Развитию триз мышления у ребенка

Развитию триз мышления у ребенка thumbnail

вершинина наталья
ТРИЗ-технологии как метод формирования творческого мышления дошкольников

ТРИЗ-технологии как метод формирования творческого мышления дошкольников

Детский возраст – период активной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение – одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявлять себя в творчестве велика. Это выражается в желании создать что-нибудь в музыке, рисунке, игре, труде.

ТРИЗ — это методика, которая учит решать различного рода изобретательские задачи продуктивными, простыми и быстрыми способами. Именно поэтому можно говорить об универсальности теории решения изобретательских задач, ведь она, в первую очередь, учит мыслить творчески, нестандартно и смело.

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. В своей работе я использую методики и приёмы Анатолия Гин «Приемы педагогической техники», «ТРИЗ-педагогика», тренинг по ТРИЗ. Юрия Саламатова, «Азбука ТРИЗ. Основы изобретательного мышления» Михаила Орлова.

Использование ТРИЗ в детском саду — это уникальная возможность при помощи качественного многофункционального инструмента решать те задачи, которые были возложены Министерством образования страны на педагогов в ДОУ. Одно из главных преимуществ технологии ТРИЗ — это максимальный акцент на самостоятельность работы воспитанников. Смысл в том, чтобы ребенок смог сам дойти до правильного ответа. Воспитатель выступает как мудрый наставник, который направляет течение мысли своих маленьких подопечных в нужное русло.

Актуальность данной теории заключается в формировании у дошкольников творческого мышления, т. е. воспитание творческой личности, подготовленной к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Эта методика требует определенной подготовки воспитателя, его искреннего желания творить, искать и находить новое, нетрадиционное, казалось бы, в обыденном.

В рамках ДОУ у ТРИЗопределяются следующие задачи:

• Обучение детей грамотным принципам решения различных творческих задач.

• Обучение самостоятельной работе.

• Воспитание творческих личностей, умеющих находить нестандартные ответы на любые вопросы.

Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно.

Для решения тризовскихзадач можно выделить следующие этапы работы:

Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и столом? и др.

Цель второго этапа – учить детей фантазировать и изобретать.

Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, вы попали в гости к Морозу Ивановичу и он хочет вас заморозить. Что делать?”.

На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из сложной ситуации.

При этом я применяю ряд превосходных методик, призванных создать для детей благоприятную развивающую среду в среду.

Работая в ДОУ с детьми 4-5 лет, использую следующие методы:

1. Типовое фантазирование

Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую,а с использованием конкретных приемов:

-уменьшение – увеличение объекта (выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку) ;

– наоборот (добрая лиса и хитрый зайчик);

– оператор времени (нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя бабушка в детстве);

2. Мозговой штурм

Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.

Темами мозгового штурма могут быть такие:

-как уберечь продукты от мышей;

-как не намокнуть под дождем;

-как выгнать лесу из зайкиной избушки;

– как оставить кусочек лета в зиму.

Напомню правила мозгового штурма:

-исключение всякой критики;

-поощрение самых невероятных идей;

-большое количество ответов, предложений;

-чужие идеи можно дополнять и улучшать.

Результаты мозгового штурма непременно отражаем в продуктивной деятельности: рисуем свой кусочек лета в зиму; лепим продукты, которые стали недоступны мышам и т. д.

3. Метод аналогий

Предлагаю детям представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.Примерные варианты заданий:

-изобрази чайник, который забыли выключить;

-покажи походку человека, которому жмут туфли;

-изобрази рассерженного быка, встревоженного щенка, радостного кролика и т. д.

4. Метод фокальных объектов

Одним из методов, способствующих снятию психологической инерции, развитию воображения, является метод фокальных объектов (М. Ф. О.).

Работу по М. Ф. О. я начинаю с детьми 4-го года жизни.

-придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая реальный объект;

-познакомить детей с новым объектом;

-создать рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения;

-проанализировать художественное произведение.

5. Метод противоречий.

Использование этого приема позволяет детям учиться находить выходы из самых, казалось бы, безвыходных ситуаций. Например, когда исходные свойства предметов не соответствуют тем функциям, которые мы собираемся на них возложить.

Эти и другие методики в средней группе я реализую посредством увлекательных дидактических игр, захватывающих внимание детей, привлекающих их интерес и желание сотрудничать с другими ребятами в группе и самим воспитателем.

Игровая форма подачи теории дает возможность убрать те барьеры, которые могут возникать в процессе обучения. В частности, снимается страх детей перед воспитателем и другими ребятами, перед обучением и новой информацией.

Конечно, сложность задач идет по возрастающей. И, несмотря на то, что названия некоторых приемов звучит достаточно сложно, на деле они оказываются полностью посильными для малышей.

Приведу примеры некоторых ТРИЗ-игр,которые использую в своей группе:

Игра «Что можно сказать о предмете, если там есть…»

(проводится с середины средней группы)

Воспитатель называет части объекта или предмета, а ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.

– Что можно сказать об объекте, у которого длинная шея и пятнистая шкура?

– Что можно сказать об объекте, если там есть длинный хобот?

Игра «Теремок»

(проводится со средней группы)

Детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок выполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» и сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него.Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?»

В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня».Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня».

– Тук-тук. Кто в теремочке живет?

– Это я, лиса. А ты кто?

– А я волк, пусти меня к себе!

-Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты лиса, похожа на меня, волка.

– И ты, и я – дикие животные.У нас одинаковое строение: есть 4 лапы. Туловище, голова,2 уха, шерсть, мы относимся к природному миру, живой природе. Мы живые, поэтому дышим и т. д.

Игра «Фантазия»

Цель этой игры- развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.

Ребята, представьте себе, если на земле исчезнут … – все пуговицы. Чем их можно заменить? (липучками, кнопками, крючками, замками).

– все учебники

– все спички

– ручки

– игрушки и т. д.

Игра «Чем был – чем стал?»

Воспитатель называет материал (глина, дерево, ткань, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют… Например, стекло. Оно было раньше сплавом разных материалов. Из стекла сделана посуда, окна, зеркало. В экране телевизора есть стекло, в магазине стеклянные витрины. Бывает стеклянный стол. У моей мамы есть стеклянные бусы, в часах тоже есть стекло.А вы слышали выражение: “У него стеклянное сердце. ” Про кого так можно сказать?

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет мне вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни станут изобретателями, генераторами новых идей. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности.

Развивая детей по технологии ТРИЗ-педагогики, я получаю такой результат, где дети сами учатся находить, ставить и решать нестандартные жизненные задачи.

Используя элементы ТРИЗ-педагогики, я надеюсь выпустить из-под своего крыла ребенка-мыслителя, ребенка-изобретателя, успешную творческую и самостоятельную личность, готовую к решению жизненных ситуаций. Использование ТРИЗ-технологии педагогом в своей профессиональной деятельности позволит качественно улучшить образовательный процесс, сделать его интересным, многогранным и увлекательным для детей, а, следовательно, позволит и повысить результативность своего педагогического труда.

Развитию триз мышления у ребенкаРазвитию триз мышления у ребенка

Источник

Наталья Янгулова
Занятия ТРИЗ «6 полезных ТРИЗ-игр, которые научат нестандартному мышлению» для детей 6 и 7 лет

Вы когда-нибудь слышали о методике ТРИЗ? Этот популярное педагогическое направление, цель которого — сформировать нестандартное мышление и воспитать творческую личность.

ТРИЗ — это Теория решения изобретательских задач, она была создана писателем-фантастом и изобретателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером. ТРИЗ — это наука о творчестве, которая учит мыслить так, чтобы находить лучшее и максимально эффективное решение. Для того, чтобы прийти к этой теории, автором было проанализировано более 40000 патентов на изобретения и авторских свидетельств, благодаря чему удалось выявить закономерности, помогающие изобретателям пройти путь от идеи и до ее реализации и внедрения.

Задача ТРИЗ в дошкольном возрасте — развивать фантазию и воображение детей, учить их системному мышлению и осознанию происходящего вокруг, а также дать в руки преподавателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира и уметь находить решения.

Занятия по ТРИЗ формируются в зависимости от возраста учащегося, вот почему объекты изобретательской деятельности могут меняться. Так, дошкольники и младшие школьники изобретают сказки, игрушки, загадки, пословицы, играют в подвижные игры. Для ТРИЗ-игр, как правило, необходимо минимум материалов, основной акцент делается на рассуждениях и поиске идей для игры или задачи.

Эти игры помогут вам прикоснуться к миру творчества и изобретательства.

«Волшебная палочка»

В ТРИЗ есть приёмы, которые помогают фантазировать и находить интересные идеи. Один из них — увеличение и уменьшение. Его суть в том, что надо мысленно представить, как какой-либо предмет или начинает становиться все больше и больше или наоборот уменьшаться. А для этого можно придумать волшебную палочку!

Скажите ребенку: «У меня есть карандаш, давай представим, что он превратился в волшебную палочку. Теперь он может увеличить или уменьшить все, что захочешь. Что бы ты хотел увеличить или уменьшить?»

Возможные варианты ответов:

Хочу уменьшить зиму и увеличить лето.

Хочу увеличить выходные.

Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

А теперь усложним эту игру дополнительными вопросами: «Зачем это увеличивать или уменьшать?»

Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.

Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, поздороваться с другом через форточку или достать с крыши мячик.

Затем обсудите, что в этих идеях будет хорошего и удобного, а что плохого. Вместо карандаша вы можете использовать любую палочку, пусть она у вас станет волшебной!

«Хорошо-плохо»

Уметь находить и выявлять противоречия — важный навык, составляющий тризовское мышление, потому что именно с разрешения противоречий начинается изобретение и создание нового. В детском возрасте мы учим детей находить противоречия в мире. Для этого можно использовать игру «хорошо-плохо».

Первый участник называет явление или событие и говорит почему это хорошо, следующий продолжает, но объясняет, в каких случаях это может быть плохо, после чего первый начинает рассуждать о хороших сторонах последнего высказывания. Например,родитель начинает: «Пойти гулять — это хорошо, потому что можно найти что-нибудь интересное».Ребенок продолжает: «Найти что-нибудь интересное — плохо, потому что это нельзя принести домой с улицы».Следующий говорит: «Если что-то интересное нельзя принести домой с улицы — это хорошо, потому что тогда можно найти что-нибудь интересное дома», и так далее. «Мешочек с сокровищами»

Одной из важных составляющих тризовского мышления является системное умение видеть предмет во всех его взаимосвязях, а это значит — его прошлое, настоящее и будущее. Эта игра научит понимать предметы в настоящем, осознавать, для чего они созданы, из чего состоят, к какому виду принадлежат. В мешочек из непрозрачного материала сложите некоторое количество предметов или игрушек. Пусть ребенок опустит руку в мешочек и ощупывая предмет вслух перечислит те свойства, которые подсказывают ему тактильные ощущения.

Желательно брать одновременно не более 56 предметов, изготовленных из разных материалов и не имеющих ярко выраженных частей, бывает, что вместо свойств ребёнок называет части, и ответ становится очевидным.

После того, как свойства определены и перечислены, предложите подумать, что похоже на этот предмет. Например, у вас в мешочке лежит мыло, оно скользкое и холодное. Что еще бывает таким же? Можно придумывать свои сочетания, а чтобы оживить игру, можно попросить ребёнка найти дома предмет с загаданным свойством (мокрое, тяжелое, шершавое и так далее).

«Не да, а нет!»

Необходимость переключаться с одного способа работы на другой, с одной деятельности на другую, делают мышление ребенка динамичным, гибким, способным справляться с нестандартными, неожиданными задачами, развивает его творческое мышление. Для этого отлично подходит игра «Не да, а нет!». В ней нужно отвечать на вопросы, которые обычно подразумевают положительный ответ,отрицательно:

Машина всегда обгонит пешехода? Нет, если машина стоит на светофоре, пешеход её легко обгонит!

Днем всегда светло? Нет, если погода плохая и на небе тучи, то даже днём будут сумерки.

У всех деревьев есть листья? Нет, у ёлки — иголки.

Попробуйте задать такие вопросы ребёнку и порассуждать вместе с ним, а если ребёнок еще маленький, сами расскажите ему, как по-разному устроен окружающий мир и обратите внимание на интересные вещи.

«Составь загадку»

Выберите любой объект, про который вы хотите сочинить загадку, определите, какой этот объект и что есть на свете, на него похожее. Например, если в качестве объекта вы выбрали «иглу»,то на вопросы: «Объект какой? На что это похоже?»,вы ответите: «Острая, похожа на стрелу, блестящая, похожа на ёлочную игрушку, скользкая, похожа на рыбку».

Теперь соединяем все слова с выражением «но не»и получаем загадку: «Острая, но не стрела, блестящая, но не ёлочная игрушка, скользкая, но не рыбка. Что это такое?» Попробуйте и вы сочинить с ребенком такую загадку!

«А что потом?»

Эта игра может постепенно усложняться, в зависимости от возраста ребенка. Вы называете начальное явление, а следующему игроку необходимо продолжить цепочку последовательности в правильном порядке.

Сначала осень, а потом? — Зима, а потом? — Весна, а потом? — Лето.

Сначала вторник, а потом? — Среда.

Сначала вечер, а потом? — Ночь.

Сначала завтрак, а потом? — Обед.

С детьми постарше можно использовать более сложные понятия:

Сначала глина, а потом? — Ваза, кирпич, скульптура.

Сначала бревно, а потом? — Дом, бумага, шкаф.

Изобретатель создает будущее, именно придумывая новое мы двигаемся вперёд. Кто знает, если бы не изобретения и творчество человека, может мы и жили бы до сих пор в Каменном веке? Поэтому почаще представляйте вместе с ребёнком будущее, рисуйте автомобили и города будущего, обсуждайте, как может измениться та или иная техника, стройте свои прогнозы на то,что может произойти с социальными системами: какие будут больницы будущего, а школы будущего? Создавайте, формулируйте и обсуждайте своё видение того, как будет устроен наш мир.

Источник

Именно так называется книга Тамберга. Прочитать ее можно здесь.

Я ее прочитала. Основные тезисы под катом. Я продолжаю нести ТРИЗ в массы)

Первый мой пост по методике был тут.

Что мне понравилось: мои хаотичные знания легли в систему. А систему я люблю, без нее мой мозг не существует. Эту систему я постаралась кратенько изложить. Если освоить хотя бы то, что я написала, то это будет МЕГА прорыв в занятиях с ребенком.

Система ТРИЗ выделяет четыре уровня мышления (или базируется на них): системный, функциональный, диалектический и синергетический. Один без другого не существует, мы развиваем их последовательно, а с определенного возраста – параллельно. Для развития каждого типа мышления действует своя система игр, решаются определенные задачи.

Развивать системное мышление можно с ребенком уже лет с 2-х. Основная функция “системных” игр – научить видеть мир системно. Я уже писала о таких играх, когда предмет или явление рассматриваются в системе. В принципе мы играем в рамках такого подхода на тематических занятиях, когда изучаем какие-то явления. Ведь когда мы говорим о лягушке, например, мы расскажем, что у нее есть лапки, глазки, что она прыгает, а живет в пруду. Это и есть система и подсистема. Какие-то элементы этого подхода имеют место быть в различных методиках.

Игры в рамках системного подхода:

1. Собери предмет из частей. Сюда относят паззлы, конструкторы, где собирают заданный предмет из деталей.

2. Составь иерархию. По сути – цепочка от большего к меньшему. Например, Африка – пустыня – песок – верблюд – голова верблюда. Дерево – ствол – ветка – листок. Делают картинки и раскладывают перед ребенком в хаотичном порядке.

3. Что система, а что часть системы. Играют парными карточками. Например, листок и дерево. Лист – часть дерева, не наоборот. Вода и суп, машина и колесо.

4. Любой предмет состоит из частей. Например, дом – стены, окна, двери и т.д. Любой предмет (картинка) разложить на части.

5. Найди целое по части. Дается долька яблока, нужно найти яблоко. Играется как лото.

6. Найди, что посередине (что-то среднее, как продолжи ряд). Колесо – …- транспорт (машина).

Функциональное мышление целесообразно развивать лет с 3-х. Функциональное мышление нужно нам, чтобы определять, для чего существует тот или иной предмет. У всего есть своя функция. Важно понимать, что любой предмет может выполнять, кроме главной, неограниченное количество различных функций.

И обратное: любая функция (цель) может быть выполнена большим количеством различных способов.

Например, главная функция карандаша – оставлять след на бумаге, но кроме этого он может выполнять другие функции. И обратное: также оставлять след на бумаге могут ручка, фломастер и т.д.

Игры в рамках функционального подхода.

1. Назови функцию одним словом. Важно задавать вопрос “Зачем”.

Зачем машина? Чтобы ездить. Ездилка.

2. Обратная задача – расшифровка. Что такое ездилка? Машина, велосипед, самокат, трактор и т.д.

3. Назови главную функцию. Продолжать задавать вопрос “зачем”. Зачем автомобиль? Возить людей и грузы. А зачем еще? Давить, гудеть, тормозить и т.д. А главное? Возить людей и грузы.

Назвать второстепенные функции.

4. Находчивость. Ситуация проблема: что-то нужно сделать. Например, забить гвоздь. Чем это можно сделать. Эту функцию выполняет несколько предметов.

5. Что общее из функций – назови чем предметы похожи. Например, нож, вилка, тарелка – прием пищи.

И диалектическое мышление – умение посмотреть на одну и ту же вещь с разных сторон. Это мышление нужно развивать не раньше 5-6 лет, когда картина мира уже сложилась. Иначе можно только запутать ребенка.

Самая первая игра, в которую можно играть в рамках развития этого мышления, “хорошо-плохо”. Каждое явления смотрится через призму положительных, отрицательных эффектов. Играть со словами “зачем”, “когда”, ” почему”.

Игры в рамках диалектического подхода.

1. Я – оптимист. Найди хорошее в явлении. Например, чем хорошо болеть.

2. Я – пессимист. Обратное упражнение. Например, чем плохо гулять.

3. Кому хорошо, а кому плохо. Кому хорошо от выпавшего снега, а кому плохо.

4.Когда хорошо, а когда плохо. Когда хорошо, если идет дождь. Когда плохо.

5. Почему хорошо, а почему плохо.

Синергетическое мышление.

Синергетика ищет универсальные законы развития систем любой природы. Для детей тут важен лишь один аспект: когда что-то заканчивается, что-то другое обязательно начинается. Хорошо бы знать, что и когда. И не только детям)

Например, забыли выключить чайник и ушли на работу. Когда вода выкипит (процесс завершен), начнутся разные процессы с разной степенью вероятности: от нейтральных до плохих. Хозяин может вспомнить о чайнике и вернуться (успел вовремя), начаться пожар и т.д.

В любой сказке хорошо находить такие судьбоносные события, раскладывать сказку по частям и проводить анализ.

Из всего этого мы строим ТРИЗ мышление. Главное отличие ТРИЗовского мышления от других видов мышления – это сознательное управление процессом мышления, это мышление по алгоритмам, это мышление по законам и правилам! Основные ТРИЗ вопросы: “Что я хочу?”, “Кто я есть?”, “Что надо делать?” (Один из хороших ответов – ДУМАТЬ), “Зачем это делать?” (Это важнейший целевой вопрос), “КАК ДЕЛАТЬ?” (Это методический, ТРИЗовский вопрос). Из чего делать? (Ресурсный вопрос).

Важное понятие для детей “Противоречие“. Обычно ТРИЗ пытается его решить, важно научиться их видеть.

Противоречие – это предъявление противоположных требований к одному и тому же элементу.

Например, человек понимает, что надо учиться, но лень, надо идти к зубному врачу, но страшно…

Игры для детей по ТРИЗ для малышей.

1. Назови наоборот. Мягкое – твердое, живое – не живое и т.д.

Назови предметы с противоположными свойствами: противоположное по форме “мячик – кубик – звезда”, по весу “перышко- трактор”.

2. Назови противоположную функцию: увеличить – уменьшить, приблизить – удалить..

Назови предметы с противоположными функциями.

3 Назвать героев с противоположными свойствами: волк – козлята, волк – красная шапочка, золушка – мачеха. Разрешать противоречия в сказках: как герои выходят из затруднительных положений с волшебством и без волшебства.

Кто прочитал до конца, поздравляю! Осталось применить знания на практике.

Источник