Ребенку 1 год 3 месяца постоянно плачет

В развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных периода: “младенческий” – с рождения до одного года, “раннее детство” – от года до трех, и “дошкольное детство” – от трех лет до семи. Каждая из этих стадий завершается так называемым кризисом развития.
Кризис – это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Таким образом, этих кризисов также три: кризис одного года, кризис трех лет и кризис семи лет. Обойти их не возможно – через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении дочки или сына. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали “кризисами развития”.
Почему возникает кризис
Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.
Давайте поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он – взрослый, мы – разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.
Вот ваш малыш сделал свой первый шаг. Расширилось пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку – нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, – это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в психологии название “кризиса”.
Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному “графику”, потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.
Откуда взялись капризы?
Что же происходит с вашим малышом в этот период? Родители могут заметить появление в поведении родного чада упрямства, капризности. Раньше послушный и спокойный, в этот период он начинает капризничать по любому поводу, и очень часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого “приступа”.
Прежде всего, стоит подчеркнуть, что ваш малыш уже много понимает и может, но он еще не умеет рассказать о своих желаниях. Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые “требуют” внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать “на зуб”. Но вдруг со стороны родителей раздается “нельзя”. Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.
Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят – не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс – стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.
Так начинается кризис первого года. Он становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают. И если ваш ребенок хочет схватить руками ложку именно в тот момент, когда вы его кормите, то проще дать ему в руки этот предмет, а себе взять другой и продолжить остановленный не на долго процесс. Не беда, если малыш будет весь измазан кашей, зато вы его спокойно накормите, а после всего просто уберете и умоете свое чадо.
Пора действовать?
Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним. На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.
Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.
Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом – все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи. Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек – здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра “разборкой” новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это – часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими).
Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.
Ваш ребенок – это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.
Источник
Дата публикации: 09.10.2018
В первый год жизни малыш может часто плакать из-за плохого самочувствия, желания есть, прорезывания зубов и многого другого. Один год – первый знаменательный юбилей и важная дата для самого малыша и родителей. В этот период ребёнок постепенно начинает отделять себя от мамы и начинает проявлять самостоятельность.
Капризы в 1 год.
Первый возрастной кризис приходится на возраст 1 год. Малыш начинает активно познавать мир, делает свои первые шаги и осознает свою самостоятельность. В пределах нормы могут проявляться кратковременные непоследовательные капризы. При многократном повторении крика или плача, после определённых действий родителей, возникает педагогическая или психологическая проблема.
Причины:
- Недостаток внимания или желание постоянно находиться рядом с мамой;
- Несогласие с правилами родителей и режимом дня;
- Изучение рамок дозволенного.
Не стоит ругать малыша за излишнюю плаксивость. Лучше найти компромисс: во время капризов давать любимые погремушки, играть с ребёнком в различные игры, гулять. Также необходимо позволять крохе самостоятельно проявлять активность, даже если это будет не совсем удобно родителям. Например, позволять ребёнку самостоятельно есть, хотя потом необходимо будет переодевать кроху, мыть детский столик и пол.
Капризы от 1,5 до 3 лет
К полутора годам малыш переживает первый главный кризис и становится более спокойным. Не стоит забывать, что до 1,5-2 лет у ребёнка ещё активно прорезываются зубы, могут наблюдаться колики, аллергия. При появлении капризов первым делом следует исключить физиологические аспекты.
Другие возможные причины:
- Несоответствие стилей воспитания;
- Неправильный режим;
- Гиперопека или гипоопека;
- Отсутствие чётких границ дозволенного.
Если другие члены семьи не согласны с методами воспитания родителей, они могут пытаться изменить режим дня ребёнка, питание, игры и прочее. Также это способно вызвать конфликты, что неблагоприятно скажется на развитии ребёнка. Важно объяснить родственникам, что в семье уже установлен определённый порядок и его необходимо постоянно поддерживать.
В этом возрасте у ребёнка должны быть 1-2 дневных сна и один ночной. Важно соблюдать режим питания, активного бодрствования, прогулок. Малыш к определённому времени будет знать, что наступило время для послеобеденного сна, уборки игрушек и прочего. Так у него не будет возникать внутреннего протеста против непостоянных «желаний» родителей.
Излишнее проявление опеки вызовет внутреннее сопротивление у ребёнка.
В дальнейшем, к 3-4 годам, малыш разучится проявлять самостоятельность, что негативно скажется на процессе становления его как личности. Недостаток внимания (отказ в нежности и объятиях, оставление надолго ребёнка одного и прочее) вызовет у малыша чувство отчуждения от родителей. В период до 3-х лет ребёнок будет активно требовать внимания взрослых. Это может проявляться в «плохом» поведении и капризах.
Если дома ничего не запрещают члены семьи, то на улице ребёнку будет сложно адаптироваться и привыкнуть к определённым правилам. Например, при неполучении первой понравившейся чужой игрушки, кроха будет протестовать. Ведь дома ему ни в чём не отказывают. Та же реакция будет, если дома одни вещи сначала разрешают брать, а потом запрещают.
Если беспричинный плач или крик, вне зависимости от обстоятельств, проявляются на протяжении 1-2 дней, следует показать малыша врачу. В остальных случаях резких перепадов настроения стоит пересмотреть: график, питание, режим и стиль воспитания.
Источник
Татьяна Чхиквишвили
Руководитель направления online-программ, психолог, консультант по сну и ГВ
Мама двоих детей
Мышление ребенка стало более сложным и взрослым. Ходом его мысли теперь руководят принципы. Он не следует программе, как робот, а создает ее сам, вносит изменения и даже оценивает ее. Он обдумывает ходы, строит планы и взвешивает их последствия.
В результате предыдущего скачка развития ваш малыш понял – чтобы что-то сделать, нужно совершить несколько последовательных действий.
И вот примерно в 1 год и 2 месяца на ребенка обрушивается новая лавина информации, на которую он реагирует капризами и слезами.
Характер малыша в 1 год и 2 месяца
Девятый скачок роста дает ребенку новые возможности. Его мышление усложняется, становится абстрактным, более «взрослым». Теперь он не выполняет действия по плану, а сам осваивает планирование. Малыш учится создавать планы, менять их и нарушать по своему желанию. Он обдумывает каждое свое действие и начинает размышлять над самим процессом мышления. Он очень занят тем, что происходит у него в голове, и это не может не отразиться на его поведении.
Он начинает добиваться желаемого более изощренно: «У кого попросить смартфон – у мамы или у бабушки?» Малыш изучает реакции родителей на различные модели поведения: что будет, если заплакать? Убежать? Обнять маму? Весь день он принимает те или иные решения, что, конечно, утомляет его и создает нагрузку на нервную систему.
Признаки скачка развития у ребенка:
- буквально виснет на маме, требует частых объятий, просится на ручки;
- плохо себя ведет, капризничает, шалит и проявляет ревность;
- хуже ест;
- резко меняет настроение;
- не дает себя одевать;
- стесняется окружающих;
- внезапно может о чем-то задуматься, уставившись в пустоту.
Время принципов
Теперь ребенок может не только следовать определенным программам действий, но и самостоятельно придумывать новые, менять их в зависимости от своих желаний и предпочтений. Малыш стал яснее демонстрировать, чего он хочет. Он мыслит стратегически и постоянно проверяет незыблемость границ: «А что будет, если я сорву цветок/убегу от мамы/не буду ложиться спать?» У него уже достаточно много способов показать свое недовольство, попытаться обмануть вас или показать, что он хочет, чтобы что-то было именно вот так:
- проявляет собственничество в отношении своих вещей;
- наблюдает и подражает другим людям, героям мультфильмов, особенно любит повторять странности (хромает, ходит с тростью);
- проявляет инициативу;
- делает выбор (что хочет съесть, какую одежду надеть, на какую площадку пойти гулять);
- настаивает на том, чего он хочет (криком, топаньем ногами, активными действиями).
Помните, что малыш подражает вам. Дети особенно любят копировать агрессивное поведение. Следите за своими жестами и словами!
Во время девятого скачка малыш будет проверять границы возможного и дозволенного:
- изучает свое тело, экспериментирует с ним, учится ходить по лестнице, залезает в шкафы и ящики;
- дразнит родителей, проверяет значение слов «да» и «нет», кто из родителей мягче и быстрее даст слабину;
- прячет и находит предметы, понимает, что такое спуск и подъем, играя с мячиком или машинками;
- пытается осторожно обращаться с вещами.
Как помочь ребенку?
Малыш хочет быть самостоятельным, но понимает, что он еще маленький, и в некоторых ситуациях он будет вас беспрекословно слушаться. Например, в моменты опасности (будет держать вас за руку, переходя через дорогу).
Сейчас его основной способ чего-то добиться от вас – нытье. А если вы не поддаетесь на его уловки, малыш попробует получить желаемое у папы, бабушки, дедушки…
Позвольте ребенку экспериментировать в том, что для него не опасно:
- не мешайте ему учиться обращаться с предметами, например, не кормите его насильно, если он хочет есть ложкой сам;
- разрешите ему прыгать, бегать, залезать на диван и прыгать с него, висеть на руках, падать на мягкое, кувыркаться – любые «акробатические номера» очень важны для его физического развития;
- пусть малыш наблюдает за природой: ему просто необходимо сидеть и долго смотреть, как муравьи забираются в свои норки и вылезают обратно;
- пусть он подражает другим людям. а вы реагируйте на его действия, чтобы кроха понял, что хорошо, а что плохо.
Сейчас очень важно установить для ребенка рамки, ограничения, которые будут поддерживать все члены семьи. Если вы не разрешаете разбрасывать по дому вещи и залезать во все ящики подряд, то бабушки и дедушки тоже не должны потакать такому поведению.
Переговоры
В это время зарождается умение вести переговоры. Ваше общение с ребенком сейчас важно как никогда. В период девятого скачка развития у детей часто случаются истерики и приступы гнева. Дайте малышу возможность выпустить пар, но потом обязательно объясните ему, что вы чувствуете, когда он так себя ведет.
Постепенно социальное поведение ребенка будет совершенствоваться. Покажите ему, что он может достичь желаемого или попросить о помощи другими способами, нежели криком и катанием по полу.
Чувство юмора
Ребенку кажутся смешными порой неожиданные вещи, да и сам он пробует осознанно шутить. Иногда малыш старается вызвать смех родителей, чтобы добиться от них чего-то. Иногда он специально употребляет «нет» вместо «да», находя это забавным.
Игры
Сейчас малышу особенно важны подвижные игры (в том числе прогулки с родителями за новыми впечатлениями) и ролевые игры:
- будут интересны игры в повара, уборка комнаты, стирка, разбор стиральной машины, мытье посуды – все, что делают взрослые;
- прятки;
- книжки-игрушки;
- мячики;
- песочница;
- чаепитие с игрушками;
- игрушки-каталки;
- катание с горки.
Завершение скачка. Что изменилось?
После завершения девятого скачка развития общение с малышом станет заметно проще. Он станет более самостоятельным, активным, наблюдательным. Сможет подольше занимать себя игрой, станет спокойнее. В то же время он будет проявлять больше интереса к домашнему хозяйству, чем к игрушкам. Он сможет ясно дать вам понять, что ему нравится, а что нет. Но около полутора лет вас ждет еще один скачок развития. Приобретенные в этот период навыки ребенок будет оттачивать годами.
Расскажите в комментариях: как у вашего ребенка прошел девятый скачок развития? Чему новому научился малыш и как это отразилось на его поведении и сне?
Консультанты по детскому сну
Елена Мурадова
Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ
10 лет BabySleep помогает родителям организовать здоровый и спокойный сон своих детей. Все материалы нашей энциклопедии сна созданы для самостоятельной работы. Если вам не подходит общее решение и вы не высыпаетесь уже более 2-х недель – не терпите, обратитесь к консультанту по сну.
Подробнее о консультациях
Елена Мурадова
Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ
Подписывайтесь!
Бесплатные консультации и советы в наших соцсетях
Источник