Развиваем мелкую моторику ребенка 1 год
Широко известен факт, что развивать мелкую моторику рук малыша очень важно. Точные, скоординированные движения рук и пальцев необходимы ребенку для полноценной жизнедеятельности: чтобы писать, рисовать, одеваться, выполнять множество бытовых действий. Кроме того, учеными давно установлено, что развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. Связано это с тем, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому при стимуляции моторного центра речевой центр начинает активизироваться.
Так как же развивать мелкую моторику? Для этого используются следующие варианты занятий:
- игры с мелкими предметами (с бусинами, шнурками, замочками и т.п.);
- пальчиковые игры, сопровождающиеся веселыми стишками или песенками;
- массаж пальчиков,
- рисование;
- лепка.
В сегодняшней статье я хотела бы предложить вашему вниманию несколько игр с мелкими предметами для тренировки моторных навыков пальчиков малыша, большинство из них легко сделать своими руками. Игры рассчитаны на малышей от 1 года. Вторую часть игр смотрите здесь:
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ С РЕБЕНКОМ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 2
Итак, приступим
1. Чистить вареное яичко
На мой взгляд, в возрасте 1 года это занятие является одним из лучших для развития мелкой моторики. Во время этой игры замечательно развивается «пинцетный» или «щипковый» захват, тренируется сила пальцев. К тому же для занятия не нужно специально ничего покупать, достаточно просто сварить яйцо, которое всегда есть в холодильнике.
Когда я первый раз предлагала дочке почистить яичко, честно признаюсь, была уверена, что у нас ничего не получится, ведь ей был всего лишь год! Она и правда не сразу поняла, что от нее требуется, и зачем вообще чистить яйцо, но когда я предложила ей складывать скорлупки в маленькую мисочку (т.к. в этом возрасте у нее была настоящая страсть к складыванию и выкладыванию чего-либо), дело сразу начало спориться, оно приобрело для дочери смысл. Тася с энтузиазмом принялась очищать яичко, а мне приходилось его держать – одновременно чистить и держать яичко дочке пока не удавалось. Иногда скорлупки падали, она старательно поднимала их со стола и складывала в миску. А так как кусочки скорлупы получались очень маленькие, ей приходилось прикладывать неимоверные усилия, чтобы захватить их. И, как мне кажется, она действовала на максимуме своих моторных навыков. Такое долгое удержание внимания и интереса на очень мелких предметах в этом возрасте я наблюдала, пожалуй, только в этой игре.
2. Отрывать приклеенные на кубик кусочки скотча
Игра чем-то сходна с чисткой яйца. Для нее вам нужно немного подготовиться и приклеить на большой кубик полоски скотча так, чтобы их краешки торчали в разные стороны, и малыш мог за них ухватиться. Ребенку будет гораздо интереснее не просто отрывать скотч, но затем еще и приклеивать его куда-нибудь, поэтому с этой целью подготовьте заранее листок бумаги или что-то подобное.
3. Разворачивать предметы, завернутые в фольгу
Заверните в фольгу какую-нибудь небольшую игрушку и предложите малышу посмотреть, кто спрятался внутри блестящего комочка. При этом оставьте торчать небольшой краешек фольги, чтобы крохе было за что ухватиться.
4. Проталкивать монеты в копилку
Проталкивание небольших монеток в узкую дырочку как нельзя лучше тренирует моторные навыки. Не так это просто, как кажется на первый взгляд, — направить монетку так, чтобы она вошла в узкое отверстие.
Рекомендую выделить для малыша отдельную чистую копилку, а также заранее помыть несколько монет, чтобы потом не приходилось после каждой игры с копилкой мыть руки.
5. Выбирать из крупы мелкие предметы
Подробнее об этой игре я писала в другой статье, поэтому здесь не буду на ней останавливаться.
6. Осваивать откручивающиеся крышки и различные застежки: молнии, липучки и т.п.
Мария Монтессори была первой, кто обратил внимание на пользу от подобных занятий. Мелкая работа по застегиванию и расстегиванию различных застежек хорошо развивает мелкую моторику малыша, к тому же способствует развитию самостоятельности. Для обучения понадобятся самые обычные вещи, где есть какие-либо застежки. Учите ребенка
- самостоятельно расстегивать и застегивать молнии на одежде;
- позволяйте ему под вашим присмотром расстегивать молнии на сумках или купите персонально для малыша небольшой кошелечек на молнии;
- разрешайте ему помогать вам расстегивать и застегивать ваш ремень на джинсах;
- учите ребенка откручивать и закручивать крышки на бутылках.
Такое обучение может проходить незаметно во время какой-либо поездки или сборов на прогулку.
Замечательно, если кроме этого у малыша будут и специальные развивающие пособия, с которыми он в любой момент сможет поиграть, если захочет. Самый интересный, на мой взгляд, вариант, который можно сделать своими руками – это развивающий коврик Монтессори. На таком коврике пришиты самые обычные пуговицы, замочки, липучки, шнурочки и т.п., но все они обыграны интересным для малыша образом. Например, расстегивая пуговку, малыш открывает дверку домика, за которой прячется зверушка. Дети очень любят такие сюрпризы, им нравится находить спрятавшихся персонажей, это мотивирует их приложить усилия, чтобы освоить заветный замочек.
Развивающий коврик можно сшить самостоятельно, а можно приобрести в магазине. В продаже также можно встретить множество других игрушек, которые помогут малышу освоиться с различными застежками и липучками. Например, доска с застежками (KoroBoom, My-shop), коврик с липучками, кукла с застежками.
Приведу также в пример одну замечательную книжку-игрушку «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop). Вместе с ребенком вы сможете сначала снять многочисленные кофточки и жилетки с мальчика, а затем надеть, для этого вам придется поработать с молнией, шнурком, пуговицами, липучками, пряжкой.
Может показаться, что малышу все эти умения осваивать еще слишком рано, и ребенок, умеющий откручивать крышки на бутылках и расстегивать замки на сумках, доставит больше хлопот, чем радости. Но здесь мы как обычно должны сделать выбор из двух вариантов: либо мы запрещаем ребенку множество интересных занятий, ограничивая тем самым его развитие, либо мы показываем и объясняем ребенку все, что его заинтересует, но при этом заранее убираем наиболее опасные предметы из его зоны доступа. Так, например, нет ничего плохого в том, что у ребенка для игры будет небольшая бутылочка с откручивающейся крышкой, но при этом все лекарства в вашем доме должны быть заведомо убраны. Подробнее о том, как и что запрещать ребенку, можно почитать здесь.
Важно! Все занятия с мелкими предметами обязательно должны проводиться под наблюдением взрослых, чтобы малыш не засунул в рот или нос какую-нибудь мелкую деталь. После занятий обязательно убирайте мелкие предметы из зоны досягаемости малыша.
На этом пока все. Подписаться на новые статьи блога можно здесь: Инстаграм, Вконтакте, Facebook. Также обязательно посмотрите статью, где опубликовано еще 8 игр на развитие мелкой моторики для детей от 1 года:
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 2
Читайте также:
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1 , ЧАСТЬ 2
ЛЕПКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ ИЛИ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ТЕСТОМ
Источник
Развитие мелкой моторики
Роль мелкой моторики в формировании речи и её развитие у детей с рождения до 6 месяцев.
В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев»
Мелкая моторика – комплекс скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног при участии нервной, мышечной, костной, а также зрительной систем. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость».
К мелкой моторике можно отнести разнообразные движения и жесты, начиная от самых простых (захват ручкой ребенка предмета) до сложных (рисование, письмо).
В головном мозге человека речевой и моторный центры расположены близко друг к другу, поэтому развивая двигательные навыки рук, мы способствуем развитию речи, внимания, мышления, памяти, воображения и координации.
Положительное влияние упражнений с участием рук и пальцев на деятельность мозга начали изучать еще до нашей эры на древнем Востоке. Японские врачи доказали, что на кистях рук расположено много точек, массируя которые можно воздействовать на развитие памяти и мышления, что лежит в основе акупунктуры. Исследования российских физиологов также подтверждают эту взаимосвязь. Невропатолог и психиатр В.М.Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию.
Развитие навыков мелкой моторики очень важно, потому что использование точных, координированных движений понадобятся ребенку в дальнейшем: чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных учебных и бытовых действий. Развитие у ребёнка мелкой моторики начинается ещё в первые месяцы жизни, когда ребенок непроизвольно сжимает и разжимает кулачки. Поэтому работу по её развитию нужно начинать с самого раннего возраста.
В первые месяцы это поглаживание и легкий массаж пальчиков. Возьмите в свою ладонь его маленькую ручку, погладьте и слегка помассируйте каждый пальчик сначала на правой, а затем на левой ручке. Это очень полезное и приятное занятие, которое оказывает положительное влияние на общее развитие, укрепляет иммунитет и способствует развитию речи в дальнейшем.
К 3 месяцам малыш с интересом разглядывает свои ручки и пытается ими управлять, рассматривает пальчики. В этом же возрасте начинает формироваться навык захвата предмета. Вложенная в ручку игрушка быстро схватывается и, как правило, тянется в рот. Не давайте детям тяжелые погремушки, чтобы во время игры малыш не ударил ими себя по голове!
К 4 месяцам ребенок уже сознательно берет игрушку всей ладошкой, а к 6 месяцам удерживает ее двумя руками, изучает пальчиками предметы более детально. Именно с помощью тактильного восприятия складываются первые впечатления о форме, текстуре и величине. Одна из самых простых игр – это знакомство с миром на ощупь. Дайте малышу возможность прикоснуться к новому предмету. Проводите его ручкой по разным предметам и поверхностям (стенка, шкаф, меховое пальто, ковер и т.д.). Это дает возможность крохе больше узнать о том, что находится вокруг. Не забывайте произносить название того, что ребенок трогает в данный момент. Особенно интересно играть в эту игру на улице в теплое время года: маленький исследователь может изучить наощупь листочки, цветы, кору деревьев, песок и т.д.
Пальчиковые игры
Самое оптимальное время для того, чтобы начинать осваивать наиболее простых из них – это 5 – 6 месяцев.
Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Развивается память ребёнка – он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. Выберите время, когда ребенок находится в хорошем настроении. Для стимулирования развития речи важно делать упражнения на сгибание и разгибание пальчиков, а также игры, которые укрепляют ручки ребенка, делают их более сильными, подвижными и ловкими. Пока ребенок маленький, и не может самостоятельно выполнять различные упражнения – помогайте ему. Читая малышу стихотворение или потешки поочередно загибайте пальчики, немного их массируя и поглаживая:
«Сорока-ворона кашу варила (водите пальцем по часовой стрелке по ладошке ребенка), деток кормила.
этому дала, (загибаем мизинчик)
этому дала, (загибаем безымянный палец)
этому дала, (загибаем средний палец)
этому дала, (загибаем указательный палец)
а этому не дала (держим большой палец и НЕ загибаем его):
ты – дров не рубил, кашу не варил, мне не помогал.»
*********************
«Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальчики гулять.
Этот пальчик – самый первый,
этот пальчик – самый смелый,
этот пальчик – кашу ел,
этот пальчик – песни пел,
этот пальчик в лес пошел и большущий гриб нашел»
Стихи должны быть короткими, чтобы не наскучили малышу. Занятия пальчиковыми играми в возрасте до года не должны превышать 5-7 минут. Заканчивать их лучше до появления у ребенка первых признаков усталости или потери интереса.
В 7 месяцев ребенок начинает перекладывать игрушки из одной ручки в другую, хлопать в ладоши. Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки»:
«Ладушки, ладушки,
Где были? – у бабушки.
Что ели? – кашку.
Что пили? – бражку.
Полетели, полетели,
На головку сели.»
Развить силу пальчиков поможет игра с разрыванием бумаги (например, салфетку) на кусочки «Лепим снежок». Дайте малышу салфетку в ручки и покажите, как нужно отрывать от нее маленькие кусочки, сминать и превращать в белоснежные шарики-снежки. Малыши предаются этой забаве подолгу и с удовольствием. Снабжайте своего малыша мячиками для сжимания, игрушками, которые издают звуки и мелодии, которые можно потрясти и перемещать в них детали.
В 8-10 месяцев кроха постепенно осваивает очень важный для развития детей навык — способность брать что-либо только двумя пальчиками – «пинцетный захват». Ребенок берет кончиками указательного и большого пальца более мелкие детали. Из новых игр в этом возрасте можно попробовать собирание: рассыпьте несколько больших пуговиц, или шариков, или палочек, или других подобных предметов, и предложите ребенку собрать предметы в банку или коробку. Только будьте очень внимательны: во время игр постоянно находитесь рядом с малышом, не оставляйте его ни на секунду без присмотра! Не давайте ребенку слишком мелкие предметы! Они могут быть проглочены или засунуты в нос или ухо, поэтому следите за тем, что вы даете малышу и как он обращается с данными предметами!
К 10-12 месяцам учите ребенка разбирать и собирать пирамиду без учета размера колец. В этом возрасте можно начинать учить ребёнка держать ложку, чашку, вкладывать в ручку карандаш, учить рисовать «каракули». В этом возрасте появляется указательный жест. Это очень важный момент в развитии ребенка, предшествующий появлению первых слов, ведь перед тем, как назвать предмет, малышу нужно научиться его показывать. Можно поиграть в игру «где, что находится?». Попросите своего малыша показать пальчиком « Где машинка? Пирамидка? Печенье?» и т.д.
Ближе к году приступайте к более сложным пальчиковым играм – показывайте крохе движения его руками и попросите их повторить. Например:
Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту трем, трем,
Мы капусту жмем, жмем.
Важные советы родителям:
1. Работа по развитию мелкой моторики руки должна проводиться регулярно. Выбирайте те игры и задания, которые подходят по возрасту и интересам именно вашему малышу. Их длительность в возрасте ребенка до года не должна превышать 5-7 минут.
2.Выбирайте время, когда ваш малыш спокоен и находится в хорошем настроении.
3. Пальчиковые игры и задания должны приносить ребенку радость!!!
4. Чаще разговаривайте с малышом, называйте все предметы, ведите диалог, разыгрывайте сценки, сочиняйте сказки и истории.
5. Во время беседы с ребенком поглаживайте ручки и каждый пальчик по-отдельности.
6. В играх с более мелкими предметами не оставляйте ребенка одного без присмотра!
7. Не ограничивайте детей в проявлении фантазии.
Интересных и увлекательных игр вам и вашему малышу!
Врач-невролог, Лемеш О.Ю.
- Дата публикации: 29.04.2019
- Первый год жизни малыша
- Поделиться:
Источник
Моторика – это набор всех упорядоченных движений человека. Делится она на крупную (бег, ходьба, прыжки) и мелкую (действия кисти, пальцев рук и ног). Развитие моторики у ребенка говорит о полноценном формировании общих навыков: памяти, речи, воображения, а также усидчивости и способности планировать последовательность своих действий. Развитая мелкая моторика пальцев является показателем его интеллектуального развития. Малыши с подвижными пальчиками раньше произносят первые слова, их речь развивается активнее, а младшие школьники быстрее осваивают навыки чтения и письма.
Мелкая моторика у ребенка
Что такое мелкая моторика
Умение выполнять точные движения пальцами ручек и ножек у малышей часто называют ловкостью. После рождения у младенца уже проявляется признак мелкой моторики, когда он цепко хватает ручонкой мамин палец. С возрастом такие действия проявляются более осознанно: малыш начинает захватывать игрушки, цепляться за спинку кроватки, чтобы подняться, и т.п. Навыки письма, лепки и рисования у ребенка дошкольного возраста и ученика тоже входят в понятие мелкой моторики пальцев.
Нервная, костная и мышечная системы малыша с момента появления на свет координируют развитие его мелкой моторики. Пронаблюдав динамику изменений двигательных действий пальцев рук и ног у младенца, можно увидеть, в какой тесной связи она находится с его общим развитием. Еще в грудничковом возрасте ребенок, двигая ручками и шевеля пальчиками, внимательно наблюдает за ними. В это время работают его зрение, внимание, восприятие и память. Со временем, благодаря запоминанию, малыш учится управлять движениями своих ручек.
Мелкая моторика младенца развивается не очень быстро, особенно первые месяцы после рождения. Она, как губка, впитывает и откладывает в уголках памяти все то, что потом ей пригодится: потянуться за предметом, крепко схватить его пальцами и даже ладошкой, притянуть к лицу, глазам, даже попробовать на вкус (особенно в момент прорезывания зубов). Это только первый опыт, но он очень ценен для младенца. Сложные действия он будет осваивать ближе к году.
Еще одна очень важная особенность мелкой детской моторики – тесная связь с речью. Это объясняется близким расположением моторного и речевого центров в головном мозге. Если развитие протекает гармонично, то малыш с активной мелкой моторикой довольно рано начинает говорить.
Совет. Это значит, что с первых дней жизни младенца необходимо обратить внимание на работу его опорно-двигательного аппарата, особенно рук и ног.
Развитие мелкой моторики у малыша
Проблемы со слабым развитием мелкой моторики
Учеными, изучающими физиологию детей, была доказана неразрывная связь речи и моторики. О том, что существует взаимосвязь рук и говорения, свидетельствуют примеры устного народного творчества (потешки «Сорока-белобока», «Ладушки», «Мальчик-пальчик»). В них отразились вековые наблюдения наших предков, которые тоже приметили эту связь.
Закономерным будет вывод о том, что малыши с ограниченными возможностями часто не могут самостоятельно выполнять действия, где нужно задействовать руки и пальчики: держать ложку или карандаш, одеться или раздеться, застегивать пуговицы или завязывать шнурки. Эта проблема слаборазвитой мелкой моторики непосредственно связана с нарушениями в развитии головного мозга.
К сведению. Разработана целая система специальных упражнений, развивающих игр, массажа, которая подскажет, как развивать мелкую моторику у ребенка.
Календарь развития мелкой моторики
Головной мозг, органы речи (губы, язык и нижняя челюсть) и движения кончиками пальцев взаимосвязаны. Если у малыша наблюдаются заторможенность, неуверенность, скованность в действиях рук и пальцев, то, как закономерность, будут отставать его речь и письмо в школьном возрасте.
Чтобы избежать этого, существуют специальные календари физиологического развития и поведенческих навыков малыша от рождения и до 4-5 лет и старше. Одни из них помогают выявить, не нарушено ли развитие мелкой моторики, а также предлагают несложные тестовые упражнения (диагностические). Другие перечисляют те действия, которые малыши должны уметь выполнять на определенном временном отрезке, например, во время первого месяца, первого года (помесячно), от 1 года до 5-6 лет. Каждый календарь включает особенности навыков поведения в конкретном возрасте.
Такие календари помогают понять, как развить ребенку мелкую моторику. Ниже представлен пример таблицы развития пальчиковой моторики ребенка от рождения и до исполнения 6 лет. Разумеется, в этот календарь включены не все действия, но он может дать общую схематичную картину динамики формирования мелкой моторики.
Календарь развития мелкой моторики
Возраст | Мелкая моторика |
---|---|
0-4 месяца | Ребенок учится двигать ручками и ножками, развивает рефлективные хватательные движения, поворачивает головку на голос мамы. |
4-12 мес. | Может держать предмет одной ручкой, рассматривать его, дотягиваться, брать, перекладывать из руки в руку. Ножкой может пнуть мячик, держать ложку рукой и подносить ее ко рту. |
1-2 года | Уверенно сидит и играет обеими руками. Держит карандаш или ложку всей рукой, пальчики работают активно. Может рисовать круги и линии, разламывать пластилин, мять его пальцами. |
2-3 года | Определяется с доминантной ручкой («правша» или «левша»). Начинает держать карандаш пальчиками, самостоятельно придумывать рисунки. Учится резать лист бумаги ножницами. При лепке задействованы ладошки и пальчики. Уверенно составляет мозаичные рисунки или складывает несложные пазлы. |
3-4 года | К 4 годам держит карандаш тремя пальцами. Создает сложные рисунки, иногда даже копируя их из книг. Увереннее и точнее режет ножницами по прямой линии. Лепит пальчиками фигурки зверей, предметы. |
4-5 лет | Начинает уверенно рисовать и аккуратно раскрашивать рисунки. Вырезать умеет квадраты и круги. |
5-6 лет | Все полученные навыки мелкой моторики совершенствуются, подготавливая малыша к школе. |
Когда начинать заниматься с малышом
Говорить о том, с какого возраста начинать занятия по развитию моторных навыков, нет смысла, потому что малыш с первых дней жизни этим занимается. Сначала его движения хаотичны, пальчики сжимаются и раскрываются импульсивно. Уже на втором месяце можно малышу помогать в развитии хватательных движений (дать свой палец, круглую погремушку-кольцо). Только к 3-4 месяцам, когда дитя свое внимание и взгляд начинает сосредоточенно концентрировать на предметах, игрушках и ручках или ножках, можно ему помогать. Как проводить эти тренировки, чтобы улучшить мелкую моторику у ребенка?
Для эффективности и пользы занятий родителям необходимо соблюдать несколько правил:
- проводить их интересно;
- эмоции только положительные, голос тихий, спокойный;
- тренировки должны быть короткими, чтобы не утомить малыша;
- хвалить, даже младенца (он это почувствует по интонации голоса);
- проводить занятия систематически.
Только вооружившись этими несложными требованиями и выполняя их, и в домашних условиях можно успешно проводить такие занятия.
Тренировочные упражнения по развитию детской мелкой моторики
С чего начинать развитие мелкой моторики у малышей
Как понять, что у малыша развивается мелкая моторика? Когда родители увидят, что их чадо умеет хватать предметы не только полной ладошкой, но и двумя-тремя пальчиками, это значит, что моторные навыки сформированы хорошо. Останавливаться не нужно, надо продолжать с малышом тренировки и улучшать двигательную активность его конечностей.
Все развивающие занятия можно разделить на небольшие группы. Упражнения с грудничками можно начинать с массажа ручек, ножек и пальчиков. Младенцам первых двух месяцев необходимо проводить массаж ступней ножек и ладошек мягкими растирающими движениями. Пальчики можно помассировать каждый отдельно. Такой массаж улучшит кровообращение конечностей.
Совет. Малышам старше 2 месяцев рекомендуются игровые упражнения «Ладушки», «Сорока-ворона». Детям в полгода задания усложняются: можно дать им бумагу, они очень любят ее рвать.
Массаж пальчиков
Игрушки для развития мелкой моторики
Для развития моторной деятельности, как крупной, так и мелкой, можно использовать игрушки. Игрушечная индустрия в большом ассортименте представляет покупателям свои товары.
Как выбрать «правильные» игрушки для развития моторики? Прекрасно для этого подойдут развивающие игры-мозаики, кубики и пирамидки, конструкторы и пазлы. Сейчас на прилавках появляются все новые и новые модели «старых» забав:
- Слингобусы (вязаные бусы, помещающиеся в детскую ладошку);
- Фактурные погремушки (из различных материалов);
- Мягкие книжки, выполненные чаще всего из ткани;
- Развивающие панели с кнопочками, задвижками и т.п. (для исследователей);
- Сортеры (куб с отверстиями для фигурок) и матрешки.
Машинка-сортер для развития мелкой моторики
Гимнастика для маленьких пальчиков
Советский педагог В.Сухомлинский говорил, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Если это так, то просто необходимо с младенчества развивать его посредством упражнений и пальчиковых игр.
Как развить моторику рук у маленького ребенка? Есть несколько упражнений, которые помогут активизировать движения ручек и пальчиков:
- «Человечек». Взять в руки детский указательный пальчик, нажимать им на части тела, произнося: «Точка, точка, огуречик» и т.д.
- «Пальчики». Сгибание и разгибание пальцев рук и ног.
- «Стенка». Детский стишок «Стенка, стенка, потолок, две ступеньки, дзинь – звонок!» становится упражнением. (Стенка – щечки, потолок – лоб, ступеньки – губы, носик – звонок).
Гимнастика для развития детских пальчиков насчитывает не один десяток вариантов. Их можно менять или чередовать ежедневно.
Пальчиковая гимнастика
Игры на развитие мелкой моторики у детей до 1 года
Игр, дающих ответ на вопрос «Как развивать моторику рук у ребенка?», очень много. К ним можно отнести занятия с маленькими предметами, которые легко отыскать и дома: пуговицы, крупа, мелкие камешки или бусины. Замечательным материалом для развития мелкой моторики послужит пластилин. Из подручных предметов можно придумать множество игр для детей («Очисти яйцо или апельсин», «Открути или закрути крышку», «Расстегни или застегни пуговицу у куклы на платье»). Все зависит от фантазии и желания родителей.
Методические пособия, видео материалы, статьи станут хорошими помощниками в проведении различных тренингов, занятий и упражнений для укрепления здоровья и общего физического и интеллектуального развития ребенка. Только большое желание родителей помочь малышу развиваться может сотворить чудо.
Видео
Источник