Развития ребенка в детском коллективе методики
Воспитание в детском коллективе как средство социализации ребенка Пантелеева Наталья Георгиевна, к.п.н., доцент кафедры дошкольного образования ГБОУ ВПО «Академия социального управления» член-корреспондент МАНПО Статья является электронной публикацией – приложением к печатному номеру журнала “Современный детский сад” №7 за 2015 год. Охраняется ФЗ №5351-1 от 09.07.1993 “ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ” (с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г. и 1 сентября 2006 года). В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. В связи с этим проект стандарта дошкольного образования выдвигает ряд требований к социально – личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся: развитие положительных отношений ребенка к себе и другим людям, коммуникативной и социальной компетентности детей; создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения, приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими детьми, развитие у детей чувства ответственности за другого человека. Все эти качества можно развить у детей через формирование детского коллектива[1]. Проблемой развития детского коллектива занимались такие ученые-педагоги Т.Е.Конникова, Л.И.Новикова, А.В.Мудрик и др. Т. Е. Конникова считала, что условием становления детского коллектива являются гуманистические отношения, к ним относила: – устойчивые, доброжелательные отношения, внимание к друг к другу, готовность прийти на помощь, разделить радость с другими; -отсутствие замкнутости, изолированности коллектива, группового эгоизма, появление стремления к взаимодействию с другими. – участие детей в делах на благо людей, преодоление вместе с коллективом трудностей и переживание общих целей. В работах Новиковой Л.И. и ее сотрудников были рассмотрены вопросы управления коллективом в целях всестороннего развития ребенка. Детский коллектив действует при условии целенаправленного руководства педагогом, под вниманием которого находится система многообразных отношений детей в коллективе и положение в ней каждого ребенка. Только при этом условии возможно эффективное руководство развитием детского коллектива. Характеризуя особенности детского коллектива на разных возрастных этапах, можно выделить некоторые общие моменты, связанные с вхождением личности в социум. Это процесс, по мнению известного отечественного психолога А.В.Петровского, включает в себя несколько последовательно сменяющих друг друга этапов: адаптация, индивидуализация, интеграция личности в коллективе. Каждая из фаз социального развития личности в коллективе имеет серьезные последствия становления и возможностей самореализации. К примеру, неумение личности преодолеть трудности адаптации в коллективе может привести к развитию неуверенности в себе, своих возможностях, к обидчивости и конфликтности поведения. Неспособность проявить свою индивидуальность в коллективе может стать причиной личностного негативизма, агрессивности, неадекватной самооценки. Задача педагога состоит в том, чтобы способствовать созданию в детском коллективе условий для благоприятной адаптации, индивидуализации и интеграции в нем каждой личности. Однако по отношению к дошкольному возрасту больше принято использовать термин «детское сообщество», а не коллектив. Почему? В дошкольном возрасте еще только начинают складываться черты коллективности в процессе совместного общения детей в разнообразных видах деятельности. Поэтому ученые говорят о детском сообществе. Детское сообщество – это группа детей, объединенная общей деятельностью (игровой, трудовой, художественно – эстетической и др.) под руководством педагога, который отвечает за ее организацию. Наглядно виды совместной детской деятельности можно представить так: Значение такой совместной деятельности очень важно – это особая система взаимоотношений и взаимодействия, включающая следующие признаки: наличие партнерской позиции, свобода перемещения, размещения, общения. Для нее требуются умения: распределить обязанности, материал, действовать согласованно, соблюдать договоренность, видеть трудности партнера, вместе исправлять ошибки, устанавливать отношения взаимопонимания и сотрудничества, считаться с товарищами, готовность оказать им помощь советом, показом (Н.А.Короткова, И.А.Модина, Е.Г.Юдина и др.). Сотрудничество в ходе подобной деятельности слагается из деловых умений и личных взаимоотношений, возникающих в процессе партнерской деятельности, какими могут быть: события в группе и детском саду, детские увлечения, сбор коллекций. При этом дети вступают в общение друг с другом, накапливают опыт сотрудничества и межличностных взаимоотношений, сопереживания, совместных усилий, направленных на достижение цели. Такое взаимодействие детей разворачивается на
Чем разнообразнее и содержательнее взаимодействия детей в детском сообществе, тем активнее идет их социальное созревание. Для такого – развивающегося – детского сообщества характерны следующие признаки: – организатор и руководитель детского сообщества – педагог; – коллективные связи в дошкольном возрасте еще неустойчивы, они только складываются, поэтому легко возникают в различных видах деятельности и легко могут распадаться; – в детском сообществе преобладают личностные взаимоотношения, основанные на симпатии и ситуативном интересе к сверстнику. Главная цель развития коллектива дошкольников для педагога заключена в том, чтобы сформировать в их среде модель отношений, с которой они войдут в жизнь социума. Представим этапы его формирования в виде таблицы. Таблица 1. Особенности развития детского коллектива в условиях группы детского сада
Таким образом, при целенаправленном руководстве педагога происходит постепенное формирование детского сообщества – от межличностного общения и сотрудничества, возникновения небольших группировок к установлению устойчивых дружеских взаимоотношений, способствующих внутренней общности детей, которая позволит им как можно скорее и с наименьшими потерями включиться в жизнь социума. Литература 1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 2. Дошкольное образование. Словарь терминов /Сост. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Толстикова С.Н. и др. – М.: Айрис-пресс, 2005. 3. Макаренко А.С. О воспитании /Сост. В.С.Хелемендик, 2изд. – М.: Политиздат, 1990. 4. Новикова Л.И.Педагогика детского коллектива.- М.: Педагогика, 1978. 5. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив.- М.: Политиздат, 1982. 6. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. – М.: Педагогика, 1988. 7. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Политиздат, изд. 5, 1985. [1] Термин «коллектив» произошел от латинского слова – собирательный. Он означает социальную группу, объединенную на основе общественно значимых целей, общих целостных ориентации и совместной деятельности. |
Источник
Детский коллектив, его специфики, этапов становления и развития.
Проблема развития детского коллектива и личности изучается педагогами на протяжении длительного времени. В различных источниках даётся различные определения детского коллектива, но мы рассмотрим следующее понятие.
Детский коллектив – это группа детей, в которой создаётся система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого её члена.
При изучении понятия «коллектив» нельзя обойтись без описания понятия личности, данного в педагогическом словаре Коджаспирова Т.М.
Личность – 1) индивид, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определённое системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
В педагогике выделяют следующие признаки коллектива:
1) сознательный характер объединения людей;
2) единство общих и личных целей членов коллектива;
3) относительная устойчивость и длительность функционирования;
4) чётко организационная структура внешних и внутренних связей и взаимоотношений;
5) наличие органов самоуправления
6) общепринятые нормы поведения и общие ценностные ориентации;
7) благоприятный климат в коллективе;
8) сплочённость;
9) коллективная деятельность, единый результат, достижение усилиями каждого члена коллектива;
Исходя из вышеперечисленных признаков, можно сформулировать функции коллектива:
- регулятивная – заключается в пропаганде определённых нравственных и социальных установок.
- организационная – коллектив – это основная форма организации детской жизнедеятельности.
- консолидационная (объединяющая) – данная форма организации служит для сплочения, объединения детей.
- стимулирующая – побуждение личности к нравственно-ценной деятельности и торможению негативных намерений и поступков.
- воспитательная – целенаправленное воздействие на каждую личность членами коллектива и воспитателем, формирующее взаимодействие.
Специфика детского коллектива состоит в том, что коллективные взаимоотношения между детьми носят неустойчивый характер. У детей дошкольного возраста стремление к совместной деятельности с другими детьми складывается постепенно. Если в младшем школьном возрасте ребёнок чаще предпочитает индивидуальные игры, то в среднем дошкольном возрасте (на пятом году жизни) преобладающей является игра «рядом» или «механическое взаимодействие». И только в старшем дошкольном возрасте преобладающим мотивом для объединения в игре становится мотив интереса к партнёру по игре или личным качествам другого ребёнка. По мнению многих исследователей, коллективное взаимодействие формируется в игре, а не только в совместной деятельности. Коллективные взаимодействия представляют собой комплекс различных взаимоотношений: межличностных, деловых, ролевых.
В исследованиях Усовой выделены 4 этапа становления детского сообщества.
Этапы развития детского сообщества:
- На этом этапе возникают первые, легко распадающиеся объединения детей. Объединяющим началом является воспитатель. Тяготение к сверстникам возникает на основе симпатии к ним.
- – более устойчивое объединение на основе совпадения интересов (вид игры, деятельности); впервые появляются дети-организаторы.
- появляется интерес друг к другу и первые избирательные дружеские связи. Важным мотивом для объединения может быть деловой мотив или личностный.
- Создание внутри детского сообщества таких отношений, когда каждый чувствует себя участником общего дела. В этом возрасте появляется самоконтроль, способность к саморегуляции.
Т.А. Потапенко в 90 гг. рассмотрел появление у ребёнка коллективистической направленности личности, которая отражает способность к саморегуляции поведения, сориентирована на окружающих детей, учёт их желаний, интересов и одновременное удовлетворение собственных интересов.
О влиянии коллектива на формирование личности и о влиянии личности на коллектив учёные спорят давно, но однозначного мнения на этот вопрос нет. Рассмотрим общие положительные и отрицательные стороны влияния коллектива на личность.
Положительные стороны:
А) ребёнок учится жить, общаться в социуме.
Б) способствует формированию взглядов и убеждений.
В) способствует проявлению и развитию различного рода способностей.
Отрицательные стороны:
- ограничивается возможность индивидуального развития ребёнка.
- Чаще всего коллектив «навязывает» мнения, убеждения по каким-либо вопросам.
Таким образом, влияние личности на развитие коллектива состоит в том, что каждая личность привносит в коллектив что-то новое: мнения, правила, суждения, которые способствуют изменению и развитию коллектива в целом.
Источник