Ребенку 1 год 4 месяца не говорит мама

Ребенку 1 год 4 месяца не говорит мама thumbnail

Есть такая шутка — сначала родители ждут, когда же ребенок заговорит, а потом не дождутся, когда же он замолчит.

Маленьких исследователей мира называются «почемучками», им все интересно и своими вопросами и разговорами они способны «заболтать» самую терпеливую мать. Однако встречаются и молчуны. Вот уже все сверстники вовсю разговаривают, а этот малыш не говорит даже «мама». С определенного возраста такая ситуация вызывает у родителей вполне оправданное беспокойство.

Когда нужно волноваться?

Для каждого ребенка «удобен» свой темп развития. Один раньше залепетал, другой первым начал садиться или вставать на ножки, а третий пошел и заговорил раньше своих товарищей по песочнице. Если возрастные вариации укладываются на пару месяцев, волноваться не стоит.

Однако знать нормы речевого развития детей нужно всем родителям. Если отставание делается значительным (а логопеды считают вариантом нормы запаздывание того или иного навыка не более чем на 2-3 месяца), лучше обратиться за консультацией к специалисту.

Пресловутое слово «мама» дети обычно начинают говорить к году или полутора годам. А если первый день рождения уже давно отпраздновали, а долгожданного слова все еще нет? Пора бежать по врачам?

Консультация специалиста никогда не помешает.  В вопросе развития речи не стоит ждать, пока все образуется «как-нибудь само». Однако, чтобы не впадать в панику раньше времени, присмотритесь к своему малышу. Вполне возможно, что он просто немного задерживается с произнесением столь ожидаемых родителями слов и ничего страшного не происходит.
Важные факторы:

  1. Годовалый ребенок понимает обращенную к нему речь. То есть откликается на собственное имя, дает адекватную реакцию на слова родителей.
  2. Отсутствуют нарушения слуха и зрения.
  3. Младенческое «агуканье» сменила лепетная речь. Каким-то подражательными слогами ребенок уже пытается обозначать конкретные слова.
  4. В играх заметно стремление повторять за взрослым, выполнять заданные действия.

В раннем возрасте процесс формирования речи тесно связан с развитием психики и мышления. Родителям стоит проследить и за этими аспектами. Если какие-то подозрения все же возникли, лучше всего обратиться за консультацией к специалистам.

Кого посетить:

  • невролога;
  • детского психолога;
  • логопеда-дефектолога.

Читайте также: Слого-буквенные схемы для профилактики и коррекции дисграфии

Как научить ребенка говорить «мама»?

Итак, если ваш малыш по мнению врачей развивается в соответствии с нормой, никаких особенных проблем у него нет, но пока почему-то не разговорился, родителям по силам немного форсировать события.

Основное условие для правильного формирования речи — это общение. Самое большое заблуждение некоторых мам и пап заключается в том, что им кажется, будто ребенок их пока не понимает, а значит и разговаривать с ним не нужно. Все это совсем не так!

Чем больше вы будете общаться с малышом, тем больше слов окажутся в его пассивном словаре. А значит, со временем перейдут и в активный. Кроме того, именно слушая обращенную к нему речь, ребенок учится разговаривать!

Как общаться с маленьким ребенком:

  • Используйте в своей речи правильные формы слов. Несомненно, многие малыши говорят «бо-бо» про царапину или «би-би» про все виды транспорта. Это звучит очень мило, но родителям не стоит упрощать ребенку обучение. Пусть какое-то время «длинные» слова побудут в пассивной форме, но со временем малыш заговорит так, как надо!
  • Старайтесь говорить простыми, понятными ребенку словами. Повторяйте их много раз каждый день.
  • Разговаривайте по возможности четко и повернувшись к малышу лицом. Именно «считывая» артикуляцию ребенок учится произносить новые слова.
  • Создавайте иллюзию диалога. Задавайте вопросы и отвечайте на них сами. Но делайте небольшую паузу, дайте возможность ребенку в один прекрасный момент вставить знакомое слово.
  • Говорите обо всем. Комментируйте процесс одевания, умывания, рассказывайте о том, что видите на прогулке и так далее. Ведь малыш узнает мир при помощи родителей.
  • Не включайте «фоном» телевидение или радио. Такие звуки не воспринимаются маленькими детьми как речь, а значит ничему его не научат.
  • Используйте соску-пустышку пореже. Как малыш заговорит, если у него все время занят рот? Кроме того, постоянное сосание может испортить прикус и привести к неправильной артикуляции.

Во что играть, чтобы научить разговаривать?

Маленькие дети требуют много нашего внимания. Используйте это время для игр, которые помогут ему развиваться:

  • Всевозможные сортеры, шнуровки, игры с бусинами, крупами и прочими мелкими деталями прекрасно стимулируют мелкую моторику. Как известно, это важная составляющая в процессе формирования речи.
  • Пальчиковые игры и массаж ручек тоже помогут малышу заговорить. Повторяющиеся изо дня в день приговорки про сороку-ворону или стишок «пальчик-пальчик, где ты был?» очень быстро запомнятся малышу и он сможет рассказывать его вместе с вами.
  • Артикуляционная гимнастика вполне может быть освоена и годовалым крохой. Выбирайте самые простые упражнения. Пусть ребенок покажет, как он умеет улыбаться, вытянет губы, изображая хобот у слона, подразнит вас, показав язык и т. д.
  • Если ребенок произносит какие-то слоги, повторяйте за ним. Например, «На-на-на». Вместе очень весело! А теперь немного измените слог: «ны-ны-ны», призывая ребенка повторять за вами. Прекрасно! Вы научили его новому звуку.
  • Пойте песенки и рассказывайте знакомые детские стишки, останавливаясь перед произнесением последнего слова («Уронили мишку на пол, оторвали мишке….»). Довольно скоро малыш сам захочет помочь вам закончить предложение, ведь он хорошо запомнил слово, которое надо произнести.
  • Читайте вместе книги. Если ребенку до года еще трудно долго удерживать внимание на тексте, просто рассматривайте картинки. Рассказывайте, кто там нарисован, задавайте вопросы. Дети очень любят такое времяпрепровождение.

Читайте также: Когда нужны занятия психолога с детьми 2-3 лет?

Больше позитива и хорошего настроения! Не давите на ребенка, заставляя его говорить. Постоянные окрики и принуждение могут привести к возникновению речевого негативизма, а справиться с ним будет уже не так просто.

Хотите, чтобы ребенок поскорее сказал «мама»? Играйте в прятки. Закрывайте свое лицо руками и говорите: «где мама? — вот мама!» Очень скоро ваш малыш будет и сам радостно выкрикивать долгожданное слово.

Однако хотим напомнить, что по статистике только меньше половины детей первым словом произносит «мама». Чаще это бывает «папа»,«дай», «на-на», «ам-ам»:-) Не принимайте это близко к сердцу. Первым может быть любое слово с повторяющимися слогами или то, которое проще выговорить. Вы же знаете, все равно больше всех на свете он любит вас!

Источник

Давайте разберёмся, так ли важно беспокоиться, если малыш в год не произнёс ни слова, когда следует переживать о задержке речевого развития и что можно сделать.

Для многих родителей день, отделяющий первый год жизни ребёнка от второго — своеобразный рубеж для подведения итогов. Они пристально анализируют достижения сверстников своих детей, сравнивая с тем, что умеет их малыш и тревожатся, если замечают отставание от нормы. Особенное беспокойство вызывает тот факт, что ребёнок в год не говорит.

Давайте разберёмся, так ли важно беспокоиться, если ребёнок в год не произнёс ни слова? Когда следует переживать о задержке речевого развития? Что можно сделать заранее, чтобы речь годовалого малыша соответствовала норме?

Между нормой и патологией

Никому не нужно доказывать важность своевременного освоения родной речи. Это сложный, многоплановый процесс, напрямую связанный со различными психическими функциями: вниманием, мышлением, памятью и речью. От годовалого малыша ждут первых слов, а он не может даже произнести «папа» и «мама», лепечет на своём языке и не собирается осваивать новые слова.

Встревоженные родители начинают изучать семейный анамнез, обращаются к медикам за консультацией и всеми силами стараются ускорить речевое развитие крохи.

Годовалый ребёнок способен произнести от 3 до 12 слов, но по своей структуре они простые, очень похожи на лепет. Гав-гав, би-би, ам-ам, ляля, дай, папа, мама, баба, киса, на, бах или уп – вот примерный лексикон детей в год.

Каждый малыш индивидуален – у кого-то первое слово появляется в 8–9 месяцев, а у кого-то в 1 год 3 месяца, и все это варианты нормы.

До появления первого слова, речь годовалого ребёнка прошла сложный путь развития. Законы формирования детской речи не меняются со временем. Сегодня, как и 100–200 лет назад, ни один малыш не начинает говорить словами и предложениями, прежде, чем он не пройдёт все стадии речевого развития. Эти стадии связаны с развитием головного мозга, артикуляционного аппарата и слуха.

Ни одна методика раннего развития не способна изменить законы природы, в соответствии с которыми развиваются органы произношения (артикуляции), слух и центральная нервная система человека.

Если вы обеспокоены, что ваш малыш плохо говорит, ознакомьтесь с основными этапами доречевого развития детей до года:

  • 1–2 месяца – появление в крике интонаций удовольствия и неудовольствия;
  • 1,5–3 месяца – гуление или гуканье, когда дети повторяют за взрослыми гласные с призвуком звука [г] или произносят их самостоятельно, внимательно вслушиваясь в произносимые ими звуки (агу);
  • 4–5 месяцев – лепет, произношение подобий слов, состоящих из нескольких одинаковых слогов (ма-ма-ма, но это ещё не обозначение слова мама);
  • 8–9 месяцев – появление звукоподражаний (пи-пи, гав-гав) и лепетных слов (кука, тата, няня);
  • 11 месяцев – примерно десять лепетных слов ребёнок употребляет в правильном контексте, соотносит их произношение с ситуацией (мама, папа, дай, биби и т.д.).

Что считать патологией? В год ещё рано делать прогнозы развития речи, однако, стоит начать беспокоиться, если годовалый малыш не понимает простую словесную инструкцию, не подкреплённую жестами. Например, «Дай мне мячик», «Покажи, где машинка» и т.д. Отсутствие реакции на слова взрослого может быть симптом нарушения слуха или его полного отсутствия. При этом речь останавливается на стадии гуления, потому что ребёнку не с чем соотносить собственный лепет.

Если на этом этапе не принять срочных мер, речевое развитие в дальнейшем будет очень сложно стимулировать. Важно своевременно обратиться к отоларингологу для проверки слуха. Возможно, при патологиях внутреннего уха врач посчитает нужным ношение малышом слухового аппарата. При серьёзных отклонениях слуха от нормы – это единственная возможность развить и сохранить речь.

Возможные причины задержки появления речи в год

Если малыш совершенно здоров, в его анамнезе нет неврологических заболеваний, но речь в год так и не появилась, скорее всего, причина задержки в неправильно организованном речевом окружении.

Что подразумевается под этим термином? Казалось бы, современных детей окружает настоящий речевой поток: телевизор, радио, мультфильмы, аудиокниги и развивающие игры для самых маленьких детей. Да и родители много разговаривают с детьми.

Дело в том, что маленькие дети не способны вычленить отдельные слова из потока речи. Если не проводится специальной целенаправленной работы, этот поток для ребёнка звучит примерно так, как для нас звучит шум водопада.

Сегодня из обихода исчезли речевые игры (Сорока-ворона, Ладушки) потешки, пестушки, попевки, приговорки, известные ранее в каждой семье. Эти своеобразные тренажёры мягко вводили малыша в мир родной речи. Они были приспособлены под потребности ребёнка до года, содержали звукоподражания, были понятны детям.

Ещё один фактор «питательной» среды для развития детской речи – общение с матерью. Молчаливая мать или мама, чаще разговаривающая по телефону, чем с собственным малышом, не сможет заменить самыми лучшими развивающими играми ценность общения, формирующего речевые структуры мозга.

«Дети Маугли», «госпитализм» — все эти термины обозначают задержку появления речи у здоровых детей, лишённых возможности общаться с близкими по причине их отсутствия.

Как заниматься с малышом – профилактика отставания речи

Существует несколько самых простых приёмов развития речи, но не стоит ждать чуда после первой же недели их применения. Здесь срабатывает закон перехода количества в качество. Накопление пассивного словаря, живое и эмоциональное общение близких с малышом обязательно приведут к желаемому результату, и вскоре вы увидите как он разговаривает.

  • Рассказывайте ему простые потешки, игры, сказки, пойте народные детские песенки, поясняйте развивающие мультики. Делайте это, глядя в лицо ребёнка, меняя интонацию, чётко произнося звуки и слова.
  • Рассматривайте предметы окружения и яркие картинки с реалистичными изображениями, задавая ему вопросы и самостоятельно отвечая на них. «Кто это? Собачка (гав-гав). Где она живет? В будке (буд…). Какие у нее ушки? Маленькие (ма…). Какие у нее лапки? Большие (боль…)».
  • Если малыш пока лепечет и произносит звукоподражания, повторяйте за ним и добавляйте полный вариант слова. «Би-би (машинка) гудит. Мау (кошка) бежит. Какие красивые тик-так (часики). Ваня кач-кач (качается)».

Выучите потешки, попевки и небольшие стишки (А. Барто, К. Чуковского, И. Токмаковой, В. Берестова), чаще употребляйте их в общении с малышом на прогулке, во время кормления, игр с ним.

Например:

Бычок

Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

– Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

(А. Барто)

Или:

О чём поют воробушки

В последний день зимы?

– Мы дожили!

– Мы выжили!

– Мы живы, живы мы!

(В.Берестов)

Первый год жизни ребёнка считается доречевым периодом. Если малыш к своему первому дню рождения не произнёс ни одного слова, нужно обратить внимание на то, слышит ли он, как к нему обращаются, понимает ли простую словесную инструкцию. В том случае, если имеет место нарушение слуха, его следует немедленно компенсировать.

Нормально слышащему ребёнку нужно создавать благоприятную речевую среду, насыщенную общением с родителями, употреблением малых фольклорных форм. Желательно, чтобы у малыша возникла потребность в высказываниях, для этого родители создают соответствующий эмоциональный фон.

У здорового ребёнка без нарушений слуха и невропатологических патологий первые осмысленные слова при создании благоприятных условий появятся в нужное время. Важно постоянно общаться с детьми, читать им книжки, и вскоре вы услышите первые долгожданные слова.

Источник

Некоторые родители просто мечтают о том, чтобы их чадо помолчало хоть пару минут. Но есть и такие, которые всерьез обеспокоены тем, что их малыш все еще не начал разговаривать.

В сегодняшней статье советы дает известный телеведущий, педиатр и политик Евгений Комаровский.

Евгений Олегович считает, что начинать тревожиться можно, если речь у малыша не сформировалась до 3 лет.

Хотя многие папы и мамы готовы записываться на прием к доктору для диагностики отставания речи с годовалыми карапузами.

Взрослые должны различать отсутствие речи у малыша, при котором детка даже не понимает того, что говорят ему окружающие и отсутствие понятной для других людей речи, своеобразное лепетание.

В любом случае Евгений Олегович рекомендует работать над выявлением проблемы, по которой детка молчит.

Советы от медиа-доктора Комаровского

· Исключите гаджеты. По мнению доктора, планшеты и компьютеры пагубно влияют на развитие маленьких детей. Ведь они отвлекают детей от общения со взрослыми, мешают детям полноценно развиваться.

Мама и папа должны иметь возможность ежедневного общения со своим малышом.

ВАЖНО! Никакой доктор и никакие лекарственные препараты не смогут помочь, если карапуз испытывает дефицит общения с родственниками.

· Стимулируйте игры. Когда кроха берет в руки игрушку, у него возникает необходимость обратиться к взрослому человеку для того, чтобы получить инструкцию по пользованию той или иной вещью, испытать эмоциональную реакцию на собственные действия с игрушками от мамы или папы. Именно такие реакции и стимулируют формирование речи у карапуза.

· Разговаривайте с деткой. Первым этапом в развитии данного навыка является формирование пассивного словаря, которое невозможно без личного примера взрослых людей.

Как только ребенок научится понимать слова окружающих, запомнит некоторые из них, он с легкостью сможет перейти на следующий этап – применение активного словаря.

· Пройдите обследование. Если после 3 лет детка все еще не разговаривает, пройдите полное обследование у ЛОРа, невролога, логопеда и психолога, чтобы исключить отклонения физиологического и психологического характера: тугоухость, неврологические патологии, проблемы с речевым аппаратом.

· Проговаривайте свои действия. Доктор советует постоянно проговаривать свои действия: «Сейчас мама нагреет кашу, и Сонечка будет завтракать» или «Папа пошел на работу, а на обратном пути он купит своей доченьке бананы».

· Не ругайте кроху. Если вы станете давить на кроху и наказывать его за нежелание разговаривать, то проблема может усугубиться.

ВНИМАНИЕ! Используйте похвалу за любые удачные попытки общения с окружающими.

· Используйте фольклор. Произносите потешки, читайте стишки, скороговорки, пойте песенки и читайте сказки. Это отлично стимулирует коммуникативные навыки маленьких деток.

· Отправляйтесь в детский сад. Общение в детском коллективе может стать отличным стимулом к началу применения активного словарного запаса ребенком.

· Не спешите предугадывать его желания. Если детка протянул руку за вкусной булочкой, не спешите вкладывать ее в маленькую ручку. Пусть малыш попытается уточнить, чего именно ему сейчас хочется.

ВНИМАНИЕ! Приглашаем в наш интернет-магазин детских товаров с доставкой по всей России. Цены и ассортимент приятно удивят, кэшбек на баланс аккаунта, персональные скидки, подарочные сертификаты.

“МОЙ МАЛЕНЬКИЙ МАЛЫШ” Приятных покупок!

Источник

Нам 1,4. Нет ни одного осмысленного слова… На своем болтает, мычание, в основном какое-то получается. Как в пять месяцев, так и сейчас – за год практически никаких новых звуков. Просьбы иногда выполняет, иногда – нет, видимо в зависимости от желания. Некоторые вещи вообще ни в какую делать не хочет (например пока-пока махать ручкой), сколько бы я ему это не показывала. Невролог поставил легкую ЗРР, пропили пантогам, кавинтон – нет эффекта. Во дворе, в поликлинике вижу детишек нашего возраста или даже младше – гораздо более осмысленно и адекватно себя ведут. Начинаю беспокоится уже… Или это особенности развития?

Anetka

Нам 1,4. Нет ни одного осмысленного слова

мне кажется это один из вариантов нормы.

точнее вам скажут врачи.

Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени. (с)

нам 1, 9 – речь только-только пошла

Хорошо, когда в семье много детей. Всегда кто-нибудь здоров.

Anetka

Или это особенности развития?

:ugu:
Все детки разные, моему 2,5 очень плохо говорит, и просьбы выполняет по настроению, наберитесь терпения, все будет хорошо (ИМХО)

Главное с членом во рту в ютуб не попасть, остальное -фигня.

просьбы может не выполнять, потому что не хочет, моя частенько вредничает и говорит всего 4 слова, а ей уже полтора. Не переживайте раньше времени.

Я буду молчаливой галлюцинацией.

нам 1,2 тоже осмысленных слов нет. иногда: мама, баба, дядя и всякиенаборы звков. Но эти слова неосмысленные

Мой сын говорил “Мама”, “Папа” и т.п. с 9 месяцев, а потом перестал. Сейчас нам 1,3, ребенок говорит “Часы”, “один”(годик), “десять” (рублей 🙂 ), “папа”, “мама”, “надо”, “дай”. Мы ходим в развивающий центр на занятия. Можно сказать “часы” – наше первое слово (занятия всегда начинаются с развивающей игрой с часами). Мне кажется, нам эти занятия помогают во всем, в т.ч. и развитии речи.

Dayana18

кажется, нам эти занятия помогают во всем, в т.ч. и развитии речи.

мы тоже ходим уже несколько месяцев на занятия+ я дома занимаюсь – не помогает 🙁

Anetka

мы тоже ходим уже несколько месяцев на занятия+ я дома занимаюсь – не помогает

значит потом резко выпалит все слова…………не остановите…………..нам 1г 5мес, тоже ничего осмысленного не говорим толком……

Anetka

Нам 1,4. Нет ни одного осмысленного слова…

ну вы что издеваетесь? :gy: осмысленные слова :gy: хорошо хоть не в 6 месяцев переживать начали :gy:

Элвис не умер, он просто улетел домой

Мой сынуля тоже сначала говорил основные слова, пытался повторять за мной, а сейчас как отрезало… я считаю, что это нормальное состояние, просто сейчас такой возраст, когда они впитывают в себя всю информацию, потом как скажет, мало не покажется :gy:

Rebeline

ну вы что издеваетесь? осмысленные слова

А что такого? У нас в группе в школе развития одна девочка в 1,3 говорит очень много слов сама, за мамой и воспитателем практически все повторяет. Другие детки, конечно, не так много говорят, но уж побольше чем мы… По крайней мере, дети хотя бы за мамой слова повторяют, а у нас нет 🙁 , даже не пытается.

Anetka

У нас в группе в школе развития

не надо делать выводы по одной только группе в школе развития 🙂 У нас во дворе в песочнице, наоборот, 90% детей не повторяют за мамами ничего, просто мычат, и только одна девочка болтает – никто не страдает по этому поводу, всему свое время

Я буду молчаливой галлюцинацией.

все дети разные. почему вы сравниваете своего малыша с другими?

В каждом из нас спит маленький гений, и с каждым днем крепче……

ИА

все дети разные почему вы сравниваете своего малыша с другими?

Это я понимаю. Просто у меня ребенок первый, поэтому всегда интересуюсь, что умеют детки такого же возраста.
Беспокоится начинаю потому что зачастую детки умеют гораздо больше, да и судя по статьям. вот например, выдержка:
“В каких случаях нужно проявлять беспокойство по поводу возможных нарушений речи ребенка?
От 1 года до 1,5 лет
-У ребенка не появилось ни одного осмысленного слова.
-У ребенка появляются похожие на слова формы, но он не использует их для общения даже с самыми близкими людьми. “
Это про нас.
Невролог ставит ЗРР. Потому и пишу на форуме, чтобы более опытные мамочки поделились своим опытом :)Сообщение было изменено пользователем 04-06-2009 в 11:14

неврологи – известные перестраховщики и большие любители ставить задержку развития)) мы тоже ничего не говорим, тоже 1,4. Говорил одно время “деда”, “кака”, теперь перестал и повторять тоже не повторяет. Мне кажется, для мальчика это нормально

мнда…ЗРР….а логопед смотрел?

В каждом из нас спит маленький гений, и с каждым днем крепче……

Anetka

У нас в группе в школе развития одна девочка в 1,3

одна девочка, одна девочка… мало ли что одна девочка? вы на своего ребенка смотрите, на его индивидуальный “график”. В 1,4 смешно переживать по поводу отсутствия слов. Всегда будут дети, которые будут что-то уметь, чего не умеет ваш ребенок. И всегда будут дети, которые не умеют того, что умеет ваш ребенок. Нечего своего тянуть под других, это просто глупо. Наживете кучу комплексов и себе, и ребзю.Сообщение было изменено пользователем 04-06-2009 в 11:30

Элвис не умер, он просто улетел домой

А нам год и пять месяцев. Осмысленно говорит только “дай” 🙂 Все остальное на своем тарабарском языке.Пока сильно не переживаю, но на консультацию к неврологу хочу сходить.

Некоторые дати начинают говорить раньше, некоторые позже-это факт.
Но есть такие дети, которы просто НЕХОТЯТ говорить, по одной простой ппричине-за них и так все уже сказанно
А те диагнозы, которые ставятся в этом возрасте (я имею ввиду различные задержки) позже выравниваются.

В каждом из нас спит маленький гений, и с каждым днем крепче……

нам год и пять, из осмысленных только”папа”, “кар-кар” на птичек и когда припрет “мамаааа”

У меня старший до 2,7 говорил мама, папа, дай, машина – и все. А в 2,7 буквально за 2 недели стал не только разговаривать, выдал мне все стихи которые мы читали. Причем у него сразу все звуки чистые, втом числе и Р , Л. Просто видимо копил, а сейчас и 5 мин не помолчит :=-O: :gy:

если вы хотите заняться РР ребенка то:
купите “иппликатор кузнецова” это массажер очень хороший. ребенок по нему может ходить и ручки (ладошки) на него выкладывать.
делайте ежедневный массаж пальчиов.
больше читайте и постоянно с ним говорите.
и как можно больше задавайте ему вопросы

В каждом из нас спит маленький гений, и с каждым днем крепче……

В каждом из нас спит маленький гений, и с каждым днем крепче……

Все дети индивидульны. Нам 1,3 тоже особо не болтаем. По желанию.Мы с девочкой гуляем ей год, так она уже всякие звуки и словечки выдает, а мы ни-ни. И еще ведь зависит от темперамента ребенка и родителей (все таки гены тоже играют роль-если вы не болтушка, откуда тогда ребенок будет разговорчивым?) 🙂 Всему свое время.

Кто понял жизнь… Тот больше не спешит… Смакует каждый миг и наблюдает… Как спит ребенок… Молится старик… Как дождь идет… И как снежинки тают…

ИА

купите “иппликатор кузнецова”

А может подскажите где такой приобрести? В аптеках искать?

ИА

делайте ежедневный массаж пальчиов.

Пытаюсь, еще и пальчиковые игры – но руки не дает, вырывается, убегает.

Источник