Развития речи у ребенка личный опыт
«Я сделала всё для запуска речи ребёнка»- так я могу сказать спустя два года. Сейчас Ване почти 2,2 и он говорит фразами. Но, конечно, о полноценной речи говорить рано.
Мой случай доказывает то, что даже если ты занимаешься развитием речи с рождения, то это ещё не значит, что ребёнок будет опережать норму или хотя бы дотягивать до неё.
У нас не уникальная история, не было серьезных родовых травм, страшных диагнозов и прочего. Я тут не для хайпа, а для помощи другим мамам. Я сама всегда в поиске золотой середины в развитии ребёнка-чтобы не вдаваться в панику и придумывать 100500 новых занятий, но в то же время не пускаю развитие на самотёк.
С чего все началось? Не с рождения ребёнка и не с момента, когда я поняла, что у него задержка в речевом развитии. А с рассказов моей мамы.
Моя мама – педагог с тридцатилетним стажем работы. И 20 лет она работает воспитателем в логопедической группе детского сада. Так вот, статистика действительно пугает, мы это видим и по детям друзей и знакомых – то, что 30 лет назад дети умели делать в 1,5 года, сейчас мало кто умеет делать в 2,2. Особенно это заметно по речи. И моя мама, конечно, часто говорит о разнице в отношении родителей к воспитанию детей. В половине случаев с нарушением речевого развития виновата не генетика и особенности родовспоможения, а так называемая педагогическая запущенность, когда родители мало общаются с ребёнком. Наша всеми «любимая» тема гаджетов – мультфильмы и планшеты вместо живой речи. Поэтому я ещё до рождения ребёнка была подкована в вопросах создания речевой среды и развития речи в целом.
Конечно, я много читала и слушала неврологов, логопедов, психологов. И на основе этого составила небольшой список правил для запуска и развития речи ребёнка:
????Телевизор/мультики на компьютере/ телефоне не смотрим. Табу на это нет. Конечно, ребёнок бывает в гостях и общественных местах, где может посмотреть мультфильмы или телевизор.
????Если играет музыка, то стараемся не разговаривать. Либо речь, либо музыка, либо аудиосказка. Никакого фона.
????Много говорим. Стараемся проговаривать все бытовые действия. Но если сил на это нет, не заставляем себя. Никакого напряжения
????Если не хватает фантазии на разговоры-читаем вслух книги. Это обычно вариант для папы
????Потешки, песенки, стишки. Используем во время купания, еды, одевания, массажа.
????Зрительный контакт при разговоре. Эмоционально стимулируем, чтобы ребёнок обращал внимание на лицо говорящего. Для этого и подходят потешки, потому что они эмоционально окрашены. Логопеды также советуют красить губы яркой помадой.
????Игры на развитие мелкой моторики.
????Поощрение подвижных игр. Ведь учеными давно доказано, что физическая активность напрямую влияет на активность работы мозга. И крупная моторика важнее мелкой.
И вот ещё несколько советов от логопедов, которые я выписывала для себя:
- Режим радио «Что вижу, то пою» – нужно озвучивать свои действия и называть все предметы. Например, когда моем руки ребёнку, говорим: «я открываю кран, течёт вода, я мою руки, левую руку, правую руку и тд.»
- Стараться избегать сюсюканий. Ребёнок должен слышать пример красивой и грамотной речи.
- До определенного времени упрощать некоторые слова: машина – би-би, котик – мяу, собака – ав-ав. На первых порах так легче ребёнку повторить слово. Но к 1,5-2 годам эти слова должны уже быть заменены полноценными.
- Про чтение вслух. Для детского восприятия лучше всего подходят детские стихи Барто, Маршака, Чуковского, а не чтение Достоевского, например. (Слышала от родителей и такие версии)
- К потешкам и песенкам добавлять пальчиковые и подражательные игры, они очень хорошо развивают пространственную координацию.
И после всего этого к концу первого года у ребёнка было около 10-15 слов в обиходе. В принципе, это соответствует норме.
Но после года изменений в речи практически не происходило. Мне даже казалось, что в 11 месяцев ребёнок говорил больше, чем в 1,5.
И это был урок мне, маме с комплексом отличницы-как ты ни старайся, как ни выстраивай занятия, природа сильнее.
Тем не менее, мы занимались по логопедическим тестам, я старалась больше говорить (ну, насколько мне комфортно), обращалась к знакомым логопедам, которые лишь подтвердили то, что я все делаю правильно. И никакой грубой задержки нет.
К слову, когда ребёнку исполнился год, я стала часто болеть, поэтому понемножку начала включать мультфильмы. На самом деле, от мультиков даже есть положительный эффект-когда он развивающий, короткий и мама комментирует происходящее. Но, конечно, мы чаще всего используем гаджеты, когда нам надо ребёнка нейтрализовать. И я до сих пор считаю, что это крайний случай, но, согласитесь, порой без этого никуда.
Сначала в моей голове было представление о том, что нормально развивающиеся дети должны в 1,5 -1,7 уже говорить предложениями (по Выготскому).
Но сопоставив между собой около пяти источников и проконсультировавшись с логопедами, определила все-таки самую распространённую на сегодня норму: к двум годам ребёнок должен произносить 200-300 слов и говорить фразами, состоящими хотя бы из двух слов.
В 1,10 (как я потом узнала, это самый распространённый возраст для речевых скачков) Ваня стал все больше и больше повторять слова, но, кроме меня, его почти никто не понимал. В итоге я завела дневник речи и выписала где-то 170 слов (записывала несколько раз в неделю все, что вспомню). Некоторые слова состояли из двух букв (слога), но в основном, двусложные, и до двух лет Ваня вообще не произносил трёхсложные слова. И наверное 1/4 часть были слова-заменители (гав-гав вместо собаки, к примеру). И начались фразы типа: «Мама, дай», «Дядя топ-топ». Получилось, что эта норма вполне выполнима. Хотя мне казалось, что мой ребёнок – молчун. Знаю, что есть множество примеров, что дети начинают говорить и в три года, при этом у них нет отклонений в развитии. Но я сейчас исключительно о своей истории.
Смысл в регулярных занятиях такой- я всегда знала, что мой ребёнок развит на пределе своих возможностей. То есть, никогда не могла сказать про него: «Он может сказать, но ленится» (я часто слышу эту фразу про неговорящих детей или «он все понимает»). Нет, если он не говорит, значит, он не может, и дело не в лени. И давить на ребёнка тоже нельзя. Ваня всегда отвечал на вопросы, пусть на своём языке или словом-подражанием, но я видела, как он старался. Поэтому моя совесть спокойна.
Просто действительно у каждого человека (ребёнка) заложен свой собственный потенциал, своя уникальная нервная система, своя генетика (очень часто мальчики начинают говорить так, как начинали говорить их папы), свои особенности родов (у Ивана было двойное обвитие). Я консультировалась с нейрофизиологом, которая посоветовала родителям детей с родовыми травмами (звучит ужасно, но многих было не все идеально в родах) обязательно показываться остеопату или вертебрологу. Мы пока не обращались к этим специалистам. Я не вижу оснований для паники.
А вот разобраться в вопросе, когда нужна паника и самое главное-какие занятия подходят для развития речи, мне помогли три книги:
- Елена Янушко «Помогите малышу заговорить»-в ней разложены по полочкам все виды занятий на развитие речи. Мало воды, все по сути.
- О.А. Новиковская «Малыш учится говорить»-книга, похожая по содержанию на книгу Янушко. Хорошо сказано про причины задержки речи и про нормы развития. Ну и конечно приложен огромный перечень упражнений и занятий для детей.
- Е.Ершова «Без паники! Мой ребёнок не говорит». Эта книга о том, что очень много упражнений для речи мы неосознанно проводим в быту, а также в ней автор делится примером развития речи своего ребенка. Ссылку на обзор книги можно найти в конце статьи.
Мой вывод один – пускать на самотёк речь ребёнка нельзя. Сенситивный период развития речи от 0 до 3 лет. Поэтому времени мало. Но в то же время, переживать и давить на ребёнка тоже не стоит. Главное, стараться регулярно заниматься, читать книги про развитие речи, не ждать быстрых результатов, но и вовремя обратиться к логопеду. Многие нарушения видны уже до двух-трёх лет.
По теме:
Статья с примерами подражательных потешек
Обзор книги “Без паники! Мой ребенок не говорит”
Источник
Читая комментарии, я вижу, что многие родители, имея ребёнка с тяжёлым нарушением речи, даже в больших городах сталкиваются с фразами от педагогов вроде: “Приходите после 5 лет“. Такие вещи специалист говорит не потому, что до 5 ждать допустимо, а потому, что он либо не умеет работать с подобными нарушениями и рассчитывает, что когда ребёнок корявенько заговорит, с ним можно будет работать традиционными методами, либо просто не хочет связываться.
Однако при алалии ждать до 5 лет недопустимо – ребёнок с ней без занятий может молчать и до 7, и до 10 лет. А если это алалия с сенсорным компонентом или аутизм, то бонусом к отсутствию речи можно получить ЗПР, а то и умственную отсталость. Поэтому сегодня я хочу показать методику для вызова речи у алаликов, которая помогла лично моему сыну заговорить, чтобы родители не ждали у моря погоды и могли попробовать вызвать речь сами.
фото из открытых источников
Определяем и формируем “готовность к речи”
Чтобы эта методика успешно сработала у вас, ребёнок должен быть “готов” к речи. Что значит готов?
- Должно быть развито подражание;
- Развито внимание – необязательно фантастическое, но чтобы хоть 5 минут на одном задании ребёнок мог концентрироваться;
- Ребёнок вступает в контакт (немного понимает обращённую речь или может коммуницировать при помощи карточек) – нужно, чтобы объяснить ему принцип работы.
Если чего-то из этих пунктов нет, лучше не браться за вызов речи, так как это будет попытка нагородить “дом без фундамента”. По моему опыту с сенсомоторной алалией у сына скажу, что работа над вызовом осознанной речи ведётся в таком порядке, в каком у ребёнка развивались бы психические функции не будь у него никаких проблем:
- Сначала ведётся работа над вниманием ребёнка к происходящему – нужно поработать с общеразвивающими безречевыми занятиями (пирамидки, сортёры и прочее), уча ребёнка концентрироваться хоть на чём-нибудь;
- Через некоторое время параллельно подключается работа над пониманием речи и подражанием;
- Когда становится понятно, что ребёнок, пусть не идеально, но довольно стойко, владеет нужными навыками, можно начинать пробовать запускать речь.
Как правило, при чистой моторной алалии над подобными вещами работать не требуется – ребёнок всё это может, но не может говорить. С такими детьми можно пробовать сразу приступать к вызову речи.
Сенсорная, сенсомоторная алалия и РАС обычно требуют отработки всего вышеперечисленного. Если вы не знаете что делать, то у меня на канале уже есть статьи как развить все эти “ступеньки к речи” – ниже я добавлю ссылки на некоторые из этих материалов.
Для тех, у кого ребёнок всё нужное может и умеет, показываю сработавшую у нас методику.
Вызов речи
Честно скажу, не знаю как она называется, но у многих алаликов и детей с тяжёлыми нарушениями речи я видела нечто подобное. По принципу напоминает метод Новиковой-Иванцовой. Выглядит она вот так (листать галерею можно стрелочками вбок – ниже размещу описание каждого этапа):
картинка 1
картинка 1
картинка 1
Картинка 1 – так как у алаликов и аутистов, как правило, слабое слуховое внимание, звуки и то, как они звучат, проще учить через картинки, так как зрительное восприятие у таких детей обычно не нарушено. Ребёнку предлагается поместить указательный палец на начало стрелки и медленно вести руку по стрелке к смайлику, гудя как паровоз “У-у-у!”. таким образом ребёнок отрабатывает все три стрелки.
Ниже расположены “Кнопочки пианино” – это игровая пальчиковая гимнастика. Ребёнку надо поочерёдно коснуться пальцами кнопочек, произнося при нажиме “У-у-у”: большим пальцем нажать на зелёную, указательным на красную, средним на голубую и т.д.
Картинка 2 – Здесь должны быть слова с изучаемой буквой (нужно 10-15 шт.). У меня пример со словами из урока с буквой “А”. По произношению они могут казаться невозможными для алаликов, тем не менее, ребёнку надо их за вами повторять.
Обратите внимание: на этапе вызова речи не важно какого качества слова у ребёнка. Он может их произносить почти неузнаваемо, коряво, главное, чтобы просто произносил и практиковался. Пока идёт работа на выход из алалии исправлять не нужно!
Важно: сам родитель должен стабильно показывать образец правильной речи как на занятиях, так и в жизни. Умиляться тому, что ребёнок наконец хоть что-то начал говорить, можно, но сюсюкать и повторять за ним неправильное произношение не надо!
Картинка 3 – такое задание присоединяется после того, как вы пройдёте первые 2-3 буквы. Это обучение чередованию звуков речи. Ребёнок на начале стрелки говорит “А-а-а“, но когда его указательный палец дойдёт до парохода, он должен произнести “У“. Получается более сложное звукоподражание “А-у!“. Для занятия требуется 2-3 таких дорожки для чтения.
Это упражнение важно для отработки частого явления при тяжёлых нарушениях речи – артикуляционной диспраксии.
Артикуляционная диспраксия – это проблемы с координацией движений мышц рта.
Например, чтобы сказать слово “Ванна”, наш рот сначала принимает одну артикуляционную позу (положение мышц рта) для произнесения части слова “ва”, а затем другую, чтобы выговорить “нна”. Мы делаем это автоматически, а ребёнок с диспраксией так не может и не понимает как ему переключить мышцы рта с одного слога на другой. В итоге может быть картина, когда малыш может произнести только слова с одинаковыми слогами (мама/папа).
Такие “чтения” сначала гласных по дорожкам, затем гласных с согласными, помогают ребёнку плавно и ненавязчиво учиться переключатся с одной артикуляционной позы на другую.
Как видите, для заданий требуется немного материалов, многие из которых можно нарисовать самим в графических редакторах (стрелки, кнопки и прочее). С исходниками карточек-символов сложно – их у меня нет, но можно позаимствовать эти карточки из методики Новиковой-Иванцовой. Наберите в поиске яндекса (он лучше ищет по картинкам), например, “новикова-иванцова гласные звуки” и вы увидите вагон карточек, которые можно скачать и распечатать. Конечно, не все они будут гласные, но тем не менее, так можно выудить если не всю, то большую часть обучающего материала (пара примеров внизу):
Каков порядок звуков?
Звуки изучаются в том порядке, в каком они в норме входят в строй.
Сначала это гласные: А, О, У, И, Э, Ы.
Затем согласные раннего, а потом и позднего онтогенеза:
Если видно, что какой-то звук ребёнок не может нормально произнести, то это знак, что пока надо задержаться именно на нём + повторять предыдущий материал.
Обратите внимание: при обучении согласным важно соблюдать правильное произношение: надо чётко говорить один звук – не “М-э”, а “М”, к примеру.
Сколько времени потребуется?
Всё индивидуально, но я расскажу про наш опыт.
Сыну было 3,10, когда мы начали так заниматься. К первым сознательным, постоянным словам мы шли примерно 2 месяца. Срок не такой уж и большой, но чтобы этого достичь, мы очень плотно работали: 4-5 раз в неделю повторялись задания с нами дома + 2 раза в неделю ребёнок работал частно с логопедом. То есть, суммарно выходило 6-7 занятий в неделю. Через полгода от начала занятий сын начал говорить, пусть простыми и корявыми, но предложениями.
На один звук отводилось примерно 3-4 дня. Бывало, что сыну упорно что-то не удавалось. У нас, например, долго не шла “Ы” – её учили 2 недели. Это нормально, так как от ТНР нельзя ожидать, что ребёнок будет легко справляться.
Каждое занятие проводилось закрепление пройденного до этого материала. Например, ребёнок выучил “А”, “О” и ему давали “У”. Мы учили “У”, но также быстро пробегались по заданиям с двумя предыдущими звуками. Делалось это, чтобы у сына было побольше речевой практики.
Возможно, для кого-то этот материал не станет открытием и я честно скажу, что да, много, долго, занудно и ребёнка утомляет. Но нам он помог! Поэтому я не могу не поделиться им и буду рада, если кто-нибудь тоже увидит результат 🙂
К сожалению, эти занятия не решат все проблемы, если у ребёнка тяжёлое нарушение речи – ему всё равно будет необходим хороший логопед!
Некоторые вещи действительно можно толкнуть и отработать дома, но поставить звуки, сделать массаж, помочь развить слабые стороны речи конкретно вашего ребёнка, направить и объяснить может только хороший специалист.
Спасибо тем, кто дочитал до конца!
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!
Обещанные ссылки:
Как усадить и мотивировать заниматься ребенка с аутизмом, ЗПР или алалией
Работа над пониманием речи у детей с сенсорной алалией и аутизмом (существительные)
Как научить ребёнка повторять действия за вами (для родителей аутистов и алаликов)
Источник
#хакнем_русский_язык ???? новое направление нашей медиа-группы ????
Источник фото: gryphonhouse.com, авторское право принадлежит автору
Каждая мама знает, что ребёнок начинает разговаривать не раньше, чем в 7 месяцев, а некоторые и позже. А осознанно произносить слова дети начинают только после 12 месяцев. Согласно исследованиям учёных уже на седьмом месяце беременности проявляется активность в участках мозга плода, которые отвечают за речь. Поэтому врачи и рекомендуют разговаривать с ребёнком ещё до его рождения. Новорождённые дети уже могут отличать родную речь от иностранной. Однако развитие речи происходит постепенно, в несколько этапов.
До 1 года дети начинают произносить свои первые слова «мама», «папа», «баба», “ой”. И уже в первый период родителям следует начинать обучать своего малыша родному языку. На этом этапе помогать ребёнку в освоении русского языка очень легко. Для этого достаточно много разговаривать с ним, и желательно без сюсюканий. Надо читать ребёнку сказки, детские стишки, давать ему слушать детские песни и колыбельные. А самое главное, чтобы взрослые не говорили на повышенных тонах в присутствии малыша, иначе он может начать говорить нескоро.
В период с 12 до 18 месяцев ребёнок уже произносит несколько слов. Обычно это названия предметов, которые он видит рядом с собой или предмет, который он хочет использовать сейчас. Малыш начинает говорить слова «нет» и «ещё».
На третьем этапе (1,5 – 2 года) ребёнок повторяет слова и фразы, услышанные от других людей. Он уже знает и говорит 50 слов. Это такие слова как «привет», «пока», «дай», «на», «пошли» и другие. Ребёнок уже начинает составлять простые предложения из 3 – 6 слов. Словарный запас начинает увеличиваться, потому что малыш часто задает вопрос «что это?». И родители могут помочь любимой дочке или сыну запомнить много новых слов, охотно отвечая на этот вопрос.
Некоторые дети не задают вопрос «что это?», а просто показывают пальцем на нужный им предмет. И тут очень важно, чтобы родители не выполняли все безмолвные просьбы ребенка, а говорили «скажи, что ты хочешь». Многие дети долго не говорят, потому что они видят, что взрослые прекрасно понимают их без слов. Так зачем говорить, если всё понимают и всё сделают, как они хотят.
Источник фото: csnk.ru, авторское право принадлежит автору.
В 2 – 3 года ребёнок уже может вести несложные диалоги и использовать в своей речи местоимения первого и третьего лица. На этом этапе очень активно развивается речь детей, поэтому важно следить за правильностью своей речи и много разговаривать с ними. Так как ребёнок расширяет свой словарный запас, повторяя за мамой и папой, то важно, чтобы родители произносили слова правильно.
В эти годы малыш очень подвижен, поэтому полезно использовать подвижные игры со стихами для развития речи. Чем активнее ребенок, тем лучше развиваются его речевые навыки. Полезно для развития речи ребенка использовать пальчиковые куклы, дети их просто обожают. Пальчиковые игры помогают как развитию речи, так и готовить пальцы к письму, а также улучшают работу мозга.
В 4 – 5 лет ребёнок уже может бегло говорить и даже составлять сложные предложения. Но и на этом важна помощь родителей в освоении русского языка. Читайте ему сказки, рассказы про животных, учите с ним стихи и детские песни, много разговаривайте. Именно возраст 5 лет считается возрастом «почемучек». Старайтесь отвечать на все «почему?» своего ребёнка и, если то возможно, развивайте диалог из вопросов «почему?».
В 5 – 6 лет уже можно изучать буквы, используя буквенные кубики, и составлять из букв слова. Так ваш ребёнок с удовольствием и легко научится читать сначала короткие слова из 2 – 3 букв, а потом и более сложные.
Источник фото: fotostrana.ru, авторское право принадлежит автору
А теперь вспомните, когда Ваш малыш произнёс первое слово, и какое это было слово? Когда он начал говорить короткими предложениями? Помните ли первые стишки или песенки, которые Вы выучили с ребёнком? А когда Ваше ненаглядное чадо начало бегло говорить? Помните, как развивали его речь? Жду Ваших ответов.
#хакнем_русский_язык ???? новое направление нашей медиа-группы ????
Автор: Зеленова Ирина Анатольевна, преподаватель английского и русского языков, педагогический стаж 23 года, город Москва. Обратиться к нашему эксперту за консультацией.
Полезные советы, которые помогут в развитии правильной речи у вашего ребёнка
Источник