Ребенку 1 год 2 месяца ничего не говорит

Ребенку 1 год 2 месяца ничего не говорит thumbnail

Давайте разберёмся, так ли важно беспокоиться, если малыш в год не произнёс ни слова, когда следует переживать о задержке речевого развития и что можно сделать.

Для многих родителей день, отделяющий первый год жизни ребёнка от второго – своеобразный рубеж для подведения итогов. Они пристально анализируют достижения сверстников своих детей, сравнивая с тем, что умеет их малыш и тревожатся, если замечают отставание от нормы. Особенное беспокойство вызывает тот факт, что ребёнок в год не говорит.

Давайте разберёмся, так ли важно беспокоиться, если ребёнок в год не произнёс ни слова? Когда следует переживать о задержке речевого развития? Что можно сделать заранее, чтобы речь годовалого малыша соответствовала норме?

Между нормой и патологией

Никому не нужно доказывать важность своевременного освоения родной речи. Это сложный, многоплановый процесс, напрямую связанный со различными психическими функциями: вниманием, мышлением, памятью и речью. От годовалого малыша ждут первых слов, а он не может даже произнести «папа» и «мама», лепечет на своём языке и не собирается осваивать новые слова.

Встревоженные родители начинают изучать семейный анамнез, обращаются к медикам за консультацией и всеми силами стараются ускорить речевое развитие крохи.

Годовалый ребёнок способен произнести от 3 до 12 слов, но по своей структуре они простые, очень похожи на лепет. Гав-гав, би-би, ам-ам, ляля, дай, папа, мама, баба, киса, на, бах или уп – вот примерный лексикон детей в год.

Каждый малыш индивидуален – у кого-то первое слово появляется в 8-9 месяцев, а у кого-то в 1 год 3 месяца, и все это варианты нормы.

До появления первого слова, речь годовалого ребёнка прошла сложный путь развития. Законы формирования детской речи не меняются со временем. Сегодня, как и 100-200 лет назад, ни один малыш не начинает говорить словами и предложениями, прежде, чем он не пройдёт все стадии речевого развития. Эти стадии связаны с развитием головного мозга, артикуляционного аппарата и слуха.

Ни одна методика раннего развития не способна изменить законы природы, в соответствии с которыми развиваются органы произношения (артикуляции), слух и центральная нервная система человека.

Если вы обеспокоены, что ваш малыш плохо говорит, ознакомьтесь с основными этапами доречевого развития детей до года:

  • 1-2 месяца – появление в крике интонаций удовольствия и неудовольствия;
  • 1,5-3 месяца – гуление или гуканье, когда дети повторяют за взрослыми гласные с призвуком звука [г] или произносят их самостоятельно, внимательно вслушиваясь в произносимые ими звуки (агу);
  • 4-5 месяцев – лепет, произношение подобий слов, состоящих из нескольких одинаковых слогов (ма-ма-ма, но это ещё не обозначение слова мама);
  • 8-9 месяцев – появление звукоподражаний (пи-пи, гав-гав) и лепетных слов (кука, тата, няня);
  • 11 месяцев – примерно десять лепетных слов ребёнок употребляет в правильном контексте, соотносит их произношение с ситуацией (мама, папа, дай, биби и т.д.).

Что считать патологией? В год ещё рано делать прогнозы развития речи, однако, стоит начать беспокоиться, если годовалый малыш не понимает простую словесную инструкцию, не подкреплённую жестами. Например, «Дай мне мячик», «Покажи, где машинка» и т.д. Отсутствие реакции на слова взрослого может быть симптом нарушения слуха или его полного отсутствия. При этом речь останавливается на стадии гуления, потому что ребёнку не с чем соотносить собственный лепет.

Если на этом этапе не принять срочных мер, речевое развитие в дальнейшем будет очень сложно стимулировать. Важно своевременно обратиться к отоларингологу для проверки слуха. Возможно, при патологиях внутреннего уха врач посчитает нужным ношение малышом слухового аппарата. При серьёзных отклонениях слуха от нормы – это единственная возможность развить и сохранить речь.

Возможные причины задержки появления речи в год

Если малыш совершенно здоров, в его анамнезе нет неврологических заболеваний, но речь в год так и не появилась, скорее всего, причина задержки в неправильно организованном речевом окружении.

Что подразумевается под этим термином? Казалось бы, современных детей окружает настоящий речевой поток: телевизор, радио, мультфильмы, аудиокниги и развивающие игры для самых маленьких детей. Да и родители много разговаривают с детьми.

Дело в том, что маленькие дети не способны вычленить отдельные слова из потока речи. Если не проводится специальной целенаправленной работы, этот поток для ребёнка звучит примерно так, как для нас звучит шум водопада.

Сегодня из обихода исчезли речевые игры (Сорока-ворона, Ладушки) потешки, пестушки, попевки, приговорки, известные ранее в каждой семье. Эти своеобразные тренажёры мягко вводили малыша в мир родной речи. Они были приспособлены под потребности ребёнка до года, содержали звукоподражания, были понятны детям.

Ещё один фактор «питательной» среды для развития детской речи – общение с матерью. Молчаливая мать или мама, чаще разговаривающая по телефону, чем с собственным малышом, не сможет заменить самыми лучшими развивающими играми ценность общения, формирующего речевые структуры мозга.

«Дети Маугли», «госпитализм» – все эти термины обозначают задержку появления речи у здоровых детей, лишённых возможности общаться с близкими по причине их отсутствия.

Как заниматься с малышом – профилактика отставания речи

Существует несколько самых простых приёмов развития речи, но не стоит ждать чуда после первой же недели их применения. Здесь срабатывает закон перехода количества в качество. Накопление пассивного словаря, живое и эмоциональное общение близких с малышом обязательно приведут к желаемому результату, и вскоре вы увидите как он разговаривает.

  • Рассказывайте ему простые потешки, игры, сказки, пойте народные детские песенки, поясняйте развивающие мультики. Делайте это, глядя в лицо ребёнка, меняя интонацию, чётко произнося звуки и слова.
  • Рассматривайте предметы окружения и яркие картинки с реалистичными изображениями, задавая ему вопросы и самостоятельно отвечая на них. «Кто это? Собачка (гав-гав). Где она живет? В будке (буд…). Какие у нее ушки? Маленькие (ма…). Какие у нее лапки? Большие (боль…)».
  • Если малыш пока лепечет и произносит звукоподражания, повторяйте за ним и добавляйте полный вариант слова. «Би-би (машинка) гудит. Мау (кошка) бежит. Какие красивые тик-так (часики). Ваня кач-кач (качается)».

Выучите потешки, попевки и небольшие стишки (А. Барто, К. Чуковского, И. Токмаковой, В. Берестова), чаще употребляйте их в общении с малышом на прогулке, во время кормления, игр с ним.

Например:

Бычок

Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

– Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

(А. Барто)

Или:

О чём поют воробушки

В последний день зимы?

– Мы дожили!

– Мы выжили!

– Мы живы, живы мы!

(В.Берестов)

Первый год жизни ребёнка считается доречевым периодом. Если малыш к своему первому дню рождения не произнёс ни одного слова, нужно обратить внимание на то, слышит ли он, как к нему обращаются, понимает ли простую словесную инструкцию. В том случае, если имеет место нарушение слуха, его следует немедленно компенсировать.

Нормально слышащему ребёнку нужно создавать благоприятную речевую среду, насыщенную общением с родителями, употреблением малых фольклорных форм. Желательно, чтобы у малыша возникла потребность в высказываниях, для этого родители создают соответствующий эмоциональный фон.

У здорового ребёнка без нарушений слуха и невропатологических патологий первые осмысленные слова при создании благоприятных условий появятся в нужное время. Важно постоянно общаться с детьми, читать им книжки, и вскоре вы услышите первые долгожданные слова.

Источник

В норме к годовалому возрасту у малыша должно появиться 10-15 лепетных слов, причем они имеют конкретное значение, понятное если не всем окружающим, то обязательно родителям. Кроме того, ребенок владеет интонацией родного языка, понимает слова «надо», «нельзя», «опасно», может выполнить простые просьбы взрослых, различает имена членов семьи и названия любимых игрушек. Однако бывает и так, что ребенок молчит. Давайте разберемся, почему это происходит и что в таком случае делать родителям.

Когда нужно бить тревогу?

По-настоящему беспокоиться следует, если:

  • ребенок не проявляет интереса к окружающему миру;
  • он не узнает маму и папу, членов семьи, проживающих совместно с ним;
  • в семье есть тяжелые наследственные патологии;
  • малыш не знает своего имени, не поворачивается на речь и звуки;
  • у него не развита мелкая и крупная моторика, например, он не может взять игрушку;
  • ребенок не реагирует на обращенную речь взрослых, не выполняет простые просьбы;
  • существуют факторы риска – тяжелые роды, сложная беременность, патологии ЦНС, нарушения слуха и зрения.

Специалисты выделяют следующие причины отсутствия речи в годовалом возрасте.

  • Сложное протекание беременности, тяжелые роды, внутриутробные инфекции, употребление матерью некоторых лекарств, алкоголя, запрещенных веществ – все это может вызвать нарушения в работе ЦНС.
  • Патологии слуха и зрения – если ребенок не видит и не слышит окружающий мир, и какую-либо ответную реакцию ждать сложно.
  • Увлечение пустышкой: если рот постоянно занят, то ребенок будет общаться с родителями при помощи жестов и мычания. В членораздельной речи просто нет необходимости.
  • Педагогическая запущенность: учить малыша говорить следует с первых дней жизни, чтобы он знал, как создается и звучит речь.
  • Другая крайность – перегруженность малыша. Многие родители начинают усиленно заниматься с ребенком с самого рождения и буквально требовать от него первых слов. Молчание в данном случае – выражение протеста.
  • Если в семье одновременно используется несколько языков, то ребенку нужно некоторое время, чтобы разобраться, на каком из них ему учиться говорить.

Читайте также: Консультация нейропсихолога для дошколят 5-7 лет

Как помочь ребенку заговорить?

В первую очередь покажите малыша педиатру, оториноларингологу и неврологу, чтобы исключить физиологические причины отсутствия речи. Если проблемы есть, немедленно приступайте к лечению. Чем больше времени будет упущено, тем сложнее окажется путь выздоровления.

Если врачи пришли к заключению, что ребенок полностью здоров, то вам необходимо создать вокруг него благоприятную среду для развития речи. Как это сделать?

1. Разговаривайте с малышом.

Дети учатся говорить, подражая взрослым. Некоторые родители полагают, что младенец не понимает их речь, а значит, и разговаривать с ним бесполезно. Но это не так. Ребенок впитывает каждое слово. Поэтому старайтесь ласково разговаривать с малышом во время его бодрствования, причем важно, чтобы он хорошо видел, как двигаются ваши губы при артикуляции звуков.

2. Говорите с малышом правильно.

Четко произносите звуки и говорите медленно, чтобы ребенок успевал вычленять из речи отдельные слова. Комментируйте свои действия, называйте и описывайте предметы, которыми берете в руки, старайтесь использовать обычные слова вперемешку со звукоподражательными ( типа ам-ам, бо-бо) и простые синтаксические конструкции, но только не сюсюкайте и не искажайте звуковой облик слова. Говорите так, как будто ожидаете ответа от малыша.

3. Читайте, слушайте, пойте

Пока ребенок бодрствует, включайте аудиозаписи с детскими песенками. Перед сном читайте вслух малышу сказки. Пойте с ним простые песенки, потешки, проговаривайте короткие стихи и пестушки. Все это обогащает словарный запас ребенка, помогает ему овладеть грамматикой родного языка.

Десять-двенадцать месяцев – идеальное время для того, чтобы познакомить малыша с книгой. Только подберите «ударопрочные» издания со страницами из толстого картона или текстиля и большими яркими картинками. Давайте ребенку возможность поиграть с книжкой, полистать ее, рассмотреть иллюстрации. Читая книжки, старайтесь заинтересовать своего слушателя, задавайте вопросы типа «Где у зайчика ушки? А где носик?» и т.д. Особенно будут полезны для ваших занятий специальные альбомы для развития речи.

4. Уберите телевизор, гаджеты и говорящие игрушки

Всевозможные развивающие мультики, игры на планшете и интерактивные игрушки, какими бы крутыми и дорогими они ни были, только отвлекают ребенка от происходящего вокруг. Дайте возможность малышу самостоятельно исследовать окружающий мир. Дайте ему самые простые «молчащие» игрушки – кубики, пирамидку, текстильных зверей и кукол. Позвольте малышу стать создателем игры, а не пассивным наблюдателем, нажимающим на кнопку.

Читайте также: 23 эффективных упражнения для улучшения дикции

5. Расширяйте круг общения.

Человек – существо социальное, и умение общаться – важнейшее качество для него, независимо от возраста. Не ограничивайте круг общения малыша, пусть с ним общается как можно большее количество взрослых и детей. Пример из жизни: академик В. В. Иванов в раннем детстве перенес тяжелое заболевание, и развитие речи остановилось. В доме было правило: каждый гость обязательно общался с ребенком. В результате ребенок через некоторое время заговорил снова, а впоследствии стал выдающимся лингвистом.

6. Развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика дает хорошие результаты при ежедневном выполнении. Однако поначалу ребенок может отнестись к ней без особого восторга. Поэтому если он не дает ручки, не настаивайте, а показывайте упражнения на себе. Постепенно малыш обязательно заинтересуется и включится в игру.

7. Артикуляционная гимнастика

Если регулярно тренировать речевые органы, то и речь тоже быстро появится. Вот несколько упражнений, которые можно выполнять уже в годовалом возрасте.

  • Поцокайте языком, как лошадка.
  • Оближите языком рот, как будто вкусно поели.
  • Улыбнитесь как можно шире.
  • Вытяните губы трубочкой и подуйте на что-нибудь легкое.
  • Покажите, как широко умеет зевать слон и как кошка лакает молоко.

Сначала просто показывайте движения ребенку, потом он научится их повторять.

Самое главное – не прекращайте занятий, даже если не видите сразу ответной реакции. Через несколько месяцев речь обязательно появится, и вы еще будете уставать от постоянных детских «почему» и «мааам».

Дата публикации: 09.11.2020. Последнее изменение: 29.03.2021.

Источник

Содержание:

  • Самостоятельность ребенка
  • Речь ребенка
  • Походы в магазин
  • Истерики

Информацию о том, как развивается ребенок от года до двух, двух с половиной лет, получить довольно трудно. Она во многом уже вне компетенции педиатра, а психологи чаще начинают работать с детьми после трех лет. Да и в литературе этот период описан крайне скупо – особенно по сравнению с первым годом жизни ребенка.

У некоторых родителей создается впечатление, что их вели, вели за руку – и вдруг бросили на полпути. Кажется, что год – это тот рубеж, после которого должно стать легче. Но легче не становится. Малыш день ото дня меняется едва ли не сильнее, чем на первом году жизни, он умеет ходить, но взывать к его сознательности еще рано. И это еще как минимум на год.

Итак, несколько месяцев назад ваш ребенок из горизонтального положения перешел в вертикальное. Глядя на него сверху нам сложно понять, насколько видоизменился для него мир, когда он оторвал свои руки от пола, какие возможности перед ним открылись. Активность малыша увеличилась многократно, и такой же активности он требует от нас.

Что же делать? Постарайтесь принять эту ситуацию: да, теперь ваш ребенок на самом деле требует больше внимания, чем тогда, когда он спал по 6-8 часов в день. И это не его каприз, а необходимость данного этапа развития. Не давая малышу свободно перемещаться и исследовать все, что его окружает, мы рискуем получить массу на наш взгляд необоснованных капризов и повышенную требовательность с его стороны – и в то же время притупить естественную тягу ребенка к самопознанию и познанию окружающего мира.

Это требует некоторых усилий. Очень важно, чтобы в любом месте, где бы вы ни находились на улице, в гостях, в поликлинике, ребенок мог ходить самостоятельно – то есть на нем должна быть соответствующая обстановке обувь.

Я не согласна с мнением, что в холодное время года, когда на улице снег и грязь, ребенку, уже умеющему ходить, лучше гулять сидя в коляске. Однако с малышом, недавно научившимся ходить, не надо перемещаться на большие расстояния. Это ему еще тяжело, да и не верно с ортопедической точки зрения. Дело в том, что его постоянное движение дома, беготня во дворе – это совсем не то же самое, что монотонная ходьба в заданном вами направлении.

Поэтому если ребенок не хочет сидеть в коляске, надо на некоторое время ограничиться прогулками рядом с домом. Если, конечно, санитарное состояние двора позволяет это сделать. Если нет, спасением может стать парк или другая приемлемая для прогулок территория, до которой можно быстро добраться, буквально добежать с ребенком в коляске или заплечном рюкзаке.

Самостоятельность ребенка

Очень важно в возрасте от года до двух разрешить ребенку делать все, что не опасно для его здоровья. Если хочет в течение часа разбирать кастрюли в шкафу – пусть это делает. Конечно, тяжелую утятницу, которую можно уронить себе на ногу и получить травму, лучше убрать. Но если его довольно ощутимо стукнет большая кастрюля, то пусть это случится, и малыш поймет: “Это больно”. Зафиксируйте внимание ребенка на слове “больно”, поговорите о том, как это бывает, и в следующий раз, вероятно, уже будет достаточно ваших словесных предупреждений. Подобным же образом можно дать малышу ощутить, что такое “горячо”, “скользко”, “грязно” и т.п.

Подавляющее большинство детей еще до года изъявляют желание взять в руку ложку и попробовать донести еду до рта. Если родители не противятся этому желанию, пытаются создать условия для самостоятельной еды ребенка (удобная еда, удобные ложка и тарелка) и терпеливо относятся к пролитому супу и перевернутой каше – они будут вознаграждены за свою самоотверженность ребенком так называемого естественного раннего развития. Они раньше, чем другие родители, на свой монолог, обращенный к малышу, получат осмысленный взгляд и адекватные действия. Скорее всего, этот кроха заговорит раньше, чем его сверстники (если ложка будет в правой руке), будет менее тревожен и капризен при расставании с мамой.

Поймите правильно: ранняя самостоятельность в еде – не панацея от всех проблем. Просто это очень важный фактор, влияющий на развитие ребенка, поскольку возможность самостоятельно есть ставит его на совершенно иной уровень самосознания. С одной стороны, малыш меньше зависит от окружающих, с другой – это признак благополучного воспитательного процесса.

Карандаши, фломастеры, бумага для рисования – это вещи, к которым даже годовалый малыш должен иметь свободный доступ. Карандаши нужны толстые, легкие, с мягким грифелем. В идеале – треугольные в сечении, так называемые карандаши Монтессори. В последнее время такой же формы выпускаются и фломастеры. В продаже бывают также трехгранные резиновые насадки, надевающиеся поверх обычного карандаша. Грифель фломастеров, которые вы покупаете ребенку, должен быть закреплен так, чтобы не проваливался при сильном нажатии (на фломастерах, разработанных специально для маленьких детей, существует специальная маркировка). Небьющиеся, неломающиеся французские карандаши – тоже хороший выбор, но для ребенка с более сформировавшейся мелкой моторикой.

Следите, чтобы малыш сразу правильно держал карандаш (трехгранная форма этому способствует) и всегда вкладывайте его (как и ложку) в правую руку. Делая это спокойно и настойчиво до достижения ребенком полутора лет, вы не переучиваете возможного левшу, а всего лишь обучаете его правилам жизни в праворуком мире и помогаете избежать проблем в школе. А вот малыша старше 2-3 лет переориентировать на пользование правой рукой я советую только с помощью специалиста-психолога.

И наконец о слове “нельзя”. Если ребенок “непослушный”, и родители употребляют запрещающие слова слишком часто, они просто теряют всякий смысл. А у родителей “послушных” детей возникает соблазн пользоваться словом “нельзя” к месту и не к месту – и у их малышей может вообще пропасть желание что-либо делать: все равно ведь запретят.

Для того чтобы оценить, не слишком ли вы ограничиваете самостоятельность ребенка, предлагаю сделать следующее. Постарайтесь в течение дня уходить от запрещающих формулировок: нельзя, не трогай, не лезь и т.п. Установите для себя лимит – три запрета в день, а в остальных случаях либо дайте малышу сделать то, что он хочет, либо воспользуйтесь незапрещающей формулировкой. Например, если ребенок намеревается пройти по слишком глубокой луже, скажите что-то вроде: “Давай ты сегодня будешь поездом. Разве поезда плавают по морю?”. Или: “Давай обойдем это море по берегу”.

Вы увидите, что иногда и эти три запрета остаются неиспользованными: боясь выйти за лимит, вы оставляете их для более критической ситуации. А таких ситуаций в течение дня может не произойти вообще. Свою жесткость, последовательность и принципиальность оставьте для случаев типа: “Нельзя бить бабушку”, “Нельзя обижать маму”, “Нельзя будить уставшего папу”.

Речь ребенка

Основная ваша задача развития ребенка на протяжении ближайшего года – научиться общаться с малышом посредством речи (если вы не сделали этого раньше). Поясню. Смысл словесного общения с ребенком не в том, чтобы просто озвучивать свои действия, а в том, чтобы обращаться к нему, как ко взрослому, – не сомневаясь, что он вас поймет и непременно ответит. Замечать его “ответы” – жесты, звукоподражания, гримасы. Еще не говорящий малыш уже может выполнить просьбу принести что-то или указать на названный вами предмет. Если все это в вашем “арсенале”, то вы заложили хорошую основу для развития речи ребенка.

Несмотря на то, что малыш до сих пор не говорил и пока еще тоже не говорит, его пассивный словарный запас (слова, которые он понимает) достаточно велик – родители порой даже не подозревают, насколько. И чем этот запас будет больше – благодаря разнообразию вашего общения, – тем легче будет ребенку перейти к активной речи. Кроме того, существует связь между пассивным словарным запасом и тем объемом головного мозга, который будет использоваться человеком всю последующую жизнь.

А еще ваше обоюдное умение объясняться очень помогает избегать капризов. Если вы умеете успокаивать малыша словами (непременное условие – зрительный контакт: ваши глаза должны быть на одном уровне, поэтому надо или опуститься к ребенку, или взять его на руки), он в свою очередь научится обращаться к вам не криком, а жестами и звуками, интонационно имитирующими речь.

Собственно говоря, эти звуки и есть основа будущей речи. Разговаривая с ребенком, вы вдруг в его ответе на ваш вопрос услышите как бы случайно и очень нечетко произнесенное последнее слово вашего вопроса. Не упустите этот момент. Услышав звукосочетание, похожее на слово, обязательно повторите его еще несколько раз.

– Ты хочешь банан? – спросите вы.

– Бан, – услышите в ответ.

– Бан, ба-а-а-нан, ба-а-а-нан. Маша будет кушать ба-а-а-нан. Ма-ма да-а-ай ба-а-на-ан, – примерно так вы интонируете, очищая этот самый банан и передавая его ребенку. Ребенок скорее всего не повторит за вами, но звуковая конструкция у него зафиксируется.

Кроме того, чаще повторяйте слова, в которых присутствуют звукосочетания, уже освоенные ребенком. Если вы знаете, что малыш может называть какие-то вещи словами, старайтесь всячески поощрять их произнесение.

В течение ближайшего года ваш малыш научится говорить. Его общение с окружающими людьми перейдет на другой качественный уровень. Здесь важно не переборщить. До того, как ребенок заговорил, мы обычно отстаем в своем восприятии его – он развивается быстрее, чем мы себе представляем. А вот после того, как малыш заговорил, появляется риск считать его более взрослым, чем он есть.

И еще. В период активного формирования речи у ребенка не должно возникать ситуации дефицита сна. А также настоятельно не рекомендую вам читать детям на ночь новые незнакомые книжки.

Походы в магазин

Не нужны ребенку до трех лет. Это яркое впечатление вполне можно отложить на более старший возраст. Начиная выделять среди многообразия предметов знакомые или интересные ему продукты, вещи, годовалый, полуторагодовалый, двухлетний малыш неизбежно начнет их просить. Пытаясь как-то отвлечь ребенка от нытья, маме приходится ему что-то покупать – лакомство, игрушку. Избежать этого трудно. Так возникает стереотип в поведении ребенка и реакции мамы, который потом очень трудно изменить.

Возможно ли избежать походов в магазин с малышом? Безусловно. Будем самокритичны: зачастую нет необходимости идти в магазин во время прогулки, но очень скучно стоять во дворе и хочется развлечься. Итак, основные покупки можно сделать в выходные, а повседневные – переложить на других домочадцев. Гуляющим во дворе мамам с малышами, чем идти всей компанией в магазин, лучше сделать это по очереди. Наконец, можно воспользоваться услугами круглосуточно работающих магазинов или служб доставки товаров на дом.

Что делать с ребенком, который уже взял за правило ныть и просить что-то в магазине? Для начала перестать с ним туда ходить. Дать ему возможность подзабыть эту ситуацию. Уходя за покупками, спрашивать “Что тебе принести?” и приносить согласованную с малышом покупку.

Дав ему немного подрасти, традицию предварительного согласования можно перенести на посещение магазина. То есть идя в магазин с ребенком, вы заранее договариваетесь: мы идем покупать вот это для папы, вот это для мамы, вот это для тебя, а на все остальное только посмотрим. Повторяете уговор прямо перед дверями магазина. Выполняете условие со своей стороны: покупаете то, о чем договорились. Если со стороны ребенка условие не выполнено (он плохо себя ведет), не ругаете его в магазине, но очередное посещение откладываете – до того возраста, когда его самоконтроль возрастет настолько, что он сможет держать данное вам слово.

Истерики

Так родители называют ситуации, в которых не могут справиться с ребенком и дело доходит до крика и слез. Если вашему малышу от года до двух, двух с половиной лет, вы наверняка хоть раз сталкивались с чем-либо подобным. “Моему сыну 1 год 9 месяцев, – рассказывает мама. – Капризничает по любому поводу, особенно если не выполняешь его желание. Невозможно одеть на прогулку. Каприз превращается в истерику моментально. Иногда я серьезным тоном обрываю его, иногда жалею… Как лучше выходить из подобных ситуаций и что они означают?”.

Начнем с последнего вопроса. Замечено, что, как правило, периоды непослушания предшествуют качественным возрастным изменениям (ребенок пошел, освоил очередное новое умение, начал говорить и т.п.). Если же периоды непослушания наступают после качественного скачка в развитии ребенка, то, скорее всего, это мы, взрослые, не успели перестроиться. Если в течение нескольких недель поведение нормализуется, то можно считать эти периоды своеобразной нормой развития ребенка. Испытанием на прочность окружающей среды, ее подстройкой под себя.

Это не значит, что мы должны всегда следовать требованиям ребенка. Но также это не значит, что мы должны раздражаться и наказывать его.

Если же “непослушание” выглядит непрекращающимся и усиливается с возрастом, значит, что-то мы сделали неправильно и имеет смысл разобраться в ситуации с помощью психолога.

Теперь о том, что делать. Подумать, не слишком ли многое вы запрещаете. Попробовать “не идти на принцип” в тех случаях, которые на самом деле принципиальными не являются. Учиться отвлекать и занимать малыша разговором – этим искусством часто в совершенстве владеют бабушки. И самое главное и самое трудное – в любой ситуации не раздражаться (раздражаться – это не то же самое, что сердиться).

Это нелегко, но дает очень хорошие результаты. Вы, наверное, и сами замечали (если нет, проведите эксперимент): если хочешь уложить малыша поскорее, он, как нарочно, не засыпает и полчаса, и час. И наоборот: если отводишь на укладывание ребенка целый час, никуда не спешишь, сама совершенно расслаблена, он засыпает за десять минут.

Еще один “камень преткновения” – сборы куда-либо, особенно одевание. Сначала о том, как сделать его удобным. Утепленный комбинезон одно из решений, помогающих упростить сборы на прогулку. Для ребенка лет до трех-четырех он вполне уместен. Количество одежды уменьшается и включает валенки или ботинки, шапку (по погоде, но без платка под ней), варежки, водолазку, колготы и (в холода) шерстяной комбинезон внутрь. Имейте в виду, что капризы ребенка при одевании – сигнал о том, что одежда может быть для него неудобна: слишком теплая, тяжелая, сковывающая движения.

Итак, ситуацию одевания я предлагаю хотя бы раз “отпустить”. Получив отказ на предложение начать одеваться, сесть рядом с ребенком и просто смотреть, как он играет. Не заниматься своими делами, не пытаться участвовать в его игре. Отвести на это, скажем, полчаса. При этом важно пребывать в душевном равновесии, быть абсолютно расположенной к этой ситуации: “Я просто сижу и смотрю, как ребенок играет. Я спокойна. Я отдыхаю”. Пусть рядом лежат вещи, которые нужно на ребенка надеть. Скорее всего, через некоторое время малыш, на которого не обращают внимания, захочет это внимание получить и даст себя одеть.

Подобный опыт важен не столько тем, что одевание в результате все же состоится, а тем, что позволит вам запомнить (и при случае воспроизвести) то ощущение покоя и расслабленности, которое удалось испытать. Именно оно сыграло здесь главную роль.

При желании такой эксперимент можно продлить – особенно я советую это сделать маме, которая очень устает от ребенка. Итак, выберите подходящий день, оставьте все свои дела по дому, не включайте телевизор, избегайте длительных телефонных разговоров и с утра до вечера следуйте только ритму малыша. Не навязывайте ему свою игру, а в то время, когда он не требует к себе внимания, займитесь приятным для вас делом.

Вероятно, вы сделаете ряд ценных наблюдений.

Кто-то отметит, что игра ребенка, кажущаяся вам в спешке бесконечной, на самом деле занимает его лишь на двадцать минут. И на это время вполне можно отложить и прогулку, и обед.

Кто-то увидит, насколько бесполезно чего-то требовать от уставшего или голодного малыша. Дело в том, что любая смена деятельности для ребенка – это напряжение. И если он устал, то не способен даже к действиям, направленным на облегчение своего состояния. Так, ребенку, у которого слипаются глаза, раздеться и лечь в кровать очень сложно.

Кто-то обнаружит, что заведенный в семье порядок вовсе не так удобен, и решится его изменить. Тот же отход ко сну заблаговременно начнется с купания, переодевания в пижаму и затем – тихих игр до того момента, когда малыш устанет и заснет. Согласитесь, поиграл, захотел спать и заснул – это естественнее, чем захотел спать, понесли мыться и т.п.

Понятно, что у каждого эти наблюдения будут своими. Но они наверняка помогут прийти к взаимопониманию с вашими малышами.

Ситуация может измениться принципиально, если вы постараетесь всегда помнить о трех вещах.

  • Если общаясь с ребенком, пусть даже в сложных ситуациях, вы испытываете раздражение, ребенок не может быть в этом виноват – ищите причины в себе.
  • Вы самый близкий, самый родной для малыша человек. Если его не поймете вы, его не поймет никто.
  • Никто не любит вас преданнее и бескорыстнее, чем ваш ребенок.

23.11.2005

Лошинская Екатерина психолог

Статья из журнала “Наш Малыш”, февраль 2002

Источник