Развития ребенка в детском коллективе методики

Развития ребенка в детском коллективе методики thumbnail

Воспитание в детском коллективе как средство социализации ребенка

Пантелеева Наталья Георгиевна, к.п.н., доцент кафедры дошкольного образования

ГБОУ ВПО «Академия социального управления»

член-корреспондент МАНПО

Развития ребенка в детском коллективе методики

Статья является электронной публикацией – приложением к печатному номеру журнала “Современный детский сад” №7 за 2015 год. Охраняется ФЗ №5351-1 от 09.07.1993 “ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ” (с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г. и 1 сентября 2006 года).

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. В связи с этим проект стандарта дошкольного образования выдвигает ряд требований к социально – личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся: развитие положительных отношений ребенка к себе и другим людям, коммуникативной и социальной компетентности детей; создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения, приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими детьми, развитие у детей чувства ответственности за другого человека. Все эти качества можно развить у детей через формирование детского коллектива[1].

Проблемой развития детского коллектива занимались такие ученые-педагоги Т.Е.Конникова, Л.И.Новикова, А.В.Мудрик и др. Т. Е. Конникова считала, что условием становления детского коллектива являются гуманистические отношения, к ним относила:

– устойчивые, доброжелательные отношения, внимание к друг к другу, готовность прийти на помощь, разделить радость с другими;

-отсутствие замкнутости, изолированности коллектива, группового эгоизма, появление стремления к взаимодействию с другими.

– участие детей в делах на благо людей, преодоление вместе с коллективом трудностей и переживание общих целей.

В работах Новиковой Л.И. и ее сотрудников были рассмотрены вопросы управления коллективом в целях всестороннего развития ребенка. Детский коллектив действует при условии целенаправленного руководства педагогом, под вниманием которого находится система многообразных отношений детей в коллективе и положение в ней каждого ребенка. Только при этом условии возможно эффективное руководство развитием детского коллектива. Характеризуя особенности детского коллектива на разных возрастных этапах, можно выделить некоторые общие моменты, связанные с вхождением личности в социум. Это процесс, по мнению известного отечественного психолога А.В.Петровского, включает в себя несколько последовательно сменяющих друг друга этапов: адаптация, индивидуализация, интеграция личности в коллективе. Каждая из фаз социального развития личности в коллективе имеет серьезные последствия становления и возможностей самореализации. К примеру, неумение личности преодолеть трудности адаптации в коллективе может привести к развитию неуверенности в себе, своих возможностях, к обидчивости и конфликтности поведения. Неспособность проявить свою индивидуальность в коллективе может стать причиной личностного негативизма, агрессивности, неадекватной самооценки. Задача педагога состоит в том, чтобы способствовать созданию в детском коллективе условий для благоприятной адаптации, индивидуализации и интеграции в нем каждой личности. Однако по отношению к дошкольному возрасту больше принято использовать термин «детское сообщество», а не коллектив. Почему? В дошкольном возрасте еще только начинают складываться черты коллективности в процессе совместного общения детей в разнообразных видах деятельности. Поэтому ученые говорят о детском сообществе.

Детское сообщество – это группа детей, объединенная общей деятельностью (игровой, трудовой, художественно – эстетической и др.) под руководством педагога, который отвечает за ее организацию. Наглядно виды совместной детской деятельности можно представить так:

Развития ребенка в детском коллективе методики

Значение такой совместной деятельности очень важно – это особая система взаимоотношений и взаимодействия, включающая следующие признаки: наличие партнерской позиции, свобода перемещения, размещения, общения. Для нее требуются умения: распределить обязанности, материал, действовать согласованно, соблюдать договоренность, видеть трудности партнера, вместе исправлять ошибки, устанавливать отношения взаимопонимания и сотрудничества, считаться с товарищами, готовность оказать им помощь советом, показом (Н.А.Короткова, И.А.Модина, Е.Г.Юдина и др.). Сотрудничество в ходе подобной деятельности слагается из деловых умений и личных взаимоотношений, возникающих в процессе партнерской деятельности, какими могут быть: события в группе и детском саду, детские увлечения, сбор коллекций. При этом дети вступают в общение друг с другом, накапливают опыт сотрудничества и межличностных взаимоотношений, сопереживания, совместных усилий, направленных на достижение цели. Такое взаимодействие детей разворачивается на

  • информационном уровне (обмен информацией, согласование общих целей, обсуждение возникших проблем, совместный поиск решений),
  • деятельном уровне (примеривание к себе всех типов взаимоотношений между людьми, в том числе и ссор, конфликтов, их разрешения; сотрудничество в различных видах коллективной деятельности по интересам),
  • эмоциональном уровне (способность понимать состояния других детей, пережить общие чувства, отношения симпатий и антипатий между членами коллектива).

Чем разнообразнее и содержательнее взаимодействия детей в детском сообществе, тем активнее идет их социальное созревание. Для такого – развивающегося – детского сообщества характерны следующие признаки:

– организатор и руководитель детского сообщества – педагог;

– коллективные связи в дошкольном возрасте еще неустойчивы, они только складываются, поэтому легко возникают в различных видах деятельности и легко могут распадаться;

– в детском сообществе преобладают личностные взаимоотношения, основанные на симпатии и ситуативном интересе к сверстнику.

Главная цель развития коллектива дошкольников для педагога заключена в том, чтобы сформировать в их среде модель отношений, с которой они войдут в жизнь социума. Представим этапы его формирования в виде таблицы.

Таблица 1.

Особенности развития детского коллектива в условиях группы детского сада

Этапы развития коллек-тива дошкольников

Деятельность педагога

Деятельность детей

Первоначальный этап сплочения детского сообщества, организация жизни и деятельности детей путем насыщения гуманными отношениями

(младший возраст)

Формирует представле-ния о нормах взаимоот-ношений в детском со-обществе, объединяет де-

тей в интересной и содержательной деятельно-сти

Появляется устойчи-вый интерес к игровой деятельности сверст-ников, стойкие игровые группировки по 3-5 человек, возникает сплоченность детей

Этап объединения маленьких группировок путем вовлечения в разнообразную совме-стную деятельность (средний возраст)

Организует детское сооб-щество, помогает распре-делить обязанности, учит детей проявлять чувство доброты, чуткости, отзыв-чивости, дружбы, ответственности во взаимоотношениях, выдвигает более сложные цели совместной деятельности

Дети проявляют боль-шую самостоятель-ность, состав объединений становится более устойчивым и длительным

Этап формирования навыков самоорганиза-ции: умение планировать свою деятельность, осознавать свои обязан-ности; добиваться поставленной цели, считаться с товарищами

(старший возраст)

Создает возможность для объединения нескольких малых подгрупп в одну большую группу для совместной деятельности детей: сюжетно-ролевую игру, объединяющую несколько сюжетов, совместный труд, используя косвенные методы руководства

Возрастает количест-во участников детс-кого сообщества. Дети сами объединяются по интересам в разнооб-разных видах дея-тельности, распреде-ляют роли в игре, обязанности в труде, сами регулируют взаимоотношения

Таким образом, при целенаправленном руководстве педагога происходит постепенное формирование детского сообщества – от межличностного общения и сотрудничества, возникновения небольших группировок к установлению устойчивых дружеских взаимоотношений, способствующих внутренней общности детей, которая позволит им как можно скорее и с наименьшими потерями включиться в жизнь социума.

Литература

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.

2. Дошкольное образование. Словарь терминов /Сост. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Толстикова С.Н. и др. – М.: Айрис-пресс, 2005.

3. Макаренко А.С. О воспитании /Сост. В.С.Хелемендик, 2изд. – М.: Политиздат, 1990.

4. Новикова Л.И.Педагогика детского коллектива.- М.: Педагогика, 1978.

5. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив.- М.: Политиздат, 1982.

6. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. – М.: Педагогика, 1988.

7. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Политиздат, изд. 5, 1985.

[1] Термин «коллектив» произошел от латинского слова – собирательный. Он означает социальную группу, объединенную на основе общественно значимых целей, общих целостных ориентации и совместной деятельности.

Источник

Детский коллектив, его специфики, этапов становления и развития.

Проблема развития детского коллектива и личности изучается педагогами на протяжении длительного времени. В различных источниках даётся различные определения детского коллектива, но мы рассмотрим следующее понятие.

Детский коллектив – это группа детей, в которой создаётся система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого её члена.

При изучении понятия «коллектив» нельзя обойтись без описания понятия личности, данного в педагогическом словаре Коджаспирова Т.М.

Личность – 1) индивид, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определённое системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

В педагогике выделяют следующие признаки коллектива:

1) сознательный характер объединения людей;

2) единство общих и личных целей членов коллектива;

3) относительная устойчивость и длительность функционирования;

4) чётко организационная структура внешних и внутренних связей и взаимоотношений;

5) наличие органов самоуправления

6) общепринятые нормы поведения и общие ценностные ориентации;

7) благоприятный климат в коллективе;

8) сплочённость;

9) коллективная деятельность, единый результат, достижение усилиями каждого члена коллектива;

Исходя из вышеперечисленных признаков, можно сформулировать функции коллектива:

  • регулятивная – заключается в пропаганде определённых нравственных и социальных установок.
  • организационная – коллектив – это основная форма организации детской жизнедеятельности.
  • консолидационная (объединяющая) – данная форма организации служит для сплочения, объединения детей.
  • стимулирующая – побуждение личности к нравственно-ценной деятельности и торможению негативных намерений и поступков.
  • воспитательная – целенаправленное воздействие на каждую личность членами коллектива и воспитателем, формирующее взаимодействие.

Специфика детского коллектива состоит в том, что коллективные взаимоотношения между детьми носят неустойчивый характер. У детей дошкольного возраста стремление к совместной деятельности с другими детьми складывается постепенно. Если в младшем школьном возрасте ребёнок чаще предпочитает индивидуальные игры, то в среднем дошкольном возрасте (на пятом году жизни) преобладающей является игра «рядом» или «механическое взаимодействие». И только в старшем дошкольном возрасте преобладающим мотивом для объединения в игре становится мотив интереса к партнёру по игре или личным качествам другого ребёнка. По мнению многих исследователей, коллективное взаимодействие формируется в игре, а не только в совместной деятельности. Коллективные взаимодействия представляют собой комплекс различных взаимоотношений: межличностных, деловых, ролевых.

В исследованиях Усовой выделены 4 этапа становления детского сообщества.

Этапы развития детского сообщества:

  1. На этом этапе возникают первые, легко распадающиеся объединения детей. Объединяющим началом является воспитатель. Тяготение к сверстникам возникает на основе симпатии к ним.
  2. – более устойчивое объединение на основе совпадения интересов (вид игры, деятельности); впервые появляются дети-организаторы.
  3. появляется интерес друг к другу и первые избирательные дружеские связи. Важным мотивом для объединения может быть деловой мотив или личностный.
  4. Создание внутри детского сообщества таких отношений, когда каждый чувствует себя участником общего дела. В этом возрасте появляется самоконтроль, способность к саморегуляции.

Т.А. Потапенко в 90 гг. рассмотрел появление у ребёнка коллективистической направленности личности, которая отражает способность к саморегуляции поведения, сориентирована на окружающих детей, учёт их желаний, интересов и одновременное удовлетворение собственных интересов.

О влиянии коллектива на формирование личности и о влиянии личности на коллектив учёные спорят давно, но однозначного мнения на этот вопрос нет. Рассмотрим общие положительные и отрицательные стороны влияния коллектива на личность.

Положительные стороны:

А) ребёнок учится жить, общаться в социуме.

Б) способствует формированию взглядов и убеждений.

В) способствует проявлению и развитию различного рода способностей.

Отрицательные стороны:

  1. ограничивается возможность индивидуального развития ребёнка.
  2. Чаще всего коллектив «навязывает» мнения, убеждения по каким-либо вопросам.

Таким образом, влияние личности на развитие коллектива состоит в том, что каждая личность привносит в коллектив что-то новое: мнения, правила, суждения, которые способствуют изменению и развитию коллектива в целом.

Источник