Ребенку 1 год 5 месяцев ноет

В развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных периода: “младенческий” – с рождения до одного года, “раннее детство” – от года до трех, и “дошкольное детство” – от трех лет до семи. Каждая из этих стадий завершается так называемым кризисом развития.
Кризис – это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Таким образом, этих кризисов также три: кризис одного года, кризис трех лет и кризис семи лет. Обойти их не возможно – через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении дочки или сына. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали “кризисами развития”.
Почему возникает кризис
Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.
Давайте поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он – взрослый, мы – разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.
Вот ваш малыш сделал свой первый шаг. Расширилось пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку – нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, – это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в психологии название “кризиса”.
Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному “графику”, потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.
Откуда взялись капризы?
Что же происходит с вашим малышом в этот период? Родители могут заметить появление в поведении родного чада упрямства, капризности. Раньше послушный и спокойный, в этот период он начинает капризничать по любому поводу, и очень часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого “приступа”.
Прежде всего, стоит подчеркнуть, что ваш малыш уже много понимает и может, но он еще не умеет рассказать о своих желаниях. Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые “требуют” внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать “на зуб”. Но вдруг со стороны родителей раздается “нельзя”. Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.
Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят – не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс – стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.
Так начинается кризис первого года. Он становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают. И если ваш ребенок хочет схватить руками ложку именно в тот момент, когда вы его кормите, то проще дать ему в руки этот предмет, а себе взять другой и продолжить остановленный не на долго процесс. Не беда, если малыш будет весь измазан кашей, зато вы его спокойно накормите, а после всего просто уберете и умоете свое чадо.
Пора действовать?
Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним. На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.
Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.
Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом – все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи. Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек – здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра “разборкой” новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это – часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими).
Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.
Ваш ребенок – это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.
Источник
Капризный ребенок, закатывающий истерики по любому поводу – проблема для родителей. Особенно неприятна такая ситуация где-нибудь на улице, в магазине, когда вокруг находится много посторонних людей, перед которыми, по сути, целенаправленно и устраиваются эти «спектакли». Ребенок плачет по любому поводу – из-за отказа взрослого купить ему игрушку, из-за того, что его держат постоянно за руку, или просто потому, что у него плохое настроение.
Нужно сказать, что эта проблема весьма распространенная, и с ней сталкиваются практически все родители. Решить ее в положительном ключе без усилий со стороны взрослого вполне возможно, если знать, как правильно подходить к данному аспекту. Как отучить ребенка ныть без применения шлепков и повышения голоса – именно этому мы и хотим уделить немного внимания.
Возможные причины, по которым дети ноют и капризничают
Как бы это странно не звучало, но родители должны четко понимать мир детских капризов, чтобы понимать разницу между беспричинным, нарочитым нытьем и действительной проблемой, по причине которой могут возникнуть слезы. Выявить эти явления легко, поскольку они носят систематический характер, и могут быть условно выделены в следующем порядке:
- Отсутствие внимания со стороны родителей.
К сожалению, это довольно часто встречающаяся проблема в современных семьях. Малыш ноет и капризничает из-за того, что мама или папа мало разговаривают с ним, часто отсылают со словами «Иди и не мешай мне», отвлекаются на разговоры по телефону, с соседями, на работу. В таких случаях ребенок быстро усваивает то, что только капризами и громким плачем он заставляет взрослого прислушиваться к нему и его желаниям.
- Болезни.
У маленьких деток режутся зубки, могут быть проблемы с животиком, или просто малыш упал и больно ударился. Понимая, что в таких ситуациях они всецело владеют заботой и вниманием взрослых, с течением времени дети начинают спекулировать на этом. Причем, далеко не всегда крики и истерика у них бывает вызвана дискомфортными ощущениями.
- Проявление индивидуальности.
Начиная с 2 – 3-летнего возраста дети стремятся к самостоятельности. В данном случае перед мамой стоит задача по правильной организации атмосферы. Малыш должен понять, что в большинстве ситуаций маму нужно слушаться.
- Отказ по непонятным для ребенка основаниям.
Если вы что-либо запрещаете малышу, то слова «Нельзя, потому что нельзя» совершенно не являются аргументом. Ребенок должен понять, по какой причине ему не дают блестящую игрушку, или почему нельзя съесть всю шоколадку целиком.
- Психологический дискомфорт.
Маленькие дети, так же, как и взрослые люди, испытывают неприятные моменты в психологическом контексте. У них тоже бывают неудачные дни, они могут быть раздражены, испытывать негативные эмоции.
Каждая из перечисленных выше причин чрезвычайно важны для понимания родителей, и требуют отдельного рассмотрения.
Нытье как проявление усталости
Продолжительная ходьба по магазинам, или нахождение малыша на работе вместе с мамой на протяжении целого рабочего дня – очень сложное испытание для ребенка любого возраста. Он начинает капризничать, выявляя желание пить, есть, сходить в туалет, он может одновременно изнывать от жары или мерзнуть, постепенно превращаясь в маленького монстра. Не нужно злиться на малыша – ведь он просто переутомился, и в данном случае большая часть вины лежит именно на родителях. Ведь это очень вредно для детской нервной системы, и поэтому крайне нежелательно со стороны взрослых допускать для него насыщенности дня.
Обязательно нужно делать перерывы и смену обстановки, – например, сходить в кафе, погулять в парке, прочее. И самое главное при этом – нужно постоянно интересоваться самочувствием ребенка, спрашивая о ее ощущениях и настроении.
Хочет чего-то добиться
Ребенок-нытик может быть и в 9-летнем возрасте. Чаще всего это случается, если родители вовремя не уделили внимания этой проблеме. Как правило, у таких детей начинается все с 2 – 3 лет – они ноют, плачут, канючат, выпрашивая игрушки. Становясь более взрослыми, они уже приобретают навыки манипуляции чувствами родителей, преследуя ту же цель. Однако запросы уже становятся более существенными – им нужны уже не игрушки, а дорогой телефон, прогулка после школы, прочее. К тому же при игнорировании проблемы к ней может прибавиться вредность подросткового периода и обидчивость, что со временем может привести к более серьезным последствиям.
Ребёнку требуется ваше внимание
Бывает так, что ребенок постоянно ноет, преследуя желание подольше оставаться маленьким. Это довольно часто встречается в семьях, где есть младшие братик или сестричка. И если до появления маленького ребенка для малыша все было понятно ведь родительская забота и внимание было направлено только для него, то сейчас мир кардинально переменился.
И такие перемены воспринимаются как катастрофа. В результате появляется тактика взятия родителей измором – при помощи слез, истерик, всхлипываний и завываний. Здесь от взрослых требуется одновременно мягкость и твердость. Не нужно поддаваться на его «провокации», но вместе с тем необходимо обязательно уделять какой-то период времени днем или вечером для общения только с маленьким капризулей, чтобы он понял, насколько он важен для своих родителей.
У ребенка что-то болит
Если проблема не касается серьезного заболевания, то не нужно акцентировать много внимания при ушибах и падениях малыша, иначе со временем это может перерасти в целые «традиции» по успокоению ребенка. Объясните ему, что такие ситуации могут быть со всеми, и главное при этом – уметь терпеть небольшую боль. В противном случае он будет использовать любой момент, привлекая внимание родителей громким ревом из-за маленькой царапины.
Эмоциональное перенапряжение
Дети очень подвержены эмоциональной нестабильности, особенно в первые годы их жизни. События, происходящие с ним на протяжении всего дня, порой бывают весьма насыщенными, в результате чего он может капризничать с перерастанием этого состояния в громкие истерики. Главное, что при этом требуется от родителей – это обеспечить малыша спокойной обстановкой, и дать ему хорошо отдохнуть и выспаться. Как правило, наутро все истерики уходят в прошлое и забываются.
Как отучить ребёнка ныть?
Что делать, если все же ваш малыш приобрел привычку добиваться желаемого криком, или достает домашних постоянным и методическим нытьем? Как должны вести себя взрослые? Прежде всего, нужно четко уяснить, что методы наказаний, ругани и шантажа в этом случае категорически противопоказаны. Все действия родителей в данной ситуации заключаются в следующем:
- Чтобы реагировать на детское нытье с сочувствием (вместо досады), родители могут напомнить самим себе причины того, почему дети ноют и чего они пытаются этим добиться.
- Реакция на плачи и истерики должна быть спокойной. Если вы будете кричать на него, то обстановка будет только накаляться, и может привести к истеричной драме. При отсутствии реакции на его вопли со временем он поймет, что таким образом ничего не добьется.
- Не корите его по поводу плаксивости – лучше хвалите за доброту, аккуратность и прочее.
- Отвлеките капризулю от его детской беды – переключая свое внимание, он забудет о причине расстройства.
- Если малышу действительно плохо – пожалейте и поддержите его, чтобы он понял, как его любят, и каким образом нужно себя вести в определенных случаях.
- При требовании от ребенка невозможного спокойно объясняйте ему причину этого, указывая на то, что громким плачем здесь добиться ничего нельзя.
- Покажите ему себя со стороны. Если ребенок хныкает и ноет, не переставая, подведите его к зеркалу, и спросите, нравится ли ему такая внешность. При этом избегайте своих комментариев по этому поводу, сохраняя спокойный тон голоса.
- Если день прошел без капризов, похвалите ребенка вечером за это; можно также выдавать в качестве поощрительного приза небольшие медальки или что-то другое.
Чего точно не стоит делать, если ваш ребенок ноет?
Все приведенные выше советы помогут справиться с истерикой у детей. Но вместе с тем, прорабатывая вопрос по поводу, как отучить своего ребенка ныть и плакать без причины, следует уяснить и некоторые другие акценты. Чего ни в коем случае нельзя делать в данном процессе?
- Нельзя поддаваться на манипуляции и идти на поводу у маленького шантажиста.
- Не игнорировать слезы – нужно прояснить всю ситуацию до конца в спокойной обстановке, чтобы не оставлять нерешенные проблемы и не предоставлять малыша самому себе.
- Крайне недопустимо повышать голос, перекрикивать ребенка, обзывать его обидными прозвищами, применять физическое воздействие. В результате ребенок только уйдет в себя и затаит обиду.
- Не запрещайте ему плакать – таким образом вы подавляете эмоции малыша, что может привести к нервным расстройствам.
И хотя принимать, понимать и по-доброму обходиться с детским нытьем – отнюдь не простая задача, тем не менее, это замечательный путь построения крепкой и надежной привязанности между вами и вашим дитем. Отвечая на нытье ребенка любовью и лаской, вы развиваете его эмоциональную сферу и укрепляете связь между вами.
Источник
Дата публикации: 09.10.2018
В первый год жизни малыш может часто плакать из-за плохого самочувствия, желания есть, прорезывания зубов и многого другого. Один год – первый знаменательный юбилей и важная дата для самого малыша и родителей. В этот период ребёнок постепенно начинает отделять себя от мамы и начинает проявлять самостоятельность.
Капризы в 1 год.
Первый возрастной кризис приходится на возраст 1 год. Малыш начинает активно познавать мир, делает свои первые шаги и осознает свою самостоятельность. В пределах нормы могут проявляться кратковременные непоследовательные капризы. При многократном повторении крика или плача, после определённых действий родителей, возникает педагогическая или психологическая проблема.
Причины:
- Недостаток внимания или желание постоянно находиться рядом с мамой;
- Несогласие с правилами родителей и режимом дня;
- Изучение рамок дозволенного.
Не стоит ругать малыша за излишнюю плаксивость. Лучше найти компромисс: во время капризов давать любимые погремушки, играть с ребёнком в различные игры, гулять. Также необходимо позволять крохе самостоятельно проявлять активность, даже если это будет не совсем удобно родителям. Например, позволять ребёнку самостоятельно есть, хотя потом необходимо будет переодевать кроху, мыть детский столик и пол.
Капризы от 1,5 до 3 лет
К полутора годам малыш переживает первый главный кризис и становится более спокойным. Не стоит забывать, что до 1,5-2 лет у ребёнка ещё активно прорезываются зубы, могут наблюдаться колики, аллергия. При появлении капризов первым делом следует исключить физиологические аспекты.
Другие возможные причины:
- Несоответствие стилей воспитания;
- Неправильный режим;
- Гиперопека или гипоопека;
- Отсутствие чётких границ дозволенного.
Если другие члены семьи не согласны с методами воспитания родителей, они могут пытаться изменить режим дня ребёнка, питание, игры и прочее. Также это способно вызвать конфликты, что неблагоприятно скажется на развитии ребёнка. Важно объяснить родственникам, что в семье уже установлен определённый порядок и его необходимо постоянно поддерживать.
В этом возрасте у ребёнка должны быть 1-2 дневных сна и один ночной. Важно соблюдать режим питания, активного бодрствования, прогулок. Малыш к определённому времени будет знать, что наступило время для послеобеденного сна, уборки игрушек и прочего. Так у него не будет возникать внутреннего протеста против непостоянных «желаний» родителей.
Излишнее проявление опеки вызовет внутреннее сопротивление у ребёнка.
В дальнейшем, к 3-4 годам, малыш разучится проявлять самостоятельность, что негативно скажется на процессе становления его как личности. Недостаток внимания (отказ в нежности и объятиях, оставление надолго ребёнка одного и прочее) вызовет у малыша чувство отчуждения от родителей. В период до 3-х лет ребёнок будет активно требовать внимания взрослых. Это может проявляться в «плохом» поведении и капризах.
Если дома ничего не запрещают члены семьи, то на улице ребёнку будет сложно адаптироваться и привыкнуть к определённым правилам. Например, при неполучении первой понравившейся чужой игрушки, кроха будет протестовать. Ведь дома ему ни в чём не отказывают. Та же реакция будет, если дома одни вещи сначала разрешают брать, а потом запрещают.
Если беспричинный плач или крик, вне зависимости от обстоятельств, проявляются на протяжении 1-2 дней, следует показать малыша врачу. В остальных случаях резких перепадов настроения стоит пересмотреть: график, питание, режим и стиль воспитания.
Источник