Ребенку 1 год и 3 месяца плачет

Ребенку 1 год и 3 месяца плачет thumbnail

В развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных периода: “младенческий” – с рождения до одного года, “раннее детство” – от года до трех, и “дошкольное детство” – от трех лет до семи. Каждая из этих стадий завершается так называемым кризисом развития.

Кризис – это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Таким образом, этих кризисов также три: кризис одного года, кризис трех лет и кризис семи лет. Обойти их не возможно – через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении дочки или сына. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали “кризисами развития”.

Почему возникает кризис

Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

Давайте поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он – взрослый, мы – разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.

Вот ваш малыш сделал свой первый шаг. Расширилось пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку – нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, – это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в психологии название “кризиса”.

Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному “графику”, потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.

Откуда взялись капризы?

Что же происходит с вашим малышом в этот период? Родители могут заметить появление в поведении родного чада упрямства, капризности. Раньше послушный и спокойный, в этот период он начинает капризничать по любому поводу, и очень часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого “приступа”.

Прежде всего, стоит подчеркнуть, что ваш малыш уже много понимает и может, но он еще не умеет рассказать о своих желаниях. Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые “требуют” внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать “на зуб”. Но вдруг со стороны родителей раздается “нельзя”. Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.

Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят – не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс – стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.

Так начинается кризис первого года. Он становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают. И если ваш ребенок хочет схватить руками ложку именно в тот момент, когда вы его кормите, то проще дать ему в руки этот предмет, а себе взять другой и продолжить остановленный не на долго процесс. Не беда, если малыш будет весь измазан кашей, зато вы его спокойно накормите, а после всего просто уберете и умоете свое чадо.

Пора действовать?

Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним. На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.

Читайте также:  Проезд с ребенком 3 года

Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.

Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом – все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи. Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек – здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра “разборкой” новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это – часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими).

Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.

Ваш ребенок – это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.

Источник

Очень много плачет, ребенку 1 год 4 мес.

Здравствуйте, уважаемые врачи и психологи.

Обращаюсь к Вам за советом.

Ребенку 1 год 4 мес.

Беременность протекала нормально, без осложнений, роды естесственные в срок, во время родов было нетугое обвитие. Прописывали много всего (диакарб, и т.д.) от ВЧД, ничего не пили. Последний раз делали УЗИ в год и 2 – псевдокисты, которые были в начале- рассосались, патологий не выявлено.

До 6 мес полностью на ГВ по требованию, сейчас (1.4)тоже на ГВ по требованию, + обычная еда. Сон совместный.

Развитие: с 6 мес хорошо пополз, с года пошел, с речью проблемы (сейчас говорит только тик-так – часы, и то не сам называет, а только если спросить как говорят/делают часы, и то же самое отвечает, как говорят гуси – га, киса-маа, иногда баааа, корова – мыыыы ))), хрюшки- носом выдыхает воздух, и слон- ууу, если очень попросить, то есть сказать “скажи дай”, то иногда говорит). может произносить мама, папа, дед, но никогда не зовет меня/папу/деда.

показывает ручками- пока-пока, нету, нj-но-но, причем может показать, и продолжать делать , хотя видно, что знает, что но-но-но значит нельзя.

Любит книги, рисовать карандашами коляки пластилин, игрушки- матрешки, зверюшек, хотя не особо любит их кормить, укачивать и т.д.

В последнее время появились сложности. Если что-то делается не по желанию ребенка (например я говорю, что нельзя заходить одному в ванную и вывожу его (без крика, спокойно)), тут же следует реакция – абсолютно оглушительный визг, если нежелательное дейтвие повторяется, малыш начинает плакать, причем сильно.

И такое повторяется очень часто до 20 раз в день, и честно говоря мне все труднее спокойно реагировать на этот крик и плач (голова и уши уши очень болят))) да и нервы сдают).

Стал просыпаться с плачем, только если я его покормлю после сна, то сынишка может встать спокойно, пойти обследовать дом.

Я понимаю, что нельзя применять силу, но просто невозможно делать все по желанию ребенка. Если сказать строго, но спокойно, это только усугибит плач и крик. Договориться тоже невозможно, как и отвлечь внимание сразу. Успокаивается через какое -то время…

Мне кажется, что одна из причин его такого поведения- неумение сказать, то что он хочет. Но все мои попытки стимулировать его речь (например, играем с папой втроем в игру- я говорю, папа, дай мячик, папа дает, потом папа просит у меня, потом предлагает сказать малышку- дай мячик- может сказать в очень-очень редких случаях) особых результатов не дали. Например, малыш знает, что если он скажет ДАЙ или ДАТЬ, то я дам, но он предпочитает просто показать мальцем и кричать, пока я не дам. А не дать я не могу, потому что крик стоит на всю округу, и он прекрасно понимает, что это действенный способ))

Что еще могу сказать:

На горшке категорически не хочет сидеть, нужно отвлекать постоянно, чтобы посидел.Кушает сам, ложкой или детской вилкой, но далеко не все, когда голодный никогда не идет на кухню, а требует грудь. И естесственон получает)

Читайте также:  Где отпраздновать дня рождения ребенка 3 года

Любит купаться в ванне, в бассейне только вертикально, не признает позу лежа на спине во время купания.

С другими детьми общается на уровне подойти, внимательно посмотерть в глаза- обязательный ритуал, потом забрать игрушку и все.

Живем втроем, большую часть времени мы с ребенком проводим вдвоем.

Мне кажется, что он очень чувствительный и возбудимый, и его эмоциональный фон неусточив, легко выходит из себя, улыбается или смется не так часто- только если щекотать, подбрасывать. Посоветуйте, как лучше себя вести, и может какие-то процедуры, чтобы укрепить нервную систему.

Про себя могу сказать, что я скорее интроверт,нежели легкий жизнерадостный человек, много думаю, в том числе о высоких материях))), но не склонна к меланхолии- по крайней мере стараюсь, на жизнь смотрю трезво, не драматизирую. Я не люблю говорить (Возможно, в этом причина его задержки в речевом развитии), но очень люблю слушать. Не скажу, что мне легко – в смысле сидеть целый день с ребенком (помощников нет, а до рождения ребенка я была очень активным человеком, много работала, общалась и т.д.), но я очень люблю Арслана, и спокойно воспринимаю, что сейчас период, когда нужно все отдавать ему. Обычно меня не так легко вывести из себя, по крайней мере я этого не покажу, но в споследнее время в связи в поведением ребенка все легче. С мужем отношения хорошие (правда ему явно не хватает моего внимания, потому что я с малышом трачу почти все силы), всегда можем прийти к компромиссу, папа обожает сына. (Это я пишу к тому, что может мое мироощущение влияет на ребенка)

Планируем на пару часов с полутора лет отдавать в сад, чтобы Арсланка научился контактировать с детьми и может эот станет толчок к речевому развитию.

Еще много чего могу написать, но боюсь пост разрастется.))

Заранее спасибо.

Источник

Родители малышей часто сталкиваются с проблемой: ребенок плачет и не может уснуть. Вместе с педиатром Алесей Корево разбираемся в причинах такого поведения и том, как их можно решить.

Алеся Корево,

врач-педиатр 2 категории, консультант по грудному вскармливанию

и питанию детей медицинского центра Baby Boss («Бэйби Босс»)

– Как по плачу понять, в чем причина того, что малыш плачет и не спит?

– Плач ребенка – это его способ разговаривать с родителями, с миром.

Очень условно плач можно разделить на два типа: плач от боли или какой-то неудовлетворенной потребности и плач-«манипуляция». Второй вариант касается детей постарше, после 6 месяцев. Для совсем маленьких детей характерен первый тип плача, который делится на два вида.

  • Первый вызван каким-то дискомфортом: холодно, жарко, хочу есть, не хочу есть, хочу, чтобы меня пожалели, страшно. Этот плач не такой пронзительный и душераздирающий. Он призывный: ребенок пару раз крикнул, затем затихает и ждет, идут ли к нему. Если потребность ребенка не удовлетворили быстро, плач перерастет в требовательный.
  • Второй вид плача – когда ребенок испытывает боль. Обычно это нарастающий по интенсивности плач, на пике самой острой боли – пронзительный крик. Он сопровождается изменением внешнего состояния ребенка. Например, малыш поджимает или, наоборот, раскрывает ручки и ножки.
  • Плач-манипуляция – это когда уже подросший ребенок осознает, что мамой можно управлять. Чаще всего это начинается с манипуляций едой (в частности, при введении прикорма). В этом случае взрослым нужно «держать оборону» и на капризы ребенка либо подталкивать его к компромиссу, либо показывать, что будет так, как сказал взрослый.

Причина плача – голод

– Обычно большинство мам при плаче ребенка сразу предлагают ему поесть. Наверное, вот эта традиционная мысль «плачет – голодный – надо покормить» идет из глубины веков, от наших предков. Вообще, мы понимаем: просто так маленький ребенок плакать не будет. Значит, в любом случае какая-то его потребность не удовлетворена. И первое здесь, что должна делать мама вне зависимости от того, кормит она грудью или нет, – это взять ребенка на руки, пожалеть и приложить к груди. А дальше уже разбираться, в чем дело.

Грудь здесь больше действует как успокоительное: чтобы ребенок почувствовал запах мамы, услышал ее сердцебиение и понял, что он в безопасности.

Если ребенок поел и успокоился, причина была в голоде.

С детьми, которые находятся на искусственном вскармливании, немного по-другому. В качестве успокоения так, как грудь, бутылочка не срабатывает. Да, малыш будет ее сосать, даже если не голоден, но это приведет к болям в животе и еще большему дискомфорту.

С детьми, которые питаются смесью, родители все же обычно придерживаются какого-то режима, кормят по времени, а не по требованию. И уже исходя из этого можно предположить, успел ребенок проголодаться или причина плача не в этом.

С грудным вскармливанием просчитать не выйдет: контролировать объем съеденного сложнее, так что ребенок может проголодаться раньше или позже обычного.

Если же мы взяли ребенка на руки и он успокоился, скорее всего, ему было нужно удовлетворить потребность телесного комфорта и/или привычного окружения (те же люди, свет, температура).

Причина плача – физический дискомфорт

– Если ребенок не голоден и не болен, мама его пожалела, но он все равно плачет, нужно раздеть малыша и посмотреть, все ли нормально. Иногда дискомфорт может доставить даже незначительная мелочь.

Был случай, когда мамин волос намотался на большой пальчик детской ножки и передавил его, поэтому малыш плакал.

Могут мешать швы или складки одежды. Поэтому ребенка нужно раздеть, осмотреть, поменять ему подгузник, чистого сухого малыша одеть в другую одежду.

Читайте также:  К какому врачу обращаться если ребенок не говорит в 3 года

Причина плача – психологический дискомфорт

– Для ребенка оказаться одному – страшно. Он был все время в маме и с мамой – и вдруг оказался один. Бывает достаточно и пары минут, чтобы малыш испугался: почему все вокруг затихло и куда все делись?

Почему дети хорошо спят при белом шуме или на улице? Тишина пугает больше всего, кажется угрозой, неизвестностью. Для ребенка, который находится в утробе матери, белый шум – это движение крови по сосудам, он обладает шипящим характером. Поэтому многие колыбельные построены на шипящих звуках. Голос мамы, монотонные звуки улицы, даже гудение фена – все это может вернуть маленькому человеку ощущение его привычной реальности и как следствие – успокоить.

Важный по проработке момент – психологическое равновесие родителей. Если мама сама тревожная и она пытается прийти на помощь ребенку, которому страшно, ничего из этого не выйдет. Ребенок это почувствует, и они будут долго волноваться вдвоем.

Что делать? Не перекладывать всю ответственность на маму. Да, маленький ребенок до 2-3 лет не очень нуждается в папе. Зато в папе сильно нуждается мама. Если у женщины есть человек, который может ее поддержать и успокоить, ей будет легче. Без опоры вернуться в состояние эмоционального равновесия новоиспеченной матери сложно.

Причина плача – переутомление

– Нельзя допускать переутомления у малыша. Главная проблема здесь, что в таком случае ребенка уложить гораздо сложнее, чем обычно. На фоне переутомления вырабатываются гормоны стресса, а они не позволяют организму заснуть («бей или беги»).

Что делать? Ловить момент, когда ребенок уже физически устал, и класть его спать. В такие моменты:

  1. малыш трет глазки;
  2. начинает зевать;
  3. стремится принять горизонтальное положение;
  4. у него появляются легкие синяки под глазами.

Даже если у родителей есть в этот момент свое дело, гораздо выгоднее для всех отвлечься и прямо сейчас потратить 5 минут на то, чтобы уложить ребенка. Иначе потом на это потребуется час, а малыш изведется от капризного, монотонного плача. Но если уж так произошло – успокаивайте ребенка, держите на руках, пойте песенки и т. д.

Причина плача – недомогание

– Если мы говорим все же о плаче перед засыпанием, то нужно понимать: если ребенок болеет, он будет капризничать и плакать не только перед сном, но и весь день. В противном случае болезнь можно с высокой долей уверенности исключить.

Среди самых частых детских недомоганий – младенческие колики, прорезывание зубов, головная боль (грудничковая мигрень), раздражения на коже (аллергия или что-то еще), простуда.

Грудничковая мигрень и колики. Врачи склоняются к тому, что это проявления одного и того же процесса – адаптации нервной системы к изменяющимся условиям окружающей среды. И если с головой все понятно, то возникает вопрос: причем же здесь живот? А он болит из-за того, что в кишечнике находится много нервных окончаний и происходят спазмы, которые нужно просто пережить. Колики появляются в 1 месяц, начинаются примерно в 6 вечера, и для них характерно одно и то же время: 3 часа, 3 дня подряд, 3 недели.

Нужно отличать колики от вздутия живота, когда могут быть срыгивания, метеоризм и проч. В таких случаях врач может назначить специальные препараты с лактобактериями.

Кстати

Лактобактерии в составе препаратов играют важную роль в поддержании здоровья малыша: кислая среда, которая создается ими, препятствует росту и развитию грибов и патогенных микроорганизмов. Поэтому одна из важнейших функций лактобактерий – помощь в формировании общего и местного уровня сопротивляемости иммунитета. Однако количество этих полезных бактерий в организме может снижаться. Это негативно сказывается на работе ЖКТ (возникает метеоризм, запоры, нарушения стула) и иммунной защите. Лактобактерии могут нормализовать работу кишечника малыша, «вырастить» «правильную» микрофлору, заселить желудочно-кишечный тракт полезными бактериями, справиться с коликами.

Также может болеть голова при смене погоды (младенцы часто метеочувствительны).

Аллергия, кожные высыпания. Эти заболевания легко выявляются, если раздеть ребенка и осмотреть его с головы до ног. Если есть пятнышки, шелушения и т. д., значит, нужно позвать врача, разобраться, в чем дело, и получить лечение.

С одной стороны, если ребенок не спит и плачет из-за болезни, – это плохо, потому что он страдает. С другой – в каждом из случаев при назначении грамотного лечения проблему можно быстро устранить. Но слишком часто к врачу обращаться тоже не стоит, иначе родители так и не научатся понимать, что не так с их ребенком, а это важный навык. Уметь быстро помочь малышу – то, что должны делать все родители.

Кстати

При осмотре врач может назначить специальные препараты, в том числе с лактобактериями. Согласно последним исследованиям, прием пробиотика с лактобактериями в младенчестве уменьшает риск развития атопического дерматита в течение 7 лет. А если у ребенка уже есть кожные проявления аллергии, прием лактобактерий помогает снизить зуд и беспокойство, уменьшает раздражение кожи.

Зубы. Первые зубы могут появиться и в четыре месяца, и в десять. Для этого случая характерно, что ребенок беспокойный целый день, а не только перед сном, у него снизится аппетит, он будет постоянно тянуть что-то в рот, тереть уши, будет много слюны, мама заметит набухшие десны. Здесь, если есть сомнения, можно позвать врача.

Облегчить состояние малыша можно, если дать ему прорезыватель, пожевать сушку, в более тяжелых случаях – снять неприятные ощущения обезболивающими лекарствами, принятыми внутрь (не мазями).

Фотограф: Дмитрий Рыщук

По теме: Педиатр о кожных проблемах у детей

Источник