Развития речи ребенка в первые годы жизни в дошкольном возрасте

Этапы развития собственной (экспрессивной) речи ребенка.

  • Крики – возникают с рождения
  • Гуление протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы) с 2 до 5-7 месяцев. 
  • На фоне певучего гуления появляются слоги с губными и переднеязычными звуками, которые потом трансформируются в лепет. 
  • Лепет – многократное повторение слогов, с губными и переднеязычными согласными (ма-ма-ма, бу-бу-бу) начало с 4-7,5 месяцев 
  • Слова – переход осуществляется на фоне продолжающегося лепета: лепетные слова (мама, папа, бобо, бах, ам, дай) с 11-12 месяцев 
  • Появление слов взрослого лексикона (молоко –моко, мами – возьми, мака – маленькая, титики –часики) начало с 1 года 7/ 9 месяцев. Сосуществование слов, правильно и неправильно произносимых, основная закономерность начальных этапов становления речи у детей. 

Этапы развития речи от раннего до дошкольного возраста. Словарь.

  • 1год -5-9 слов 
  • 1,5 года от 20 до 40 ( у разных авторов) 
  • 2 года от 50 до 200 слов 
  • 3 года от 800 до 1000 слов 
  • 3,5 года – 1100 
  • 4 года 1600 – 1900 
  • 5 лет 1900 – 2200 

Развитие фразовой речи у детей

  • Появление словосочетаний из двух лексических единиц (Ляля бах, папа ам) – начало с 1 года 9 месяцев до 2 лет 
  • Появление и развитие предложений – с 2 лет
  • К 3 годам начинает употреблять сложные придаточные предложения, появляются вопросы почему? когда?, использует практически все части речи, предлоги и союзы. 
  • Использует единственное и множественное число 
  • К 4 годам речь оформлена грамматически правильно, используются суффиксы, более сложные фразы. 
  • Дальнейшее развитие речи оценивается, в основном, не по количеству слов, а по умению отвечать на вопросы, наличию инициативы в разговоре, построение логических цепочек, умение составить рассказ по картинке, рассказать о событии, пересказать сказку. 
  • Параллельно оценивается понимание сложных грамматических конструкций. 

Некоторые закономерности развития речи детей раннего возраста 

Показателем дальнейшего (после года) развития детской речи является не правильное звукопроизношение, как почему-то думают родители, а своевременное развитие у ребенка способности использовать слова своего лексикона в различных сочетаниях друг с другом, т.е. развитие способности соединять слова в предложения

Особенности развития речи у детей

Характерной особенностью детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родного языка опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции. Это происходит потому, что артикуляция звуков вырабатывается не сразу, а постепенно, а также восприятие речи далеко не совершенно. Дети говорят слова, состоящие из доступных звуков: 

  • раннего онтогенеза речи: гласные а, о, у, и, согласные м, п (б), т (д), н’, к, г, х, с, -йот; 
  • среднего онтогенеза речи: гласный ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л’; 
  • позднего онтогенеза речи: р, р’, ш, ж, ч, щ (требующие поднятия передней части языка), л, ц. 

Первые слова детей характеризуются полисемантизмом: одно и то же звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации.

Чем меньше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова, правильно произносимые. Чем больше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова контурные и искаженные, что можно объяснить как физиологической неподготовленностью речевого аппарата ребенка к воспроизведению вновь усваиваемых им трудных слов. 

После появления 5-6 слов возможна остановка развития словаря на 4-6 месяцев. 

Звукопроизношение  Звукопроизношение ребенка вызывает много вопросов и тревог родителей. Сначала малыш говорил 10-20 слов и все было понятно. Баба, мама, биби – бах – все эти слова были понятны окружающим. И вот, с расширением словаря речь стала смазанной и непонятной. Что значит тутите мутити или дати ляпака. Совсем не просто догадаться, что ребенок просит включить музыку или хочет яблоко. Особенно смущает родителей то, что кто-то из соседских детей начал говорить сразу и правильно.    Еще раз напомню, все дети разные. Быстрое увеличение словаря (лексический взрыв) мешает малышу справиться с правильным произношением. Кто-то чисто произносит звуки, но у него нарушена слоговая структура, например, вместо собака бака, кто-то количество слогов выдерживает, но произносит бабака, иногда уже умея говорить звук с ребенок может говорить басака 

Что с этим делать? Во-первых отнестись к этому спокойно. Во-вторых старайтесь говорить не очень быстро. Не нужно исправлять малыша, лучше правильно повторить его просьбу и выполнить ее. Например, ребенок просит макако, вы говорите: молоко? сейчас дам 

Напомню, что есть звуки простые и сложные в артикуляционном плане. Я уже писала о звуках раннего, среднего и позднего онтогенеза. Но это совсем не значит, что у малыша звук С обязательно должен появиться до двух лет. Шипяшие (ш, ж) свистящие (с и з) африкаты/сдвоенные согласные (ц, ч, щ), сонорные (р, л) многими детьми усваиваются не сразу. Например, в 2,5— 3 года вместо звука с ребенок сначала может произносить звуки ть, т (там, тям вместо сам), в 3 — 4 года — звук сь (сям) к 4 — 5 годам он может усвоить этот звук и правильно его произносить. То же самое происходит при усвоении других сложных в произношении звуков. 

Таким образом, усвоение правильного звукопроизношения может формироваться довольно долго и у всех детей по-разному. Если один ребенок может правильно произносить все все звуки к 3 — 4 годам, то другой может усвоить их к 5-6 годам.  Нужны ли ребенку занятия с логопедом нужно решать на очной очной консультации. 

О диагнозе ЗРР – задержка речевого развития у ребенка

Ключевое слово ЗАДЕРЖКА. Не нарушение, а задержка. Могут поставить ребенку в 2 года.  

По старым нормам к двум годам требовали 200 слов, поэтому детям иногда при 50 словах и ставят ЗРР, но я уже писала, что это временный диагноз, при отсутствии проблем, он в 4-5 лет снимается автоматически. 

Читайте также:  Развитие ребенка в социальной области включает в себя

По новым данным, хорошее понимание ребенком обращенной речи, наличие в словаре 50 слов, включая лепетные и звукоподражания, их активное использование, а также появление двусоставных конструкций (ляля бах, мама ди) говорит о том, что речь развивается нормально. Но необходимость обратить внимание на речь ребенка есть. В частности, важно, чтобы с ребенком разговаривали ,а не просили повторять слова.  Помните, что длительные просмотры телевизора, постоянный звуковой фон (аудио аппаратура) снижают активность собственной речи ребенка. Речь возникла и развивается для общения, перекос в сторону слушания, мешает ребенку разговориться.

Частые вопросы о развитии детей в этой теме.

Источник

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Советы родителям: 

  • Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  • Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
  • Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите “Что он делает?” вместо «Он играет?»
  • Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
  • Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
  • Если ваш ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите еще 5-6 новых слов.
  • Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  • Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
  • Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
  • Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».   

Уровень развития речи детей в 2 года 

  • Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы.
  • Малыши понимают значение пространственных предлогов (положи на стол, сядь на диван).
  • Они могут выполнять просьбы взрослых, состоящие из двух частей.
  • Уже понимают обобщающее значение наименований однородных предметов (любой стул — это стул).
  • К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 50 слов, а к 2 годам — 200-400 слов. Это преимущественно существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия.
  • После 1,5 лет малыши способны задавать вопросы: «Как это называется?», «Что это?».
  • Речь еще аграмматична. Дети пока пользуются фразами из 2-4 слов, согласуют глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени с существительными, используют формы некоторых падежей; появляется первое лицо глаголов местоимение «я».
  • Для речи ребенка характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка (этап физиологического косноязычия).
  • Наблюдается неустойчивое произношение многих слов: звук то выпадает, то заменяется или же произносится верно.
  • Дети используют в речи глаголы в повелительном наклонении.
  • Слоговая структура многосложных слов нарушена (упрощение структуры путем опускания слогов из середины слова).
  • Некоторые дети говорят слабым, тихим голосом.

Уровень развития речи детей в 3 года

  • Самым значимым отличием речи трехлетнего ребенка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в его речи.
  • Связь слов в предложении выражена с помощью окончаний и предлогов. Ребенок начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи.
  • Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме.
  • В речи ребенка практически отсутствуют шипящие и сонорные, но твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей.
  • Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных детьми могут произноситься искаженно.
  • В словарном запасе появляются не только слова чисто бытовой тематики, а уже встречаются слова оценочного значения, слова-обобщения. Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями.
  • Если родители ребенка сформировали у него положительное отношение к книгам, то он любит слушать знакомые сказки и стихи. Малыш хорошо запоминает текст и практически дословно воспроизводит его, хотя свободно пересказать своими словами сказку он еще не может.
  • Ребенок хорошо понимает содержание несложных сюжетных картинок.

Уровень развития речи детей в 4 года

  • К четырем годам словарный запас ребенка достигает 2000 слов.
  • Словарный запас уже обогащен за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки
  • У многих детей звукопроизношение приходит в норму. Но у части детей могут наблюдаться смешения свистящих и шипящих, а также отсутствиевибрантов Р, Р’.
  • Дети начинают заниматься «словотворчеством», свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.
  • В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.
  • В активной речи появляются слова второй степени обобщения.
  • В данном возрасте хорошо развитая непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть. В этот период связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность. Но дети уже начинают пересказывать известную им сказку.
Читайте также:  Занятия для развития речи ребенка 1 год 4 месяца

Уровень развития речи детей в 5 лет

  • Увеличивается активный словарный запас (от 2500 до 3000 слов к концу шестого года жизни), что дает ребенку возможность высказываться более полно, точнее излагать мысли.
  • В речи ребенка этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми он пользуется для обозначения признаков и качеств предметов, описания временных и пространственных отношений.
  • Свое высказывание ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложные предложения использует чаще, но все же еще не во всех ситуациях.
  • Пятилетние дети начинают овладевать монологической речью. Появляются предложения с однородными обстоятельствами. Ребенок начинает правильно согласовывать прилагательные с другими частями речи.
  • Резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в слова, произносимые взрослыми, ребенок пытается установить сходство в звучании нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: «кошка-мошка», «наша-Маша». Некоторые дети, замечая неправильности впроизношении у своих сверстников, могут не замечать дефектов звучания собственной речи. Этот говорить о недостаточном развитии самоконтроля за собственным произношением.
  • У пятилетних детей отмечается тяга к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырехстишия.
  • На шестом году жизни ребенок осуществляет более точные движения языком и губами благодаря увеличению подвижности мышц речевого аппарата.
  • Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчение согласных, реже происходит пропуск звуков и слогов.
  • Большинство детей к 5-ти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки л, рь, р., отчетливо выговаривают многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру. Дети чаще правильно ставят в словах ударение.

Итак, к пяти годам у детей заметно улучшается произношение. У большинства из них заканчивается процесс освоения звук

Уровень развития речи детей в 6 лет

  • Шестилетние дети не только умеют вычленять существенные признаки предметов и явлений, но и начинают устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения.
  • За период от 5 до 6 лет словарный запас увеличивается на 1000-1200 слов.
  • К концу шестого года жизни ребенок уже достаточно точно различает обобщающие слова. Например, он не только говорит «цветы», но и может отметить, что ромашка, колокольчик – это полевые цветы и т.д.
  • У ребенка на седьмом году жизни развивается связная монологическая речь. Он может без помощи взрослых передавать содержание небольшой сказки, короткого рассказа, мультфильма, описать те или иные события, участником которых он был.
  • К шести годам мышцы губ и языка становятся достаточно крепкими и ребенок начинает правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков л, р. После усвоения этих звуков дети сразу начинают четко и внятно произносить слова различной сложности.
  • Шестилетний ребенок в большинстве случаев правильно пользуется вопросительной и повествовательной интонациями. Он может передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, горечь, негодование и др.
  • Шестилетний ребенок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов и слов с заданным звуком из группы других слов или слогов, может подобрать слова, содержащие определенные звуки.

Источник

Лика Бердюгина
Консультация «Особенности речевого развития в первые годы жизни ребёнка»

Дар слова -важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения. К. Паустовкий писал «Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании,чего нельзя было бы передать русским словом :и звучание музыки, и … блеск красок и шум садов, и сказочность сновидений и тяжёлое громыхание грозы,и детский лепет, и заунывный ропот прибоя,и скорбь утраты, и ликование победы, но к сожалению, не каждому дано освоить это богатство сполна. Если в арсенале А. С. Пушкина была 21 тыс. слов,то многие наши современники обходятся несколькими тысячами, а то и куда меньшим количеством слов,что является показателем уровня мышления,культуры общения.

Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни,но самым важным периодом её развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, форм и функций, письма,чтения.

Первые годы жизни ребёнка имеют решающие значение для дальнейшего развития его языка. Многие из причин, обуславливающих задержку в этом развитии, и дефекты речи детей более старшего возраста кроются часто в условиях их жизни на этом раннем этапе.

С момента рождения ребёнок, общаясь с окружающими, развивает все свои силы и способности. Проявления развития ребёнка особенно ярки в области языка. Лёгкость и быстрота

С которыми ребёнок при благоприятной педагогической обстановки овладевает речью, поистине изумительны.

При благоприятных условиях воспитания усвоения звуковой системы языка происходит к четырём годам (правильное звукопроизношение, становление интонационной стороны речи,умение передавать интонации вопроса,просьбы,восклицания)

Ребёнок накапливает определенной запас слов,который содержит все части речи. Превалирующие место в словаре занимают глаголы и существительные,обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения,их действия и состояние,однако начинается активное употребление прилагательных и местоимений.

У ребенка активно формируются обобщающие функции слов. Через слово ребёноковладевает основными грамматическими формами: в его речи появляются множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных,уменьшительно-ласкательные суффиксы,формы настоящего и прошедшего времени глаголов,формы повелительного наклонения. Начинают развиваться и сложные формы предложений состоящих из главных и придаточных, в речи детей получают отражение причинные,целевые и другие связи,выраженные через союзы.

Дети осваивают навыки разговорной речи,излагают свои мысли простыми и сложными предложениями и подходят к составлению связных высказываний описательно и повествовательного типов. Однако в речи детей четвертого года жизни отличаются и другие особенности.

Читайте также:  Формирование и развитие личности ребенка младшего школьного возраста

В этом возрасте дошкольники неверно произносят (или совсем не произносят)шипящие (ж,ш,ч,щ,сонорные (р,л,м) звуки,некоторые звуки пропускают, требует совершенствования интонационная сторона речи,необходима работа над развитием артикуляционного аппарата ребёнка и над формированием таких элементов звуковой культуры,как темп,дикция, силы голоса.

Овладение основными грамматическими формами также имеет свои особенности. Далеко не все умеют согласовывать слова в роде,числе и падеже. В процессе построения простых распространенных предложений дети опускают отдельные члены предложений. Очень ярко выступает и проблема детских новообразований,которые порождаются словообразовательной системой родного языка. Стремление к созданию новых слов диктуется ребёнку творческим освоением богатств родного языка. Эти и другие особенности речевого развития детей четвертого года жизни определяют содержании работы по всем основным задачам.

Основные задачи

Формирование словаря.

На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды,обуви,посуды,мебели,видов транспорта.

Учить различать и называть существительные детали и части предметов (у платья-рукава,карманы,пуговицы)качества (цвет и его оттенки,форма,размер,особенности поверхности (гладкая,пушистая,шероховатая,некоторые материалы и их свойства,местоположение (за окном,высоко,далеко,под шкафом) .Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка-блюдце,стол-табурет-скамеечка).Основная единица языка-слово,и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребёнка. Вместе с тем познавательное развитие,формирование понятийного мышления немыслимо без усвоения новых слов.

Человеку присущ познавательный инстинкт0врожденная любознательность, «инстинкт достижения».Его побуждает к действию не нужда в чём-либо,не недостаток,а стремление к новому переживанию- к овладению,к достижению. Л. И. Божович высказала интересную мысль,что начиная с младенческого возраста у человека появляется инстинктивная потребность познания,потребность новых впечатлений; это потребность ненасыщаема,поэтому она стимулирует и определяет внутренние содержание процесса психического развития. Познавательная деятельность- это его естественное состояние. Знакомство человека с миром начинается с тог,что он видит,что его окружает. Узнает (осознает) все это ребёнок тогда0когда называет словом Словарь

У детей трёх лет непрерывно идёт процесс увеличения словаря как активного так и пассивного,если в два года словарный запас составляет 250-300 слов,то в три года он имеет как правило,800-1000 слов.

У детей трёх наблюдаются неправильности в произношении ряда слов,особеннодлинных и малознакомых :сокращения слов («сипед» – велосипед, «атабиль»-автомобиль); перестановки с слове слогов («замукальные»– музыкальные) ; перестановка в слове звуков («певрый»-первый): пропуски в слове звуков («босой мальчик»-большой мальчик, «девича»– девочка). Иногда дети чтобы избежать стечение согласных звуков,выводят дополнительные гласные, которые постепенно исчезают («карабель»-карабль, «не зинаю»– не знаю).

Необходимо постепенно увеличивать пассивный и активный словарь ребёнка, а так же приучать детей правильно произносить слова,имеющие в их активном словаре.

Грамматический строй

Трёхлетние дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из трёх-четырёх).Фраза постепенно удлиняется и усложняется.В этом возрасте можно отметить некоторые несовершенства фразовой речи: порядок слов в предложении не всегда правилен («я хочу нет»– я не хочу,иногда искажается род имён существительных («один колёс»– одно колесо) ,даются неправильные падежные окончания («у меня много подругов»– у меня много подруг).

Во второй младшей группе необходимо учить детей задавать вопросы,а так же отвечать на вопросы воспитателя,пользоваться грамматическими правильными формами слов.

Звукопроизношение.Для произношения звуков детьми второй младшей группы характерны некоторые искажения :

1 согласные произносятся смягченно («лёзецка» – ложечка)

2 свистящие звуки с,з,ц. А) произносятся недостаточно чётко Б)пропускаются («обака»-собака, «амок»-замок, В) c заменяется ф («фабака»-собака,з-в(«вамок»-замок,ц-ф («фыплёнок»-цыплёнок) Г) С заменяется Т («тобака»-собака): з-д («дамок»-замок,ц-т («тветок»-цветок).

3 шипящие звуки ж,ч,щ А) Произносятся недостаточно чётко Б)пропускаются («апка»-шапка, «ук»-жук) В) ш заменяется с и ф («сапка», «фапка»-шапка): ж-з или в («зук», «вук» – жук, ч-ц, или ть («оцки», «отьки»-очки);щ-ч-сь,или ть («сетка», «тётка» – щётка)

4 звуки л и р А)пропускаются («ампа»-лампа, «ука»-рука); Б)заменяются звуком ль («лямпа» – лампа, «люка»-рука); В)заменяются й («ямпа»-лампа, «юкка»-рука)

У большинства детей трёх лет встречаются физиологические,а не патологические недостатки звукопроизношения,которые носят непостоянный,временный характер. Они обусловлены тем,что у ребёнка трех лет ещё несовершенно функционируют слуховой и речевой аппараты.

Звукопроизношение формируется у детей в основном в дошкольном возрасте. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка полностью должно быть законченно в детском саду. А так как звук является смысловой единицей лишь в слове,то вся работа по воспитанию правильного звукопроизношения неразрывно связанна с систематической, целеноправленной работой по развитию речи.

Связная речь

Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов,картин,иллюстраций; наблюдений за живыми объектами,строительством ;после просмотров спектаклей,мультфильмов обучать умению вести диалог с педагогом; слушать и понимать заданный вопрос,понятно отвечать на него, говорить не перебивая говорящего взрослого.

Формировать потребность делиться своими впечатлениями со знакомыми, взрослыми. Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо» ,«здравствуйте», «спокойной ночи».

Побуждать доброжелательно общаться друг с другом. Побуждать участвовать в драматизации хорошо знакомых сказок.

Чем богаче и правильнее речь ребёнка,тем легче ему высказывать свои мысли,тем шире его возможности познать действительность ;полноценнее будут его взаимоотношения с детьми и взрослыми,его поведение,а следовательно и его личность в целом.

Любое нарушение в той или иной степени может отразиться а деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие (заикающиеся, не выговаривающие многих звуков,начиная осознавать свой недостаток,становятся молчаливыми,застенчивыми,нерешительными ;если же их не понимают,то они раздражаются,замыкаются в себе,

При обучении ребёнка в школе недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность в своих силах.

Источник