Развития речи как источник творчества развития ребенка

Развитие речи в процессе художественно – творческой деятельности детей дошкольного возраста

Воспитатель: Пантелеева Е.Н.

«Творчество не приходит к детям

по какому-то наитию.

Творчеству надо учить.

Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка,

фантазии, творчества».

(В. А. Сухомлинский)

Дошкольный период является благоприятным для дальнейшего развития всех сторон речи. Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике, как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.

В дошкольной педагогике и психологии вопросам развития речи в разных видах художественно-творческой деятельности уделялось пристальное внимание в работах таких авторов, как Н.Н. Поддьяков, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Н.А.Ветлугина.

Материал о развитии речевого аппарата дошкольников представлен в исследованиях Арушановой А.Г., Запорожца А.В., Гальперина П.Я.,

Поддъякова Н.Н., об особенностях речевого творчества детей – в работах Аносовой Л.Р., Сохина В.А., Тамбовцевой А.Г., Ушаковой О.С.

Были проанализированы публикации: Богат В.Ф., Валюме Н.П., Гурович Л.М., Зинкевич Т.Д, Михайловой А.М., Мурашковской И.Н.об опыте работы с дошкольниками по развитию их речевого творчества.

Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Воспитание звуковой культуры речи детей является составной частью системы работы по развитию речи. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно вместе с развитием ребенка.

Речь (особенно детская) – это сложная психо-физиологическая функция и развитие ее зависит от многих моментов.

Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности её большого пальца, который у человека противопоставлен всем остальным пальцам, а также клетки, связанные с функциями мышц органов речи – губ и языка. Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств эффективного развития речи ребёнка.

Поскольку учеными М.М. Кольцовой, Е.И. Исениной, А.В. Антаковой-Фоминой и др. установлена взаимосвязь развития мозга и мелкой моторики, можно отметить большую роль развития мелкой моторики в развитии психических процессов детей, которые влияют на развитие личности в целом.Как отмечала М.М. Кольцова, что движение руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию.

Писал В.А. Сухомлинский, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума, а чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

Большое значение в развитии мелкой моторики рук имеет художественное творчество: лепка, аппликация, рисование, оригами, пальчиковый театр в процессе которых ребёнок осуществляет действия с различными материалами и инструментами позволяющими овладеть сложными, дифференцированными навыками и умениями, развивающими силу мышечных усилий, ручную умелость, что влияет на речь ребенка. Чем раньше начать работу по развитию мелкой моторики рук, тем более вероятен успех в развитии речи ребенка.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.А. Лурия. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Моторные центры речи находятся рядом с моторными центрами пальцев рук, поэтому, стимулируя моторику, мы развиваем речь.

Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация, конструирования, оригами) являются одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга.

Деятельность с бумагой, красками, карандашами, пластилином – отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. Занятия с разными видами художественного творчества активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи.

Роль рисования в развитии речи

Рисование развивает мышление, восприятие, воображение, мелкую моторику, что теснейшим образом связано с развитием активной речи ребенка.

Маленьким художникам очень нравится рисование пальчиками и ладошками. Пальчиковые манипуляции способствуют развитию речи и психики. Работа с красками положительно влияет на цветовосприятие и память малыша. Данный вид рисования хорошо развивает мелкую моторику, что влияет не только на умение малыша использовать свои ручки, но и способствует развитию речи.

Центр, отвечающий за движения, расположен в коре головного мозга совсем рядом с речевым центром, и когда начинает работать первый, он заставляет трудиться и второй.

Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

Читайте также:  Развития ребенка г нижнекамск

Рисование пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения состояния организма в целом. Рисуя, малыш учиться строить «причинно – следственные» связи, учится логически мыслить.

Роль аппликация в развитии речи

Первые впечатления о величине предметов, их форм и расположения в пространстве у ребенка складываются при помощи тактильно – двигательного восприятия. Аппликация в развитии моторики позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга. Очень важно уже в раннем возрасте развивать у ребенка навыки ручной умелости, формировать механизмы, которые необходимы для накопления практического опыта малыша, а также для овладения письмом в будущем. При хорошей организации занятий по аппликации у человека мелкая моторика будет развиваться гораздо быстрее.

Занятия аппликацией одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий ведется непрерывный разговор с детьми, взрослый эмоционально комментирует происходящее на занятии. Игровая организация деятельности детей повышает их речевую активность, вызывает речевое подражание. Можно говорить о том, что занятия аппликацией стимулируют развитие коммуникативной функции речи, способствуют расширению активного и пассивного словаря детей.

Роль лепки в развитии речи

Во время работы с пластилином у ребенка развиваются тонкая моторика рук, сила и подвижность пальчиков, он учится координировать движения обеих рук, соответственно приобретает сенсорный опыт. При создании своей поделки малыш использует сразу обе руки, в этот момент задействованы все пальцы и внутренняя поверхность ладоней. Удивительно, но лепка из пластилина дает тот же эффект, что и массаж рук.

Можно проводить занятия лепкой так, чтобы они одновременно были и занятиями по развитию речи. Для этого в процессе работы надо попросить малыша рассказать о своих действиях. Предварительно можно побеседовать с ребенком о том, что он собирается вылепить, какой формы и величины должно быть его изделие, где его надо расположить, как потом раскрасить – все это стимулирует речевую деятельность малыша.

Кроме того, в беседе ребенок усваивает много новых слов. Следовательно, лепка положительно влияет на расширение пассивного и активного словаря дошкольника. Поставить и разыграть спектакль. При совместном выполнении какой-нибудь модели дети учатся общаться и взаимодействовать друг с другом, правильно выражать свои мысли, объяснять задуманное. Помимо этого, такая работа благотворно скажется на их развитии, ведь умение трудиться в коллективе очень важно для будущего школьника.

Роль оригами в развитии речи

Оригами – искусство складывания из бумаги («ори» – складывать, «гамии» – бумага) – является одним из вариантов развивающих мелкую моторику. Известно, что речь без чувственного опыта не возможна. Оригами же позволяет ребёнку всё «прочувствовать» и «прощупать» пальчиками. Кроме того, доступность бумаги как материала, лёгкость её обработки (способность сохранять придаваемую ей форму) – всё это привлекает детей, а возможность «преобразить» простой листок бумаги вызывает большой интерес.

Исходя из вышесказанного, есть все основания рассмотреть технику оригами как технологию речевого развития ребёнка.

Материал по оригами можно использовать в соответствии с лексическими темами занятий по развитию речи. Что может быть интереснее, как создать что-то своими руками и рассказать об этом? Яркие образы персонажей дают возможность использовать их для пересказов и рассказов знакомых детьми произведений и сказок, для собственного сочинительства, развивают диалогическую и монологическую речь детей.

Таким образом, развивая моторику рук, с помощью элементов художественного творчества можно значительно улучшить речевое развитие детей дошкольного возраста, что способствует в будущем успешную подготовку к школе. Выполняя руками творческую работу любого направления, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.

Источник

Упырева Надежда Викторовна,

Воспитатель ГБДОУ детский сад № 17

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей.

ФГОС ДО указывает на необходимость включения в содержание образовательной области «Речевое развитие» развитие речевого творчества дошкольников. В «Законе об образовании РФ» говорится о том, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных, формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста.

Речевое творчество – это самостоятельная деятельность детей по построению связных высказываний, вызванных восприятием произведений искусства, стимулирующих использование детьми разнообразных выразительных языковых средств, передающих впечатления ребенка от художественной информации.

Огромная роль творчества определяется тем, что оно открывает новые для ребенка ценности познания, преобразования, переживания, которые обогащают его мир, способствуют проявлению творческих качеств личности, что соответствует принципам ФГОС (поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности). Познавая в творческой деятельности окружающую действительность, ребенок проявляет эмоционально-эстетическое отношение к ней, чувствует себя «активным деятелем», постоянно открывающим что-то новое для себя и заявляя новое о себе (Л.А. Венгер).

Читайте также:  Значение игры для развития личности ребенка дошкольного возраста

Выделяют следующие виды речевого творчества:

  1. Пересказ.
  2. Сочинительство по сюжетным картинкам и по большим картинам.
  3. Составление рассказов, сказок из личного опыта.
  4. Составление сюжетных повествовательных рассказов по темам.

Способность к речевому творчеству формируется в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется запас знаний об окружающем мире, достаточно развиты активная сторона речи, образное мышление и творческое воображение.

Для развития речевого творчества детей необходимо вести работу по повышению уровней речевой общительности, связной речи, словарного запаса, грамматического строя речи, звуковой стороны речи, практического осознания элементов языка. Образовательные задачи решаются в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом, в самостоятельной деятельности детей. Используется проработанный материал, а также необходимо создавать большое количество новых игровых ситуаций.

Необходимо так организовать речевую деятельность ребенка, чтобы она носила игровой занимательный характер, потому что только таким образом можно развивать у ребенка умение точно и образно выражать свои мысли и чувства в устном слове.

Важной задачей родителей и педагогов является создание благоприятных условий для каждого ребенка: раннее физическое развитие; сенсорный опыт и моторные навыки; обстановка, стимулирующая и опережающая развитие; необходимость максимального напряжения сил, т.е. постепенное смещение «потолка» своих возможностей все выше и выше; комфортная психологическая обстановка, в том числе признание ценности личности ребенка, отсутствие внешнего оценивания, понимание, сопереживание; ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых; предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности; наличие свободного времени.

Таблица 1 – Целевые ориентиры

Целевые ориентиры

Конкретизация с возрастом и темой

Пример проявления в действии и в речи ребенка

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Ребенок владеет основными культурными способами деятельности.

Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах речевой творческой деятельности.

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.

Ребенок проявляет интерес к общению, игровой, исследовательской деятельности, к речевому творчеству.

Ребенок способен выразить в рассказе собственное отношение к происходящему, к объекту описания, настроение, эмоциональную реакцию.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам.

Ребенок владеет творческим воображением, которое проявляется в речевом творчестве.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и, прежде всего, в игре.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

У ребенка сформированы все виды речи: связная, диалогическая, монологическая.

В игровых ситуациях ребенок владеет техниками рассказа с перевоплощением, с заменой собеседника или точки зрения (повествование от лица птицы, животного, предмета, сказочного персонажа).

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Ребенок охотно общается со сверстниками и взрослым, обладает коммуникативной компетентностью, умеет поддержать беседу, развивать диалог со сверстниками и взрослыми.

Ребенок способен сочинить рассказ (историю, сказку) на самостоятельно предложенную тему, на одну тему сочинить подробный и краткий рассказ, сочинить сказку на основе одного имеющегося предложения, которое должно в нее войти, сочинить рассказ на основе реального события.

Содержание образовательного процесса

Для решения проблемы речевого творчества необходимо дополнить основное содержание образовательного процесса, средства обучения, воспитания.

Таблица 2 – Содержание образовательного процесса

Виды деятельности

В НОД

Вне НОД

На что направлено

1.Игровая деятельность.

Сюжетно-ролевые игры: «В гостях у Вини-Пуха», «Поваренок» «Светофор», «На остановке», «Наоборот»;

речевые игры «Волшебный круг», «Карусель», «Дополни предложение»; игра с правилами «Лесные остановки»; мультимедийные игры «Веселая сочиняйка», «Угадайка», «Сочиняем по веселым картинкам».

Сюжетно-ролевые игры: «Веселые машинки», «Путешествие», «Остановка по требованию»; ролевые игры «Маски», «Играем в сказку»; игра с правилами «Живые слова»; настольно-печатные игры «Магазин», «Запиши рассказ», «Пойми меня»; ролевые игры «Семья гномов», «Идем в гости».

На развитие творческого воображения, которое реализуется в разных видах деятельности и, прежде всего, в игре.

2.Познавательная деятельность.

Эксперименты с водой, с песком, с глиной, с солнечным светом;

наблюдение за растениями, за животными;

исследовательская деятельность «Что из чего сделано?»;

исследовательские проекты.

Наблюдения за живой и неживой природой в процессе прогулок;

интеллектуальные конкурсы;

конференции по проектной деятельности с участием родителей.

На овладение ребенком культурными способами деятельности: размышления, познания, решения проблемы, получения информации.

3.Проблемно-ценностное общение.

Беседы и рассматривание иллюстраций в книгах, обсуждение содержания литературного произведения, сочинение сказок по методам Дж. Родари («Грамматика фантазий»).

Обсуждение прочитанных сказок дома вместе с родителями; совместная с родителями проектная деятельность.

На формирование коммуникативных навыков, на развитие связной, диалогической, монологической речи, лежащих в основе речевого творчества.

4.Социальное творчество

Социально-образовательные проекты «Кто такие волонтеры»;

коллективная творческая деятельность «Создание коллажа».

Совместные мероприятия с волонтерами;

социальное партнерство с библиотекой, школой, организациями дополнительного образования.

На развитие инициативы и самостоятельности в ходе совместной деятельности со взрослыми.

  1. Целевые и тематические экскурсии

Экскурсии в библиотеку,

в краеведческий музей, экскурсии на выставку картин, в музей космонавтики, в парк.

На воспитание у ребенка ценностного отношения к культурным ценностям и традициям.

Читайте также:  Семья имеющая ребенка с недостатками развития

Приёмы и способы развития речевого творчества дошкольников

В детском саду используется широкий арсенал средств- специальные речевые занятия, дидактические игры, народные игры, игры-драматизации, речевые и проблемные ситуации, «режиссерские игры», викторины, этические беседы, в которых основное внимание уделяется развитию коммуникативной функции речи.

Творческое развитие ребенка возможно только при наличии положительной мотивации. Самый мощный для ребенка мотив – игровой. Именно игра позволяет процесс выполнения заданий, решение проблемных ситуаций сделать интересным, увлекательным, побуждающим к творческому подходу. Необходимо так организовать речевую деятельность ребенка, чтобы она носила игровой занимательный характер, потому что только таким образом можно развивать у ребенка умение точно и образно выражать свои мысли и чувства в устном слове.

Особое внимание уделять индивидуальному и дифференцированному подходу к детям. Прежде чем начать работу по составлению рассказов, сказок, необходимо пополнить словарный запас детей прилагательными, глаголами, наречиями, научить сравнивать, подбирать эпитеты.

С этой целью можно использовать ряд речевых игр. Например, «Слово на ладошке (на потолке, на дереве, в воде…)», «Красивые слова (колючие, сладкие и т.д.)», «Узнай по описанию», «Да – нетка», «Волшебная палочка», «Что на что похоже?», «Назови по-разному одну и ту же игрушку», «Назови по-другому (сказку, стихотворение, рассказ)».

Заниматься словотворчеством можно индивидуально, и в подгруппах, и всем вместе, создавая коллективные сказки, стихи.

Для стимуляции развития речевого творчества необходимо формировать поисковую активность детей через вопросы: «Почему?», «А что будет, если…?» Использование возможностей словарной работы, систему упражнений, предусматривающих обогащение словаря.

  • Подбор определений и эпитетов (какие бывают мамы?)
  • Узнавание предметов по эпитетам (сочный, спелый, бархатистый – что это?)
  • Подбор действий к предмету (как можно играть?)
  • Подбор предмета к действиям (Что делает собака?)
  • Подбор обстоятельств.
  • Подбор синонимов (большой, огромный…)
  • Нахождение пропущенных слов (дворник взял метлу, он…)
  • Распространение и дополнение предложений (дети идут, куда? Зачем?)
  • Составление предложений с определенным словом.
  • Активное использование в образовательном процессе произведений русского народного творчества: скороговорок, потешек, пословиц, поговорок, и т.д.

Методы и приемы работы:

  • Моделирование с помощью геометрических фигур, цветных кругов, карточек-схем;
  • Фантастическое преобразование литературного текста
  • Перенос отдельного героя в иные условия;
  • Объединение персонажей из разных литературных произведений;
  • Использование карт Проппа;
  • Изменение последовательности событий в литературном произведении ;
  • Рассказывание произведения от имени литературного персонажа;
  • Изменение характерных особенностей литературных персонажей – по ТРИЗ-технологии «хорошо-плохо» («Про добрую Бабу-Ягу и злую девочку», «Про злую морковку и добрый мед»);
  • Звуковая замена («Двери и звери»);
  • придумывания начала, продолжения и конца сказки;
  • сочинение сказок из нескольких приемов, придумать «салат из сказок».

От детей требуется умение придумывать завязку, ход событий,

кульминацию и развязку. Умение выбрать отдельные факты, внести в них элементы фантазии и составить творческий рассказ. Творческий рассказ – рассказ, который дети придумывают сами, т. к. элемент творчества есть в любом детском рассказе.

Развитие творческих способностей, позволит пробудить скрытый потенциал, резервы, нестандартность и талант, заложенные в любом ребенке. Однако способность творить, в том числе и речевая творческая способность, будет развиваться наиболее успешно только в том случае, если ее развитие будет своевременно обеспечено соответствующими стимулами и оптимальными условиями среды, в которой ребенок находится.

Список использованной литературы:

1.Арушанова А.Г, Иванкова Р.А,Рычагова Е.С.Коммуникация развивающее

общение с детьми 2-3 лет.:Сфера, 2013 г,96с.

2.Глухов В.П Формирование связной речи детей дошкольного возраста с

общим недоразвитием речи.-М.:Библиотека практикующего логопеда,2002 г.-230 с.

3.Козаченко И.И. Использование дидактического синквейна в работе с

дошкольниками.- Управление ДОУ № 8,2015

4.Н.И.Левшина , О.В.Захарова, Ю.А.Прокопенко, Т.Г.Резванова. Развитие

речевого творчества дошкольников посредством Лего-конструирования.-

Дошкольная педагогика,2011 №8

5.Ушакова О.С Развитие речи дошкольников.-М.: издательство Института

Психотерапии,2001 г.- 256 с

6.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2000. — 272 с.

7. Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста – учебно-методическое пособие-конспект. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год. – 47 c

8.Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М.: Мозаика-Синтез, 2007 – С. 130 – 132.

9. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2001.

10.Скажи по другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С. Ушаковой. – Самара, 2001. – 10 с.

Источник