Развития суждений ребенка раннего возраста

Развития суждений ребенка раннего возраста thumbnail

Особенности развития детей раннего возраста.

Ранним возрастом принять считать возраст ребенка от 1 года до 3 лет.

В это время у детей довольно четко прослеживаются 3 периода развития.

Первый период – от года до полутора лет.

Ребенок, начавший ходить, становится много самостоятельней, чем раньше; в этом возрасте он – исследователь; он лезет всюду. Набивает себе шишки, и его не удержать. В этом же возрасте ребенок начинает говорить.

Второй период – от полутора до 2 лет.

Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках, определяет свое место в среде; вы уже четко прослеживаете проявления его характера.

Третий период – от 2 до 3 лет.

Это период наиболее активного умственного развития ребенка.

Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся его движения.

К трем годам происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение. Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Третий год жизни ребенка является переходным в развитии. Это еще маленький ребенок, у которого немало общего с детьми предшествующей ступени и который требует особо бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и деятельности.

Для детей от двух до трех лет характерна активная направленность на выполнение действий без помощи взрослого, проявление элементарных видов речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности.[15] В группе раннего возраста воспитатель закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учит соблюдению элементарных правил в дидактических, подвижных играх: спокойно выслушивать водящих, терпеливо ожидать свою очередь (если это ожидание недлительно). Ребят привлекают к приготовлению стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями и животными.

Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность как специфическую особенность детей двух – четырех лет. Взрослый показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.

Детям раннего возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно при этом, чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при

одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим.

Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. В детской психологии и педагогике выделяются следующие основные направления в развитии ребенка на этом возрастном этапе:

– развитие предметной деятельности;

– развитие общения с взрослыми;

– развитие речи;

– развитие игры;

– приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности;

– развитие общения со сверстниками, физическое развитие и развитие личности

Это разделение достаточно условно, поскольку развитие представляет собой единый процесс, в котором выделенные направления пересекаются, взаимодействуют и дополняют друг друга.

На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего предметного мира. Действия малыша с предметами становятся более разнообразными и ловкими. Он уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов, стремится помогать взрослым: мыть посуду, вытирать стол, чистить пылесосом пол, поливать цветы. Он все более осознанно хочет действовать как взрослый, его начинает привлекать не только процесс выполнения действия, но и его результат. Ребенок старается получить такой же результат, как и взрослый. Таким образом, отношение ребенка к своей деятельности постепенно меняется: ее регулятором становится результат. В самостоятельных занятиях, играх малыш начинает руководствоваться замыслом, стремлением к достижению успеха в деятельности.

Читайте также:  Роль речи в личностном развитии ребенка

Овладение предметной деятельностью стимулирует развитие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Ребенок становится все более настойчивым в достижении поставленной цели.

На третьем году жизни общение со сверстниками начинает занимать все большее место. Это связано с тем, что к трем годам возникает особое, специфическое содержание общения детей между собой.

Совершается заметный перелом в общении: действия по отношению к сверстнику как неодушевленному предмету идут на убыль, появляется стремление заинтересовать его собой, чувствительность к отношению ровесника. Все чаще малыши испытывают удовольствие от совместных игр. Их незатейливые и кратковременные действия основаны на подражании друг другу, но они говорят о зарождающемся общении. Однако как бы ни была привлекательна игра со сверстником, появившиеся в поле зрения взрослый или игрушка отвлекают детей друг от друга.

Могут возникать споры и агрессия, связанные от незнания поведения, что приводит в свою очередь к слезам малышей. Что бы избежать конфликтов, показать детям как можно себя вести, вызвать гуманистические и добрые чувства, воспитателю в работе помогает сказка. Дети готовы воспринимать смысл произведения через сказочных героев и проецировать его в своей жизни.

Источник

Статья:

В раннем возрасте развиваются восприятие, мышление, память, внимание, речь. Среди всех этих взаимосвязанных функций доминирует восприятие. Выготский подчеркивал, что все психические процессы в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятия и с помощью восприятия».

Восприятие. Несмотря на то, что к концу первого года жизни ребенок узнает окружающие предметы и людей, восприятие остается крайне несовершенным. Ребенок не способен последовательно и систематически рассматривать предмет. Чаще всего он выхватывает какой-либо один признак и опознает предмет по нему.

Восприятие ребенка развивается в процессе предметной деятельности. Особое значение имеют соотносящие действия, способствующие ориентации ребенка на различные свойства предметов. Овладение подобными действиями зависит от помощи взрослого и от использования самообучающих игрушек (например, закрывание коробки, нанизывание колец пирамиды, матрешка).

Сначала ребенок будет выполнять действия через практическую пробу, потому что он еще не умеет зрительно сравнивать величину и форму предметов. Например, прикладывая нижнюю половинку матрешки к верхней, ребенок обнаруживает, что они не подходят, начинает пробовать другую. Игрушки сами как бы подсказывают, какая деталь подходит.

От внешних ориентировочных действий ребенок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов, когда свойство одного предмета превращается в образец, мерку для измерения свойств других предметов. Например, величина одного кольца пирамидки становится меркой для остальных.

В 2-2,5 года для ребенка становится возможным целенаправленный выбор предмета по образцу – сначала по форме, величине, потом по цвету. Накопленный запас представлений о свойствах предметов способствует формированию образов восприятия.

Для обогащения представлений ребенка о свойствах предметов необходимо, чтобы он знакомился с разнообразными характеристиками и признаками предметов в конкретных практических действиях. Богатая и разнообразная сенсорная среда, в которой малыш активно действует, является важнейшей предпосылкой умственного развития.

Развитие речи. Накопление впечатлений, почерпнутых в предметной деятельности, служит основой для развития речи ребенка. Раннее детство является сенситивным периодом (периодом повышенной восприимчивости) для усвоения речи. Почему именно в этом возрасте речь имеет наиболее благоприятные условия для развития? Развитие предметной деятельности создает мощный стимул к усвоению речи. Именно речевое общение с взрослым по поводу действий с предметом становится необходимым как орудие делового сотрудничества. Предметная деятельность, кроме того, создает основу для получения разнообразных впечатлений, усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира.

Сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, условий его жизни Основные тенденции в развитии речи детей раннего возраста следующие:

  • • продолжает совершенствоваться понимание речи взрослых. Сначала ребенок понимает слова-указания, затем слова-названия, позднее понимает инструкцию и, наконец, понимает текст, рассказы. Речь начинает выступать в роли основного средства познания;

  • • активный словарь ребенка 11 -12 месяцев включает обычно от 4-5 до 30-40 слов; после года он увеличивается примерно до 100 слов, большинство из которых употребляются изредка. После полутора лет ребенок делает первое речевое открытие – каждый предмет имеет свое название. Это выражается в первую очередь в появлении вопросов о названиях предметов: «Что это?» Темп речевого развития резко возрастает. К двум годам детский словарь составляет уже более 200 слов, а к трем – примерно 1200-1500 слов. В словарном запасе встречаются почти все части речи;

  • • в конце первого года жизни, как мы уже упоминали, характерна автономная речь, состоящая из аморфных слов-корней. Позднее дети ограничиваются предложениями, состоящими из одного слова, не изменяющегося по родам и падежам. Каждое такое слово-предложение может иметь несколько разных значений. Когда малыш произносит «мама», это может означать и «мама, возьми меня на ручки», и «мама, хочу гулять» и многое другое.

Читайте также:  Родительское собрание интеллектуальное развитие ребенка в доу

Примерно после полутора лет приходит двухсловная «телеграфная речь», состоящая из необходимых ключевых слов. Предложения из 2-3 слов ребенок конструирует без изменения формы слов. Как правило, это субъект и его действие – «дядя стучит»; действие и объект – «дай хлеб»;

  • • третий год жизни ребенка характеризуется возрастанием речевой активности: возрастает интерес к речи взрослого (прислушивается не только к речи, обращенной к нему), расширяется круг речевого общения ребенка (много говорит не только с близкими, но и с чужими взрослыми). Но речь в раннем возрасте, как правило, является как бы частью совместной деятельности со взрослым. К трем годам происходит усвоение грамматической структуры предложения, фразы становятся полными или распространенными. На третьем году жизни уже возможен рассказ о виденном, пересказ услышанного;

  • • фонематический слух развивается раньше артикуляции. Ребенок сначала научается слушать слова, а затем правильно говорить [7];

  • • развитие речи в данном возрасте неразрывно связано с развитием мышления ребенка. Если на первом году жизни мышление и речь развиваются независимо друг от друга – мышление существует в форме манипуляций с предметами, а речь в форме лепета, эмоциональных возгласов, – то в раннем возрасте (около 2 лет) линии развития мышления и речи совпадают. По словам Л.С. Выготского, вырастая из общения и становясь средством мышления, речь открывает дорогу вербальному, речевому мышлению, наиболее специфичному для человека, возможности которого безграничны.

Развитие мышления. Ребенок раннего возраста познает окружающий мир в основном руками (в процессе «делания»), т.е. наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы.

Например, двухгодовалому малышу впервые показали пирамидку. Игрушка явно его заинтересовала, ощупывая и манипулируя с ней, он случайно срывает макушку, и пирамида рассыпается. Ребенок в растерянности, которая сменяется искренним огорчением – новая игрушка сломалась! На помощь приходит взрослый и говорит, что игрушку можно собрать. Успокаивая ребенка, он показывает, как собирается игрушка. Ребенок счастлив и теперь без страха рассыпает пирамидку, надеясь так же быстро ее собрать. Но начиная это делать, он видит, что пирамидка собрана неправильно. Пред ребенком встает мыслительная задача: как правильно собрать части пирамидки? Решить он ее может только в процессе «делания», перебирая и укладывая колечко за колечком, соотнося каждое последующее с предыдущим по размеру. Только с помощью конкретных предметных действий, сначала методом проб и ошибок» ребенок решает мыслительную задачу.

При усвоении предметных действий в предметах выделяются наиболее существенные и общие признаки, что приводит к формированию обобщений. Можно выделить три ступени в развитии обобщения у детей в возрасте от 1 года до 2,5 лет.

Для первой ступени характерны ранние наглядные обобщения, при которых предметы группируются по наиболее ярким, выделяющимся признакам (чаще всего цвет и размер).

На второй ступени предметы группируются по существенным и несущественным признакам.

На третьей ступени начинают формироваться общие понятия. Ребенок начинает из всех признаков выделять существенные и постоянные, к которым относятся прежде всего общественная функция предмета и способ действия с ним. Средством фиксации и закрепления детских обобщений служит речь.

Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник

Статья.Психологические особенности детей раннего возраста.

(от 1года до 3-х лет)

Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются ключевые качества как познавательная активность, речь, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и другие.

Данные качества и способности не возникают автоматически, как результат простого взросления ребёнка.

Основа данных качеств, требует правильной работы со стороны взрослых, определенной формы общения и совместной деятельности с ребенком.

Развитие психических функций:

Этот период считается сензитивным периодом к усвоению речи.

Речь к 3 годам речь ребенка приобретает предметное значение и в связи с этим появляются предметные обобщения. Быстро растет активный и пассивный словарь. К 3 годам ребенок понимает практически все. Говорит 1000 – 1500 слов.

Восприятие. В раннем возрасте развиваются другие психические функции – восприятие, мышление, память, внимание. Доминирует восприятие. Это означает определенную зависимость от него остальных психических процессов. Поведение детей является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации, их не привлекает. До 2 лет ребенок вообще не может действовать без опоры на восприятие. Присутствуют элементарные формы воображения. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Восприятие аффективно окрашено – в связи с этим характерно импульсивное поведение. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать.

Читайте также:  Речевая карта общее развитие ребенка

Память. В основном, это узнавание, нет опоры на прошлый опыт.

Действия и мышление. Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным. Оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. И хотя примерно в 2-летнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действий, на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная деятельность. В совместной деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами.

Основным видом деятельности ребенка является предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов; продолжается его сенсорное развитие.

В игровой комплекс ребенка второго года жизни должны входить такие игрушки, как: кубики, мячи, пирамидки, матрешки, доски с вкладышами различной геометрической формы, строительный материал разного размера.

Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической деятельности, поэтому, как считают отечественные психологи, оно отстает от нее по общему уровню развития и по составу операций. Совершенствуются и сами предметные действия. Происходит перенос освоенных действий в другие условия.

Ведущая деятельность в этот период – предметно-манипулятивная. Ребенок не играет, а манипулирует предметами, в том числе игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними. Тем не менее, в конце раннего возраста игра в своих первоначальных формах все же появляется игра с сюжетом. Это так называемая режиссерская игра, в которой используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом. Для развития игры важно появление символических или замещающих действий.

Эмоциональное развитие. Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Доминирующее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может – он не в состоянии принять решение.

Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Эгоцентризм. Не умеет сопереживать. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом. Развитие эмоциональной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.

В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры. К 3 годам появляются личные действия и сознание «я сам» – центральное новообразование этого периода. Возникает чисто эмоциональная завышенная самооценка. В 3 года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.

Таким образом к 3 годам среди мыслительных операций важнейшими являются:

1) называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко);

2) группировка предметов одного цвета, формы, размера;

3) сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);

4) выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);

5) координация движений рук и зрения;

6) формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).

В общении со взрослыми, чтении, играх и развивающих упражнениях ребенок все более обогащает свои представления о мире и получает знания:

1) о явлениях природы – светит солнце, идет дождь, снег, гремит гром, на небе тучи; сегодня холодно, тепло, жарко, и другое;

2) о животном мире – не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные понятия о них;

3) о растительном мире – различает и называет цветок, дерево, траву, лист и другое;

4) о некоторых трудовых действиях: пилить дрова, копать землю, мыть посуду и т. д.

Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им другими методами.

Источник