Ребенку 1 год 8 месяцев кризис

Ребенку 1 год 8 месяцев кризис thumbnail

фото 1Возраст год и восемь месяцев — крайне интересный в плане психоэмоционального развития ребенка.

Чаще всего именно в этом возрасте у детей появляется ярко выраженная самостоятельность, самоосознание, острое чувство собственности.

Многие малыши начинают говорить целыми предложениями, некоторые — стремятся помогать родителям в повседневных делах и играть с ровесниками.

Какие параметры являются в этом возрасте нормой, а что требует коррекции педиатра?

Физические параметры в год и восемь месяцев

Ближе к двум годам у детей-ровесников может быть довольно большое расхождение как в весе, так и в росте. Но все же есть некие нормы, на которые стоит опираться, и если они сильно смещены в любую сторону — нужно обязательно посоветоваться с педиатром.

  • В 20 месяцев средний рост детей может колебаться от 78 до 86 см.
  • Вес мальчиков считается нормальным между 11 и 12,5 кг, девочек — между 10 и 12 кг.
  • Окружность головы у девочек 46,5-49 см, у мальчиков в норме — 48-50 см.
  • Зубов может быть как 12, так и 18 — все это является возрастной нормой.
  • Окружность груди у девочек 49.15 — 51.90, у мальчиков 49.15 — 52.90 см.

Вес малыш набирает уже не так стремительно, за месяц он может не измениться вовсе.

Что умеет делать малыш

фото 2В возрасте 20 месяцев дети могут сильно отличаться по уровню развития — одни малыши еще очень привязаны к маме и не готовы к самостоятельности.

Другие способны помогать на кухне, играть со сверстниками и повторять за мамой буквы.

Что точно должен уметь делать малыш в год и восемь месяцев?

Стараться подражать маме и папе, пытаясь быть взрослым и полезным помощником. В этом возрасте можно доверить карапузу полить цветочки, подмести пол метелочкой, перенести чашки со стола на кухню. Это крайне полезно для развития самостоятельности малыша.

  • Осознавать себя и свои желания в ярко выраженной форме — в том числе в виде бурного протеста.
  • Быть способным различать и называть цвета, формы.
  • Понимать, где в доме и других привычных местах находятся те или иные предметы, показывать их, при необходимости — приносить.
  • Стремиться к общению с детьми, как младшими, так и старшими.
  • Хорошо бегать, уметь пользоваться лестницей, прыгать на двух ножках, обегать препятствия, кидать мячик.

В этом возрасте, если малыш пока не посещает ясли, необходимо приучать его к первым навыкам самообслуживания — одеваться, вытирать носик, самостоятельно мыть руки с мылом, расчесываться, садиться на горшок, не дожидаясь команды взрослого. К двум годам все это ребенок должен уметь делать достаточно хорошо.

Особенности психоэмоциональной сферы

фото 3В возрасте 20 месяцев у ребенка появляется ярко выраженное самосознание.

У малыша появляется «упрямство», он может бурно отстаивать свои интересы, толкать других детей, не давая покуситься на свою собственность — игрушки и книжки.

Многие взрослые списывают такое поведение на плохое воспитание, но это возрастная особенность, бороться с которой крайне сложно.

Важно! Ни в коем случае нельзя наказывать физически малыша в этом возрасте. Это не только не даст никакого эффекта, но и способно глубоко ранить психику. Неврозы, возникшие в таком юном возрасте, лечить будет очень тяжело.

Если малыш капризничает — исключите возможность того, что он голоден или устал. Дети ближе к двум годам могут забывать о физических потребностях, увлекаясь игрой, и капризничать, не осознавая причину.

Речевые способности

Развитие речи после достижения малышом возраста полутора лет переходит на новый уровень. Ребенок в год и восемь месяцев уже в состоянии осознавать прямые связи между предметами и словами, которые их обозначают. Малыш ежедневно пополняет свой как пассивный, так и активный словарный запас.

Важно! В 20 месяцев дети должны уметь произносить простые слова — «мама», «дай», «му-му».

Многие же малыши в этом возрасте уже активно болтают, причем их речь может быть достаточно сложной. Чем больше ребенку читают книг, чем больше с ним разговаривают — тем богаче будет его словарный запас. В 20 месяцев ребенок может иметь в лексиконе как 15 слов, так и более ста.

Если же малыш еще не говорит, стоит не паниковать, а больше общаться с ним, чаще позволять играть с более старшими детьми.

Если ребенок так и не заговорил в 2-2,5 года — тогда стоит проконсультироваться с логопедом.

Рацион питания

фото 2Ближе к двум годам малыш должен уметь самостоятельно кушать жидкие блюда — супы и каши — ложкой, уметь зацепить вилочкой кусочек мяса или овощей.

Если ребенок не умеет этого — необходимо давать ему больше практиковаться, менять консистенцию блюд, подбадривать словами, не спешить докармливать.

Чтобы малыш рос и развивался нормально, в его рационе должны присутствовать практически те же продукты, что и у взрослого — мясо и молочные продукты, овощи, рыба, зелень, много сезонных фруктов.

В возрасте 20 месяцев малыша можно баловать любыми ягодами — главное, вводить их в рацион постепенно, следя за состоянием.

Примерное меню

Кормить ребенка в этом возрасте стоит 4 раза в день, причем завтрак должен составлять не менее 20 процентов дневного рациона, обед — около 40, ужин — 30, и 10 процентов легкий полдник.

Читайте также:  Чем лечат ротавирус у ребенка 1 год

На завтрак малышу можно приготовить любую молочную кашу с добавлением кусочка сливочного масла, омлет из одного яйца с нежирным сыром и овощами, кусочек хлеба с маслом, сыром или отварной куриной грудкой.

На обед — суп на основе овощного или куриного бульона. Дети в этом возрасте с радостью кушают куриный суп с с вермишелью, овощные щи, супчики с с фрикадельками. Борщ и щи можно заправить нежирной сметаной.

На второе и ужин — тушеные или запеченные овощи, котлетка из куриной грудки или телятины, рыбная котлета, тефтели с овощами и подливкой.

На полдник — любой кисломолочный продукт — ряженка, снежок,йогурт с булочкой или любимым печеньем.

Между приемами пищи можно предложить малышу фрукты — порезанные яблоки или груши, сезонные фрукты — дыню, черешню, арбуз, ягоды — малину, смородину, крыжовник, клубнику только со своего огорода или от проверенного фермера.

Рецепты блюд

«Ежики» с рисом и овощами

  • 200 гр. куриного фарша;
  • 0.5 стакана промытого риса;
  • два — три соцветия цветной капусты;
  • небольшая морковь.

Морковь и брокколи отварить, натереть на терке. Добавить овощную смесь к рису и фаршу. Сформировать небольшие шарики.

Неплотно уложить «Ежики» в кастрюлю, залить холодной водой чуть выше шариков, довести до кипения, уменьшить огонь до минимума, немного посолить.

Готовить около 40 минут, подавать со сметаной.

Особенности гигиены и ухода

фото 6В возрасте 1 год и 8 месяцев ребенка можно купать как ежедневно, так и через день.

Важно в этом возрасте приучать малыша самостоятельно пользоваться горшком.

От подгузников стоит постепенно отказываться, надевая их только на прогулку.

Необходимо приучить малыша самостоятельно мыть ручки с мылом перед едой, после прогулки и игры с домашними животными — к трем годам эта привычка должна стать естественной.

В 20 месяцев ребенок не в состоянии самостоятельно хорошо почистить зубы — нужно помогать ему, но непременно показывать, как это делать правильно.

Обратите внимание! У малыша должна быть своя детская зубная щетка и паста, соответствующая возрасту, без фтора и химических ароматизаторов.

Режим дня и сна

В 20 месяцев спать ребенок должен не менее 13 часов в день — 10-11 часов ночью и не менее 1 часа днем.

Дневной сон крайне полезен для детей этого возраста. Если малыш не желает спать днем — необходимо проконсультироваться с педиатром, а также подкорректировать режим — возможно, ребенок плохо засыпает сразу после прогулки или после плотного обеда.

Гулять необходимо не менее двух раз в день — утром после завтрака и днем, после сна или перед ним. Если есть возможность — желательно выводить малыша на прогулку и вечером, незадолго до ночного сна.

Доктор Комаровский считает, что детям в возрасте неполных двух лет режим дня не менее важен, чем младенцам. Старайтесь укладывать малыша спать в одно и то же время, кормить пусть и не по часам, но через примерно равные промежутки.

Занятия с малышом

Игры

С малышом в 20 месяцев необходимо играть в подвижные игры — это способствует развитию вестибулярного аппарата, укрепляет мышцы тела. Футбол на траве, перекидывание мячика друг другу, попытки бросить кольцо на палочку очень полезны в этом возрасте.

Для развития социальных навыков можно играть с ребенком в ролевые игры — дочки-матери, в профессии врача, пожарного, ветеринара). Малыши с радостью включаются в подобные игры, через некоторое время дети — ровесники смогут играть в них самостоятельно.

Игрушки

Для ролевых игр дети с радостью воспользуются готовыми наборами — например, доктора или парикмахера.

Ближе к двум годам малышей начинают интересовать куклы, в том числе перчаточные, с которыми можно ставить небольшие сценки из любимых сказок. С радостью малыши собирают конструкторы, небольшие, из четырех — восьми деталей, пазлы.

На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 9 месяцев, год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.

Полезное видео

Рекомендуем вам посмотреть видео о том, что умеет малыш в год и восемь месяцев:

Советы родителям

  • В 20 месяцев для малыша самое важное — общение и игры. Как можно больше разговаривайте с ребенком, читайте ему книги, ставьте аудиосказки, обеспечьте условия, при которых он сможет играть с другими детьми.
  • Давайте больше свободы, возможность принимать даже небольшие самостоятельные решения хорошо скажутся на дальнейшем развитии самостоятельности.
  • И наберитесь терпения, впереди сложный возраст — два года, а затем и три!

Источник

Да, я понимаю, Маша очень резко начала взрослеть, каждый месяц приносит значительные изменения в психическом и физическом развитии, да, зубы лезут, еще один верхний клык прорезался наконец-то 22.10, остался нижний, зараза. Просто на протяжении, наверное, недель трех к вечеру у меня остается одно желание “уложить Машу поскорей спать” . Истерики, частая и непредсказуемая смена настроения, ослиное упрямство, несговорчивость…. уфф, я просто устаю…
Устаю от постоянного выворачивания мозга мехом внутрь с целью изобрести новый способ по удержанию Машиного взрывоопасного состояния в относительном равновесии. Очень трудно предотвращать истерики, которые участились и случаются просто на ровном месте, когда их совсем не ждешь. Например, вчера ребенок бежал на улицу с радостью, а сегодня, когда время поджимает, на нее невозможно напялить шапку, одежда, надетая с таким трудом и маминой любовью, срывается и расшвыривается… Постоянное “хочу” и через секунду “не хочу”, чтобы опять через 2 секунды сообщить “хочу”… Игнор моих просьб, когда ее величеству слышать маму не угодно. вчера опять начала драться, несильно, но я уже забыла что это такое после кризиса первого года. Истерика -это когда уже все аргументы исчерпаны, уговоры и заманухи не помогли, переключение внимания невозможно… вот тогда караул… приходится все равно настаивать на своем, потому что есть вещи, которые нужно выполнять в любом случае, или которые делать категорически нельзя. В таком случае приходится применять силу, например брать и нести домой, или забирать необходимый Маше предмет, которым она портит нажитое непосильным трудом имущество, когда как. Недавняя истерика запомнилась особенно, после Машиного валяния на земле (она не хотела идти домой после 3,5 часов прогулки и вставать с земли тоже не хотела) пришлось ее скрипя зубами молча взять и нести домой. Такого концерта зрители наверное не видели давно. И дома мы с мужем твердо решили не трогать ее и не успокаивать, чтоб поняла, что маму и папу нужно слушаться и не потакать капризам, разошлись по комнатам, а Маша….. бедная моя девочка валялась в коридоре, мы ее насильно раздели перед этим… потом заползла в свою палатку и сидела плакала там, потом долго всхлипывала, потом пришла все-таки ко мне с шариком мириться, но вся в слезах и раздраженная, я сразу же стала с ней спокойно заниматься, играть, отвлекать, между делом повторяя что маму и папу нужно слушаться и почему мы ее принесли домой… в общем, до конца вечера Маша была не в себе. Мама пила валерьянку, папа часто курил. Но я все ранво думаю, что спокойное уверенное и последовательное поведение с нашей стороны все равно даст плоды. Хотя очень трудно порой держаться. Мне и жалко ее очень. Она ведь не понимает, что с ней происходит, это ведь трудно, справляться с собой, когда тебе еще нет 2 лет, когда просто не умеешь контролировать эмоции, а они вдруг захлестывают. Уффф…. я устала, и у меня мозоль на языке, которая иногда не позволяет мне нормально общаться с мужем в его нечастые выходные вечера, а уж про секс… иногда хочется просто доползти до кровати и там просто уснуть… я видимо плохая жена, потому что стараюсь быть хорошей матерью, и сил у меня на все не хватает.

Читайте также:  Герпес 1 и 2 типа лечение ребенку 4 года

Источник

ребенок на руках к мамы прижался
Очень многие родители замечают, что в районе полугода или чуть позже их ребенка словно подменили: он вдруг начал плакать по поводу и без, виснуть на маме, беспричинно капризничать, отказываться от укладывания и даже еды.

Чем я успела так испортить ребенка? Это, наверное, самая распространенная мысль мам в этот период. На самом деле, ничего сверхъестественного не происходит и, скорее всего, вы столкнулись с первым кризисом сепарации.

Что такое кризис сепарации?

Маленький человек не просто растет физически, он постоянно развивается психологически и интеллектуально.

Где-то в районе полугода (но чаще на пару месяцев позже) малыш панически начинает бояться оставаться без мамы. Не в одиночестве, а именно без мамы. У ребенка начался кризис сепарации. Что это?

На этом этапе вашему ребенку приходит первое понимание того, что он и мама — два отдельных создания.

Он уже умеет сидеть, ползать, брать предметы, привлекать внимание, выражать какие-то просьбы. Он это делает сам, а не мама за него.

Читайте интересную статью Развитие ребенка по месяцам до года>>>

А мама может оставить его в кроватке и делать другие дела. Без него, не занимаясь малышом, который раньше чувствовал себя неотделимой частью мамы (начиная еще с внутриутробного периода).

У него нет возможности видеть, где находится мама. У него нет понятия времени и представления, когда мама вернется.

Отсюда первый самый страшный страх: а вернется ли? Покормит ли? Приласкает? Возьмет на ручки?

Важно! Все эти маленькие моменты — основа стабильности и защищенности ребеночка. И обеспечивает их именно мама.

А значит, он теперь чувствует себя беззащитным перед огромным неизведанным миром, в котором сам еще так многого не умеет.

Сложность заключается еще и в том, что период сепарации может совпасть с кризисом сна, когда маленький человечек начинает понимать, что сон — это состояние, когда он не видит и не знает, что происходит вокруг.

Читайте также:  Бананы для ребенка 1 год

Время темноты и неведения, без мамы… А как я вернусь из сна? А если не вернусь? Кто меня возвращает из него, и как это происходит? Примерно такие муки переживает малыш в это время.

Читайте также Ребенок боится спать один>>>

Кризис сепарации возможен уже с 6 месяцев. Главная задача мамы на этом этапе — свести к минимуму ситуации расставания и показывать ребенку свою надежность, любовь и стабильность.

Подробнее об этом и других моментах развития ребенка до года смотрите в интернет-курсе Мой любимый малыш: развитие и воспитание ребёнка до года>>>

Основные симптомы кризиса сепарации (разделения)

Выразить свои эмоции, переживания, адекватно для окружающих детям сложно и в возрасте 3-4 лет. Что говорить о детках до года.  Поэтому они подают нам имеющиеся в их арсенале сигналы, говорящие о «сбое в системе»:

  • не хотят укладываться спать;
  • отказываются кушать, переодеваться, купаться, играть в любимые игры;
  • просыпаются по ночам (читайте полезную статью Ребенок в 10 месяцев плохо спит ночью).

Но первый кризис сепарации, наступающий в среднем в 8 месяцев, помимо этого, имеет и свои конкретные признаки, говорящие именно о страхе лишиться мамы:

  1. Ребенок не дает вам отойти и на шаг, виснет на ваших руках, одежде.
  2. Отрывается от вас с громким плачем.
  3. Демонстративно боится и отвергает внимание окружающих. Причем это касается даже знакомых и близких людей: бабушек и дедушек. Иногда в игнорирование идет даже папа.
  4. Постоянно требует внимания, причем именно маминого.

Как пережить кризис с минимальными потерями?

Самое главное сейчас для вас — показать своему маленькому ребенку, что вы не исчезаете вникуда и не бросаете его насовсем. Как это сделать:

  • Играйте в прятки. Спрячьтесь, чтобы малыш видел, куда именно, а затем восторженно и радостно «найдитесь».
  • Отлучайтесь на несколько минут в соседнюю комнату, разговаривая с ним. Пусть слышит маму рядом. Затем радостно возвращайтесь.
  • Не прекращайте общение ребёнка с бабушками и дедушками. Только пусть в эти моменты ребенок находится у вас на руках. Давайте ребенка на ручки близким людям только когда вы видите явное желание ребенка.
  • При малейшем дискомфорте или плаче ребенка на руках у других — забирайте ребенка.
  • Оставляя ребеночка с кем-то, всегда прощайтесь: поцелуйте, крепко обнимите, улыбнитесь и уходите.

Подробнее о маминых отлучках, как правильно их организовать, зачем они нужны, смотрите в интернет-курсе Мама, не уходи! — курс о том, как расставаться с ребенком без слез и капризов.

  • Если кризис сепарации произошел в 9 месяцев, когда ребенок уже ползает — старайтесь, чтобы ребенок был рядом с вами, и не уползал от вас далеко. Будьте в зоне его видимости.
  • Максимально посвящайте своему малышу время перед укладыванием на ночь: играйте в спокойные игры, как можно больше обнимайтесь, разговаривайте, пойте.
  • Внести стабильность, избавить от страха сна помогут ритуалы на сон, о которых я не устаю вам напоминать.

Подробнее о налаживании сна ребенка, сокращении ночных кормлений и выстраивании правильного режима дня, смотрите в интернет-курсе по сну для детей от 6 месяцев до 4 лет Как научить ребенка засыпать и спать без груди>>>

Не навредите

Если вы относите себя к тревожным, мнительным мамочкам, то будьте осторожны.

Важно! В период кризиса сепарации вы рискуете навредить своей дочке или сыночку — либо еще больше укрепить этот страх, либо пойти на поводу у ребенка, тогда все закончится появлением у него вредных привычек.

Чего же НЕ надо делать:

  1. Игнорировать испуганный плач.

Если мама не поможет, когда это очень нужно, значит, она не любит, значит, может бросить. Читайте интересную статью Как реагировать на детские слезы>>>

  1. Бросать малыша с другими людьми, не попрощавшись.

Если вы ускользаете, пока он чем-то отвлечен (чтобы избежать слез), обнаружив пропажу, малыш решит, что мама просто исчезла, растворилась. То есть, страхи подтверждаются: мама может пропасть!

  1. Уходя, не показывайте своей тревоги, расстройства.

Они обязательно передадутся ребенку. Не возвращайтесь по 10 раз, чтобы снова и снова успокоить плачущего малыша.

Кстати. Второй этап кризиса сепарации приходится на время с 1 года до 2 лет. Ребенок уже в состоянии понимать обращенные к нему фразы.

Поэтому уходя, всегда объясняйте в доступной ему категории, когда вернетесь обратно (например, когда ты поспишь и покушаешь супчика).

И еще. Кризис — не время для новшеств. Группы раннего развития, плавание, новая няня — эти перемены лучше сдвинуть на попозже, иначе стресс от них наложится на кризисный этап.

Задача мамы в период сепарационного кризиса — максимально смягчить страхи, но не занянчивать ребенка, давая повод для манипуляций. Золотая середина — всему голова!

Ну а если не справляетесь, возникают неразрешимые вопросы — пишите, найдем решение вместе!

Читайте также:

  • Нормы сна детей до года
  • Как отучить ребенка от рук?
  • Когда ребенок начинает ползать?

Источник