Развития ребенка 5 лет в старшей группе детского сада

Развития ребенка 5 лет в старшей группе детского сада thumbnail

Старший дошкольный возраст — это этап развития ребёнка, опирающийся, с одной стороны, на весь тот опыт, который малыш получил ранее, а с другой — на новообразования в его личности, обусловленные переживанием рубежа 5–6-летия. Эти особенности определяют и общую стратегию образования ребят старшей группы, которая реализуется в дошкольных учреждениях развивающими занятиями различной направленности. У педагогов должны быть устойчивые представления о психолого-педагогических и методических тонкостях подготовки и проведения таких уроков.

Особенности развития детей 5–6 лет

Чтобы понять суть и целесообразность проведения занятий по развитию в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), следует начать с рассмотрения возрастных психолого-педагогических особенностей личности детей 5–6 лет.

Четверо детей стоят, одна девочка с жёлтым пером

В 5–6 лет в развитии детей происходит целый ряд изменений — возрастает самостоятельность, развиваются познавательные процессы и морально-нравственные качества

Таблица: психолого-педагогические характеристики старших дошкольников в контексте организации развивающих занятий

Это интересно. Определение «взрослый» для детей старшего дошкольного возраста связано с такими характеристиками личности, как рост осознанности поведения, способности сосредотачиваться на том, что надо, а не интересно, а также умения поставить себя на позицию другого.

Дети раскладывают счётные палочки и плоские геометрические фигуры

В старшей группе дети могут довольно длительное время концентрироваться на выполнении заданий, которые им не слишком интересны

Виды занятий по развитию в старшей группе ДОУ

Занятие — это реализация непосредственной образовательной деятельности (НОД), которая по структуре соответствует этапу развития дошкольников конкретного возраста, по содержанию соотносится с одним из разделов программы интеллектуального и физического воспитания малышей, а по форме реализуется в привычных и доступных возрасту видах деятельности. Для старшей группы Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) закреплены 6 видов учебно-воспитательных курсов, в рамках которых проводятся закреплённые в расписании группы занятия:

  • познание, куда входят занятия по ознакомлению с окружающим миром или направленные на формирование целостной картины мира (ФЦКМ) — 1 занятие в неделю, формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) — 1 занятие в неделю;
  • развитие речи (может совмещаться с чтением художественной литературы) — 2 часа в неделю;
  • обучение грамоте —1 занятие в неделю;
  • физическое воспитание — 3 занятия в неделю;
  • музыкальное развитие — 1 занятие в неделю;
  • художественное творчество — курс в который входят занятия:
    • рисованием — 1 урок в неделю,
    • лепкой — 1 урок в неделю,
    • моделированием — 1 урок в неделю,
    • аппликацией — 1 урок в неделю.

Если в детском саду есть соответствующие специалисты, то в перечень включаются:

  • хореография — 1 или 2 занятия в неделю;
  • логопедическое занятие — 1 или 2 урока в неделю.

Логопедическое занятие в ДОУ

При наличии в учреждении соответствующего специалиста в старшей группе проводятся логопедические занятия

Это перечень обязательных курсов в расчасовке программы «От рождения до школы», по которой работает большинство ДОУ в стране. При этом существует вариативная часть, куда при наличии часов и кадров в детском саду включаются занятия:

  • английским языком;
  • уроки экологического воспитания.

Название курса может варьироваться в зависимости от учебной программы, по которой работает детский сад.

Это интересно. В зависимости от образовательной программы, по которой работает детский сад, такие направления, как хореография, английский, экологическое воспитание и пр., могут включаться в основную программу, а могут реализовываться в кружковой деятельности.

При этом важно понимать, что перечисленные виды занятий являются непосредственной образовательной деятельностью, то есть, иными словами, уроками. Но в программу ДОУ включается также образовательная деятельность, не хронометрируемая рамками урока, а реализующаяся опосредованно в процессе пребывания дошкольников в детском саду:

  • воспитание культурно-гигиенических навыков (КГН), развивающее навыки самообслуживания ребёнка в проведении гигиенических процедур, выборе гардероба по сезону и погоду и пр., а также формирование у детей понимания сути здорового образа жизни;
  • развитие внимания;
  • эмоциональное развитие;
  • интеллектуальное развитие;
  • развитие самостоятельности;
  • нравственно-патриотическое воспитание.

Цели занятий по развитию

Исходя из специфики видов, цели занятий по развитию для детей старшей группы — это общая миссия НОД в отношении воспитанников 5–6 лет:

  • формирование и отработка умений, навыков, необходимых для полноценного развития детей старшей группы (сосредотачиваться на задании, прогнозировать варианты взаимодействия с объектами и пр.);
  • подготовка к школе (как на уровне НОД, так и в аспекте соблюдения правил, например, отвечать, когда вызвал педагог и пр.);
  • воспитание коллективного духа (за счёт включения ребят в ту или иную деятельность они учатся действовать сообща и видеть в этом преимущества).

Задачи, позволяющие реализовать на практике поставленные цели, носят частный характер и соотносятся с задачами отдельно для каждого образовательного направления.

Дети и педагог рыхлят землю в контейнерах

Задачи развития реализуются в рамках образовательных направлений

Таблица: задачи развития и примеры заданий для детей старшей группы

Это интересно. Поскольку в современных детских садах принята практика проведения интегрированных занятий, задачи, как правило, объединяются в разных сочетаниях в зависимости от темы урока. При этом задачи, отвечающие тематике урока, берутся в качестве целей. Например, на занятии по развитию речи, посвящённого изучению рассказа В. Драгунского «Друг детства», целями урока являются: знакомство с творчеством писателя, усвоение навыков пересказа — задача речевого развития, отработка навыка выполнения кистью широких мазков в процессе выполнения рисунка мишки — задача художественно-творческого развития, повторение геометрических фигур, на основе которых выполняется мишка — задача познавательного развития.

Дети сидят за столом вокруг глобуса

Упражнения на развитие соотносятся с темой и направленностью занятия

Педагогические приёмы развития детей 5–6 лет

В занятиях на развитие старших дошкольников педагог использует методические приёмы, которые позволяют реализовать цели и задачи каждого учебно-воспитательного направления работы.

Группа речевых способов взаимодействия

Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста делают словесные приёмы приоритетными способами взаимодействия на занятиях в ДОУ.

Объяснение

Для развития самостоятельности ребёнка продуктивным оказывается объяснение от лица воспитанника. Так, на физкультурных занятиях перед выполнением хорошо знакомого упражнения порядок выполнения движений может комментировать и демонстрировать ребёнок, который помнит это задание.

Это интересно. Чтобы объяснить дошкольникам соотношение понятий «буква» и «звук», я говорю им, что буква — это одежда для звука. Букву мы видим, звук мы слышим, но не видим — он прикрыт одеждой.

Загадки и стихотворения

Обычно эти приёмы используются для мотивации ребят к работе на развивающем занятии, поскольку рифмованные строки, с одной стороны, привлекают внимание, а с другой, быстро включают детей в тему.

Стихотворения, к примеру, отлично вписываются во вводный этап любого занятия, но также могут использоваться и при разработке основного уровня урока. Для знакомства ребят с графическими образами букв и развития образного мышления на занятиях по обучению грамоте я предлагаю такие короткие стихотворения:

  • Вот два столба наискосок,
    Между ними — поясок.
    Перед нами буква А —
    Алфавиту голова!
  • Похожа В, сомнений нет,
    На крендельки, велосипед.
    Вот палочка, две дужки,
    Как очки у моей подружки.
  • Лежали грабли во дворе,
    В них рассмотрели букву Е.
    И на гребень Е похожа,
    Если присмотреться, тоже.

Сказки

Приём, который зачастую используется для развития ассоциативного мышления, например, в качестве мотивирующего начала занятия. Так, при рассмотрении сходств и различий прямоугольника и квадрата на занятии по ФЭМП я рассказываю детям историю про «Барона Квадрата». «В одной небольшой стране под названием Всезнайка появился необычный гость. Это был лист из тетради Серёжи, который мальчик вырвал, а затем помял, надорвал края и выбросил. Лист попал в незнакомую страну, где все жители были фигурами: кругами, треугольниками, квадратами и пр. Расстроился Лист, что он такой некрасивый, и тут встретилась ему на пути Царица Геометрия, которая, узнав о проблеме, позвала Ножницы и велела привести Лист в порядок. Ножницы аккуратно отрезали смятые края Листа, и стал он квадратом. А Царица Геометрия даровала ему титул барона. Обрадовался Барон Квадрат и сразу повеселел».

После прослушивания я задаю детям 3–4 вопроса на проверку понимания сюжета:

  • Что случилось с Листом в начале истории?
  • Кем сделала Листа Царица Геометрии?
  • Назовите геометрические фигуры, которые вы уже знаете?

Дети, сидя на ковре, слушают педагога

Сказки чаще всего используются в качестве мотивации на вводном этапе занятия или в начале основного

Чтение

Приём, который может быть использован на всех этапах развивающего занятия: на вводном для знакомства с темой урока, на основном — для расширения багажа знаний, на заключительном — для отработки новой информации. Безусловно, его применение зависит от уровня развития навыка чтения у дошкольников. Тексты для зачитывания вслух должны быть лаконичными и сопровождаться иллюстрациями. Например, схема проращивания семян фасоли на занятиях по ознакомлению с окружающим миром представлена пятью картинками с подписями, описывающими весь порядок действий.

Беседа

Способ взаимодействия, который является логическим продолжением всех других приёмов. Например, после прослушивания сказки дети в формате беседы отвечают на вопросы по тексту. Беседа несёт в себе мощное воспитательное значение: дети развивают навык говорить, не перебивая других, а также внимательно слушать товарища.

Наглядные способы взаимодействия с детьми

Как и любой другой вид уроков, развивающие занятия опираются на такие наглядные приёмы:

  • картинки (в старшей группе дети развивают навык составления пересказа по произведениям с 4–5 сюжетными поворотами, например, по сказке Н. Носова «Приключения Незнайки», в отличие от средней группы, где для такого вида работы использовались истории с 2–3 линиями развития действия, так что опорные картинки становятся важным элементом для изложения сути сказки);
  • плакаты (к примеру, правила поведения в лесу дети формулируют, опираясь на соответствующий плакат);

    Плакат с правилами поведения в лесу

    Описывая правила поведения в лесу, ребята развивают навык использования опорных схем

  • демонстрацию, когда педагог показывает своим примером порядок игровых действий или как нужно выполнять поделку, аппликацию;
  • показ, заключающийся в презентации информационного блока в формате видеоролика или мультимедийной презентации.

Последний приём наглядности уместен на занятиях физкультурой или при проведении утренней зарядки: дети смотрят видео и повторяют движения.

Видео: весёлая зарядка «Радужная неделька» для детей старшей группы

Предметно-развивающие зоны в старшей группе

Организовать средства наглядности помогает предметно-развивающая среда в группе. Для детей 5–6 лет её наполнение определяется игровой формой работы, а также образовательным направлением подготовки к учебной деятельности. Материалы для уголков развития могут быть как фабричными, так и ручной работы.

Стеллаж с материалами для игр и комнатными растениями

Предметно-развивающая среда организует средства наглядности по направлениям

Таблица: виды и наполнение предметно-развивающих уголков

Пример оформления речевого уголка в старшей группе

В речевом уголке можно разместить небольшую магнитную доску и азбуку

Практические приёмы

Детям важно не только видеть и слышать, но и экспериментировать, то есть пробовать разные формы взаимодействия с тем или иным материалом. Поэтому на занятиях в ДОУ нельзя обойтись без таких видов работы, как:

  • выполнение рисунков, поделок, аппликаций (эти приёмы могут реализовываться совместно с родителями, например, в заданиях творческих проектов «Моё семейное дерево», «Макет моей улицы» и пр.);
  • проведение наблюдений и опытов, конкретные примеры которых можно увидеть здесь.

Игры как основной приём организации деятельности с дошкольниками

Самым продуктивным способом взаимодействия с детьми-дошкольниками являются игры. В работе с воспитанниками старшей группы активно используются игровые приёмы трёх видов:

  • обучающие для знакомства, отработки и закрепления материала (ознакомиться с примерами можно здесь);
  • подвижные, направленные на физическое развитие дошкольников (обширная картотека игр представлена здесь);
  • театрализованные, призванные содействовать творческому и эмоционально-волевому развитию ребят (образцы таких игр можно найти здесь).
Читайте также:  Восьмимесячный ребенок его развитие

Проведение занятия по развитию дошкольников старшей группы

Тематика занятий по развитию детей соотносится с темами, рассматриваемыми в рамках отдельных образовательных курсов, и отображается при составлении плана работы с группой. Рассмотрим примеры тематического планирования по некоторым учебно-воспитательным направлениям.

Таблица: пример календарно-тематического планирования по ФЭМП в старшей группе (фрагмент)

Таблица: пример календарно-тематического планирования по рисованию в старшей группе (фрагмент)

Дети вырезают из бумаги и делают аппликации

Темы развивающих занятий соотносятся с тематикой в рамках отдельных образовательных курсов

Временной план занятия

Занятие с детьми 5–6 лет длится 30 минут. Это время вне зависимости от образовательного направления распределяется между четырьмя этапами проработки темы:

  1. Этап введения в тему (до 3 минут), необходимый для мотивации и актуализации уже имеющихся знаний, умений и навыков (ЗУН).
  2. Основной этап работы над темой (до 15 минут), подразумевающий изложение новой информации, её связь с тем, что было изучено раньше, а также проведение физкультпаузы.
  3. Этап закрепления полученных ЗУН (до 10 минут), включающий практическую отработку нового материала.

    Дети рисуют красками, педагог помогает девочке

    На этапе закрепления знаний, умений и навыков педагог при необходимости помогает ребятам

  4. Заключительный этап (до 2 минут), на котором педагог оценивает работу всей группы и отдельно каждого воспитанника, дети, в свою очередь, высказывают мнения относительно качества своей работы (в виде ответов на вопросы «Что понравилось/не понравилось на занятии?», «Как я работал?» и др.).

Таблица: пример конспекта занятия по экологии на тему «Земля — наш общий дом» (фрагмент)

Таблица: пример конспекта занятия по музыке на тему «Шагаем мы по лесенке, разыскивая песенку» (фрагмент)

Видео: занятие по развитию речи на тему «Цветик-семицветик» в старшей группе

Развлечение как одна из форм реализации задач развития старших дошкольников

Досуговые мероприятия или развлечения представляют собой организованную деятельность детей и взрослых, призванную создавать положительную атмосферу в коллективе, развивать творческое воображение, фантазию, умения и навыки маленьких воспитанников ДОУ вне непосредственной образовательной активности. Для развлечений, которые проводятся по образовательным направлениям 1–2 раза в год, педагогу необходимо составить сценарий мероприятия. Его структура и хронометраж будут такими же, как и в обычном занятии. Отличия касаются только сути каждого из этапов работы:

  1. Вводный для завязки сюжета.
  2. Основной для разработки композиции с участием детей.
  3. Закрепление в форме игр, в том числе и театрализованных.
  4. Заключение с выводами по теме.

Это интересно. Сюжетно основной этап и закрепление могут не различаться, в этом случае структура развлечения будет трёхчастной.

Дети играют в мяч с педагогом в костюме клоуна

Развлечения призваны создать положительную эмоциональную атмосферу в группе

Таблица: пример сценария развлечения по физкультуре на тему «Физкульт-Ура!» в старшей группе (фрагмент)

Каждый период дошкольного детства уникален. При этом возрастные особенности развития детей определяют специфику задач занятий непосредственной образовательной деятельности и досуговых мероприятий в ДОУ. Одной из наиболее явно проявляющихся характеристик взаимодействия с детьми 5–6 лет является упор на групповые формы работы, так как воспитанники старшей группы отличаются повышенной произвольностью поведения, то есть оказываются способными встать на позицию другого человека.

Источник

Попова Евгения
Возрастные особенности развития детей 5–6 лет (старшая группа)

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий – вежливый, честный, заботливый и др.

В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д., как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том,что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии). При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки – на такие, как сила, способность заступиться за другого. Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого).

Читайте также:  Способность к самоорганизации у ребенка развитие

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга – указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет?»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры.

ОБЩАЯ МОТОРИКА:

Более совершенной становится крупная моторика: ребенок хорошо бегает на носках, прыгает через веревочку, попеременно на одной и другой ноге, катается на двухколесном велосипеде, на коньках.Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребёнком небольших усилий на протяжении достаточно длительного времени).

Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые из них могут обращаться со шнурками — продевать их в ботинок и завязывать бантиком.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.Представления об основных свойствах предметов углубляются: ребёнок хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например,может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный); может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга; сопоставить между собой по величине большое количество предметов.

Ребенок 5-6 лет умеет из неравенства делать равенство; раскладывает 10 предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги.

Освоение времени все ещёне совершенно: не точная ориентация во временах года, днях недели (хорошо усваиваются названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события).

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом).

Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки).

В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.). К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными. Задания, которые можно решить без практических проб, ребёнок нередко может решать в уме.

Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.

Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.).

Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).

Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка; способны к звуковому анализу простых трёхзвуковых слов.

Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

В процессе восприятия художественных произведений дети эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, б