переворачивать страницы яркого каталога. К музыке равнодушен, но в музыкальные игрушки играет. При этом – веселый, смотрит в глаза, любит когда хвалят, с удовольствием играет в прятки и ку-ку, различает своих-чужих, любит открывать шкафы и все перекладывать или выкидывать, много смеется, к другим детям может как проявлять равнодушие так и улыбаться и трогать их.

Невролог в поликлинике на осмотре в 1 год сказал все в норме.

Стоит ли переживать и показывать ребенка другим специалистам или ждать появления навыков и больше заниматься?

Хронические болезни: ППЦНС

На сервисе СпросиВрача доступна консультация детского невролога онлайн по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!

Педиатр

Здравствуйте,какой вес и рост у ребенка?

Сколько зубов?

Витамин Д ежедневно получаете?

Анастасия, 4 июня 2019

Клиент

Дарья, 79 см, 10,38 кг, зубов на сегодня 12, еще 2 через пару дней выйдут. В полгода было 8 зубов, потом полгода ни одного, а сейчас пачкой идут. Витамин Д ежедневно (кроме перерывов на 5 дней после прививок)

Педиатр

Здравствуйте! Старайтесь понять, что его очень интересует и ‘ нанизывать” на это интерес вариации игр, куда в последующем потихоньку включите элементы того, что не очень интересует. Больше тактильного контакта( массажи плавание, танцы по мере возможности, анималотерария, пальчиковые краски)

Анастасия, 4 июня 2019

Клиент

Маргуба, про пальчиковые краски вопрос – недавно попробовали, он моментально окунул палец в баночку и весьма щедрую порцию отправил в рот, очень плакал потом. В рот идет сейчас все, может из-за зубов. Нормальная ли реакция?

Стоматолог, Детский стоматолог

Больше занимайтесь и играйте с ребенком, у всех индивидуальное развитие

Офтальмолог, Окулист

Не вижу никакой проблемы у вашего ребенка, с ваших слов

Анастасия, 4 июня 2019

Клиент

Иван, отсутствие указательного жеста и хотя бы одного слова пишут критично, до какого возраста можно спокойно их ждать?

Педиатр

Ваше развитие имеет место быть в год.

Все параметры хорошие.

Нужно больше разговаривать с ребенком!

Играть в совместные игры, заниматься гимнастикой ( массаж здесь ничем не поможет).

Не беспокойтесь,все индивидуально

Педиатр

Ок, можно не пальчиковые краски, а что- то с* едобное и и окрашенное. То же миндальное тесто для лепки, например( марципан)

Суть в том, что для развития ребенка надо импользоапт все его 5 органов чувств.( Игра с завязанными глазами кимло- сладекр лимон- яблоко, мягко- твердо, ежик- белочка, пахнет цветочек или огурец и ТД)

Бассейн сухой, писки- визги, брызги – эмоции!)

Офтальмолог, Окулист

Не ищите проблемы там, где их нет. Лучше лишний раз уделите внимание самому ребенку, играйте с ним, разговаривайте – это важнее

Хирург

Анастасия , здравствуйте !

Всё у Вашего ребёнка хорошо ! Пообщайтесь , поиграйте с ребёнком чаще ! Если даже этого не сделаете, всё равно всё будет хорошо ! Здесь уместно приводить слова артиста Владимира Этуша из известного фильма, – “торопиться не надо !” !

Фтизиатр

Анастасия, у Вас хороший здоровый ребенок. В год это все нормально. Не торопите его. Если очень будете тревожиться, обратитесь к детскому психологу. Но мне кажется, это лишнее. Играйте с ним в любые игры и все время разговаривайте. Удачи Вам и Вашему малышу.

Детский невролог, Невролог

Здравствуйте! Проблемы нет, не переживайте. Все дети индивидуальны. В целом все по возрасту. Учите как «говорят» животные, побольше говорите с ребёнком, пойте песенки. Не настаивайте если какое- то занятие не нравится ребёнку, отложите его на несколько дней. В этом возрасте дети больше любят ломать, стройте пирамиды сами и предлагайте малышу сломать

Детский невролог, Невролог

Скоро слоги будут собираться в слова. Главное не сравнивайте своего малыша с другими детьми. Сейчас мамочки друг перед другом хвалятся своими детьми, невероятными достижениями, одни на горшок с 6 месяцев просятся другие алфавит знают… не всегда это так на самом деле

Детский невролог, Невролог

Будьте спокойны и будет спокоен ваш малыш, любите и не торопите его, все будет

Педиатр

Здравствуйте нсг делали когда?

Анастасия, 4 июня 2019

Клиент

Елена, здравствуйте! В 1 месяц, все нормально было

Терапевт, Эндокринолог

Здравствуйте! Все нормы развития детей – это значения усреднённые. Точно также как набор веса и прибавка роста. Общайтесь с ребенком, показывайте ему больше и все будет хорошо. У всех детей свои особенности и не стоит паниковать, если что-то у вас не так, как у другого ребенка

Педиатр

Анастасия, 4 июня 2019

Клиент

Педиатр

Анастасия, 4 июня 2019

Клиент

Елена, совсем маленький остался, сама сейчас пощупала

Педиатр

Возможно Узи сделать можно, Обратитесь к неврологу другому

Тонус скорее всего есть, по этому не ходит самостоятельно, жест должен быть указательный, говорить желательно должен, но до 3 лет, сейчас норма

Педиатр, Терапевт, Массажист

По вашему описанию Я совершенно не заметила никаких проблем. Вот здесь есть тест на ранний аутистические расстройства. Только он с полутора лет. Но вы можете приблизительно прикинуть на вашего ребёнка.

https://zdoroviimalish.ru/2019/03/08/test-na-autizm-dlya-detej-ot-16-do-30-mesyatsev/

Анастасия, 5 июня 2019

Клиент

Наталья, 12 баллов из 20… конечно, этот тест еще совсем не по возрасту, но как то совсем стало неспокойно.

Диетолог, Терапевт

Анастасия,добрый день. вы, как и любая мама, очень беспокоитесь за своего малыша. Пока нет повода для беспокойства, развивается по возрасту. Просто уделяйте ему внимание и все. Если самостоятельно не ходит, не заставляйте, он должен набегаться на четвереньках, чтобы укрепить мышцы спины.

Может вас беспокоит что-то еще?

Анастасия, 5 июня 2019

Клиент

Елена, беспокоит то, что не выполняет просьбы и нет указательного жеста. Не знаю – то ли не понимает, то ли не хочет

Невролог, Детский невролог

Здравствуйте!

Как говорит всеми известный врач-педиатр Комаровский:”не подходите к ребенку с точки зрения математики”. Дети существа непредсказуемые. Сегодня ходит на четвереньках, завтра сделает первый шаг. Сегодня лепечет, завтра скажет мама. Просто стоит ребенку чуть-чуть помогать. Например, чтобы пошел, нужно массаж, нужно опередить цель- поставить игрушку и пусть к ней тянется.

По поводу речи – больше разговаривайте. Повторяйте за ним его лепет. Затем он сам будет за вами повторять. Чтобы изображал животных – идите от обратного. Например, ребенок издает звук ммммм, а вы ему-” кто так говорит? Корова?” Так он и научится.

Еще вам в помощь “школа семи гномов”1+. Отличные книжки, которые действительно помощники родителям и детям в развитии.

Диетолог, Терапевт

Анастасия, каждый ребенок это индивидуальность во всех отношениях. И у каждого свой ритм развития. Во всех остальных отношениях все по возрасту .

в это возрасте далеко не у всех есть уаазующие жесты, и почти ни у кого – выполнения просьб, за редким исключением.

Оцените, насколько были полезны ответы врачей

Проголосовало 0 человек,

средняя оценка 0

Что делать, если я не нашел ответ на свой вопрос?

Если у Вас похожий или аналогичный вопрос, но Вы не нашли на него ответ – получите свою медицинскую консультацию онлайн.

Читайте также:  Как готовить омлет для ребенка 1 год в мультиварке

Если Вы хотите получить более подробную консультацию врача и решить проблему быстро и индивидуально – задайте платный вопрос в приватном личном сообщении. Будьте здоровы!

Источник

Содержание:

  • Самостоятельность ребенка
  • Речь ребенка
  • Походы в магазин
  • Истерики

Информацию о том, как развивается ребенок от года до двух, двух с половиной лет, получить довольно трудно. Она во многом уже вне компетенции педиатра, а психологи чаще начинают работать с детьми после трех лет. Да и в литературе этот период описан крайне скупо – особенно по сравнению с первым годом жизни ребенка.

У некоторых родителей создается впечатление, что их вели, вели за руку – и вдруг бросили на полпути. Кажется, что год – это тот рубеж, после которого должно стать легче. Но легче не становится. Малыш день ото дня меняется едва ли не сильнее, чем на первом году жизни, он умеет ходить, но взывать к его сознательности еще рано. И это еще как минимум на год.

Итак, несколько месяцев назад ваш ребенок из горизонтального положения перешел в вертикальное. Глядя на него сверху нам сложно понять, насколько видоизменился для него мир, когда он оторвал свои руки от пола, какие возможности перед ним открылись. Активность малыша увеличилась многократно, и такой же активности он требует от нас.

Что же делать? Постарайтесь принять эту ситуацию: да, теперь ваш ребенок на самом деле требует больше внимания, чем тогда, когда он спал по 6-8 часов в день. И это не его каприз, а необходимость данного этапа развития. Не давая малышу свободно перемещаться и исследовать все, что его окружает, мы рискуем получить массу на наш взгляд необоснованных капризов и повышенную требовательность с его стороны – и в то же время притупить естественную тягу ребенка к самопознанию и познанию окружающего мира.

Это требует некоторых усилий. Очень важно, чтобы в любом месте, где бы вы ни находились на улице, в гостях, в поликлинике, ребенок мог ходить самостоятельно – то есть на нем должна быть соответствующая обстановке обувь.

Я не согласна с мнением, что в холодное время года, когда на улице снег и грязь, ребенку, уже умеющему ходить, лучше гулять сидя в коляске. Однако с малышом, недавно научившимся ходить, не надо перемещаться на большие расстояния. Это ему еще тяжело, да и не верно с ортопедической точки зрения. Дело в том, что его постоянное движение дома, беготня во дворе – это совсем не то же самое, что монотонная ходьба в заданном вами направлении.

Поэтому если ребенок не хочет сидеть в коляске, надо на некоторое время ограничиться прогулками рядом с домом. Если, конечно, санитарное состояние двора позволяет это сделать. Если нет, спасением может стать парк или другая приемлемая для прогулок территория, до которой можно быстро добраться, буквально добежать с ребенком в коляске или заплечном рюкзаке.

Самостоятельность ребенка

Очень важно в возрасте от года до двух разрешить ребенку делать все, что не опасно для его здоровья. Если хочет в течение часа разбирать кастрюли в шкафу – пусть это делает. Конечно, тяжелую утятницу, которую можно уронить себе на ногу и получить травму, лучше убрать. Но если его довольно ощутимо стукнет большая кастрюля, то пусть это случится, и малыш поймет: “Это больно”. Зафиксируйте внимание ребенка на слове “больно”, поговорите о том, как это бывает, и в следующий раз, вероятно, уже будет достаточно ваших словесных предупреждений. Подобным же образом можно дать малышу ощутить, что такое “горячо”, “скользко”, “грязно” и т.п.

Подавляющее большинство детей еще до года изъявляют желание взять в руку ложку и попробовать донести еду до рта. Если родители не противятся этому желанию, пытаются создать условия для самостоятельной еды ребенка (удобная еда, удобные ложка и тарелка) и терпеливо относятся к пролитому супу и перевернутой каше – они будут вознаграждены за свою самоотверженность ребенком так называемого естественного раннего развития. Они раньше, чем другие родители, на свой монолог, обращенный к малышу, получат осмысленный взгляд и адекватные действия. Скорее всего, этот кроха заговорит раньше, чем его сверстники (если ложка будет в правой руке), будет менее тревожен и капризен при расставании с мамой.

Поймите правильно: ранняя самостоятельность в еде – не панацея от всех проблем. Просто это очень важный фактор, влияющий на развитие ребенка, поскольку возможность самостоятельно есть ставит его на совершенно иной уровень самосознания. С одной стороны, малыш меньше зависит от окружающих, с другой – это признак благополучного воспитательного процесса.

Карандаши, фломастеры, бумага для рисования – это вещи, к которым даже годовалый малыш должен иметь свободный доступ. Карандаши нужны толстые, легкие, с мягким грифелем. В идеале – треугольные в сечении, так называемые карандаши Монтессори. В последнее время такой же формы выпускаются и фломастеры. В продаже бывают также трехгранные резиновые насадки, надевающиеся поверх обычного карандаша. Грифель фломастеров, которые вы покупаете ребенку, должен быть закреплен так, чтобы не проваливался при сильном нажатии (на фломастерах, разработанных специально для маленьких детей, существует специальная маркировка). Небьющиеся, неломающиеся французские карандаши – тоже хороший выбор, но для ребенка с более сформировавшейся мелкой моторикой.

Следите, чтобы малыш сразу правильно держал карандаш (трехгранная форма этому способствует) и всегда вкладывайте его (как и ложку) в правую руку. Делая это спокойно и настойчиво до достижения ребенком полутора лет, вы не переучиваете возможного левшу, а всего лишь обучаете его правилам жизни в праворуком мире и помогаете избежать проблем в школе. А вот малыша старше 2-3 лет переориентировать на пользование правой рукой я советую только с помощью специалиста-психолога.

И наконец о слове “нельзя”. Если ребенок “непослушный”, и родители употребляют запрещающие слова слишком часто, они просто теряют всякий смысл. А у родителей “послушных” детей возникает соблазн пользоваться словом “нельзя” к месту и не к месту – и у их малышей может вообще пропасть желание что-либо делать: все равно ведь запретят.

Для того чтобы оценить, не слишком ли вы ограничиваете самостоятельность ребенка, предлагаю сделать следующее. Постарайтесь в течение дня уходить от запрещающих формулировок: нельзя, не трогай, не лезь и т.п. Установите для себя лимит – три запрета в день, а в остальных случаях либо дайте малышу сделать то, что он хочет, либо воспользуйтесь незапрещающей формулировкой. Например, если ребенок намеревается пройти по слишком глубокой луже, скажите что-то вроде: “Давай ты сегодня будешь поездом. Разве поезда плавают по морю?”. Или: “Давай обойдем это море по берегу”.

Вы увидите, что иногда и эти три запрета остаются неиспользованными: боясь выйти за лимит, вы оставляете их для более критической ситуации. А таких ситуаций в течение дня может не произойти вообще. Свою жесткость, последовательность и принципиальность оставьте для случаев типа: “Нельзя бить бабушку”, “Нельзя обижать маму”, “Нельзя будить уставшего папу”.

Речь ребенка

Основная ваша задача развития ребенка на протяжении ближайшего года – научиться общаться с малышом посредством речи (если вы не сделали этого раньше). Поясню. Смысл словесного общения с ребенком не в том, чтобы просто озвучивать свои действия, а в том, чтобы обращаться к нему, как ко взрослому, – не сомневаясь, что он вас поймет и непременно ответит. Замечать его “ответы” – жесты, звукоподражания, гримасы. Еще не говорящий малыш уже может выполнить просьбу принести что-то или указать на названный вами предмет. Если все это в вашем “арсенале”, то вы заложили хорошую основу для развития речи ребенка.

Несмотря на то, что малыш до сих пор не говорил и пока еще тоже не говорит, его пассивный словарный запас (слова, которые он понимает) достаточно велик – родители порой даже не подозревают, насколько. И чем этот запас будет больше – благодаря разнообразию вашего общения, – тем легче будет ребенку перейти к активной речи. Кроме того, существует связь между пассивным словарным запасом и тем объемом головного мозга, который будет использоваться человеком всю последующую жизнь.

А еще ваше обоюдное умение объясняться очень помогает избегать капризов. Если вы умеете успокаивать малыша словами (непременное условие – зрительный контакт: ваши глаза должны быть на одном уровне, поэтому надо или опуститься к ребенку, или взять его на руки), он в свою очередь научится обращаться к вам не криком, а жестами и звуками, интонационно имитирующими речь.

Собственно говоря, эти звуки и есть основа будущей речи. Разговаривая с ребенком, вы вдруг в его ответе на ваш вопрос услышите как бы случайно и очень нечетко произнесенное последнее слово вашего вопроса. Не упустите этот момент. Услышав звукосочетание, похожее на слово, обязательно повторите его еще несколько раз.

Читайте также:  График ребенка в 1 год 1 месяц

– Ты хочешь банан? – спросите вы.

– Бан, – услышите в ответ.

– Бан, ба-а-а-нан, ба-а-а-нан. Маша будет кушать ба-а-а-нан. Ма-ма да-а-ай ба-а-на-ан, – примерно так вы интонируете, очищая этот самый банан и передавая его ребенку. Ребенок скорее всего не повторит за вами, но звуковая конструкция у него зафиксируется.

Кроме того, чаще повторяйте слова, в которых присутствуют звукосочетания, уже освоенные ребенком. Если вы знаете, что малыш может называть какие-то вещи словами, старайтесь всячески поощрять их произнесение.

В течение ближайшего года ваш малыш научится говорить. Его общение с окружающими людьми перейдет на другой качественный уровень. Здесь важно не переборщить. До того, как ребенок заговорил, мы обычно отстаем в своем восприятии его – он развивается быстрее, чем мы себе представляем. А вот после того, как малыш заговорил, появляется риск считать его более взрослым, чем он есть.

И еще. В период активного формирования речи у ребенка не должно возникать ситуации дефицита сна. А также настоятельно не рекомендую вам читать детям на ночь новые незнакомые книжки.

Походы в магазин

Не нужны ребенку до трех лет. Это яркое впечатление вполне можно отложить на более старший возраст. Начиная выделять среди многообразия предметов знакомые или интересные ему продукты, вещи, годовалый, полуторагодовалый, двухлетний малыш неизбежно начнет их просить. Пытаясь как-то отвлечь ребенка от нытья, маме приходится ему что-то покупать – лакомство, игрушку. Избежать этого трудно. Так возникает стереотип в поведении ребенка и реакции мамы, который потом очень трудно изменить.

Возможно ли избежать походов в магазин с малышом? Безусловно. Будем самокритичны: зачастую нет необходимости идти в магазин во время прогулки, но очень скучно стоять во дворе и хочется развлечься. Итак, основные покупки можно сделать в выходные, а повседневные – переложить на других домочадцев. Гуляющим во дворе мамам с малышами, чем идти всей компанией в магазин, лучше сделать это по очереди. Наконец, можно воспользоваться услугами круглосуточно работающих магазинов или служб доставки товаров на дом.

Что делать с ребенком, который уже взял за правило ныть и просить что-то в магазине? Для начала перестать с ним туда ходить. Дать ему возможность подзабыть эту ситуацию. Уходя за покупками, спрашивать “Что тебе принести?” и приносить согласованную с малышом покупку.

Дав ему немного подрасти, традицию предварительного согласования можно перенести на посещение магазина. То есть идя в магазин с ребенком, вы заранее договариваетесь: мы идем покупать вот это для папы, вот это для мамы, вот это для тебя, а на все остальное только посмотрим. Повторяете уговор прямо перед дверями магазина. Выполняете условие со своей стороны: покупаете то, о чем договорились. Если со стороны ребенка условие не выполнено (он плохо себя ведет), не ругаете его в магазине, но очередное посещение откладываете – до того возраста, когда его самоконтроль возрастет настолько, что он сможет держать данное вам слово.

Истерики

Так родители называют ситуации, в которых не могут справиться с ребенком и дело доходит до крика и слез. Если вашему малышу от года до двух, двух с половиной лет, вы наверняка хоть раз сталкивались с чем-либо подобным. “Моему сыну 1 год 9 месяцев, – рассказывает мама. – Капризничает по любому поводу, особенно если не выполняешь его желание. Невозможно одеть на прогулку. Каприз превращается в истерику моментально. Иногда я серьезным тоном обрываю его, иногда жалею… Как лучше выходить из подобных ситуаций и что они означают?”.

Начнем с последнего вопроса. Замечено, что, как правило, периоды непослушания предшествуют качественным возрастным изменениям (ребенок пошел, освоил очередное новое умение, начал говорить и т.п.). Если же периоды непослушания наступают после качественного скачка в развитии ребенка, то, скорее всего, это мы, взрослые, не успели перестроиться. Если в течение нескольких недель поведение нормализуется, то можно считать эти периоды своеобразной нормой развития ребенка. Испытанием на прочность окружающей среды, ее подстройкой под себя.

Это не значит, что мы должны всегда следовать требованиям ребенка. Но также это не значит, что мы должны раздражаться и наказывать его.

Если же “непослушание” выглядит непрекращающимся и усиливается с возрастом, значит, что-то мы сделали неправильно и имеет смысл разобраться в ситуации с помощью психолога.

Теперь о том, что делать. Подумать, не слишком ли многое вы запрещаете. Попробовать “не идти на принцип” в тех случаях, которые на самом деле принципиальными не являются. Учиться отвлекать и занимать малыша разговором – этим искусством часто в совершенстве владеют бабушки. И самое главное и самое трудное – в любой ситуации не раздражаться (раздражаться – это не то же самое, что сердиться).

Это нелегко, но дает очень хорошие результаты. Вы, наверное, и сами замечали (если нет, проведите эксперимент): если хочешь уложить малыша поскорее, он, как нарочно, не засыпает и полчаса, и час. И наоборот: если отводишь на укладывание ребенка целый час, никуда не спешишь, сама совершенно расслаблена, он засыпает за десять минут.

Еще один “камень преткновения” – сборы куда-либо, особенно одевание. Сначала о том, как сделать его удобным. Утепленный комбинезон одно из решений, помогающих упростить сборы на прогулку. Для ребенка лет до трех-четырех он вполне уместен. Количество одежды уменьшается и включает валенки или ботинки, шапку (по погоде, но без платка под ней), варежки, водолазку, колготы и (в холода) шерстяной комбинезон внутрь. Имейте в виду, что капризы ребенка при одевании – сигнал о том, что одежда может быть для него неудобна: слишком теплая, тяжелая, сковывающая движения.

Итак, ситуацию одевания я предлагаю хотя бы раз “отпустить”. Получив отказ на предложение начать одеваться, сесть рядом с ребенком и просто смотреть, как он играет. Не заниматься своими делами, не пытаться участвовать в его игре. Отвести на это, скажем, полчаса. При этом важно пребывать в душевном равновесии, быть абсолютно расположенной к этой ситуации: “Я просто сижу и смотрю, как ребенок играет. Я спокойна. Я отдыхаю”. Пусть рядом лежат вещи, которые нужно на ребенка надеть. Скорее всего, через некоторое время малыш, на которого не обращают внимания, захочет это внимание получить и даст себя одеть.

Подобный опыт важен не столько тем, что одевание в результате все же состоится, а тем, что позволит вам запомнить (и при случае воспроизвести) то ощущение покоя и расслабленности, которое удалось испытать. Именно оно сыграло здесь главную роль.

При желании такой эксперимент можно продлить – особенно я советую это сделать маме, которая очень устает от ребенка. Итак, выберите подходящий день, оставьте все свои дела по дому, не включайте телевизор, избегайте длительных телефонных разговоров и с утра до вечера следуйте только ритму малыша. Не навязывайте ему свою игру, а в то время, когда он не требует к себе внимания, займитесь приятным для вас делом.

Вероятно, вы сделаете ряд ценных наблюдений.

Кто-то отметит, что игра ребенка, кажущаяся вам в спешке бесконечной, на самом деле занимает его лишь на двадцать минут. И на это время вполне можно отложить и прогулку, и обед.

Кто-то увидит, насколько бесполезно чего-то требовать от уставшего или голодного малыша. Дело в том, что любая смена деятельности для ребенка – это напряжение. И если он устал, то не способен даже к действиям, направленным на облегчение своего состояния. Так, ребенку, у которого слипаются глаза, раздеться и лечь в кровать очень сложно.

Кто-то обнаружит, что заведенный в семье порядок вовсе не так удобен, и решится его изменить. Тот же отход ко сну заблаговременно начнется с купания, переодевания в пижаму и затем – тихих игр до того момента, когда малыш устанет и заснет. Согласитесь, поиграл, захотел спать и заснул – это естественнее, чем захотел спать, понесли мыться и т.п.

Понятно, что у каждого эти наблюдения будут своими. Но они наверняка помогут прийти к взаимопониманию с вашими малышами.

Ситуация может измениться принципиально, если вы постараетесь всегда помнить о трех вещах.

  • Если общаясь с ребенком, пусть даже в сложных ситуациях, вы испытываете раздражение, ребенок не может быть в этом виноват – ищите причины в себе.
  • Вы самый близкий, самый родной для малыша человек. Если его не поймете вы, его не поймет никто.
  • Никто не любит вас преданнее и бескорыстнее, чем ваш ребенок.

23.11.2005

Лошинская Екатерина психолог

Статья из журнала “Наш Малыш”, февраль 2002

Источник