Развития памяти у ребенка до одного года

Когда появляется память у младенца?

Есть мнение, что дети могут помнить даже то, что они чувствовали и слышали в утробе матери. И это действительно так, правда память ребенка в утробный период отличается от привычного нам понимания – она в основном бессознательная и строится на запоминании ощущений и звуков.

И это неудивительно, ведь взрослые люди на 90% используют зрительный источники информации для построения картины мира, а ребенок окружающую среду воспринимает через реакции мамы на химическом уровне.

Функционально память ребенка начинает формироваться после 30-й недели развития в утробе. В этот период нейронные клетки устремляются к гиппокампу, области мозга, которая непосредственно отвечает за запоминание информации и формировании долговременных воспоминаний.

Поэтому еще в утробе ребенок запоминает голоса своих родителей и начинает реагировать, к примеру, когда слышит речь своей матери.

Развитие памяти ребенка в утробе

Можно ли развивать память ребенка еще в утробе? Сам процесс развития памяти у младенца по большей части заключается в том, что ест мама, что слушает, в какой обстановке находится и что она чувствует.

Удивительно открытие было сделано итальянскими учеными, которые заметили, что плод, как и взрослый человек, периодически подносит руки к своему лицу, при этом движения замедляются при приближении. При этом после рождения подобные навыки у ребенка исчезают и развиваются заново позже. Возможно, это связано с ориентированием младенца в ограниченном пространстве.

Жирные кислоты при беременности

Замечено, что, если женщины в период беременности добавляли в свой рацион красную жирную рыбу, то их дели в будущем лучше справлялись с тестами на интеллект и обладали хорошей природной памятью. Это связано с большим содержанием Омега-3 ненасыщенных жиров в красной рыбе.

При этом важно подходить к потреблению рыбы с осторожностью и не использовать в пищу большие и взрослые особи, поскольку в рыбе со временем накапливаются тяжелые металлы, типа ртути. Поэтому более безопасны в этом случае молодые и небольшие рыбы.

Вредные привычки для младенца

На 20 й неделе развития младенца в его мозге активно формируются клетки, которые выполняют защитную и питательную функции, поэтому в этот момент мозг малыша существенно увеличивается в размерах.

На это процесс миелинизации, то есть обрастания нейронов защитными клетками, может негативно повлиять плохие привычки матери и отца. Клетки данного типа довольно чувствительные к гипоксии, то есть к недостатку кислорода, поэтому курение или вдыхание дыма в окружающей среде могут привести к умственной отсталости.

Выкуривание сигарет матерью может приводит к том, что ребенок в утробе не набирает достаточный вес, происходит частый спазм сосудов, что в свою очередь может привести к ишемическому инсульту. Более того, у детей, чьи мамы курили в период беременности, зачастую выявляются дефицит внимания и гиперактивность (СДВГ).

Всё это связано с тем, что с 18-й недели начинают активно образовываться синапсы, которые чувствительны ко всем негативным факторам.

Развитие памяти младенца в утробе заключается в основном в сохранении благоприятной и безвредной среды для нормального развития.

Звуковая память ребенка

На 24-й недели у младенца начинают формироваться уши, поэтому возникает возможность воспринимать и запоминать аудиальную информацию окружающего мира. Эксперименты исследователей показывают, что ребенок в утробе может по памяти отличить интонацию и тембр голоса своей мамы от голоса другой женщины. На той же основе происходит запоминание звуков и музыки, которые младенец слышит в этот период, что естественным образом может сказаться на дальнейшей жизни.

Наверняка вы слышали о влиянии на плод классической музыки и о том, как благоприятно она действует на развитии будущих интеллектуальных способностей малыша. Но это не всегда правда, поскольку в этом случае более важным фактором является синхронность ощущений малыша и мамы.

Если мама будут через силу ежедневно прослушивать композиции известных классиков, то ребенку помимо аудиальной составляющей будет передаваться и негативное эмоциональное восприятие. А это вряд ли сможет помочь привить младенцу хороший музыкальный вкус.

Поэтому музыка как таковая не может быть вредной или полезной для ребенка, все зависит от того, как на нее реагирует ребенок и как к ней относится мама. Важным моментом при прослушивании является громкость музыки, она должна быть умеренной и не должна навредить ребенку.

Как работает мозг малыша

Когнитивные, то есть познавательные, способности и способности к обучению возникают у младенца еще в утробном периоде, и то, как именно они проявляются и развиваются, зависят в том числе и от генетической предрасположенности.

Каждый ребенок по-разному развивается, и считается, что наследственные способности – это 20% от полного потенциала. Это означает, что развивать ребенка крайне важно вне зависимости от генетической составляющей.

Могут ли младенцы думать

Мышление взрослого человека основывается на логике, все процессы рассуждения подвергаются четырём законам логики: тождества, непротиворечия, исключения и основания. Ребенок же не делает сознательные выводы и не размышляет над тем, что происходит вокруг, поскольку он по большей части просто воспринимает мир целиком без разделения информации на фрагменты.

Мыслительный процесс ребенка как в утробе, так и в дальнейшем заключается в синкретичном восприятии реальности. Другими словами, всё что, они воспринимают идет в неразрывной связи с различными эмоциями, поэтому ребёнок видит и ощущает мир горазго ярче и интереснее, чем взрослые люди. Отсюда и исходит более устойчивая долговременная память на многие события и эмоции.

Способность нервных клеток и из окончаний в детстве проявляется максимально, поэтому ребенок способен запоминать, к примеру, иностранные языке лучше и эффективнее, чем многие люди в зрелом возрасте. Память и способность к обучению малышей гораздо лучше, чем у взрослого, за счет фактора новизны информации, ведь для детей в мире практически всё является новым, загадочным и неизведанным, что порождает и сопровождается эмоциями.

Позитивные эмоции являются важным ключом к процессу обучения, чем больше ребенку нравится то, чем он занимается, тем эффективнее будет его умственное развитие и укрепление памяти, поэтому обучение из-под “палки” редко приводит к позитивным результатам.

Память ребенка в первый год

В первый год жизни ребенок начинает осваивать окружающий мир посредством органов зрения. Несмотря на то, что ребенок в первые месяцы обладает довольно слабым зрением, в отличие от взрослых, он начинает следить и наблюдать за тем, что происходит вокруг. Более или менее хороший уровень зрения у малышей формируется к 3му месяцу и постепенно улучшается, что позволяет рассматривать окружающих людей и предметы более детально.

Несмотря на плохое зрение в памяти ребенка уже сформирован аудиальный и визуальный образ матери. Это подтверждается специальными опытами, в ходе которых перед ребенком находилась мама, но говорила несвойственным ей голосом, измененным за счет технических средств, а после перед ним оказывался незнакомый человек, но говоривший голосом матери. Во всех этих случаях ребенок давал негативную реакцию на человека.

Еще с советских времен ученые ввели такой термин, как “комплекс оживления” – ответная улыбка ребенка на улыбку матери и активные движения ног и рук. Как оказалось в дальнейшем при изучении подобной реакции, комплекс оживления является неким сигналом малыша на желание и нежелание начать общение со взрослым.

Этапы развития ребенка по неделям

Внутриутробный период

Ребенок в утробе матери воспринимает и запоминает информацию из окружающего мира благодаря слуху и ощущений мамы за счёт тех или иных гормонов. Несмотря на то, что считается, что малыш учится двигаться осознанно в 3-4 месяца, он активно совершает организованные действия.

12-я неделя

С 12-й недели малыш начинает слышать и развивает способность различать звуки окружающей среды.

1-я неделя жизни

Новорожденный привыкает к распорядку дня, узнает звуки и запахи, которые предваряют кормление: звон посуды, звуковой сигнал нагревателя бутылочек, запах теплого молока.

2 недели

На сроке в две недели после рождения ребенок уже запоминает и отчетливо воспринимает неразделимым образом голоса и внешности матери.

1 месяц

Грудничок начинает запоминать голоса всех членов семьи, которые слышит. В этот период зрение ребенка довольно слабое, но он активно наблюдает за окружающим миром движением глаз.

1,5 месяца

Ребенок начинает запоминать эмоции, которые родители передают при помощи мимики. При этом он понимает в каких ситуациях используются те или иные гримасы.

2 месяца

Со второго месяца ребенок начинает различать простые контрастные цвета, поэтому он начинает обращаться внимание на яркие цветные игрушки и следить за ними взглядом. В этом возрасте начинает проявлять себя более привычная для взрослых память причинно-следственных алгоритмов. Он способен вычленять присутствующих людей от окружающих предметов.

3 месяца

На третьем месяце у ребенка развивается способность различать формы предметов. Время сохранения в памяти образа увеличивается и становится более 1 секунды.

4 месяца

Продолжается развитие способности фиксировать в памяти новые образы более одной секунды. В этот период ребенок начинает узнавать визуальный образ матери в любое время дня и отличать лица знакомых людей от незнакомых.

6 месяцев

Ребенок начинает осознавать различия предметов по их размерам и при игре с исчезновением игрушки прекрасно понимает, что она всё равно существует, ее просто не видно.

8 месяцев

В этом возрасте усиливается негативная реакция на незнакомые лица людей, особенно ярко это проявляется, если ребенок остается наедине с незнакомцем.

Начинает формироваться так называемый “Страх расставания” – если мама вышла в другую комнату и ее долго нет, ребенок начинает беспокоиться и дает это понять громким криком. С этого возраcта до 12 месяцем у малыша проявляется и развивается способность узнавать различные предметы, игрушки или вещи не только в целом, но и по отдельным их частям, это означает, что у ребенка начинает развиваться долговременная память.

9 месяцев

К этому периоду у ребенка начинают проявляться признаки мышления за счёт сенсорно моторного интеллекта. Малыш начинает осознавать, что слова, которые он слышит, являются не просто определенными звуками, но и обладают значением.

1 год

Продолжает формироваться долговременная память. При общении с мамой или папой ребенок стремиться не только к эмоциональному контакту, но и к совместному действию, вовлекая родителей во что-нибудь, к примеру, указывая пальцем на то, что нужно посмотреть вместе.

Советы родителям для развития памяти младенца

Все родители хотят, чтобы из ребенок вырос развитым интеллектуально и стараются нагрузить его порой непомерно, что зачастую является ошибкой и не несет никакой пользы ребенку. Для того, чтобы развитие ребенка происходило нормально и в нужное время, есть несколько советов для родителей:

  • Утробный период
    Чаще разговаривайте со своим ребенком, начиная с 12 недели у него прорезаются уши и он начинает активно познавать мир аудиально. Избегайте вредных привычек и нахождения в среде неблагоприятной для плода: курящие люди, загазованность, токсичность помещений, ремонтные работы и т.д. Страйтесь чаще бывать на свежем воздухе в парках или в лесу. Слушайте ту музыку, которая нравится и вам, и ребенку.
  • Со второго месяца
    Для игры с малышом используйте игрушки контрастных и простых цветов, в этом период он начинает различать простейшие цвета.
  • С третьего месяца
    С этого возраста начинаете играть с ребенком в игрушки разных форм и цветов, с 3-4 месяцев жизни у детей развивается способность различать формы.
  • С четвертого месяца
    К концу четвертого месяца память ребенка на новый объекты постепенно становится крепче и он способен задержать его в памяти более чем на одну секунду. Игры в исчезновение и появление игрушек будет отличным способом развивать его способности.

Источник

Развитие памяти у детей до 1 года

У новорожденных младенцев функции памяти еще находятся на очень низком уровне, поскольку дети в этом возрасте еще не сформировали какой-либо багаж знаний. Существует парадокс – чтобы что-нибудь запомнить, нужно уже что-то помнить. С возрастом дети легко запоминают информацию, получаемую из окружения, и скорость запоминания у малышей напрямую связана с объемом той информации, которую они получил ранее.

Большинство родителей не отдают себе отчет, что занятия с малышом должны быть продуктивными и регулярными, чтобы его интеллект развивался эффективно. И лучше всего начинать с самых банальных детских стишков, которые мама изо дня в день будет повторять ребенку, способствуют формированию базовых навыков и умений малыша.

По характеру психической активности (в зависимости от вида включенных в процессы памяти анализаторов, сенсорных систем и подкорковых образований мозга) память подразделяют на: образную, двигательную, эмоциональную и словесно-логическую.

Память детей от рождения до года формируется благодаря их условным рефлексам. Это так называемая моторная, или двигательная, память. Начиная с 6 месяцев, постепенно возникает и эмоциональная память. На втором году жизни закладывается фундамент образной памяти и образного восприятия.

Важным аспектом в развитии формировании памяти у младенцев является активное участие взрослых. От того, сколько времени родители готовы отдать своему малышу в его младенческом возрасте зависит уровень развития его мышления, воображения и памяти в дальнейшей жизни.

В 3 месяца жизни память ребенка начинает активно проявляться в запоминании лиц и голоса своих близких людей. Ребенок начинает учиться отличать “своих” от “чужих” и соответствующим образом реагировать на их появление.

Постепенно кругозор малыша расширяется, особенно когда он научится переворачиваться на животик, чтобы рассматривать и запоминать окружающие его предметы. Игры с ребенком помогают развивать его память.

Игра “Кто спрятался”?

Игры с игрушками необходимы, чтобы ребенок учился запоминать небольшое (2-3) количество игрушек и определять как их отличие друг от друга, так отсутствие какой-либо среди всех. Игра с прятками игрушек отлично отвечает этим целям, поскольку малыш должен догадаться, какой игрушки не хватает, если мама спрячет ее. Всем игрушкам рекомендуется давать имена, чтобы тренировать у малыша не только зрительную, но и слуховую память.

Игра “Кто пришёл?”

Рассадите перед ребенком три игрушки. Скажите, что они пришли к малышу в гости, но один гость что-то запаздывает. Попросите ребенка закрыть глаза, а сами добавьте одну игрушку. Пусть малыш угадает, «кто пришёл».

Чтение книг полугодовалым детям

Начиная с полугода, детям можно читать книжки. Это позволяет развивать словесно-смысловую память малыша. Доказано, что дети хорошо запоминают не только сюжет сказки, но последовательность действий персонажей. Позже, когда он начнет говорить, он обязательно порадует родителей, пересказанной сказкой.

Игры для развития памяти ребенка до 2х лет

Кто спрятался?

Расставьте перед ребенком четыре игрушки. Скажите, что вы сейчас будете играть в прятки. Пусть малыш закроет глаза, а вы пока спрячете одну из игрушек. Когда малыш откроет глаза, пусть угадает, кто из зверей спрятался. В следующий раз уже можно будет спрятать две игрушки, а малыш должен будет их назвать и т.д.

Игра “Поезд”

Нарисуйте на листе бумаги поезд из трех вагончиков с окошками. Отдельно вырежьте мордочки различных животных. Положите в первое окошко, например, мордочку собаки, во второе окошко – мордочку кошки, в третье окошко мордочку мышки. Обговорите с ребенком, кто едет в первом вагоне, втором и третьем. Соберите всех героев, отдайте ребенку и предложите ему рассадить пассажиров точно таким же образом.

Спичечный шкаф

Сделайте из спичечных коробков шкафчик с выдвижными ячейками. Обыграйте ситуацию, будто к малышу пришла куколка с маленьким камушком в руках и захотела спрятать своё сокровище в шкафчик. Пусть малыш выдвинет ящик и положит в него камушек. Далее кукла расспрашивает о чём-то малыша (чтобы ненадолго отвлечь его от камушка), а потом начинает «собираться» домой и просит его дать ей её камушек. Малышу придется вспомнить, в какой ящичек он положил камушек.

Кто сначала, кто потом

Положите перед ребенком три игрушки: куклу, зайчика и щеночка. Возьмите на руки куклу и «попоите» её из игрушечной чашечки, потом «попоите» зайчика и в самом конце щеночка. Пусть малыш расскажет, в каком порядке «пили» зверюшки.

Повтори действия

Положите перед малышом 2-3 игрушки и проделайте с каждой из них разные действия: мишку «положите» на стол, зайчика подбросьте вверх и поймайте, машинку крутаните. Предложите малышу повторить ваши действия с теми же самыми игрушками.

Кто где спрятался

Возьмите две-три коробочки. При ребенке спрячьте в одну коробочку мячик, в другую – кубик, в третью – матрешку. Скажите ребенку: «Покажите, в какой коробке матрешка, а в какой мячик?». В дальнейшем можно изменить задание и спросить: «Скажи, а что спрятано в этой коробке?». Ребенку нужно назвать предмет, а потом заглянуть в коробку и проверить правильность своего ответа.

Кто где живет

Вырежьте из картона три домика (домики должны отличаться по цвету и размерам). В первом домике будет жить медведь, во втором – зайчик, в третьем – кошка. Расселите игрушки по домам. Обратите внимание малыша, кто в каком домике живет. Далее игрушки выходят из домиков и отправляются на «прогулку». После «прогулки» надо вернуть игрушки в свои домики. Домики могут быть плоскими, в таком случае из картона нужно вырезать и фигурки животных. Вместо домиков можно использовать игрушечные машинки – кто на какой машинке приехал.

У кого что было?

Посадите перед ребенком трех игрушечных животных и «раздайте» каждой игрушке разные предметы: например, зайчику – мячик, мишке – баночку, обезьянке – зубную щетку. Потом предложите малышу закрыть глаза и вспомнить, что держит в лапах зайчик, а что мишка и обезьянка.

Сказочная память

Скорее всего, ваш ребенок хорошо знает русские народные сказки, такие например как «Репка», «Колобок», «Теремок». Подготовьте карточки с изображением персонажей одной из этих сказок и расскажите с их помощью сказку. А затем попросите ребенка самостоятельно выложить карточки в нужном порядке, например: дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка.

Игры и упражнения для развития внимания и памяти у детей 3-4 лет 

Внимание малыша необходимо привлекать собственной вовлеченностью и ярким эмоциональным настроем, при этом несколько раз повторяя призыв к игре. Лучше всего в процессе игры находиться на одном визуальном уровне  с ребенком, присев на корточки или повторив позу малыша.

Развитие внимания через просмотр ярких картинок 

Для этой игры лучше всего подходят яркие детские рисунки, которые можно купить в магазине детских товаров или просто использовать картинки с книжек малыша. Цель игры заключается в том, чтобы ребенок на названные мамой или папой части тела самостоятельно постарался показать их на картинке, например: глазки, ушки, лапки и хвост. Если у малыша возникают затруднения с указанием того, что вы называете, то стоит подобрать картинку с явно выделенными и заметными частями. После чего усложнять игру, показывая картинку с элементами, которые не бросаются в глаза сразу, а требуют более внимательного поиска. 

Развиваем слуховую память

Для этих целей подойдут любые музыкальные детские игрушки, например: попросите малыша отвернуться, а сами постучите по барабану или подудите в дудочку. Ребенок по этим звуком должен правильно определить, на чем вы играли. Если в ходе игры у ребенка возникают сложности, то необходимо предварительно несколько раз продемонстрировать, как звучит барабан или флейта, параллельно имитируя полученные звуки ртом. 

Далее задание усложняется и добавляются предметы, которые не имеют явных контрастных отличий по звучанию, например: кружка и тарелка.

Чем предметы схожи?

Для этого упражнения нужны предметы разных групп, например, игрушечные машинки, овощи, предметы одежды. Объясняйте малышу, почему одни вещи вы считаете похожими, а другие – нет. Попросите его разложить предметы по парам: игрушку с игрушкой, овощ с овощем. Эту игру можно развивать и усложнять почти до бесконечности. Например, можно выбирать пары по цвету, по размеру – подходят любые критерии. Главное даже не их «достоверность», а попытка ребенка рассуждать. Например: «Похожи машинка и мамины сережки – они мне нравятся, я хотел бы ими поиграть». Поняв принцип таких игр, вы сможете постоянно находить поводы для развития внимания и памяти. Любая прогулка, поход в магазин, время приготовления обеда – доставят вам массу удовольствия и будут полезны. Главное, помните: малыш не может долго концентрировать внимание! Занимайтесь не долее 10 минут – потом позвольте ему переключиться и поиграть. Спустя минут 40 можете снова предложить ему упражнение.

Развитие памяти у детей 5ти лет

Многие родители скажут, зачем вообще заниматься с ребенком по специальным методикам, если он и без них хорошо запоминает стихотворения, детские песенки и прочее. Однако психологи и педагоги утверждают, что заниматься развитием памяти не бывает слишком много, так как в дальнейшем ребенку будет легко усваивать новую информацию, хорошо и бегло читать и успешно учиться в школе, сможет нестандартно мыслить и будет неординарной личностью. К сожалению, школьная программа и программа обучения дошкольников не предусматривает того, чтобы научить детей правильно запоминать материал и тренировать при этом память. А, занимаясь с малышом дома, многие родители жалуются на то, что очень сложно увлечь его выполнением упражнений и заданий. Современные методики развития памяти хороши тем, что процесс обучения строиться в форме игры, развлечения, времени тратиться не много, что опять же хорошо для родителей, которые испытывают дефицит времени на занятия с ребенком, а эффективность таких занятий очень высока.

Методы развития памяти у детей

Прежде чем выбирать методику для развития памяти, следует сказать, что различают кратковременную, долговременную и мгновенную память, и каждого вида существуют свои задания, упражнения, развивающие игры.

Для развития концентрации, внимания и памяти существует множество методик. 

Методика Домана.

Методика развития малышей и подростков Гленна Домана направлена на развитие как физического тела, так и интеллекта. Она включает в себя множество развивающих упражнений, которые для достижения результатов рекомендуется выполнять систематически. Занятия проводятся в игровой форме и имеют возрастные отличия: есть комплекс для новорожденных, есть для младенцев постарше, а так же для дошкольников и школьников.

Упражнения для регулярного выполнения:

Серия интеллектуальных тренажеров:

Как научить вашего ребенка читать.

Ребенку демонстрируются карточки со словами. Первые дни занятий включают 3 сеанса показа по 15 слов — существительных. Затем количество сеансов наращивается до 9.

На следующих этапах занятий также наращивается количество слов и добавляется показ нескольких слов (словосочетаний, предложений) одновременно. Используются карточки 50 на 10 см, на которых красными крупными буквами написаны слова.

Бит интеллекта.

Ребенку быстро демонстрируются карточки с изображениями, при этом необходимо произносить факты о изображенных объектах.  Время показа 1 карточки — 1-2 секунды! Используются карточки 28 на 28 см, на которых на белом фоне изображены объекты. Первые дни занятий включают 3 сеанса по 10 карточек, затем количество карточек в 1 сеанс плавно увеличивается до 120! Карточки, которые демонстрировались 30 раз убираются из показов, регулярно добавляются новые. Таким образом за год возможно изучить более 1000 карточек и фактов о изображенных объектах.

Как научить вашего ребенка считать.

Для обучения счету до 20 ребенку быстро демонстрируются карточки с изображениями точек по количеству изучаемых цифр. Занятия включают 3 сеанса по 5 карточек. Ежедневно добавляются 2 новые карточки и удаляются из показов две карточки с уже изученными цифрами. Далее вводятся дополнительные карточки с большим количеством точек и увеличивается их число.  Доман полагает, что, если регулярно и с достаточной интенсивностью показывать карточки, на которых будут нарисованы точки от одной до бесконечности, они научатся с ходу определять количество предметов, не пересчитывая их, и это поможет им выполнять в уме арифметические действия с большими числами.

Метод Шичида

Развитие памяти по методу Шичида направлено на развитие творческих навыков у малышей, эффективное запоминание материала, и стимуляцию креативного мышления. Упражнения и игры разработаны таким образом, чтобы можно было заинтересовать в занятии и дошкольников, и грудничков, поскольку комплексы разработаны для отдельных возрастных групп детей. По этой методике работают многие детские сады и школы, а также она рекомендуется для занятий ребенка с родителями. Важным требованием для достижения хороших результатов обучения является системность и регулярность занятий.

Методика эйдетики

Эйдетика представляет собой одну из современных методик развития речи, памяти ребенку, обучения его чтению и скорочтению, развития образного мышления у ребенка. С ее помощью, занимаясь по несколько минут в день, можно достичь потрясающих результатов. Те педагоги, которые обучали детей в школьных и дошкольных заведениях по упражнениям данной методики пришли к выводу, что с ее помощью даже самого слабого ученика можно вырастить развитой и неординарной личностью. Суть метода состоит в том, чтобы подключить к процессу запоминания все органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, тактильные ощущения.

Таким образом, можно создавать ассоциации, которые помогут вспоминать необходимую информацию. Методик для развития и тренировки памяти и внимания существует множество, но нет смысла опробовать на ребенке каждую. Можно выбрать для занятий упражнения из разных методик, которые больше нравятся малышу или родителям. Не смотря на то, что некоторые методики рассчитаны на развитие детей от 0+, перед началом занятий следует проконсультироваться с неврологом на предмет зрелости мозговых структур к интеллектуальным нагрузкам. Важно помнить, что любые упражнения для развития детей должны носить систематический характер, чтобы эффект от них был максимально высоким. Продолжительность занятия т особенности развития памяти и внимания прямопропорционально зависит от возраста ребенка.

Особенности развития памяти у детей дошкольного и школьного возраста

Память детей от 3 до 6 лет имеет отличительную особенность, запоминание у них развито на автоматическом уровне. Именно поэтому педагоги рекомендуют в этом возрасте начать обучать малышей иностранным языкам.

Дошкольники быстро и хорошо запоминают иностранные слова, что существенно облегчает изучения языка в будущем. У дошкольников младшего возраста с 3 лет начинает активно развиваться долговременная память. Малыш запоминает все, что имело эмоциональную нагрузку и впечатлило его.

Хотя запоминание происходит неосознанно, так как ребенок еще не имеет конкретной цели, у него нет осознанной необходимости держать в памяти что-либо. У детей младшего дошкольного возраста появляются задатки логического мышления, хорошо развита моторика.

Словесная память начинает сочетаться со смысловой, что отражается в умении составлять небольшие осмысленные рассказы или умение пересказывать несложные тексты. В старшем дошкольном возрасте, начиная с 5 лет, память ребенка становится более образной и эмоциональной.

Пересказы историй или сочинение рассказов приобретает более эмоциональную окраску. Начинает проявляться произвольная память, что позволяет ребенку запоминать то, что от него требуют. Формирование произвольной памяти свидетельствует о готовности ребенка к обучению в школе.

Поэтому если к 5-6 годам ребенок еще не в состоянии пересказывать тексты и запоминать несложные рассказы, родителям следует заняться тренировкой его памяти. Для развития памяти детей младшего дошкольного возраста можно использовать логические игры, учить и запоминать стихотворения, детские песенки. Любые, даже незначительные успехи, должны поощряться родителями, чтобы стимулировать у малыша желание к занятиям.

Источник