Ребенку 1 год 2012

Ребенку 1 год 2012 thumbnail

Первый год жизни ребенка по-другому называется грудным возрастом. После его окончания ребенок вступает в период раннего детства, который длится до трех лет. Этот период называют еще преддошкольным. В чем заключаются особенности ребенка в возрастной категории от 1 года до 3 лет? Как развивается малыш? На что обратить внимание родителям?

Особенности физического развития

Дети от 1 года до 3 лет уже не растут так быстро, как на первом году жизни. Средний рост годовалого мальчика равен 74-78 см. За второй году жизни ребенок вырастает примерно на 10 см. То есть, за месяц он вырастает меньше, чем на 1 см. В среднем рост мальчика, которому уже исполнилось 2 года, составляет 84-89 см. За третий год жизни ребенок тоже вырастает примерно на 10 см. Рост трехлетнего мальчика составляет примерно 93-99 см. Показатели среднего роста девочек данной возрастной категории отличаются всего на 1 см в меньшую сторону от такового у мальчиков.

Если рост меньше или больше среднего на 4-5 см, то это является поводом для обследования у врача. Нужно выяснить, имеет ли малыш просто индивидуальную особенность, или же его высокий (низкий) рост обусловлен каким-либо заболеванием.

Как обстоят дела с весом? Годовалый мальчик весит примерно 10-12 кг. В два года его вес в среднем составляет 12-14 кг. В три года – 13,5-16 кг. То, есть за год ребенок прибавляет в весе примерно 1,5-2 кг. Вес девочек отличается от среднего веса мальчиков примерно на 0,5-1 кг в меньшую сторону. Когда нужно бить тревогу? Обсудить ситуацию с врачом нужно в том случае, если вес больше или меньше средневозрастных значений на 2 кг и более.

Врачи обращают внимание не только на показатели роста и веса, но и оценивают гармоничность развития. То есть, соответствует ли вес росту. Еще оценивается окружность головы и окружность груди.

Навыки малышей в периоде раннего детства

Практически все родители переживают, правильно ли развивается у них ребенок. Некоторые сравнивают своего ребенка со сверстниками. Но правильнее оценивать нервно-психическое развитие ребенка по основным критериям, которые разработаны врачами и педагогами. Эти критерии касаются речевого и сенсорного развития, характера игровой деятельности, движений и бытовых навыков.

  • Что умеет делать годовалый малыш?

Развитие ребенка в 1 год отличается следующими особенностями: ребенок хорошо ходит, легко меняет положение тела (присаживается, наклоняется, поворачивается и др.), учится бегать, самостоятельно ест ложкой густую пищу. Появляются простые сюжетные игры: построить башенку, покормить куклу, закатить машинку в гараж. У него быстро расширяется словарный запас. В игре ребенок проявляет много эмоций.

К полутора годам он ориентируется в основных цветах и формах. Густую пищу ложкой ест уже хорошо, учится есть жидкую пищу. Малыш пользуется в игре простыми словами, выполняет просьбы взрослого, обращается к нему с простыми просьбами сам. Малыш любит играть, он учится строить простые постройки. С небольшой помощью взрослого кое-что умеет снимать с себя из одежды.

  • Что умеет делать двухлетний малыш?

К двум годам ребенок уже хорошо и умело двигается, умеет перешагивать через препятствия, умеет аккуратно есть и частично одеваться. Он достаточно много говорит, строит более сложные предложения, задает вопросы и отвечает на них, хорошо понимает рассказ взрослого о разных событиях. Все чаще малыш играет в сюжетные игры, действия в играх последовательные и логичные. Большая часть игр строится на подражании, но уже появляются и собственные фантазии.

К 2,5 годам ребенок строит еще более сложные фразы, неплохо разбирается в разных цветах и формах, начинает играть в ролевые игры. Большую часть одежды ребенок может одеть самостоятельно или с минимальной помощью взрослого. Он все чаще и настойчивее выражает свое мнение.

  • Чему научился трехлетка?

Возраст ребенка 3 года часто называют критическим. Малыш в 3 года умеет уже многое, он хочет стать самостоятельным и показать свое «Я». Ребенок уже достаточно много говорит. С ним можно построить интересный диалог. Многие дети в 3 года рассказывают стихи и простые сказки, с радостью поют песенки для мамы и папы, пусть и на «своем языке». Часто задают вопросы: «Где? Как? Почему? Зачем?». Они очень интересуются окружающим миром, любят играть.

В возрасте трех лет уже достаточно большое количество детей посещает детский сад. Круг общения ребенка расширяется, он учится взаимодействовать не только с семьей, но и с другими людьми разного возраста.

Особенности речевого развития

Речь ребенка в периоде раннего детства становится богаче с каждым днем. К году ребенок говорит примерно 10-14 простых слов. К 1,5 годам он умеет говорить простые предложения из 2 слов. К 2-2,5 годам ребенок употребляет местоимения, обращается по имени к окружающим. На третьем году жизни активно развивается фразовая речь.

Речь у всех детей развивается индивидуально. Бывает такое, что в 3 года один ребенок еще очень мало говорит, а его ровесник уже вовсю читает стихи. Но уже спустя 1,5-2 года словарный запас обоих детей уравнивается, и далее речь развивается у них примерно одинаково. Чтобы понять, если ли задержка речевого развития, и нужно ли как-то помочь ребенку, необходимо регулярно показывать ребенка неврологу и педиатру. При необходимости они направят малыша к логопеду.

Стоит обратить внимание, что дети очень много подражают взрослым и другим детям. Чтобы речь ребенка была правильной, разговаривать с ним нужно четкими словами, правильно строить фразы, не допускать «сюсюкания». Для активного развития фразовой речи нужно употреблять в речи больше глаголов, которые ребенок будет запоминать и впоследствии повторять.

Что оказывает положительное влияние на развитие речи ребенка?

  • Общение с ребенком посредством обычной речи;
  • Ежедневное чтение ярких книг по возрасту ребенка;
  • Пальчиковые игры;
  • Игры на мелкую моторику под присмотром взрослых (мозаика, пазлы);
  • Развивающие мультики для детей;
  • Песенки для детей, которые можно разучить и вместе петь.

Полезно ли раннее развитие детей? Некоторые родители стремятся научить ребенка читать уже в 2-3 года, интенсивно изучают с ним иностранные языки, отдают на несколько кружков, в день дают ребенку слишком много новой информации. Однако специалисты считают, что столь раннее развитие не полезно для неокрепшей детской психики. В периоде раннего детства для детей гораздо важнее родительская любовь, прогулки и обычные игры.

Читайте также:  Котлеты из фарша ребенку 1 год

В дополнительных кружках малыш 1-3 лет не нуждается. Если родители все же приняли решение поводить ребенка на развивающие занятия, то это должно очень нравиться ребенку. Занятия против воли не принесут никакой пользы.

Распорядок дня в периоде раннего детства

Чтобы ребенок рос здоровым и спокойным, очень важно создать правильный режим дня и следовать ему. Сон играет важное значение для здоровья ребенка. Стоит укладывать спать ребенка вечером не позже 20.30 – 21.00. Колыбельные песни для ребенка или сказки на ночь являются отличным ритуалом для засыпания и настраивают кроху на здоровый сон.

Полезны для малышей зарядка или утренняя гимнастика. Ее лучше всего проводить после утреннего туалета. Гимнастику можно делать под песни для детей. Занятия с ребенком зарядкой стоит проводить в игровой форме. Дети любят подражать взрослым, и этим можно воспользоваться, делая гимнастику. Полезны наклоны, приседания, ходьба на носочках и на пяточках, простые игры с мячом и обручем.

После зарядки пора приступать к завтраку. Развивающие занятия с детьми лучше всего проводить в первой половине дня (между завтраком и прогулкой). Впоследствии в детском саду воспитатели придерживаются такого же распорядка. В это время можно порисовать, почитать, позаниматься с конструкторами или кубиками, поиграть в ролевые и другие игры.

Примерно в 10.00-11.00 рекомендуется идти с ребенком на прогулку. Прогулкам с ребенком нужно уделять много времени. Дети после 1 года активно осваивают ходьбу, бег, ползание по лестницам. Полезны игры на детской площадке, которая подходит под возраст ребенка (невысокие горки, удобные безопасные качели, песочница). Зимой можно кататься вместе с малышом на санках на пологих спусках.

После прогулки стоит приступить к обеду. Затем наступает время послеобеденного сна. В возрасте с 1 до 2 лет у многих детей еще сохраняется два дневных сна. После 2-х лет дети обычно спят днем 1 раз после обеда.

После дневного сна ребенку можно предложить полдник. При хорошей погоде можно снова отправиться на прогулку. Если прогулка не планируется, то можно почитать, поиграть в любые игры, включить развивающий мультик для детей. После ужина в вечернее время игры должны быть спокойными, чтобы ребенок не разбаловался перед ночным сном. В противном случае его будет сложно уложить.

Особенности ухода за малышами

Уход за малышом в возрасте от 1 до 3 лет совсем несложен. Ежедневное купание, как с грудничками, уже не требуется, но легкий душ все же не будет лишним, потому что дети в этом возрасте достаточно часто пачкаются, много ползают по полу. С мылом мыть ребенка (или со специальным детским гелем) стоит 1-2 раза в неделю, в остальное время просто водой. Волосы мыть рекомендуется раз в 7-10 дней с детским шампунем.

В ежедневный уход за ребенком обязательно должна быть включена чистка зубов дважды в день с детской зубной пастой. В периоде раннего детства зубы должны чистить ребенку родители. Конечно, малышам часто хочется сделать все самостоятельно. Ему можно это позволить, но качество чистки будет низким. Поэтому после малыша зубы должен ему почистить кто-то из родителей.

Умываться ребенку следует утром и вечером перед сном, а также днем по мере необходимости. Расчесывать волосы стоит неколючей расческой или детской массажной щеткой. Ногти постригают ребенку по мере необходимости индивидуальными маникюрными ножницами.

Как правильно нужно кормить малыша?

После года ребенок переводится постепенно на общий стол. Что подразумевает под собой общий стол? Это значит, что ребенку не нужно отдельно готовить, и он вполне может есть те же блюда, что и остальные члены семьи. Однако эта пища должна быть здоровая. Стоит отдать предпочтение варке, тушению, запеканию. Пищу не стоит сильно солить и добавлять много приправ. Еда должна быть неострая, сбалансированная по основным питательным ингредиентам, по витаминам и минералам.

Меню ребенка в 1-3 года обязательно должно содержать следующие продукты: зерновые каши, супы (желательно на овощном или на втором мясном бульоне), рыбу, мясо, птицу, молочные продукты, макароны из твердых сортов пшеницы, фрукты, овощи, ягоды. С годовалого возраста можно давать пить фруктовые соки. Полезны компоты, морсы, разрешается некрепкий чай. Из сладостей разрешается натуральный мармелад, пастила, зефир, детский шоколад в небольшом количестве.

Какие продукты стоит максимально ограничить? Ограничить стоит те блюда, которые не несут питательной ценности и могут навредить ребенку. К таковым относятся сладости и кондитерские изделия, колбасы и сосиски, консервы, полуфабрикаты промышленного производства, соленья и маринады.

Что можно подарить ребенку на праздник?

Все дети очень любят подарки и сюрпризы. Родственники и друзья тоже любят баловать малышей. В детских магазинах разбегаются глаза от изобилия товаров, но так хочется выбрать для ребенка действительно полезный подарок.

Какие подарки детям в возрасте от 1 до 3 лет наиболее актуальны?

  • Конструкторы из крупных деталей;
  • Развивающие игры для детей 1-3 лет;
  • Игрушки для сюжетных игр (куклы, животные, машинки, сказочные герои, коляски);
  • Наборы для ролевых игр (наборы резиновых или пластиковых продуктов, набор доктора, набор парикмахера, кукольная посуда, мебель и др.);
  • Музыкальные игрушки и книжки, которые поют песни для детей;
  • Книги (лучше всего толстые, картонные, с яркими иллюстрациями);
  • Товары для творчества (цветные карандаши, водные раскраски, пластилин, пальчиковые краски и др.);
  • Развивающие игры (крупные пазлы, кубики, лото для малышей, развивающие картинки по разным тематикам).

При выборе подарка обязательно стоит внимательно изучать этикетку. Если игрушка не предназначена для детей до 3-х лет, то от покупки стоит воздержаться. Она может содержать в себе мелкие детали или иметь острые края, что опасно для маленьких детей.

Пройдите тестВаш ребенок оптимист или пессимист? Оптимисты и пессимисты по-разному оценивают одну и ту же ситуацию и перспективы. К чему более склонен ваш ребенок?

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Источник

08.10.2020 Время на чтение: 5 мин 2451

Читайте также:  Бродильная диспепсия у ребенка 1 год

Малыши растут стремительно. Казалось, только недавно в доме появился маленький пищащий сверток, которому сложно даже сфокусировать взгляд, и вот он уже гулит, с интересом смотрит по сторонам и готовится отмечать первый день рождения. 11-12 месяцев – возраст, когда ребенок уже начинает осторожно пытаться ходить с поддержкой или самостоятельно, у него продолжают резаться зубки, а сам он активно познает окружающий мир. Этот период, так быстро наступивший, вызывает у родителей закономерное волнение: что должен уметь ребенок в год, нормально ли он развивается. Сразу стоит сказать, что все дети индивидуальны, и не стоит сравнивать малыша с другими, ориентироваться лучше на медицинские критерии.

Особенности развития ребенка в 1 год

По сравнению с предыдущими месяцами малыш становится намного активнее и любознательнее. Родители начинают отмечать это еще после первого полугодия, но к годику ребенок становится еще более смышленым и любопытным. Его вес примерно втрое больше, чем при рождении, и в среднем составляет 10-12 кг, а ростом такие детки около 72-77 см. Многое зависит от генетики, от того, какими темпами в свое время росли родители малыша. Главное, чтобы соотношение роста и веса было органичным, например высокий ребенок весил больше. Если малыш незначительно не вписывается в критерии, поводов для беспокойства нет, даже если у знакомых ребенок в этом возрасте выглядит немного иначе. Каждый малыш уникален.

Физиологические изменения

Начиная с годовалого возраста темпы роста немного замедлятся. Это совершенно нормально: только в первые 12 месяцев жизни малыш растет настолько стремительно, дальше процесс станет чуть менее быстрым.

Снижение веса. Строго говоря, сам по себе вес не снижается – только темпы его прироста. Младенческая пухлость постепенно начинает уходить, но частично до сих пор остается. Со временем набирать килограммы малыш станет медленнее, и это свидетельствует о нормальном его развитии.

Зубы. У малыша в годик уже прорезывается несколько зубов – в среднем до 8. Показать ребенка врачу стоит, если в год у него так и не появилось ни одного молочного зубика. Когда они режутся, малыш становится беспокойным, часто плохо спит по ночам: ему дискомфортно, и это мешает уснуть. Врачи дают рекомендации, как снизить дискомфорт для ребенка при прорезывании зубов.

Стопы. Они у малыша еще плоские, на них не появился изгиб. Это пройдет со временем, когда ребенок привыкнет самостоятельно ходить, тогда же исчезнут жировые подушечки на стопах. Если же малыш уже начал активно ходить, подушечки могут исчезнуть раньше, а на ножках начнет появляться здоровый изгиб. Ноги малыша осмотрит врач на плановой проверке, он же скажет, все ли с ними хорошо.

Двигательная активность ребенка

То, что умеет ребенок в год, не идет ни в какое сравнение с его умениями всего несколько месяцев назад. Он уже намного лучше научился обращаться с собственным телом, очень активен, много и разнообразно двигается. В ручках малыш спокойно держит два предмета, может собрать пирамидку или даже удержать ложку за столом во время прикорма. Конечно, во многих действиях ему до сих пор нужна помощь родителей: такие маленькие дети способны концентрироваться на чем-то всего несколько минут.

Активные движения. Ребенок ползает, встает на ножки, в том числе из положения на корточках, самостоятельно встает на коленки. Он может залезть на стул или диван или слезть оттуда, а с помощью родителей – подняться или спуститься по лестнице. Дети очень любознательны, поэтому в таком возрасте их нельзя оставлять рядом с открытыми окнами или опасными предметами. Малыш может догадаться добраться до подоконника с помощью стула. Мелкая моторика становится намного лучше: ребенок может взять какой-нибудь мелкий предмет двумя пальчиками, взять чашку и отпить из нее.

Танцы. Маленькие дети любят музыку. Многие замечают, что, услышав интересную мелодию, малыш начинает активно пританцовывать: ему это нравится. Некоторые не только танцуют, но и пытаются подпевать детским песенкам. Если ребенок этого не делает, можно показать ему несложный танец, и он начнет повторять уже без подсказки мамы или папы.

Быстрое передвижение на четвереньках. Практически все малыши в этом возрасте уже ползают, причем довольно быстро. Некоторые пропускают этап хождения на четвереньках и сразу встают на ножки, но это происходит далеко не у всех. Чаще всего годовалый ребенок спокойно перемещается ползком.

Ходьба с поддержкой родителей. Некоторые детки уже начинают делать первые шаги. Самостоятельно ходить начинает мало кто, но большинство малышей уже может неуверенно пройтись, держась за руку мамы или папы. Кое-кто пытается ходить, держась за стенки или другую опору. Впрочем, есть и дети, которые не спешат начинать передвигаться на двух ногах, и это совершенно нормально. Если ваш ребенок еще не пошел, не нужно его торопить. Доктор Комаровский предполагает, что в таких случаях повременить с ходьбой может быть даже полезно: прямохождение – это серьезная нагрузка на спину, возможно, малыш просто пока к ней не готов [1].

Психоэмоциональное развитие ребенка в 1 год

Малыш очень любопытен, внимательно смотрит на поведение взрослых и старается его копировать. Это важно помнить и при воспитании: даже если ребенок вас не слушает, он точно будет перенимать ваше поведение. Ребенка очень интересуют складывающиеся и разбирающиеся вещи, поэтому он может интересоваться кубиками, пирамидками, складывать из них конструкции. Некоторым нравится перелистывать книжки, прятать и искать предметы. Малыши в этом возрасте уже проявляют обширный спектр эмоций, в их лексиконе до 10-15 простых слов, они распознают разных животных и помнят имена родителей. Годовалый ребенок способен понять простое поручение: «подойди», «дай». Он начинает интересоваться играми с сюжетом. Улучшается и долгосрочная память: малыш помнит, что произошло несколько дней назад. Он узнает животных и разные предметы, может научиться пользоваться некоторыми из них, например открыть шкаф.

Особенности развития девочек в 1 год

Психологически мальчики и девочки в этом возрасте еще очень похожи. Их интересуют мячики и пирамидки, игры с сюжетом, игрушки, с которыми можно по-разному взаимодействовать. Поэтому не стоит ограничивать ребенка, скажем, куклами, если это девочка. Существенных отличий в весе и росте мальчиков и девочек нет в этом возрасте. А вот психомоторное и психическое развитие девочек может чуть опережать таковое у мальчиков. Это сгладится позже, но пока малышка может раньше начать ходить или, скажем, называть слова.

Читайте также:  Встретить новый год с ребенком до 1 года

Особенности развития мальчиков в 1 год

Дети в этом возрасте очень похожи, равно как и игры, которые они предпочитают. Малыши могут имитировать действия родителей: отсюда возможный интерес к игрушкам, повторяющим «взрослые» предметы. Это касается детей обоих полов, поэтому старайтесь давать им разнообразие. Малышам нравятся разные игры, не нужно ограничивать их машинками и мячами.

Как проверить уровень развития ребенка

Не нужно предъявлять слишком жестких требований, лучше ориентироваться на характерные для этого возраста особенности развития. Чтобы понять, как развивается и что умеет ребенок в 1 год, вы можете провести несколько простых тестов:

  • посмотреть, как малыш двигается, как ползает, умеет ли ходить, забираться или слезать с диванов и кресел;
  • оценить жестикуляцию, проверить, может ли ребенок показывать осмысленные жесты вроде покачивания головой или помахивания рукой;
  • послушать его речь, понять, есть ли в речи малыша хотя бы одно осмысленное слово;
  • посмотреть, как ребенок играет, чем интересуется, как работают его ручки и ножки, может ли он пользоваться простыми бытовыми предметами;
  • оценить количество зубов;
  • поиграть с малышом, предложить ему кубики или пирамидку, посмотреть, станет он собирать из них башенку или просто отбросит.

Занятия для развития

С малышами нужно заниматься: это благотворно влияет на их развитие, помогает в дальнейшей жизни, в том числе в более взрослом возрасте [2]. Так ребенок начнет усваивать новые навыки и знания быстрее, впоследствии это поможет ему с учебой и позволит лучше и быстрее разобраться в окружающей реальности. Помните, что в этом возрасте нужно понемногу давать малышу больше самостоятельности, например позволять выбирать, какую кофточку он наденет или какую книжку ему будут читать на ночь. Старайтесь поменьше брать ребенка на руки, чтобы у него был стимул самостоятельно добраться до нужного места.

Музыка. Дети любят музыкальные игрушки, детские песенки и мелодии. Вдобавок чем больше разнообразных приятных звуков малыш слышит, тем более развит окажется его слух. Поэтому включайте ребенку детские песенки, мелодии и подборки, которые специально разработаны для маленьких детей. Вдобавок под музыку малышу будет легче играть, он может захотеть танцевать, развивая тем самым двигательную активность, или подпевать – это способствует развитию речи. Конечно, если какая-то мелодия ему не нравится (в этом возрасте дети уже начинают обретать собственные предпочтения), лучше не включать ее, а включить ту, что по вкусу.

Диалоги и чтение. Чем больше разговаривать с ребенком, чем большее количество слов применять в диалогах, тем обширнее будет его словарный запас. Долгие разговоры с малышом способствуют развитию речи. Старайтесь общаться с ребенком все то время, что вы с ним проводите: описывать предметы, на которые он смотрит, на прогулке показывать на различные интересные ребенку вещи и явления и произносить их название. Старайтесь общаться с малышом в силу его детских речевых возможностей. При разговоре называйте слова четко и внятно, чтобы ребенку было легче запомнить их и повторить, используйте мягкие и ласковые интонации: малыш в этом возрасте прекрасно распознает и чувствует настроение других. Можно и нужно читать крохе книжки. Сам он в этом возрасте читать еще не умеет, но может разглядывать картинки и слушать мамин голос, узнавая новые слова и учась воспринимать простые сюжеты.

Развитие мелкой моторики. Именно к году ребенок полноценно учится работать указательным пальцем [3], пользуется им, чтобы указывать на что-то или поднимать предметы. Ручки слушаются его намного лучше, чем раньше, но малыш по-прежнему нуждается в развитии мелкой и крупной моторики. Это можно сделать с помощью подвижных игр:

  • лепки из соленого теста или специального песка;
  • игр в песочнице с помощью совочков и лопаток;
  • раскладывания сортеров, приклеивания наклеек;
  • закручивания и откручивания крышечек;
  • использования маленьких игрушек, например, при купании в ванне.

Можно научить ребенка простым действиям, таким как мытье и вытирание рук: это тоже пойдет ему на пользу, вдобавок поможет малышу лучше обслуживать себя. Для освоения таких навыков, скорее всего, понадобится подать собственный пример. Понемногу можно начинать учить его более сложным действиям, таким как попытки застегнуть пуговицы.

Рисование. Дети очень любят рисовать, поэтому постарайтесь обеспечить ребенка бумагой, пальчиковыми красками или мелками. Рисование прекрасно развивает навыки узнавания окружающих предметов, способствует пространственному мышлению и в целом полезно. Вдобавок яркие цвета и возможность что-то создать очень радуют малыша.

Возможные отклонения в развитии

В год каждого ребенка должен осматривать педиатр. На плановом осмотре формируют график вакцинации, оценивают состояние малыша, как физическое, так и нервно-психическое. Врач задаст родителям вопросы, ответы на которые определят, нормально ли развивается ребенок. Насторожиться стоит, только если ребенок демонстрирует серьезные отклонения в поведении:

  • не умеет ползать, плохо стоит, испытывает сложности с передвижением;
  • не произносит осмысленных слов, отсутствует жестикуляция;
  • не понимает даже простых просьб, плохо взаимодействует с родителями и другими детьми;
  • не умеет пользоваться предметами быта. При этом пирамидку годовалые дети вполне могут нанизывать в неверном порядке, это нормально.

Если вас что-то насторожило, расскажите об этом педиатру при плановом обследовании. Он поможет справиться с проблемами, если они есть.

Малыш, перешагнувший годовалый рубеж, очень сильно отличается от себя буквально несколько месяцев назад. Дальше он будет становиться все более смышленым, активным и самостоятельным, радуя родителей и познавая мир. Помните: каждый ребенок не похож на другого, и учитывайте индивидуальные особенности малыша при воспитании и развитии.

[1] Евгений Комаровский «Начало жизни. Ваш ребенок от рождения до года»

[2] Джон Медина «Правила развития мозга вашего ребенка»

[3] Елена Сосорева «Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка»

(0 оценок; рейтинг статьи 0)

Источник