Развития социализации ребенка в детском саду

Развития социализации ребенка в детском саду thumbnail

Развитие социализации детей дошкольного возраста в ДОУ».

Социализация – это процесс становления личности. Сущностный смысл социализации раскрывается через процессы адаптации, интеграции, саморазвития и самореализации. Социализация – это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни.

С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.

Человек – существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни.

Дошкольное образовательное учреждение как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей.

Проблема социализация личности в истории отечественной педагогики всегда была актуальной, об этом свидетельствуют исследования известных педагогов, таких, как В.С.Мухина, рассматривающая в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, А.П.Петровский, изучавший закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности.

Цель работы – выделить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия социализации детей дошкольного возраста в ДОУ.

Задачи работы:

1. определить роль дошкольного учреждения в социализации ребенка-дошкольника;

2. выделить условия социализации детей дошкольного возраста;

3. проверить эффективность условий социализации детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации детей. Дети учатся овладевать собственными эмоциями и приобретают опыт практического мышления в образном и предметном плане именно в дошкольном возрасте. У детей появляется произвольное владение их поведением и собственными действиями. На шестом году жизни у дошкольников в социальном познании прочно закрепляется такая позиция как «Я и общество».

В педагогической трактовке понятие о социализации раскрывается через понятие «адаптация». С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам .

Социализация – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально – культурного опыта, необходимого для включения в систему общественных отношений, которые состоят из:

1) трудовых навыков; 2) знаний; 3) норм, ценностей, правил; 4) социальных качеств личности, которые позволяет человеку комфортное и эффективное существование в обществе других людей, развитие толерантности, сознания родителей, педагогов и детей. В моей педагогической деятельности осуществляется воспитательная и образовательная работа, определены направления социального развития дошкольников, приобщения детей к добру, красоте, сопричастности к миру. Также мной используются все пять образовательных областей развития ребенка. Содержательные связи между образовательными областями позволяют интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач.

Одной из ведущих областей развития ребенка выступает «Социально-коммуникативное развитие», область, которая может интегрировать разные области деятельности ребенка, а ведущими задачами в рамках этой образовательной области выступают:

развитие игровой деятельности детей;

приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

Социализация ребенка в дошкольном возрасте напрямую может реализовываться через несколько аспектов одним из самых ярких является – игровая деятельность .

Игровая деятельность – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Игру рассматривают многие ученые и практики как основное средство психического и социального развития. Особое место занимают игры, которые создают сами дети, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В сюжетно-ролевых играх закладывается социальный мотив, и она становится эффективным средством социализации детей дошкольного возраста и позволяет ребенку занять свое место в обществе.

Именно в игре ребенок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности. И от того, как у него это будет получаться, во многом будет зависеть формирование его успешного жизненного стиля. Важно отметить развивающую, профилактическую и корректирующую функции игр.

-игра строится по предварительному плану, который обсуждается коллективно и принимается в группе детей;

-содержание игр в большей степени касается поло-ролевых отношений, принятых в обществе;

-спонтанная игра направляется и управляется лидером, которым становится один из детей, входящих в круг предпочитаемых или «звезда»;

-в игре могут возникнуть конфликтные ситуации, которые при грамотном педагогическом взаимодействии переводятся в образовательную задачу, способствующую приобретению навыков разрешения проблемы;

-успешность игровой деятельности зависит от личностных качеств каждого ребенка, в особенности от степени развития коммуникативных умений;

-в процессе сюжетно-ролевой игры происходит обогащение жизненного опыта детей и развитие навыков самоорганизации, инициативы и творчества;

Для развертывания сюжетно-ролевых игр я стараюсь использовать любое свободное время в режиме дня (до завтрака, на прогулке, вечером). При проведении игр использую индивидуальный подход к каждому ребенку, оказываю помощь детям с трудностями социализации. Например, у застенчивых детей стараюсь выявить положительные качества и создать условия для позитивного изменения заниженной самооценки, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Широко использую похвалу за положительное поведение в игре и отказ от наказаний легковозбудимых детей, часто конфликтующих с товарищами. Неуверенным в себе детям поручаю интересные, но не сложные роли, которые не требуют организаторских способностей.

Для более успешной социализации необходимо сориентировать детей не только на собственные игровые действия, но и на отношения с партнерами. В результате проявляется интерес и пристальной внимание к партеру на протяжении всей игры.

Длительные сюжетно-ролевые игры создают благоприятные возможности для более высоких, качественно иных по своей структуре взаимоотношений детей, чем в обычных играх, способствуют процессу их социализации.

Не менее интересны, дидактические игры знакомят детей с разными компонентами окружающего мира, например, «Что растёт в поле, лесу, на лугу в огороде?», «Части тела животных», «Кто. Где живёт?» и другие. Другие дидактические игры развивают логическое мышление – «Пазл», «Кому, что нужно для работы?» или способствуют запоминанию, например, орудий труда в различных профессиях.

Подвижные игры, эстафеты, игровые задания, игровые композиции, игры-сказки, игры с речитативами и счетом, имитационные игры и другие развивают мелкую моторику, координацию движений, равновесие, точность, стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей.

Правильно организованное развитие двигательных умений и навыков во время игровых ситуаций способствует развитию у дошкольников мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности, выработке основных гигиенических навыков, активно содействует формированию таких социально ценных морально-волевых качеств личности, как социалистический патриотизм и интернационализм, коллективизм, целеустремленность, стойкость, смелость, решительность .

Следующим компонентом «социализации» является приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, которые развивают эмоциональную отзывчивость – умение сочувствовать близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживать им, адекватно откликаться на радостные и печальные события в семье, детском саду , так в моей группе осуществляется такая деятельность как организация кукольного театра, главными героями котором выступают сами дети. Они не просто играют роли они «переживают» жизнь мультипликационных и сказочных героев, сопереживают им, при этом у детей происходит формирование и обогащение нравственных представлений на ярких примерах положительного или отрицательного поведения, хороших или плохих поступков в жизни, через тех героев, которых они играют и которым сопереживают.

Данный компонент «социализации» способствует формированию умения общаться с окружающими, оказывать посильную помощь взрослым, например, воспитателю или родителям. В данном случае не просто необходимо развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, но и учить вежливо, вступать в общение и различного рода социальные взаимодействия. Именно эта функция реализуется в саду через организацию дежурства по группе .

Ещё одним, не менее важным компонентом составляющим «социализацию» выступает формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, а также чувств принадлежности к мировому сообществу . Этот компонент представляет собой формирование представлений о собственной (и других людей) половой принадлежности, гендерных отношениях и взаимосвязях для этого организуется целый комплекс занятий и мероприятий, направленных на гендерную и полоролевую идентичность детей. Так, например, у нас в группе создана предметно – развивающая среда с учётом интересов мальчиков и девочек.

Использование в своей работе разработки по теме: «Профессии», «Виды транспорта», «Русские войны», «Хорошие поступки». Такие виды работы формируют знания у детей о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности.

Одним из наиболее ярких моментов в моей работе является систематическое чтение художественной, беседы по содержанию произведений и рассматривание иллюстраций в рамках данных произведений способствуют формированию представлений у детей образов главных героев по их гендерной принадлежности.

Не менее важна работа по привлечению родителей в рамках гендерного воспитания детей, так как для полноценного воспитания и развития ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей.

Формирование представлений о себе как члене группы детского сада, обогащение представления о детском саде и его сотрудниках, привлечение к поздравлению сотрудников детского сада с праздниками, к праздничному оформлению групповой комнаты и детского сада, совместному празднованию того или иного события всё это позволяет ребенку почувствовать себя принадлежащим к окружающему миру. У ребенка появляется возможность не просто иметь представление о России как о многонациональном государстве, в нём воспитывается уважение к людям разных национальностей и их обычаям, происходит приобщение детей к истокам народной культуры.

Подводя итог вышесказанному важно отметить, что с помощью действий в рамках социализации происходит формирование представления ребенка о своем ближайшем социуме, то есть принадлежность к той или иной группе людей (группа в детском саду, кружок, или будущий школьник.

Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человека;

социальное развитие детей старшего дошкольного возраста осуществляется в актуальной разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми;

социальное развитие осуществляется как в ходе стихийного влияния социальных факторов, так и в целенаправленном, организованном педагогическом процессе;

программа социального развития отражает различные сферы социальной культуры и может быть реализована в соответствующих разделах воспитания;

эффективность социального развития каждого ребенка предопределяется своевременным и качественным мониторингом результатов с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Список использованной литературы:

Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М.А.Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.: Академия, 2004. – 192с.

Социализация дошкольника через игру: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Авт.-сост. Т.В.Пятница. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004.

Мудрик А.В. Социальная педагогика / Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 200 с.

Матюхина В. Возрастная социальная психология // Дошкольное воспитание. – 1993. – №10. – С.62.

МБДОУ Чертковский детский сад № 3

Доклад по самообразованию

на тему «Развитие социализации детей дошкольного возраста в ДОУ».

воспитатель: Пажельцева Н.Л.

март 2019 г.

Источник

«Вашему малышу уже три и он ещё не в детском саду? Какой ужас! Задействуйте все возможности, чтобы получить место, иначе ваше чадо не социализируется!» Не… что? Что такое социализация ребёнка? Как и где она происходит? Роль детского сада в социализации дошкольников. Эти и другие вопросы обсуждаем прямо сейчас.

Сам термин «социализация» появился не сегодня, однако плотно в обиход вошёл не так давно. Старшее поколение и не задумывалось на эту тему. Детей просто «водили» в детский сад, так как родители, бабушки и дедушки работали (за тунеядство могли и посадить), а оставлять ребёнка беспризорным и тогда было опасно.

Сейчас ситуация изменилась. Статья за тунеядство исчезла. Возникла безработица, многие мамы получили возможность сидеть дома с ребёнком не два месяца, а столько, сколько хочется – весь дошкольный, а иногда и школьный возраст. И если раньше поголовно все дети страны воспитывались в едином духе, согласно распоряжению партии и правительства впитывая общественные ценности, то сейчас возможны варианты. У «домашних» детей система ценностей формируется под влиянием семьи и может отличаться от общепринятой. Хорошо это или плохо? Всё зависит от людей, окружающих ребёнка. Именно под их влиянием происходит социализация маленького человечка – вхождение в общество.

Социализация – что это?

Оказывается до сих пор термин «социализация» не имеет однозначного толкования. Приведём несколько определений и высказываний.

Большая советская энциклопедия: «Социализация – это процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества».

Фрейдисты считают социализацию всего лишь приспособлением врождённых форм поведения к условиям существования в обществе. Фрейд говорил, что каждым человеком движут рефлексы и желания (бессознательное). Сталкиваясь с нормами поведения в обществе, проводником которых являются в первую очередь родители, человек и формируется как личность, находя своё место в социуме.

Марксисты утверждали, что социализация – процесс формирования целостной личности в результате которой каждый человек может проявлять свою индивидуальность, в полной мере преодолевая устарелые нормы и вредные привычки и становясь активным членом общества – творцом своей жизни. Маркс и Энгельс писали: «Как само общество производит человека как человека, так и человек производит общество».

Символический интеракционизм в лице Дж. Мида определял социализацию как «процесс, в котором человек примеряет на себя разные социальные роли и находит своё Я».

Выготский Лев Семёнович, советский психолог, написавший много статей по воспитанию детей и развитию личности, различал несколько ступеней социализации:

  1. психогенетическая (ранняя) – выработка привычных шаблонов удовлетворения своих потребностей;
  2. образно-символическая (средняя) – связь привычных действий с общепринятыми знаками, символами и звуками;
  3. интеллектуально-концептуальная (высшая) – управление собой и окружающими с помощью усвоенных знаков, символов и звуков, приобретение новых навыков.

Эрик Эриксон – американский психолог пришёл к выводу, что социализация – процесс, который длится всю жизнь и может быть скорректирован даже без желания самого человека, одними лишь условиями в которые он помещается и на которые направлено его внутреннее Я.

С.Ю. Головин в «Словаре практикующего психолога» пишет, что социализация является процессом усвоения и активного воспроизводства системы социальных ролей, реализующихся в любом общении и любой деятельности. Человек впитывает социальные нормы, умения, стереотипы, установки и принятую систему ценностей.

В Большом психологическом словаре под редакцией акад. В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова можно прочитать, что социализация – процесс развития саморегуляции, становления самосознания и активной жизненной позиции, который контролируется сначала семьёй, затем коллективами (дошкольным, школьным, трудовым). В основе социализации – совместная общественно значимая деятельность в ходе которой человек становится личностью.

С.С. Степанов в Популярной психологической энциклопедии приводит слова Анатолия Викторовича Мудрика, советского учёного, исследовавшего вопросы воспитания и социализации детей. Он определял социализацию как процесс формирования и изменения человека в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живёт, своего места в ней и самого себя.

Опираясь на вышеприведённые высказывания, можно обобщить.

Социализация:

  • невозможна без общения;
  • непрерывный процесс, который длится всю жизнь;
  • имеет стадии;
  • зависит от окружения человека;
  • помогает найти своё место в обществе, выжить в нём;
  • формирует жизненную позицию человека.

Виды социализации

Современные учёные говорят уже не о социализации в целом, а о том, что есть несколько её видов, каждый из которых обусловлен конкретными возрастными, бытовыми и прочими условиями.

  • Первичная – начинается с момента рождения ребёнка, происходит в семье и является основой для других видов.
  • Групповая – та, что происходит под влиянием конкретной социальной группы (детский сад, к примеру). Если ребёнок проводит больше времени в группе, чем с родителями, то основными социальными ценностями станут ценности именно групповые, а семейные будут нивелироваться, что может привести к конфликтам в семье в связи с непониманием и значительным расхождением жизненно важных ориентиров.
  • Гендерная начинается сразу, как только человек осознал свою принадлежность к определённому полу. Она очень важна для того, чтобы из девочки выросла женщина, а из мальчика – мужчина. Если рядом с маленьким ребёнком окажется авторитетный взрослый со свободными взглядами, то ориентиры могут сдвинуться и половая самодифференциация нарушиться.

Социальные институты

Социальными институтами являются группы людей, окружающих человека в тот или иной период его жизни. Их достаточно много.

  • Семья – самый главный «институт» социализации, если семья полноценная (не путайте с понятием «полная» и неполная семья может быть абсолютно полноценной). В семье ребёнок учится взаимодействовать с окружающими и управлять ими, распознаёт свою принадлежность к определённому полу, социальному классу, впитывает семейные ценности и традиции, взгляды на жизнь, политику, «хорошо и плохо». Если в семье ребёнком не занимаются или занимаются мало (родители всё время работают, бабушек и дедушек нет), то социализация ребёнка происходит в другом месте, там, где им занимаются и где он проводит больше времени.
  • Группа сверстников в детском саду, школе, системе дополнительного образования, группа по интересам и т. д. Стоит на втором месте после семьи по силе социализации ребёнка.
  • Образование. Ребёнок может получать знания в группе или индивидуально, но при этом он всё равно соотносит полученные знания со своими социальными группами.
  • Экономика. Достаток семьи значимо влияет на социализацию ребёнка. Если у сверстников есть куклы Барби, к примеру, и у девочки есть – это одна история, а если у всех есть, а у неё нет – совсем другая. При переходе в другой детский сад, может оказаться, что там в почёте мобильные телефоны, а Барби скучна. Ребёнку придётся адаптироваться к новой системе ценностей.
  • Язык. Если ребёнок не разговаривает и плохо понимает речь (мигрант), то его социализация будет затруднена, он может стать изгоем в группе.
  • Религия. В религиозной семье дети вырастают приверженцами веры. Вера – свод догм и законов, которые полностью контролируют поведения человека в обществе. Социализация ребёнка из религиозной семьи может быть затруднена. Поэтому таким родителям нужно более тщательно выбирать дошкольное учреждение.
  • Средства массовой информации. На дошкольников в большей степени влияет телевизор. Если родители не контролируют просмотр телепрограмм, то малыш может почерпнуть много лишнего, того, что сформирует взгляды на жизнь, его социализацию в совершенно другом, нежели хотели родители, виде.
  • Правовая система. Дети учатся подчиняться определённым законам в семье и группах. К сожалению, если люди из близкого окружения ребёнка находились или находятся в тюрьме, то страха перед системой наказаний у малыша не возникает, они логично встраиваются в его систему ценностей. Такие дети, вырастая, легче идут на деяния, противоречащие закону, те, за которые можно понести даже уголовное наказание.

Ещё несколько важных терминов

Социальная запущенность – не сформированные в должной степени у ребёнка социальные чувства, интересы, навыки и умения. В качестве примера крайней степени социальной запущенности можно вспомнить детей-маугли – тех, которых воспитывали животные. Найденные в разном возрасте и возвращённые в человеческий социум, они долгое время продолжали себя вести так, как в приёмной семье животных. Не умели разговаривать, одеваться, сидеть за столом, есть при помощи столовых приборов, умываться и т. д. Если социальная запущенность обнаружена рано, её можно исправить и вернуть человека к нормальной жизни в обществе. Если поздно – то сделать это сложно.

Социальная дезадаптация – нарушение человеком установленных в обществе норм морали и права, ценностных ориентаций и жизненных установок. К примеру, если ребёнок растёт в семье, где все курят, ругаются матом и отнимают друг у друга еду, то он так будет себя вести и в детском саду – он просто иначе не умеет. Социальная дезадаптация поддаётся коррекции, особенно легко в дошкольном возрасте.

Ресоциализация – устранение сложившийся ранее модели поведения, замена её на новую. К примеру, ребёнок попадает из детского дома в семью. Его модель поведения в корне меняется, происходит ресоциализация. Ресоциализация детей происходит и в детских садах, особенно резко, если система ценностей в них отличается от семейных. К примеру, в семье все разговаривают спокойно, а воспитатель любит повышать голос. В семье сразу удовлетворяют потребности ребёнка, а в детском саду – в порядке очереди. Малышу приходится привыкать к новым порядкам.

Досрочная социализация – интересный феномен, сложившийся исторически и помогающий человеку быстрее адаптироваться к новым условиям жизни и правильно действовать. К примеру, девочки играют в куклы, готовясь стать мамами.

Десоциализация – утрата человеком социального опыта. Дошкольники могут попадать из семьи в детские дома или больницы, терять навыки общения, самообслуживания. Если маленький ребёнок попадает в иноязычную семью, то он перестаёт говорить на родном языке. В наши дни десоциализацию у детей вызывает чрезмерное увлечение компьютерными играми, когда малыш предпочитает занятия с электронными устройствами общению с реальными людьми.

Важные выводы:

  • ребёнок хорошо социализируется, когда рядом есть заинтересованные в нём взрослые, которые учат его правилам поведения в разных ситуациях, нормам, законам и этикету, самообслуживанию, помощи и взаимопомощи, культуре общения;
  • социализация ребёнка страдает, если он оказывается в изоляции, если им не занимаются, если он попадает в мир, живущий по другой шкале ценностей.

Социализация дошкольников

Теперь, когда мы досконально разобрались в том, что такое социализация, как она происходит и как теряется, можно поговорить о социализации дошкольников и о том, кому нужно обязательно посещать детский сад.

Государство всё больше внимания уделяет вопросам социализации, так как стало понятно, что без определённых ценностей, общество теряет духовные и нравственные ориентиры. Основное осознание собственного Я и общества в целом происходит к 6 годам, поэтому дошкольное воспитание выходит на первый план. Требования к нему ужесточаются. Планируется, что все дети будут охвачены дошкольным образованием в самом ближайшем будущем. По большому счёту это хорошо, так как именно в детском саду (речь идёт о хорошем дошкольном учреждении!):

  • дети знакомятся с причинно-следственными закономерностями;
  • понимают место каждого человека в жизни;
  • осознают какие роли играют окружающие их люди;
  • знакомятся со многими людьми самых разных профессий;
  • узнают о новых играх, понятиях, законах и закономерностях;
  • понимает, что ему больше нравится делать;
  • знакомится с нормами этики и морали.

Ребёнок учится:

  • чувствовать социальные дистанции и пространство, занимать корректное место в коллективе;
  • владеть своими эмоциями, правильно их выражать;
  • учатся находить выход из трудных ситуаций, которые моделирует воспитатель с обучающей целью;
  • примеряют на себя бытовые, профессиональные роли;
  • знакомятся с элементами взрослой жизни.

Можно ли дать всё это в семье? Да, конечно! Особенно, если ребёнок не единственный и не замкнут в четырёх стенах, а активно общается со сверстниками во дворе, на развивающих занятиях, имеет возможность удовлетворять своё любопытство и выстраивать отношения с самыми разными людьми.

Каким детям нужно обязательно посещать детский сад?

Есть дети, которым детский сад просто необходим:

  1. единственным детям в семье, чтобы они могли общаться не только со взрослыми, но и со сверстниками;
  2. детям из неполных семей, так как единственный родитель обычно имеет меньше времени на общение с малышом;
  3. детям из асоциальных семей, чтобы у них социализация прошла в нужном русле.

Проблемы детского сада

Всё было бы идеально, если бы не пресловутый человеческий фактор. Есть разработанные программы и методики. Они действительно хорошие и помогают раскрыть потенциал каждого ребёнка. Однако действуют они лишь там, где работают увлечённые профессионалы. В этом случае дети бегут в сад с удовольствием, а родители радуются их быстрому развитию и появляющимся хорошим и разносторонним навыкам и умениям. К сожалению, так бывает не всегда. И тогда возникают проблемы: дети не хотят ходить в детский сад, плачут, характер у них портится, появляются не самые приятные привычки. К примеру, дети начинают кусаться, толкаться, обижать младших. Это – неправильная социализация и причина в микроклимате детского сада. Увидев неладное, родители не должны пускать ситуацию на самотёк. Нужно обязательно разобраться и сделать всё возможное для того, чтобы ребёнок находился в комфортных условиях и его нервно-психическое развитие не страдало.

Вывод: детский сад может обеспечить как социализацию ребёнка, так и его десоциализацию при непрофессиональном подходе.

Как узнать – достаточно ли социализирован ребёнок?

Многие родители, особенно детей, не посещающих детский сад, задаются вопросом: социализирован ли мой ребёнок? Это можно узнать, ответив на несколько вопросов о ребёнке:

  1. Он быстро находит новых друзей?
  2. Умеет играть с другими детьми?
  3. Может уступить другому ребёнку или взрослому?
  4. Если рядом плачет другой ребёнок – пожалеет ли он его?
  5. Может ли дождаться своей очереди в игре, на горке и т.д.?
  6. Выполняет просьбы родителей с первого раза?
  7. Знает правила этикета?
  8. Любит посещать детские игровые центры, общаться с другими детьми?
  9. Предпочтёт игру с детьми просмотру телепередачи?

Если на большинство вопросов ответы «Да» с социализацией у вашего малыша всё в порядке.

Источник