Развития сенсорики ребенка 3 4 года

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей 3-4 лет.

  1. Д/И «ДЛИННЫЙ – КОРОТКИЙ»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный – короткий», «длиннее – короче», развивать воображение, мышление.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел. Сначала рассматриваем ленточки по длине, потом детям предлагают карточки и плоскостные палочки разной длины и цвета. Путем раскладывания ребенок определяет, где длинная и короткая палочки.

  1. Д/И «ВКЛАДЫШИ»

ЦЕЛЬ: Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), вкладывать фигуры, развивать память, мышление внимание.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с подгруппой детей в 4-5 чел. Воспитатель сначала показывает геометрические фигуры, называет их и показывает детям, как надо их вставлять в трафареты. Во время игры постоянно закреплять название фигур – круг, квадрат, треугольник.

  1. Д/И «КАКОГО ЦВЕТА НЕ ХВАТАЕТ?»

ЦЕЛЬ: Развивать наблюдательность, внимание, память и сенсорные способности, умение сказать, какого цвета отсутствует диск.

  1. Д/И «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ЦВЕТОЧЕК»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных цвета, умение по показу назвать цветы.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 чел. Сначала воспитатель показывает детям большие иллюстрации цветков разного цвета. Дети рассказывают какого цвета эти цветки. Потом воспитатель раздает детям по маленьких карточки, рассмотрев их, предлагает показать такой же цветочек, какой показывает воспитатель.

  1. Д/И «ОБВЕДИ И ЗАШТРИХУЙ»

ЦЕЛЬ: Развивать и закреплять сенсорные способности детей, умение заштриховывать по трафарету на белом листе круг, квадрат, треугольник, закрепить основные цвета.

РУКОВОДСТВО: Сначала воспитатель показывает детям (2-3 чел.) трафареты геометрических фигур. Дети рассматривают, какого цвета, потом воспитатель показывает, как на белом листе бумаги он заштриховывает таким же карандашом, как и трафарет. Воспитатель раздает бумагу, трафареты, карандаши, а сам наблюдает, чтобы дети правильно подобрали цвет карандаша к трафарету.

  1. Д/И «ОДИН – МНОГО»

ЦЕЛЬ: Развивать первые математические способности, развивать внимание мышление, умение различать цвет предметов.

РУКОВОДСТВО: Игры проводятся с 2-3 детьми. Воспитатель показывает на магнитной доске картинки игрушек одну, много, закрепляет цвет. Потом предлагает детям по показу найти и прикрепить такие же картинки.

  1. Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ МОТОЧКИ»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание цвета, развивать внимание, воображение.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел. Приходит «бабушка» и жалуется, что котята размотали все нитки, предлагает малышам смотать каждому по моточку нитки, у каждого свой цвет нитки. Постоянно вовлекать детей в результативную активность.

  1. Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПРИЩЕПКИ»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание цвета, развивать внимание, воображение.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел. Приходит «бабушка» и жалуется, что внучата сложили все прищепки в оду коробку, предлагает малышам разложить их по цветам коробки. Постоянно вовлекать детей в результативную активность.

  1. Д/И «БОЛЬШОЙ, ПОМЕНЬШЕ, МАЛЕНЬКИЙ»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета»; «Поменьше квадрат желтого цвета» и т.д. на усмотрение фантазии воспитателя.

  1.  Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАПЛИ»

ЦЕЛЬ: Продолжать закреплять сенсорные способности детей цвет, умение набирать пипеткой по указанию и капать в ячейки по цвету, развивать память, мышление.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает баночки с разноцветной гуашью. Сначала 2-х цветов, к концу года 4-х основных цветов. Раздает каждому рисунок и палитру с ячейками по цвету. Показывает действия. Потом предлагает детям по словесному указателю набрать в баночке и накапать в ячейки, не смешивая цветов. Каждое действие оговаривается с каждым ребенком.

  1.  Д/И «ПОКАЖИ ТАКУЮ ЖЕ»

ЦЕЛЬ: Продолжать закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник), развивать мышление, разговорную речь умение называть цвет фигуры.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел., т.к. надо сосредоточить внимание детей. Приходит в гости Зайка и приносит коробочку с геометрическими фигурами, просит рассказать детей, что это такое. Сначала воспитатель по отдельно показывает фигуру и ее цвет. Потом раздает наборы фигур детям и по своему показу просит показать ребенка, постоянно вовлекая его в речевую активность.

  1.  Д/И «КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, СИНИЙ, ЗЕЛЕНЫЙ»

ЦЕЛЬ: Учить различать, называть и показывать картинки по цвету предметов, развивать сенсорные способности детей.

РУКОВОДСТВО: Занятие проводится с 5-6 чел. У каждого ребенка на столе изображение предметов (игрушки, цветы, одежда разных цветов). Воспитатель показывает или картинку определенного цвет или предмет такого же цвета. Ребенок должен показать свою картинку с таким же изображением и цветом.

  1.  Д/И «НАЙДИ МАТРЕШКЕ ВЕДЕРКО»

ЦЕЛЬ: продолжать закреплять и называть 4 основных цвета, развивать мышление, память, разговорную речь.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Разделяются набор матрешек красного, зеленого, синего цвета и соответственно таких же цвет» ведерки. Сначала воспитатель показывает, какое ведерко нужно каждой матрешке. Потом предлагает детям найти ведерко для матрешки, закрепить название цвета платья матрешки и ведра, вовлекать детей разными вопросами в речевую активность.

  1.  Д/И «ВСТАВЬ ВТУЛОЧКУ»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать моторику кистей рук, внимание, мышление.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 детьми. Воспитатель показывает плоскости, по краям которых есть отверстия для втулок. Показывает и обговаривает свои действия, потом предлагает повторить детям увиденное.

  1.  Д/И «БУСИНКИ»

ЦЕЛЬ: Развивать моторику кистей рук, умение брать пинцетом бусинки и раскладывать их по внешним признакам в чашечки, развивать мышление, память.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми, потому что она требует большого внимания. Сначала воспитатель показывает действия с пинцетом и бусинками, а потом предлагает детям разобрать бусинки по чашечкам.

  1.  Д/И «ЗАШНУРУЙ САПОЖОК»

ЦЕЛЬ: Учить выполнять действия со шуровкой, развивать мелкую мускулатуру кистей рук, развивать мышление.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с подгруппой 4-5 детей. Приходит ребенок из другой группы и просит помочь ему зашнуровать ботинки. Воспитатель выполняет действие. А потом раздает «сапожки» и шнурки детям и предлагает зашнуровать для куклы сапожок.

  1.  Д/И «ЦВЕТНЫЕ КОЛПАЧКИ»

ЦЕЛЬ: Закрепить умение действовать с предметами и раскладывать колпачки по одинаковому цветовому признаку.

  1.  Д/И «СОБЕРИ И РАЗБЕРИ ПИРАМИДКУ»

ЦЕЛЬ: Развитие сенсорных способностей, умения действовать с пирамидками разной формы, соблюдая последовательность в собирании.

  1.  Д/И «НАНИЗЫВАНИЕ КОЛЬЦА НА ШНУРОК»

ЦЕЛЬ: Закрепить умение действовать с предметами, развивать моторику: кистей рук, потренировать в различении 4-х основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый).

  1.  Д/И «ЦВЕТНОЕ ДОМИНО»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности малышей путем отыскивания предмета заданного цвета, закрепление 4-х основных цветов.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 детьми. Раздается всем по 2-3 цветных домино. Предлагается детям выложить дорожку, отыскивая у себя домино такого же цвета, какого цвета домино положил предыдущий ребенок

  1.  Д/И «НАЙДИ НУЖНЫЙ ЦВЕТ»

ЦЕЛЬ: Закреплять сенсорные способности детей, умение подбирать по образцу нужного цвета пробки или бусинки и выкладывать рисунок на образце.

  1.  Д/И «РАСКЛАДЫВАНИЕ ОДНОРОДНЫХ ПРЕДМЕТОВ РАЗНОЙ ВЕЛИЧИНЫ»

ЦЕЛЬ: Учить находить одинаковые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат), но разной величины.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 детьми, у каждого плоскостные изображения круга, треугольника, квадрата разной величины и можно разного цвета. Воспитатель предлагает по показу подобрать свои геометрические фигуры.

  1.  Д/И «УГАДАЙ НА ВКУС»

Нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т.д.). Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. Спросите, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что он ест.

  1.  Д/И «РАСТОПИ ЛЁД»

Достаньте из холодильника 2 кубика льда, один дайте ребенку, другой возьмите себе.

Предложите малышу растопить лёд и прокомментировать, как это происходит (холодный, твердый, жидкий).

  1.  Д/И «КТО ЛЕТАЕТ?»

Объясните малышу: «Я буду называть разные предметы, животных, птиц. Если назову что-нибудь летающее – подними ручки, нелетающее – хлопай в ладоши. – Ракета?.. – Голубь?.. – Стол?.. и т.д.»

Дайте малышу время подумать.

Аналогично проводятся игры: «Что идёт?» и т.д.

  1.  Д/И «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ»

Приготовьте 5 больших и 5 малых кругов. Смешайте круги, покажите их ребенку со словами: «Эти круги разные». Покажите сначала большие, затем маленькие круги по одному («Это круги большие, а это маленькие»).

Большие круги складывайте в одну сторону, а маленькие – в другую.

Свои действия поясняйте. Приложите два маленьких круга друг к другу, подчеркните, что они одинаковые.

При сортировке третьей пары кругов спросите, куда нужно класть большой, а куда – маленький круг. Ребенок раскладывает круги.

Как варианты можно использовать квадрат и треугольник, круг и квадрат и пр.

  1.  Д/И «ГДЕ КРУГ, А ГДЕ КВАДРАТ»

Приготовьте 5 кругов и 5 квадратов, перемешайте их, объясните, что игрушки разные.

Начинайте группировать по форме, затем попросите ребенка распределить фигуры на две группы.

Варианты: прямоугольник и треугольник, 2 вида пуговиц и т.д.

  1.  Д/И «ПОДБЕРИ ФИГУРУ»

Приготовьте картинки, на которых нарисованы геометрические фигуры – квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, а также несколько самих фигур.

Предложите ребенку подобрать фигуру к ее изображению на картинке. Покажите малышу, как это нужно делать, а затем попросите его самого выполнить задание.

  1.  Д/И «БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ»

Приготовьте большие и маленькие варианты одного предмета: ложки, чашки, пуговицы, игрушки и т.д.

Попросите малыша из каждой пары выбрать больший. Можете попросить малыша разложить предметы в две группы – большие и маленькие.

Вариант 1: попросите ребенка найти и показать вам большие и маленькие парные предметы домашней обстановки.

Вариант 2: предложите малышу два карандаша – большой и маленький. Попросите провести линию большим карандашом.

Задание можно и усложнить: пусть ребенок проведет большим карандашом большую дорожку, а маленьким – маленькую.

  1.  Д/И «ПРЯТКИ»

Приготовьте 5 больших и 5 маленьких кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов.

Попросите малыша «спрятать» маленькие фигуры за большими  (обязательно покажите, что маленькую фигуру легко накрыть большой, и тогда маленькую фигуру не будет видно).

  1.  Д/И «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»

В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. Малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.

  1.  Д/И «СПРЯЧЬ ЛИСТОК»

Приготовьте лист бумаги, одна половина которого окрашена в зеленый, а другая – в желтый цвет. Объясните ребенку, что бумага двух цветов. Дайте малышу 6-8 вырезанных из бумаги листиков (одни желтые, другие – зеленые).

Положив желтый листик на желтую половину листа бумаги, объясните, что листик «спрятался», его не видно. Затем положите желтый листик на зеленую половину и подчеркните, что теперь его очень хорошо видно. Попросите ребенка «спрятать» листики так, чтобы их не было видно.

Если малыш затрудняется, можно дать ему более контрастные цвета – красно-синий лист бумаги и аналогично раскрашенных рыбок, цветочки и т.д.

Постепенно усложняйте задачу, стоящую перед ребенком, давая ему предметы близких цветовых тонов (синего и фиолетового, оранжевого и желтого и пр.).

Можно также «спрятать» предметы трех-четырех цветов. Каждый раз обсуждайте с ребенком ход выполнения задания.

  1.  Д/И «НАЙДИ ТВОЙ ЦВЕТ»

Дайте малышу в руки 3 фигурки разного цвета (круги, квадраты и т.д.).

Предложите ему пройти по дому и найти предметы таких же цветов. Ребенок может положить свои кружки на одноцветные предметы.

  1.  Д/И «БУСЫ»

Возьмите 4 больших круглых и 4 больших квадратных бусины одинакового цвета, тонкий шнур или толстую нить.

Объясните малышу, что бусины разной формы и нанизывать их нужно по очереди – шарик, потом кубик.

Варианты: нанизывание по очереди бусин одинаковой формы и цвета, но разного размера или одинаковых по форме и размеру, но двух цветов.

  1.  Д/И «ГОЛОВОЛОМКА»

Разрежьте на 3 части какую-нибудь яркую предметную картинку. Вначале предложите ребенку собрать ее по образцу, а затем – самостоятельно.

  1.  Д/И «ЗАКЛЕЙ ДЫРКИ»

Возьмите любую картинку или фотографию из журнала, книги (изображение должно быть понятно ребенку), вырежьте из нее квадраты, кружки, треугольники.

Наклейте картинку «с дырками» на лист белой бумаги и предложите ребенку закрыть образовавшиеся на картинке «белые пятна» фигурами, которые из нее вырезаны.

  1.  Д/И «ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?»

Расставьте на столе 5-6 знакомых малышу игрушек: зайца, мишку, петуха и пр.

Попросите его внимательно посмотреть и отвернуться, а сами уберите одну игрушку. Спросите: «Чего не хватает?».

Игру можно усложнять, вводя в нее большее количество предметов.

Вариант: «Что прибавилось?».

  1.  Д/И «СДЕЛАЙ, КАК БЫЛО»

Расставьте на столе 5 знакомых малышу игрушек (машина, кубик и т.д.).

Предложите ребенку посмотреть, что где лежит, и отвернуться, предупредив, что переложите одну игрушку. Затем попросите сказать, что изменилось.

Постепенно задание можно усложнять.

Источник

Елена Пермякова
Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет посредством дидактических игр

МБДОУ «Детский сад №3»

Проект

«Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет посредством дидактических игр»

Подготовила воспитатель Пермякова Е. А.

г. Кашира 2018г

Паспорт проекта.

Продолжительность проекта: сентябрь-май

Тип проекта: познавательно-игровой

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.

Постановка проблемы.

Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.

Актуальность проекта:

Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве а также запахе и вкусе. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.

Значение сенсорного воспитание состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию контроль за состоянием сенсорного развития детей.

Цель проекта: Развитие сенсорных способностей детей через дидактические игры и упражнения.

Задачи проекта:

– формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве.

– знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр.

-воспитывать познавательный интерес, любознательность.

– упражнять в установлении сходства и различия между предметами.

развивать мелкую моторику.

– создать в группе предметно- развивающую среду, способствующую развитию сенсорных способностей детей.

– повысить уровень знаний родителей по теме «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4лет»

– оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.

Продукт проекта:

– изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков

– обогащение предметно-развивающей среды по сенсорному развитию в группе.

– сотрудничество воспитателей и семьи по проблемам развития сенсорных способностей у детей.

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Знакомство с формами, величинами, цветами, пространственными представлениями, звуками. Однако, как обнаружилось в исследованиях, на занятиях нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Важная роль по прежнему должна принадлежать дидактическим играм, но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей. Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению во время занятия по ознакомление с обобщенными представлениями, с общественно – установленными сенсорными эталонами: геометрические фигуры, цвета солнечного спектра.

Регулярно проводится контроль за состоянием сенсорного развития детей:

1-й уровень: хаотичные пробы и ошибки.

2-й уровень: целенаправленные пробы.

3-й уровень: безошибочно подбирает детали.

Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам. Если материал неизвестен детям, необходимо более активное педагогическое воздействие.

Из поколения в поколение передаются дидактические игрушки, созданные народом для развития речи, воли, внимания, точности и координации движений. Формирование представлений о цвете, форме (бирюльки, складные бочонки, яйца, конусы из разных цветных колец разной величины, матрешки, пирамидки, башенки).

Виды дидактических игр:

Игры – забавы.

Настольно – печатные.

Словесные.

Музыкальные.

Обязательным элементом дидактическим игр является:

Отражение учебного материала.

Выделение игровых задач.

Наличие правил.

Действия играющих.

Подведение итогов игры.

Классификация игр:

1. Игры, возникающие по инициативе детей – самостоятельные, режиссерские.

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого или старших детей – организованные игры.

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа – народные.

Игры могут быть включены практически в любое занятие. Целесообразно сопровождать их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения.

Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по-разному.

Содержание проекта:

Этапы реализации проекта:

1 этап- подготовительный

2 этап- практический

3 этап-заключительный

Подготовительный этап:

– анализ и подбор методической литературы, материалы, дидактических игр

– изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей в соответствие с ФГОСТ

– подбор консультации и рекомендации для родителей

– создание развивающей среды и условий для успешного использования дидактических игр.

Практический этап:

Работа с детьми:

1. Дидактические игры с детьми: а) игры направленные на развития зрительного восприятия (цвет, форма, величина)

б) игры направленные на развитие слухового восприятия (слуховое внимание, тембр)

в) игры направленные на развития моторики предметы-вкладыши, дидактические игрушки, различные виды застежек (пуговицы, кнопки)

г) игры с цветным конструктором крупного размера, с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме, с матрешками, геометрическими вкладышами и т. д.

д)мозаика: настольная и напольная

е) настольно-печатные дидактические игры

2. Самостоятельные игры детей

3. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок

Перспективный план работы по проекту

Сентябрь

Д/и «Собери пирамидку»Цель: Учить собирать пирамидку, выбирая кольца по величине.

Рисование «Цветные шары»Цель: учить с приемами изображения предметов овальной и круглой формы.

Аппликация «Красивые флажки»Цель: учить чередовать изображения по цвету.

Октябрь

Лепка «Большие и маленькие морковки»Цель: учить лепить предметы удлиненной формы

Д/и «Построим башню»Цель: познакомить способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение, определение величины предмета по отношению к друг другу (большой маленький).

Д/и «Веселые матрешки»Цель: учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие.

Рисование «Украшение фартука»Цель: Развивать цветовое восприятие.

Ноябрь

Д/и «Грибы на полянке»Цель: учить детей различать количество предметов, обозначать словами один, много.

Аппликация «В нашем городе построен большой дом»Цель: развитие представлений о геометрических фигурах.

Д/и «Разложи фигурки по домикам»Цель: учить сортировать предметы в соответствие с их формой, методом зрительного соотнесения.

Декабрь

Д/и «Ленточки»Цель: учить сравнивать два предмета по ширине, используя прием наложения и приложения.

Д/и «Прищепка»Цель: развивать мелкую моторику рук

Аппликация «Бусы на елку»Цель: закреплять знания о круглой и овальной формах.

Рисование «У кого какой домик»Цель: закреплять представления о различии предметов по величине

Январь

Д/и «Сравни по высоте»Цель: закреплять умение сравнивать предметы по высоте.

Д/и «Сделаем матрешке бусы»Цель: закрепить умение чередовать предметы по цвету, учить сравнивать три предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами самый длинный, короче, самый короткий.

Рисование «Украшение платочка»Цель: развивать чувство ритма, композиции, цвета.

Д/и «Тактильные мешочки»Цель: развивать тактильные качества, мелкую моторику рук.

Февраль

Лепка «Мы лепили снеговика»Цель: продолжить учить лепить круглые предметы.

Д/и «Башенки для гномиков»Цель: Закрепить знания о величине предметов, познакомить с понятием высокий, низкий.

Д/и «Геометрическое лото»Цель: познакомить со способом соотнесения формы изображенного предмета с геометрической фигурой.

Рисование «Украсим полосочку флажками»Цель: учить рисовать предметы прямоугольной формы

Аппликация «Самолеты»Цель: учить составлять изображения из деталей.

Март

Д/и «Тут и там»Цель: знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами тут, там, далеко, близко

Д/и «Поручение»Цель: обучать ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие.

Д/и «Сложи из палочек»Цель: развивать зрительное восприятие, мелкую моторику

Апрель

Разрезные картинки Цель: развивать сенсорное способности детей, умение по части восстанавливать целое

Лепка «Чашечка»Цель: учить лепить, упражнять в соединении частей приемом прижимания и сглаживания мест скрепления.

Игра с крышками Цель: развивать мелкую моторику

Д/и «Чудесный мешочек»Цель: закреплять умение действовать с предметами, окрашенные в разные цвета, умение подбирать предметы по цветовому тождеству

Май

Д/и «Забавные лодочки»Цель: используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы (легкие) на воде держатся, другие (тяжелые) тонут. Организовать детское экспериментирование.

Закреплять умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, умение раскладывать 3-5 предметов в ряд в порядке возрастания их длины.

Д/и «Летящие бабочки»Цель: Закреплять знания детей о цвете предметов, умение соотносить предметы по цвету.

Работа с родителями:

1)Консультация «Роль дидактических игр по сенсорному воспитанию в умственном развитии детей»

2) Индивидуальные беседы с родителями по вопросам развития сенсорных способностей.

3)Наглядная информация: папки передвижка «Развиваем сенсорику дома»

4)Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.

Заключительный этап:

Значение сенсорного воспитания состоит в том,что оно:

-является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

-развивает наблюдательность;

-позитивно влияет на эстетическое чувство;

-является основой для развития воображения;

-развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

-обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

-влияет на расширение словарного запаса ребенка;

-влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

Освоение сенсорных эталонов не только значительно расширяет сферу познаваемых ребёнком свойств, но и позволяет отражать взаимосвязь между ними. Сенсорные эталоны – это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эти представления характеризуются обобщённостью, так как в них закреплены наиболее существенные главные качества. Осмысленность эталонов выражается в соответствующем названии – слове. Эталоны не существуют отдельно друг от друга, а образуют определённые системы.

На основании этого определив содержание работы педагога в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрить дидактические игры, которые эффективно влияют в развитии сенсорного восприятии формы, цвета и величины. Через дидактическую игру дети учатся анализировать, сравнивать и обобщать, т. е. систематическое целенаправленное использование дидактических игр влияет на сенсорное воспитание младших дошкольников.

Анализ результатов проекта:

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.

Систематическая и планомерная работа по данной проблеме помогла повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. У детей появился интерес к дидактическим играм.

Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.

Используемая литература:

1) «Детство» Программа развитие и воспитание детей в детском саду. «Детство-Пресс» СПб-2011г.

2) Лебедева А. Н. «Развитие сенсомоторики детей дошкольного возраста» Москва, «Школьная пресса» 2004

3) М. Д. Маханева, С. В. Рещинова «Игровое занятие с детьми от 1до з лет»

4) Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнение по сенсорерму воспитанию дошкольников» М.: Просвещение, 1997

5) Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Издательство «Мозаика»– Синтез 2009

6) Планирование работы в детском саду с детьми 3-4 лет методические рекомендации для воспитателей по программе «Радуга». Москва. Просвещение 2010

Источник