Развития ребенка со зрительной депривацией
Дошкольникам с ФРЗ в целом по общему уроню развития свойственны возрастные характеристики, однако, выявляются и особенностей психофизического развития, обусловленные прямым или косвенным негативным влиянием нарушенных зрительных функций. Общей типологической особенностью развития детей с нарушением зрения вне зависимости от степени и характера зрительного дефекта выступает то, что связь с окружающим миром, его познание, личностные проявления, самопознание, освоение и участие в любом виде деятельности и др. происходят на суженной сенсорной основе. Дошкольники с ФРЗ наряду с общими типологическими особенностями развития имеют индивидуальные достижения в общем развитии и в развитии отдельных личностных сфер.
Психолого-педагогической характеристикой дошкольников с ФРЗ выступает:
· Cтепень соответствия общего темпа развития ребёнка с ФРЗ темпу развития нормально видящих сверстников. Детям этой группы свойственно в большей или меньшей степени выраженности некоторое отставание в развитии от нормально видящих сверстников, что может проявиться в несовпадении периодов освоения этими группами дошкольников:
– Умений и навыков зрительной сенсорно-перцептивной деятельности – отставание в развитии зрительного восприятия, его различных сторон.
– Двигательной сфере – отставание в освоении двигательных умений и навыков, их объёма и качества.
– Познавательной сфере – недостаточный темп и объём формирования зрительных представлений как образов памяти об окружающем, отставание в освоении способов познавательной деятельности с точки зрения их интериоризации.
– Освоение разных видов игр дошкольниками с ФРЗ происходит замедленными темпами, что связано с обеднённым запасом представлений об окружающем, определенными трудностями взаимодействия с предметно-объектным миром, снижением общей и двигательной активности, трудностями развития зрительно-моторной координации и др.
Детям с нарушением зрения характерны некоторые особенности социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического и художественно-эстетического развития.
Особенностями социально-коммуникативного развития дошкольников с нарушением зрения выступают: определённая зависимость проявления коммуникативных умений и навыков от активности, адекватности, компетентности окружающего социума, определенные трудности дистантного отражения эмоциональной отзывчивости других в общении, трудности зрительного контроля и регуляции взаимодействия с партнерами по общению, игровой деятельности, в совместной познавательной деятельности. Особенности социально-коммуникативного развития детей с ФРЗ могут быть обусловлены полисистемным функциональным нарушением зрительной, двигательной, речевой сфер, нервной системы и, с этой точки зрения, проявляться в общей раскоординированности действий, угловатости, «взрывчатости», в устранении от совместных практических действий, недостаточности вербальной коммуникации. На социально-коммуникативное развитие детей этой группы негативное влияние могут оказывать методы лечения амблиопии (засветы, окклюзия и др.), воздействующие и состояние ЦНС, провоцируя возникновение у ребенка нежелательных эмоциональных проявлений (плаксивость, раздражительность, чрезмерную возбужденность и др.).
Особенностями познавательного развития дошкольников c ФРЗ выступают: недостаточные полнота, диффернцированность, тонкость и точность образов восприятия; недостаточная познавательная активность; речь и уровень речевого (его достаточность или недостаточность) развития оказывают выраженное влияние на познавательную деятельность, её осмысленность, целостность, последовательность, логичность выбора и осуществления познавательных действий; чувственный этап познания, его компоненты имеют своеобразие в развитии и требуют специального (прямого и опосредованного) педагогического сопровождения: развитие зрительных умений и навыков, зрительного восприятия и представлений, создание востребованной ребёнком с нарушением зрения особой предметной среды, повышающей и развивающей его зрительный потенциал; трудности зрительного отражения предметного мира в его организации осложняют развитие познавательных интересов, чувства нового; компенсация трудностей познавательной деятельности обеспечивается и требует целенаправленного развития у дошкольников с нарушением зрения процессов памяти, мышления, воображения, речи.
Особенностями речевого развития дошкольников с нарушением зрения выступают: своеобразие развития чувственно-моторного компонента речи; недостаточная выразительность речи; бедность лексического запаса и трудности освоения обобщающего значения слов; трудности чувственного отражения, малая познавательная активность к окружающей действительности осложняют развитие познавательной функции речи – расширение представлений об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях; речи ребёнка с нарушением зрения присуща компенсаторная функция, требующая целенаправленного развития.
Особенностями физического развития детей с ФЗР выступают: недостаточный уровень физического развития (в узком значении) – несоответствие антропометрических показателей (рост, масса тела, окружность грудной клетки) средне возрастным показателям, ослабленное здоровье и недостаточная функциональная деятельность дыхательной, опорно-двигательной систем организма, нарушение осанки, недостаточное развитие мышечной системы (вальгусная установка стоп, уплощение свода стоп, плоскостопие), низкий уровень физических качеств: ловкости, координации, особенно динамической, быстроты реакции, выносливости и др.; обедненный двигательный опыт, недостаточный запас двигательных умений и навыков, трудности освоения пространственно-временных характеристик движений, трудности и длительность формирования двигательных навыков (особенно двигательного динамического стереотипа), неточность, недостаточная дифференцированность чувственных образов движений, трудности освоения подвижных игр большой подвижности; трудности формирования навыков правильной ходьбы (с учетом монокулярного характера зрения); низкая двигательной активности, недостаточность умений и навыков пространственной ориентировки в условиях отражения действительности амблиопичным глазом с низкой остротой зрения; особенности и трудности регуляции движений.
Особенностями художественно-эстетического развития детей с ФРЗ выступают: трудности и недостаточность формирования зрительных сенсорных эталонов, недостаточность эстетических переживаний и чувств, своеобразие и трудности созерцания явлений природы, её предметов и объектов, малый запас и бедный опыт познания с эмоциональным переживанием совершенства, красоты, выразительности и особенностей форм, обликов, цветовой тональности и др. предметов и объектов действительности, трудности и недостаточность развития координации и зрительно-моторной координации.
Дошкольники с ФРЗ имеют как особенности развития процесса зрительного восприятия, так и особенности его протекания в психической деятельности.
К особенностям развития зрительного восприятия при нарушениях зрения следует отнести:
– замедленность (в сравнении с нормально видящими сверстниками) развития процесса зрительного восприятия;
– трудности развития механизмов зрительного восприятия: 2-го уровня функционального механизма (функциональная деятельность высших отделов) вследствие слабости 1-го уровня (зрительные функции); операционного и мотивационного механизмов восприятия;
– объём и качество овладения сенсорными эталонами и их системами, период становления перцептивных действий у детей с нарушением зрения не совпадают с таковыми у нормально видящих. Степень и характер нарушения зрения, выступая негативным фактором, обуславливают разную временную характеристику длительности (растянутость), недостаточность объёма и качества составляющих операционный механизм восприятия;
– трудности и некоторое отставание в формировании представлений как образов памяти сенсорных, предметных, пространственных, социальных;
– неравномерность развития разных сторон зрительного восприятия, обеспечивающих ориентировочно-поисковую, информационно-познавательную, регулирующую и контролирующую деятельность;
– бедность чувственного опыта;
– возникновение особых сенсорно-перцептивных потребностей;
– некоторые трудности развития свойств восприятия;
– несовершенство зрительных образов в условиях их спонтанного формирования;
– зависимость развития зрительного восприятия на уровне возрастных возможностей от коррекционно-педагогического сопровождения, организации и осуществления лечебно-восстановительного процесса в их единстве.
Особенностями процесса зрительного восприятия у детей с нарушением зрения выступают:
– снижение скорости и объёма зрительного восприятия, их определённая зависимость от степени и характера функционального расстройства зрения и/или структурной сложности объекта восприятия;
– затруднённость формирования полного, точного, тонкого, детализированного образа восприятия, особенно сложного по структуре и пространственной ориентации, представленного на зашумленном фоне;
– трудности формирования сенсорных эталонов и недостаточный уровень развития всех типов сенсорно-перцептивных действий (действий идентификации, приравнивания к эталону, перцептивного моделирования), что снижает способность к тонкой и точной дифференциации воспринимаемого;
– потребность в дополнительной мотивации к зрительной перцептивной деятельности;
– успешность процесса восприятия (точность и быстрота опознания) амблиопичным глазом (амблиопия средней и тяжелой степеней) во многом зависит от оптико-физических характеристик объекта восприятия, условий в которых решается задача на зрительное восприятие.
1.1.4. Возрастные особенности психофизического развития детей младшей группы (3-4 года)
Источник
Социализация детей со зрительной депривацией к обществу.
Татьяна Николаевна Леонтьева
г. Нижневартовск
Депривация (от позднелат. deprivatio — потеря, лишение), сенсорная недостаточность или недогрузка системы анализаторов, наблюдаемая у человека в условиях изоляции или при нарушении работы основных органов чувств [2, с. 49].
Сенсорная депривация – это длительное частичное лишение человека слуховых, зрительных ощущений, а также лишение подвижности, общения, эмоциональных всплесков [1, с. 14] .
Многолетний опыт работы с детьми, имеющими зрительные нарушения, анализ литературы о современных исследованиях, доказывающих отрицательное влияние зрительной депривации на становление психических процессов у детей, подтверждают положение о необходимости проведения специально организованной работы по развитию зрительного восприятия дошкольников с целью их социализации в современном обществе.
По мнению ведущих психологов, в том числе и А.Г. Литвака, нарушения зрения приводят не только к сенсорной депривации, но и к эмоциональной и социальной депривации. [3, с. 112].
Для того чтобы социализация детей с нарушениями зрения проходила успешнее наше дошкольное учреждение работает по трем направлениям:
коррекционно-развивающее;
лечебно-восстановительное и профилактическое;
образовательное.
Целью коррекционно-развивающей работы является всестороннее развитие ребенка и подготовка его к школе. Вся работа воспитателя ведется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога, и тифлопедагога.
Каждый вид деятельности, каждое занятие имеют, помимо общеобразовательных задач, коррекционную направленность, вытекающую из совместного с тифлопедагогом плана перспективной работы.
Лечебно-восстановительная работа включает в себя специфическое лечение, восстановление, развитие и охрану, стимуляцию остаточного зрения у слепых и улучшение зрения у слабовидящих детей, осуществляется сестрами – ортоплеоптистками под руководством врача-офтальмолога.
В нашем дошкольном учреждении преодоление этой проблемы мы начали с изменения содержания и расположения развивающей среды, окружающей ребенка.
В кабинете психолога стены, двери, пол, потолок оформлены так, чтобы ребенок свободно двигался, работал стоя, сидя, лежа, расслаблялся зрительно и физически. Для расслабления и отдыха ребенка есть индивидуальные коврики с яркой красочной аппликацией. Во всех видах деятельности используются музыка, художественный образец в картине, слове. Все это дает возможность педагогу проводить игры и упражнения одновременно на развитие зрительных функций по современным традиционным и нетрадиционным методикам, развивать личность ребенка, его самостоятельность и творчество.
Все это дает возможность педагогу проводить игры и упражнения одновременно на развитие зрительных функций по современным традиционным и нетрадиционным методикам, развивать личность ребенка, его самостоятельность и творчество. Из нетрадиционных методик мы используем элементы методики зрительного переобучения по Бейтсу, основанные на релаксации зрительного аппарата и ума ребенка [4, с. 81].
Нас привлекают упражнения “быстрого взгляда”, когда ребенок без напряженного всматривания, без элемента соревнования, т. е., в спокойном, pacслабленном состоянии, извлекает из своего зрения все возможности. В старших группах используем пальминг, частичную соляризацию, вырабатываем правильное дыхание, глубокое и ритмичное [6, с.16].
Работа идет по двум направлениям одновременно.
1. Формирование зрительного восприятия.
2. Овладение способами общения в разных видах деятельности.
Новым направлением в нашей работе является поиск путей реализации сформированных способов восприятия в реальную жизнь. Вот некоторые нетрадиционные формы нашей работы.
I. Совмещенные занятия специалистов (дефектолог- логопед, дефектолог- психолог, дефектолог -логопед -психолог) [приложение 1].
Их необходимость диктуется особенностью проявления поведения детей с нарушением зрения в присутствии новых лиц. В данном случае каждый специалист на занятии не посторонний наблюдатель, а непосредственный участник (объем его участия заранее планируется). Такие занятия благодатная почва для развития психических процессов.
Организация передвижных игровых зон. Новые настенные доски, фланелеграфы разной формы расширяют игровые и учебные возможности детей и педагога, дают простор для движения.
Примерный объем работы на вертикальном полотне (стена, двери):
упражнение по типу «Быстрые взгляды»;
обучение целенаправленному восприятию;
узнавание объектов на расстоянии. Выделение признаков узнавания (как узнал);
приближение к объекту (какие дополнительные признаки, детали замечены);
обводка объекта указкой (по контуру, не прикасаясь к нему, на расстоянии глазами, с использованием руки, мысленно в воображении с закрытыми глазами);
соединение объектов дорожкой (указка или рука, взглядом, мысленно):
а) по сюжету сказки;
б) по заданию педагога (например, “выведи” с поля лишний предмет);
в) отыскивание пары (по сенсорным эталонам, по понятию, по эмоциональному состоянию и т. д.);
рассказывание сказки или рассказа по объектам стенда;
работа по восприятию изобразительных средств
глубины пространства.
Широко используются объемные лабиринты, которые способствуют развитию целенаправленной ориентировки, воспитывают интерес и внимание, Некоторые виды работы с лабиринтом:
а) движение в лабиринте по правилу, плану-схеме;
б) движение по цветовому ориентиру-стрелке, соответствующей жетону ребенка;
в) прослеживание взглядом направления движения по лабиринту для поиска пары (ребенка, игрушки, предмета). Лабиринты составляем из шнура, веревки и крепим липучками [5, с. 78].
III. Драматизация сказок, фрагментов, упражнения на общение с использованием народного интерьера, деталей костюма, с участием взрослых персонажей.
IV. Включение в занятия родителей (соревнование в игре, упражнения).
V. Практика занятий смешанных возрастов.
VI. Введение нового типа «свободных» занятий, когда дети по своему желанию могут выбрать сказочную ситуацию, игрушку, набор объектов в их самостоятельное использование. Дефектолог, не вмешиваясь, наблюдает, определяет для себя уровень самостоятельности и творчества ребенка, общения с товарищами. Все это дает положительный результат в развитии зрительных возможностей детей, подготавливает их к умению использовать эти возможности в любых условиях окружающего ребенка мира.
Одним из важнейших направлений работы является систематическая и целенаправленная работа с семьями детей с нарушениями зрения [приложение 2].
Она включает в себя несколько направлений:
выступления на родительских собраниях по общим вопросам воспитания и обучения, развития школьников с нарушениями зрения;
консультация для отдельных групп родителей с учетом общих для них проблем, связанных с особенностями развития детей, трудностями в овладении определенными знаниями;
индивидуальное консультирование родителей по вопросам, касающимися конкретного ребенка;
проведение для родителей индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий, целью которых является обучение родителей приемам взаимодействия с ребенком, оказания ему действенной помощи в выполнении определенных видов деятельности;
выставки специальной, доступной для понимания родителей, литературы с аннотациями тифлопедагога;
выставки игр и специальных пособий, которые родители могут использовать в занятиях с детьми дома;
выставки детских работ, выполненных на занятиях тифлопедагога; задания на дом (на выходные дни, на лето).
В дошкольном учреждении созданы специальные условия для проведения групповой и индивидуальной работы для обеспечения чувства защищенности, где педагоги создают атмосферу психологического комфорта:
формируют навыки адаптивного поведения в новых социальных условиях, способствуют появлению возрастных психологических новообразований, предупреждению отклонений в развитии ребенка. К специальным условиям относятся:
присутствие родителей и включение их в игровую деятельность не только в роли помощников, но и в роли активных участников происходящего, формирующих у ребенка познавательные навыки;
обучение родителей адекватным способам общения с ребенком;
создание предметно-развивающей среды (с помощью дидактических пособий, материалов, игрушек);
материально-техническое обеспечение (создано специальное пространство, и применение полуфункционального оборудования сенсорной комнаты).
Подводя итог можно отметить, что комплексная работа всего педагогического коллектива, а именно взаимодействие воспитателей, профильных специалистов в коррекционно-образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения, способствует социализации детей с нарушениями зрения в современном обществе.
Приложение1Приложение2.
Литература:
1. Банщиков В. М., Столяров Г. В. Сенсорная изоляция: “Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова”, № 9, 1966. – 40 с.
2. Макиртумов Б. Е. и др. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. – СПб., 2001. – 51с.
3. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. – изд. КАРО. Санкт-Петербург, 2006 – 211с.
4. Подколозина. Е.Н. Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушениями зрения. – Москва, изд. Город детства, 2007 – 256с.
5. Л.И. Игнатова, О.И. Волик, В.Д. Кулакова, Г.А. Холюкова. Программа укрепление здоровья детей в коррекционных группах. – изд. Творческий центр Сфера, Москва, 2008 – 142с.
6. В.А. Феоктистова. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями зрения СПб. Изд. Образование, 1995 – 143с.
Источник