Развития речи ребенка и движение ребенка

В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.
Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.
В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.
Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.
Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.
Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха
- Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
- Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
- Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
- Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
- Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
- Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
- Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
- Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
- Развиваем артикуляционные мышцы:
- Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
- Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
- Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
- «Лакаем молоко» как кошка.
- Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:
Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи
Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.
- Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:
Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)
2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».
3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».
4. Простукивание на бубне простых слов и имен.
5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».
6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:
- Топ-топ;
- Хлоп-хлоп;
- Прыг-прыг;
- Бип-бип (Нажимаем на носик)
- Туда-сюда (Повороты корпуса)
- Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)
Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь
- Прятки игрушек под платочком
- ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
- ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
- Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
- Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.
Пальчиковый массаж и пальчиковые игры
Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»
В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.
Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.
К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.
Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.
Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.
Игры на развитие слухового восприятия
Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.
Игры на развитие слухового восприятия:
- Угадай, что звучит.
- Жмурки
- В какой руке звучало
- Быстро-медленно
- Громко-тихо
- Справа-слева (после 2 лет)
- Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)
Вкусные игры
- Облизываем губки – варенье, мед
- Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
- Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
- Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
- Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
- Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
- Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
- Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.
Тренировка «осознанного моторного планирования»
Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.
У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.
Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.
Что необходимо для развития навыка моторного планирования?
- Регулярность занятий
- Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
- Выполнение по инструкции заданий.
Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.
Например:
- Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
- Использование двух рук сразу.
- Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
- Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
- Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
- Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
- Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.
Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.
А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!
Источник
Наталия Львовна Кочнева
Движение и речь. Методы двигательной коррекции
Движение и речь
Связь движения и речи — общеизвестный факт, не вызывающий сомнений. Более того, речь по своей сути тоже является движением мышц органов артикуляции и голосовых связок. Именно поэтому задача научиться координировать речь с движением является не такой уж сложной и сводится к выработке устойчивых навыков согласованной работы разных групп мышц.
Существует немало способов, позволяющих добиться чёткой координации речи с движением. И наиболее известный и действенный из них – это игра. Именно игры являются преобладающим методом развития умения согласовывать речь с движением для дошкольников.
Всем известны игры, «У медведя во бору», «Гуси-гуси, га-га-га» и др). Подобные игры, оказывается, являются не только увлекательными забавами для детей, но и помогают им получить простейшие навыки координации речи и движения. Игры довольно часто используются для обучения. Они раскрепощают, с их помощью легко объяснить то, что не выразить словами.
Для формирования и автоматизации соответствующих навыков используют также различные упражнения. К примеру – прыжки на скакалке в разных темпах с одновременным проговариванием стишка или скороговорки. Это упражнение позволяет отработать речевое дыхание в состоянии физических нагрузок. Существуют упражнения, направленные на умение координировать темп речи и движения, силу голоса и другие рече-двигательные аспекты.
Тесная взаимосвязь речи и движения позволяет задействовать мощные компенсационные механизмы у детей, имеющих проблемы в развитии. Педагоги и дефектологи знают, что развитие речи через движение приносит положительные результаты. С этой целью создана целая методика: логопедическая ритмика. Совершая определённые движения, ребенок более чётко и правильно произносит те слоги и слова, которые раньше ему не удавались.
Методы двигательной коррекции используются в коррекционной педагогике как эффективный инструмент преодоления психологических проблем. Цель их внедрения — восстановление или формирование у человека контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения для улучшения психического самочувствия и взаимодействий с другими людьми.
Упражнения на развитие координации речи и движения
Петрушка
Стоит в лесу избушка, Руки над головой изображают крышу дома.
А в ней живет Петрушка. Движение, имитирующее игру на дудочке.
К нему идут зверушки Ходьба.
Попрыгать, поиграть. Прыжки.
Олени, носороги, Скрещивание рук над головой.
Медведи из берлоги Переступание с ноги на ногу.
Приходят друг за дружкой Ходьба.
Попрыгать, поиграть. Прыжки.
Косули и еноты, ежи и бегемоты Выполнять «пружинку», руки на поясе.
Идут после охоты Ходьба.
Попрыгать, поиграть. Прыжки.
Малиновка, овсянка,живая обезьянка, Ритмичные взмахи руками. Покачивание туловища вправо-влево; руки согнуть в локтях, ладони открыть.
У всех одно и то же-
Попрыгать, поиграть.
Стоит в лесу избушка,
А в ней живет Петрушка.
К нему идут зверушки
Попрыгать, поиграть.
Огород
Мы лопатки взяли, Движения, имитирующие носку лопаты на плече.
Грядки раскопали.
Раз-два, раз-два-
Вот как раскопали, Выполнять движения в соответствии с текстом.
Грабли в руки взяли, Движения, имитирующие носку лопаты на плече.
Грядки причесали.
Семена рядами в землю мы сажали.
Раз-два, раз-два-
Вот как мы сажали. Выполнять движения в соответствии с текстом.
Мы водой холодной грядки поливали. Раз-два, раз-два-
Вот как поливали. Движения, имитирующие полив грядок из лейки.
Урожай богатый дружно собирали. Полуприседания влево-вправо с отводом руки.
Хоровод и песни Левая рука на поясе; правая отведена в сторону-поворот вправо.
Сами затевали. Правая рука на поясе; левая отведена в сторону-поворот влево.
Раз-два, раз-два- Левая рука на поясе; правая отведена в сторону-поворот вправо.
Вот как затевали. Правая рука на поясе; левая отведена в сторону-поворот влево.
Лето
Подарило лето
Вместе с солнцем ярки
Мамам, бабушкам и детям
Вкусные подарки. Дети идут по кругу по часовой стрелке, взявшись за руки.
Мы в лесу гуляли,
Мы грибы искали.
Раз грибочек, два грибочек-
Полный кузовочек. Присесть, имитируя сбор грибов в кузовок.
Около тропинки
Рвали мы малинку.
Раз малинка, два малинка-
Полная корзинка. Встать, имитируя срывание с куста малины.
По саду гуляли,
Яблочками мы рвали.
Вкусных, красных, ароматных много мы нарвали. Встать на носки, поднять руки вверх, имитируя срывание с дерева яблок.
Принесем мы маме
Кузовок с грибами,
Красных яблок и малинки
Полную корзинку. Идут по кругу против часовой стрелки, взявшись за руки.
Морское путешествие
Рыбки плавали, ныряли
В чистой светленькой воде.
То сойдутся-разойдутся,
То зароются в песке. Выполнять движения в соответствии с текстом.
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три-
Морская фигура, замри. Ноги на ширине плеч, покачивание руками справа-налево, изображая волны. Руки поднять вверх и, изображая фонарики, опустить вниз.
Кто это? Что это?
Куа угадать? Кто это? Что это?
Как разгадать? Повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Руки поднять вверх. Выполнять покачивающие движения вправо-влево.
Это рыбацкая лодка, Ноги на ширине плеч. Руки в сторны, кисти подняты вверх. В таком положении выполнять покачивания из стороны в сторону.
А это морская звезда, Руки поднять вверх, сжимая и разжимая пальцы, затем опустить руки вниз.
Это, конечно улитка. Руки в стороны, выполнять круговые движения.
Всех разгадаю вас я. Руки развести в стороны.
Заводные игрушки
Посмотрите, в магазине
Все игрушки на витрине: Широко развести руки в стороны.
Заводные зайчики,
Куколки и мячики,
Пушистые котята,
Матрешки, медвежата- Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.
Все на полочках сидят, Присесть.
С нами поиграть хотят. Прыжки.
Вот солдатики стоят,
Начинается парад! Исходное положение-стойка смирно.
Раз, два, три, четыре, пять-
Начинаем мы шагать. Дети маршируют друг за другом.
Вот бегут машины,
Шуршат своими шинами.
Желтые и красные-
Все такие разные. Дробно топают с продвижением вперед. Спина прямая, голову низко не опускать, ноги согнуть в коленях.
Бум-бум, тра-та-та!
Барабан гремит с утра- Дети имитируют игру на барабане.
Зайчики играют,
Лапкой ударяют. Выполнить легкие прыжки то на одной, то на другой ноге.
Источник
Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, мы наблюдаем отставание в развитии двигательных функций. Это проявляется в виде недостаточной координации и неточности выполнения движений, моторной неловкости, снижения темпа выполнения движений, нарушения пластичности и амплитуды в упражнениях по показу и по словесной инструкции. У таких детей, также наблюдаются трудности в овладении навыками самообслуживания, существенно страдает координация движений рук и зрительный контроль (зрительно-двигательная координация). Также снижена двигательная память.
Изучение анамнеза детей с речевой патологией показывает, что особенности моторного развития наблюдаются у них с самого раннего возраста: они позже возрастных сроков начинают удерживать голову, сидеть, стоять и т.д., у них с запозданием формируются лазание, ходьба, прыжки и др. Чаще всего, эти дети соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются.
Важно отметить, что несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), тонких движениях кистей и пальцев рук, мимической, артикуляционной.
Существует тесная взаимосвязь между состоянием двигательных функций и речи. Эта взаимосвязь изучена и подтверждена исследованиями многих крупных ученых (Павлов, Леонтьев, Лурия). В коре больших полушарий двигательный центр и речедвигательный (центр Брока) располагаются рядом, вернее один является частью другого. Поэтому развитие речи напрямую зависит от развития общей моторики ребенка. Развитие речи и движений (мелкой и общей моторики), так же как и их нарушения идут «параллельно». Исследователи установили, что около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Особенно наглядно огромная площадь проекции кисти представлена на схеме под названием «Гомункулюс (человечек) Пенфилда».
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
С точки зрения физиологии, при движении мозг получает больше кислорода, который питает нервные клетки. Большое количество различных движений повышает деятельность речедвигательного анализатора и создает благоприятную основу для восстановления нарушенной речевой функции.
С точки зрения психологии, передвигаясь, ребенок получает больше возможностей познавать окружающий мир. Любознательность влечет за собой расширение пассивного, а затем и активного словаря. Дети, регулярно получающие физическую нагрузку, лучше воспринимают смысл услышанного или прочитанного текста. Это приводит к тому, что такие дети лучше говорят.
Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы подготавливает и совершенствует движения артикуляторных органов (губ, языка, нижней челюсти), которые являются ведущими при формировании правильного звукопроизношения. Двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса).
Существует немало способов, позволяющих добиться чёткой координации речи с движением. И наиболее известный и действенный из них – это игра. Именно игры являются преобладающим методом развития умения согласовывать речь с движением для дошкольников.
Особое место среди разнообразных игр на развитие двигательной и речевой деятельности занимают игры с мячом.
Почему с мячом?
Мяч имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, тем самым воздействуя на моторику пальцев. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Во время действий с мячом создаются условия для включения в работу левой руки, что важно для полноценного моторного развития детей и развитию межполушарных связей. Эти игры не требуют большого пространства.
С целью развития речи упражнения с мячом выполнятся под речевое сопровождение. Применение речевого сопровождения помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.
Помните из детства замечательную речевую игру «Я знаю пять..»? Ее можно поводить на любом лексическом материале. (Животные, птицы, одежда, мебель и т.д.) Эта игра не справедливо забыта. Она выполняет целый ряд задач: развивает речь, мышление, а именно мыслительную операцию обобщения, совершенствует двигательные функции, способствует развитию координации речи и движения.
Игры с мячом могут использоваться для решения многих речевых задач: расширение словарного запаса, развитие грамматического строя, развитие фонематических процессов, формирование правильного звукопроизношения.
Игры на развитие лексико-грамматической стороны речи
1. Дети встают в круг. Ведущий в центре бросает мяч каждому, называет слово, ребенок отвечает и возвращает мяч.
- «Назови ласково» (образование ум-ласк. сущ.)
- «Один-много» (образование мн.ч.сущ. в Р. п)
- «Какой сок» (образование относительных прилагательных)
- «Скажи наоборот» (использование антонимов)
- «Назови детеныша»
2. Дети встают в колонну, ведущий бросает мяч, ребенок ловит, отвечает и передает над головой следующему.
«Назови одним словом» (употребление слов с обобщающим значением)
Туфли, валенки, сапоги – обувь.
«Чей хвост, чья голова?» (образование притяжательных прилагательных)
Игры на формирование звукопроизношения
«Мяч передавай и слово называй». Дети встают в линеечку Дети передают друг другу мяч и называют слово на заданный звук. (С)
«Счет предметов» (согласование сущ. с числит.) Дети встают в линеечку. Передают друг другу мяч.
Пуговицы, длинноногих страусов.
«Проговори скороговорку» Дети встают в линеечку. Передают друг другу мяч. Проворонила ворона вороненка.
Игры на развитие фонематического слуха
«Умный мячик» У каждого ребенка мяч.
Ведущий произносит слова, дети, услышав слово с заданным звуком, подбрасывают мяч.
Р: (дом, ракета, светофор, балкон, машина, телевизор)
Усложненный вариант: ведущий произносит стихотворный текст. Дети, услышав слово с заданным звуком, подбрасывают мяч.
Ш:
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И платочек положить.
«Мяч перекати, звук в слове замени»
Дети сидят на ковре, ведущий перекатывает мяч. Ребенок заменяет первый звук в слове на заданный звук.
Ш:
сутки-шутки
Крыса-крыша
Миска-мишка
Марс-марш
Сок-шок
Споры-шпоры
Одним из методов стимулирования и развития речи являются речевые подвижные игры.
Они научат детей быть внимательными к своей речи и речи взрослого, слышать и корректировать речевые ошибки, правильно произносить звуки, разовьют интонационную выразительность речи, грамматический строй, углубят представления об окружающем, а также внимание и память.
Всем известны игры, «У медведя во бору», «Гуси-гуси, га-га-га» и др. Подобные игры, оказывается, являются не только увлекательными забавами для детей, но и помогают им получить простейшие навыки координации речи и движения. Предлагаю вам подборку речевых подвижных игр.
Следующим способом воздействия на речь через двигательную деятельность является проговаривание стихотворных текстов в сочетании с движениями. В процессе проговаривания стихов одновременно с движениями происходит ритмизация речи, она становится более громкой, четкой и эмоциональной.
В процессе речевого сопровождения накапливается и активизируется словарь. Проводить эту работу можно и с неречевыми детьми, начиная с простых звукоподражаний:
«Тук-тук» – забиваем гвозди молоточком.
«Топ-топ» – топают ножки.
«Га-га-га» – хлопают «крыльями».
«Тик-так» – наклоны в стороны
Затем по мере овладения речью, детям предлагаются легкие в звуковом произношении тексты.
На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся.
Петрушка
Стоит в лесу избушка, | Руки над головой изображают крышу дома. |
А в ней живет Петрушка. | Движение, имитирующее игру на дудочке. |
К нему идут зверушки | Ходьба. |
Попрыгать, поиграть. | Прыжки. |
Олени, носороги, | Скрещивание рук над головой. |
Медведи из берлоги | Переступание с ноги на ногу. |
Приходят друг за дружкой | Ходьба. |
Попрыгать, поиграть. | Прыжки. |
Косули и еноты, ежи и бегемоты | Выполнять «пружинку», руки на поясе. |
Идут после охоты | Ходьба. |
Попрыгать, поиграть. | Прыжки. |
Малиновка, овсянка, живая обезьянка, | Ритмичные взмахи руками. |
У всех одно и то же- | |
Попрыгать, поиграть. | Прыжки |
Стоит в лесу избушка, | Руки над головой изображают крышу дома. |
А в ней живет Петрушка. | Движение, имитирующее игру на дудочке. |
К нему идут зверушки | Ходьба. |
Попрыгать, поиграть. | Прыжки |
Проговаривать в сочетании с речью можно и скороговорки.
У зайки Бубы заболели зубы, заболели зубы у зайки Бубы.
Сидели две вороны, клевали макароны, у одной вороны длиннее макароны, у другой вороны короче макароны.
Стихов в сочетании с движением огромное количество. У каждого воспитателя своя подборка. Использовать их можно и как динамические паузы на занятиях, и на прогулке, и во время игр в группе.
Стоит отметить важный момент: при заучивании стихотворений, которые будут сопровождаться движениями, необходимо учить одновременно с движениями. Так текст запомнится быстрее, т.к. двигательная память запоминает последовательность движений, и помогает быстрее запомнить текст.
Проговаривание стихотворных текстов в сочетании с ритмичными движениями помогают преодолеть аритмичность при чтении стихотворений. Мы часто сталкиваемся с тем, что дети рассказывают стихи нараспев, растягивая слова. Справиться с этим можно, добавив ритмичные движения (марширование, хлопки в ладоши, наклоны туловища).
Например, Наша Таня громко плачет… проговорить, ритмично маршируя.
При этом необходимо учитывать, что только при многократных систематических повторениях образуются двигательные динамические стереотипы.
Следующий способ взаимодействия движений и речи – это логоритмика. Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала и музыки. Именно музыка является организующим и руководящим началом в логоритмике.
Музыка используется для упорядочения темпа и характера движения ребёнка, развития мелодико интонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.
На занятиях отрабатываются ритмическая структура слова, и чёткое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. Речевой материал поэтапно усложняется. Многократное повторение изученного содействует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Педагоги, воспитатели могут проводить логоритмические упражнения на разных этапах занятий: перед началом, в процессе (физкультминутка), после занятий. А также во время утренней гимнастики, на музыкальных занятиях, на занятиях по физической культуре.
Для профилактики нарушений речи в более раннем возрасте за основу занятий можно использовать метод фонетической ритмики. Фонетическая ритмика – это сочетание отдельных звуков и движений. Например, звук АААА произносится вместе с движениями рук через верх в стороны. О руки с напряжением в стороны, УУУ руки вперед ладони повернуты от себя, ИИИ указательные пальцы направлены вверх, руки поднимаютсявысоко, встать на носочки. РРР руки перед собой двигаются кисти, сссс- надавливаем на насос, ЛЛЛЛ – фонарики и т.д.
И, конечно, нельзя не напомнить об огромном значении для развития речи пальчиковой гимнастики. Движения пальцев рук стимулируют развитие речи в целом и артикуляционной моторики в частности. Первое, что мы начинаем делать при работе с неговорящим ребенком – это развивать моторику пальцев.
В процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр речевые задачи решаются более эффективно и с большим удовольствием для детей, при этом они не устают.
Использование различных типов двигательной активности в сочетании с текущей логопедической работой является дополнительным ресурсом психомоторной и речевой коррекции.
Список литературы
1. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С.Выготский. – М.: АПН РСФСР, 1960. – 171 с.
2. Власова Т.М. Фонетическая ритмика / Т.М.Власова, А.Н.Пфафенродт. – М.: Учебная литература, 1997. – 376 с., ил.
3. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007.
4. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. М.: Айрис Пресс, 2005.
5. Сайкина Е.Г., Фрилева Ж.Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! / Е.Г.Сайкина, Ж.Е.Фрилева // Сборник физических упражнений для дошкольников школьников: Учебно-методическое пособие для педагогов школьных и дошкольных учреждений. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
Источник