Ребенку 1 5 год мало разговаривает

Ребенку 1 5 год мало разговаривает thumbnail

Норма развития речи к полутора годам, причины отставания от сверстников, как их определить и что делать в случае выявления нарушения. Способы стимуляции речевого развития в этом возрасте.

Второй год жизни малыша – это этап первичного освоения языка. Уже пройден доречевой этап, когда малыш гулил, лепетал, произнося первые звуки. Начиная с года, идёт процесс медленного освоения малышом значимых для него слов. Но, иногда случается так, что ребёнок не говорит в 1,5 года, хотя к году в его активном словаре должно быть около 6 слов. Активный словарь – это те слова, которые он употребляет в своей речи (пассивный словарь – слова, значение которых ему известно, понятно, но он их не произносит).

Норма развития детской речи в полтора года

К началу второго полугодия дети могут иметь в своём лексиконе от 30 до 50 слов. Они употребляют их как по собственному желанию, так и в качестве ответов на вопросы окружающих.

Пассивный словарь к этому времени насчитывает гораздо большее количество слов и понятий. В следующем полугодии, то есть от полутора до двух лет, ребёнок постепенно переводит слова из пассивного словаря в активный. Это процесс нарастает, как снежная лавина. Специалисты называют его «лексическим взрывом».

Практически каждый день дети осваивают новые и новые слова. В полтора года у многих детей, имеющих развитую в соответствии с возрастными нормами речь, отмечается объединение двух слов в одно предложение. «Дай ку» (дай куклу, кубик), «Папа нет» (папы нет дома), «Баба дай» — вот несколько подобных предложений из слов-корней. Иногда дети в полтора года применяют только односложные предложения: «Бух», «Ням-ням», «Би-би».

Если речевое развитие ребёнка не соответствует среднестатистической нормам (в 1,5 года малыш не произносит не только 1–2 словные предложения, но и не говорит нужное количество слов, или вообще ничего не говорит), то родителям стоит начать стимулирование детской речи.

Возможные симптомы и причины речевого отставания

Заботясь о своевременном развитии своего чада, не стоит опираться на самостоятельно добытые сведения о норме и патологии, лучше довериться специалисту. В век информационных технологий можно, даже не будучи жителем мегаполиса, получить дистанционную консультацию по любому вопросу.

Прежде всего, нужно обратиться к детскому невропатологу, так как речь – процесс, управляемый центральной нервной системой. Поскольку речь – это процесс, оформившийся позже всех психических функций, именно поэтому это хрупкое образование первым страдает при нарушениях ЦНС. В редких случаях позднее речевое развитие генетически обусловлено у членов одной семьи.

В каких случаях в полтора года следует обратиться к невропатологу:

  • речи нет вообще, или имеется непонятный лепет;
  • ребёнок показывает пальцем или кричит, когда ему что-то нужно;
  • малыш не повторяет за взрослыми слоги и простые слова «мама, баба, папа, кис, дай, на»;
  • сначала речь появилась, а затем исчезла.

Перед обращением к врачу следует подготовиться, чтобы сообщить ему полные сведения о течении беременности и родов. Специалиста будет интересовать, не было ли патологии беременности, гипоксии плода, асфиксии в родах, когда ребёнок закричал, его оценка по шкале Апгар, и другие подобные сведения.

Возможные причины речевого отставания:

  • несовместимость по резус-фактору матери и ребёнка;
  • перенесённые женщиной во время беременности инфекционные заболевания, поздний гестоз беременных;
  • родовые травмы, привёдшие к ММД (минимальная мозговая дисфункция), гипоксии, асфиксии новорождённого;
  • педагогическая запущенность, когда детям уделяют недостаточно внимания;
  • травмы головы, нейроинфекции.

Вполне возможно, что опасения родителей не подтвердятся, и речевое развитие идёт нормально, но с небольшой задержкой. Однако лучше своевременно взяться за профилактику и коррекцию речевых нарушений, чем после сокрушаться о потерянном времени. Уже с 2 лет дети могут заниматься с логопедом и педагогом-дефектологом.

Как увидеть нарушение речевого развития

Перед тем как проводить самостоятельную диагностику развития речи, следует исключить нарушения слуха у малыша. Если он плохо слышит речь окружающих, то и воспроизвести её не сможет. Такую проверку может провести врач-сурдолог или отоларинголог по просьбе родителей. К специалистам обращаются, если дети не пользуются голосом для привлечения внимания, не реагируют на громкий звук вне поля их зрения, не поворачиваются к источнику звука.

Важный показатель нормы – развитие крупной и мелкой моторики. Если малыш неуклюж, во втором полугодии не может взять мелкую игрушку двумя пальчиками, нарисовать каракули, построить маленькую башню из кубиков, скорее всего, его моторика развита недостаточно хорошо.

Проще всего проверить понимание речи малышом, то есть наполняемость его пассивного словаря:

  • попросить его выполнить просьбу взрослого;
  • показать предмет, названный взрослым, части тела;
  • предложить выбрать одну названную взрослыми игрушку из нескольких.

В заключение оценивается состояние органов артикуляции – губ, нёба, языка. Язык может иметь укорочённую уздечку, быть слишком большим, или слишком маленьким. Если родители замечают, что язык дрожит, у малыша постоянно течёт слюна, а рот всегда приоткрыт, возможно, речь отсутствует из-за невропатологической патологии – дизартрии.

Как можно стимулировать речь в 1,5 года

Если родители внимательны к своему ребёнку, ежедневно уделяют ему достаточное количество времени, небольшое отставание удастся скорректировать самостоятельно.

Советы для родителей:

  • чаще называйте малыша по имени;
  • показывайте и называйте предметы домашнего обихода (мебель, посуда, игрушки, обувь, одежда);
  • показывайте и называйте части тела у себя, у ребёнка, у кукол, у домашних животных;
  • создавайте ситуации, когда малыш будет вынужден применить речь и не спешите за него договаривать;
  • показывайте новые предметы, игрушки, сопровождая их комментариями (какого они цвета, формы, величины, поверхности, из какого материала сделаны);
  • смотрите мультфильмы вместе с детьми, и поясняйте все, что происходит на экране, спрашивайте, кого видят, что делает герой;
  • не оставляйте надолго включённым телевизор в комнате, где находится малыш – постоянный звуковой фон не даёт ему возможности вслушаться в речь окружающих, она станет для них неинтересна, потеряет значимость;
  • поясняйте словами все свои действия и предметы, которыми пользуетесь;
  • задавайте малышу вопросы и сами же на них отвечайте, это приём вытеснит из детской речи упрощённые слова; давайте образцы правильной речи.

Чаще рассматривайте с детьми картинки, на которых изображены дети, животные, знакомые предметы, предложите показать зайку, мишку, машину и т.д. Чтение стихов, потешек, прибауток, сказок с простым сюжетом отлично способствует речевому развитию детей с полутора до двух лет.

На видео ниже показаны упражнения пальчиковой гимнастики, которая стимулирует развитие речи.

Важно помнить, что подавляющее большинство причин речевых задержек связано с тем, что родители недостаточно занимаются с детьми, или не занимаются ими вовсе, отдавая ситуацию на откуп бабушкам. В этом случае приходится долго ждать пока малыш скажет своё первое слово. При своевременной работе дети разговаривают не хуже, а часто лучше своих сверстников.

Источник

Нормы появления речи у детей весьма размытые. Если ребёнок в 1,5 года не говорит, родители начинают беспокоиться. Большинство идет к неврологу в поисках проблемы.

Некоторые считают, что в таком случае нужно обращаться к логопеду. Но по современным стандартам этот специалист не занимается с детьми до 3-х лет. При отсутствии органических поражений мозга, родителям нужно решать вопрос с речью самостоятельно.

Нормы развития

Врачами утверждены определённые возрастные рамки для каждого умения ребёнка. Но стоит учитывать, что все они примерные, то есть отклонения от них вполне допустимы.

Нормы развития речи у детей.

По данным современных психологов, в полтора года дети должны:

  • активно перемещаться (вставать, ходить, падать, пытаться везде залезть);
  • играть в «ладушки»;
  • уметь зажимать кулачок;
  • хлопать в ладоши, если что-то получилось;
  • играть в бытовые предметы (кастрюли, половник, ложки и т. д.);
  • повторять простейшие бытовые действия (расчёсывать себя, родителей или игрушки, катать по полу машинки или коляску и т. д.);
  • понимать просьбы (выполнять их правильно необязательно);
  • откликаться на имя (при условии, что он его слышит дома в обращении к себе);
  • заниматься одним делом не более 10 минут;
  • указывать на предмет, который вызвал интерес;
  • надевать на пирамидку колечки (их порядок значения не имеет);
  • совершать ритмичные движения под музыку;
  • копаться в одежде, вынимать её из шкафов и ящиков;
  • плакать, если происходящее его не устраивает;
  • бросать предметы и радоваться этому.

Здоровые дети в возрасте от годика до двух выполняют хотя бы половину из этого списка. Речь не является показателем развития у ребёнка в этот период времени. Хотя от неврологов старой школы ещё можно услышать слова о 20 словах, которые должен произносить малыш.

 «Словом» неврологи называют любой слог или гласную, которая обозначает предмет (му — это слово, ма — тоже).

К двум годам должны появляться узнаваемые осмысленные слова. Но даже если этого не произошло, даётся ещё 3-6 месяцев на наблюдение за ребёнком. Далее смотрят на остальные показатели развития и решают, подождать до 3-х лет или начинать занятия с логопедом. Таким образом, ребёнок в полтора года может не говорить ни одного слова, понятного взрослым. И это будет считаться вариантом нормы.

Причины отставания

На речевое развитие ребёнка влияет много факторов.

Они делятся на несколько групп:

  • органические (заболевания нервной системы, внутреннего и среднего уха, черепно-мозговые травмы, недоношенность, гипоксия и травмы во время родов, вредные привычки матери и экстрагенитальные патологии беременной);
  • физиологические (раннее прекращение кормления грудью, запоздалый переход на пищу кусочками, гипотонус мышц артикуляционного аппарата, неправильный прикус);
  • психологические (стресс, напряжённые отношения в семье);
  • социальные (неблагополучность семьи, отсутствие общения между взрослыми и с ребёнком или гиперопека, когда пропадает мотивация к речи).

Большинство причин является обратимыми — их можно предотвратить или исправить. Органические поражения лечит невролог, к которому можно обратиться за консультацией по поводу речи. Он выяснит уровень развития ребёнка и степень поражения мозга. Если она небольшая, можно обойтись без препаратов и процедур, а чуть больше внимания уделить занятиям по постановке звуков.

Диагностика состояния

Если родителей беспокоит отсутствие речи у ребёнка в 1,5 года, им стоит начать диагностику с невролога. Он оценит риски органического поражения мозга и назначит необходимое обследование. Если патологии центральной нервной системы у пациента отсутствуют, значит медикаментозное лечение не требуется.

Диагностика у невролога.

Следующим пунктом стоит посетить нейропсихолога. Он определяет соответствие психического развития возрасту. При обнаружении расхождений, врач даёт рекомендации по коррекции в домашней обстановке. К этому специалисту лучше обращаться всей семьёй. Часто проблемы речи у ребёнка кроются во взаимоотношениях между взрослыми, которые можно заметить только со стороны.

Третья ступень поиска — логопед. Он не возьмёт на занятия полуторагодовалого малыша, но может проверить артикуляционную зрелость аппарата и показать упражнения для выполнения дома. Спустя несколько месяцев стоит сходить на повторную консультацию для отслеживания темпов развития ребёнка.

Принципы развития речи

Если в 1,5 года ребёнок не говорит, стоит обратить внимание на то, чем он занимается в течение дня.

Необходимо включить в распорядок несколько пунктов:

  1. Развитие крупной моторики (бег, перелезание через препятствия, лазание по лестнице, плавание).
  2. Занятия по мелкой моторике (игры с материалами, различными по текстуре — макароны, крупы, сушёная фасоль, различные ткани и специальные игрушки с мелкими деталями).
  3. Больше разговаривать (родители должны проговаривать каждое своё действие и то, что они делают с ребёнком).
  4. Исключить гаджеты и мультики (они формируют пассивность в речи — учат слушать, но не говорить).
  5. Петь песенки (особенно любимые, которые ребёнок знает и будет пытаться повторить).
  6. Побуждать к разговору (малыш должен не просто мычать, а просить предмет, который ему нужен, и не получать желаемое иным способом).

Соблюдая эти правила, получится создать идеальную среду для развития речи ребёнка. И помочь ему в этом должны родители, а не врачи. Поэтому до 3-х лет большое внимание уделяется именно домашним занятиям с детьми.

Несколько упражнений

Если среда для развития создана правильно, а речевого скачка никак не происходит, не нужно паниковать. Стоит ежедневно выполнять цикл упражнений, которые будут интересны ребёнку и не займут много времени для родителей.

К их числу относятся:

  • придание лепету смысла (активная поддержка попыток обозначения предметов звуком);
  • побуждение к простому диалогу с использованием известных слов для ответа (кто пришёл? − мама, как упал? − бух!);
  • побуждение озвучивания игры (катает машинку — брр, играет собачкой — ав);
  • разучивание потешек со звукоподражаниями (гуси-гуси, га-га-га);
  • игры-повторялки за взрослым (сначала отдельные слоги, затем простые слова).

Нужно учитывать то, что дети слышат нашу речь по-другому. Если ребёнок неправильно повторил слог или слово, не нужно его ругать. Стоит просто проговорить ещё раз. Когда ошибок не будет, можно менять во втором слоге гласную — ма-му, па-пу.

Ребенок повторяет слова.

Вводить новые слоги стоит постепенно. Начинают всегда со знакомых звуков. Затем добавляют новые, закрепляют и возвращаются к прежним. Так получится наиболее мягко интегрировать в сложившуюся систему произношения слоги и слова.

В раннем возрасте развитие детей идёт очень быстро. Годовалый малыш может совсем не говорить, но через полгода появятся первые слова, а к двум простые предложения. Самое важное для родителей — создать благоприятную среду для развития, показывать пример в речи и общении друг с другом, не мешать ребёнку познавать мир гиперопекой и лишними запретами.

Детский мозг способен нагнать сверстников в рекордно короткие сроки даже при наличии небольшого отставания. Для этого не нужны консилиумы врачей, горы препаратов и физиопроцедуры. Достаточно внимания родителей, домашних занятий и благоприятной атмосферы в семье.

Источник

Ребенок не говорит в 1,5 года. Если вас это беспокоит, давайте побеседуем на эту тему. Разберемся, что должен говорить ребенок в полтора года и какие действия следует предпринимать, если он в этом возрасте не разговаривает.

Нормы речевого развития детей дошкольного возраста

В возрасте от года до полутора лет у детей начинает формироваться активная словесная речь. И хотя у каждого ребенка эти сроки индивидуальны, существуют среднестатистические данные речевого развития дошкольников.

Они служат ориентиром и для родителей, и для врачей. Чтобы не беспокоились, либо не пускали этот процесс на самотек родители. Чтобы своевременно диагностировали и назначали лечение специалисты.

В таблице ниже приведены сведения по формированию речи детей дошкольного возраста:

Нормы речевого развития у детей-дошкольников

Итак, сколько слов должен говорить ребенок в 1,5 года?

От 15-20 слов до 40-50. Это и их сокращенные версии (бу — бусы, ми — мишка), и звукоподражания (бе-бе, гав-гав). К двум годам словарный запас малыша увеличивается до 200-300 слов.

Пассивный же словарь, состоящий из слов понятных, но еще не выговариваемых, намного больше. Это и цвета, и части тела, и игрушки, и много чего еще, что можно принести, показать, а также посильные слова-поручения (убери за собой, помоги сестренке).

После полутора лет идет стремительное увеличение активного словаря ребенка вместе с изменением грамматики. Это явление имеет свое название — «лексический взрыв».

Слова могут быть интерпретированы (укама — руками), либо многозначны (бух — падать, прыгать). С полутора лет начинает оформляться фразовая речь, когда складываются двухсловные предложения (я пать — я пошла спать, мама ку — мама кушает). К двум годам предложения уже состоят из 3-4 слов.

У каждого ребенка свой темп. Один в два года читает наизусть К. Чуковского, другой медленно, но верно, постигает премудрости языка, будучи при этом активным и жизнерадостным.

А бывает и такое: ребенок молчит до 1,5-2 лет, а потом начинает говорить, не умолкая, днями напролет.

Стоит ли беспокоиться

Если в полтора года ребенок не говорит, в его словарном запасе нет лепетных и звукоподражательных слов, и особенно, если при его вынашивании, рождении или в младенческом возрасте были какие-то отклонения, в этом случае проведение комплексного обследования необходимо.

Такой малыш может не отзываться на свое имя, быть замкнутым, агрессивным. У него могут быть нарушения в координации движений, в работе пальчиков рук.

Если ребенок не откликается на обращенную к нему речь, не реагирует на голоса людей, звуки окружающей среды, то ему необходима помощь врача-сурдолога. На развитии речи отрицательно сказывается не только снижение слуха, но также и зрения.

Если физиологические причины молчания вашего ребенка исключены, то дело за вами. Что следует предпринять, об этом чуть позже.

Ребенок не говорит в 1,5 года

Все-таки не помешает знать, какие причины приводят к задержке речевого развития.

Что оказывает влияние на формирование речи у детей

Развитие ребенка, в том числе и речевое, процесс очень сложный. На него оказывают влияние и экологическая обстановка, и социальная среда, в которой находится ребенок, и семейный уклад.

Но давайте о причинах того, что в полтора года ребенок не говорит, по порядку:

  1. Наследственность. Если в семье были случаи поздней речи, то есть вероятность ее унаследовать.
  2. Пол ребенка. Мальчишки могут начать говорить позже своих сверстниц, но зато потом сразу предложениями.
  3. Темперамент малыша. Детки-интроверты, не очень склонные к взаимодействию с другими, тоже не спешат разговаривать.
  4. Недостаточное общение. Ребенку необходима постоянная эмоциональная связь с близкими. Ему надо слышать мамин голос, видеть ее лицо, ощущать ее прикосновения, откликаться на душевное тепло. Малыш чувствами познает окружающий мир и отзывается в ответ первыми звуками и словами, движениями, улыбкой и смехом. Дефицит общения влечет за собой речевые проблемы.
  5. Родительская гиперопека и гиперконтроль. «Не трогай», «не бери», «не ходи туда», «нельзя» — эти запреты, делающиеся, безусловно, с благими намерениями, блокируют такое естественное желание ребенка познавать окружающий мир. Задержка речи в этом случае — ожидаемое явление.
  6. Чрезмерная информационная нагрузка. Стремление научить малыша всему и сразу, чтобы до школы у него была пройдена программа начальных классов, перегружает детскую психику и может негативно сказаться на развитии речи. Не отнимайте у него детство с песочницей, творчеством во всем его многообразии, общением со сверстниками. Пусть ребенок развивается гармонично в соответствии со своим природным ритмом, его организм ответит на это повышенными возможностями и способностями.
  7. Нежелание учиться говорить. Оно возникает тогда, когда взрослые стараются обеспечить малышу полный комфорт и выполняют все его просьбы, не побуждая при этом выражать их словами. Пропадает мотивация: все и так хорошо.
  8. Влияние стресса. Скандалы, ссоры, даже тихая неприязнь родителей друг к другу сказываются отрицательно на психике ребенка и, как следствие, на его развитии. Ведь для маленького человека мама и папа — это его мир.

Как можно помочь малышу заговорить

Так что же делать, если ребенок в 1,5 года не говорит? Наш совет — больше качественного общения!

Больше общайтесь!

А это значит:

  • чаще обращайтесь к малышу по имени;
  • разговаривайте много, озвучивая все свои действия;
  • вовлекайте в диалог ребенка, создавая ситуации, задавая вопросы, обращаясь с поручениями;
  • показывайте и называйте предметы быта, части тела, комментируйте происходящие вокруг события;
  • расскажите о новой игрушке, включив фантазию (Это кукла. Знаешь, как ее зовут? Посмотри, какие у нее красивые волосы и шикарное розовое платье. Сейчас она расскажет тебе о том, как она танцевала на балу. Хочешь?);
  • играйте в совместные игры и не молчите;
  • притворитесь незнайкой и спросите, показывая на мяч: «Это — кубик?»;
  • читайте книжки, рассматривайте яркие картинки, проявляйте интерес (как облизывается волк и убегает зайчик; где у лисы хвост, а у ежа иголки; как улыбается солнышко и плачет дождик; как цокает лошадка и рычит тигр);
  • пойте колыбельные;
  • тренируйте пальчики; для этого закручивайте крышки, сортируйте макароны, перебирайте крупу, рисуйте, лепите, стройте пирамидки, делайте поделки из шишек, желудей, камушков, каштанов;
  • гуляйте на природе, наблюдайте за насекомыми, слушайте, как поют птицы, любуйтесь цветами.

Используйте благодатное время

Период от полутора до двух лет в жизни ребенка по праву можно считать плодоносным для речевого развития. Уделяя много времени и внимания своему малышу, активно и с удовольствием с ним занимаясь, можно получить желаемые плоды.

А выглядеть они могут по-разному: как лексический взрыв, речевая лавина, словесный водопад.

Как ваш влюбленный взгляд, когда малыш декламирует «У лукоморья», еще плохо понимая смысл слов, но уже пробуя себя в роли мастера публичных выступлений.

Источник