Ребенку 1 год и 1 месяц не говорит мама

Ребенку 1 год и 1 месяц не говорит мама thumbnail

Давайте разберёмся, так ли важно беспокоиться, если малыш в год не произнёс ни слова, когда следует переживать о задержке речевого развития и что можно сделать.

Для многих родителей день, отделяющий первый год жизни ребёнка от второго – своеобразный рубеж для подведения итогов. Они пристально анализируют достижения сверстников своих детей, сравнивая с тем, что умеет их малыш и тревожатся, если замечают отставание от нормы. Особенное беспокойство вызывает тот факт, что ребёнок в год не говорит.

Давайте разберёмся, так ли важно беспокоиться, если ребёнок в год не произнёс ни слова? Когда следует переживать о задержке речевого развития? Что можно сделать заранее, чтобы речь годовалого малыша соответствовала норме?

Между нормой и патологией

Никому не нужно доказывать важность своевременного освоения родной речи. Это сложный, многоплановый процесс, напрямую связанный со различными психическими функциями: вниманием, мышлением, памятью и речью. От годовалого малыша ждут первых слов, а он не может даже произнести «папа» и «мама», лепечет на своём языке и не собирается осваивать новые слова.

Встревоженные родители начинают изучать семейный анамнез, обращаются к медикам за консультацией и всеми силами стараются ускорить речевое развитие крохи.

Годовалый ребёнок способен произнести от 3 до 12 слов, но по своей структуре они простые, очень похожи на лепет. Гав-гав, би-би, ам-ам, ляля, дай, папа, мама, баба, киса, на, бах или уп – вот примерный лексикон детей в год.

Каждый малыш индивидуален – у кого-то первое слово появляется в 8-9 месяцев, а у кого-то в 1 год 3 месяца, и все это варианты нормы.

До появления первого слова, речь годовалого ребёнка прошла сложный путь развития. Законы формирования детской речи не меняются со временем. Сегодня, как и 100-200 лет назад, ни один малыш не начинает говорить словами и предложениями, прежде, чем он не пройдёт все стадии речевого развития. Эти стадии связаны с развитием головного мозга, артикуляционного аппарата и слуха.

Ни одна методика раннего развития не способна изменить законы природы, в соответствии с которыми развиваются органы произношения (артикуляции), слух и центральная нервная система человека.

Если вы обеспокоены, что ваш малыш плохо говорит, ознакомьтесь с основными этапами доречевого развития детей до года:

  • 1-2 месяца – появление в крике интонаций удовольствия и неудовольствия;
  • 1,5-3 месяца – гуление или гуканье, когда дети повторяют за взрослыми гласные с призвуком звука [г] или произносят их самостоятельно, внимательно вслушиваясь в произносимые ими звуки (агу);
  • 4-5 месяцев – лепет, произношение подобий слов, состоящих из нескольких одинаковых слогов (ма-ма-ма, но это ещё не обозначение слова мама);
  • 8-9 месяцев – появление звукоподражаний (пи-пи, гав-гав) и лепетных слов (кука, тата, няня);
  • 11 месяцев – примерно десять лепетных слов ребёнок употребляет в правильном контексте, соотносит их произношение с ситуацией (мама, папа, дай, биби и т.д.).

Что считать патологией? В год ещё рано делать прогнозы развития речи, однако, стоит начать беспокоиться, если годовалый малыш не понимает простую словесную инструкцию, не подкреплённую жестами. Например, «Дай мне мячик», «Покажи, где машинка» и т.д. Отсутствие реакции на слова взрослого может быть симптом нарушения слуха или его полного отсутствия. При этом речь останавливается на стадии гуления, потому что ребёнку не с чем соотносить собственный лепет.

Если на этом этапе не принять срочных мер, речевое развитие в дальнейшем будет очень сложно стимулировать. Важно своевременно обратиться к отоларингологу для проверки слуха. Возможно, при патологиях внутреннего уха врач посчитает нужным ношение малышом слухового аппарата. При серьёзных отклонениях слуха от нормы – это единственная возможность развить и сохранить речь.

Возможные причины задержки появления речи в год

Если малыш совершенно здоров, в его анамнезе нет неврологических заболеваний, но речь в год так и не появилась, скорее всего, причина задержки в неправильно организованном речевом окружении.

Что подразумевается под этим термином? Казалось бы, современных детей окружает настоящий речевой поток: телевизор, радио, мультфильмы, аудиокниги и развивающие игры для самых маленьких детей. Да и родители много разговаривают с детьми.

Дело в том, что маленькие дети не способны вычленить отдельные слова из потока речи. Если не проводится специальной целенаправленной работы, этот поток для ребёнка звучит примерно так, как для нас звучит шум водопада.

Сегодня из обихода исчезли речевые игры (Сорока-ворона, Ладушки) потешки, пестушки, попевки, приговорки, известные ранее в каждой семье. Эти своеобразные тренажёры мягко вводили малыша в мир родной речи. Они были приспособлены под потребности ребёнка до года, содержали звукоподражания, были понятны детям.

Ещё один фактор «питательной» среды для развития детской речи – общение с матерью. Молчаливая мать или мама, чаще разговаривающая по телефону, чем с собственным малышом, не сможет заменить самыми лучшими развивающими играми ценность общения, формирующего речевые структуры мозга.

«Дети Маугли», «госпитализм» – все эти термины обозначают задержку появления речи у здоровых детей, лишённых возможности общаться с близкими по причине их отсутствия.

Как заниматься с малышом – профилактика отставания речи

Существует несколько самых простых приёмов развития речи, но не стоит ждать чуда после первой же недели их применения. Здесь срабатывает закон перехода количества в качество. Накопление пассивного словаря, живое и эмоциональное общение близких с малышом обязательно приведут к желаемому результату, и вскоре вы увидите как он разговаривает.

  • Рассказывайте ему простые потешки, игры, сказки, пойте народные детские песенки, поясняйте развивающие мультики. Делайте это, глядя в лицо ребёнка, меняя интонацию, чётко произнося звуки и слова.
  • Рассматривайте предметы окружения и яркие картинки с реалистичными изображениями, задавая ему вопросы и самостоятельно отвечая на них. «Кто это? Собачка (гав-гав). Где она живет? В будке (буд…). Какие у нее ушки? Маленькие (ма…). Какие у нее лапки? Большие (боль…)».
  • Если малыш пока лепечет и произносит звукоподражания, повторяйте за ним и добавляйте полный вариант слова. «Би-би (машинка) гудит. Мау (кошка) бежит. Какие красивые тик-так (часики). Ваня кач-кач (качается)».
Читайте также:  Салат помидоры огурцы ребенку 1 года

Выучите потешки, попевки и небольшие стишки (А. Барто, К. Чуковского, И. Токмаковой, В. Берестова), чаще употребляйте их в общении с малышом на прогулке, во время кормления, игр с ним.

Например:

Бычок

Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

– Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

(А. Барто)

Или:

О чём поют воробушки

В последний день зимы?

– Мы дожили!

– Мы выжили!

– Мы живы, живы мы!

(В.Берестов)

Первый год жизни ребёнка считается доречевым периодом. Если малыш к своему первому дню рождения не произнёс ни одного слова, нужно обратить внимание на то, слышит ли он, как к нему обращаются, понимает ли простую словесную инструкцию. В том случае, если имеет место нарушение слуха, его следует немедленно компенсировать.

Нормально слышащему ребёнку нужно создавать благоприятную речевую среду, насыщенную общением с родителями, употреблением малых фольклорных форм. Желательно, чтобы у малыша возникла потребность в высказываниях, для этого родители создают соответствующий эмоциональный фон.

У здорового ребёнка без нарушений слуха и невропатологических патологий первые осмысленные слова при создании благоприятных условий появятся в нужное время. Важно постоянно общаться с детьми, читать им книжки, и вскоре вы услышите первые долгожданные слова.

Источник

Есть такая шутка – сначала родители ждут, когда же ребенок заговорит, а потом не дождутся, когда же он замолчит.

Маленьких исследователей мира называются «почемучками», им все интересно и своими вопросами и разговорами они способны «заболтать» самую терпеливую мать. Однако встречаются и молчуны. Вот уже все сверстники вовсю разговаривают, а этот малыш не говорит даже «мама». С определенного возраста такая ситуация вызывает у родителей вполне оправданное беспокойство.

Когда нужно волноваться?

Для каждого ребенка «удобен» свой темп развития. Один раньше залепетал, другой первым начал садиться или вставать на ножки, а третий пошел и заговорил раньше своих товарищей по песочнице. Если возрастные вариации укладываются на пару месяцев, волноваться не стоит.

Однако знать нормы речевого развития детей нужно всем родителям. Если отставание делается значительным (а логопеды считают вариантом нормы запаздывание того или иного навыка не более чем на 2-3 месяца), лучше обратиться за консультацией к специалисту.

Пресловутое слово «мама» дети обычно начинают говорить к году или полутора годам. А если первый день рождения уже давно отпраздновали, а долгожданного слова все еще нет? Пора бежать по врачам?

Консультация специалиста никогда не помешает. В вопросе развития речи не стоит ждать, пока все образуется «как-нибудь само». Однако, чтобы не впадать в панику раньше времени, присмотритесь к своему малышу. Вполне возможно, что он просто немного задерживается с произнесением столь ожидаемых родителями слов и ничего страшного не происходит.

Важные факторы:

  1. Годовалый ребенок понимает обращенную к нему речь. То есть откликается на собственное имя, дает адекватную реакцию на слова родителей.
  2. Отсутствуют нарушения слуха и зрения.
  3. Младенческое «агуканье» сменила лепетная речь. Каким-то подражательными слогами ребенок уже пытается обозначать конкретные слова.
  4. В играх заметно стремление повторять за взрослым, выполнять заданные действия.

В раннем возрасте процесс формирования речи тесно связан с развитием психики и мышления. Родителям стоит проследить и за этими аспектами. Если какие-то подозрения все же возникли, лучше всего обратиться за консультацией к специалистам.

Кого посетить:

  • невролога;
  • детского психолога;
  • логопеда-дефектолога.

Читайте также: Слого-буквенные схемы для профилактики и коррекции дисграфии

Как научить ребенка говорить «мама»?

Итак, если ваш малыш по мнению врачей развивается в соответствии с нормой, никаких особенных проблем у него нет, но пока почему-то не разговорился, родителям по силам немного форсировать события.

Основное условие для правильного формирования речи – это общение. Самое большое заблуждение некоторых мам и пап заключается в том, что им кажется, будто ребенок их пока не понимает, а значит и разговаривать с ним не нужно. Все это совсем не так!

Чем больше вы будете общаться с малышом, тем больше слов окажутся в его пассивном словаре. А значит, со временем перейдут и в активный. Кроме того, именно слушая обращенную к нему речь, ребенок учится разговаривать!

Как общаться с маленьким ребенком:

  • Используйте в своей речи правильные формы слов. Несомненно, многие малыши говорят «бо-бо» про царапину или «би-би» про все виды транспорта. Это звучит очень мило, но родителям не стоит упрощать ребенку обучение. Пусть какое-то время «длинные» слова побудут в пассивной форме, но со временем малыш заговорит так, как надо!
  • Старайтесь говорить простыми, понятными ребенку словами. Повторяйте их много раз каждый день.
  • Разговаривайте по возможности четко и повернувшись к малышу лицом. Именно «считывая» артикуляцию ребенок учится произносить новые слова.
  • Создавайте иллюзию диалога. Задавайте вопросы и отвечайте на них сами. Но делайте небольшую паузу, дайте возможность ребенку в один прекрасный момент вставить знакомое слово.
  • Говорите обо всем. Комментируйте процесс одевания, умывания, рассказывайте о том, что видите на прогулке и так далее. Ведь малыш узнает мир при помощи родителей.
  • Не включайте «фоном» телевидение или радио. Такие звуки не воспринимаются маленькими детьми как речь, а значит ничему его не научат.
  • Используйте соску-пустышку пореже. Как малыш заговорит, если у него все время занят рот? Кроме того, постоянное сосание может испортить прикус и привести к неправильной артикуляции.
Читайте также:  Тыквенный суп с фрикадельками для ребенка 1 год

Во что играть, чтобы научить разговаривать?

Маленькие дети требуют много нашего внимания. Используйте это время для игр, которые помогут ему развиваться:

  • Всевозможные сортеры, шнуровки, игры с бусинами, крупами и прочими мелкими деталями прекрасно стимулируют мелкую моторику. Как известно, это важная составляющая в процессе формирования речи.
  • Пальчиковые игры и массаж ручек тоже помогут малышу заговорить. Повторяющиеся изо дня в день приговорки про сороку-ворону или стишок «пальчик-пальчик, где ты был?» очень быстро запомнятся малышу и он сможет рассказывать его вместе с вами.
  • Артикуляционная гимнастика вполне может быть освоена и годовалым крохой. Выбирайте самые простые упражнения. Пусть ребенок покажет, как он умеет улыбаться, вытянет губы, изображая хобот у слона, подразнит вас, показав язык и т. д.
  • Если ребенок произносит какие-то слоги, повторяйте за ним. Например, «На-на-на». Вместе очень весело! А теперь немного измените слог: «ны-ны-ны», призывая ребенка повторять за вами. Прекрасно! Вы научили его новому звуку.
  • Пойте песенки и рассказывайте знакомые детские стишки, останавливаясь перед произнесением последнего слова («Уронили мишку на пол, оторвали мишке….»). Довольно скоро малыш сам захочет помочь вам закончить предложение, ведь он хорошо запомнил слово, которое надо произнести.
  • Читайте вместе книги. Если ребенку до года еще трудно долго удерживать внимание на тексте, просто рассматривайте картинки. Рассказывайте, кто там нарисован, задавайте вопросы. Дети очень любят такое времяпрепровождение.

Читайте также: Когда нужны занятия психолога с детьми 2-3 лет?

Больше позитива и хорошего настроения! Не давите на ребенка, заставляя его говорить. Постоянные окрики и принуждение могут привести к возникновению речевого негативизма, а справиться с ним будет уже не так просто.

Хотите, чтобы ребенок поскорее сказал «мама»? Играйте в прятки. Закрывайте свое лицо руками и говорите: «где мама? – вот мама!» Очень скоро ваш малыш будет и сам радостно выкрикивать долгожданное слово.

Однако хотим напомнить, что по статистике только меньше половины детей первым словом произносит «мама». Чаще это бывает «папа»,«дай», «на-на», «ам-ам»:-) Не принимайте это близко к сердцу. Первым может быть любое слово с повторяющимися слогами или то, которое проще выговорить. Вы же знаете, все равно больше всех на свете он любит вас!

Дата публикации: 13.10.2017. Последнее изменение: 09.05.2018.

Источник

466 просмотров

4 июня 2019

Добрый день!

Ребенку 1 год 1 месяц. Не ходит (только вдоль опоры), начинает понемногу стоять без опоры, активно ползает на четвереньках, залезает на ступеньки, невысокие предметы мебели. Слов нет, слоги говорит активно, в основном да-да-да, нет жестов, не машет ручкой, хлопает в ладоши, когда сам хочет, не по просьбе. Просьбы выполняет редко, на имя отзывается, но не всегда, когда чем то сосредоточен надо несколько раз звать, действия взрослых не повторяет. Пирамидки, кубики не собирает, только рушит. Любит все катать, бросать, кидать с высоты. Детские книги не очень любит, пытается схватить ручкой рисунок или поцеловать, не получается – уходит, но может долго переворачивать страницы яркого каталога. К музыке равнодушен, но в музыкальные игрушки играет. При этом – веселый, смотрит в глаза, любит когда хвалят, с удовольствием играет в прятки и ку-ку, различает своих-чужих, любит открывать шкафы и все перекладывать или выкидывать, много смеется, к другим детям может как проявлять равнодушие так и улыбаться и трогать их.

Невролог в поликлинике на осмотре в 1 год сказал все в норме.

Стоит ли переживать и показывать ребенка другим специалистам или ждать появления навыков и больше заниматься?

Хронические болезни: ППЦНС

На сервисе СпросиВрача доступна консультация детского невролога онлайн по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!

Педиатр

Здравствуйте,какой вес и рост у ребенка?

Сколько зубов?

Витамин Д ежедневно получаете?

Анастасия, 4 июня 2019

Клиент

Дарья, 79 см, 10,38 кг, зубов на сегодня 12, еще 2 через пару дней выйдут. В полгода было 8 зубов, потом полгода ни одного, а сейчас пачкой идут. Витамин Д ежедневно (кроме перерывов на 5 дней после прививок)

Педиатр

Здравствуйте! Старайтесь понять, что его очень интересует и ‘ нанизывать” на это интерес вариации игр, куда в последующем потихоньку включите элементы того, что не очень интересует. Больше тактильного контакта( массажи плавание, танцы по мере возможности, анималотерария, пальчиковые краски)

Анастасия, 4 июня 2019

Клиент

Маргуба, про пальчиковые краски вопрос – недавно попробовали, он моментально окунул палец в баночку и весьма щедрую порцию отправил в рот, очень плакал потом. В рот идет сейчас все, может из-за зубов. Нормальная ли реакция?

Стоматолог, Детский стоматолог

Больше занимайтесь и играйте с ребенком, у всех индивидуальное развитие

Офтальмолог, Окулист

Не вижу никакой проблемы у вашего ребенка, с ваших слов

Анастасия, 4 июня 2019

Клиент

Иван, отсутствие указательного жеста и хотя бы одного слова пишут критично, до какого возраста можно спокойно их ждать?

Читайте также:  Пиджак на ребенка 1 год

Педиатр

Ваше развитие имеет место быть в год.

Все параметры хорошие.

Нужно больше разговаривать с ребенком!

Играть в совместные игры, заниматься гимнастикой ( массаж здесь ничем не поможет).

Не беспокойтесь,все индивидуально

Педиатр

Ок, можно не пальчиковые краски, а что- то с* едобное и и окрашенное. То же миндальное тесто для лепки, например( марципан)

Суть в том, что для развития ребенка надо импользоапт все его 5 органов чувств.( Игра с завязанными глазами кимло- сладекр лимон- яблоко, мягко- твердо, ежик- белочка, пахнет цветочек или огурец и ТД)

Бассейн сухой, писки- визги, брызги – эмоции!)

Офтальмолог, Окулист

Не ищите проблемы там, где их нет. Лучше лишний раз уделите внимание самому ребенку, играйте с ним, разговаривайте – это важнее

Хирург

Анастасия , здравствуйте !

Всё у Вашего ребёнка хорошо ! Пообщайтесь , поиграйте с ребёнком чаще ! Если даже этого не сделаете, всё равно всё будет хорошо ! Здесь уместно приводить слова артиста Владимира Этуша из известного фильма, – “торопиться не надо !” !

Фтизиатр

Анастасия, у Вас хороший здоровый ребенок. В год это все нормально. Не торопите его. Если очень будете тревожиться, обратитесь к детскому психологу. Но мне кажется, это лишнее. Играйте с ним в любые игры и все время разговаривайте. Удачи Вам и Вашему малышу.

Детский невролог, Невролог

Здравствуйте! Проблемы нет, не переживайте. Все дети индивидуальны. В целом все по возрасту. Учите как «говорят» животные, побольше говорите с ребёнком, пойте песенки. Не настаивайте если какое- то занятие не нравится ребёнку, отложите его на несколько дней. В этом возрасте дети больше любят ломать, стройте пирамиды сами и предлагайте малышу сломать

Детский невролог, Невролог

Скоро слоги будут собираться в слова. Главное не сравнивайте своего малыша с другими детьми. Сейчас мамочки друг перед другом хвалятся своими детьми, невероятными достижениями, одни на горшок с 6 месяцев просятся другие алфавит знают… не всегда это так на самом деле

Детский невролог, Невролог

Будьте спокойны и будет спокоен ваш малыш, любите и не торопите его, все будет

Педиатр

Здравствуйте нсг делали когда?

Анастасия, 4 июня 2019

Клиент

Елена, здравствуйте! В 1 месяц, все нормально было

Терапевт, Эндокринолог

Здравствуйте! Все нормы развития детей – это значения усреднённые. Точно также как набор веса и прибавка роста. Общайтесь с ребенком, показывайте ему больше и все будет хорошо. У всех детей свои особенности и не стоит паниковать, если что-то у вас не так, как у другого ребенка

Педиатр

Анастасия, 4 июня 2019

Клиент

Педиатр

Анастасия, 4 июня 2019

Клиент

Елена, совсем маленький остался, сама сейчас пощупала

Педиатр

Возможно Узи сделать можно, Обратитесь к неврологу другому

Тонус скорее всего есть, по этому не ходит самостоятельно, жест должен быть указательный, говорить желательно должен, но до 3 лет, сейчас норма

Педиатр, Терапевт, Массажист

По вашему описанию Я совершенно не заметила никаких проблем. Вот здесь есть тест на ранний аутистические расстройства. Только он с полутора лет. Но вы можете приблизительно прикинуть на вашего ребёнка.

https://zdoroviimalish.ru/2019/03/08/test-na-autizm-dlya-detej-ot-16-do-30-mesyatsev/

Анастасия, 5 июня 2019

Клиент

Наталья, 12 баллов из 20… конечно, этот тест еще совсем не по возрасту, но как то совсем стало неспокойно.

Диетолог, Терапевт

Анастасия,добрый день. вы, как и любая мама, очень беспокоитесь за своего малыша. Пока нет повода для беспокойства, развивается по возрасту. Просто уделяйте ему внимание и все. Если самостоятельно не ходит, не заставляйте, он должен набегаться на четвереньках, чтобы укрепить мышцы спины.

Может вас беспокоит что-то еще?

Анастасия, 5 июня 2019

Клиент

Елена, беспокоит то, что не выполняет просьбы и нет указательного жеста. Не знаю – то ли не понимает, то ли не хочет

Невролог, Детский невролог

Здравствуйте!

Как говорит всеми известный врач-педиатр Комаровский:”не подходите к ребенку с точки зрения математики”. Дети существа непредсказуемые. Сегодня ходит на четвереньках, завтра сделает первый шаг. Сегодня лепечет, завтра скажет мама. Просто стоит ребенку чуть-чуть помогать. Например, чтобы пошел, нужно массаж, нужно опередить цель- поставить игрушку и пусть к ней тянется.

По поводу речи – больше разговаривайте. Повторяйте за ним его лепет. Затем он сам будет за вами повторять. Чтобы изображал животных – идите от обратного. Например, ребенок издает звук ммммм, а вы ему-” кто так говорит? Корова?” Так он и научится.

Еще вам в помощь “школа семи гномов”1+. Отличные книжки, которые действительно помощники родителям и детям в развитии.

Диетолог, Терапевт

Анастасия, каждый ребенок это индивидуальность во всех отношениях. И у каждого свой ритм развития. Во всех остальных отношениях все по возрасту .

в это возрасте далеко не у всех есть уаазующие жесты, и почти ни у кого – выполнения просьб, за редким исключением.

Оцените, насколько были полезны ответы врачей

Проголосовало 0 человек,

средняя оценка 0

Что делать, если я не нашел ответ на свой вопрос?

Если у Вас похожий или аналогичный вопрос, но Вы не нашли на него ответ – получите свою медицинскую консультацию онлайн.

Если Вы хотите получить более подробную консультацию врача и решить проблему быстро и индивидуально – задайте платный вопрос в приватном личном сообщении. Будьте здоровы!

Источник