Развитию центральной нервной системы ребенка способствуют гормоны

Гормональные влияния на морфологическую и функциональную зрелость ЦНС зависят от нескольких факторов: стадии созревания соответствующей структуры, ее специфичности, степени сродства гормона к определенным нервным центрам, возрастных особенностей проницаемости ГЭБ для различных гормонов, разном влиянии гормонов на нервные и глиальные элементы, взаимодействия различных гормонов, влияющих на рост и развитие ЦНС. Показано, что гормоны способны содействовать росту и развитию нервной ткани, но особенно глиальных клеток (астроцитов).
Среди гормонов, которые влияют на развитие ЦНС, хорошо известны гормоны щитовидной железы. Доказано, что снижение тиреоидных гормонов в фетальном и раннем постнатальном периодах приводит к глубоким повреждениям развивающейся нервной системы и вызывает кретинизм, задержку в росте и недоразвитие скелетной мускулатуры. Задержка умственного развития, вызванная гипотиреоидизмом, сопровождается морфологическими, элсктро- физиологическими и нейрохимическими изменениями, которые проявляются в уменьшении числа и размеров нейронов и их отростков, изменении спонтанной и вызванной электрической активности, нарушении метаболизма белка и нуклеиновых кислот. Недостаточное действие тиреоидных гормонов сказывается также на образовании специфических ферментов, таких, как ацетилхолинэстераза и холинацетилтрансфераза, которые вовлечены в холинэргическую передачу возбуждения. Следовательно, при нарушении функции щитовидной железы нарушается механизм передачи возбуждения в синапсах. В коре больших полушарий, в мозжечке изменяется содержание воды и электролитов, а также АТФ-азная активность. Возможно, тиреоидные гормоны ускоряют транспорт ионов натрия через мембрану, где особенно велика активность АТФ-азы.
Тиреоидные гормоны играют роль и в образовании миелина, который является индикатором нормального развития мозга. При ги- потиреодизме удлиняется латентный период вызванных потенциалов и снижается их амплитуда, что является признаком замедленной миелинизации.
Гипертиреодизм, вызванный в условиях эксперимента введением дополнительных доз тироксина, начиная со второго дня постнатального периода, приводит к ускорению образования миелина.
При анализе деятельности нервных клеток особое внимание обращают на влияние стероидных гормонов, которые реализуют свои эффекты, минуя систему так называемых вторичных посредников (цАМФ и ионы кальция). Их действие может проявляться рано. Уже у 3-месячного плода адреналовые железы хорошо развиты и вырабатывают большое количество слабого андрогенного стероида. В отличие от пептидных гормонов, стероидные гормоны проникают в нервную клетку, где они связываются непосредственно с се ядром и участвуют в реализации генетической информации, закодированной в ДНК. В неонатальный период наибольшей чувствительностью к гормонам этой группы, по сравнению с другими отделами мозга, обладает гипоталамус.
Таким образом, гормоны регулируют созревание ЦНС через множество механизмов: активизируя синтез протеинов и транспортные механизмы, изменяя концентрацию аминокислот, влияя на жировой обмен.
Источник
Период новорожденности, пожалуй, нельзя сравнить ни с одним другим периодом в жизни человека по степени различных воздействий на организм. Находясь в утробе, ребенок полностью ограничен от зрительных, вкусовых и обонятельных впечатлений, практически не испытывает слуховых и тактильных ощущений, избавлен от необходимости преодолевать силу притяжения Земли и приспосабливаться к изменениям температуры окружающей среды. Все необходимые вещества ребенок получает, не прикладывая к этому никаких собственных усилий – через пуповину. Едва родившись на свет, младенец в буквальном смысле подвергается бомбардировке различными ощущениями и чувствует себя крайне дискомфортно. Ему нужно научиться приспосабливаться к этому миру. Без этого невозможно выжить. Но новорожденный еще совершенно беспомощен, поэтому ему крайне необходим заботящийся о нем взрослый.
Задачи этой стадии развития: выживание организма.
Основная мотивация и то, что заставляет младенца развиваться: физиологические потребности и, затем, стремление к новым ощущениям.
Ведущая деятельность: выживание. Ребенок адаптируется к условиям окружающей среды. Организм приспосабливается к температурным изменениям, пытается преодолеть силу притяжения Земли, учится переваривать пищу, самостоятельно дышать и тому подобное. Происходит «запуск» всех систем и первичная отладка их деятельности. Это касается и нервной системы. Запуск происходит от внешней стимуляции, рефлекторно. Так, сосательный рефлекс возникает при соприкосновении губ младенца с соском или любым другим объектом.
Постепенно, на основе безусловных рефлексов, развиваются более сложные формы деятельности.
Развитие психических функций
Восприятие. Ребенок рождается с низкой остротой зрения, ему трудно зафиксировать свой взгляд на объекте, но мозг ребенка уже реагирует на зрительные, в первую очередь, движущиеся стимулы. Зрительная система младенца способна к различению только крупных объектов и не воспринимает мелкие детали. Движения глаз осуществляются рефлекторно, и никакого процесса рассматривания пока нет. Самым привлекательным зрительным объектом для младенца является человеческое лицо, а из всех возможных лиц – лицо матери (или того человека, который больше всего заботится о малыше).
Уже в период внутриутробного развития отмечается реакция мозга плода на слуховые стимулы, особенно на речь. Новорожденный проявляет интерес к человеческому голосу и, в особенности, к голосу заботящегося о нем взрослого.
Прикосновения играют особую роль в жизни младенца. По-видимому, это один из основных источников информации о мире в данном возрасте. Информация об объекте, полученная таким путем, транслируется в другие системы восприятия и делает мир привычным и знакомым. Хорошие прикосновения к младенцу оказывают на него успокаивающее воздействие, снижают выработку гормонов стресса и, тем самым, способствуют лучшему физическому и познавательному развитию.
Понимание речи. Новорожденный различает звонкие согласные (например, слоги «ба» и «га») и интонационные характеристики обращенной к нему речи.
Собственная речевая активность. Собственные звуки (крик, плач, кряхтение и т.д.) носят еще рефлекторный характер, но к концу периода в структуре комплекса оживления появляется голосовая реакция на появление взрослого.
Эмоциональное развитие. Новорожденный ребенок выказывает беспокойство, недовольство с помощью крика, плача. В возрасте 1 месяца у ребенка начинает формироваться система эмоционального реагирования на появление взрослого. Эта система не может заработать самостоятельно, для этого нужен стимул: контакт «глаза в глаза», улыбка и голосовое обращение взрослого. Все те реакции, которые возникают у ребенка в ответ (улыбка, звуки, повышение двигательной активности), составляют комплекс оживления. Своего завершенного вида комплекс оживления достигает к 3 месяцам. Далее на его основе развиваются коммуникативные способности ребенка.
Двигательные функции. Преимущественно рефлекторные и генерализованные движения. Сосательный рефлекс, хватательный рефлекс, автоматическая ходьба и т.д. На их основе впоследствии возникают истинные произвольные движения (пищевые, манипулятивные, необходимые для перемещения). Новорожденный вынужден бороться с земным притяжением, поэтому его мышечный тонус в норме слегка повышен (физиологический гипертонус). Ему все время приходится отрывать свои конечности от поверхности, на которой он лежит. Совершая много движений конечностями, он тренирует силу своих мышц и, одновременно, получает много новых ощущений от своих собственных движений. Именно благодаря этим ощущениям, он получает обратную связь, которая потом поможет ему научиться управлять своими движениями.
Внимание и управление поведением. До месячного возраста эти возможности достаточно трудно оценить. Очевидно, у малыша есть ориентировочный рефлекс. Он может поворачивать голову в сторону звука. Громкие звуки или включение света вызывают реакцию пробуждения. Некоторые исследования показывают, что новорожденные дети довольно быстро научаются управлять внешними явлениями, если им доступен инструмент такого управления. Так, например, в экспериментах со специальным прибором в виде соски они научаются с помощью изменения интенсивности сосательных движений регулировать длительность демонстрации на экране человеческих лиц (продлевая демонстрацию лица матери) или продолжительность звучания голоса (также предпочитая слушать голос матери).
Показатели активности. Новорожденный практически все время своей жизни проводит в состоянии сна (около 17-20 часов), просыпаясь фактически только на кормление. 80% всего времени сна занимает так называемый «парадоксальный» или «быстрый» сон.
Основные события в развитии мозга новорожденного
У новорожденного ребенка – менее интенсивно, чем у плода – происходит рождение новых нервных клеток и их перемещение к местам своего назначения в глубинных структурах и коре головного мозга. За счет этого у новорожденных в мозге продолжает увеличиваться объем серого вещества. Наиболее интенсивно увеличиваются затылочная и теменная области коры, принимающие участие в обработке зрительной и тактильной информации. Очень активно формируются контакты между нервными клетками. Это необходимо для формирования сложных мозговых систем, способных к обработке различной информации. Некоторые нервные клетки и их контакты отмирают. Это – нормальный процесс, цель которого – избавиться от дефектных и неиспользуемых нервных элементов.
Длинные окончания нервных клеток (аксоны) активно покрываются специальным веществом – миелином, благодаря которому увеличивается скорость проведения нервного импульса по нерву. Миелин составляет основу белого вещества головного мозга. Первыми миелинизируются сенсорные пути (нервы, идущие от рецепторов глаза, уха, кожи и т.д. к мозгу), потом двигательные нервы. Глубинные структуры миелинизируются раньше, чем кора головного мозга. На уровне глубинных структур происходит первичная обработка всей информации, поступающей к человеку извне и изнутри, регулируются многие движения. Глубинные структуры принимают непосредственное участие в обеспечении мотивации, эмоций, уровня бодрствования и важных видов памяти.
На 2-4 неделе жизни размер мозга младенца составляет 36% от размера мозга взрослого.
Таблица. Основные показатели психомоторного развития в период от рождения до 1 месяца [2].
Возраст | Зрительно-ориентировочные реакции | Слуховые ориентировочные реакции | Эмоции и социальное поведение | Движение руки / Действия с предметами | Движения общие | Речь |
10 дней | Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение) | Вздрагивает и мигает при резком звуке | Хватательный рефлекс | |||
18-20 дней | Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого) | Если плакал, то успокаивается (прекращает плакать) при резком звуке | Возможно появление первых признаков «комплекса оживления» – ответной улыбки, двигательного возбуждения в присутствии взрослого | |||
1 месяц | Сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете, на лице говорящего с ним взрослого. Появляется плавное прослеживание движущегося предмета | Прислушивается к звуку, к голосу взрослого | Комплекс оживления в ответ на обращение взрослого | Захватывает одной рукой другую руку. | Производит беспорядочные движения конечностями, приведенными к телу. В вертикальном положении не удерживает голову. Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову. | Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним |
Задачи взрослого
Новорожденного еще очень мало чему можно научить. От взрослых полностью зависит запуск систем, связанных с эмоциональной регуляцией поведения. Речевое общение с новорожденным, телесный контакт, взгляд «глаза в глаза» и улыбка — то без чего не «заработают» механизмы привязанности и, соответственно, ребенок не приобретет одного из мощнейших механизмов мотивации поведения, когда человек соглашается на что-то ради ценности отношений. Показано, что заботливое поведение матери по отношению к новорожденному кардинальным образом сказывается на последующем физическом и интеллектуальном развитии ребенка (см. статью «Занятия или объятия»).
Взрослый должен стараться находиться с ребенком в телесном контакте. Даже если мама не кормит новорожденного грудью, кормить из бутылочки нужно, удерживая младенца на руках, прижимая его к себе. Нужно стараться делать младенцу массаж, мягко поглаживая его, избегая резких, неприятных для него прикосновений. Важно говорить с ребенком, петь ему песенки, начиная с первых дней жизни. Важно при общении смотреть ему в глаза, потому что младенцы более внимательны к лицу матери, если ее взор направлен прямо на них. Важно улыбаться младенцу, потому что это «запускает» работу лимбической системы мозга – системы, играющей принципиальную роль во всем последующем эмоциональном и социальном развитии ребенка.
Взрослый может помогать новорожденному, создавая условия для развития у него тех движений, которые должны появиться в этот период: подтягивать его за ручки, когда он лежит на спине, используя его хватательный рефлекс, выкладывать его на животик, чтобы он старался приподнимать голову, помогать ему фиксировать взор на игрушке и следить за ее движением, когда его глаза смогут двигаться содружественно (игрушка должна быть достаточно крупной и яркой), перекладывать его в кроватке так, чтобы он не поворачивался к источнику света только одной стороной. Очень важно не ограничивать ребенка в движениях, если к этому нет специальных медицинских показаний.
Взрослый может ставить новорожденному музыку. Это будет способствовать развитию у него системы слухового восприятия. Ни в коем случае не нужно ограждать ребенка от разных видов информации, когда он бодрствует.
Многих родителей интересует вопрос, нужно ли создавать новорожденному жесткий режим жизни (кормить, класть спать, выгуливать строго по часам). В настоящее время врачи склоняются к тому, что ребенок должен сам устанавливать режим своей жизни. Отчасти это объясняется тем, что навязывая ребенку определенный режим, взрослый перестает быть чувствительным к его потребностям, что дезориентирует малыша и может привести к формированию его личности по тревожному типу (см. статью «Тревожный ребенок»).
Проявления, которые могут свидетельствовать о проблемах в состоянии и развитии центральной нервной системы
- Отсутствие отчетливых реакций на внешние стимулы (звуки, свет)
- Несоответствие показателей психомоторного развития срокам – запаздывание или слишком раннее появление
соответствующих действий и реакций (см. Таблицу) - Трудности засыпания
- Беспокойный, прерывистый сон, увеличенный период бодрствования
- Частый громкий крик, надрывный плач без видимой причины
- Срыгивания фонтаном
Что делать взрослому для предупреждения нарушений последующего развития, если есть симптомы неблагополучия?
Обратиться к врачу: неонатологу, педиатру, детскому невропатологу, остеопату.
Полезно сделать следующие исследования: нейросонография (НСГ), эхоэнцефалография (ЭхоЭГ), ультразвуковая допплерография (УЗДГ) сосудов головы и шеи.
В профилактических целях имеет смысл сделать скрининг новорожденного, который позволяет выявить множество наследственных заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ, ведущих к отставанию в физическом и психическом развитии. Развитие большинства этих заболеваний можно предотвратить без особых усилий.
Важно не игнорировать рекомендации невропатолога и быть внимательными к таким диагнозам как «перинатальная энцефалопатия (ПЭП)», «синдром мышечной дистонии», «синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости», «постгипоксическое поражение центральной нервной системы». К сожалению, это не пустые слова, которые пишет в карточке врач просто для того, чтобы что-то написать. Это факторы риска развития последующих проблем в поведении и обучении.
Литература:
Би Х. Развитие ребенка. СПб.: Питер. 2004. 768 с.
Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. – М.: Медицина, 1983. – 67 с.
Tau G.Z., Peterson B.S. Normal development of brain circuits // Neuropsychopharmacology reviews (2010) 35, 147-168. Читать статью (на англ.яз.) здесь…
Источник
Собственные гормоны начинают появляться в крови плода уже к 10-ой неделе внутриутробного развития, а к моменту рождения их уровень даже выше, чем у взрослого человека. В период родов происходит их резкое уменьшение, но все недостающие гормоны младенец получает с материнским молоком. Отсутствие поступления пролактина в первые дни в дальнейшем отражается на половом развитии, содержании дофамина в мозге, способности к зачатию.
В первые годы жизни продукция гормонов обеспечивает нормальный рост тела и набор веса, развитие головного мозга, укрепление мышечной и костной ткани. В период полового созревания гормональный фон определяет скорость появления вторичных половых признаков, уровень возбудимости нервной системы, способность к обучению, мышлению.
Гормоны у детей выполняют такие функции:
- тироксин и трийодтиронин щитовидной железы отвечают за образование энергии, синтез белков, рост тела, созревание нервной системы, интеллект, синтез витамина А, обмен кальция;
- кальцитонин щитовидной железы снижает уровень кальция при его избытке;
- паратгормон паращитовидных желёз регулирует кальциевый обмен и плотность костной ткани;
- инсулин поджелудочной железы обеспечивает проникновение углеводов внутрь клеток для питания тканей, отложение жира, образование белков, участвует в росте и приобретении тканями функциональных свойств;
- гормоны надпочечников (кортизол, альдостерон) регулируют артериальное давление, водно-солевой обмен, отвечают за реакцию на стрессовые воздействия;
- гипоталамо-гипофизарные гормоны контролируют работу всех желёз внутренней секреции, особенно важен гормон роста для нормального физического развития;
- тестостерон, эстрогены и прогестерон половых желез формируют строение тела и вторичные признаки в соответствии с половой принадлежностью.
Часто ранние симптомы гормональных сбоев бывают стёртыми, а болезнь обнаруживают у подростков в период бурного роста организма и повышенной потребности в гормонах.
При низкой функции щитовидной железы (гипотиреозе) вес ребенка выше нормы, длительно сохраняется желтуха, нарушено пищеварение, медленно прибавляется вес. Младенец обычно заторможенный, редко плачет, у него обнаруживают большой язык, холодные и отёчные конечности, увеличенный родничок. Дети отстают в физическом и умственном развитии.
При гипертиреозе отмечается повышенная раздражительность, плаксивость, увеличенная двигательная активность, температура тела около 37,1-37,3 °C, ускоренный пульс, склонность к повышению артериального давления, приступы голода, понос, потеря веса.
При недостаточности коры надпочечников (адренолейкодистрофии):
- снижается масса тела;
- падает давление крови, могут быть обморочные состояния, головокружение;
- из-за низкого сахара возникают приступы дрожания рук, потливости, голода, судороги;
- мышцы теряют тонус;
- кожа становится бронзового цвета;
- имеется повышенная склонность к аллергическим реакциям в виде высыпаний на коже или спазма бронхов (кашель, приступ удушья);
- ускоряется рост миндалин, аденоидов;
- нарушается работа головного мозга.
При гиперфункции коры у детей обнаруживают ожирение, высокое давление, задержку роста, нарушение полового развития, растяжки на коже. У девочек возможно при рождении обнаружить мужские половые признаки (увеличенный клитор, недоразвитие матки и влагалища).
Сахарный диабет у детей возникает из-за аутоиммунного разрушения клеток, продуцирующих инсулин. Проявляется повышенной жаждой, исхуданием, обильным выделением мочи, приступами голода. Второй тип болезни обычно обнаруживают у подростков или детей младшего школьного возраста совместно с ожирением.
При недостаточной функции яичек мальчики рождаются с женоподобными половыми органонами. Если это нарушение возникает в подростковом периоде, то тормозится появление вторичных признаков:
- отсутствуют волосы на лице, в паховой области;
- не увеличивается половой член и мошонка;
- голос остается высоким.
При избыточной секреции тестостерона эти симптомы обнаруживают у ребенка до 8-11-ти лет. У девочек недостаток половых гормонов проявляется ближе к 12-ти годам. При повышенном образовании эстрогенов и прогестерона появление таких признаков происходит ранее 10-ти лет.
При нарушении выработки гормонов в гипофизе наиболее частой патологией является несахарный диабет, который связан с дефицитом вазопрессина. Этот гормон отвечает за обратное всасывание жидкости в канальцах почек. При нарушении у ребенка появляется сильная жажда, обильное выделение мочи, происходит сильное обезвоживание организма. При дефиците соматотропина развивается гипофизарный нанизм (карликовость), а при избытке – гигантизм.
Из-за высокой опасности для дальнейшего развития младенца на 4-ый день после рождения у него берут кровь для выявления ряда болезней. Гормональными патологиями из них является врожденный гипотиреоз (недостаточная функция щитовидной железы) и адреногенитальный синдром (гиперплазия коры надпочечников), при котором нарушается функция половой системы и водно-солевой обмен.
Все остальные исследования крови назначают либо при высокой наследственной предрасположенности (у родителей есть эндокринные болезни), либо при появлении типичной симптоматики. К наиболее распространённым обследованиям в детском возрасте относится:
- инсулин и С-пептид для исключения сахарного диабета 1 типа;
- кортизол крови и кетостероиды мочи для определения функции надпочечников;
- лютеинизирующий, фолликулостимулирующий гормоны, тестостерон, эстрогены при признаках половой дисфункции;
- тиреотропный гормон и тироксин свободный для выявления болезней щитовидной железы;
- анализ соматотропина назначают детям с отклонениями роста тела от возрастной нормы.
Подготовка к анализу:
- в большинстве случаев анализ проводится утром до 10-ти часов;
- в день обследования можно пить только чистую воду, ужин накануне должен быть лёгким;
- у младенцев сдают кровь непосредственно перед очередным кормлением;
- детям особенно младшего возраста важно обеспечить спокойное состояние, рекомендуется отвлечь ребенка просмотром мультфильма или игрушкой;
- за неделю с врачом нужно обсудить возможность применения медикаментов, которые могут влиять на показатели обследования.
Данные о содержании гормонов в крови анализирует исключительно специалист – эндокринолог. Результаты в лабораториях могут отличаться. Для примера, нормой для ребенка 3-6-ти лет будут значения концентрации гормонов, указанные в таблице.
Наименование показателя | Норма девочки | Норма мальчики |
Гормон роста мМЕ/л | 0,3-5,7 | 0,2-6,5 |
Фолликулостимулирующий мМЕ/л | 0,6-6,1 | до 1,45 |
Лютеинизирующий мМЕ/л | до 0,27 | до 0,92 |
Пролактин мМЕ/л | 74-405 | 109-555 |
Тиреотропин мМЕ/л | 0,4-5 | 0,4-5 |
Тироксин нмоль/л | 68-139 | 68-139 |
Кортизол нмоль/л | 28-726 | 28-726 |
Эстрадиол пмоль/л | до 98 | до 83 |
Прогестерон нмоль/л | до 4,1 | до 4,1 |
Тестостерон нмоль/л | 0-1,22 | 0-1,51 |
Инсулин мкЕд/мл | до 29,1 | до 29,1 |
Высокое содержание гормонов в крови бывает при таких заболеваниях:
- гигантизм,
- аденома гипофиза,
- опухоль эндокринных органов,
- диффузный токсический зоб,
- гиперплазия коркового слоя надпочечника,
- инсулинома поджелудочной железы,
- заболевания гипоталамуса,
- врождённые хромосомные нарушения.
Уменьшение гормональной активности чаще всего происходит при аутоиммунных или инфекционных воспалительных процессах: тиреоидите, панкреатите, туберкулёзе, сифилисе. К недостаточности гипофизарно-гипоталамической области может привести кровоизлияние в головной мозг из-за разрыва врождённой аневризмы, сосудистой мальформации.
Врожденная аневризма головного мозга
Ряд доброкачественных и злокачественных новообразований приводит к разрушению функционирующей ткани, вследствие этого продукция гормонов снижается. Гормональная недостаточность нередко является результатом длительного применения препаратов для лечения эндокринных патологий или болезней внутренних органов.
Читайте подробнее в нашей статье о гормонах у детей.
Как влияют гормоны на ребенка
Собственные гормоны начинают появляться в крови плода уже к 10-ой неделе внутриутробного развития, а к моменту рождения их уровень даже выше, чем у взрослого человека. В период родов происходит их резкое уменьшение, но все недостающие гормоны младенец получает с материнским молоком. Это является ещё одним преимуществом грудного вскармливания.
Отсутствие поступления пролактина в первые дни жизни в дальнейшем отражается на половом развитии, содержании дофамина в головном мозге, способности к зачатию.
В первые годы жизни продукция гормонов обеспечивает нормальный рост тела и набор веса, развитие головного мозга, укрепление мышечной и костной ткани. В период полового созревания гормональный фон определяет скорость появления вторичных половых признаков, уровень возбудимости нервной системы, способность к обучению, мышлению.
Гормоны у детей выполняют такие функции:
- тироксин и трийодтиронин щитовидной железы отвечают за образование энергии, синтез белков, рост тела, созревание нервной системы, интеллект, синтез витамина А, обмен кальция;
- кальцитонин щитовидной железы максимально активен в первый год жизни, снижает уровень кальция при его избытке;
- паратгормон паращитовидных желёз регулирует кальциевый обмен (повышает содержание) и плотность костной ткани;
- инсулин поджелудочной железы обеспечивает проникновение углеводов внутрь клеток для питания тканей, отложение жира, образование белков, участвует в росте и приобретении тканями функциональных свойств;
- гормоны надпочечников (кортизол, альдостерон) регулируют артериальное давление, водно-солевой обмен, отвечают за реакцию на стрессовые воздействия;
- гипоталамо-гипофизарные гормоны контролируют работу всех желёз внутренней секреции, особенно важен гормон роста для нормального физического развития;
- тестостерон, эстрогены и прогестерон половых желёз формируют строение тела и вторичные признаки в соответствии с половой принадлежностью.
Рекомендуем прочитать статью о щитовидной железе у детей. Из нее вы узнаете о нормах в размере и функционировании щитовидной железы, какие гормоны продуцирует у детей, симптомах проблем, увеличения, гипофункции, а также о лечении щитовидной железы.
А здесь подробнее о недостаточности гипофиза.
Признаки гормональных сбоев
При врождённой патологии симптоматика может проявиться в первые дни жизни. Часто ранние симптомы бывают стёртыми, а болезнь обнаруживают у подростков в период бурного роста организма и повышенной потребности в образовании гормонов.
Щитовидной железы
При низкой функции (гипотиреозе) вес рёбенка выше нормы, длительно сохраняется желтуха, нарушено пищеварение, медленно прибавляется вес. Младенец обычно заторможенный, редко плачет, у него обнаруживают большой язык, холодные и отёчные конечности, увеличенный родничок. Дети отстают в физическом и умственном развитии.
Гипотиреоз способствует развитию кретинизма у ребенка
При гипертиреозе отмечается повышенная раздражительность, плаксивость, увеличенная двигательная активность, температура тела около 37,1-37,3 °C, ускоренный пульс, склонность к повышению артериального давления, приступы голода, понос, потерю веса.
Надпочечников
При недостаточности коры (адренолейкодистрофии):
- снижается масса тела;
- падает давление крови, могут быть обморочные состояния, головокружение;
- из-за низкого сахара крови возникают приступы дрожания рук, потливости, сильного голода, судороги;
- мышцы теряют тонус;
- кожа становится бронзового цвета;
- имеется повышенная склонность к аллергическим реакциям в виде высыпаний на коже или спазма бронхов (кашель, приступ удушья);
- ускоряется рост миндалин, аденоидов;
- нарушается работа головного мозга.
При гиперфункции коры у детей обнаруживают ожирение на лице и туловище, высокое давление, задержку роста, нарушение полового развития, растяжки на коже. У девочек возможно при рождении обнаружить мужские половые признаки (увеличенный клитор, недоразвитие матки и влагалища).
Поджелудочной железы
Сахарный диабет у детей возникает из-за аутоиммунного разрушения клеток, продуцирующих инсулин. Проявляется повышенной жаждой, исхуданием, обильным выделением мочи, приступами голода. Второй тип болезни обычно обнаруживают у подростков или детей младшего школьного возраста совместно с ожирением. Для его развития имеет значение наследственный фактор и злоупотребление сладостями, жирной, высококалорийной пищей, недостаток физической активности.
Половых желёз
При недостаточной функции яичек мальчики рождаются с женоподобными половыми органами. Если это нарушение возникает в подростковом периоде, то тормозится появление вторичных признаков:
- отсутствуют волосы на лице, в паховой области;
- не увеличивается половой член и мошонка;
- голос остаётся высоким.
При избыточной секреции тестостерона эти симптомы обнаруживают у ребенка до 8-11-ти лет. У девочек недостаток половых гормонов проявляется ближе к 12-ти годам, когда должны начинаться первые менструации, увеличиваться в размерах молочные железы, формироваться типичное строение тела. При повышенном образовании эстрогенов и прогестерона появление таких признаков происходит ранее-ти 10 лет.
Гипофиза
Наиболее частой патологией является несахарный диабет, который связан с дефицитом вазопрессина. Этот гормон отвечает за обратное всасывание жидкости в канальцах почек. При нарушении этого процесса у ребёнка появляется сильная жажда, обильное выделение мочи, происходит сильное обезвоживание организма. Также от работы передней доли гипофиза зависит рост ребёнка.
При дефиците соматотропина развивается гипофизарный нанизм (карликовость), а при избытке – гигантизм.
Какие стоит сдавать анализы и когда
Из-за высокой опасности для дальнейшего развития младенца на 4-ый день после рождения у него берут кровь для выявления ряда болезней. Гормональными патологиями из них является врожденный гипотиреоз (недостаточная функция щитовидной железы) и адреногенитальный синдром (гиперплазия коры надпочечников), при котором нарушается функция половой системы и водно-солевой обмен.
Все остальные исследования крови назначают либо при высокой наследственной предрасположенности (у родителей есть эндокринные болезни), либо при появлении типичной симптоматики. Врач-эндокринолог или педиатр может рекомендовать исследование любого гормонального профиля. К наиболее распространённым в детском возрасте относится:
- инсулин и С-пептид для исключения сахарного диабета 1 типа;
- кортизол крови и кетостероиды мочи для определения функции надпочечников (гипертензия, ожирение);
- лютеинизирующий, фолликулостимулирующий гормоны, тестостерон, эстрогены при признаках половой дисфункции;
- тиреотропный гормон и тироксин свободный для выявления болезней щитовидной железы;
- соматотропин для детей с отклонениями роста тела от возрастной нормы.
Забор крови на анализ
Подготовка к анализу
Для того, чтобы исследование крови было достоверным, необходимо соблюдать правила сдачи крови:
- в большинстве случаев анализ проводится утром до 10-ти часов;
- в день обследования можно пить только чистую воду, а ужин накануне должен быть лёгким;
- у младенцев сдают кровь непосредственно перед очередным кормлением;
- детям, особенно младшего возраста, важно обеспечить спокойное состояние, так как возбуждение, плач могут существенно нарушать результаты диагностики, поэтому рекомендуется отвлечь ребенка просмотром мультфильма или игрушкой;
- за неделю с врачом нужно обсудить возможность применения медикаментов, которые могут влиять на показатели обследования.
Перед сдачей анализа рекомендуется отвлечь ребенка просмотром мультфильма или игрушкой
Расшифровка результатов
Данные о содержании гормонов в крови анализирует исключительно специалист – эндокринолог. Любые полученные итог?