Ребенка как подменили 4 года
На своих приемах в детской поликлинике психолог Екатерина Мурашова распутывает множество семейных историй. И некоторые из этих случаев описывает в книгах и своем блоге. Если ребенок вдруг стал устраивать истерики, капризничать, в голову приходят несколько причин: кризис 3 лет, отношения между родителями, что-то, произошедшее с ребенком в детском саду… Но иногда оказывается, что все гораздо сложнее.
– Он изменился. Как-то очень резко. Это все видят. И мне так страшно отчего-то…
Совсем молодая мама с гладко зачесанными русыми волосами. Боря, мальчик лет трех с половиной, играет на ковре с машинкой.
– Но чего же пугаться? – успокаивающе говорю я. – Маленькие дети быстро растут и так же быстро изменяются. Это закономерно.
– Понимаете, он всегда был такой спокойный, а тут вдруг стал капризничать на ровном месте, орать или, наоборот, дуться. И в садике тоже воспитатели заметили. Одна из них сказала сходить к врачу, а другая: «Ничего страшного, это кризис трех лет».
– Нет никакого кризиса трех лет, – сказала я. – Есть не установленные вовремя границы. Приведите пример, как выглядят его капризы?
– «Не хочу на лифте ехать, хочу пешком идти» (у нас третий этаж). – «Хорошо, пойдем». На втором этаже: «Хочу на лифте!» – «Хорошо, поедем». Приехали на свой этаж: «Я хотел кнопку нажать». – «Поздно, мы уже приехали». – «Поехали обратно!» – «Не идиотничай!» – «А-а-а! Ты плохая! Я вас всех убью и этот лифт сломаю!». Вот так примерно.
– Это они, границы, – сказала я. – Обычное дело. Ему надо знать, как устроен мир, в который он попал. Вы даете не слишком четкую обратную связь: сначала равнодушно «ведетесь» на его явно неудобные для вас требования, а потом сразу: «Не идиотничай». Сейчас ваш сын просто испытывает вас: докуда все-таки я могу их «сделать»?
– Да нет же, в том-то и дело! – воскликнула молодая мать, и мне показалось, что в ее глазах блеснули слезы. – Если бы он что-то требовал и капризничал только, когда не дают, это понятно. Но он же и просто так может «завестись». Вот прямо на ровном месте сказать: «Я вас никого не люблю!» – и уйти. Потом, через полчаса, будет ластиться, прощения просить.
А в воскресенье вообще сказал: «Я уйду жить к Максиму». Мы ему: «Кто такой Максим?» Ни родственников с таким именем нет, ни детей в детском саду. А он нам: «Вы его увидеть не можете, он только со мной разговаривает». Я свекрови рассказала, она говорит: это психическое, я точно знаю, с сыном знакомой так же было… У меня прямо сердце упало!
От истории с Максимом я тоже забеспокоилась.
– Когда же все это началось? И как – совсем резко, или поведение Бори менялось все-таки постепенно?
– Началось где-то недели две с половиной назад. И резко так: буквально вчера был нормальный, а сегодня уже всё…
– Что-то менялось, происходило в вашей жизни накануне? Переезды, болезни, травмы головы у ребенка, семейные скандалы, чей-то отъезд или приезд?
– Ничего, в том-то и дело! Нас и невропатолог спрашивал, и мы сами уж вспоминали-вспоминали… Все было как обычно.
– Ну тогда расскажите про «обычно». Из кого состоит ваша семья? Как устроен Борин день?
– Семья – это Боря, мы с мужем, свекровь, две кошки. Мы оба работаем, Боря в садике, уже второй год. Всегда ходил хорошо, не плакал, болел умеренно. Там, в садике, всегда помогал воспитательнице, ни с кем не дрался, играл и с девочками, и с мальчиками, очень любил все развивающие занятия, кроме танцев. А теперь даже лепить (самое любимое было дело!) недавно отказался, все занятие просидел один в углу, крутил какое-то колечко… Скажите, все плохо, да?
– Да погодите вы ярлыки-то вешать! – с досадой отмахнулась я. – Рассказывайте дальше. Что в семье? Какие у вас отношения со свекровью?
– Хорошие. Она мне, можно сказать, благодарна, что я ее сына «к рукам прибрала». Он был такой плейбой, после платного института, а теперь и дома с семьей часто бывает, и сыном гордится, много играет с ним… Я-то приезжая сама, у меня мама с папой и с братьями в Кирове…
– «Неравным браком» не пахнет?
– Нет, что вы! – улыбнулась женщина. – Наоборот, если мы с мужем ссоримся, свекровь всегда только на мою сторону встает. Говорит: боюсь, что ты моего балбеса бросишь, к своим в Киров уедешь, Борю заберешь, а мне тогда что? Хоть вешайся с тоски!
– Откровенно! – я улыбнулась в ответ. – Значит, никаких ссор, никакого напряга не было?
– Абсолютно никаких. Это теперь мы вместе со свекровью по стенкам от страха бегаем.
– А муж, отец Бори?
– Да он на работе все время, ничего не видит, говорит: «Ребенок как ребенок, вы всё выдумываете!»
– Но вы ведь не выдумываете?
– Нет! – с отчаянием воскликнула женщина. – Уже две недели это другой ребенок.
Я расспрашивала мать Бори еще и еще. Туда-сюда листала медицинскую карту ребенка. Никаких родовых травм, никакой неврологии на первом году жизни. Развитие по возрасту. Поговорила с самим Борей – на вопросы отвечает неохотно, но это явно потому, что увлечен игрой с новыми машинками. Ответы самые обычные. Набрала в игрушечную кастрюльку воды, предложила игру в «бензоколонку» – охотно согласился. Может быть, мать со свекровью все-таки все придумали, накручивая друг друга?
Вдруг Боря бросил все игрушки, подошел к матери и начал, тревожно оглядываясь, тянуть ее за руку: «Пошли, пошли отсюда!».
– Боря, что случилось? Мы не можем уйти, я разговариваю.
– Пошли! Уходи! Я уйду! – все повышая тон, заплакал Боря.
Мать вопросительно взглянула на меня.
– Не обращайте внимания, – велела я. – Посмотрим, что будет.
Боря с криком упал на ковер, потом, поскуливая, уполз под раковину и свернулся там в клубок.
– Все плохие, – мрачно заявил он оттуда, глядя в стенку.
– Вот видите, – трагическим шепотом сказала мать.
– Вижу. Но пока не понимаю… Может быть, что-то случилось в детском саду?
– Воспитательница говорит: ничего не было – ни ссор, ни драк, ни наказаний. Да его и наказывать-то не за что было – он всегда был тихий, спокойный, помощник. Но как проверишь?
– Никак…
Под раковиной нашлась еще одна, загнанная в дальний угол машинка.
– А где в ней бензин лить? – спокойно спросил меня вылезший Боря. – Вот здесь, в эту дырку?
«Все-таки неврология! – решила я. – Но откуда?»
– Есть одна возможность, – сказала я матери. – Это вообще не по моей части, но я знаю, что такое бывает. Скажите: перед тем как все это началось, Боря болел – гриппом, простудой, ОРВИ? Может быть, просто температура высокая была?
– Да нет, он все время в садик ходил.
– Вспоминайте.
– Да, было! – вспомнила мать. – У него сопли были, он куксился, и с субботы на воскресенье вроде температурка небольшая. Мы решили: заболевает, а в понедельник уже все было нормально…
– Вот! – сказала я. – За неимением лучшего берем эту гипотезу.
– А что это?
– Нейроинфекция. Вирус не особенно порезвился там, где ему обычно положено (Боря – здоровый мальчик с сильным иммунитетом), но прошел гематоэнцефалический барьер, – я ребром ладони показала, где этот барьер находится. – Отсюда все.
– Надо какие-то лекарства принимать?
– Не знаю точно, можно посоветоваться с врачом, но думаю, сейчас уже не надо. То, что мы наблюдаем, это уже последствия.
– А что же дальше?
– Если я права, само пройдет в течение месяца-полутора.
– Хоть бы вы были правы! – она сложила ладони, явно обращаясь к кому-то, чьи полномочия много шире моих.
Через пару месяцев Боря стал прежним тихим, дружелюбным мальчиком, любящим лепку и рисование. А я рассказала эту историю не просто так.
При внезапном и алогичном изменении в поведении и даже как будто в личности маленького ребенка (от 2 до 6 лет) этот вариант развития событий обязательно надо учитывать. Если предшествующее вирусное заболевание было соматически тяжелым (с высокой температурой, выраженной интоксикацией и т.д.), то хороший врач-терапевт обычно легко связывает с ним изменение поведения ребенка. А вот если недомогание было едва заметным, как в случае с Борей, и к врачу даже не обращались, – тогда распознать причину будет труднее.
Источник
09 июня 2016
Аверьянова Света
Многие родители не понаслышке знают о том, что такое кризис 4 лет и с ужасом ждут этого периода в жизни крохи. Но, не стоит так реагировать на естественное поведение ребенка в этом возрасте.
Вместо этого, родителям стоит приложить максимуму усилий для того, чтобы помочь ему в этот сложный для него период и приблизить его завершение.
Что такое кризис 4 лет
По мере взросления малыш обретает новые навыки, в его жизни ежедневно происходит что-то интересное и поучительное. Многое в 3 – 4 летнем возрасте у детей уже получается, а чему-то еще стоит поучиться.
Именно в этот период дети начинают проявлять характер, который сформируется на всю жизнь. И поэтому не стоит закрывать глаза на происходящее, а прежде всего, следует выяснить, с чем связано такое поведение, которое характерно для 4 лет, и что с ним делать.
Как правило, изменения в поведении детей начинаю проявляться с 3 – 4 лет, и вызваны они могут быть несколькими причинами. В большей мере данные причины носят психологический характер. К их числу можно отнести:
- Семья, в которой растет кроха, не уделяет ему достаточного внимания, поэтому начинается проявление всяческих попыток его заполучить.
- Кроха не получает достаточного общения со стороны. Если у него нет друзей, он большую часть времени проводит в стенах дома, то вскоре это может привести к тому, что в возрасте 4 лет возникнут проблемы.
- У малыша нет увлечений, хобби, он ничем не интересуется, его ежедневный досуг скучный и однообразный.
- Появиться кризис 4 лет может в сложной для крохи ситуации, например, это может быть протест в период адаптации к новым условиям, коллективу: семья переехала в другой город, где у него нет друзей, или же он пошел в детский сад, где для него все новое и чужое.
- Спровоцировать появление кризиса могут и сами члены семьи, оказывая чрезмерное давление на чадо.
Проявляется кризис 4 лет у всех детей индивидуально. Индивидуальным является как его проявление, так и длительность. Некоторые семьи узнают о нем уже в 2,5 года, некоторые ближе к 5 годам. К основным проявлениям данного периода можно отнести:
- Подавленное эмоциональное состояние, при котором малыш не проявляет интереса к любимым играм, мультфильмам, общению.
- Дети могут ощущать тревожность, часто плакать, истерить без явной причины на это.
- В некоторых случаях появляется агрессия, кроха может идти на конфликт.
- Прослеживается снижение активности, аппетита, нарушения сна.
- Кроха становится неуправляемым, он не слушает родителей, делает все им наперекор, тем самым проявляя свой характер.
Если вы заметили изменения в поведении ребенка, которые были описаны, у него ухудшилось поведение и малыш отказывается идти на контакт, то говорить это может об одном – это самый настоящий кризис 4 лет. И с ним нужно что-то делать.
Как помочь ребенку
Период с 2,5 до 5 лет является оптимальным возрастом для возникновения кризиса 4 лет у детей. Члены семьи должны не только вовремя выявить его, но и знать, какие действия необходимо предпринять, а которых лучше избегать.
В этот период малыш чувствует себя одиноким и все его истерики, протесты только подтверждают это. Поэтому первое, что должны сделать родители – это окружить ребенка любовью, вниманием и пониманием. Без всего этого пережить кризис ему будет довольно сложно.
Но, не стоит опекать детей чрезмерно, ведь это может усугубить ситуацию.
Для того чтобы кризис 4 лет не сказался негативно на характере, члены семьи должны в этот период уделить особое внимание общению с малышом, с помощью которого, на самом то деле, решаются практически все проблемы.
Расположив к себе малыша, родители должны понимать, что его доверие, прежде всего. Не имея доверия можно не рассчитывать на то, что малыш начнет рассказывать о своих проблемах и уж, тем более слушать родителей и выполнять их просьбы.
Если кризис 4 лет настиг малыша, то ни в коем случае не следует по первому же требованию выполнять все его капризы. Строгость в воспитании должна присутствовать. Естественно, можно установить ограничения на развлечения, досуг, но, ни в коем случае нельзя отказываться от данных обещаний.
В данной ситуации необходимо найти золотую середину, которая и станет спасением в подкравшийся кризис. Противопоказано наказывать детей, прилагая физическую силу. Это недопустимо и может сказаться на характере, психике и дальнейшем отношению к родным.
Задачей родителей является объяснить своему чаду, что он делает не так, рассказать о том, как бы вы им гордились, если бы он поступал иначе. Не стоит игнорировать заданные вопросы, ведь они имеют для него огромное значение.
Еще одним важным фактом, является непросто совместное времяпровождение с детьми, а непосредственное участие родителей и разделение детских интересов. Достаточно легко найти совместное увлечение. Это может быть лепка с пластилина, рисование, какой-либо вид спорта, рыбалка и прочее.
Кроха с легкостью перенесет изменения, которые настигли его в возрасте 4 лет, проще, если в этот период будет чувствовать родительскую поддержку, понимание.
Если кроха растет в семье, где царит мир и понимание, ему уделяется достаточно внимания, с его мнением считаются, и малыш растет счастливым, то, вероятнее всего, с такими изменениями в поведении семья не столкнется, ведь чадо не будет видеть необходимости протестовать, идти вопреки родителям. И уберечь малыша от данного периода родители могут, правильно воспитав ребенка, не балуя его и не держа в «ежовых рукавицах».
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в Яндекс Дзене.
Источник
Глазик с тазик автор темы
Сыну 4 года, с 2.5 лет ходит в муник. За все это время нареканий к нему не было. Но последнюю неделю его как подменили! Обзывается, дерется, кидается игрушками, не слышит воспитателя. Каждый день воспитатель жалуется на него. Причем дома- как шелковый, а вот в садике- судя по рассказам- ходячая катастрофа . Последние 3 дня и дома тоже слушаться перестал, делаю замечание, вроде согласился, но продолжает пакостничать. Уезжает на велике, куда глаза глядят, врет, хамит. Причем, не просто повторяет чьи-то слова, а использует их по смыслу. Сегодня, когда ждал меня, пока я обуюсь, заявил: “И долго я буду тебя еще ждать, яйца отмораживать?”, в садик зашли- “Я так наклюкался”. и т.п. В садике воспитатель адекватная, не думаю, что она такими выражениями разбрасывается, дома тоже ТАК никто не говорит, телек под запретом, во дворе дети- ровесники, ни разу от них слова плохого не слышала… И воспитатель говорит, что ребенка как подменили, и я беспокоюсь… Думала, он так реагирует на недостаток внимания- так нет, внимания ему точно хватает. Детей в группе вдвое меньше сейчас, чем обычно, дома ему тоже внимания хватает. Подскажите, как мне наладить ситуацию??
Так может кто новый из другой группы принес сей комплект слов.
ПС. Я вас не успокою 🙂 но мой тоже в этом возрасте стал дерзить и хамить
Конечно не такими словами :), но заварачивал так, мало не покажется. У нас дома так никто не разговаривает.
Учим, объясняем, иногда наказываем. Но наш постарше. Семь лет. Стал соображать.
Но вне дома на него никто не жаловался. Спросите про новых ребят. Ну и приводите примеры, что с невоспитанными грубиянами никто не дружит. Книжки читайте про добрых отзывчивых друзей. Где грубияны даже друг друга не уважают и также обижают и оскорбляют.
чо – то не пишет никто, а мне вот тоже интересно, почему так случилось. Но имхуется мне, что кто-то вашего парня научил таким словам. Понимаете, уж больно фразы специфичные. Не с телека точно. Ищите в окружении источник. И раз парень и вести себя так стал, то возможно принял авторитет автора этих слов. Но это мне кажется, я не уверена.
Живу как положено! А положено у меня на всё!
Глазик с тазик автор темы
Новые дети ( 2 чел) пришли в группу в феврале, тоже сначала думала, что из садика, но послушала, посмотрела- нет, откуда-то не оттуда (( Пример отказа от дружбы есть: у сына был лучший друг, года 2 уже “дружат”. В их дружбе мой сын-заводила и авантюрист, а друг- ведомый. Так этот друг уже перестал дружить с моим сыном, объясняя это тем, что мой сын обзывается, дерется и вообще всячески обижает его. Я сына предупреждала о таком исходе, но он всерьез не воспринял. Я и сама видела, что мой сын своего друга уже конкретно достал своими выходками и стал дружить с более сговорчивыми детьми )
Если в 4 года такая ж**а, что потом-то будет?? понимаю ведь, что если его сейчас не обуздать, потом вообще капец будет..
В окружении ничего не менялось, никаких новых людей, окружения… Сама поражаюсь, ничего не поменялось, кроме поведения ((( Вот и не знаю, что делать: на меня не реагирует, на воспитателя- не реагирует, отца не воспринимает… Уже добился того, что неделю не смотрит мультики, не ест сладкое и неделю не катается на велике. И его это не останавливает, продолжает вести себя ужасно…
Сильно специфические фразы, у кого-то услышал – про яйца точно. Наклюкаться – все-таки распространенное словечко.
Начал хамить – пробует границы. Папа где при этом?
Боже, какие нравы! Бабушки были правы!
Глазик с тазик автор темы
Фима Собак
Папа где при этом?
Да фразы-фразами, меня больше волнует общее резкое ухудшение поведения без видимых причин (( С папой живем раздельно, участвует в жизни сына. Часто приезжает, гуляет. Папа-как папа. Про поведение знает, тоже участвует в воспитании, как может.
Ну вот вам и яйца отмороженные, и наклюкался – все от папы, либо от друзей его. Оттуда же и поведение скорей всего.
Я б к психологу сводила, сложно самостоятельно справиться…
Боже, какие нравы! Бабушки были правы!
Поговорите так ненарочно перед сном по -душам с ребёнком о том с кем играет ,кто нравится.Больше похоже ,что дитя много прессуете, доверия нет достаточного,отсюда многое не знаете ,что на самом деле у него происходит.
Глазик с тазик автор темы
Фима Собак
Ну вот вам и яйца отмороженные, и наклюкался – все от папы, либо от друзей его. Оттуда же и поведение скорей всего.
Я б к психологу сводила, сложно самостоятельно справиться…
Папа так не выражается ) почему- то именно в нем я уверена больше, чем в воспитателе )да и друг у него всего один, и то редко видятся, без сына
Лисоля
Поговорите так ненарочно перед сном по -душам с ребёнком о том с кем играет ,кто нравится
Разговариваем каждый день, чесс слово! Я особо не акцентирую внимание на проделках, каждый день темы разные, именно перед сном, типа : “Что тебя больше всего удивило в садике?”, “С кем дружит Ева/Катя/Сережа/Дима…”, “В какие игры играл сегодня”, “Кто сегодня быстрее всех съел суп, быстрее бегал, дольше всех спал” и др. Каждый день разное ) и про обиды говорим, и про радости. Думаю, у сына доверие есть, тайны рассказывает. Почему-то резко пропал контакт, он как стеной отгородился ото всех. Но непременно на вопросы:”Как дела в садике? Как себя вел?” отвечает “Хорошо”
Глазик с тазик автор темы
Фима Собак
Я б к психологу сводила
Тоже решилась сходить ) Завтра позвоню, запишусь. Думаю, сначала схожу одна, а потом- с сыном
Кот Бублик автор темы
С папой живем раздельно,
в моем случае сын (5 лет) почти всю гадость от отца приносит. тоже папа с нами не живет. но я точно знаю, что это от него. бывает еще из мультиков какие нибудь словечки подбирает. в саду редко кто так заворачивает.
и кстати, бывают мужчины “воспитанные”, при женщинах не позволяют себе. может быть ваш папа из этой серии. наедине с сыном, встретился с друзьями или по телефону сказал.
думаю оттуда ноги. и манеру поведения они в этом возрасте сразу схватывают. особенно в отношении других.
А другие дети в садике также как обычно себя ведут? Изменился только ваш?
Мог другой ребенок поменяется, притащить в садик и фразы и повеление.
То,что не слушается, хамит это норма-кризис 3-4 лет. Проверяет, это пройдет с возрастом.
А манеры стукать и так выражаться САМ ребенок уж точно не может.
Еще есть вариант, что воспитатель недоговаривает-такая тактика у них тоже есть.
Няня есть в группе?
Я вот тут целый год не знала, что ребенок в садике совсем никакое мясо не ест- умолчали.
- Раннее развитие
- Школьники
- Студенты
Источник