Ребенку 1 год 3 мес плачет

Ребенку 1 год 3 мес плачет thumbnail

9 скачок

В результате предыдущего скачка развития ваш малыш понял — чтобы что-то сделать, нужно совершить несколько последовательных действий.

И вот примерно в 1 год и 2 месяца на ребёнка обрушивается новая лавина информации, на которую он реагирует капризами и слезами.

Характер малыша в 1 год и 2 месяца

Девятый скачок роста дает ребёнку новые возможности. Его мышление усложняется, становится абстрактным, более «взрослым». Теперь он не выполняет действия по плану, а сам осваивает планирование. Малыш учится создавать планы, менять их и нарушать по своему желанию. Он обдумывает каждое свое действие и начинает размышлять над самим процессом мышления. Он очень занят тем, что происходит у него в голове, и это не может не отразиться на его поведении.

Он начинает добиваться желаемого более изощренно: «У кого попросить смартфон — у мамы или у бабушки?» Малыш изучает реакции родителей на различные модели поведения: что будет, если заплакать? Убежать? Обнять маму? Весь день он принимает те или иные решения, что, конечно, утомляет его и создает нагрузку на нервную систему.

Признаки скачка развития у ребёнка:

  • Буквально виснет на маме, требует частых объятий, просится на ручки;
  • Плохо себя ведет, капризничает, шалит и проявляет ревность;
  • Хуже ест;
  • Резко меняет настроение;
  • Не даёт себя одевать;
  • Стесняется окружающих;
  • Внезапно может о чём-то задуматься, уставившись в пустоту.

Время принципов

Теперь ребенок может не только следовать определенным программам действий, но и самостоятельно придумывать новые, менять их в зависимости от своих желаний и предпочтений. Малыш стал яснее демонстрировать, чего он хочет. Он мыслит стратегически и постоянно проверяет незыблемость границ: «А что будет, если я сорву цветок/убегу от мамы/не буду ложиться спать?» У него уже достаточно много способов показать свое недовольство, попытаться обмануть вас или показать, что он хочет, чтобы что-то было именно вот так:

  • Проявляет собственничество в отношении своих вещей;
  • Наблюдает и подражает другим людям, героям мультфильмов, особенно любит повторять странности (хромает, ходит с тростью);
  • Проявляет инициативу;
  • Делает выбор (что хочет съесть, какую одежду надеть, на какую площадку пойти гулять);
  • Настаивает на том, чего он хочет (криком, топаньем ногами, активными действиями).

Помните, что малыш подражает вам. Дети особенно любят копировать агрессивное поведение. Следите за своими жестами и словами!

Во время девятого скачка малыш будет проверять границы возможного и дозволенного:

  • Изучает свое тело, экспериментирует с ним, учится ходить по лестнице, залезает в шкафы и ящики;
  • Дразнит родителей, проверяет значение слов «да» и «нет», кто из родителей мягче и быстрее даст слабину;
  • Прячет и находит предметы, понимает, что такое спуск и подъём, играя с мячиком или машинками;
  • Пытается осторожно обращаться с вещами.

Как помочь ребёнку?

Малыш хочет быть самостоятельным, но понимает, что он ещё маленький, и в некоторых ситуациях он будет вас беспрекословно слушаться. Например, в моменты опасности (будет держать вас за руку, переходя через дорогу).

Сейчас его основной способ чего-то добиться от вас — нытье. А если вы не поддаетесь на его уловки, малыш попробует получить желаемое у папы, бабушки, дедушки…

Позвольте ребёнку экспериментировать в том, что для него не опасно:

  • ­Не мешайте ему учиться обращаться с предметами, например, не кормите его насильно, если он хочет есть ложкой сам;
  • ­Разрешите ему прыгать, бегать, залезать на диван и прыгать с него, висеть на руках, падать на мягкое, кувыркаться – любые «акробатические номера» очень важны для его физического развития;
  • Пусть малыш наблюдает за природой: ему просто необходимо сидеть и долго смотреть, как муравьи забираются в свои норки и вылезают обратно;
  • ­Пусть он подражает другим людям. А вы реагируйте на его действия, чтобы кроха понял, что хорошо, а что плохо.

Сейчас очень важно установить для ребёнка рамки, ограничения, которые будут поддерживать все члены семьи. Если вы не разрешаете разбрасывать по дому вещи и залезать во все ящики подряд, то бабушки и дедушки тоже не должны потакать такому поведению.

Переговоры

В это время зарождается умение вести переговоры. Ваше общение с ребёнком сейчас важно как никогда. В период девятого скачка развития у детей часто случаются истерики и приступы гнева. Дайте малышу возможность выпустить пар, но потом обязательно объясните ему, что вы чувствуете, когда он так себя ведёт.

Постепенно социальное поведение ребёнка будет совершенствоваться. Покажите ему, что он может достичь желаемого или попросить о помощи другими способами, нежели криком и катанием по полу.

Чувство юмора

Ребёнку кажутся смешными порой неожиданные вещи, да и сам он пробует осознанно шутить. Иногда малыш старается вызвать смех родителей, чтобы добиться от них чего-то. Иногда он специально употребляет «нет» вместо «да», находя это забавным.

Игры

Сейчас малышу особенно важны подвижные игры (в том числе прогулки с родителями за новыми впечатлениями) и ролевые игры:

  • Будут интересны игры в повара, уборка комнаты, стирка, разбор стиральной машины, мытье посуды – всё, что делают взрослые;
  • Прятки;
  • Книжки-игрушки;
  • Мячики;
  • Песочница;
  • Чаепитие с игрушками;
  • Игрушки-каталки;
  • Катание с горки.

Завершение скачка. Что изменилось?

После завершения девятого скачка развития общение с малышом станет заметно проще. Он станет более самостоятельным, активным, наблюдательным. Сможет подольше занимать себя игрой, станет спокойнее. В то же время он будет проявлять больше интереса к домашнему хозяйству, чем к игрушкам. Он сможет ясно дать вам понять, что ему нравится, а что нет. Но около полутора лет вас ждет еще один скачок развития. Приобретенные в этот период навыки ребенок будет оттачивать годами.

Читайте также:  Творог количество ребенку 1 год

Центр Детского сна и развития «BabySleep»
baby-sleep.ru

P.S. Расскажите, пожалуйста, в комментариях: как у вашего ребёнка прошел девятый скачок развития? Чему новому научился малыш и как это отразилось на его поведении и сне?

BabySleep рекомендует

Нужно больше информации?

ВЕБИНАР 
«1-3 ГОДА: ВСЕ, ЧТО ВЫ ХОТЕЛИ УЗНАТЬ ПРО СОН РЕБЕНКА»

Записаться

BabySleep рекомендует

Малыш не умеет засыпать сам? Помогите ему научиться!

Консультация специалиста
по детскому сну:
НАЛАДИТЬ СОН РЕБЕНКА

Записаться

Уважаемые родители! В связи с большой загруженностью сотрудников Центра BabySleep, задать вопрос в комментариях к статьям вы можете в рабочие дни (необходима регистрация на сайте). В выходные и праздничные дни возможность комментирования ограничена. Надеемся на ваше понимание.

Источник

В развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных периода: “младенческий” – с рождения до одного года, “раннее детство” – от года до трех, и “дошкольное детство” – от трех лет до семи. Каждая из этих стадий завершается так называемым кризисом развития.

Кризис – это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Таким образом, этих кризисов также три: кризис одного года, кризис трех лет и кризис семи лет. Обойти их не возможно – через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении дочки или сына. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали “кризисами развития”.

Почему возникает кризис

Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

Давайте поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он – взрослый, мы – разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.

Вот ваш малыш сделал свой первый шаг. Расширилось пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку – нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, – это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в психологии название “кризиса”.

Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному “графику”, потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.

Откуда взялись капризы?

Что же происходит с вашим малышом в этот период? Родители могут заметить появление в поведении родного чада упрямства, капризности. Раньше послушный и спокойный, в этот период он начинает капризничать по любому поводу, и очень часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого “приступа”.

Прежде всего, стоит подчеркнуть, что ваш малыш уже много понимает и может, но он еще не умеет рассказать о своих желаниях. Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые “требуют” внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать “на зуб”. Но вдруг со стороны родителей раздается “нельзя”. Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.

Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят – не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс – стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.

Читайте также:  Гемангиома у ребенка 1 год лечение

Так начинается кризис первого года. Он становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают. И если ваш ребенок хочет схватить руками ложку именно в тот момент, когда вы его кормите, то проще дать ему в руки этот предмет, а себе взять другой и продолжить остановленный не на долго процесс. Не беда, если малыш будет весь измазан кашей, зато вы его спокойно накормите, а после всего просто уберете и умоете свое чадо.

Пора действовать?

Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним. На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.

Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.

Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом – все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи. Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек – здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра “разборкой” новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это – часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими).

Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.

Ваш ребенок – это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.

Источник

О тихом, спокойном сне новоиспеченным родителям придется забыть — по крайне мере, до тех пор, пока малышу не исполнится год. Но одно дело, когда ребенок просыпается ночью из-за голода или мокрого подгузника, и совсем другое — если он начинает плакать прямо во сне. Это вводит в замешательство — не очень понятно, чем помочь малышу. Ему плохо? Или он так просит поесть? Может, на всякий случай набрать номер скорой помощи? Разберемся, почему ребенок плачет во сне, не просыпаясь.

Причины ночного плача у детей до года

Педиатры сходятся во мнении — в большинстве случаев ночной плач грудничков до 1,5 лет, когда они даже не просыпаются, считается нормой. Конечно, при условии, что малыш полностью здоров, и днем его ничего не беспокоило. Это явление еще называют физиологическим ночным плачем.

Дело в том, что младенцы значительную часть ночи проводят в фазе быстрого сна — это нужно для активного развития их нервной системы.

Новорожденные даже видят сны, пусть они и не такие «взрослые» как у нас. Стоны, всхлипывания, подрагивания конечностями, крики — все это может быть реакцией малыша на те сюжеты, что он видит.

Начиная с 3-4 месяцев структура сна ребенка начинает меняться — появляются стадии поверхностного и глубокого сна. Его нервная система готова к постепенному «совершенствованию». Но родителям рано расслабляться. Все эти «скачки развития» тоже нередко сопровождаются нарушениями сна. Ребенок вплоть до 1-1,5 лет будет учиться спать «по-взрослому». Теперь малыш по несколько раз «переключается» от глубокого к быстрому сну — и все эти переходы могут сопровождаться его беспокойством. Неожиданный плач ребенка до трех раз за ночь — обычное явление, в большинстве случаев не требующее консультации у врача.

Не забываем, что есть и более «приземленные» причины ночного плача у грудничков. Вполне возможно, что ребенок испытывает дискомфорт из-за мокрого подгузника, прорезывания зубов, колик в животе, внезапно поднявшейся температуры, атопического дерматита, боли в ушах, жары или холода в комнате. Вероятно, неприятные ощущения не настолько сильны, чтобы малыш полностью проснулся, поэтому он начинает капризничать прямо во сне.

Читайте также:  Свечка глицерин ребенку 1 год

Ребенку 1 год 3 мес плачет

Что делать, если ребенок плачет во сне

Новорожденный значительную часть ночи проводит именно в быстром сне, который очень некрепок. Если ребенка сейчас потревожить, он может проснуться. Часто происходит так, что плач и капризы проходят так же быстро, как и начинаются.

Врачи советуют вот что — дать малышу время самому успокоиться. Порой даже 10-15 секунд вполне достаточно, чтобы новорожденный перестал плакать и вновь крепко заснул. А если сразу кинетесь к кроватке, возьмете ребенка на руки и начнете укачивать, рискуете разбудить его. Вот теперь бессонная ночка точно гарантирована. А если даже на пару секунд не можете оставить хныкающего ребенка одного, подойдите к нему, положите руку на живот или голову малыша, чтобы успокоить и показать, что вы рядом. Вот увидите — совсем скоро он будет снова спать.

Доктор медицины Лия Александер советует первые 3-4 месяца пеленать новорожденного — так он не разбудит самого себя, когда рефлекторно дергает ручками и ножками в фазе быстрого сна. В этом случае ребенок, немного похныкав, быстрее успокоится.

И вот еще почему врачи не рекомендуют сразу бросаться к ребенку, чтобы взять на руки, стоит ему только немного пошевелиться в кроватке и заплакать, — есть риск появления у новорожденного ассоциаций на засыпание. Это те действия, которые родители используют, чтобы уложить ребенка, — обычно укачивания.

Оглянуться не успеете, как новорожденный к 3-4 месяцам начнет действительно просыпаться по ночам и перестанет вновь засыпать без колыбельной, пустышки или укачиваний. Придется постоянно бегать к его кроватке.

При выработанных ассоциациях на сон грудничок может просыпаться до пяти раз за ночь — ему постоянно будет некомфортно без присутствия мамы.

А если малыша все же разбудил его собственный плач, конечно, придется помочь ему заснуть. Он никак не хочет успокаиваться? Значит нужно убедиться, что ребенок не хочет есть и у него ничего не болит. Пусть все необходимое будет под рукой — чистые подгузники, средство от колик в животе и охлаждающий гель для десен, жаропонижающее лекарство.

Как нормализовать сон у грудничков до года

У новорожденных пока нет ночных кошмаров, сильных стрессов и эмоциональных перегрузок. Не зря в большинстве случаев нарушения сна сейчас считаются физиологической нормой. И все же вполне в силах родителей создать ребенку условия, чтобы он не просыпался ночью. Что важно сделать?

  1. Установить четкий распорядок дня. Желательно, чтобы кормления, купания, периоды сна и бодрствования проходили в одно и то же время. И как говорят специалисты, режим дня нужно начать формировать буквально с первых дней жизни малыша, иначе потом «внедрить» строгий распорядок будет сложнее.
  2. Создать оптимальный микроклимат в комнате, где спит ребенок. Считается, что в помещении должно быть 18-22 °C и 40-60% влажности. Многие родители очень хорошо отзываются об увлажнителях воздуха, которые помогают создавать идеальный микроклимат в помещении — не только поддерживают нужный уровень влажности, но и очищают воздух.
  3. Обеспечить ребенку оптимальные условия для сна. Не помешает обратить внимание на постельное белье в кроватке — желательно, чтобы оно было выполнено из натуральных тканей. Важна и одежда ребенка – удобная и мягкая, обеспечивающая идеальную терморегуляцию. В такой ребенку не будет ни жарко, ни холодно.
  4. Проследить, чтобы ребенок не переутомлялся в вечерние часы. Даже у младенца бывают насыщенные дни. Но желательно, чтобы перед сном у ребенка все же было «спокойное время» — никаких лишний гостей и активных игр.

Ребенку 1 год 3 мес плачет

Проконсультируйтесь с педиатром. Пусть специалист порекомендует подходящие для малыша средства от колик и обезболивающие мази для десен. Многие врачи при чутком сне малыша рекомендуют пеленание и совместный сон.

И первое, и второе вызывает массу споров. Есть мнение, что пеленание может тормозить развитие двигательных функций у ребенка, стать причиной дисплазии, нарушить кровообращение в конечностях или вовсе вызывать еще большее беспокойство по ночам.

Совместный сон хорош многим, но вот в дальнейшем малыша будет сложно «переселить» в отдельную комнату, поскольку он привыкнет спать вместе с мамой. Взвесьте все «за» и «против»

Как говорят родители «со стажем», это непростое время, когда ребенок периодически плачет во сне, нужно просто пережить. С возрастом все пройдет.

Как понять, что чуткий сон грудничка — отклонение от нормы

Нарушения сна у новорожденных изучены плохо. Причем, это касается не только отечественной медицины, но и зарубежной. Обычно сон к 1,5 годам нормализуется. Но если проблема плача по ночам без пробуждения продолжает беспокоить малыша и после 1,5-2 лет, не помешает проконсультироваться с педиатром. Речь идет именно о постоянных нарушениях сна, а не о периодических случаях хныканьях ночью, когда ребенок просто переутомился днем.

Когда нужно идти к врачу? Стоит обратить внимание на то, как ребенок ведет себя в периоды бодрствования и сна. Если хныканье ребенка по ночам сопровождается разговорами, резкими подергиваниями конечностей и даже попытками встать с кровати, если днем он постоянно капризный и вялый, или наоборот — перевозбужденный, отказывается от привычной еды, вздрагивает от громких звуков, лучше проконсультироваться с педиатром и невропатологом.

Источник