Развитию ребенка в элементарной трудовой деятельности

Андреева Юлия

Трудовая деятельность дошкольников

Трудовая деятельность

1. Понятие и значение трудового воспитания дошкольников.

Трудовое воспитание дошкольников – целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.

Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление – ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность. Воспитательный характер труда отмечали прогрессивные педагоги всех времен, считали его естественным условием существования личности, средством проявления ее активности, жизнедеятельности и первой жизненной потребностью здорового организма. Это нашло свое подтверждение в классической педагогической литературе (Я. А. Коменский, Дж. Локк, И. Г. Пестолоцци, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.) и современных исследованиях (Р. С. Буре, Г. Н. Година, В. И. Логинова, В. Г. Нечаева, Д. В. Сергеева, А. Д. Шатова и др.).

2. Цель и задачи трудового воспитания дошкольников.

Цель всей системы трудового воспитания – нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:

1. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.

2. Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.

3.Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.

4. Формирование навыков организации своей и общей работы.

5. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда – умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

3. Своеобразие трудовой деятельности дошкольников.

Труд взрослых создает материальные и культурные ценности, носит общественно полезный характер, осознается людьми как необходимость и потребность. Ценность же детского труда в его воспитательном значении.

Своеобразие трудовой деятельности дошкольников в том,что:

1. Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, малыши часто переключаются на игру. Более старшие дети в ходе работы также нередко используют игру. Иногда во время игры у детей возникает потребность в каком-либо предмете. Тогда, чтобы игра стала более интересной, ребята изготавливают его сами. В играх дошкольники любят отражать труд взрослых и их взаимоотношения.

2. Трудовая деятельность постоянно развивается. Становление каждого из ее составных компонентов (навыки, постановка цели, мотивация, планирование работы, достижение результата и его оценка) имеет свои особенности.

Формирование трудовых навыков: в раннем возрасте у ребенка складываются лишь предпосылки к овладению орудийными операциями. Овладение простейшими орудиями труда происходит в дошкольном возрасте.

Постановка цели: дети младшего дошкольного возраста ещё не умеют ставить цель в труде. Эта способность у малышей развивается постепенно в процессе самообслуживания. Вначале цель ставит педагог. Старшие дошкольники сами ставят цель, выполняя повседневные обязанности, однако делают это только в привычных ситуациях. При изменении условий им следует подсказать, что надо делать. Способность детей самостоятельно ставить цель наиболее успешно развивается в тех видах труда, где в итоге получается материальный результат.

Мотивы труда: у младших дошкольников ярче выражен интерес к внешней стороне труда (привлекательные действия, орудия и материал, результат). У старших все большее значение приобретают мотивы общественного характера, которые проявляются, как стремление сделать что-то полезное близким людям.

Планирование: планирование детьми трудовой деятельности имеет ряд особенностей – они планируют лишь процесс исполнения работы, не включая организацию (что приготовить для работы, какие материалы взять, куда поставить и т. п.); намечают лишь основные этапы работы, но не способы исполнения; они не планируют контроля и оценки своей работы; словесное планирование отстает от практического.

Отношение к результату: младшие дошкольники ещё не могут самостоятельно увидеть и оценить результат своего труда. Это делает воспитатель при завершении трудового процесса. В старшем дошкольном возрасте отношение к труду меняется. Дети уже до начала работы интересуются, зачем она нужна, кому предназначен результат. Изменяется и оценочное отношение к результату труда: формируются критерии оценки, преодолевается её категоричность, хотя ребенку легче оценить работу сверстника, чем свою.

4. Требования к организации детского труда.

Существует несколько основных требований к организации детского труда:

1. Систематичность детского труда. Каждый вид труда способствует всестороннему развитию личности, но вместе с тем позволяет решать и свои специфические задачи. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и систематическое участие в них каждого ребенка

2. Постепенность рабочей нагрузки. Величина нагрузки влияет на отношение ребенка к труду. Непосильность труда может вызвать лишь отвращение к нему. Но слишком малая нагрузка не доставляет чувства “мышечной радости” (Е. А. Аркин, что также затрудняет воспитание положительного отношения к труду. Чтобы определить оптимальные нагрузки,регистрируют внешние признаки утомления ребенка во время работы: отмечают изменение цвета лица, влажности кожи, определяют частоту пульса и дыхания до и после физической нагрузки в течение 3 минут. Ответная реакция со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем говорит о благоприятной допустимой и неблагоприятной физической нагрузке.

3. Подбор оборудования для труда. Оборудование для труда должно быть удобным, соответствовать возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается оборудование так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место.

4. Создание в группе трудовой атмосферы. Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью. Это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя – постоянного внимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют трудовые дела его воспитанники, какое отношение при этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам. Воспитателю следует постоянно помнить о своей роли руководителя группы. Принимаясь за любое дело, он непременно организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному делу.

5. Виды трудовой деятельности дошкольников.

По своему содержанию труд детей дошкольноговозраста делится на четыре вида: самообслуживание; хозяйственно-бытовой труд; труд в природе; ручной и художественный труд.

Самообслуживание – труд ребенка,направленный на обслуживание им самого себя: одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры. Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного возраста. Содержание труда по самообслуживанию изменяется на разных возрастных этапах и по мере овладения детьми трудовыми навыками.

Хозяйственно-бытовой труд предполагает умение поддерживать порядок в групповой комнате, дома, на участке, участие в организации бытовых процессов. Характерной особенностью этого вида труда является его общественная направленность. Необходимо формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого. Данный вид труда предполагает формирование навыков хозяйственно-бытового труда, приобретаемых детьми в дошкольном учреждении и в семье.

В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологической культуры дошкольников. Данный вид трудаимеет свои особенности: результатом может быть материальный продукт (выращенные ребенком овощи, посаженное им деревце и др., это сближает детский труд с производительным трудом взрослых; труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат; он дает возможность одновременно развивать познавательные интересы дошкольников (дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, экспериментируют, познавая неживую природу); этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям. Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.

Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей ребенка. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца.

6. Формы организации труда детей в дошкольных учреждениях.

Содержание труда детей реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и в практику внедрены следующие формы организации труда дошкольников: поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд.

Трудовые поручения – наиболее простая форма организации труда детей. Это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Большую роль поручения играют в младших группах, т. к. дети не умеют трудиться по собственной инициативе. Вводятся они с первых дней пребывания детей в детском саду и имеют большое значение для развития и воспитания детей (формируется интерес к труду, ответственность за порученное дело и т. д.) во всех возрастных группах.Но особенно поручения важны в период от 3 до 5 лет:

Поручения всегда исходят от взрослого.

В поручениях определяется конкретная задача и четкая направленность на получение результата (что и как сделать).

Поручения создают возможность для индивидуальной работы с детьми.

В процессе выполнения поручений удобно осуществлять контроль за наличием трудовых умений и навыков, отношениям ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.

По форме организации трудовые поручения могут быть индивидуальными, подгрупповыми, общими; по продолжительности – кратковременными или длительными,постоянными или одноразовыми: по содержанию – соответствовать видам труда.

Итак, поручения позволяют решать различные задачи воспитания и широко используются в дошкольных учреждениях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Дежурства – более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей, это первые обязанности дошкольников. Дежурства требуют от детей достаточно сформированной самостоятельности и предполагают обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива.

Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная практическая забота нескольких детей о других. Это позволяет воспитывать у детей ответственность, заботу о людях.

В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям (если требуется большая подготовительная работа по обеспечению всех детей материалами и инструментами). Во втором полугодии (в конце) второй младшей группы или вначале средней группы, вводится дежурство по столовой, т. к. оно наиболее доступно и понятно детям.

Дежурство по подготовке к занятиям требует от детей сосредоточенности. Вводится оно в средней группе со второй половины года. Поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой, следует помогать детям, напоминать, что должно быть на столах при рисовании карандашами, красками, лепке, конструировании. Когда работа завершена, воспитатель предлагает дежурным проверить, все ли на месте.

Дежурство по уголку природы организуется со старшей группы, т. к. оно требует большого объема знаний о природе. Дежурные дети в течение дня должны нести ответственность за живые объекты в группе. Воспитателю нужно помогать детям,распределять обязанности на весь день: рыбок можно покормить с утра, а растения можно полить и позже.

В условиях дошкольногоучреждения дежурства имеют свои особенности:

способствуют систематичности включения детей в труд;

требуют от ребенка большей самостоятельности;

необходимы знания последовательности и объема работы;

имеют общественную значимость для всего коллектива;

задания даются в обобщенном виде.

Имеет свои особенности и подбор дежурных:

объединение детей по одинаковому отношению к труду;

объединение по принципу «кто с кем хочет»;

объединение по признаку подвижности (подвижный с малоподвижным);

объединение по алфавиту (в подготовительной группе).

Непосредственно перед дежурством следует напомнить обязанности дежурных или спросить эти обязанности у детей (чтобы они их вспомнили).

Требования к дежурству:

1. Труд дежурных не должен заменять труд взрослых, т. к. он организуется в дошкольном учреждении с воспитательной целью.

2. В течение дня ребенок может участвовать в одном виде дежурства.

3. В течение года все дети поочередно должны быть охвачены дежурством.

4. Назначение дежурных проводится ежедневно, в ставших группах возможно назначение на 2-3 дня.

5. В процессе дежурства соблюдать санитарно-гигиенические условия.

6. Обязанности дежурных усложняются постепенно.

7. В средней группе организация дежурства по столовой принимает вид труда рядом: за каждым столом – отдельный дежурный; в старших группах дежурные (2-3 ребенка) обслуживают все столы и обязанности распределяют между собой самостоятельно.

Таким образом, несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей. Дежурства помогают в доступных конкретных делах формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, к животным и растениям, находящимся в уголке природы, замечать, в чем необходима помощь взрослым.

Если поручения и дежурства стали систематическими, постоянными формами организации труда в группе и дети достигли определенных успехов, становится возможным перейти к более сложной форме – коллективному труду. Данная форма организации труда детей способствует решению задач нравственного воспитания, формированию начал коллективизма, умения согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т. д.

Определяя содержание общей работы, воспитатель включает в нее только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо, и стремится к тому, чтобы занять всех детей. Например, во время уборки помещения можно всем детям найти дело. Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев, каждому звену предлагается какое-либо общее задание. Например, одно звено стирает белье, другое приводит в порядок игрушки и т. д. Число звеньев не должно превышать четырех. Состав детей в каждом звене может быть постоянным, а дела, выполняемые ими, будут меняться. Этим обеспечивается постепенное включение каждого ребенка в работу.

Итак, коллективный труд детей – это труд, объединяющий нескольких или сразу всех детей и имеющий общий результат. Коллективный труд характеризуется объединением детей для достижения общей цели.

На основании исследований В. Г. Нечаевой, Р. С. Буре можно сделать вывод, что в детском саду используются два вида коллективного труда: труд общий и труд совместный. В процессе общего труда каждый ребенок выполняет свое задание, не зависящее от других участников труда, но результат труда – общий.

В подготовительной группе помимо общего труда используют более сложную форму организации детей – совместный труд, который характерен тем, что труд другого ребенка зависит от труда другого. Совместный труддает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

Необходимо отметить, что на классификацию видов коллективного труда существует и другая точка зрения – С. А. Козловой.Она предлагает следующую классификацию:

общий труд – это труд, который выполняют несколько (или все) детей по единой цели. Форма организации – объединения в подгруппы и индивидуальный труд;

совместный труд – труд по подгруппам. В каждой подгруппе свое дело, результат труда одного ребенка зависит от другого. Участие всех детей необязательно;

коллективный труд – может быть и общим и совместным, но с обязательным включением ситуаций, предполагающих взаимопомощь, поддержку, общую ответственность за результат.

Заключение.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том что, трудовая деятельность детей в дошкольной организации может быть успешно использована как средство воспитания и развития ребенка лишь в том случае, если правильно определены формы ее организации во всех группах, которые имеют свои особенности на каждом возрастном этапе.

Источник

Формирование элементарной трудовой деятельности у детей с нарушением интеллектуального развития

Значение формирования элементарной трудовой деятельности у детей с нарушением интеллекта

Определение 1

Элементарна трудовая деятельность – это совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, направленная на развитие у последнего необходимых общетрудовых способностей и умений, психологической готовности к самостоятельному труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, а также к сознательному выбору будущей профессии.

Определение 2

Нарушение интеллектуального развития у детей – это различные по происхождению и проявлению отклонения в их умственном развитии.

Большое значение в воспитании каждого ребенка имеет формирование у него элементарной трудовой деятельности. Так как именно в ней развиваются трудолюбие, потребность в труде, ответственность и иные важные качества личности.

В процессе формирования элементарной трудовой деятельности дети овладевают не только необходимыми трудовыми навыками, но культурой труда. Труд оказывает значительное влияние и на умственное развитие ребенка. Обусловлено это тем, что трудовая деятельность требует от детей процесса ознакомления с предстоящей деятельностью, выработкой плана работы, подбора необходимых инструментов, методов и средств труда. В процессе труда у детей значительно расширяются и конкретизируются общие представления о жизни, труде взрослых и его значимости для всего общества.

Формирование элементарной трудовой деятельности у детей с нарушениями интеллектуального развития имеет ряд специфических особенностей, связанных с возможностями особенных детей.

Замечание 1

Основная цель трудового воспитания детей с интеллектуальными нарушениями – воспитание трудолюбия, потребности в трудовой деятельности, а также создание психологической и практической готовности к труду.

На основании поставленной цели, перед педагогами и специалистами стоит задача по формированию у детей с интеллектуальными нарушениями мотивации трудовой деятельности, а также развитию интереса к различным видам и формам труда.

Как показывает практика, довольно часто дети с интеллектуальными нарушениями, поступающие в специализированные учреждения не владеют необходимыми элементарными навыками самообслуживания, что делает их совершенно беспомощными в разнообразных бытовых ситуациях.

Несформированность элементарной трудовой деятельности у детей с нарушением интеллекта связана не только с имеющейся у них физической ослабленностью и двигательной неловкостью, но и с гиперопекой со стороны родителей. Довольно часто родители, жалея детей, стремятся выполнить за них всю работу, ограждают от выполнения простой работы, в том числе и по самообслуживанию.

Попадая в образовательное учреждение, дети с нарушениями интеллекта, вынуждены осваивать элементарную трудовую деятельность. В том случае, если педагогами и специалистами правильно организован воспитательно-образовательный процесс, если они смогли найти подход к каждому ребенку, успешно проходит не только формирование элементарной трудовой деятельности, но и развитие речи в процессе труда.

Методы и средства формирования элементарной трудовой деятельности у детей с нарушением интеллекта

Замечание 2

Формирование элементарной трудовой деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями осуществляется как в рамках специально отведенных занятий, так и в рамках режимных моментов в сочетании с другими видами деятельности.

В первую очередь трудовая деятельность связана с игровой и предметной видами деятельности. Это связано с тем, что труд зачастую возникает у детей в процесс игры. Однако в отличие от игры, труд имеет определенный конечный результат, направленный на удовлетворение потребностей ребенка.

Во время игры дети подражают трудовым действиям взрослых, тем самым они осваивают некоторые трудовые навыки, учатся уважать собственный труд и труд других людей, осознают значимость труда для окружающих и для общества в целом, а также знакомятся с профессиями и их спецификой.

В рамках режимных моментов, формирование трудовой деятельности у детей с нарушением интеллекта происходит во время прогулки, при подготовке к занятиям, приему пищи и сну, а также в разнообразных видах детской деятельности.

Наибольшее значение в формировании элементарной трудовой деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями имеет овладение ими навыков самообслуживания. Особенность данного вида труда состоит в том, что он направлен на самого себя, на удовлетворение собственных потребностей, а его результатом является умение самостоятельно обслужить самого себя.

Самообслуживание состоит в том, что дети:

  • овладевают навыками личной гигиены,
  • учатся самостоятельно кушать, раздеваться и одеваться,
  • учатся пользоваться туалетными принадлежностями.

Необходимо отметить, что овладение навыками самообслуживания у детей с нарушением интеллекта происходит сложнее, чем у детей с нормой развития. Этот процесс значительно «растянут» во времени и занимает весь период дошкольного детства.

Следующим видом деятельности, используемым для формирования элементарной трудовой деятельности у детей с нарушениями интеллекта, является хозяйственно-бытовой труд. Хозяйственно-бытовой труд заключается в поддержании порядка в групповой комнате, участию в организации различных бытовых процессов. В целом значимость хозяйственно-бытового труда заключается в том, что он направлен на удовлетворение потребностей коллектива. Осознание этого, заставляет ребенка стараться выполнить работу качественно и в срок.

Формирование элементарных трудовых умений и навыков, с использованием различного вида детской деятельности, благотворно влияет на уровень развития детей с нарушениями интеллекта, позволяет эффективно решать задачи социальной адаптации, игровых и социальных проблем. Кроме того, осуществляется формирование трудолюбия, потребности в труде, создается психологическая и практическая готовность ребенка к труду.

Источник